Генезис и трансформация государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем в республике Беларусь

Еременко М. М.

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Любая сфера экономики, в том числе и жилищная, не является неизменной и перманентно развивается под влиянием различных факторов. Помимо требований к жилью, в обществе меняются приоритетные подходы к выбору форм и методов решения жилищных проблем. При этом открытым остается вопрос выявления закономерностей и тенденций, которые позволят обосновать направления дальнейшей трансформации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем. Целью данного исследования является определение оптимальных направлений трансформации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан Республики Беларусь жильем на перспективу. Для ее достижения изучена история государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем с момента ее возникновения и до настоящего времени с применением стадийного подхода. Выявленные этапы носят название зарождения, восстановления жилищного фонда в послевоенный период, каждой семье - отдельная квартира, стимулирования частной инициативы граждан при решении жилищных проблем, базового становления государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем, перехода государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем к рыночным отношениям, стабильного роста государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем, сокращения государственной поддержки и развития внебюджетных источников финансирования решения жилищных проблем. Также выявлена основная проблема текущего периода, которая является предпосылкой зарождения нового этапа рассматриваемой политики. Проведенные исследования позволяют обосновать, что следующий этап государственной жилищной политики Республики Беларусь будет носить название «Повышение качества жилищного фонда». Осуществление государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем на представленном этапе будет основано на проведении реновации существующего жилищного фонда, модернизации планировочных решений вновь возводимого жилья и элементов жилой среды под влиянием появления на рынке новых поколений потребителей жилья. Результаты исследования могут быть использованы органами государственного управления для принятия управленческих решений в исследуемой области, инвесторами.

Ключевые слова: государственная жилищная политика в области обеспечения граждан жильем, жилищная сфера, жилищная проблема, жилищное строительство, генезис, трансформация, реновация

JEL-классификация: L74, R21, R31



Введение

Любая сфера экономики, в том числе и жилищная, не является неизменной и перманентно развивается под влиянием общественного, научно-технического прогресса и иных факторов. Качество жизни людей неуклонно растет, меняется их образ жизни. Со временем общество предъявляет к жилью все новые количественные и качественные требования, и, таким образом, представления граждан о наличии у них жилищных проблем (проблем несоответствия находящегося в пользовании домохозяйства жилья предъявляемым к нему качественным и количественным требованиям), также претерпевают изменения. Помимо требований к жилью, в обществе меняются приоритетные подходы к выбору форм и методов решения жилищных проблем.

Государственная жилищная политика в области обеспечения граждан жильем сводится к созданию с помощью разнообразных методов и инструментов благоприятных условий для решения жилищных проблем всеми гражданами. А тем гражданам, которые не могут решить жилищную проблему за счет собственных ресурсов, государство должно предоставлять поддержку. Каждое государство определяет, в каком размере, в какой форме и при каких условиях будет оказывать помощь гражданам при решении жилищных проблем. При этом подходы к формированию и реализации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем с течением времени также меняются.

Преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств, целевой направленности государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем с течением времени мы будем называть трансформацией государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем.

Вопросы возникновения и развития государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем рассматривали такие авторы как С. Н. Глазунов, В. С. Самошин [6], Т.В. Соколова [7], Мищенко В.И., Гудков А.И., Красильщиков А.В [17], В.Ю. Долгов [10], Е. И. Загороднов [13], Г В. Коняхин [14], Н. Б. Косарева [15], А.А. Микшто [16], Ф. С. Мартинкевич [23], А. Дадашева [8], Воинов А.А. [2] и др. При этом они в основном рассматривали ее исторические аспекты без периодизации, которая может способствовать обоснованию направления дальнейшего развития государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем.

Цель данного исследования – определить оптимальные направления трансформации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан Республики Беларусь жильем на перспективу.

Материалы и методы

Для достижения указанной цели следует выявить законы и тенденции трансформации государственной жилищной политики Республики Беларусь, для чего будут изучены приоритеты государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем в Республике Беларусь с момента ее возникновения и до настоящего времени с применением поэтапного подхода. Далее сравним желаемое и фактическое состояния жилищной сферы в Республике Беларусь в настоящее время, что позволит нам определить оптимальные направления трансформации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем в стране на перспективу.

Государственная жилищная политика в области обеспечения граждан жильем зародилась в мировом сообществе в конце XIX - начале XX вв., и с тех пор, прежде чем трансформироваться до современного состояния, претерпела ряд кризисов [11, с. 33-37].

Необходимость государственного вмешательства в процесс обеспечения граждан жильем на первом этапе, который мы назовем «зарождения», обусловлена массовой урбанизацией вследствие индустриализации, вызванной промышленной революцией. Миграция жителей сельской местности в города вызвала острую нехватку и перенаселенность городского жилищного фонда, который отличался плохими санитарно-гигиеническими условиями, не отвечал противопожарным требованиям. Практически все многоквартирные жилые дома относились к доходным [6, с. 14]. Основные характеристики этапа зарождения государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем сходны во многих странах мира.

Жилищная сфера в Беларуси (на то время Белоруссии) сразу после Октябрьской революции 1917 г. и установления советской власти характеризовалась следующим образом. «В крупных белорусских городах в расчете на одного жителя приходилось в среднем 2-2,5 кв. м жилой площади. Значительная часть рабочего класса ютилась в фабричных бараках. Одинокие рабочие снимали угол, койку, а в ряде случаев — даже полкойки (т. е. двое рабочих, работавших в разных сменах, занимали одну койку). Даже в подцензурной печати отмечалось, что рабочие Минска живут по 9-12 человек в одной тесной без электрического освещения комнате. Тем не менее, рабочим даже за это жилье приходилось выплачивать 20-25 % заработка. Рабочие кварталы, расположенные на окраинах городов, представляли собой скопление ветхих деревянных домов, фабричных бараков и, как следствие, — антисанитария, нищета, бедствия трудящихся» [23, с. 45].

То есть наиболее актуальными проблемами по-прежнему были нехватка жилищ, бытовая неустроенность и антисанитария. Особо остро проблема обеспечения граждан жильем стояла в городах, в связи с развитием промышленности и активным притоком рабочих в города.

Целью государства на тот период являлось увеличение обеспеченности населения жильем, снижение социальной напряженности, предупреждение эпидемий и пожаров в городах [11, с. 33-37].

Оперативно и результативно решить эти проблемы без вмешательства государства на то время не представлялось возможным. Для осуществления государственной поддержки при решении жилищных проблем, в бывшем СССР в 1918 году был введен учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий [8].

Инструментами государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем того периода выступали:

-уплотнение проживания за счет конфискации жилья с «избыточной» площадью и вселение в него нуждающихся, огосударствление имеющегося жилого фонда и отмена частной собственности на жилье в городах;

- снос несанкционированно построенного жилья, трущоб;

- устройство в домах водопровода и канализации, систем отопления и освещения;

- расширение муниципального строительства;

- создание трудо-бытовых коммун [11, с. 34].

Формирование жилищного фонда шло активно до Великой отечественной войны, после чего значительная его часть была разрушена, что вновь вызвала острую нехватку жилья, заселение граждан в бараки и коммуналки, что потребовало усилий на его восстановление, поэтому следующий этап (1945-2055 1955 гг.) мы назовем «восстановления жилищного фонда в послевоенный период», что соответствует его цели.

«В годы войны более 1700 городов и посёлков оказались разрушенными, уничтожено около 70 млн. квадратных метров жилой площади, свыше 25 млн. человек лишились жилья» [17, с. 1].

Восстановление жилого фонда началось сразу же после освобождения Беларуси от фашистских оккупантов, потому период 1945–1955-х гг. является этапом возрождения городов, разрушения которых составляли 60–80% жилой и промышленной застройки, переустройства городов в соответствии с требованиями социально-экономического развития БССР [2, с. 57].

В работах по восстановлению городов приняли участие большинство их жителей [16, с. 320].

Восстановление разрушенных во время войны жилых зданий было завершено к 1948–1949-х гг., но количество полученной при этом жилой площади было незначительным и не могло решить жилищную проблему [2 с. 61]. Заселение жилья в основном осуществлялось семьями покомнатно [2, с. 321].

В период 1950-1970 гг. началось расслоение общества за счет нехватки и низкого качества жилья для большинства населения при обеспечении «элиты» жильем повышенной комфортности [14, с. 19].

Целью государства на тот период являлось увеличение обеспеченности населения жильем, снижение социальной напряженности в обществе за счет обеспечение каждой советской семьи отдельной квартирой. Данный этап назовем «каждой семье - отдельная квартира».

Инструментами государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем на том этапе выступали:

-массовая застройка, удешевление строительства государственного жилья за счет индустриализации, типизации проектов, упрощения архитектурных форм для обеспечения каждой семьи отдельной квартирой [6, с. 21], [10, с. 113], [2, с. 323] и бесплатное распределение государственных квартир по очередям между гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий [15];

-зарождение и развитие кооперативного строительства [14, с. 19].

Использование перечисленных инструментов позволили достичь показателя обеспеченности населения жильем в городах на уровне 10 кв. м полезной площади, то есть рост в полтора раза по сравнению с довоенным временем [7, с.113].

С 1970-80-х гг. и до распада страны в СССР и ее республиках начала зарождаться частная собственность на жилье в городах (жилищные кооперативы) [11, с. 35]. Это привело к появлению противоречия в жилищной политике в области обеспечения граждан жильем: часть населения, которая имела финансовые возможности и не хотела долго ожидать, улучшала жилищные условия за счет собственных средств, а часть населения вследствие устранения инициативы граждан в решении жилищных проблем за счет распределения государственного жилья, характеризовались проявлениями «социального иждивенчества»: перекладывания всей нагрузки по обеспечению жильем на государство [14, с. 26, 30]. Характеристикой данного этапа стало появление злоупотреблений и коррупционных схем, вызванных системой распределения жилья [14, с. 24-25, 27-28].

Невозможность количественного удовлетворения населения жильем за государственный счет вызвало необходимость формирования новой цели – стимулирования кооперативного строительства, для чего следовало разработать правовое поле для развития частной инициативы граждан. Развитие кооперативного движения стимулировалось ростом объемов кредитования. Это был последний этап перед распадом СССР, который мы назовем «стимулирования частной инициативы граждан при решении жилищных проблем».

После перехода большинства бывших социалистических стран в том числе Беларуси, к рыночным отношениям, государственная жилищная политика в области обеспечения граждан жильем получила также рыночную направленность [13, с. 92]. Период после распада СССР и приобретения Республикой Беларусь государственного суверенитета, начиная с 1991 г. сопровождался общим экономическим кризисом и снижением уровня жизни практически всех слоев населения. Целью государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем Республики Беларусь на данном этапе являлось создание нормативной правовой базы функционирования жилищной сферы. Данный этап соответственно целесообразно назвать этапом «базового становления государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем».

Начало формированию правовых основ функционирования жилищной сферы положило принятие Конституции Республики Беларусь, которая провозгласила появление наряду с государственной собственностью и частной формы собственности.

Государство было не в состоянии в прежних объемах осуществлять строительство жилья из-за недостатка бюджетных средств, что привело к тому, что объемы ввода жилья за период 1991-1995 гг. сократились с 5392,0 до 1948,8 тыс. м2 или в 2,8 раза [22, с. 325].

Появление частной собственности на жилье, сокращение государственного финансирования жилищного строительства привело к изменению структуры жилищного фонда, развитию индивидуального и кооперативного жилищного строительства, что в условиях перехода к рыночной экономике рассматривались государством как социально-экономическая задача первостепенной важности, связанная с ростом национального богатства и уровня жизни населения республики.

Второй этап с момента создания Республики Беларусь можно назвать этапом «перехода государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем к рыночным отношениям» датируется 1996-2000 гг.

Цель на данном этапе – создать условия для перехода жилищной сферы к рыночным отношениям при обеспечении социальных гарантий в области жилищных прав граждан.

Обеспеченность населения Республики Беларусь жильем в 1996 году составляла 19,9 м2 на одного жителя [18]. Во второй половине 90-х годов в крупных городах Беларуси наблюдался высокий спрос на жилье со стороны немногочисленной группы лиц с высокими доходами, который спровоцировал в 1996-1997 гг. резкий рост цен на жилье, что сделало его практически недоступным для большей части населения [9, с. 91]. Граждане со средним и низким уровнями доходов не располагали достаточными средствами для строительства или покупки жилых помещений.

С принятием Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 24 февраля 1994 г. №2806-XII «О Национальной жилищной программе» осуществлен переход от бесплатной раздачи жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, к развитию системы государственной поддержки граждан при строительстве (приобретении) жилых помещений за счет собственных средств, оказываемой в следующих формах:

- предоставление льготных кредитов;

- предоставление одноразовых безвозмездных субсидий.

Также было положено начало оказанию государственной поддержки социально незащищенным слоям населения в форме предоставления жилых помещений социального пользования.

В результате принятых государством мер по поддержке жилищного строительства в период 1996-1999 гг. существенно увеличились темпы ввода жилья: с 1948,8 тыс. м2 в 1995 г. до 3634,9 тыс. м2 в 1998 г. (в 1,9 раза) и 2916,5 тыс. м2 в 1999 г. – в 1,5 раза [22, с. 325].

В 1998 г в республике получило развитие такая внебюджетная форма финансирования жилищного строительства как долевое строительство.

Необходимо также отметить, что на данном этапе развития государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем льготные кредиты являлись основной формой государственной поддержки граждан при решении ими жилищных проблем. Однако распространенные за рубежом система жилищных строительных сбережений и ипотека не получили в Беларуси должного развития. Льготное кредитование в условиях высокой инфляции, по сути, оказалось безвозмездной помощью гражданам. Процентная ставка за пользование льготными кредитными ресурсами составляла 5 %, в то время как годовая инфляция (индекс потребительских цен) в республике составляла в 1996 г. – 39,3 %, в 1997 г. – 63,1 %, в 1998 – 182,7 %, в 1999 – 251,2 %. [18].

Этап «стабильного роста государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем» продолжался с 2001 по 2011 гг.

Цель на данном этапе – увеличение объемов жилищного строительства, как средства обеспечения граждан жильем и оживления экономики благодаря высокому мультипликативному эффекту других секторов экономики, повышение доступности приобретения и строительства жилья для граждан.

Усилия третьего этапа развития государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем привели к положительным результатам – существенному росту жилищного строительства, пик которого пришелся на отметку тыс. 6629,90 тыс. м2 в 2010 г. [22, с. 325], вследствие чего многие граждане улучшили свои жилищные условия. Однако эскалация льгот, финансируемых из бюджета республики, для широких слоев населения при решении жилищных проблем, а также преимущественно эмиссионное финансирование жилищного строительства способствовали наступлению в стране очередного экономического кризиса 2011 года. Необходимость нормализации экономической обстановки в стране способствовала пересмотру приоритетов государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем в строну сокращения объемов государственной поддержки и ориентации на расширение внебюджетных источников финансирования строительства и приобретения жилья. Это нашло отражение в четвертом, современном этапе развития государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем.

Современный этап – это этап «сокращения государственной поддержки и развития внебюджетных источников финансирования государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем» начался в 2012 г. и продолжается по настоящее время.

Цель государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем на данном этапе – стимулирование привлечения внебюджетных средств для решения гражданами жилищных проблем при сохранении социальных обязательств по обеспечению жильем наиболее уязвимых категорий граждан.

На современном этапе прослеживается тенденция приближения рынка к стадии насыщения, которая сопровождается снижением спроса на жилье, усилением конкуренции, сокращением доходности строительного бизнеса. Среднедушевая обеспеченность населения жильем к началу 2024 г. достигла показателя 29,9 м2 на человека [18].

При том, что республика стремится к снижению объемов государственной поддержки гражданам при решении жилищных проблем, некоторым приоритетным категориям граждан государство продолжает активно оказывать поддержку при строительстве жилья. К этим категориям, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве(реконструкции) жилых помещений» относят многодетные семьи, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы граждане, осуществляющие строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках, молодые семьи (двое детей) и иные граждане, определенные данным документом.

Одновременно с сохранением государственной поддержки приоритетных категорий граждан на этом этапе также особое внимание уделяется развитию нормативной правовой базе в области внебюджетного финансирования жилищного строительства: путем принятия имеющегося жилья в зачет части стоимости строительства нового (Методические рекомендации о порядке передачи жилого помещения, находящегося в частной собственности, в качестве взноса в зачет стоимости нового жилого помещения, утвержденные Постановлением коллегии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.03.2015 г. № 9), ипотечного кредитования (Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 г. № 345-З «Об ипотеке»), а также внедрения государственной системы жилищных строительных сбережений (Указ Президента Республики Беларусь от 26.10.2020 № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений»). К сожалению запуск функционирования государственной системы жилищных строительных сбережений до настоящего времени не был реализован отечественными банками.

Также, начиная с 2012 года, в качестве альтернативы государственной поддержке, оказываемой гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при приобретении ими жилья в собственность, государство предприняло попытку строительства арендного жилья государственного жилищного фонда для предоставления его таким гражданам. В 2023 году доля ввода арендного жилья государственного, частного жилищных фондов в объеме ввода общей площади жилья в республике составила уже 7,5 % [3, с. 9, 26].

Одним из приоритетных направлений жилищного строительства государство ищет пути поддержки одноквартирного жилищного строительства населением, доля ввода в эксплуатацию которого достигла 48,1 % в общем объеме ввода в эксплуатацию общей площади жилья [3, с.9, 27]. Стимулирование индивидуального жилищного строительства осуществлялось в основном за счет развития индустриального домостроения, обеспечения нуждающихся земельными участками как по результатам проведения аукционов, так и на безвозмездной основе, упрощения административных процедур для граждан в данной области.

Важным вопросом развития жилищной сферы государство вот уже более 10 лет считает внедрение в жилищное строительство энергоэффективных технологий. Так, Государственной программой «Строительство жилья» на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 325, предусмотрено, что с 2020 года многоквартирное жилье будет строиться только в энергоэффективном исполнении.

Результатом четвертого за время существования Республики Беларусь, современного этапа государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем является то, что доля собственных средств граждан в финансировании жилищного строительства с 2011 г. постепенно увеличивается с 34,8 % [19, с. 7-8] до 60,9 % в 2023 г. [3, с. 11-12]. Это происходит в значительной степени потому, что население перестало ожидать массовой раздачи льготных кредитов и начало рассчитывать на собственные силы. Кроме того, жилье зачастую рассматривается населением как инвестиционный товар.

Следует подчеркнуть, что отличительной чертой современной государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем в Республике Беларусь является ее ориентация, как и на всех предыдущих этапах развития, на количественное обеспечение граждан жильем. Об этом свидетельствуют основные программные документы, регламентирующие развитие жилищного строительства и жилищной сферы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь и Государственная программа «Строительство жилья» на 2021-2025 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2021 г. № 51 [20]. Согласно указанным документам, их целевым показателем является повышение основного индикатора – средней обеспеченности населения общей площадью жилых домов.

В настоящее время в республике количественные нормы для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий установлены ст. 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 428-З. Ей определено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане «обеспеченные общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске - менее десяти квадратных метров) на одного человека. Данные статистики свидетельствуют, что, несмотря на рост среднего уровня обеспеченности населения республики жильем, многие семьи по-прежнему нуждаются в улучшении жилищных условий по количественным параметрам: на начало 2024 года в Республике Беларусь на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 569111 семей и одиноких граждан, обеспеченных жильем ниже установленной государством учетной нормы [18].

Однако в условиях постоянного сокращения численности населения республики можно ожидать, что в долгосрочной перспективе показатели количественной обеспеченности населения жильем снижаться не будут.

Так, в таблице мы привели прогнозные расчеты, которые свидетельствуют о том, что к 2030 году обеспеченность граждан Республики Беларусь вырастет даже при нулевом вводе общей площади жилья с 2026 по 2030 год.

Таблица – Прогнозные расчеты обеспеченности населения Республики Беларусь жильем в расчете на одного жителя на начало к 2030 года при условии нулевого ввода жилья в 2026-2030 гг.

Годы
Числен-ность населе-ния на начало периода, чел.
Ввод в эксплуата-цию общей площади жилья, тыс. кв. м общей площади *
Выбытие жилфонда, млн м кв (согласно данным Министерства жилищно-коммуналь-ного хозяйства Республики Беларусь)
Общая площадь жилых помеще-ний на начало периода, тыс. м кв.
Обеспечен-ность населения жильем в расчете на одного жителя на начало периода, м кв. общ. площади
2024 (факт)
9155978
4390,5
1037
273562,3
29,9
2025
-
4500 (план)
1100
276915,8
-
2026
-
0
1100
280315,8
-
2027
-
0
1100
279215,8
-
2028
-
0
1100
278115,8
-
2029
-
0
1100
277015,8
-
2030
8964600
0
1100
275915,8
30,8
Примечание – Источник: составлено автором на основе [4, с. 5], [18], [20], [20, с. 55], [1].

Между тем проблемой существующего жилищного фонда стало большое количество 4-5 этажные домов типовой серии 1-464, которые массово возводились в 1955-75 гг. В настоящее время их возраст насчитывает 60 и более лет при том, что они рассматривались как временное жилье.

Такие дома отличаются низкой комфортностью, в них тесные коридоры, кухни и маленькие совмещенные санузлы. Если комнат в квартире более одной, то они, как правило, являются совмещенными.

В Беларуси таких домов — 2568, их общая площадь — около 10 млн. м кв., из них панельных — 1864, общей площадью около 7,0 млн. м кв. В Минске — 890 таких панельных домов, общая площадь которых составляет около 3 млн м кв. [5].

Также о качестве жилищного фонда свидетельствует уровень обеспеченности жилищного фонда Республики Беларусь водопроводом и канализацией, который на начало 2024 г. составил 80,3 % [18]. То есть пятая часть жилищного фонда не имеет элементарных удобств.

Результаты

Проведено исследование трансформации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем на территории бывшей Республики Беларусь с момента зарождения такой политики в мировом сообществе в конце XIX - начале XX вв. и до настоящего времени. Выявлено, что в области обеспечения граждан жильем примерно каждые 5-20 лет возникали ключевые проблемы, которые определяли цель и инструменты государственной жилищной политики.

Кризис современного состояния в области обеспечения граждан жильем вытекает из чрезмерной ориентации государства на количественное наращивание жилищного строительства при одновременном ухудшении демографической ситуации.

Несмотря на то, что в республике на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на начало 2024 года состоит 569111 семей и одиноких граждан, обеспеченность населения страны жильем в расчете на одного жителя (29,9 м кв.) постоянно растет и на сегодняшний день практически в 2 раза превышает учетную норму (15 м кв на чел., а в г. Минске 10 м кв. на чел.).

Прогноз показателя обеспеченность населения жильем в расчете на одного жителя показал, что даже при нулевом вводе жилья к 2030 году можно рассчитывать на его рост минимум до 30,8 м кв.

При этом качественное состояние существующего жилищного фонда характеризуется наличием значительного количества физически и морально устаревших домов, которые были возведены в 1955-1975 гг. прошлого столетия. В Беларуси таких домов — 2568, их общая площадь — около 10 млн. м кв.

Также характерной чертой существующего жилищного фонда республики в 2024 г. является показатель, характеризующий уровень благоустройства жилищного фонда минимальными удобствами (водопроводом и канализацией) на отметке всего 80,3 % .

Обсуждение

На основе полученных результатов мы считаем, что трансформация государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем в Республике Беларусь так же, как и иные экономические процессы носит циклический характер, который предполагает поступательную смену этапов развития, каждый из которых характеризуется витком развития и последуюшим кризисом. Изучение этих циклов позволяет предвидеть зарождение следующего этапа и формулировать его цель. Ранее при изучении истории государственной жилищной политики другими авторами стадийный подход не применялся, мы же обосновали существование восьми этапов: зарождения (конец XIX века - 1941 г.), восстановления жилищного фонда в послевоенный период (1945-1955 гг.), каждой семье - отдельная квартира (1950-1970 гг.), стимулирования частной инициативы граждан при решении жилищных проблем (1970-1990 гг.), базового становления государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем (1991-1995 гг.), перехода государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем к рыночным отношениям (1996-2000 гг.), стабильного роста государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем (2001-2011 гг.), сокращения государственной поддержки и развития внебюджетных источников финансирования решения жилищных проблем (2012 г.-н.в.).

Также мы на основе имеющейся статистики и прогнозных расчетов считаем, что проблема количественной обеспеченности населения жильем утратила к настоящему времени свою остроту при одновременном нарастании проблем качества существующего жилищного фонда и предположили, что следующий этап развития государственной жилищной политики может носить название «Повышение качества жилищного фонда». Повышение качества существующего жилищного фонда возможно за счет его реновации, а вновь возводимого жилья – за счет внедрения новых стандартов качества проектирования и возведения жилья, отвечающих требованиям современных потребителей.

Заключение

Таким образом проведённое исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.

Изучение истории государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем позволило выделить ряд этапов ее трансформации: зарождения, восстановления жилищного фонда в послевоенный период, каждой семье - отдельная квартира, стимулирования частной инициативы граждан при решении жилищных проблем, базового становления государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем, перехода государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем к рыночным отношениям, стабильного роста государственной жилищной политики Республики Беларусь в области обеспечения граждан жильем, сокращения государственной поддержки и развития внебюджетных источников финансирования решения жилищных проблем.

Также в результате проведенного исследования были сделаны предположения, что следующий этап государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем будет называться «Повышение качества жилищного фонда».

Повышение качества существующего жилищного фонда может быть обеспечено за счет его реновации. Необходимо также внедрять новые стандарты качества вновь возводимого жилья.

Новое направление было закреплено в основных программных документах в сфере государственной жилищной политики и жилищного строительства: Стратегии развития строительного комплекса до 2035 года, утвержденной Министром архитектуры и строительства 14 января 2025 года и Концепции государственной жилищной политики до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2025 № 144 [21].

Результаты исследования могут быть использованы инвесторами на рынке жилищного строительства, республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь и других стран при принятии управленческих решений в сфере государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем, исследователями, учащимися и любыми гражданами и организациями, заинтересованными в изучении представленного вопроса.

Благодарности

Мы выражаем благодарность Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, которое с 2021 года финансировало часть представленного исследования, и учло его результаты при разработке Стратегии развития строительного комплекса до 2035 года и Концепции государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем Республики Беларусь до 2030 года.


Источники:

1. В Беларуси по-прежнему падает численность населения (в минусе даже Минск). Пролайф Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pro-life.by/analyst/demograficheskaia-dinamika-v-rb/v-belarusi-po-prezhnemu-padaet-chislennost-naselenija-v-minuse-dazhe-minsk/ (дата обращения: 13.05.2025).
2. Воинов А.А. Жилищное строительство в Белорусской ССР. / Учебное пособие для архит. спец. вузов и техникумов. - Минск: Вышэйшая школа, 1980. – 224 c.
3. Выполнение заданий по жилищному строительству за январь-декабрь 2023 г. / Статистический сборник. - Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2024. – 34 c.
4. Выполнение заданий по жилищному строительству за январь-декабрь 2024 г. / Статистический сборник. - Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2025. – 35 c.
5. Главный специалист РУП «Институт «Белжилпроект»: «Срок службы «хрущевок» – 125 лет». Domodel.by. [Электронный ресурс]. URL: https://domodel.by/notes/glavnyy-spetsialist-rup-institut-belzhilproekt-srok-sluzhby-hruschevok-125-let?srsltid=AfmBOooGYB8GNbMyrmSSZQqtlIPp--VJNIoPfLjP9b-ilf_ia8iBp1o_ (дата обращения: 13.05.2025).
6. Глазунов С.Н., Самошин В.С. Жилищный вопрос в России. / 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. – 106 c.
7. Соколова Т.В. и др. Государственная жилищная политика: Социальное измерение. - М.: Книжный дом «Либерком», 2009. – 288 c.
8. Дадашева А. Краткая история жилищного вопроса. Портал Arzamas. [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/595 (дата обращения: 27.04.2025).
9. Данильченко А.В., Данильченко Т.В. Основные направления социально-экономической модели развития Беларуси. Elib.bsu.by. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/43844/1/danilchenkoA_danilchenkoT_2011_Belarus_Germany.pdf (дата обращения: 13.05.2025).
10. Долгов В.Ю. Зарубежный опыт государственной поддержки в рамках жилищной политики // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2005. – № 651). – c. 113-115.
11. Этапы трансформации государственной жилищной политики в области обеспечения граждан жильем // Проблемы устойчивого развития регионов Республики Беларусь и сопредельных стран: Сборник статей ХII Международной научно-практической конференции. Могилев, 2024. – c. 33-37.
12. Жилищный фонд Республики Беларусь в 2023 году. / Статистический бюллетень. - Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2025. – 62 c.
13. Загороднов Е.И. Особенности отечественной жилищной политики: кризис жанра // Региональные архитектурно-художественные школы. – 2013. – № 1. – c. 87-93.
14. Коняхин Г.В. Государственная жилищная политика в СССР и постсоветской России: политологический анализ. / Автореферат дис.,.. доктора политических наук: 23.00.02. - Москва, 2011. – 52 c.
15. Косарева Н.Б. Государственная жилищная политика в России в 1991–2008 годах. [Электронный ресурс]. URL: http://ru-90.ru/content/%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B1-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-1991%E2%80%932008-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%85 (дата обращения 29.04.2025)
16. Микшто А.А. Жилищная политика в БССР в первое послевоенное десятилетие // Беларусь у эпоху геапалітычных і сацыяльных зрухаў Новага і Навейшага часу. Да 25-годдзя кафедры гісторыі Беларусі новага і навейшага часу гістарычнага факультэта Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта: Матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. Минск, 2019. – c. 319-324.
17. Мищенко В.И., Гудков А.И., Красильщиков А.В. Достижения и проблемные аспекты жилищной политики РФ: история и современность // Евразийское Научное Объединение. – 2021. – № 6-3(76). – c. 241-244.
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.belstat.gov.by (дата обращения: 13.05.2025).
19. О выполнении заданий по жилищному строительству за январь-декабрь 2011 года. / Статистический сборник. - Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012. – 33 c.
20. О государственной программе «Строительство жилья» на 2021 - 2025 годы: постановл. Совета Министров Респ. Беларусь от 28 января 2021 г. № 51
21. О Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года: постановл. Совета Министров Респ. Беларусь от 07 марта 2025 г. № 144
22. Статистический ежегодник Республики Беларусь. - Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2018. – 489 c.
23. Экономика Советской Белоруссии. 1917-1967. - Минск: Наука и техника, 1967. – 571 c.

Страница обновлена: 19.05.2025 в 14:16:37