Трансформация парадигмы управления организацией в рамках применения бережливого подхода

Аладко О.И., Хайдукова Е.С.

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Под воздействием эволюционных процессов подходы и модели управления производством и учреждениями меняются, подстраиваясь под вызовы современного общества, его потребности и преобразования, связанные с технологическими прорывами в разных областях. За последние десятилетия произошли явные изменения, которые повлияли на алгоритмы и сценарии принятия управленских решений. В научных трудах И.Ш. Баснукаева [3], Ю.В. Панько [12] рассмотрены вопросы особенностей выстраивания управленческих цепочек и алгоритмов принятия решений в современных условиях, что подтверждает влияние эволюционных изменений на устоявшиеся сценарии управления организацией.

Горизонт планирования сокращается, управленцу все сложнее спрогнозировать исход и принять стратегически верное решение. Для понимания сложившихся условий трансформации системы управления необходимо рассмотреть периоды, отмеченные значимыми событиями, которые определили направления дальнейшего развития и формирования современного образа изучаемого явления (рисунок 1).

Рисунок 1 – Хронология ключевых событий повлиявших на формирование условий трансформации управленческой системы организаций [1]

Анализ последовательности цепочки событий позволит сформировать и лучше понять причины изменений и оценить их последствия.

2018-2024 гг. – период быстрого распространения цифровых технологий. Реализация национального проекта «Цифровая экономика» нацеленного на быстрое распространение и внедрение цифровых решений в деятельность организаций. Активное внедрение существующих IT-технологий и разработка решений адаптированных под актуальный запрос требует трансформации системы менеджмента. Для качественной цифровой трансформации необходима кадровая база, которая позволит адаптировать систему управления под современные запросы государства [13]. Аспекты цифровой трансформации управленческой системы в своих работах рассматривают О. И. Аладко [2], И. Д. Набойченко [11], Р. Р. Хохлов [16].

2019-2021 гг. – период пандемии. Вопросы влияния COVID-19 на экономичнеские и управленческие процессы в своих работах рассматривают Р. Ш. Бикметов [4] и А.П. Дзюба [5]. Объявленная социальная изоляция привела к серьезным изменениям в модели управления. Необходимо было в короткие строки переориентировать систему принятия решений и действовать в новых условиях удаленной работы. В российской системе менеджмента подобных сценариев просто непросто не было. Но вынужденная необходимость навсегда изменила подход к построению системы управления в России.

2022 г. и по настоящее время – период обострения геополитической обстановки. Объявленная в феврале специальная военная операция запустила необратимые последствия в отношении финансовых рынков России и замедлила темпы роста экономики. Что становится на сегодняшний день еще одним вызовом для управленцев, которые принимают решения в условиях жестких ограничений. Это также приведет к изменениям сценариев принятия решений и выработке новых подходов к управлению в условиях ограниченности ресурсов. Также данный период обусловлен усилением санкционного давления, возникают ограничения не только в возможностях выхода на внешние рынки, но и необходимость в создании условий для организации импортозамещения. Особенности управления предприятиям в условиях жестких органический рассматривали в своих исследованиях В. З. Абдрахимов [1] и М. Г. Масальский [10].

В данных условиях горизонт планирования сокращается, растет количество дополнительных рисков для компании, управленцу все сложнее спрогнозировать исход и принять стратегически верное решение. По мнению авторов сокращение сроков стратегического планирования с целю определения будущего развития, порождает следующего рода управленческие проблемы и барьеры:

- Затрудняется стратегическое планирование. Ограниченность горизонтов планирования приводит к сокращению эффективности долгосрочного анализа рынка, оценки тенденций и трендов, тем самым снижается качество приятых решений относительно будущего развития компании, что приводит к снижению потенциала роста производительности и конкурентоспособности.

- Повышается уровень рисков, так как растет уровень неопределенности. В условиях ограниченных сроков планирования управленцы принимают тактические решения, игнорируя возможные стратегические риски (ухудшение экономических условий, изменение законодательства, кадровый резерв и т.д.).

- Сокращается лимит доверия инвесторов и партнеров, что приводит к снижению инвестиционного капитала и ограничивает возможности развития компаний. Инвесторы и партнеры в первую очередь хотят видеть стратегически стабильные компании, показывающие твердую тенденцию роста и развития, а сокращение горизонтов планирования не могут этого обеспечить, что приводит к неуверенности руководства в будущем компании.

- Снижается качество развития человеческого капитала. Менеджеры организаций ориентированы на реализацию краткосрочных целей и тем самым не видят необходимости вкладывать средства в развитие сотрудников, считая это неоправданными тратами. Такие решения приводят к снижению не только качества кадров, но и существенно влияют на производительность.

- Падает мотивация персонала. Смена парадигмы управления и фокус целей направленных на получение моментального эффекта в краткосрочной перспективе негативно влияют на моральный климат сотрудников компании, порождая страхи и карьерный стресс. Перспективные кадры уже не видят заинтересованности в себе, как в ценном ресурсе, что демотивирует их стратегическое развитие совместно с компанией, снижая общую продуктивность и вовлеченность в работу и порождая такие явления как «тихое увольнение».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что исследование является актуальным, так как на сегодняшний день сформировалась потребность в трансформации существующей парадигмы управления в условиях глобализации и цифровой трансформации. Российская экономика нуждается в комплексной программе реформирования управленской среды. Требуются новые инструменты или адаптированные практики альтернативных подходов менеджмента.

Также актуальность подтверждается тем, что за последние несколько лет в стране предпринято большое количество мер по сопровождению и мотивации компаний к изменениям. Для повышения конкурентоспособности предприятий и компаний Российской Федерации, предпринимается ряд мер, которые оказывают поддержку с целью обеспечения условий стратегического планировании, роста инвестиционной привлекательности и трансформации подходов принятия управленческих решений в условиях риск-менеджмента. По мнению авторов на сегодняшний день уже предприняты ряд мер, которые обеспечат трансформацию модели российского менеджмента.

В 2019 году в России был объявлен старт реализации Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» нацеленный на частичную трансформацию подходов в управлении. В основу модернизации легло внедрение в процессы менеджмента инструментов бережливого производства (данный подход соответствует японской модели менеджмента), которые способствуют оптимизации бизнес-процессов и повышению производительности труда [7]. В ходе решения задач нацпроекта была создана инфраструктура, включающая в себя Федеральный центр компетенций (далее ФЦК) и подведомственные ему Региональные центры компетенций (далее РЦК) в 60 регионах страны. В материалах исследования Измоденова К.С. [8] рассматриваются ключевые вехи современного развития бережливого управления и вопросы эффективности реализации задачи центрами компетенций по повышению производительности труда. Главной задачей центров компетенций является поддержка на этапе внедрения и адаптации технологий бережливого производства, совершенствование модели управления и повышения качества кадрового состава предприятий-участников проекта [7]. Также результатом реализации национального проекта стала платформа цифровых решений, которая в режиме реального времени способна провести диагностику предприятия и выявить ключевые проблемные зоны процессов и дать рекомендации по их устранению. Еще нацпроект нацелен на формирование российского сообщества топ-менеджеров с высоким уровнем квалификации через участие их в программах повышения квалификации «Лидеры производительности» и переподготовки кадров от «Агентства развития навыков и профессий» кадров. Еще одним из веяний идей трансформации управленческого подхода стало возрождение движения рационализаторства, что позволит, за счет предложений по улучшению от сотрудников компаний адаптировать управленческие процессы под современные запросы и выйти в лидеры на рынке по производительности. Данная практика уже осуществлялась на российских предприятиях, но со временем фокус внимания сместился в пользу других решений, сегодня ее возрождают посредствам проектного управления.

На сегодняшний день национальный проект завершился и показал достаточно высокие результаты в отношении совершенствования управленческих инициатив. В подтверждение этого была представлена аналитика, которая была сформирована в результате социологического исследования изменений эффективности работы и управления после прохождения программы обучения руководителей предприятий, которая являлась частью национального проекта «Производительность труда». Рост эффективности работы отметили 62% [2] респондентов, что говорит об удовлетворенности результатами реализации национального проекта. В рабочую группу по повышению производительности на предприятиях входят 72%2 респондентов, что говорит о высокой вовлеченности персонала в оптимизацию бизнес-процессов. 74%2 опрошенных отмечают, что эффективность работы управленческого персонала выросла, что может свидетельствовать о трансформации парадигмы управления и образа современного управленца.

В настоящее время идеи национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» легли в основу Федерального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» в числе, ключевых мероприятий которого по-прежнему остается повышение производительности труда. Федеральный проект расширяет зону тиражирования практики бережливого подхода в управлении и нацелен к своему завершению обеспечить внедрение философии бережливого производства в 100% учреждений социальной сферы [3]. В основе оптимизации бизнес-процессов также будут лежать инструменты бережливого подхода, которые доказали свою эффективность при реализации нацпроекта «Производительность труда» [15]. Внедрение философии бережливого производства и адаптация инструментов под процессы российских компаний это шаг на пути созданию новой культуры управленческого сообщества. Новая культура управления позволяет исключать потери и показывать экономию ресурсов, оптимизировать цепочки действий меняя подход к организации логистики, выстраивать эффективную корпоративную культуру, в которой каждый сотрудник видит свою ценность, его идеи по улучшению не только принимаются, но и дают колоссальный экономический эффект [14].

Аккумулируя и анализируя лучшие практики в ходе деятельности ФЦК и РЦК, формируется новый поход к управлению компанией, который в рамках работы центров компетенций запланировано тиражировать. Для этого в рамках проекта «Эффективная и конкурентная экономика» будут создаваться Отраслевые центры компетенций (далее ОЦК), которые адресно, для отрасли будут представлять решения, которые проще тиражировать на практике.

Бережливое производство – это концепция оптимизации бизнес-процессов, применение инструментов которой, показало высокую эффективность и применяется центрами компетенций. Внедрение бережливых инструментов трансформирует подход к управлению процессами и формирует новую модель управления. Данные изменения требуют уточнения нового термина в управленческой среде.

Ефремцева Т.Н. [6] в своей статье рассматривает вопросы важности роли центров компетенций в развитии управленческого потенциала, что подтверждает важность к формированию общего понимания эффектиной модели управления. Ключевым научным пробелом в исследовании и формировании образа эффективной парадигмы управления является отсутствие четкого определения термина «бережливое управления» для однозначного его прочтения ФЦК, РЦК, ОЦК и российскими компаниями при тиражировании лучших практик по оптимизации бизнес-процессов. Необходимо единое понимание, которое складывается из понятийного аппарата и четко сформулированных щепочек последовательных действий по внедрению и адаптации того или иного инструмента бережливого производства.

Исходя из вышесказанного авторами определена цель исследования: сформулировать авторское определение термина «бережливое управление» для закрепления в нормативных документах однозначного его понимания всеми участниками процессов оптимизации, которое ляжет в основу авторской парадигмы управления в условиях применения бережливого подхода.

Использование единого определение термина «бережливое управление» и закрепление его нормативными документами, повышает результативность реализации программ центров компетенций при работе с организации за счет однозначного его понимания, что отразится на росте производительности труда организации и позволит трансформировать современную парадигму управления.

В ходе исследования авторами применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, моделирование, описание.

Квадро концепция трактовки термина «Бережливое управление»

Начать нужно с формулировки определения для термина «Бережливое управление». Это сформирует понимание у сообщества менеджеров общего подхода к выстраиванию современной культуры управления, которая будет не только закрывать текущие потребности в эффективных решениях для организации, но и формировать стратегические дорожные карты, которые обеспечат конкурентоспособность и колоссальный финансовый потенциал. Сотрудникам компаний, которые зачастую являются членами рабочих групп, направленных на улучшения бизнес-процессов, это сформирует понимание образа ожидаемого результата и поможет четче ставить цели оптимизации операций.

На сегодняшний день в нормативно-правовых актах не закреплено понятие бережливое управление [8], но оно употребляется в ряде материалов:

- РЦК Краснодарского края в информационно-методических материалах дает следующее определение: бережливое управление – концепция управления любым видом деятельности (образование, здравоохранение, санаторно-курортная отрасль, госуправление, отрасль ЖКХ и др.), основанная на постоянном стремлении к совершенствованию, ориентацию на клиента и устранению всех видов потерь [4].

- Е.В. Чукасова-Ильюшкина в своей статье дает такое определение бережливому управлению – это метод управления процессами и организацией труда, нацеленный на увеличение производительности и эффективности компании, то есть повышение прибыльности и качества продукции [17].

- КУ ВО «Центр эффективности правительства Воронежской области» дает термину бережливое управление следующее определение – это непрерывное совершенствование системы государственного управления с применением принципов, ценностей и инструментов бережливого производства, основанного на системном подходе к выявлению скрытых потерь и поиску методов их устранения с максимальной ориентацией на гражданина [5].

ГОСТ Р 56020 – 2020 «Бережливое производство. Основные положения и словарь» не содержит определения для данного термина. Отечественные ФЦК и РЦК также не дают унифицированного понятия бережливого управления, что затрудняет понимание образа желаемого результата и эффективности предпринимаемых решений в рамках оптимизации. Непонимание четкого алгоритмы модернизации системы управления и переход на более совершенную лишенную потерь [6].

Многие под бережливым управлением понимают бережливое производство [9], но, по мнению авторов, данная интерпретация является неточной – это близкие по своей основе, но все-таки различные, по сути, подходы. Внедрение инструментов бережливого производства и погружение всех участников процессов как офисных, так и производственных позволяет постепенно трансформировать управленческие операции, что порождает формирование концепции бережливого управления. В сложившейся ситуации необходимо уточнение понятия бережливое управление и внесение его в нормативные документы и учебные материалы, применяемые в корпоративной среде.

В основу трактовки определения авторами взяты четыре базовых компонента управленческой системы (управленец, сотрудник, офисный процесс, производственный процесс), которые являются основой для новой концепции управления. За счет применения инструментов бережливого производства относительно каждого из четырех компонентов квадро концепции формируется новый подход к управлению. Управленец в новом виде это руководитель-стратег, который исключает потери в будущем, принимая уже на этапе планирования стратегически верные продуманные решения.

Бережливый сотрудник инициативен, имеет высокую производительность, стремится не только к личному профессиональному росту, но и к реализации стратегических задач предприятия с минимальным количеством потерь. Производственные и офисные процессы организованы так, что выдают максимум результата при минимальном потреблении сырья за счет полного исключения из цепочек действий потерь. В коллаборации всех четырех компонентов рождается новый вид высокоэффективного управления компанией (рисунок 3).

Рисунок 3 – Авторская квадро концепция трактовки определения термина «бережливое управление» [7]

Исходя из вышесказанного авторами было сформулировано определение термина с учетом современных тенденций развития производственного сектора экономики и целей национальных проектов России.

Бережливое управление – это подход к управлению, нацеленный на непрерывную оптимизацию алгоритмов принятия управленческих решений в отношении стратегических и операционных процессов, основанный на вовлечении всех сотрудников, по модели «снизу вверх», направленный на рост показателей производительности труда, конкурентоспособности и формирование целостной бережливой культуры предприятия [8].

Концепция бережливого управления раскрывает более широкое понимание подхода к принятию управленческих решений, это больше про среду, которая должна создаваться в компании, попадая в которую сотрудник автоматически (нет вариантов делать по-другому) строит свой производственный процесс без потерь, нацелен на совершенствование. Современный управленец понимает, разделяет и применяет инструменты концепции бережливого производства, осмысливает свои управленческие решения с учетом внешних факторов и дальнейших перспектив, прогнозирует и понимает последствия от принятых управленческих решений.

Новая парадигма управления организацией

Современные экономические вызовы и социальные задачи требуют формирования новых алгоритмов в управлении. Понимание новой бережливой концепции управления позволит изменить современные принципы руководства процессами компании, отражая современные тенденции развития экономики и общества. Бережливый подход к управлению позволит трансформировать иерархическую модель управления, сложившуюся за десятилетия в сообществе том-менеджеров, в пользу более гибких, адаптивных и инновационных форм организации деятельности на предприятии. Тиражирование практик бережливого управления и инструментов бережливого производства на все субъекты экономико-социальных отношений позволит сформировать новую парадигму управления (рисунок 4).

Рисунок 4 – Предлагаемая парадигма управления организацией с учетом бережливого подхода [9].

Новая парадигма управления исключает потери из всех процессов внутри компании, делая ее высокопроизводительной. Организовав внутренние бизнес-процессы и управленческую культуру, менеджеры начинают оптимизировать внешние связи. Это становятся толчком к изменению управленческой парадигмы у контрагентов и конкурентов, которые в свою очередь будут стремиться к превосходству, а его не получить без качественных внутренних изменений. Тиражируя лучшие практики оптимизации офисных процессов управления, будет меняться и подход к государственному управлению, будет сокращаться количество потерь в государственном секторе, что приведет к оптимизации государственного бюджета и росту удовлетворенности качеством работы государственных органов. За счет распространения бережливой корпоративной культуры вырастет и качество социальных услуг населению, это повлияет на комфорт и привлекательность социальной сферы страны. Все это сформирует уже новое поколение управленцев и компаний, которые будут вытеснять или поглощать неготовых к изменениям. Будет исключаться возможность отката к прошлой модели, так как возможность совершать ошибки будет исключена. Новая парадигма управления определит модель развития компаний только с устойчивым ростом производительности, это станет определяющим фактором тиражирования бережливого управления абсолютно на все субъекты экономических отношений. Сформируется новая культура бережливого управления.

Заключение

В новой парадигме фокус от централизации власти перейдет к горизонтальному рассредоточению связей, что позволит перераспределить полномочия в принятии решений между участниками бизнес-процессов. Вовлечение работников в процессы планирования и принятия решений позволит формировать устойчивую корпоративную культуру посредствам взаимоуважения и сотрудничества. Это приведет к росту мотивации и позволит создать условия для работы над новыми инновационными продуктами и технологиями. Гармонизация внутренних процессов предприятия позволит сместить фокус внимания на клиентов, углубиться в интересы общества и экологические аспекты деятельности.

Все это позволит создавать корпоративные центры притяжения кадров за счет эффективной, устойчивой и конкурентоспособной системы управления, которая готовы быстро реагировать на любые внешние изменения и вызовы и выстраивать сценарии перспективного устойчивого развития.

[1] Составлено автором.

[2] Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Направление деятельности: Производительность труда. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/npproizvoditelnosttruda/ (дата обращения: 12.02.2025)

[3] Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Направление деятельности: Эффективная и конкурентная экономика. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/npeffektivnayaikonkurentnayaekonomika/ (дата обращения: 21.02.2025)

[4] Региональный центр компетенций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcckk.ru/ (дата обращения: 22.03.2025)

[5] Официальный сайт Центра эффективности Правительства Воронежской области. – Воронеж. – Режим доступа: https://cevrn.ru/. (дата обращения: 26.02.2025)

[6] ГОСТ Р 56020–2020. Бережливое производство. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2020. – 24 с.

[7] Составлено автором.

[8] Составлено автором.

[9] Составлено автором.


Страница обновлена: 09.06.2025 в 12:47:25