Институциональное доверие и коррупция (на примере эмпирического исследования)
Агишев Р.Р.1, Кузина О.Н.1, Рункова Е.С.1
1 Научный центр социально-экономического мониторинга
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82701143
Аннотация:
Институциональное доверие рассматривается как особый социальный феномен, определяющий характер восприятия коррупции и уровень включенности в коррупционные практики. Целью работы выступает анализ связи институционального доверия и восприятия коррупции. Представлены результаты социологических исследований, проведенных в 2022–2024 гг. (n=400) коллективом ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» в рамках единой системы федерального мониторинга состояния коррупции в субъектах Российской Федерации. Отбор респондентов осуществлялся в соответствии с трехступенчатой выборкой. Для аналогичных по объему исследований статистическая погрешность не превышает 5 %. В рамках исследования выделены две условные группы респондентов – «Доверяющие органам власти» и «Не доверяющие органам власти». На материалах исследования делается вывод о наличии связи между институциональным доверием и восприятием неформальных практик. Доверие к власти детерминирует формирование у части социума общей мировоззренческой позиции по широкому спектру вопросов коррупционной тематики. Среди доверяющих органам власти доминирует негативная оценка коррупционного поведения, преобладает вера в результативность антикоррупционной политики органов власти, чаще встречаются негативные оценки уровня и динамики коррупции. Институциональное доверие определяет характер отношения социума к общепринятым и социально одобряемым нормам, в частности, в сфере восприятия коррупции. При наличии доверия – в социуме преобладают негативные оценки коррупции и мало распространены коррупционные практики, при его отсутствии – в социуме доминирует нейтральное или позитивное отношение к коррупции и распространены коррупционные практики
Ключевые слова: коррупция, институциональное доверие, коррупционные практики, взятка, сензитивность
JEL-классификация: F52, H56, H12
Тезисы (Highlights):
Введение
Институциональное доверие, представляющее собой обобщенное доверие институтам власти, выступает одним из важнейших показателей оценки социальных отношений, степени упорядочивания поведения не только отдельной личности, но и общества. Относительно невысокий уровень институционального доверия в российском обществе влечет за собой широкий спектр негативных социально-экономических и общественно политических явлений, среди которых выделяются рост протестных настроений, ухудшение инвестиционного климата и снижение инвестиционной привлекательности экономики, недостаточная развитость институтов гражданского общества, усиление эмиграционных настроений и т.д. Не менее важным следствием выступает распространение и коренизация в обществе неформальных коррупционных практик, что повышает актуальность исследования проблемы связи институционального доверия и коррупции.
Проблема взаимосвязи коррупции и институционального доверия, то есть доверия к государственным институтам (в данном случае, институтам власти) в антикоррупционном дискурсе стала звучать относительно недавно, и рассматривается отечественными и зарубежными исследователями преимущественно в двух направлениях. В одном случае недостаток институционального доверия объявляется причиной коррупции [20] (Uslaner, 2003). «Недоверие к официальным структурам ведет в обществе к появлению и расширению «серой зоны», то есть неформальной зоны действий противозаконного или полулегального характера» [14, с. 167] (Rybchak, 2015). В другом случае указывается на обратную взаимосвязь: распространение коррупционных явлений подрывает институциональное доверие [16] (Spirina, 2021). С повышением уровня коррупции в обществе снижается уровень доверия к институтам власти и государственным служащим их олицетворяющих [19] (Adelopo et al., 2020)/
В основе обоих подходов к пониманию связи коррупции и институционального доверия лежит представление о том, что в обществе с клиентелистской культурой и патерналистской системой власти рядовые граждане, как правило, развивают доверительные неформальные социальные связи [13] (Rotshteyn, 2017). Последние, формируясь в архаическом русле, «имеют дружественный, родственный или свойский характер, то есть основаны на сильной эмоциональной привязанности» [18, с. 736] (Yurasov et al., 2023).
Помимо обозначенных подходов к анализу взаимосвязи коррупции и институционального доверия в контексте заявленной темы вызывает особый интерес психологический взгляд на указанную взаимообусловленность. С точки зрения психологии коррупции, развитие коррупционных практик обусловлено не только психологическими детерминантами, собственно, коррупционеров [5] (Vannovskaya, 2011), но и внутренним состоянием социума – его доминирующими ценностями, характером социальных связей, мировоззренческими установками и т.д.
Традиционным стало выделение двух типов восприятия коррупции: восточной и западной модели. Первая, условно азиатская, модель отличается «отношением к коррупции как привычному явлению, обусловленному культурными традициями и экономической необходимостью» [11] (Larikhin, 2021). Вторая, условно европейская, модель характеризуется низким уровнем коррупции вследствие эффективной работы государственных институтов, традиции, культуры и гражданского общества. В российском обществе, в котором выделяются позитивные и негативные элементы как «восточной, так и западной модели восприятия коррупции, последняя прошла стадию «узаконения» и является привычным и обыденным явлением» [10, с. 68] (Kamneva et al., 2013). В указанной системе координат коррупция в высших эшелонах власти прямо осуждается, а ее «бытовые» формы считаются вполне приемлемыми, что обуславливается недостатком формализованного, институционального доверия и превалированием неформального внутригруппового доверия.
Методология и методы. Целью настоящей работы выступает анализ связи институционального доверия и восприятия коррупции. Институциональное доверие в рамках исследования определяем, как доверие государственным институтам, обобщенному образу власти. Сформулируем следующую гипотезу: выраженность доверия или недоверия, как определяющего параметра сложившегося механизма отношений власти и общества, определяет характер восприятия коррупции и уровень включенности в коррупционные практики. Соответственно, в социуме с высоким уровнем институционального доверия преобладает негативное восприятие коррупции (и низкая включенность в коррупционные практики), в социуме с низким уровнем институционального доверия – обратная ситуация.
Исследование основано на агрегированных данных количественных опросов ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (Республика Мордовия), посвященных теме «Оценка уровня коррупции в Республике Мордовия» (2022–2024 гг., n=400). Ежегодно в течение трех лет (2022–2024 гг.) проводился мониторинг по единообразной методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 мая 2019 г. № 662 «Об утверждении Методики проведения социологических исследований в субъектах Российской Федерации» [1]. Отбор респондентов осуществлялся в соответствии с трехступенчатой выборкой: отбор административно-территориальных отдельных населенных пунктов; квотирование по полу, возрасту и типу населенного пункта. Для аналогичных по объему исследований статистическая погрешность не превышает 5%. Использовались методы анализа данных программной среды SPSS.
В рамках исследования было проведено сравнение особенностей восприятия коррупции в двух группах респондентов – «Доверяющие органам власти» и «Не доверяющие органам власти».
Для исследования выбраны следующие аспекты восприятия коррупции и участия в ней:
– факт участия или неучастия в коррупционных практиках (задавался вопрос «Приходилось ли Вам давать взятку?»);
– оценка уровня и динамики коррупции в Республике Мордовия («Как Вы думаете изменилось ли количество случаев коррупции в республике?», «Как Вы оцениваете уровень коррупции в регионе?»);
– восприятие коррупционного поведения, оценка коррупциогенности органов власти («Насколько честны (свободны от коррупции) следующие органы власти?»);
– оценка эффективности антикоррупционной политики («Оцените действия властей по противодействию коррупции»).
Результаты исследования и дискуссия.
Результаты исследования представлены в табл.
Таблица
Восприятие коррупции в зависимости от доверия или недоверия органам власти, %
|
Вопросы
|
Группы респондентов*
| |||||
|
Доверяю органам власти
|
Не доверяю органам власти
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2022
|
2023
|
2024
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
Давали ли Вы взятку в этом году?
| ||||||
|
Нет
|
92
|
94
|
90
|
65
|
66
|
61
|
|
Да
|
8
|
6
|
10
|
35
|
34
|
39
|
|
Оцените
уровень коррупции в регионе?
| ||||||
|
Высокий
|
3
|
4
|
3
|
45
|
37
|
29
|
|
Средний
|
34
|
32
|
31
|
33
|
44
|
42
|
|
Низкий
|
18
|
24
|
22
|
2
|
3
|
2
|
|
Затрудняюсь
ответить
|
45
|
41
|
44
|
40
|
16
|
27
|
|
Оцените
изменение уровня коррупции в регионе
| ||||||
|
Снизился
|
22
|
30
|
27
|
5
|
7
|
2
|
|
Остался
неизменным
|
30
|
25
|
22
|
42
|
51
|
45
|
|
Увеличился
|
4
|
3
|
4
|
26
|
22
|
25
|
|
Затрудняюсь ответить
|
44
|
42
|
47
|
27
|
20
|
28
|
|
С
каким из приведенных суждений о борьбе с коррупций Вы согласны?
| ||||||
|
Руководство
республики хочет и может эффективно бороться с коррупцией
|
54
|
49
|
62
|
10
|
4
|
4
|
|
Руководство
республики хочет, но не может эффективно бороться с коррупцией
|
16
|
19
|
16
|
13
|
12
|
14
|
|
Руководство
республики может, но не хочет эффективно бороться с коррупцией
|
10
|
6
|
7
|
37
|
38
|
28
|
|
Руководство
республики не хочет и не может эффективно бороться с коррупцией
|
2
|
4
|
3
|
27
|
36
|
42
|
|
Затрудняюсь
ответить
|
18
|
22
|
12
|
13
|
11
|
12
|
|
Насколько
честны (свободны от коррупции) органы власти города, поселка, села?
| ||||||
|
В
той или иной степени честны
|
67
|
61
|
73
|
12
|
2
|
8
|
|
В
той или иной степени не честны
|
19
|
8
|
10
|
60
|
64
|
68
|
|
Затрудняюсь
ответить
|
14
|
31
|
17
|
28
|
24
|
24
|
|
Насколько
честны (свободны от коррупции) правоохранительные органы власти региона?
| ||||||
|
В
той или иной степени честны
|
61
|
51
|
66
|
9
|
13
|
15
|
|
В
той или иной степени не честны
|
15
|
19
|
12
|
69
|
64
|
50
|
|
Затрудняюсь
ответить
|
24
|
30
|
22
|
22
|
23
|
35
|
|
Насколько
честны (свободны от коррупции) судебные органы власти региона?
| ||||||
|
В
той или иной степени честны
|
66
|
56
|
68
|
12
|
23
|
12
|
|
В
той или иной степени не честны
|
11
|
11
|
10
|
57
|
52
|
28
|
|
Затрудняюсь
ответить
|
23
|
33
|
22
|
31
|
25
|
60
|
|
Люди
по-разному относятся и к тем, кто дает взятки, и к тем, кто их берет. Какая
из приведенных точек зрения Вам ближе?
| ||||||
|
Осуждаю
и тех, кто дает взятки, и тех, кто их берет
|
60
|
63
|
68
|
27
|
43
|
43
|
|
Осуждаю
тех, кто дает взятки; не осуждаю тех, кто их берет
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
|
Не
осуждаю тех, кто дает взятки; осуждаю тех, кто их берет
|
14
|
14
|
15
|
40
|
27
|
37
|
|
Не
осуждаю ни тех, кто дает взятки, ни тех, кто их берет
|
12
|
5
|
6
|
9
|
12
|
7
|
|
Затрудняюсь
ответить
|
13
|
17
|
9
|
22
|
17
|
11
|
* 100% по столбцу
Источник: составлено авторами.
Свидетельством прямой связи институционального доверия и восприятия коррупции и участия в ней выступают совершенно полярные результаты, характеризующие ответы двух анализируемых групп респондентов: «Доверяющие органам власти» и «Не доверяющие органам власти». В контексте отношения к коррупции диаметрально противоположным выглядит условно психологический портрет первых по сравнению со вторыми. Для респондентов из группы «Доверяющие органам власти» свойственны выраженное негативное отношение к коррупции в целом, вера в эффективность антикоррупционной политики власти и честность органов власти, позитивная оценка коррупционной ситуации и неучастие в коррупционных практиках. Респонденты из второй группы «Не доверяющие органам власти» демонстрируют прямо противоположное отношение к коррупции и участию в ней (неверие в честность государственных органов, участвуют в неформальных практиках и т.д.).
Далее подробно рассмотрим конкретные аспекты восприятия коррупции и участия в ней в контексте институционального доверия.
Согласно результатам исследования место жительства оказывает значительное влияние на мнение респондентов. В частности, в группе респондентов «Доверяющие органам власти» по сравнению с группой «Не доверяющие органам власти» существенно выше доля сельских жителей, и, соответственно, ниже доля городских жителей, что прослеживалось на протяжении трех лет исследования.
Указанный момент – более негативное восприятие органов власти жителями города (особенно крупного), по сравнению с жителями села – многократно отмечался, как региональными исследователями, так и крупными федеральными социологическими службами. Последнее обстоятельство традиционно связывается с социально-экономическими и психологическими особенностями сельского образа жизни: консервативность, «открытость» социальных связей, выраженный социальный контроль за членами сельского сообщества, относительно заниженные требования к уровню комфорта и сервиса, более низкий уровень притязаний [8] (Gavrilova et al., 2012). Характер взаимоотношения горожан и власти, напротив, определяется автономизацией людей в высокоурбанизированной местности, деградацией социальной микросреды, разрывом соседских и родственных связей, а также преобладанием индивидуалистской культуры [4] (Boyarinova et al., 2017) и более высокой требовательностью к деятельности органов власти. Масштабом поселения определяется и уровень доверия в целом – от доверия жителям соседних домов, двора, квартир до доверия руководству страны. Прослеживается четкая закономерность: уровень институционального доверия снижается по мере увеличения масштаба социальных связей [7] (Vorobyev, 2017).
Следующим важным результатом, на который следует обратить внимание в контексте заявленной темы исследования, выступает факт более активного участия в коррупционных взаимоотношениях тех респондентов, кто не доверяет органам власти. Например, среди респондентов, доверяющих власти, в 2022 г. давали взятку 8% (в 2023 г. – 6%; в 2024 г. – 10%), а среди тех, кто не доверяет власти, – 35% (34%; 39%). Исследовательское сообщество указанное обстоятельство объясняет следующим. «Институциональное доверие при недостатке в одних областях (официальных, доверие к органам власти) перетекает в более дружественные, неформальные сферы» [18, с. 737] (Yurasov et al., 2023), способствуя доминированию межличностного доверия. В условиях снижения институционального доверия неформальные практики взаимодействия преобладают над формально-официальными инструментами социального регулирования [6] (Volodina, 2018). Приоритет неформальных социальных отношений над формальными, особенно в рамках взаимодействия с органами власти, в свою очередь способствует формированию и развитию «дружественной» коррупционной среды. В этой связи процентное преобладание взяткодателей среди тех, кто не доверяет органам власти, объясняется их большей приверженностью неформальным механизмам разрешения социальных проблем, более активным использованием доверительных связей, знакомств.
Характер отношения к власти (доверительное – не доверительное, позитивное – негативное) связан с восприятием коррупции, что отмечается и другими исследователями [9] (Galitskaya, 2019). В контексте отношений власти и общества высокий уровень институционального доверия соответствует высокой лояльности граждан государству и проводимой им политике [3] (Belokonev et al., 2021). Соответственно, доверие к власти трансформируется в позитивное отношение к деятельности органов власти, в частности в сфере противодействия коррупции. Последнее отчетливо прослеживается в нашем исследовании на примере того, как респонденты оценивают уровень коррупции в регионе, динамику уровня коррупции, коррупциогенность органов власти: среди респондентов с высоким уровнем институционального доверия существенно чаще отмечаются позитивные результаты антикоррупционной борьбы, низкий уровень коррупции и честность органов власти. В частности, согласно результатам нашего исследования в группе «Доверяющие органам власти» в 2022 г. на низкий уровень коррупции указывают 18% (в 2023 г. – 24%; 2024 г. – 22%), а в группе «Не доверяющие органам власти» – 2% (3%; 2%). Схожее распределение ответов респондентов прослеживается и в оценке динамики уровня коррупции.
Институциональное доверие отражает веру граждан в силу, справедливость и эффективность социальных институтов (в данном случае, государственная власть), а также транслируемых ими социальных норм и правил [17] (Tryndina et al., 2023). Соответственно, социум с высоким уровнем доверия органам власти чаще демонстрирует приверженность общепринятым социальным нормам и ценностям и готовность соблюдать их, с низким уровнем – наоборот, реже. Результаты общероссийских эмпирических исследований, в частности, показывают, что граждане, однозначно доверяющие местным органам власти, существенно чаще вовлечены в социально одобряемую общественно-полезную деятельность: благоустройство территории, коллективная взаимопомощь, коллективные обращения в органы власти, устройство и проведение местных праздничных мероприятий и др. [12] (Reutov et al., 2016).
Указанная закономерность – доверие к власти определяет готовность поступать в соответствие с «правильными» социально одобряемыми нормами – в полной мере прослеживается и в настоящем исследовании на примере оценки респондентами противоправного и общественно осуждаемого поведения взяткодателей и взяткополучателей. В частности, в группе «Доверяющие органам власти» по сравнению с группой «Не доверяющие органам власти» примерно в полтора раза выше доля тех, кто осуждает обе стороны коррупционного процесса – взяткодателей и взяткополучателей, (в 2022 г. 60 и 27%, в 2023 г. – 63 и 43%, в 2024 г. – 68 и 43%).
Более высокая доля затруднившихся с ответом респондентов в группе «Доверяющие органам власти» по сравнению с группой «Не доверяющие органам власти может быть следствием недостаточной компетентности респондентов и отчасти сензитивности темы. Заявленная проблематика – восприятие коррупции и участие в коррупционных практиках – охватывает вопросы с ярко выраженной отрицательной коннотацией и предполагает специфический уровень осведомленности (в частности, оценка коррупциогенности / честности судебных и правоохранительных органов, уровня и динамики коррупции в регионе и т.д.). Учитывая тот факт, что люди, доверяющие органам власти, крайне редко давали взятки, предположение об их неосведомленности в этой сфере выглядит в достаточной степени взвешенным. Указанное обстоятельство уже прослеживалось нами в рамках других исследований [2] (Agishev et al., 2024).
Заключение
На основе эмпирических данных зафиксирована однозначная связь между институциональным доверием (в частности, доверия к органам власти) и восприятием коррупции, а также включенностью в коррупционные практики.
Доверие к власти детерминирует формирование у части социума общей мировоззренческой позиции по широкому спектру социально-экономических и общественно-политических вопросов, в том числе и в отношении неприятия коррупции и ее проявлений. Среди доверяющих органам власти доминирует негативная оценка коррупционного поведения, преобладает вера в результативность антикоррупционной политики органов власти.
Недоверие, выступая условно обобщенной характеристикой эффективности и качества институциональной среды [15] (Spirina, 2021), накладывает значительный отпечаток на восприятие обществом коррупции. У граждан, не доверяющих органам власти существенно чаще, чем в среднем в социуме, встречаются негативные оценки уровня и динамики коррупции, эффективности антикоррупционной политики.
Следовательно, институциональное доверие определяет характер отношения социума к общепринятым и социально одобряемым нормам, в частности, в сфере восприятия коррупции. При наличии доверия – в социуме преобладают негативные оценки коррупции и мало распространены коррупционные практики, при его отсутствии – в социуме доминирует нейтральное или позитивное отношение к коррупции и распространены коррупционные практики.
Источники:
2. Агишев Р.Р., Баринова О.Н., Манаева И.В. Проблема неответов в социологических опросах на тему коррупции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2024. – № 2. – c. 45-57. – doi: 10.21685/2072-3016-2024-2-4.
3. Белоконев С.Ю., Левина Е.В. Доверие населения и элит к власти: теоретико-прикладной аспект // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. – № 11. – c. 39-45. – doi: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-39-45.
4. Бояринова И.В., Начкебия М.С., Шаповал Ж. А. Ценностные основания «культуры недоверия» в регионе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 4. – c. 18–20. – doi: 10.23672/SAE.2017.65.5596.
5. Ванновская О.В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. – № 3. – c. 130–135.
6. Володина С.В. Правовое доверие как основа устойчивости правовой системы общества: российское измерение // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 7. – c. 37–42.
7. Воробьев Г.А. Трансформация ценностей и смыслов в ситуации роста социальной энтропии в ходе социокультурных перемен в российском обществе // Гуманитарий Юга России. – 2017. – № 2. – c. 184–193.
8. Гаврилова Н.В., Есмурзаева Ж.Б. Психологические особенности жителей села: анализ и практика исследования // Концепт. – 2012. – № 10. – c. 1–5. – url: http://e-koncept.ru/2012/12129.htm.
9. Галицкая К.А. Влияние уровня коррупции на легитимность государственной власти // Вопросы управления. – 2019. – № 4. – c. 49–53. – doi: 10.22394/2304-3369-2019-4-43-53.
10. Камнева Е.В., Анненкова Н.В. Психологические аспекты феномена коррупции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2013. – № 4. – c. 67–71.
11. Ларихин А.В. Восточная и западная модели коррупции // Огарев-online: электронный журнал. – 2021. – № 7. – c. 7. – url: http://journal.mrsu.ru/arts/.
12. Реутов Е.В., Реутова М.Н. Доверие к муниципальной власти и интеграция социального пространства местного сообщества // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – № 5. – c. 12–21. – doi: 10.12737/22689.
13. Ротштейн Б. Коррупция и общественное доверие: почему рыба гниет с головы // Антиномии. – 2017. – № 17. – c. 37–60.
14. Рыбчак П.Н. Доверие как категория политологического анализа // Управленческое консультирование. – 2015. – № 9. – c. 164–174.
15. Спирина А.С. Институциональное доверие и коррупция: оценка взаимосвязи // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2021. – № 10. – c. 168–172.
16. Спирина А.С. Социальное доверие как фактор восприятия коррупции (по результатам социологического опроса в Алтайском крае) // Society and Security Insights. – 2021. – № 2. – c. 106–114.
17. Трындина Н.С., Устюжанина Е.В. Доверие как экономическая категория: подходы к классификации и систематизации // Креативная экономика. – 2023. – № 1. – c. 39–54. – doi: 10.18334/ce.17.1.116590.
18. Юрасов И.А., Бондаренко В.В., Полутин С.В., Зябликова О.А., Юрасова О. Н. Парадоксальные формы проявления институционального социального доверия в российских регионах: коррупция и теневая занятость как типы социального доверия // Регионология. – 2023. – № 4. – c. 733-753. – doi: 10.15507/2413-1407.125.031.202304.733-753.
19. Adelopo I., Rufai I. Trust Deficit and Anti-corruption Initiatives // Journal of Business Ethics. – 2020. – № 163. – p. 429-449.
20. Uslaner, E. M. (2003), “Trust, democracy and governance: Can government policies influence generalized trust? In: Generating social capital: Civil society and institutions in comparative perspective”, Palgrave Macmillan, N.Y., 171–190
Страница обновлена: 03.09.2025 в 07:04:03
Download PDF | Downloads: 5
Institutional trust and corruption (on the example of empirical research)
Agishev R.R., Kuzina O.N., Runkova E.S.Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 2 (April-June 2025)
Abstract:
Institutional trust is considered as a special social phenomenon that determines the perception of corruption and the level of involvement in corrupt practices.
The article aims to analyze the relationship between institutional trust and the perception of corruption.
The results of sociological research conducted in 2022-2024 (n=400) by the staff of the State Public Institution of the Republic of Moldova "Scientific Center for Socio-Economic Monitoring" within the framework of the unified system of federal monitoring of corruption in the constituent entities of the Russian Federation are presented. The respondents were selected according to a three-stage sampling. For similar studies, the statistical error does not exceed 5%. The study identified two conditional groups of respondents – "Those who trust the authorities" and "Those who do not trust the authorities." Based on the research materials, it is concluded that there is a link between institutional trust and the perception of informal practices. Trust in public authorities determines the formation of a common ideological position among a part of society on a wide range of corruption-related issues. Among those who trust the public authorities, a negative assessment of corrupt behavior dominates, faith in the effectiveness of the anti-corruption policy of the authorities prevails, and negative assessments of the level and dynamics of corruption are more common. Institutional trust determines the nature of society's attitude to generally accepted and socially acceptable norms, in particular, in the field of corruption perception. If there is trust, negative assessments of corruption prevail in society and corrupt practices are not widespread; if there is no trust, a neutral or positive attitude towards corruption dominates in society and corrupt practices are widespread.
Keywords: corruption, institutional trust, corrupt practice, bribery, sensitivity
JEL-classification: F52, H56, H12
Highlights:
