Анализ влияния репутационных факторов на социально-экономическое развитие регионов (на примере Приволжского федерального округа)
Лесных Н.Ю.1, Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1, Палкина М.В.1
1 Вятский государственный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 7 (Июль 2025)
Аннотация:
Увеличение значимости репутационных факторов в контексте развития региона становится все более актуальным. Репутация региона оказывает влияние на различные сферы, включая инвестиционную привлекательность, расширение рынков сбыта, улучшение качества жизни местных жителей и привлечение рабочей силы. В статье исследуется взаимосвязь репутационных факторов и показателей социально-экономического развития регионов. Рассмотрены и систематизированы основные категории, используемые для характеристики понятия социально-экономического развития региона, раскрыто их содержание с позиций прогрессивного и регрессивного регионального развития. Взаимосвязь между репутационными факторами, которые представлены через региональные рейтинги, и показателями социально-экономического развития различных регионов была установлена посредством корреляционного анализа. При этом было замечено, что сила этой связи значительно варьируется в зависимости от конкретного региона. Установленные взаимосвязи сделали возможным создание регрессионной модели, которая позволяет рассчитывать уровень общественной производительности труда как одного из ключевых аспектов регионального развития. Предложенный метод позволяет осуществлять прогнозирование важнейших тенденций в области социально-экономического развития регионов
Ключевые слова: репутационные факторы, регион, социально-экономическое развитие, категории, корреляционный анализ, регрессионный анализ
JEL-классификация: Е41, О11, О44
Введение
Социально-экономическое развитие региона представляет сложный и многогранный процесс, охватывающий различные аспекты жизни региона. Сложность и разнородность региональной системы, зависящие от ее экономической структуры, территориальных и социальных характеристик, определяют уникальные направления развития и обуславливают дискуссионный характер понятия «социально-экономическое развитие региона», описываемый разнообразными категориями, позволяющими расширить и углубить данное понятие.
Заявленные категории в совокупности формируют репутационные факторы, которые становятся все более значимыми в контексте социально-экономического развития региона. Связь между репутационными факторами и показателями регионального развития остается недостаточно исследованной, что создает определенные ограничения для анализа и планирования в управлении социально-экономическим развитием регионов. Установление наличия и силы влияния репутационных факторов на социально-экономическое развитие регионов позволит лучше понимать динамику социально-экономических изменений, более эффективно реагировать на внешние вызовы и определять приоритетные направления регионального развития.
Современные подходы к использованию категорий понятия «социально-экономическое развитие» в российской и зарубежной науке
Вопросам регионального развития посвящено значительное количество трудов российских и зарубежных авторов. В ходе эволюции концепций регионального развития изменилось содержание понятия «социально-экономическое развитие». На начальных этапах основное внимание уделялось количественным экономическим показателям, однако со временем произошло смещение акцента на улучшение качества жизни и повышение уровня благосостояния населения. Особенностью последних лет является адресное рассмотрение социально-экономического развития регионов с привязкой к различным сферам общественной жизни – экономике, социальной сфере, экологии, инновациям и пр. Все это формирует особые акценты в научной среде в интерпретации понятия «социально-экономическое развитие региона» с применением различных категорий, отражающих современные авторские подходы к толкованию термина. А.А. Урасова, М.А. Мухин и К.Ф. Федорова учитывают отраслевую специфику регионов [17]. Н.А. Перевозчикова и О.В. Половян рассматривают социально-экономическое развитие региона как диалектический процесс, подчиненный определенным закономерностям [14]. Леванова Т.А. и Маскин В.Ю. применяют концептуальный подход [13]. Иванова Т.А, Кретова А.В. и Игуменцева А.В. обосновывают необходимость применения системно-интегративного подхода [12]. В последнее время все большее распространение получает подход, сосредотачивающийся на целевых показателях развития в различных аспектах жизнедеятельности региона. Согласно этому подходу, оценка социально-экономического прогресса региона может охватывать несколько ключевых блоков, таких как социальный, финансово-экономический, экологический, информационно-цифровой и инновационный [9], [11], [7]. Учитывая координирующую и регулирующую функцию органов власти и управления в процессе развития региона, авторами в указанный перечень была добавлена институциональная составляющая.
Эти подходы рассматриваются через различные категории, что дает возможность акцентировать внимание на определенных аспектах и выявлять как прогрессивные, так и регрессивные черты регионального развития – таблица 1.
Таблица 1. Категории, используемые для характеристики понятия социально-экономического развития региона. Составлено авторами
Подходы
|
Категории
| |
Прогрессивное
развитие
|
Регрессивное
развитие
| |
Социальный
|
Уровень
жизни населения
Качество жизни населения Инвестиции в человеческий капитал Нематериальные активы Культура Образование Туризм Урбанизация Миграция |
Девиантное
поведение
Преступность Терроризм Социальное неравенство Культура |
Финансово-экономический
|
Экономический потенциал
Отраслевая и территориальная структура экономики Инвестиционная привлекательность Межбюджетные трансферты Воспроизводство основного капитала Предпринимательство Кооперативный сектор Финансово-бюджетная политика Интеграция Налогообложение |
Экономические санкции – Козырев
Налогообложение - Otuedon Ajueyitse Martins Дисбаланс рынка Дисбаланс капитала Риски Угрозы |
Экологический
|
Экология
Устойчивое развитие Экологическое равновесие Экологическая безопасность Энергоэффективность |
Дефицит природных ресурсов
Загрязнение Негативное воздействие |
Информационно-цифровой
|
Рекламные инициативы
Связи с общественностью Брендинг Цифровая трансформация Информационно-коммуникационные технологии Телекоммуникации и интернет |
Информационно-коммуникационная
инфраструктура
Квалифицированные кадры Безопасность |
Инновационно-технологический
|
Инновационно-инвестиционный потенциал
Технологическое развитие Инновации Инновационная активность Инновационная деятельность |
Разрыв «наука-бизнес»
Кадровое обеспечение Методический инструментарий Спрос и предложение Инфраструктура Традиционное производство Пространственный дисбаланс |
Институциональный
|
Территориальное планирование
Стратегическое управление Законодательство Управленческая система Государственная служба Бюджет Общественные пространства Преференциальные режимы Культура честности Общественность |
Территориальные диспропорции
Периферийность Коррупция Отраслевой подход Межведомственное взаимодействие |
В социальном измерении развитие региона рассматривается как улучшение уровня и качества жизни населения, в котором человек выступает в роли центрального элемента и стратегического ресурса. Отмечено, что инвестиции в человеческий капитал являются одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих устойчивый рост и развитие [3], [30]. Региональное развитие также тесно связано с нематериальными активами, такими как «культура», «лидерство», «местная идентичность» и другими [26]. Важное место отведено категории «туризм», где все чаще акценты смещаются в сторону экологического и медицинского туризма [18], [28].
Категории «урбанизация» и «миграция» способствуют как прогрессивному, так и регрессивному развитию регионов. Урбанизация может создавать условия для экономической динамики, увеличивая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры, улучшая доступ к образованию и здравоохранению. Регрессивные изменения могут проявляться в нехватке доступа к жилью, загрязнении окружающей среды, ухудшении качества жизни, перегрузке городской инфраструктуры [15]. Двойственную роль выполняет миграция, способствуя повышению экономической активности, развитию новых бизнесов, обогащению культурного разнообразия. Однако наряду с этими положительными аспектами она также может приводить к демографическим проблемам, дефициту кадров и возникновению социальной напряженности. Культура также может быть как ресурсом, так и препятствием для регионального развития, привлекая туристов, способствуя созданию рабочих мест, повышая вовлеченность населения, но, с другой стороны, ограничивая возможности и приводя к стагнации в случае доминирования традиционных или жёстких культурных норм. В качестве категорий, напрямую определяющих регрессивное развитие региона, относят девиантное поведение, особенно в молодежной среде, социальное неравенство и терроризм. Девиации подавляют социальные и экономические возможности, причиняя ущерб качеству жизни и благополучию населения, дестабилизируют работу социальных и политических институтов, государственных структур [4]. Взаимосвязь между региональным развитием и терроризмом проявляется в экономических и финансовых потерях, снижении инвестиционной привлекательности, в изменении ценностей и поведения общества [32].
Часто употребляемой категорией финансово-экономического блока является «экономический потенциал», напрямую определяющий региональный уровень социально-экономического развития. Другими популярными категориями являются «отраслевая структура экономики» и «территориальная структура экономики», где первая отражает возможности региона устанавливать межотраслевые связи и удовлетворять внутренние потребности; вторая характеризует размещение отраслей на территории региона с учетом экономических, природных и социальных условий [27], [29]. Категория «инвестиционная привлекательность» часто упоминается как ключевой фактор, способствующий созданию условий для увеличения объема привлекаемых инвестиционных ресурсов. Довольно часто используется категория «воспроизводство основного капитала», которое означает постоянное обновление и возобновление капитала. Причем, как указано «… воспроизводство основного капитала целесообразно рассматривать в контексте инновационного обеспечения региона» [2]. Не менее популярными являются категории «предпринимательство», «межбюджетные трансферы», «интеграция» и др. Категория «налогообложение» используется как в позитивном, так и негативном аспектах, поскольку, с одной стороны, налоги являются основным источником финансирования для государственных и муниципальных органов, позволяя обеспечивать различные социальные услуги и являясь инструментом экономической политики; с другой стороны, неэффективная налоговая политика и высокие налоговые ставки могут привести к сокращению потребительского спроса, росту безработицы, формированию дополнительных налоговых барьеров для ведения бизнеса.
В качестве категорий, отражающих регрессивное развитие регионов, отмечены «дисбаланс рынка», «дисбаланс капитала», «риски» и «угрозы». Особое внимание уделено экономическим санкциям, ограничивающим развитие отраслей и создающим не только долгосрочные вызовы для экономической устойчивости регионов, но и способствующие снижению уровня жизни населения [1].
При реализации экологического подхода наиболее признанными являются категории «экология», «устойчивое развитие», «экологическое равновесие», «экологическая безопасность». В частности, отмечено, что обеспечение экологической безопасности способствует экологизации экономики, созданию благоприятных условий для жизни, привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности региона [6], [24]. В качестве категорий, характеризующих негативное влияние факторов, чаще всего используют «загрязнение», «дефицит природных ресурсов» и «негативное воздействие». Так, рост загрязнения окружающей среды усугубляет региональное развитие и влияет на здоровье населения. Недостаточная обеспеченность регионов природными ресурсами ослабляет потенциал и снижает темпы регионального развития, требуя дополнительных средств для поддержания своего существования, формируя зависимость от государственного финансирования и уменьшая инвестиционную привлекательность [20].
Подход, учитывающий влияние информационной и цифровой составляющей, наиболее полно позволяют раскрыть такие категории, как «брендинг», «рекламные инициативы» и «связи с общественностью». Тщательно спланированные кампании играют ключевую роль в укреплении общественного доверия, привлечении инвестиций, в стимулировании туризма, способствуют созданию новых рабочих мест и росту валового внутреннего продукта. В этом контексте региональный брендинг, эффективные связи с общественностью и многоуровневое позиционирование становятся важными инструментами для формирования и укрепления имиджа региона, что в свою очередь способствует его устойчивому развитию [22]. Влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на развитие регионов также продолжает оставаться одним из приоритетных направлений исследований. Необходимость использования ИКТ определяется сокращением расходов, повышением производительности труда, усилением конкурентоспособности региона. Креативные индустрии наряду с высокой степенью цифровизации становятся одним из приоритетных факторов, способных стимулировать социально-экономическое развитие региональных экономических систем [5], [31].
В качестве категорий, характеризующих негативное влияние факторов в рамках информационно-цифрового подхода, популярными являются «информационно-коммуникационная инфраструктура», «квалифицированные кадры» и «безопасность». Имеется ввиду, что слабая информационно-коммуникационная структура и недостаток квалифицированных кадров могут привести к несовместимости информационных ресурсов, запаздыванию информации, низкой цифровой грамотности населения, оттоку ИТ-специалистов. Кроме того, слабое развитие ИКТ оказывает негативное воздействие на безопасность региона, может привести к различным рискам и угрозам со стороны кибератак, открывает возможности для преступлений и разного рода манипуляций.
Наиболее популярными категориями инновационно-технологического блока являются «инновационная активность», «инновационная деятельность», «инновационно-инвестиционный потенциал» и «технологическое развитие». Инновационная активность в настоящее время становится ключевым направлением региональной политики, а технологическое развитие является важным приоритетом для регионов, поскольку напрямую влияет на экономический рост, благосостояние и социальное самочувствие населения [8]. Актуальные проблемы в области инновационного и технологического развития регионов отражаются в категориях «разрыв наука-бизнес», «кадровое обеспечение», «инфраструктура», «традиционное производство» и других. В частности, отсутствие устойчивой взаимосвязи между наукой и бизнесом может привести к слабому внедрению научных разработок в экономику, замедлению инновационных процессов, недостатку квалифицированных кадров и снижению мотивации к проведению исследований и разработок [33]. Слабый методический инструментарий может снизить возможность производить и применять новые технологии, и, как результат, уменьшить приток инвестиций. Проблемы спроса, заключающиеся в низкой восприимчивости к инновациям, сопровождаются проблемами предложения в виде недостаточной разработанности механизма коммерциализации инноваций, неразвитости инновационной инфраструктуры, сложностями с финансированием, а межрегиональные различия определяют наличие пространственного дисбаланса в инновационном секторе экономики.
Институциональный подход рассматривает социально-экономическое развитие через призму институтов и структур, которые регулируют жизнедеятельность региона. Наиболее распространены здесь такие категории, как «территориальное планирование», «стратегическое управление», «управленческая система». Отмечено, что важнейшую роль в развитии региона играет государственная служба [23]. Повышению привлекательности территории и развитию социального взаимодействия способствует формирование общественных пространств. Мощным инструментом регулирования сферы региональных и межрегиональных отношений является законодательство. Для депрессивных регионов крайне актуальным является введение различных преференциальных режимов, позволяющих повысить прибыльность региона, окупаемость вложений и качество жизни населения.
Регрессивное развитие регионов связано с территориальными диспропорциями, дифференциацией экономик, недостаточной государственной поддержкой и дефицитом бюджета. Использование отраслевого подхода к управлению может препятствовать выбору оптимального механизма поддержки и защиты отдельных отраслей, затруднить межотраслевую кооперацию. Множество аспектов функционирования экономики и социальной сферы, особенно в области инвестиционной политики и экономической безопасности региона, связано со злоупотреблением властью в личных или групповых интересах, что выражено категорией «коррупция» [22], [25].
Использование названных и других категорий позволяет структурировать и систематизировать различные аспекты понятия социально-экономического развития региона, определить его основные компоненты, выявить современные тренды и проблемы регионального развития. Упомянутые категории, а также ряд других аспектов, связанных с определением социально-экономического региона, составляют сложную сеть репутационных факторов, влияющих на восприятие территории со стороны местного населения, инвесторов, туристов и других заинтересованных сторон.
Репутационные факторы и социально-экономическое развитие регионов
Система репутационных факторов, чья значимость усиливается в контексте социально-экономического развития региона, охватывает институциональные, политические, социальные, экономические, финансовые, инновационные, экологические, ресурсные факторы, а также другие аспекты: кооперацию, бизнес, качество товаров и услуг на рынке, развитие персонала, условия труда и пр. [19]. Среди множества факторов следует выделить так называемые репутационные драйверы, то есть факторы, которые влияют на комплексное восприятие региона и формируют его репутационный капитал. К ним относятся продукты и услуги, лидерство, результативность, условия труда, социальная ответственность, инновации и управление [10].
Взаимосвязь между репутационными факторами и социально-экономическим развитием региона установлена в соответствии с методикой М.Р. Сафиуллина на основе анализа показателей региональных рейтингов:
‒ рейтинга социально-экономического положения регионов («РИА Рейтинг»);
‒ рейтинга регионов по качеству жизни («РИА Рейтинг»);
‒ индекса научно-технологического развития регионов («РИА Рейтинг»);
‒ рейтинга инновационного развития регионов (НИУ ВШЭ»);
‒ национального туристического рейтинга (ЦИК «Рейтинг»);
‒ рейтинга эффективности управления (АПЭК).
В определении социально-экономического развития региона использованы показатели, которые позволяют комплексно анализировать текущие тенденции и особенности:
‒ ДВРП – вклад региона в общий валовой продукт РФ. Рассчитывается как соотношение валового регионального продукта (ВРП) и валового внутреннего продукта;
‒ ОПР – общественная производительность труда: отношение ВРП к численности занятых;
‒ ДИ – доля инвестиций в валовом региональном продукте: соотношение инвестиций и ВРП;
‒ АОФ – активность основных фондов: соотношение ВРП и стоимости основных фондов;
‒ ДН – доля численности занятых в сфере научных исследований и разработок в общей численности занятых;
‒ Н – налоговая отдача, показывающая, сколько налогов производит 1 рубль ВРП;
‒ Р – макроэкономическая рентабельность, равная соотношению чистой прибыли и внутренних затрат [16].
Установление взаимосвязи ключевых показателей социально-экономического развития регионов и репутационных метрик, выраженных в региональных рейтингах, произведено с помощью корреляционного анализа в ППП Statistica 12 за период 2015–2023 годов – таблицы 2–7. Для лучшего понимания ситуации и проведения сравнений результаты представлены в разрезе нескольких регионов – субъектов Приволжского федерального округа. Ячейки со значимыми корреляциями (при показателе значимости p < ,05000) выделены цветом.
Таблица 2. Корреляционные связи рейтинга социально-экономического положения регионов. Составлено авторами
Субъект
РФ
|
Социально-экономические
показатели
| ||||||
Дврп
|
ОПР
|
Ди
|
Аоф
|
Дн
|
Н
|
Р
| |
Республика Башкортостан
|
0,010
|
0,205
|
-0,108
|
0,365
|
-0,559
|
-0,099
|
0,584
|
Кировская область
|
-0,168
|
0,356
|
0,207
|
0,380
|
-0,224
|
0,895
|
0,388
|
Республика Марий Эл
|
-0,001
|
0,448
|
0,371
|
0,043
|
0,004
|
0,237
|
0,451
|
Республика Мордовия
|
-0,311
|
0,569
|
-0,222
|
-0,010
|
0,308
|
0,091
|
0,432
|
Нижегородская область
|
0,365
|
0,854
|
0,564
|
-0,344
|
0,622
|
0,640
|
0,750
|
Оренбургская область
|
0,200
|
0,283
|
-0,257
|
0,563
|
-0,331
|
0,367
|
0,351
|
Пензенская область
|
-0,473
|
0,199
|
0,040
|
0,135
|
-0,660
|
0,297
|
0,136
|
Пермский край
|
-0,136
|
0,550
|
0,022
|
0,075
|
0,176
|
0,607
|
0,663
|
Самарская область
|
0,096
|
0,792
|
-0,254
|
-0,343
|
-0,593
|
0,794
|
0,202
|
Саратовская область
|
-0,158
|
0,639
|
0,013
|
0,040
|
-0,355
|
-0,302
|
0,653
|
Республика Татарстан
|
0,854
|
0,586
|
-0,706
|
-0,281
|
0,307
|
0,601
|
0,157
|
Удмуртская Республика
|
0,296
|
0,086
|
-0,431
|
0,427
|
-0,444
|
0,175
|
0,263
|
Ульяновская область
|
-0,056
|
-0,012
|
0,180
|
0,590
|
-0,465
|
-0,382
|
0,379
|
Чувашская Республика
|
0,284
|
0,169
|
0,705
|
0,346
|
-0,638
|
-0,167
|
0,036
|
Результаты указывают на наличие корреляционной связи между показателями рейтинга социально-экономического положения регионов ПФО и важнейших показателей социально-экономического развития регионов, но сильная связь наблюдается лишь для отдельных регионов и по отдельным показателям. На наш взгляд причиной является обобщенный характер рейтинга положения регионов в общероссийском пространстве, построенного по множеству параметров. Еще одной причиной может быть влияние сторонних политических и экономических факторов на величину социально-экономических показателей. Отрицательная корреляция имеет случайный характер и может объясняться временными задержками в обновлении рейтинга по сравнению с динамикой социально-экономических показателей, а также спецификой методологии составления рейтинга.
Таблица 3. Корреляционные связи рейтинга качества жизни. Составлено авторами
Субъект
РФ
|
Социально-экономические
показатели
| ||||||
Дврп
|
ОПР
|
Ди
|
Аоф
|
Дн
|
Н
|
Р
| |
Республика Башкортостан
|
-0,908
|
0,885
|
0,417
|
-0,491
|
-0,272
|
-0,713
|
-0,218
|
Кировская область
|
-0,108
|
0,938
|
-0,391
|
-0,179
|
-0,142
|
0,338
|
0,641
|
Республика Марий Эл
|
0,305
|
0,964
|
0,081
|
-0,437
|
-0,347
|
0,717
|
0,860
|
Республика Мордовия
|
-0,244
|
0,876
|
-0,545
|
-0,043
|
0,323
|
-0,125
|
0,695
|
Нижегородская область
|
0,318
|
0,966
|
0,697
|
-0,547
|
0,810
|
0,940
|
0,943
|
Оренбургская область
|
0,630
|
0,941
|
-0,708
|
0,226
|
-0,594
|
0,838
|
-0,582
|
Пензенская область
|
-0,724
|
0,669
|
-0,215
|
-0,070
|
-0,584
|
0,671
|
0,510
|
Пермский край
|
-0,521
|
0,890
|
0,186
|
-0,176
|
-0,278
|
0,908
|
0,321
|
Самарская область
|
-0,304
|
0,972
|
0,034
|
-0,509
|
-0,809
|
0,859
|
0,033
|
Саратовская область
|
-0,065
|
0,831
|
-0,022
|
0,112
|
-0,231
|
-0,521
|
0,701
|
Республика Татарстан
|
0,853
|
0,991
|
-0,614
|
-0,324
|
0,896
|
0,702
|
0,611
|
Удмуртская Республика
|
-0,378
|
0,942
|
-0,241
|
-0,307
|
-0,015
|
0,865
|
-0,341
|
Ульяновская область
|
-0,356
|
0,914
|
-0,498
|
-0,118
|
-0,204
|
-0,042
|
-0,098
|
Чувашская Республика
|
0,446
|
0,973
|
0,277
|
-0,092
|
-0,690
|
0,604
|
0,707
|
Рейтинг качества жизни, как более предметный, в значительной степени показывает связь с социально-экономическими показателями развития регионов. Наиболее устойчива эта связь для общественной производительности труда и налоговой отдачи, которые напрямую связаны с величиной ВРП, а, соответственно, с уровнем доходов и занятостью населения, жилищными условиями, уровнем здравоохранения и образования и пр. Также для нескольких регионов отмечена связь с показателями доли численности занятых в сфере научных исследований и разработок и макроэкономической рентабельности.
Таблица 4. Корреляционные связи рейтинга научно-технологического развития регионов. Составлено авторами
Субъект
РФ
|
Социально-экономические
показатели
| ||||||
Дврп
|
ОПР
|
Ди
|
Аоф
|
Дн
|
Н
|
Р
| |
Республика Башкортостан
|
-0,643
|
0,588
|
0,135
|
-0,856
|
0,355
|
-0,302
|
-0,572
|
Кировская область
|
-0,039
|
0,433
|
-0,409
|
-0,862
|
-0,051
|
-0,537
|
-0,176
|
Республика Марий Эл
|
0,195
|
-0,306
|
-0,442
|
0,522
|
0,283
|
0,130
|
0,137
|
Республика Мордовия
|
-0,416
|
0,913
|
-0,786
|
-0,647
|
0,222
|
-0,172
|
0,853
|
Нижегородская область
|
0,007
|
-0,346
|
-0,324
|
-0,151
|
-0,237
|
-0,512
|
-0,522
|
Оренбургская область
|
0,634
|
0,769
|
-0,558
|
0,512
|
-0,376
|
0,719
|
-0,354
|
Пензенская область
|
0,596
|
-0,518
|
0,376
|
0,193
|
0,493
|
-0,439
|
-0,141
|
Пермский край
|
-0,146
|
-0,293
|
0,090
|
0,017
|
0,631
|
-0,278
|
0,260
|
Самарская область
|
-0,110
|
-0,638
|
0,609
|
0,184
|
0,686
|
-0,634
|
0,479
|
Саратовская область
|
0,078
|
-0,956
|
0,540
|
0,352
|
0,145
|
0,662
|
-0,634
|
Республика Татарстан
|
0,728
|
0,670
|
-0,727
|
-0,410
|
0,552
|
0,715
|
0,169
|
Удмуртская Республика
|
0,029
|
0,547
|
-0,450
|
-0,279
|
0,729
|
0,649
|
-0,187
|
Ульяновская область
|
-0,543
|
0,499
|
-0,425
|
-0,831
|
0,322
|
0,683
|
-0,256
|
Чувашская Республика
|
-0,211
|
-0,908
|
-0,156
|
0,403
|
0,612
|
-0,500
|
-0,398
|
Здесь также следует отметить дифференциацию величины коэффициента корреляции для различных регионов, что, как и ранее, что объясняется многообразием факторов, влияющих на их развитие. Например, показатель рентабельности во многом определяется обеспеченностью регионов природными и сырьевыми ресурсами, экономической структурой территории, развитостью инфраструктуры и пр. факторами, что существенно варьируется в зависимости от особенностей различных регионов.
Таблица 5. Корреляционные связи рейтинга инновационного развития регионов. Составлено авторами
Субъект
РФ
|
Социально-экономические
показатели
| ||||||
Дврп
|
ОПР
|
Ди
|
Аоф
|
Дн
|
Н
|
Р
| |
Республика Башкортостан
|
0,371
|
-0,442
|
-0,359
|
0,598
|
-0,436
|
0,633
|
0,517
|
Кировская область
|
-0,254
|
-0,617
|
0,482
|
0,886
|
0,350
|
0,416
|
0,186
|
Республика Марий Эл
|
0,388
|
0,749
|
-0,371
|
-0,483
|
0,367
|
0,702
|
0,477
|
Республика Мордовия
|
0,587
|
-0,418
|
0,663
|
0,954
|
-0,419
|
0,590
|
-0,544
|
Нижегородская область
|
0,699
|
0,707
|
0,153
|
-0,343
|
0,697
|
0,559
|
0,717
|
Оренбургская область
|
-0,381
|
0,109
|
-0,054
|
0,490
|
-0,112
|
0,242
|
0,005
|
Пензенская область
|
0,763
|
-0,911
|
0,907
|
0,644
|
0,659
|
-0,916
|
-0,831
|
Пермский край
|
-0,178
|
-0,673
|
0,066
|
0,652
|
0,528
|
-0,630
|
0,214
|
Самарская область
|
-0,638
|
0,516
|
-0,017
|
-0,337
|
-0,503
|
0,516
|
-0,096
|
Саратовская область
|
-0,158
|
0,900
|
-0,160
|
-0,377
|
-0,365
|
-0,848
|
0,329
|
Республика Татарстан
|
-0,657
|
-0,752
|
0,681
|
0,597
|
-0,508
|
-0,741
|
-0,425
|
Удмуртская Республика
|
-0,216
|
0,914
|
0,083
|
-0,731
|
0,183
|
0,943
|
-0,103
|
Ульяновская область
|
-0,640
|
0,462
|
-0,054
|
0,242
|
0,302
|
-0,794
|
0,151
|
Чувашская Республика
|
0,158
|
-0,599
|
0,339
|
0,862
|
-0,047
|
-0,569
|
-0,340
|
Наиболее устойчивая корреляция рейтинга инновационного развития наблюдается с показателями общественной производительности труда и налоговой отдачи. Внедрение инноваций способствует оптимизации процессов, снижению затрат и повышению качества, что, в свою очередь, стимулирует рост производительности, а, следовательно, увеличение прибыльности и объема налоговых отчислений. В свою очередь, повышение общественной производительности труда стимулирует развитие инновационной деятельности. Налоговая политика определяет доступные финансовые ресурсы для государственных инвестиций, а налоговые льготы и преференции стимулируют инвестиции в научные исследования и разработки.
Таблица 6. Корреляционные связи национального туристического рейтинга. Составлено авторами
Субъект
РФ
|
Социально-экономические
показатели
| ||||||
Дврп
|
ОПР
|
Ди
|
Аоф
|
Дн
|
Н
|
Р
| |
Республика Башкортостан
|
-0,320
|
0,672
|
-0,360
|
-0,805
|
-0,033
|
0,022
|
-0,479
|
Кировская область
|
0,343
|
0,697
|
-0,756
|
-0,510
|
0,051
|
-0,461
|
0,216
|
Республика Марий Эл
|
0,654
|
0,330
|
-0,696
|
-0,607
|
-0,455
|
0,650
|
0,348
|
Республика Мордовия
|
0,360
|
0,606
|
-0,712
|
-0,358
|
-0,291
|
-0,482
|
0,618
|
Нижегородская область
|
0,443
|
0,612
|
-0,009
|
-0,599
|
0,761
|
0,473
|
0,500
|
Оренбургская область
|
0,693
|
0,547
|
-0,585
|
-0,344
|
-0,142
|
0,484
|
-0,706
|
Пензенская область
|
-0,293
|
0,891
|
-0,746
|
-0,666
|
-0,215
|
0,807
|
0,789
|
Пермский край
|
0,043
|
0,671
|
-0,533
|
-0,582
|
-0,741
|
0,622
|
0,008
|
Самарская область
|
-0,116
|
0,832
|
-0,525
|
-0,728
|
-0,897
|
0,926
|
-0,396
|
Саратовская область
|
-0,210
|
0,729
|
-0,789
|
-0,664
|
0,223
|
-0,287
|
0,458
|
Республика Татарстан
|
0,800
|
0,640
|
-0,948
|
-0,730
|
0,378
|
0,776
|
0,148
|
Удмуртская Республика
|
-0,191
|
0,766
|
0,064
|
-0,737
|
0,525
|
0,586
|
-0,248
|
Ульяновская область
|
0,140
|
0,127
|
-0,406
|
-0,381
|
0,064
|
0,878
|
-0,557
|
Чувашская Республика
|
0,030
|
0,732
|
-0,432
|
-0,536
|
0,052
|
0,629
|
0,538
|
Национальный туристический рейтинг, как один из наиболее ярких репутационных метрик, характеризуется сильной связью со многими показателями в значительной части регионов. Развитие туризма способствует увеличению ВРП, привлечению инвестиций, увеличению прибыльности и росту налоговой базы. В свою очередь, рост региональных доходов в сочетании с активной инвестиционной деятельностью стимулируют развитие туристической деятельности в регионе.
Таблица 7. Корреляционные связи рейтинга эффективности управления. Составлено авторами
Субъект
РФ
|
Социально-экономические
показатели
| ||||||
Дврп
|
ОПР
|
Ди
|
Аоф
|
Дн
|
Н
|
Р
| |
Республика Башкортостан
|
0,947
|
-0,701
|
-0,521
|
0,412
|
-0,235
|
0,772
|
0,204
|
Кировская область
|
0,406
|
-0,185
|
-0,060
|
-0,220
|
-0,227
|
-0,502
|
-0,406
|
Республика Марий Эл
|
0,468
|
0,189
|
-0,555
|
0,213
|
-0,022
|
0,578
|
0,635
|
Республика Мордовия
|
0,535
|
-0,039
|
-0,247
|
-0,179
|
-0,636
|
-0,739
|
-0,084
|
Нижегородская область
|
0,715
|
-0,005
|
-0,220
|
0,151
|
-0,113
|
-0,112
|
-0,094
|
Оренбургская область
|
-0,391
|
-0,714
|
0,683
|
0,020
|
0,754
|
-0,654
|
0,337
|
Пензенская область
|
0,254
|
-0,503
|
-0,162
|
0,488
|
0,060
|
-0,093
|
-0,227
|
Пермский край
|
0,527
|
0,147
|
-0,532
|
0,073
|
-0,155
|
0,151
|
-0,206
|
Самарская область
|
-0,176
|
0,402
|
-0,490
|
-0,780
|
-0,376
|
0,626
|
-0,443
|
Саратовская область
|
0,606
|
-0,823
|
0,383
|
0,558
|
0,346
|
0,631
|
-0,392
|
Республика Татарстан
|
-0,899
|
-0,821
|
0,917
|
0,522
|
-0,561
|
-0,853
|
-0,395
|
Удмуртская Республика
|
0,381
|
-0,649
|
-0,427
|
0,848
|
-0,051
|
-0,353
|
0,236
|
Ульяновская область
|
0,158
|
-0,429
|
0,506
|
0,799
|
-0,163
|
-0,123
|
0,193
|
Чувашская Республика
|
-0,043
|
-0,298
|
-0,478
|
0,504
|
0,482
|
-0,420
|
-0,173
|
Отсутствие устойчивой связи между рейтингом эффективности управления и социально-экономическими показателями регионов объясняется, во-первых, тем, что система рейтинговых показателей больше связана с административными процессами, регламентами и процедурами, чем с величиной социально-экономических показателей и, во-вторых, с опосредованным и отложенным характером влияния управленческих процессов на региональное развитие.
Анализ корреляционных зависимостей позволяет сделать следующие выводы:
1) подтверждено наличие взаимосвязи между репутационными факторами и важнейшими социально-экономическими показателями регионов;
2) сила взаимосвязи в значительной степени варьируется для различных регионов, что объясняется многообразием факторов, влияющих на их развитие. Это не позволяет смоделировать зависимость регионального развития от репутационных факторов, справедливую для всех субъектов РФ;
3) отрицательный характер корреляции также связан с наличием разнообразных факторов: субъективных оценок, заложенных в основу рейтинга, активных региональных мер в различные периоды времени, например, по привлечению инвестиций или инновационному развитию, доминирование регионов за счет истории и традиций и пр. Кроме этого, определенное влияние оказывает относительный характер применяемых показателей социально-экономического развития. Например, отрицательная величина корреляции для показателя общественной производительности труда может быть обусловлена более высокими темпами роста ВВП по сравнению с ВРП даже при растущем региональном рейтинге, а знак показателя активности основных фондов – более быстрыми темпами роста стоимости основных фондов по сравнению с ВРП, например, в случае активной их модернизации;
4) более сильная и устойчивая связь с показателями регионального развития наблюдается для предметных рейтингов, в частности, рейтинга по качеству жизни и туристического рейтинга. С другой стороны, наиболее значимая и устойчивая связь с результатами рейтингов наблюдается для показателей общественной производительности труда и налоговой отдачи, поскольку первый показатель напрямую определяет эффективность производства и использования имеющихся ресурсов, второй определяет производительность ВРП в части налоговой отдачи и, соответственно, влияет на объемы финансирования государственных и муниципальных программ, распределение доходов и экономическую активность субъектов РФ.
Значимая связь показателя общественной производительности труда с репутационными рейтингами дает основание для построения регрессионной модели для отдельно взятого региона. Наиболее надежные результаты предоставляет модель, которая учитывает рейтинговые оценки, обладающие самой высокой корреляцией с зависимой переменной. Например, для Кировской области это рейтинг регионов по качеству жизни (r = 0,938), национальный туристический рейтинг (r = 0,697) и индекс научно-технологического развития (r = 0,433). Зависимость описывается с помощью линейной регрессии с величиной R-квадрат = 0,9527, множественного R-квадрат = 0,9761, нормированного R-квадрат = 0,9244:
ОПРКир обл = -3469,62 + 3,21998х1 + 78,91427х2 + 18,64916х3,
где ОПРКир обл – общественная производительность труда (млн. руб.);
х1 – оценка региона в национальном туристическом рейтинге;
х2 – оценка региона в рейтинге регионов по качеству жизни;
х3 – индекс научно-технологического развития региона.
Сравнение фактических и предсказанных значений зависимой переменной представлено на рисунке.
Рисунок. Предсказанное и фактическое значения ОПР для Кировской области. Составлено авторами
Видимые отклонения предсказанного значения объясняются величиной стандартной ошибки SE = 61,86, обусловленной недостаточной значимостью коэффициентов регрессии для переменных х1 (р = 0,420) и х3 (р = 0,229). Введение дополнительных значимых независимых переменных позволит снизить величину ошибки и повысить точность модели.
Таким образом, выявление устойчивых и сильных зависимостей показателей социально-экономического развития региона от репутационных факторов позволяет сформировать более точные прогнозы и стратегии для дальнейшего развития. Эти зависимости не только помогают понять, каким образом репутация региона влияет на его экономические и социальные показатели, но и дают возможность местным властям и предпринимателям разработать эффективные меры для улучшения имиджа, увеличения инвестиций, росту туристической привлекательности и повышению уровня жизни населения.
Заключение
В настоящей работе исследована зависимость ключевых показателей социально-экономического развития регионов от репутационных факторов в виде репутационных метрик, выраженных в региональных рейтингах.
Установлено, что в настоящее время понятие социально-экономического развития региона характеризуется с помощью различных категорий, классифицированных с позиций социального, финансово-экономического, экологического, информационно-цифрового, инновационно-технологического и институционального подходов. Определено, что выявленные категории рассматриваются в контексте как прогрессивного, так и регрессивного развития регионов. Применение упомянутых и других категорий в контексте социально-экономического развития региона способствует структурированию и систематизации различных аспектов данного понятия, позволяет выделить ключевые компоненты социально-экономического развития, а также выявить актуальные тренды и проблемы, с которыми сталкивается регион.
Описанные категории в совокупности создают репутационные факторы, которые иллюстрируются через региональные рейтинги. Взаимосвязь между репутационными факторами и ключевыми показателями социально-экономического развития регионов на примере Приволжского федерального округа раскрыта с помощью парного корреляционного анализа. При этом установлено, что степень взаимосвязи между репутационными факторами и показателями регионального развития значительно различается в зависимости от региона, что объясняется многообразием факторов, влияющих на региональное развитие. Вместе с тем, выявленные взаимосвязи позволили построить регрессионную модель для переменной «общественная производительность труда» на примере Кировской области. Предложенный подход предоставляет возможность не только рассчитать ключевые социально-экономические показатели, но и прогнозировать основные тенденции регионального развития на краткосрочную перспективу. Это открывает новые горизонты для анализа и планирования, позволяя более эффективно управлять социально-экономическим развитием регионов. Предложенный подход предоставляет возможность не только рассчитать ключевые социально-экономические показатели, но и прогнозировать основные тенденции регионального развития на краткосрочную перспективу. Это открывает новые горизонты для анализа и планирования, позволяя более эффективно управлять социально-экономическим развитием регионов.
Источники:
2. Бессонова Е.А., Лопатина Н.Д. Воспроизводство основного капитала как фактор эффективного развития социально-экономической системы региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2025. – № 15. – c. 95–108. – doi: 10.21869/2223-1552-2025-15-1-95-108.
3. Боркова Е.А., Ватлина Л.В. Инвестиции в человеческий капитал как основа устойчивого социально-экономического развития // Economics and Management. – 2025. – № 31. – c. 13-22. – url: http://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-1-13-22.
4. Бубновская О.В., Якубенко К.А. Факторы девиантного поведения российской молодежи с учетом социально-экономического развития регионов // Экономическая социология. – 2024. – № 4. – c. 46-94.
5. Булочников П.А., Евменов Ф.Д. Креативные индустрии как фактор социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа в условиях цифровой трансформации // Экономика и управление. – 2024. – № 12. – c. 1455–1473. – url: http://doi.org/10.35854/1998-1627-2024 12-1455-1473.
6. Волков А.Р., Афанасенкова А.В. Устойчивое развитие социально-экономических систем: региональный аспект // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 13–23. – doi: 10.17586/2310-1172-2022-17-3-13-23.
7. Гилев П.Д. Социально-экономическое развитие региона как объект исследования и прогнозирования // Современные научные исследования и инновации. – 2022. – № 2. – c. 12.
8. Голубева А. С., Павлова Е. А. Взаимосвязь уровня социально-экономического развития и инновационно-инвестиционного потенциала региона // Экономика. Право. Инновации. – 2024. – № 4. – c. 4-20. – url: http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2024-4-4-20.
9. Гундорова М.А., Мищенко З.В. Фраймович Д.Ю. Многоуровневый статистический анализ инновационно-воспроизводственного функционирования региональных социально-экономических систем // Вестник НГУЭУ. – 2015. – № 3. – c. 144-160.
10. Драйверы репутации территорий. PR News. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prnews.ru/uploads/research/UwEHQTNCip0uGHH06J0q2mouQGTXVu.pdf (дата обращения: 19.05.2025).
11. Дюкина Т.О., Лукьянова Н.Ю. Оценка социально-экономического развития регионов: инвентаризационный подход // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2018. – № 2. – c. 61–69.
12. Иванова Т.Л., Кретова А.В., Игуменцева А.В. Регион и региональная экономическая система: системно-интегративный подход // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2023. – № 3. – c. 4. – url: https://eee-region.ru/article/7504/.
13. Леванова Т.А., Маскин В.Ю. Подходы к управлению социально-экономическим развитием региона // Вестник Российского университета кооперации. – 2022. – № 1. – c. 80-84.
14. Перевозчикова Н.А., Половян О.В. Социально-экономическое развитие региона: подходы к определению понятия // Вестник ДонНУ. Сер. В. Экономика и право. – 2023. – № 4. – c. 176-189.
15. Петрушина О.В., Сергеева Н.М., Власова О.В., Зюкин Д.А. Влияние урбанизации на социально-экономическое развитие региона // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2023. – № 3. – c. 251–254. – doi: 10.55186/25876740_2023_66_3_251.
16. Сафиуллин М.Р., Павлова Х.А. Взаимосвязь репутации и ключевых показателей социально-экономического развития региона (на примере г. Санкт-Петербург) // Казанский экономический вестник. – 2023. – № 1. – c. 47-61.
17. Урасова А.А., Мухин М.А., Федорова К.Ф. Актуальные подходы к управлению социально-экономическим развитием территорий // Управленец. – 2018. – № 1. – c. 14-23.
18. Чернышев Е.В. Медицинский туризм в контексте социально-экономического развития регионов // Региональная экономика. Юг России. – 2024. – № 4. – c. 87-98. – doi: 10.15688/re.volsu.2024.4.9.
19. Шаехов М.Р. Метод типологизации регионов по уровню экономической репутации // Управление устойчивым развитием. – 2024. – № 1. – c. 22-28. – doi: 10.55421/2499992X_2024_1_22.
20. Al-Marshadi A.H., Aslam M., Janjua A.A. Ecological footprints, global sustainability, and the roles of natural resources, financial development, and economic growth // PLoS ONE. – 2025. – № 20. – p. t0323701.
21. Dimitrakieva S., Koritarov T., Velinov S. The Effect of Advertising and Public Relations Initiatives on the Socio-Economic Development of the Port Region // German International Journal of Modern Science. – 2025. – № 101. – p. 41-45. – doi: 10.5281/zenodo.15119233.
22. Domaeva A. Status and Dynamics of the Level of Domestic Corruption in the Border Region of Russia // In book: Advances in Natural, Human-Made, and Coupled Human-Natural Systems Research. – 2023. – p. 593–600. – doi: 10.1007/978-3-030-75483-9_56.
23. Edet Joshua Tom E.J., Bassey E.I., Nseyo A.G. Civil Service and Socio-Economic Development in Akwa Ibom State // Saudi J. Humanities Soc Sci. – 2024. – № 9. – p. 372-380. – doi: 10.36348/sjhss.2024.v09i11.005.
24. Mao S., Deng H. Regional Ecology Supporting Sustainable Development // Sustainability. – 2022. – № 14. – p. 7302. – doi: 10.3390/su14127302.
25. Martinez W. The Impact of Corruption on Investment and Development in Poverty-Stricken Regions in Canada // Journal of Poverty Investment and Development. – 2024. – № 9. – p. 30-44. – doi: 10.47604/jpid.2701.
26. Miroshnichenko I.V., Doroshenko O.V., Morozova E.V., Golub M.V., Tereshina M.V., Shpiro L.A. Analysing Rural Development Models Based on Intangible Assets and Socio-Economic Development // Sustainability. – 2024. – № 16. – p. 10613. – doi: 10.3390/su162310613.
27. Palkina M.V., Savelyeva N.K., Kostennikov A.I., Ivanova M.V. Investment Risks of a Depressed Region in the Context of the Sustainable Development Paradigm // Environmental Footprints and Eco-Design of Products and Processes. 2023. – p. 95–104.
28. Saidalieva M.G., Isayeva N.X. The Role of Tourism in Socio-Economic Development // International Journal of Management and Economics Fundamental. – 2025. – № 01. – p. 18-21.
29. Seyidova E.Y., Aliyeva T.A., Aliyeva N.Z. Economic-geographic problems of the socio-economic development of the Nakhchivan Autonomous Republic in the modern stage // Journal of Geology, Geography and Geoecology. – 2024. – № 33. – p. 830-839. – doi: 10.15421/112475.
30. Suptelo N., Sobol T., Rubtsova E., Fokina O. Sustainable regional social protection system // E3S Web of Conferences. 2020. – p. 164.
31. Sysolyatin A.V., Sozinova A.A., Kazakov M.Y., Kurennaya V.V., Fomichenko S.A. Regional Aspects of the Digital Divide and Its Overcoming in the Sustainable Development Goals // EnvironmentEnvironmental Footprints and Eco-Design of Products and Processes. 2023. – p. 411–418.
32. Udoh I.J., Faleye O.J., Oluwafikayomi O.P. The Dynamic of Terrorism and Socio-Economic Development in Nigeria: An Analytical Framework for Unemployment, Literacy and Terror Incident Production // International Journal of Latest Technology in Engineering, Management & Applied Science. – 2025. – № 4. – p. 396-424. – doi: 10.51583/IJLTEMAS.2025.140400042.
33. Wu Y., Jiang J. Research on the impact of regional innovation capability on high-quality economic development in Anhui Province // Frontiers in Humanities and Social Sciences. – 2024. – № 4. – p. 200-208. – doi: 10.54691/t8yr2m15.
Страница обновлена: 27.05.2025 в 10:42:37