Перспективы развития молочнопродуктовой цепочки в контексте достижения целей продовольственной безопасности
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)
Введение
Усиление санкционных ограничений в отношении Российской Федерации, рост международной конкуренции, изменение ее форм и методов формируют объективную необходимость повышения продовольственной безопасности страны, поиска новых альтернатив развития агропродовольственного комплекса и его продуктовых цепочек [1] (Altukhov, 2023) . Совершенствование функционирования молочнопродуктовой цепочки тесно взаимосвязано с реализацией национальных целей развития Российской Федерации [1]. Уровень самообеспечения молоком и молочной продукцией является одним из критериев оценки продовольственной независимости страны. Потребление молока и молочных продуктов входит в структуру рационального питания как основной источник животного белка, кальция, витаминов Д, В2 и В12. Сбалансированное потребление продуктов питания по медицинским обоснованным нормам направлено на укрепление здоровья и повышение благополучия населения страны.
Устойчивое развитие агропродовольственного комплекса России является важной предпосылкой гарантированного обеспечения качественными и доступными продуктами питания населения страны за счет отечественного производства и конкурентного присутствия отечественных производителей на мировых рынках. Молочнопродуктовая цепочка является стратегически значимой подсистемой агропродовольственного комплекса России. Ее устойчивое и динамичное развитие, обоснование направлений преобразований должно опираться на национальные приоритеты. В настоящее время молочное скотоводство остается одним из наиболее значимых и проблемных секторов российского АПК [2-6] (Ksenofontov, Polzikov ,Verbitsky, Melnikova, 2018: Shumeiko, Belokopytov, 2023; Anishchenko, 2022; Panasenko, Surai, Tatochenko, Terekhova, Sidorova, 2022; Pakhomova,Voloshchuk, Shibaikin, 2019). Поэтому исследование тенденций развития молочнопродуктовой цепочки России, импортозамещения на рынке молочной продукции, стратегических направлений обеспечения продовольственной безопасности страны является актуальным.
Цель исследования – выявить тенденции и обосновать перспективы развития молочнопродуктовой цепочки агропродовольственного комплекса России как основы обеспечения продовольственной безопасности страны, определить направления ее адаптации к санкционным ограничениям.
Материалы и методы исследования
Теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых по проблемам продовольственной безопасности, устойчивого развития агропродовольственного комплекса и его продуктовых цепочек, функционирования молочнопродуктовой цепочки России в условиях санкционных ограничений. При проведении исследований использовались экономико-статистический метод, системного и сравнительного анализа, экономико-математического моделирования.
Инструментом прогнозирования производства и потребления молока и молокопродуктов в России являлись полиномиальные модели кривой роста, основанные на экстраполяции, то есть на продлении в будущее выявленных в предыдущие периоды тенденций. Возможность использования данных моделей для прогнозирования основных показателей развития молочнопродуктовой цепочки связана с высокой инертностью ее функционирования. Недостатком данных моделей является учет только ретроспективных направлений развития экономического объекта. Поэтому, на наш взгляд, их использование эффективно при краткосрочном и среднесрочном прогнозировании.
Информационное обеспечение работы составили законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения продовольственной безопасности РФ и развития агропродовольственного комплекса страны, материалы научных и научно-практических конференций. В работе использовались материалы Росстата, информация Министерства сельского хозяйства РФ, информационные ресурсы Интернета и других открытых информационных источников.
Результаты и их обсуждение
Санкционное противостояние между Россией и рядом западных стран становится серьезным вызовом для российского агропродовольственного комплекса. В результате роста факторов неопределенности обострились системные проблемы развития национального агропродовольственного комплекса (высокая импортоемкость, низкая рентабельность предприятий аграрного сектора, низкий уровень инновационной активности сельскохозяйственного производства и др.), а также проблемы, обусловленные особенностями функционирования молочнопродуктовой цепочки (незащищенность производителей живого, цельного молока от конкуренции с продукцией из сухого молока и фальсификатом, длительная окупаемость инвестиций и др.) [7, 8] (Yarkova, 2024; Shuvarin, Borisova, Ganin, Likhanov, Sukhanova, 2021). Это ведет к снижению продовольственной безопасности страны. Поэтому одной из приоритетных задач Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной решением Правительства РФ от 23 декабря 2021 гола № ММ-П11-19122, является развитие молочнопродуктовой цепочки. Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» направлена на формирование благоприятных условий для существенного увеличения объёмов производства продукции животноводства преимущественно за счет интенсивных факторов роста, внедрения инноваций на всех стадиях технологического процесса, включая многоканальную реализацию готовой продукции [9, 10] (Gubanov, 2025; Altukhov, Semenova, 2019). В 2023 году суммарный объем мер государственной поддержки молочной отрасли по сравнению с 2020 годом вырос почти в 2 раза. Основные меры поддержки включают льготной кредитование, поддержка капитальных вложений, расширение экспортных возможностей товаропроизводителей. Целевая государственная поддержка молочнопродуктовой цепочки позволила улучшить структуру ресурсов молока и молочной продукции. Доля импорта в ресурсах снизилась с 19,5% в 2010 году до 17,1% в 2024 году (рис. 1).
Рисунок 1 – Динамика ресурсов и внутреннего спроса на молоко и молочные продукты в России в 2010-2024 гг.
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025). [2]
Это позволило снизить импортозависимость страны по молоку и молокопродуктам с 25,9% в 2010 году до 20,5% в 2024 году. Однако критерии продовольственной независимости по молоку и молочной продукции, декларируемые в Доктрине продовольственной безопасности РФ, не были достигнуты. Спрос на молоко и молочные продукты удовлетворялся в 2010 году на 85,4 %, из них 67,9% за счет внутреннего производства. В 2024 году имеющиеся ресурсы обеспечивали 86,5% внутреннего спроса, в том числе 71,8% за счет внутреннего производства.
За исследуемый период в России наблюдалось сокращение поголовья молочного стада. В 2024 году по сравнению с 2010 годом поголовье коров в хозяйствах всех категорий сократилось на 15,0 %. В тоже время отмечается рост продуктивности коров. Валовой надой молока от одной коровы увеличился на 37,6 %. Однако, как показали расчеты, рост молочной продуктивности не компенсирует сокращение дойного стада, что отрицательно сказывается на динамике производства молока.
Высокая доля импорта в ресурсах молока и молочной продукции сохраняет зависимость данного сегмента продовольственного рынка от внешних экономических и политических факторов. Это касается сыров, творога, сливочного масла, кисломолочных продуктов (табл. 1).
До 2022 года отмечалась положительная динамика импорта практически по всем категориям молочных продуктов. С 2022 года выявлено резкое падение импорта молочных продуктов, что связано с разрывом логистических цепочек, валютными ограничениями в результате осложнения внешнеполитической ситуации. Нестабильность внешнеторговых связей влияет на устойчивость потребления молока и молочных продуктов. Благодаря эффективной системе мер государственной поддержки в настоящее время удалось стабилизировать российский рынок молочной продукции, восстановить нормативные запасы молочной продукции на складах молокоперерабатывающих предприятий. В силу особенностей функционирования молочнопродуктвой цепочки России полный отказ от импорта молока и молочной продукции невозможен. В настоящее время наблюдается изменение географии импорта, где основное место импортера молока и молочных продуктов занимает Республика Беларусь.
Таблица 1 – Динамика российского импорта молочной продукции (в натуральных показателях), в % к предыдущему году
Товарная
группа
|
2012
|
2014
|
2016
|
2018
|
2020
|
2022
|
2023
|
Молоко
и сливки, несгущенные
|
887,3
|
112,4
|
97,4
|
81,0
|
105,3
|
5,1
|
25,1
|
Молоко
и сливки, сгущенные
|
530,8
|
88,1
|
117,1
|
69,7
|
82,5
|
4,6
|
40,4
|
Пахта,
свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или
сквашенные
|
201,1 |
96,6 |
118,3 |
91,8 |
112,2 |
5,0 |
91,8 |
Молочная
сыворотка, сгущенная или несгущенная
|
260,3 |
88,3 |
116,8 |
52,2 |
87,9 |
1,9 |
1,7 |
Сливочное
масло и прочие жиры и масла, молочные пасты
|
153,3 |
104,2 |
109,9 |
90,3 |
112,3 |
23,5 |
29,9 |
Сыры
и творог
|
137,4
|
72,1
|
110,6
|
119,7
|
114,0
|
7,8
|
82,1
|
Основные отрасли агропродовольственного комплекса отличаются инерцией развития, что связано с технологическими и биологическими особенностями аграрного производства. Поэтому выявленные тренды развития производства молока и молочной продукции, как можно предположить, носят долгосрочный характер. Это позволяет экстраполировать сложившиеся тенденции и взаимосвязи на формирование молочного сегмента продовольственного рынка России в перспективе [11, 12] (Altukhov, 2024; Ushachev, Kolesnikov, 2024). Прогнозные расчеты осуществлялись на основе временных рядов на интервале 2010-2024 гг. Горизонт прогнозирования составляет 5 лет. На рисунках 2 и 3 представлены полиномиальные тренды, показаны уравнения и коэффициенты аппроксимации.
При сохранении сложившихся условий прогнозируется снижение нормативного потребления молока и молочной продукции в России с 47,1 млн. т в 2023 году до 45,7 млн. т в 2030 году в связи с изменением демографической ситуации в стране (рис. 2).
Рисунок 2 –Прогноз производства, потребления и емкости рынка молока и молокопродуктов, тыс. тонн
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025). [4]
На рисунке 2 показаны полиномиальные линии трендов, характеризующих дальнейший рост производства и потребления молока и молочных продуктов. Прогнозируется увеличение объема производства молока и молочных продуктов в 2030 году до 44,1 млн. тонн, что на 30,6 % выше, чем в 2023 году. В тот же период прогнозируется увеличение потребления молока и молочных продуктов до 41,9 млн. тонн или на 15,0 %. Сохранение сложившихся тенденций в производстве молока и молочной продукции позволит удовлетворить потребности населения страны в 2030 году на 91,6 %.
С 2013 года наблюдаются изменения институциональной структуры молочнопродуктовой цепочки страны, особенно ее аграрного сектора. Тренды производства молока по категориям хозяйств имеют разнонаправленную динамику (рис. 3).
Рисунок 3 -Прогноз производства молока в России по категориям хозяйств, тыс. тонн
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025). [5]
Линейная интерполяция трендов на 2030 год дает ожидаемую величину производства молока в сельскохозяйственных организациях 29387,1 тыс. тонн (R² = 0,987), в крестьянских хозяйствах – 3902,8 тыс. тонн (R² = 0,986), в хозяйствах населения – 10840,7 тыс. тонн (R² = 0,995). Увеличение производства молока прогнозируется в основном за счет роста производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях, в то время как в хозяйствах населения будет наблюдаться дальнейшее снижения производства. Не смотря на прогнозируемый рост производства молока в крестьянско-фермерских хозяйствах, их доля на рынке молока и молочной продукции не велика. В ближайшей перспективе крестьянско-фермерские хозяйства не будут оказывать существенное влияние на производства молока в стране.
Молочнопродуктовая цепочка России, особенно молочное животноводство, характеризуется многоукладностью. При выраженной тенденции концентрации производства молока и молочной продукции в крупных предприятиях она остается низкоконцентрированной. Оптимизация структуры производства молока, рост концентрации за счет увеличения доли сельскохозяйственных организаций позволит повысить качество молочной продукции, увеличить экономическую эффективность молочного производства.
Обсуждение.
Обеспечение продовольственной безопасности населения страны за счет увеличения внутреннего производства становится важнейшим вектором дальнейшего развития агропродовольственного комплекса России и его продуктовых цепочек. Санкционное противостояние России и ряда западных стран усилило системные проблемы развития молочнопродуктовой цепочки страны, связанные с особенностями конечной продукции и технологией производства. Введение санкций и контрсакций затронуло не только рынок конечной продукции молока и молочной продукции, но в большей степени отразилось на поставках промежуточной продукции в молочнопродуктовой цепочке. Это, прежде всего, касается инновационных технологий, оборудования для молочной промышленности, ветеринарных препаратов и кормовых добавок, племенного молодняка [13, 14] (Serkov, Chekalin, Kharina, 2020; Yakovenko, Ivanenko, 2023). Политика импортозамещения, проводимая государством с 2014 года, позволила увеличить внутренние племенные ресурсы и снизить импортозависимость племенного молочного скотоводства. Однако, как показала практика, рост продуктивности коров не компенсирует сокращение молочного стада. Поэтому одним из основных направлений обеспечения населения молоком и молочной продукцией является увеличение поголовья коров на фоне развития отечественной селекции высокопродуктивных животных.
Основной проблемой развития молочнопродуктовой цепочки, как считают ученые и специалисты, является ограниченность долгосрочных кредитов и инвестиций. Длительный воспроизводственный цикл и сезонность производства молока предполагают потребность в больших объемах инвестиций. Финансовые ограничения, такие как замораживание активов и ограничение доступа к международным финансовым рынкам, ведут к дефициту капитала, росту стоимости заимствований и ограничению возможностей для инвестиций [15, 16, 17] (Petrikov, 2022; Rezvyakova, Lilenko, 2022; Sibagatullina, Stepanov, Basov, Varfolomeeva, Ogneva, 2024). Ограничение прямых иностранных инвестиций, сокращение объема государственной поддержки при бюджетном дефиците снижают устойчивость молочнопродуктовой цепочки.
Положительная динамика производства молока и молочной продукции является результатом предыдущих инвестиций в отрасли молочнопродуктовой цепочки. Рост производства сырого позволило не только увеличить его потребление населением, но и расширить сырьевую базу молочной промышленности. Однако выявленные проблемы могут оказать негативное воздействие на долгосрочное развитие молочнопродуктовой цепочки и обеспечение продовольственной безопасности России [18] (Yakovenko, Ivanenko, 2025). Решение поставленных задач связанно с аккумуляцией внутренних ресурсов, развитием механизмов целевой поддержки отечественных производителей.
Заключение
В результате исследования выявлен устойчивый рост производства и потребления молока и молочной продукции. Несмотря на увеличение объемов производства, уровень самообеспечения страны молоком и молочными продуктами (не менее 90 %), предусматриваемый Доктриной продовольственной безопасности РФ, не был достигнут. Высокая доля импорта в ресурсах молока и молочной продукции усиливает зависимость российского рынка от внешних факторов. Поэтому риски, связанные с экономическими санкциями, оказали существенной влияние на конъюнктуру молочнопродуктовой сегмента российского продовольственного рынка, особенно на продукты глубокой переработки. Меры государственной поддержки позволили стабилизировать ситуацию.
Прогнозные расчеты показали, что при экстраполяции сложившихся условий функционирования молочнопродуктовой цепочки России уровень фактического потребления молока и молочной продукции в 2030 году будет составлять 91,6 % от рациональной нормы потребления. Среднегодовые темпы роста потребления молока и молочной продукции за исследуемый период составят 102,0 %. В среднем за год выпуск молочной продукции будет увеличиваться на 3,9 %. Для достижения рациональных норм потребления молока и молочной продукции к 2030 году темпы прироста потребления ежегодно должны составлять 3,3 %, производство должно увеличиваться ежегодно на 4,4 %.
Основным условием увеличения производства молока и молочной продукции является рост концентрации производства на основе технологий индустриального типа. По прогнозным расчетам производство молока в сельскохозяйственных предприятиях увеличится в 2030 году по сравнению с 2023 годом на 46,2 %, а в личных подсобных хозяйствах – на 1,3 %. Потенциал роста производства молока в хозяйствах населения в ближайшей перспективе исчерпан, что показывает стабилизация его производства в данной форме хозяйствования.
На наш взгляд, мало внимания уделяется развитию молочного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В 2030 году прогнозируется роста производства молока в фермерских хозяйствах по сравнению с 2023 годом на 30,1 %. Однако их доля составит всего 8,8 % от общего объема производства молока. Поддержка производство молока и молочных продуктов в крестьянских хозяйствах является одной из точек роста молочнопродуктовой цепочки.
Стратегия дальнейшего развития молочнопродуктовой цепочки России требует комплексного подхода, что связано с усложнением производственной структуры и межотраслевых связей при производстве конечной продукции агропродовольственного комплекса и его отдельных продуктовых цепочек. В условиях санкционных ограничений основным вектором дальнейшего развития становится ориентация на внутренние резервы, аккумуляция инвестиционных и инновационных ресурсов и повышение эффективности их использования.
[1] Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, 7 мая 2024 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 Дата обращения 06.02.2025
[2] Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
[3] Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
[4] Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
[5] Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
Страница обновлена: 16.05.2025 в 12:18:12