Стратегическое развитие конкурентоспособности компании на локальном рынке

Тхориков Б.А.1, Герасименко О.А.2
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Апрель 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82282746

Аннотация:
В статье представлена авторская методология стратегического развития конкурентоспособности розничных компаний на локальном рынке товаров повседневного спроса с применением геомаркетингового подхода. Обосновывается необходимость отхода от традиционных схем размещения торговых объектов и акцентируется внимание на интеграции пространственных данных, цифровых экосистем и технологий Big Data. Авторы предлагают функциональную модель геомаркетингового планирования, основанную на систематизации географических, маркетинговых и поведенческих факторов, влияющих на эффективность бизнеса. Механизм апробирован на примере открытия студии эстетической медицины в г. Белгород, где применение геомаркетинга позволило оптимизировать расходы на аренду и увеличить вероятность привлечения целевой аудитории. В работе подчеркивается значимость ГИС-технологий, адаптивных KPI и цифровизации маркетинговых процессов. Сделан вывод о целесообразности масштабирования разработанной методики для стратегического позиционирования бизнеса в условиях городской агломерации и высокой конкуренции.

Ключевые слова: геомаркетинг, пространственные данные, конкурентоспособность, KPI, локальный рынок, стратегическое планирование

JEL-классификация: M30, M31, M39

Источники:

1. Герасименко О.А., Тхориков Б.А., Титова И.Н., Белов В.С., Резниченко О.С. Геомаркетинговое моделирование оптимального расположения мест для открытия бизнеса. / Свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2021660521 Рос. Федерация..
2. Тхориков Б.А., Герасименко О.А. «Пространственная активность клиентов» – новый источник конкурентных преимуществ компании розничной торговли // Практический маркетинг. – 2022. – № 1(298). – c. 3-15. – doi: 10.24412/2071-3762-2022-1298-3-15.
3. Тхориков Б.А., Ломовцева О.А., Герасименко О.А., Саблина О.М., Титова И.Н. Геомаркетинг – новый концепт или прикладной инструмент бизнеса? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2020. – № 49. – c. 199-214. – doi: 10.17223/19988648/49/14.
4. Ahmad M. et al. Using OpenStreetMap Data for Geomarketing Insights and Business Growth. / In book: Pioneering Approaches in Data Management., 2025. – 133-156 p.
5. Banerjee S. Geomarketing and situated consumers: opportunities and challenges // Proceedings of the 3rd ACM SIGSPATIAL International Workshop on Location-based Recommendations, Geosocial Networks and Geoadvertising. 2019. – p. 1-4.– doi: 10.1145/3361934.3361941.
6. Baviera-Puig A., Buitrago-Vera J., Escriba-Perez C. Geomarketing models in supermarket location strategies // Journal of Business Economics and Management. – 2016. – № 6. – p. 1205-1221. – doi: 10.3846/16111699.2015.1113198.
7. Chacón-García J. Geomarketing techniques to locate retail companies in regulated markets // Australasian Marketing Journal. – 2017. – № 3. – p. 185-193. – doi: 10.1016/j.ausmj.2017.06.001.
8. Cliquet G. From geomarketing to spatial marketing. / In book: Spatial Economics Volume II: Applications. - Cham: Palgrave Macmillan, 2021. – 277-305 p.
9. Cliquet G., Baray J. Location-based marketing: geomarketing and geolocation. - Hoboken, New Jersey, U.S.: John Wiley & Sons, 2020. – 260 p.
10. Habibpour F., Feizizadeh B. GIS spatial and network analysis applied for bookstores geomarketing // Journal of Geomatics Science and Technology. – 2021. – № 3. – p. 99-109.
11. Benjamin Hagedorn, Matthias Trapp, Tassilo Glander, Jürgen Döllner Towards an indoor level-of-detail model for route visualization // Tenth International Conference on Mobile Data Management: Systems, Services and Middleware. Taipei, Taiwan, 2009. – p. 692-697.– doi: 10.1109/MDM.2009.79.
12. Hranovska V. Geomarketing as a tool for ensuring the competitive development of agricultural enterprises. - Lviv-Toruń: Liha-Pres, 2020.
13. Mohamed W.A.A. Location-Based Analytics for Intelligent Marketing to Achieve Competitiveness in Small Business // International Journal of Information Technology (IJIT). – 2022. – № 1.
14. Pandey A., Yadav M., Hung T.H. Enhancing Customer Experience Through Geomarketing and IoT. / In book: Digital Transformation Initiatives for Agile Marketing. - Hershey, Pennsylvania: IGI Global, 2025. – 154-178 p.
15. Pérez R. Geomarketing en salud para ubicar oferta de servicios médicos de valor. Caso: Proyecto de investigación para ubicar una nueva oferta hospitalaria // Salud Uninorte. – 2008. – p. 319-340.
16. Shaitura S.V., Feoktistova F.M., Minitaeva A.M., Olenev L.A., Chulkov V.O., Kozhaev Y.P. Spatial geomarketing powered by big data // Revista Turismo Estudos & Práticas. – 1020. – p. 13. – url: https://revistatru.unifor.br/index.php/rte/article/view/11019.
17. Yarosh O. Digital geomarketing methods for analyzing the development of the economy of modern urban space // 2nd international scientific conference on digital transformation on manufacturing, infrastructure and service, dtmis 2018: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Том 497. Saint-Petersburg, 2019. – p. 012102.– doi: 10.1088/1757-899X/497/1/012102.

Страница обновлена: 09.09.2025 в 11:18:55

 

 

Strategic development of the company's competitiveness in the local market

Tkhorikov B.A., Gerasimenko O.A.

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 4 (April 2025)

Citation:

Abstract:
The article presents the author's methodology for the strategic development of the competitiveness of retail companies in the local consumer goods market using a geomarketing approach. The article substantiates the need to move away from traditional retail location schemes and focuses on the integration of spatial data, digital ecosystems and big data technologies. The authors propose a functional model of geomarketing planning based on the systematization of geographic, marketing and behavioral factors affecting business efficiency. The mechanism was tested on the example of the aesthetic medicine studio in Belgorod, where the use of geomarketing made it possible to optimize rental costs and increase the probability of attracting a target audience. The article highlights the importance of GIS technologies, adaptive KPIs and digitalization of marketing processes. The conclusion on the expediency of scaling the developed methodology for strategic business positioning in conditions of urban agglomeration and high competition is drawn.

Keywords: geomarketing, spatial data, competitiveness, KPI, local market, strategic planning

JEL-classification: M30, M31, M39