Материнский (семейный) капитал как механизм реализации жилищной стратегии

Бородина Ж.В., Медведева Н.В.

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

В последнее десятилетие правоприменительная практика по делам о банкротстве граждан выявила множество правовых пробелов в вопросах реализации должниками и членами их семей права на жилище, прежде всего, обремененного ипотекой. Просроченная задолженность по ипотечным жилищным кредитам бьет все рекорды: в 2024 году она выросла в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом и составила 96,4 млрд рублей [1]. За последние пять лет количество россиян, которые остались без жилья из-за невыплаты ипотечных обязательств, увеличилось в три раза [2]. В марте 2025 года объём просроченных ипотечных платежей превысил 108 млрд рублей, что на 77% больше показателей 2024 года [3]. Наибольшая доля в совокупном портфеле ипотечных неплатежей накоплена жителями Москвы (16% или 16,6 млрд), Московской области (10% или 10,4 млрд рублей), Краснодарского края (7% или 7,3 млрд) и Санкт-Петербурга (5% или 4,9 млрд) [4].

Практика применения действующего законодательства не исключает возможности обращения взыскания на имущество, заложенное по ипотеке в силу закона, в обеспечение возврата ипотечного кредита, в том числе и в отношении единственного пригодного для постоянного проживания должника и членов его семьи жилого помещения, приобретенного с использованием средств «материнского (семейного) капитала» [5].

Понятие «материнский (семейный) капитал» появилось в российской законодательстве в декабре 2006 года и означает единовременную выплату из средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей [6].

Многие авторы рассматривают материнский (семейный) капитал как вид субсидиарной поддержки семьи и форму социальной защиты населения [7] путем выплаты единовременного пособия [8]. Средства материнского (семейного) капитала имеют специальное целевое назначение и при их направлении на улучшение жилищных условий семей, имеющих детей (включая привлечение ипотечного кредита [14]), предполагают защиту жилищных прав и интересов именно членов данной семьи [3].

Вопросы реализации жилищных прав граждан и членов их семей за счет материнского являлись предметами исследований Агапцевой Ж.В., [1, С. 40-47], Гавриленко К.В., Гусаковой Ю.С. [4, С. 632-634], Кичевой П.С. [6, С. 111-121], Кручек И.В. [8, С. 125-128], Кузнецова А.А., Бережной Е.О. [10, С. 8-11], Летовой Н.В. [12, С. 121-128], Романова А.А., Горбачевой Е.В. [17, С. 28-32], Челнокова Ю.Г. [20, С. 36-41] и других.

Авторами статьи выявлен научный пробел в виде отсутствия правовой нормы, позволяющей реализовать гражданину-банкроту и членам его семьи конституционное право на жилище после реализации в процедуре банкротства единственного пригодного для постоянного проживания жилья, приобретенного с участием средств материнского (семейного) капитала. Данный вопрос не разрешен на протяжении многих лет, что актуализирует научный поиск подходов к решению данной проблемы.

Методологию статьи составляет междисциплинарный подход, основанный на взаимосвязи общей теории защиты прав и парадигмы несостоятельности (банкротства), концептуально-методологический и формально-юридический методы.

Идеи введения института материнского (семейного) капитала

Отсутствие комфортных жилищных условий наравне с материальным неблагополучием, ухудшением состояния женского здоровья, нестабильной социальной и экономической ситуацией в России в период с середины 1990-х годов и до середины 2000-х привело к естественной убыли населения страны [1].

При разработке проекта Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Правительство Российской Федерации исходило из необходимости стимулирования рождения в семье второго ребенка, обеспечения возможности приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения. Женщинам, родившим (усыновившим) начиная с 01.01.2007 второго, третьего или последующего ребенка, выплачивался материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей, на что в проекте федерального бюджета на 2010 год были запланированы ассигнования в размере 131,8 млрд. рублей [7].

Данная программа реализована как на федеральном, так и на региональном [8] уровнях. Изначально планировалось, что данная помощь будет оказываться в течение 10 лет, но впоследствии программу продлили до конца 2026 года [19, 2].

Программы поддержки рождаемости существуют во многих странах мира, только выплаты осуществляются по-разному. Например, в Германии на первого ребенка каждый месяц выплачивается государственное пособие в размере 184 евро. Такое же пособие получает семья при рождении второго ребенка. Данная сумма увеличивается с появлением последующих детей. В Латвии единовременная выплата при рождении первого и второго ребенка составляет по 600 евро в каждом случае и ежегодно индексируется [9].

Считается, что институт семьи осуществляет одну из главных общественных функций – репродуктивную. Материнский капитал как инновационная модель социальной поддержки семей является важным направлением в данной области, особенно в случае с молодыми семьями, направленный на улучшение благосостояния семей [10]. Формирование такой «социально ориентированной» основы свидетельствует об «имплементации» конституционных положений, закрепляющих статус социального государства за Российской Федерацией, в котором создаются все необходимые условия, способствующие всестороннему развитию и воспитанию детей в семье, обеспечению их нужд и потребностей, всемерной защите их прав и интересов [12].

По состоянию на январь 2025 года общее число семей, воспользовавшихся материнским капиталом для приобретения или реконструкции своего дома, составило более 9,5 млн. Треть из них сделали это без привлечения кредитов (с февраля 2025 года размер материнского капитала увеличен с учётом фактической инфляции и составил более 690 тыс. рублей на первенца, а на второго ребёнка и последующих детей – более 912 тыс. рублей) [9].

Самым популярным в 2024 г. направлением материнского капитала, как и прежде, осталось улучшение жилищных условий: было подано 558 тыс. заявлений на покупку или строительство жилья. Из выделенных 434 млрд. рублей около 78% было потрачено на улучшение жилищных условий: на оплату ипотеки и жилищных займов было израсходовано 267,8 млрд. рублей и почти 77 млрд. рублей было использовано для приобретения (реконструкции, строительства) жилья без привлечения кредита [10].

Оборотная сторона медали

Еще в 2018 г. объемы выдачи ипотечных кредитов увеличились на 40%, что было связанно со снижением ставки по ипотечному кредитованию, поддержкой государственного субсидирования жилья, использованием материнского капитала. В 2019 г. процент сделок с ипотекой увеличился до 46%, в первом квартале 2020 года рынок ипотеки был увеличен на 58%. Однако это повлекло за собой резкий рост цен на первичном, а затем на вторичных рынках жилья, что негативно сказалось на покупательной способности. Данный рост не был обоснован экономически (стабильным ростом экономики и доходов), а был обусловлен опасением покупателей ещё более высоких цен в будущем, так как за последние годы наблюдается ползущий рост девальвации рубля, в связи с чем ипотеку смогли позволить себе только покупатель с высокими и стабильными доходами, гарантирующими возврат кредита [16].

Как было ранее отмечено, просроченная задолженность по ипотечным жилищным кредитам бьет все рекорды: в 2024 году она выросла в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом и составила 96,4 млрд рублей [11].

В результате анализа судебной практики по делам о банкротстве граждан было выявлено много нюансов, связанных с реализацией права на жилье, приобретенного в ипотеку с участием материнского (семейного) капитала, в частности:

- утвержденные Правительством Российской Федерации Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий возлагают на получивших сертификат лиц обязанность оформить жилое помещение в общую собственность членов своей семьи по истечении 6 месяцев с даты полной выплаты [12] задолженности по кредиту (займу) и погашения регистрационной записи об ипотеке [13]. В то же время средний срок по ипотечному кредиту составляет 25,8 лет [14] и на момент его выплаты и необходимости регистрации права несовершеннолетних на долю в жилом помещении у детей уже будет утрачен статус «несовершеннолетних». (Совершеннолетним признается гражданин по достижению им восемнадцатилетнего возраста) [15]. В связи с тем, что положения Семейного кодекса Российской Федерации не оперируют такой категорией как «совершеннолетние дети», то, полагаем, возникает ущемление жилищных прав ребенка;

- определение долей родителей и детей в праве собственности на ипотечное жилое помещение осуществляется исходя из равенства их долей на средства материнского (семейного) капитала, потраченные на жилье, а не на все средства, за счет которых оно было приобретено [16];

- изменение режима общей собственности на долевую и определение долей в праве собственности на имущество не влечет трансформации залога имущества в залог долей в праве общей долевой собственности [17]. В силу этого кредитор, требования которого обеспечены залогом такого имущества, вправе рассчитывать на погашение своих требований из средств, вырученных в ходе конкурсного производства от продажи самого заложенного имущества, а не доли в праве [18];

- выявлены случаи бездействия родителей в части невыполнения обязательства по наделению детей долями в праве собственности на жилье, что приводит к нарушению условий предоставления средств материнского (семейного) капитала. Суды расценивают такое бездействие как злоупотребление правом со стороны родителей, осуществляемые в противоречии с интересами детей [19]. При невыполнении такой обязанности возможно обязать родителей в судебном порядке оформить жилое помещение в общую долевую собственность [20]. Наземцев Д.М. отмечает, что нередки случаи, когда родители продают приобретенное с использованием средств материнского капитала жилье (без выделения доли детей в праве собственности на жилое помещение), что влечет за собой их недействительность, поскольку материнский (семейный) капитал использован не по целевому назначению с нарушением интересов несовершеннолетних детей. Такие действия квалифицируются судами в качестве незаконного обогащения за счет бюджетных средств, находящихся на счетах Социального фонда Российской Федерации, в связи с чем взыскиваются с таких родителей [15]. Челноков Ю.Г. отмечает, что сейчас родитель, выплативший ипотечный кредит (либо его еще выплачивающий) и распоряжающийся недвижимостью даже в интересах семьи, объявляется преступником, продающим заведомо чужое [20]. Соглашаемся с мнением Шереметьевой Н.В., что злоупотребление родительскими правами в случае непринятия мер по регистрации на несовершеннолетних детей права собственности на жилье, приобретенное за счет материнского капитала, является умышленным (а не правовой безграмотностью) с намерением совершить действия, направленные на облегчение совершения будущих сделок с недвижимостью [21];

- заложенное по договору об ипотеке жилое помещение (единственное пригодное для постоянного проживания должника и членов его семьи) [21], реализуется финансовым управляющим единым лотом без выделения долей детям и супругу должника [11];

- несмотря на то, что требования залоговых кредиторов включаются в третью очередь реестра требований кредиторов гражданина-банкрота, они подлежат удовлетворению в приоритетном порядке перед иными требованиями указанной очереди за счет выручки, полученной от реализации предмета залога [17].

В 2023 году законодателем был выявлен ряд проблем, возникающих из-за обязанности в оформлении жилого помещения в общую собственность супруга владельца сертификата и его детей. Граждане, направившие средства материнского капитала на погашение части ипотечного кредита или использовавшие его как первоначальный взнос, сталкиваются с тем, что не могут продать данное жилое помещение до погашения кредита, чтобы купить иное жилое помещение. Необходимость осуществить процедуры погашения кредита и выделения долей приводит к затягиванию сделок и вынуждает продавать недвижимость по цене ниже рыночной. В связи с этим в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, в котором предложено установить возможность нотариального отказа совершеннолетнего ребенка (детей) и супруга владельца сертификата от наделения каждого из них его долей в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского (семейного) капитала [22]. 13.02.2024 данный законопроект был принят в первом чтении. Отметим, что Исследовательский центр частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации не поддержал данный законопроект [23]. (В настоящее время законопроект не прошел второе чтение).

Заключение

Система материнского капитала сталкивается с определенными вызовами, такими как необходимость постоянной финансовой устойчивости государства для обеспечения выплат, эффективность расходования средств [4], отсутствие специального механизма контроля для защиты интересов несовершеннолетних членов семьи [6].

Динамика демографических показателей демонстрирует рост рождаемости уже начиная с 2005 г., т.е. до начала реализации программы материнского (семейного) капитала (рост составил 15% по сравнению с 2000 годом), далее – рост на 20% вплоть до 2015 г., после чего рождаемость начала снижаться, и на начало 2023 г. численность населения России составила 145,6 млн человек, т.е. очевиден спад данного значения (на 01.01.2025 численность населения России составила 146,028 млн человек и за 2024 год снизилась на 0,08% [24]), что позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности данной программы, поскольку очевидны последствия упомянутой выше «демографической ямы», которые материнский капитал на сегодняшний день не смог преодолеть [13].

Также данная программа показала свою неэффективность при улучшении жилищных условий. Конституционное право граждан на жилище не реализуется, когда речь идет об единственном жилом помещении гражданина-банкрота, приобретенном по договору ипотеки, а также с участием средств материнского (семейного) капитала. Такое жилое помещение, в котором проживают члены семьи гражданина-банкрота, включая его несовершеннолетних детей, реализуется на торгах в пользу залогового кредитора, а семья остается без единственного жилья.

Требуется дополнительно предусмотреть гарантию имущественных прав ребенка в рамках процедуры банкротства [5]. Поиск таковых гарантий и мер, им сопутствующих, обеспечит действенность и эффективность материнского (семейного) капитала как механизма реализации жилищной стратегии.

При таких обстоятельствах, полагаем, что для защиты жилищных прав граждан-банкротов и членов их семей необходимо пункт 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (закрепивший право малоимущих граждан на заключение договора социального найма) дополнить такой категорией граждан как банкроты (несостоятельные), в отношении которых завершена процедура банкротства (если они не подпадают под критерии малоимущих) и банкроты (несостоятельные), в отношении которых применена процедура реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, приобретенного с участием средств материнского капитала, и у которых на иждивении находятся несовершеннолетние [25].

Предлагаем в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотреть правовую норму о том, что до тех пор, пока гражданину-банкроту, у которого на иждивении находятся несовершеннолетние, не предоставят жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма – запрещено производить реализацию недвижимости, являющейся предметом ипотеки, приобретенной с участием средств материнского капитала.

Также предлагаем исключить из положений статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» пункты 6, 7 и 8, позволяющие направлять средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты. Данное предложение обусловлено необходимостью защиты права на жилище должника и членов его семьи в целях недопущения выселения их из единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, исходя из того, что существующее законодательство позволяет обращать взыскание на единственное ипотечное жилье, приобретенное за счет средств материнского (семейного) капитала.

[1] Информационный бюллетень Банка России «Сведения о рынке ипотечного жилищного кредитования с России», Декабрь 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/55091/mortgage_lending_market_2412-56.pdf (дата обращения: 12.05.2025).

[2] Все больше россиян теряет квартиры из-за долгов. 28.03.2024. Сайт АО «МРЦ». [Электронный ресурс]. URL: https://dom.mail.ru/articles/74759-vse-bolshe-rossiyan-teryaet-kvartiry-iz-za-dolgov/ (дата обращения: 12.05.2025).

[3] Информационный бюллетень Банка России «Просроченная задолженность по ИЖК. Ипотечное жилищное кредитование», март 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: Ипотечное жилищное кредитование | Банк России (дата обращения: 12.05.2025).

[4] Просроченная ипотека: космический прирост. Сайт Ассоциации российских банков. URL: https://arb.ru/banks/analitycs/-10680116/ (дата обращения: 12.05.2025).

[5] См. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.01.2025 № Ф04-6295/2023 по делу № А27-23879/2021. [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9ee77c2e-23e8-4c6e-bcf5-af05d38864b8/906998fe-27f6-441f-baca-ab9f66b984e6/A27-23879-2021_20250129_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.12.2024 № Ф05-20335/2024 по делу № А41-8676/2022. [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/2deabe49-48f8-4759-8095-ea0122c68120/651089e0-0b3b-4c4d-a2de-e00adf07b048/A41-8676-2022_20241223_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 09.02.2025).

[6] См. ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19.

[7] Пояснительная записка «К проекту № 349449-4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/349449-4 (дата обращения: 21.05.2025).

[8] См. например, ст. 20.2 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2005 № 5/163-П). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/5812473/titles/64U0IK; ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 № 810-151 «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 30.11.2011). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/891860338 (дата обращения: 20.05.2025).

[9] См. Вступительное слово Михаила Мишустина на оперативном совещании с вице-премьерами, 27.01.2025. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/54069/ (дата обращения: 15.05.2025).

[10] Маткапитал за 2024 год помог улучшить жилищные условия 558 тысячам семей. Сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты». 06.03.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2025/03/06/matkapital-za-2024-god-pomog-uluchshit-zhilishchnye-usloviia-558-tysiacham-semej.html (дата обращения: 21.05.2025).

[11] Информационный бюллетень Банка России «Сведения о рынке ипотечного жилищного кредитования с России», Декабрь 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/55091/mortgage_lending_market_2412-56.pdf (дата обращения: 12.05.2025).

[12] Согласно писем Росреестра от 18.10.2022 № 14-9078-ТГ/22 «Об оформлении находящегося в залоге у кредитной организации жилого помещения, приобретенного (построенного, реконструированного) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала в общую долевую собственность лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, его супруга, детей». URL: https://pravo.ppt.ru/pismo/rosreyestr/n-14-9078-tg-22-272963 и от 05.10.2023 № 14-9219-ТГ/23 «О регистрации общей собственности на детей при использовании средств материнского (семейного) капитала в жилом помещении, которое находится у банка в залоге». [Электронный ресурс]. URL: https://arb.ru/b2b/docs/otvet_rosreestra_na_pismo_arb_o_registratsii_obshchey_sobstvennosti_na_detey-10655466/ возможность заключения соглашения об определении размера долей в собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием кредитных средств и средств материнского (семейного) капитала, и регистрации права общей долевой собственности супругов (родителей) и их детей на это жилое помещение до момента полной выплаты кредита и до погашения регистрационной записи об ипотеке возможно только при наличии согласия банка-залогодержателя.

[13] См. п. 15(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 51. Ст. 6374.

[14] Информационный бюллетень Банка России «Объем предоставленных ИЖК. Ипотечное жилищное кредитование», март 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: Ипотечное жилищное кредитование | Банк России дата обращения: 30.03.2025).

[15] См. п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

[16] См. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 № 18-КГ19-57. [Электронный ресурс]. URL: https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1778020 (дата обращения: 09.02.2025).

[17] См. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2024 по делу № 88а-20946/2024. [Электронный ресурс]. URL: https://4kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=33231182&case_uid=3574d3c0-9691-4321-a56e-e783f6613834&delo_id=2800001&new=2800001 (дата обращения: 21.02.2025).

[18] См. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.08.2024 № Ф01-3140/2024 по делу № А29-14239/2022. [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/b7926cc4-b5ee-450f-8d90-de3f954c41c7/6c4aab0b-419f-4c63-873f-88372d4dde9c/A29-14239-2022_20240807_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 21.02.2025).

[19] См. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2021 № 49-КГ21-13-К6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru/lk/practice/cases/11084101 (дата обращения: 09.02.2025).

[20] См. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2021 по делу № 88-7504/2021. [Электронный ресурс]. URL: https://4kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&n_c=1&case_id=33866100&case_uid=43c45783-b2ef-4c3c-bc76-9e646bb2feb9&delo_id=2800001&new=2800001; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2020 № 88-21276/2020. [Электронный ресурс]. URL: https://1kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=37194396&case_uid=c7c2528d-b880-40e7-b3bf-8834842747dc&new=2800001&delo_id=2800001 (дата обращения: 09.02.2025).

[21] См. п. 3 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190; абз. 2 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 29. Ст. 3400.

[22] См. Пояснительную записку «К проекту Федерального закона № 396291-8 «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей». [Электронный ресурс]. URL: №396291-8 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (дата обращения: 22.02.2025).

[23] См. Заключение Комитета ГД ФС РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства «По проекту № 396291-8 «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей». [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/396291-8#bh_histras (дата обращения: 22.02.2025).

[24] Росстат оценил численность населения России. Сайт МИА «Россия сегодня». 31.01.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20250131/rosstat-1996707210.html (дата обращения: 24.05.2025).

[25] См. ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.


Страница обновлена: 27.05.2025 в 12:40:33