Мытарство «ходячих» денег

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (50), Февраль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов В.А. Мытарство «ходячих» денег // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 2. – С. 101-102.

Аннотация:
В 2001 г. Комитетом по культуре и туризму Государственной Думы РФ было проведено обследование состояния и перспектив развития туризма в регионах Российской Федерации. На предложенные анкеты ответили 40 субъектов Федерации, представившие интересную информацию о туристских маршрутах и туристских ресурсах, которые весьма важны в аналитической работе и существенно дополняют материалы государственной статистической отчетности.

Ключевые слова: Россия, региональный туризм



В 2001 г. Комитетом по культуре и туризму Государственной Думы РФ было проведено обследование состояния и перспектив развития туризма в регионах Российской Федерации. На предложенные анкеты ответили 40 субъектов Федерации, представившие интересную информацию о туристских маршрутах и туристских ресурсах, которые весьма важны в аналитической работе и существенно дополняют материалы государственной статистической отчетности.

Действующие в регионах комитеты, департаменты, управления по туризму как структурные подразделения администраций областей, краев, республик, городов, в своем большинстве разработали и реализуют Программы по развитию въездного и внутреннего туризма, которые в концентрированном виде отражают основные направления социально-экономической политики в сфере туризма.

Представленные данные свидетельствуют, что созданные при администрации региона комиссии по лицензированию международной туристской деятельности осуществляют контроль за соблюдением туристскими фирмами лицензионных требований (это подтверждают и данные об изменении количества туристских фирм, имеющих либо утративших лицензии, а также количества выданных либо аннулированных сертификатов качества туристских услуг) [1].

Как показывают материалы обследования, преобладающая часть туристских фирм на начало 2001 г. функционировала в виде обществ с ограниченной ответственностью (до 70%), открытых и закрытых акционерных обществ (до 20%) и остальные 10% приходятся на иные организационно-правовые формы. Статус учреждений, дающий права на льготы, в частности, освобождение от уплаты земельного налога, согласно Закону РФ «О плате за землю (1991 г., дополнения 1992 г.), имеют менее 2% туристских фирм. Это означает, что существуют серьезные законодательные ограничения развития внутреннего и въездного туризма. Вследствие этого, туристские организации вынуждены отказываться от ранее выделенных земельных участков, как это было, например, в Ростовской области, Республике Дагестан.

С введением с 01.01.2001 г. в действие второй части Налогового Кодекса и закреплением статуса «учреждение» за некоммерческими организациями все туристские фирмы ввели в стоимость своих путевок 20-процентный налог на добавленную стоимость, что резко сократило контингент туристов, путешествующих по внутрироссийским маршрутам, а также число желающих воспользоваться экскурсиями.

Все это привело к тому, что в структуре туристического рынка России преобладает выездной туризм, вследствие чего на каждый доллар экспортируемых услуг отечественным туристам и путешественникам приходится 2,80 долл. импортируемых услуг. Внутренний туризм развивается весьма медленными темпами. Представляется, что многие причины, сдерживающие становление конкурентоспособной сферы туризма в России, связаны с гостиничным хозяйством, оказывающим значительное влияние на уровень туристского сервиса.

Динамика показателей гостиничного хозяйства характеризует отрицательную тенденцию, проявляющуюся в следующем: количество гостиниц, а также санаторно-курортных организаций отдыха сокращается из года в год, при этом уменьшается их единовременная вместимость. Исключение составляют санатории и пансионаты с лечением, количество и вместимость которых за анализируемый период времени увеличились.

Примерно третья часть гостиничных предприятий размещена в сельской местности. При этом в последние годы их количество сократилось на 40%, а единовременная вместимость – на треть. Коэффициент использования гостиничного фонда остался низким – 0,12, тогда как в городской местности он равен 0,36. Тем не менее, в городской местности также отмечено сокращение количества и вместимости гостиничных предприятий на 14-16%.

Сокращение количества гостиничных предприятий обусловлено ликвидацией многих ведомственных гостиниц, причиной которого явилось отсутствие финансовых ресурсов для их содержания. Кроме того, устаревшее оборудование и неквалифицированный персонал не позволяют им участвовать в конкуренции на рынке платных услуг. Качественные параметры номерного фонда гостиничных предприятий невысоки. На долю гостиниц, услуги которых соответствуют мировым стандартам 3-5 звезд, приходится 6,4% номерного фонда [2]. Доля номеров класса «люкс» - 0,4%, номеров, не имеющих удобств – 1,0% от общего номерного фонда гостиничных предприятий. Из общего количества отечественных гостиниц на размещении туристов специализируются лишь 102 предприятия (или 2,4% от их общего количества).

Стандартные классификационные требования отражают состояние материально-технической базы, полноту сервиса, уровень и качество гостиничных услуг, ориентированных на конкретные группы потребителей. Согласно российскому законодательству, стандартизация и сертификация гостиничных услуг осуществляется на добровольной основе.

Вследствие несовершенства законодательства и нормативной базы около 80% гостиничных предприятий России избегают официальной процедуры государственной сертификации, что затрудняет формирование качественного туристского продукта. Как это принято в мировой и отечественной практике, российский рынок гостиничных услуг может быть представлен тремя основными сегментами [3]:

‑ верхний сегмент, куда входят отели четырех-пяти звездного уровня;

‑ средний сегмент двух-трех звездных гостиниц;

‑ нижний сегмент гостиниц, имеющих одну звезду либо без звезд.

Кроме того, целесообразно выделить в самостоятельный (четвертый) сегмент различные средства размещения в виде пансионатов, туристских баз, приютов, кемпингов, общежитий для приезжих и т.п.

Отели, относящиеся к верхнему сегменту, предлагают сервис, соответствующий высоким требованиям международного 4-5-ти звездного стандарта обслуживания, в т.ч. «Рэдиссон Славянская», «Ренессанс Москва», «Метрополь», «Балчуг», «Националь», «Аэростар» и др. расположены в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах. Они отличаются ростом средней загрузки гостиничного фонда при одновременном росте цен на услуги размещения.

Так, пятизвездный отель «Атриум Палас» в г. Екатеринбурге обеспечивает себе высокую загрузку путем активного взаимодействия с турфирмами, через которые реализуется около 30% общего количества услуг размещения. Работа турфирм стимулируется 20-25% комиссионным вознаграждением. Кроме того, администрация отеля организует проведение деловых мероприятий, что также повышает эффективность конечных результатов деятельности.

Четырехзвездные отели открылись в г. Екатеринбурге («Трансотель»), в г. Перми («Алмаз Урала»). В их номерной фонд входят номера экономкласса, а также категории «люкс», «студио», «сьют», президентские апартаменты. Уфимский четырехзвездный «Президент-отель» обеспечивает себе нагрузку на уровне 80%, работая с двумя турфирмами, которые организуют размещение транзитных групп туристов в основном на одну ночь.

Позитивный вклад в финансовое положение отелей этого сегмента вносят дополнительные услуги по организации праздничных мероприятий, сдача в аренду конференц-залов и т.п. В их рыночном позиционировании наиболее существенными факторами являются состояние номерного фонда и комфортабельность административных и рекреационных помещений, короткий период времени с момента строительства или реконструкции, местоположение.

Часть отелей верхнего сегмента рынка гостиничных услуг входит в состав транснациональных гостиничных цепей, что позволяет им гарантировать высокий стандарт обслуживания, привлекательный для высокодоходных слоев путешественников. Положительным примером следует считать четырехзвездный «Кволити Отель Тюмень» (г. Тюмень), входящий в международную гостиничную цепь Choice Hotels International, который ориентирован на обслуживание как деловых путешественников, так и туристов. К услугам деловых людей предлагается конференц-центр, объединяющий пять функциональных залов. В загрузке номеров отеля все большее участие принимают туристские фирмы, в т.ч. одного из постоянных партнеров ‑ компании «Академсервис ДМС».

Средний сегмент рынка гостиничных услуг представляют двух-трехзвездные гостиницы, которые призваны обеспечивать средний, по мировым стандартам, уровень сервиса по доступным ценам. Спрос на такие услуги довольно велик по своему объему, что ведет к неплохому уровню загрузки, особенно в сезон.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:49:42