Оценка уровня влияния цифровизации Северного морского пути на экономическое развитие арктических регионов

Горбашко Е.А.1, Костин К.Б.1, Каримова Л.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье решена проблема количественной оценки влияния цифровизации объектов инфраструктуры Северного морского пути на экономическое развитие арктических регионов. Представлены авторские результаты расчета Индекса цифровизации морских портов. Рассмотрены ключевые объекты соответствующей инфраструктуры и приведена их классификация. Проанализирована структура привлекаемых инвестиций и валовый региональный продукт арктических регионов. Проведена авторская оценка экономического потенциала Северного морского пути. Статья может быть интересна как широкому кругу читателей, так и специалистам в области международных финансов, менеджмента, мировой экономики и международного бизнеса и государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: Северный морской путь, Россия, инфраструктурные объекты, арктические регионы, валовый региональный продукт, объем инвестиций

JEL-классификация: E20, E22, R12



Введение

Согласно стратегии развития Арктической зоны РФ (АЗРФ) до 2035 года, АЗРФ играет одну из ключевых ролей для социально-экономического развития страны и ее национальной безопасности, что обусловлено природно-ресурсным потенциалом региона и наличием международного морского транспортного маршрута в арктических водах. Важно отметить развитие инвестиционного потенциала региона и необходимость реализации экономических проектов, стимулирующих производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции в регионе, а также развитие Северного морского пути (СМП), как международного трансарктического транспортного коридора, значение которого будет возрастать вследствие климатических изменений [5]. Более того, рассматривая СМП в рамках пространственной экономики, маршрут и сопутствующую инфраструктуру, обеспечивающую деятельность маршрута, согласно научной школе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в области исследования Арктики, можно отнести к одному из арктических субпространств (циркумполярные территории, разделенные по функциональному признаку) [39].

На данный момент морские перевозки по СМП являются единственным маршрутом доставки природных ресурсов из удалённых арктических регионов, где отсутствует другая транспортная инфраструктура.

Развитие СМП и его инфраструктуры стало возможным благодаря комплексу факторов: сокращению площади и толщины морского льда в навигационный период с июля по ноябрь, инновационному развитию и внедрению новых технологий на арктическом флоте и наземной инфраструктуре маршрута, а также геополитической значимости морского коридора и экономической заинтересованности стран Северо-Восточной Азии в развитии маршрута. Улучшение инфраструктуры СМП помогает нарастить транзитный поток грузов по маршруту. Так, объем перевозок грузов по трассам СМП демонстрирует растущий тренд со среднегодовым темпом роста в 25,8%. В 2024 год грузопоток составил 37,89 млн тонн, что на 852% больше, чем в 2014 году (3,98 млн. тонн) (рис. 1) [27].

Рисунок 1 - Объем грузоперевозок по СМП, млн т (2014-2024 гг.) [составлено авторами на основе 38]

Таким образом, актуальность данной проблематики обусловлена экономическим потенциалом и геополитической значимостью данного логистического маршрута.

Цель исследования заключается в количественной оценке влияния цифровизации объектов инфраструктуры СМП на экономическое развитие арктических регионов.

Гипотеза исследования основана на том, что цифровизация объектов инфраструктуры СМП способствует притоку инвестиций в регионы, стимулируя последующий экономический рост в регионе.

При проведении исследования, в качестве исходных данных были использованы материалы статистического портала Росстат, ФГУП «Росатомфлота», ФГУП «Атомфлота» и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, а также ряд нормативно-правовых документов, связанных с развитием СМП и АЗРФ [1; 2; 3; 4; 5; 6; 16; 17; 20; 21; 24; 25; 27; 30; 32; 33; 34; 37; 37; 40].

В рамках исследования были изучены научные труды отечественных ученых – Гладких Е.Г., Дробот Е.В., Фадеева А.М., Измайлова М.К., рассматривающих вопросы цифровизации в мировой экономике, особенности цифровизации арктических регионов и цифровизацию как фактор развития целевых арктических субпространств [8, 9, 10, 39]. Мультипликативные эффекты устойчивого развития энергетических проектов в Арктике изучены А.В. Гончаровым и А.В. Петровым [8]. Оценка перспектив российской нефтегазодобычи в Арктике представлена в работе Т.Ю. Сафоновой [11]. Помимо трудов отечественных ученых, были также проанализированы труды зарубежных авторов в области цифровизации морских портов и логистики, в частности, С. Сакса и К. Яна [43].

В работе использованы такие методы, как сравнительный анализ, метод экспертных оценок, картографический метод, кейс-метод и метод регрессионного анализа. Эмпирическая база исследования включает статистические данные по ВРП, инвестициям и грузопотоку за период 2013-2022 гг.

Инфраструктурный комплекс СМП

Инфраструктурный комплекс СМП можно разделить на следующие элементы:

¾ Опорная сеть внутренних водных путей, включающая в себя инфраструктуру, направленную на обеспечение судоходства между смежными бассейнами [22].

¾ Опорная сеть морских портов, интегрированных в глобальную логистику как узлы транснациональных транспортных коридоров, и деятельность которых направлена на реализацию экспортно-импортных операций с грузами. К таким портам СМП относятся Мурманск, Сабетта, Восточный, Находка, Ванино и Владивосток. Также в опорную сеть морских портов входит припортовая инфраструктура, необходимая для поддержания круглогодичного транзитного судоходства и порты в населенных пунктах крайнего севера, входящих в программу северного завоза: Архангельск, Нарьян-Мар, Дудинка, Хатанга, Тикси, Диксон, Певек, Анадырь, Беринговский, Магадан, Николаевск-на-Амуре, Холмск, Невельск, Корсаков, Петропавловск-Камчатский [25].

¾ Опорно-логистическая инфраструктура, состоящей из мульти-модальных транспортно-логистических центров [25].

Ключевым элементом логистического коридора является арктический ледокольный флот, который обеспечивает круглогодичную навигацию на маршруте. Российская Федерация располагает крупнейшим в мире ледокольным флотом, который, по данным на 2024 год, включает 35 дизель-электрических и 7 атомных ледоколов, суммарная мощность которых составляет 700 МВт [16].

Следует обратить особое внимание на значительный прирост ледокольных проводок как атомных ледоколов, так и дизель-электрических за период с 2012 по 2024 гг., что в условиях длительного повышения средней температуры климатической системы Арктики может свидетельствовать только об увеличение грузоперевозок через СМП. Так, количество рейсов для сопровождения судов атомными ледоколами выросло с 46 рейсов до 976, что соответствует приросту на 2021% [24]. Количество судов, обеспеченных сопровождением дизель-электрическими ледоколов, выросло на 141% с 3036 до 7329 [41].

Цифровизация структурных элементов СМП

Необходимым условием для безопасного и устойчивого развития судоходства в Арктике является не только расширение морской инфраструктуры, но и ее инновационное развитие. Цифровая трансформация охватывает множество направлений отрасли морской логистики: адаптация цифровых инструментов требует переосмысления работы логистических и коммуникационных систем, систем управления активами, безопасности и экологической устойчивости. Отсюда все подсекторы морской индустрии обладают значительным потенциалом для повышения эффективности благодаря цифровизации.

Так, улучшение технических, экономических и экологических показателей может привести к оптимизации логистических цепочек, сокращению расхода топлива и снижению затрат, что подразумевает оцифровку данных и последующую цифровизацию коммуникаций, процессов и производственных операций. Внедрение новых цифровых технологий создает новые возможности для развития, интеграции и методов работы, которые повышают эффективность и сокращают использование ресурсов.

Оптимизация работы судов является одним из значимых направлений развития в отрасли [12]. СМП пролегает через регион с уязвимыми экосистемами, поэтому суда, работающие по маршруту, должны быть оснащены новейшими экологически безопасными технологиями [12; 45]. Внедрение цифровых технологий, в том числе и технологии, использующих искусственный интеллект (ИИ), является одним из центральных направлений Дирекции СМП Росатома, деятельность которой направлена на организацию рейсов и инфраструктурное развитие СМП. Одним из результатов ведомства стало внедрение бортового измерительного комплекса (БИК) на атомных ледоколах. Система непрерывно фиксирует ключевые параметры состояния льда с помощью системы датчиков, которые фиксируют степень покрытия водной поверхности льдом и высоту торосов, толщину ледяного покрова, ширину фарватера и скорость его сужения. Все данные синхронизируются с временными метками, что дает возможность анализировать динамику изменений и их влияние на проводку судов, а также обеспечивает выбор оптимального маршрута с позиции энергоэффективности и снижения антропогенной нагрузки на местные экосистемы [26].

С другой стороны, улучшение сбора, анализа и обработки данных, включая работу в режиме реального времени, напрямую способствует энергетическому переходу в судоходстве, разработке новых технологий и интеграции ранее несовместимых подсекторов в рамках операционного управления опорно-логистической инфраструктуры.

Центральным цифровым продуктом в данном направлении стало специализированное ПО «Единая платформа цифровых сервисов Северного морского пути» (ЕПЦС СМП), внедренное Росатомфлотом. Целью платформы является обеспечение непрерывного управления и контроля над судоходными операциями в акваториях СМП. Платформа имеет модульную микросервисную архитектуру, и включает следующие функциональные направления [17]:

1. Координация судоходных операций в акватории СМП посредством оформления допусков на плавание, интеграции данных для сопровождения проводки, планирования маршрутов с учетом метеорологических и ледовых условий, координации движения судов, генерации траекторий судов с помощью ИИ систем и предоставлении информации с бортовых измерительных комплексов [17].

2. Анализ гидрометеорологических и ледовых условий с использованием спутниковой съемки и дистанционного зондирования для оценки динамики льдов [17].

3. Навигационно-гидрографическое обеспечение за счет предоставление доступов к цифровым картам, справочникам и гидрографическим данным с визуализацией на ГИС-платформах [17].

4. Управление рисками, включающее в себя контроль разрешений на плавание в акваториях, отслеживание зон повышенного риска, оповещение о критических погодных условиях и информирование о расположении аварийно-спасательных средств [17].

5. Аналитика эффективности посредством формирования аналитических отчетов для оценки работы СМП [17].

6. Управление инфраструктурой через систематизацию данных о поставщиках портовых услуг, объектах инфраструктуры и их техническом состоянии [17].

7. Взаимодействие с контрагентами посредством управления тарифами цифровых сервисов и организации прозрачных взаиморасчетов между участниками рынка [17].

8. Информационное обеспечение грузовых перевозок, направленное на формирование базы данных о грузоперевозчиках, действующих в акваториях СМП [17].

9. Экологический мониторинг через трансляцию данных о состоянии окружающей среды и создание открытой платформы для доступа к научным исследованиям и аналитике [17].

Для эффективной обработки данных, их визуализации и передачи требуется специализированная инфраструктура, развитие которой сталкивается с рядом проблем, связанных с недостаточной пропускной способностью сетей и, как следствие, отсутствием цифровых сетей. Внедрение спутниковой связи и сетей 5G решает эту проблему, обеспечивая высокоскоростной интернет на суше и на борту судов. Согласно ФГУП «Космическая связь», 90% территории АЗРФ не охвачена Интернетом [29]. Поэтому проект по развертыванию спутниковой группировки «Сфера», в результате реализации которого арктический регион будет обеспечен стабильным выходом к сети Интернет, имеет стратегическое значение [22]. Таким образом, в совокупности все эти технологии формируют так называемую «умную инфраструктуру» — полностью интегрированную цифровую экосистему опорно-логистической инфраструктуры СМП.

Морские порты должны функционировать в условиях постоянно меняющейся среды. Динамика изменений и вызовов, по всей видимости, усиливается под влиянием глобальных торговых трендов, социально-экономических преобразований и развития отраслей. Чтобы сохранить конкурентоспособность, порты обязаны внедрять инновационные технологии, включая цифровые системы. В рамках концепции промышленного перехода 5.0 существует новое глобальное видение современного порта – «Умного порта» («Порта 5.0»), использующего роль хаба для физических и информационных потоков в глобальных цепочках поставок. Благодаря внедрению ряда цифровых решений, таких как улучшенная связь, автономные системы, анализ больших данных (Big Data Analytics) и автоматизация интеллектуального труда, а также объединению портовой инфраструктуры, промышленных предприятий и логистических центров в единую сеть, современный порт повышает свою надежность и эффективность [43].

Рассматривая технологическую трансформацию «Умных портов», следует отметить, что при внедрении цифровых технологий любые отрасли проходят четыре уровня развития: 1) оцифровка аналоговых данных; 2) цифровизация аналоговых процессов; 3) интеграция всех систем с процессами; 4) разработка цифровых бизнес-моделей. На сегодня большинство мировых «Умных портов» находятся на третьем уровне, связывая системы с процессами, где такие технологии, как Интернет вещей (IoT), облачные вычисления, киберфизические системы, робототехника, аддитивное производство, машинное обучение, дополненная реальность и системы блокчейна, являются ключевыми драйверами для создания инновационных бизнес-моделей портовой системы [43].

Порты СМП также реализовывают концепцию «Умного порта», последовательно внедряя отдельные технологические компоненты данной системы в свои операционные процессы. Структурообразующей организацией в данной отрасли является ФГУП «Росморпорт», которое управляет всеми опорными портами СМП. Предприятие реализует стратегию инновационного развития, которая включает в себя следующие направлений развития [21]:

1. Технологическая модернизация портовой инфраструктуры и флота:

¾ разработка судов нового поколения (ледокольные, вспомогательные, паромные);

¾ адаптация технологий, направленных на оптимизацию энергопотребления;

¾ внедрение инновационных решений выполнения подводно-технических работ (глубоководные телеуправляемые аппараты);

¾ переход на полную автоматизацию судов класса AUT-1 и AUT-1 ICS в машинном отделении.

2. Цифровая трансформация портовой инфраструктуры и флота:

¾ модернизация глобальной морской системы связи (ГМССБ);

¾ модернизация систем управления судов (СУДС);

¾ внедрение цифровых комплексов в лоцманские службы портов (внедрение планшетных систем навигации с функцией приема данных АИС в соответствии с международными стандартами отслеживания и обнаружения судов);

¾ повышение экономической и административной эффективности портовой деятельности посредством внедрения системы электронного документооборота;

¾ применение 4D-моделирования (BIM-технологий) строительных процессов портовых объектов;

¾ адаптация технологий оптоволоконных систем мониторинга «Laguna»;

¾ внедрение автоматизированных систем швартовки.

3. Экологическая безопасность:

¾ адаптация систем очистки воды и ее рециклинга;

¾ развитие «экологичного» судоходства (ввод в эксплуатацию паромов проекта CNF19M на двухтопливных установках (СПГ/дизель), адаптация гибридных энергетических установок на лоцманских катерах);

¾ разработка природоохранных технологий.

4. Оптимизация логистических систем:

¾ автоматизация грузовых операций;

¾ модернизация подходных путей и акваторий;

¾ введение интеллектуальных систем планирования передвижения грузов.

5. Кадровый и научный потенциал:

¾ развитие партнерства с МСП, занимающихся инновационными разработками в данной сфере;

¾ развитие партнерства с научными организациями и профильными высшими учебными заведениями;

¾ внедрение программ по повышению квалификации кадров в области инновационного развития бизнес-процессов.

6. Обеспечение цифровой безопасности и защита портовой инфраструктуры:

¾ внедрение и развитие систем подводного мониторинга;

¾ внедрение акустических установок дальнего радиуса действия;

¾ автоматизация систем безопасности.

На федеральном уровне работает система КПС «Портал Морской порт», внедренная федеральной таможенной службой. Платформа подразумевает электронное взаимодействие при таможенном оформлении. Система сокращает время процедур и повышает эффективность контроля на границах ЕАЭС [23].

Количественная оценка влияния цифровизации СМП на экономику АЗРФ

Арктической зоной Российской Федерации, согласно [6], являются сухопутные территории, обозначенные в Указе Президента РФ №296, а также акватория АЗРФ, включающая внутренние морские воды, исключительную экономическую зону (200 морских миль от исходных линий) и континентальный шельф РФ, который состоит из морского дна и недр подводных районов, выходящих за пределы территориального моря страны на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешнего края континентальной окраины [6; 44].

В состав АЗРФ входит 10 регионов: Мурманская область, Республика Карелия, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха, Чукотский автономный округ. Регионы АЗРФ имеют статус особой экономической зоной (СЭЗ), предполагающей наличие Свободных таможенных зон (СТЗ), а также ряда других налоговых преференций для резидентов АЗРФ, которые регулируются Федеральным законом № 193-ФЗ [1]. Основными целями режима ОЭЗ являются привлечение частных инвестиций для развития инфраструктурной и промышленной базы региона, создание высокотехнологичных производств, а также развитие СМП. Приоритетными направлениями развития являются разведка, добыча и переработка УВ, судостроение и логистика по СМП, арктический туризм, а также развитие альтернативной энергетики (ветрогенераторы и приливные электростанции). За период с 2020 по 2023 гг. суммарное количество резидентов достигло 599 компаний, а инвестиции в основной капитал в 2023 году выросли на 19,8% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, составив 1,8 млрд руб. [13;28]. Также в ряде арктических регионов действует режим территорий опережающего развития (ТОР), закрепленный в [2], и подразумевающий налоговые преференции (пониженные ставки налога на прибыль и социальных взносов, а также освобождение от налога на имущество) и упрощение административных процедур. Каждая ТОР ориентирована на развитие конкретной отрасли. На территории АЗРФ действуют три ТОР: «Столица Арктики» в Мурманской области (логистическая и промышленная специализация), «Столица Севера» в Архангельской области (промышленная и строительная специализация), «Чукотка» в Чукотской области (специализация по добыче полезных ископаемых). Общая сумма заявленных инвестиций в данные ТОР составили 1,013 трлн руб. [36].

Инвестиции являются значимым фактором в развитии экономик регионов АЗРФ и главным драйвером технологического развития как проектов, реализуемых на территориях арктических регионов, так и самих регионов. Инвестиции в основной капитал в арктических регионах имеют тенденцию к росту за период с 2010 по 2022 года (рис. 2). Так, за рассматриваемый период общий объем инвестиций в основной капитал АЗРФ вырос на 338% (3332,05 млн руб.), а средний темп прироста (в 2022 году по сравнению с базисным 2013 годом) составил 174%. Однако объем инвестиций имеет неоднородное распределение между регионами АЗРФ: с одной стороны, максимальный темп прироста наблюдался в Чукотском АО (535%), а минимальный – в Архангельской области (12%), при этом доля обоих регионов в общем объеме инвестиций в 2022 году составляла всего 1,7% и 2,3%, соответственно. С другой стороны, для ЯНАО и ХМАО, на которые приходилось 29,8% и 28% инвестиций за 2022 год, темп прироста инвестиций составил 134,5% и 84,9%, соответственно.

Рисунок 2 – Распределение инвестиций в основной капитал в регионах АЗРФ в 2010-2022 гг., млрд руб. [составлено авторами на основе 20]

Для определения драйверов роста объема инвестиций, получаемых регионами АЗРФ, и соответствующей дифференциации был проведен анализ распределения инвестиций по отраслям экономики и структуры ВРП в каждом регионе АЗРФ (табл. 1).

Ключевыми секторами экономического развития, на которые приходилась наибольшая доля инвестиций (от общего объема инвестиций) в регионах АЗРФ в 2022 году стали: добыча полезных ископаемых (58,4% от всех инвестиций в регионы АЗРФ), обрабатывающая промышленность (7,5% от всех инвестиций в регионы АЗРФ) и транспортировка и хранение (17,2% от всех инвестиций в регионы АЗРФ) (рис. 3).

Рисунок 3 – Структура инвестиций в основной капитал по регионам АЗРФ по секторам экономики на 2022 г., % [составлено авторами на основе 20]

Исходя из структуры ВРП и инвестиций за 2022 год, следующие регионы обладают преимущественно сырьевой специализацией, и сохраняют лидирующие позиции по привлечению инвестиций благодаря реализации нефтегазовых и угледобывающих проектов, а также проектов по добыче драгоценных металлов, которые, в свою очередь, встроены в логистическую и инфраструктурную системы СМП: ХМАО (85,7% от общей суммы инвестиций, 76,8% от ВРП), ЯНАО (72,1% от общей суммы инвестиций, 71,9% от ВРП), Ненецкий АО (85,4% от общей суммы инвестиций, 84,7% от ВРП), Чукотский АО (63,6% от общей суммы инвестиций, 29,7% от ВРП) и Якутия (36,3% от общей суммы инвестиций, 59,7% от ВРП) (табл. 1, рис. 3).

Рассматривая крупнейшие проекты, реализуемые в рамках сырьевого сектора, ЯНАО демонстрировал средний темп прироста инвестиций в целом (134%) в 2022 году по сравнению с 2010 годом и сохранял лидирующие позиции по привлечению капитала за рассмотренный период среди других регионов АЗРФ благодаря реализации долгосрочных нефтегазовых проектов, крупнейшими из которых являются разработка Бованенковского НГКМ ПАО «Газпром», «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2» ПАО «Новатэк», а также развитию транспортной инфраструктуры для обслуживания этих проектов.

На развитие логистических путей и объектов в ЯНАО пришлось 20,8% от всех инвестиций за 2022 год. Крупнейшим инфраструктурным объектом в отрасли является интегрированный в СМП опорный порт международного значения Сабетта. Порт был заложен в 2012 году в рамках проекта «Ямал СПГ» для обеспечения круглогодичной навигацией по СМП и экспорта УВ с арктических месторождений.

Стратегия инновационного развития «Росморпорта» активно применяется при строительстве и модернизации порта Сабетта, который был заложен в 2012 году, где с первых этапов закладки использовались цифровые системы проектирования (BIM), что на начальных этапах позволило оптимально организовать инфраструктуру порта. Полноценную работу порт начал в 2014 году, тогда в порту было зафиксировано 56 судозаходов [35]. Цифровизация и техническая модернизация инфраструктуры порта развиваются в несколько этапов, последний из которых имеет горизонт планирования до 2030 в соответствии с [4]. На последнем этапе в порту Росморпорт ввел в опытную эксплуатацию «е-Навигацию», представляющее собой облачное решение, направленное на эффективное решение задач в логистической сфере, предлагая наиболее выгодные пути следования, аналитические отчеты, актуальную метеорологическую информацию, а также сведения о состоянии ледового покрова [18; 40].

Рассматривая структуру инвестиций в других сырьевых регионах, в Ненецком АО темп прироста инвестиции в 2022 по сравнению с 2010 годом составил 39%, что является минимальным показателем среди арктических регионов после Архангельской области.

Самый высокий темп прироста инвестиций в 2022 году по сравнению с 2010 годом (534,9%) пришелся на Чукотскую АО, что связано с реализацией проектов в рамках ТОР «Чукотка» якорными резидентами: добыча угля ООО «Берингпромуголь» (общий объем добычи 1500 тыс. тонн в 2023 году) и ОАО «Шахта угольная» (общий объем добычи 100 тыс. тонн в 2023 году), добыча медной руды ООО «ГДК «Баимская» (общий объем добычи 446 тыс. тонн в 2023 году). Основная доля заявленных инвестиций в 2023 году пришлась на ГДК «Баимская» и составила 97,1% от общих инвестиции всех резидентов ТОР (100 млрд руб. из 102,96 млрд руб.) [37].

В Якутии активно развиваются проекты, направленные на добычу угля и драгоценных металлов. Так, в республике ведется эксплуатация Эльгинского месторождения, где с 2007 года добывается коксующий уголь под управлением вертикально интегрированной компании УК «Эльга», выполняющей полный цикл от добычи угля, до его обогащения и реализации. Объем добычи угля на 2023 год составил 45 тыс. тонн. Общие инвестиции в развитие Эльгинского угольного проекта составили более 220 млрд руб., которые были направлены не только на модернизацию уже существующего обогатительного комплекса, но также на расширение пропускной способности транспортно-логистических путей: ж/д линия «Эльга-Улак» и Тихоокеанская железная дорога, связывающая месторождение с новым портом «Эльга» в Хабаровском крае, который начал вводится в эксплуатацию в 2024 году [30]. Порт и Тихоокеанская железная дорога были включены в состав ТОР «Хабаровск», общая сумма заявленных инвестиций в данные проекты оставила 137 млрд руб., что составило 32% от всех инвестиций в ТОР (425,05 млрд руб.) [15].

С другой стороны, в Мурманской области, 25% от всех инвестиций за 2022 год пришлись на транспортировку и хранение. Центральным элементом развития в данной отрасли стал Мурманский транспортный узел (МТУ), который является стратегическим транспортным хабом Северо-Западного федерального округа и СМП в целом. Одним из элементов развития МТУ является цифровая и технологическая трансформация Мурманского торгового порта и его переход к концепции Умного порта». В рамках реализации проекта в Мурманске был введен в эксплуатацию первый в России завод по производству оптоволоконного кабеля для трансарктической магистральной линии, что обеспечивает проект дополнительными гарантиями и увеличивает технологический суверенитет России [14]. Программное решение, направленное на автоматизацию бизнес-процессов портовой деятельности (учет и контроль ресурсов, судов и документооборота, а также визуализацию данных в режиме реального времени), позволяет оптимизировать маршруты транспорта и расходы на логистику внутри акватории, ускорить процесс формирования документов для таможни, повысить прозрачность бизнес-процессов, а также в интеграции с ПО «Экологическая диспетчерская» прогнозировать и минимизировать воздействие на окружающую среду [19]. В 2024 г. Мурманский порт внедрил систему цифрового двойника, который моделирует бизнес-процессы портовой инфраструктуры в режиме реального времени и позволяет подбирать оптимальные режимы работы и проводить апробацию различных сценариев работы порта [42].

Для определения влияния цифровизации объектов СМП на экономику АЗРФ был проведен анализ структуры ВРП, которая отражает вклад различных отраслей экономики в экономическое развитие арктических регионов. Соответствующие данные представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Структура ВРП арктических регионов России в 2022 г., согласно ОКВЭД, % [составлено авторами на основе 34]

Отрасль
Мурманск. обл.
Респ. Карелия
Архангельск. обл.
Ненецкий АО
ЯНАО
ХМАО
Красноярск. край
Якутия
Чукотский АО
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
7,1
6,6
5,8
0,3
0,1
0,2
3
1
2,1
Добыча полезных ископаемых
9,4
16,4
4,1
84,7
71,9
76,8
22,9
59,7
29,7
Обрабатывающие производства
33,1
13,3
23,3
0,1
8,2
1,4
26,9
0,7
0,3
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
2,1
2
3,2
0,8
0,8
1,6
3,2
2,8
13,5
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
0,5
0,6
0,8
0,1
0,1
0,2
0,4
0,2
0,5
Строительство
6,9
5,1
3,4
4,4
8
4,7
6,2
8,9
18,9
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
5
6,9
8,6
0,4
1
1,9
6,4
4,3
5,9
Транспортировка и хранение
6,9
9,7
11,1
2,3
3,1
3,8
6,6
5,2
3,7
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
1,5
1,3
1,2
0,1
0,3
0,3
0,7
0,7
0,8
Деятельность в области информации и связи
0,8
1,9
1,7
0,2
0,3
0,4
1,1
0,9
0,5
Деятельность финансовая и страховая
0,1
0,3
0,3
0
0,1
0
0,1
0,1
0
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
6,8
10,7
9,9
0,8
0,8
2,7
6,2
3
1,4
Деятельность профессиональная, научная и техническая
2,2
2,1
2
0,6
0,8
0,7
3
1,4
1
Государственное управление и административная деятельность
10,8
11,7
12,4
3,7
2,8
2,5
6,1
4,2
12,5
Образование
2,9
4,7
5,1
0,7
0,8
1,2
3,2
3,6
4,2
Деятельность в области здравоохранения
3
5
5,3
0,6
0,7
1,2
2,9
2,4
3,3
Деятельность в области культуры и спорта
0,6
1,2
1,2
0,2
0,2
0,3
0,7
0,7
1,1
Пр. услуги
0,3
0,5
0,6
0
0
0,1
0,4
0,2
0,6
Для количественной оценки цифровой трансформации опорных портов СМП (Мурманский морской торговый порт, Архангельский морской торговый порт и порт Сабетта), оценки прогресса внедрения и модернизации критических технологий, выявления точек роста в отрасли, а также оценки влияния внедрения цифровых технологий в инфраструктуру СМП был рассчитан Индекс цифровизации морских портов за период с 2013 по 2022 годы. Индекс оценивает цифровизацию инфраструктуры ключевых портов СМП по 8 ключевым категориям, каждая из которых имеет свой вес в Индексе:

¾ Наличие системы управления движением судов (СУДС) (вес - 0,16);

¾ наличие метеорологического комплекса в системе СУДС (вес - 0,12);

¾ внедрение базовых глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) (спутниковые каналы)/оптоволоконной связи (вес - 0,12);

¾ внедрение системы электронного документооборота (вес - 0,14);

¾ интеграция автоматизированной информационной системы (АИС) порта с Единой государственной системой информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) и аффилированных информационных систем (вес - 0,1);

¾ наличие АРТП (вес - 0,1);

¾ использование ПАК «Цифровой двойник» (вес - 0,12).

Каждая категория была оценена по шкале от 0 до 5, где 5 – максимальное соответствие критериям. Итоговые показатели Индекса рассчитываются как взвешенная сумма баллов по всем категориям.

На основе панельных данных (динамики Индекса цифровизации морских портов, данных по грузообороту в данных портах, а также данных по распределению инвестиций и ВРП по регионам России за 2013-2022 гг.) были построены две модели с фиксированными эффектами, с зависимыми переменными ВРП для первой модели и инвестиционными потоками – для второй:

Investiti1*Iit+ β2*Cargoflowit + β 3*Dгодit (1.1)

GRPiti1*Iit+ β2*Investit+ β3*Cargoflowit + β4*Dгодit, (1.2)

где GRPit — ВРП региона i в год t;

αi — фиксированный эффект региона i (учитывает устойчивые различия между регионами);

Id – Индекс цифровизации порта i в год t;

Investit — объем инвестиций в регион i в год t;

Cargoflowit – грузооборот порта i в год t;

Dгод – переменные для каждого года;

β — коэффициенты при переменных;

ϵit — случайная ошибка.

В ходе проверки моделей было выявлено, что цифровизация портов стимулирует инвестиции. Так, первая модель с инвестиционными потоками (1.1) в качестве зависимой переменной и регрессорами в качестве Индекса цифровизации морских портов и грузооборотом объясняет 68% вариации инвестиционных потоков в регионы (R2=0,68), при этом модель является статистически значимой (F-статистика=18,9). Коэффициент при Индексе цифровизации равен 82,7, при p-значении равному 0,039 < 0,05 и t-статистике равной 2,18, что указывает на значимость коэффициента. Из этого можно сделать вывод, что каждый последующий пункт Индекса увеличивает объем инвестиций на 82,7 млрд руб. Следует также отметить, что грузопоток в модели оказался незначимым (p-значение равное 0,44 > 0,05), что указывает на то, что объем инвестиций зависит от наличия программ технологической трансформации, а не от загруженности портов.

Проанализировав результаты второй модели (1.2) с фиксированными эффектами и с ВРП в качестве зависимой переменной, было установлено что модель объясняет 77,8% вариации ВРП циркумполярных регионов (R2=0,778), модель также является статистически значимой (F-статистика=8,12). Коэффициент при инвестициях составил 3,79 (он же является мультипликатором без учета временных лагов) при p-значении равному 0,0006 < 0,05 и t-статистике равной 3,98, что свидетельствует о том, что рост объема инвестиций на 1 млрд руб. можно соотнести с увеличением ВРП на 3,79 млрд руб. в краткосрочной перспективе. Более того между ВРП и Индексом цифровизации прямой связи установлено не было, коэффициент при Индексе цифровизации в данной модели оказался незначимыми (p-значение равно 0,51 > 0,05), что указывает на наличие опосредованной связи между цифровизацией инфраструктуры СМП и изменением ВРП арктических регионов (косвенное влияние через инвестиции). Таким образом, при увеличении Индекса цифровизации на 1 пункт в инфраструктурном объекте СМП объем инвестиции в регион нахождения такого объекта увеличиваются на 82,7 млрд руб., что в конечном итоге обуславливает рост ВРП региона на 313,2 млрд руб. (с учетом краткосрочного мультипликатора равному 3,79).

Заключение

Таким образом, в рамках исследования была проведена комплексная оценка влияния цифровизации объектов инфраструктуры СМП на экономическое развитие регионов АЗРФ. В результате, на основе анализа статистических и количественных данных, а также регрессионного моделирования были сделаны следующие выводы.

Во-первых, инфраструктура СМП состоит из таких элементов, как арктический флот, опорная сеть морских портов и опорно-логистическая инфраструктура. Все объекты инфраструктуры СМП имеют программы и стратегии инновационного развития, которые, в том числе, включают и адаптацию цифровых решений. Одними из центральных драйверов цифровой трансформации инфраструктуры СМП являются унитарные предприятия. В частности, ФГУП «Информационный аналитико-статистический центр Росморречфлота» и «Росатомфлота» является оператором ключевых информационных систем, направленных на оптимизацию информационного обмена и управления данными.

Во-вторых, была изучена структура инвестиций, привлекаемых регионами АЗРФ, вследствие чего было установлено, что ключевыми секторами экономического развития, на которые приходилась наибольшая доля инвестиций (от общего объема инвестиций) в регионах АЗРФ в 2022 году, стали: добыча полезных ископаемых (58,4% от всех инвестиций в регионы АЗРФ), обрабатывающая промышленность (7,5% от всех инвестиций в регионы АЗРФ) и транспортировка и хранение (17,2% от всех инвестиций в регионы АЗРФ). Также были рассмотрены крупнейшие проекты, реализуемые в рамках отраслей экономики, лидирующих по привлечению инвестиций, в ЯНАО, Ненецком АО, Республике Саха, Чукотском АО и Мурманской области.

В третьих, были выявлены региональные различия в цифровой трансформации объектов инфраструктуры СМП: лидером по внедрению цифровых технологий стал Мурманский морской торговый порт (Индекс цифровизации – 3,72), именно там в рамках реализации федеральной программы по развития Мурманского транспортного узла и плана развития СМП ведется внедрение новейших цифровых решений; умеренные показатели по цифровизации портовой инфраструктуры демонстрирует Сабетта (Индекс цифровизации – 2,82); Архангельский морской торговый порт является аутсайдером по адаптации цифровых технологий в свою инфраструктуру вследствие фрагментарной модернизации портовой инфраструктуры (Индекс цифровизации – 1,72).

В-четвертых, цифровизация объектов инфраструктуры СМП (морских портов) демонстрирует значимую связь с объемом привлекаемых инвестиций в регионы расположения данных объектов и объемом их ВРП. Регрессионный анализ показал, что рост авторского Индекса цифровизации морских портов на 1 пункт способствует увеличению объема инвестиций в регионы на 82,7 млрд руб., что, в свою очередь, косвенно стимулирует прирост ВРП.


Источники:

1. Закон РФ от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» (ред. от 13.07.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357069/ (дата обращения: 20.05.2025).
2. Закон РФ от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в РФ» (ред. от 29.12.2014). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 20.05.2025).
3. Распоряжение Правительства РФ от 01.08.2022 № 2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 г.». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405010751/ (дата обращения: 20.05.2025).
4. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (ред. от 07.05.2024). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 20.05.2025).
5. Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (ред. от 27.02.2023). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065/ (дата обращения: 20.05.2025).
6. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года» (ред. от 21.02.2023). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065/ (дата обращения: 20.05.2025).
7. Гладких Е.Г., Романова И.Н. Особенности цифровизации арктических регионов России // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2024. – № 1. – c. 45-59. – doi: 10.15688/ek.jvolsu.2024.1.4.
8. Гончаров А.В., Петров И.В. Мультипликативные эффекты устойчивого развития энергетических проектов Арктической зоны Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 2307-2322. – doi: 10.18334/epp.14.5.121010.
9. Дробот Е.В. Современные мирохозяйственные связи и глобализация мировой экономики. / Монография. - Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2016. – 224 c.
10. Измайлов М.К. Цифровая трансформация в арктическом регионе: возможности и вызовы // Beneficium. – 2023. – № 3(48). – c. 45-52. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2023.3(48).45-52.
11. Сафонова Т.Ю. Перспективы российской нефтегазодобычи в Арктике: от обвала до развития // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2569-2590. – doi: 10.18334/ce.14.10.111085.
12. АВB поставит «Совкомфлоту» систему дистанционной диагностики. Cnews. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2019-08-01_avv_postavit_sovkomflotu_sistemu_distantsionnoj (дата обращения: 19.04.2025).
13. В арктических районах Республики Коми объем инвестиций предприятий составил более 1,76 млрд рублей, создано 747 рабочих мест. Go Artic. [Электронный ресурс]. URL: https://goarctic.ru/work/v-arkticheskikh-rayonakh-respubliki-komi-obem-investitsiy-predpriyatiy-sostavil-bolee-1-76-mlrd-rubl/ (дата обращения: 13.04.2025).
14. В Мурманске открыли первый в России завод по производству кабелей для ВОЛС. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/12027195 (дата обращения: 11.04.2025).
15. Границы ТОР «Хабаровск» расширили под Тихоокеанскую ж/д и порт «Эльга». Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/985918 (дата обращения: 11.04.2025).
16. Действующие ледоколы. Атомфлот. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosatomflot.ru/flot/atomnye-ledokoly/deystvuyushie/ (дата обращения: 10.05.2025).
17. Единая платформа цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП). Росатомфлот. [Электронный ресурс]. URL: https://rosatomflot.ru/epcs/ (дата обращения: 18.04.2025).
18. Е-навигация. Steor. [Электронный ресурс]. URL: https://steor.tech/e-navigation.html (дата обращения: 11.04.2025).
19. ИЛС ILSAR в ПАО «Мурманский морской торговый порт». SoftMasters. [Электронный ресурс]. URL: https://www.soft-masters.ru/ (дата обращения: 11.04.2025).
20. Инвестиции в России. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13238 (дата обращения: 11.04.2025).
21. Инновационное развитие предприятия. Rosmorport.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/services/innodev/ (дата обращения: 15.04.2025).
22. Космическая группировка «Сфера» обеспечит доступ в интернет в Арктике с 2026 года. Телеспутник. [Электронный ресурс]. URL: https://telesputnik.ru/materials/tech/news/kosmiceskaya-gruppirovka-sfera-obespecit-dostup-v-internet-v-arktike-s-2026-goda (дата обращения: 17.04.2025).
23. КПС «Портал Морской порт». Дальневосточное таможенное управление. [Электронный ресурс]. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/folder/134812 (дата обращения: 15.04.2025).
24. Ледокольные услуги. Rosmorport.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/services/icebreakerservices/ (дата обращения: 19.04.2025).
25. Ледокольный флот России – самый мощный в мире. Министерство транспорта РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11115 (дата обращения: 20.04.2025).
26. На ледоколе «Урал» протестировали бортовой измерительный комплекс. Страна Росатом. [Электронный ресурс]. URL: https://strana-rosatom.ru/2023/03/13/vidit-skvoz-tmu-metel-i-tuman-na/ (дата обращения: 19.04.2025).
27. Объем перевозок грузов в акватории СМП. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/51479 (дата обращения: 01.05.2025).
28. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_486923/ (дата обращения: 15.04.2025).
29. Полярный круг на связи: старт проекта «Синергия Арктики». Arctic Russia. [Электронный ресурс]. URL: https://arctic-russia.ru/article/polyarnyy-krug-na-svyazi-start-proekta-sinergiya-arktiki/ (дата обращения: 17.04.2025).
30. Проект строительства морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал удостоен премии «Формула движения». Rosmorport.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/news/company/29507/ (дата обращения: 11.04.2025).
31. Производственные активы. Elga. [Электронный ресурс]. URL: https://elga.ru/actives (дата обращения: 11.04.2025).
32. Развитие Арктическим бассейновым филиалом объектов портовой инфраструктуры и флота. Rosmorport.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/filials/mur_developmentofports/ (дата обращения: 11.04.2025).
33. Регионы России. Социально-экономические показатели. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 15.04.2025).
34. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024. - М.: Росстат, 2024. – 1081 c.
35. Сабетта ускорила время принятия судов более чем в 50 раз. Neftegaz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/226629-sabetta-uskorila-vremya-prinyatiya-sudov-bolee-chem-v-50-raz/ (дата обращения: 11.04.2025).
36. Территории опережающего развития. Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/about-tor/ (дата обращения: 13.04.2025).
37. ТОР Чукотка. Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/tors/chukotka.html (дата обращения: 11.04.2025).
38. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Rosavtodor.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (дата обращения: 23.04.2025).
39. Фадеев А.М., Ильин И.В., Лёвина А.И., Дубгорн А.С., Рукина П.А. Цифровизация как фактор развития целевых арктических субпространств // Арктика и Север. – 2025. – № 58. – c. 84-101. – doi: 10.37482/issn2221-2698.2025.58.84.
40. ФГУП «Росморпорт» тестирует е-Навигацию в Сабетте. Rosmorport.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/news/company/37888/ (дата обращения: 11.04.2025).
41. Цифровая система «Капитан» помогла «Газпром нефти» на 12% сократить расходы на морскую логистику арктической нефти. Gazprom-neft.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/tsifrovaya_sistema_kapitan_pomogla_gazprom_nefti_na_12_sokratit_raskhody_na_morskuyu_logistiku_arkti/ (дата обращения: 19.04.2025).
42. Цифровые решение в АО «Мурманский морской торговый порт». Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области. [Электронный ресурс]. URL: https://sppmo.ru/img/all/84_dayneko_cifrovye_resheniya_v_ao_mmtp.pdf (дата обращения: 11.04.2025).
43. Saxe S., Jahn C. Digitalization of Seaports. - Hamburg: Hamburg Port Authority & Fraunhofer CML, 2017. – 36 p.
44. United Nations Convention. «United Nations Convention on the Law of the Sea» from 10.12.1982
45. Wie Technologie von ABB zu einer nachhaltigen Zukunft der arktischen Schifffahrt beiträgt. New.abb.com. [Электронный ресурс]. URL: https://new.abb.com/news/de/detail/58965/wie-technologie-von-abb-zu-einer-nachhaltigen-zukunft-der-arktischen-schifffahrt-beitragt (дата обращения: 19.04.2025).

Страница обновлена: 26.05.2025 в 21:05:51