Ponyatie chelovecheskogo kapitala i osobennosti ego formirovaniya v usloviyakh tsifrovoy transformatsii agrarnoy sfery
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 6 (June 2025)
Введение
Аграрная сфера Российской Федерации (РФ) выступает одной из важных отраслей экономической деятельности, поскольку от нее зависит обеспеченность продовольствием населения страны, и тем самым поддерживается экономическая безопасность государства.
В современном мире все сферы экономики наполнены информационными технологиями (ИТ), применение которых способствует росту производительности труда и повышению благосостояния работников. Аграрная сфера не является исключением, и цифровая трансформация активно внедряется в эту область экономики.
Основу государственной политики цифровой трансформации в аграрной сфере закладывает Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р, в котором утверждается программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с данной программой в дальнейшем разработаны основы национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство».
Актуальность темы исследования обусловлена проблемой недостатка квалифицированных кадров, способных работать в условиях цифровой трансформации аграрной сферы. Данная проблема обусловлена не только тем, что имеющиеся работники не готовы к работе с цифровыми инструментами, не обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками, но и тем, что молодые специалисты, которые получают необходимые компетенции, уходят в компании, предлагающие лучшие условия, например, в ИТ-компании.
Человеческий же капитал выступает важным показателем эффективности в аграрной сфере, поскольку инвестиции в образование, обучение и здоровье работников способны значительно увеличить продуктивность и устойчивость сельского хозяйства.
Основная часть
Теория человеческого капитала начала развиваться в 50-60 годы XX века в результате научно-технических открытий и достижений в сфере создания компьютерной техники. Разработки в информационной сфере и автоматической обработке информации способствовали появлению новых исследований в формировании уровня подготовленности специалистов и трудовых ресурсов, способных общаться с результатами достижений, применяя инструменты информатики и кибернетики.
В основу теории человеческого капитала легли труды американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера, представивших новое видение на изменившуюся роль человека и его личных качеств в современной экономике. Речь, прежде всего идет о способностях к обучению.
Т.Шульц обратил внимание на определяющую роль человеческого капитала в современном производстве, особенно в его наукоемких отраслях, к которым, в том числе относится информатика. В трактовке Т.Шульца человек, несущий расходы на свое образование и повышение квалификации, а также вкладывающий финансовые средства в свое здоровье, несет не потребительские расходы, как это принято было считать в экономике, а инвестирует в свое будущее. Такой подход кардинально меняет отношение к специалисту в производственном процессе, который рассматривается уже не как субъект, обладающий набором личных качеств, а как носитель экономически значимых показателей, способствующих экономическому росту производства. Т.Шульц утверждал: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом.» [30].
Исследования Т.Шульца базировались на аграрной сфере, которую он рассматривал как точку роста экономики государства, поскольку сам имел ученую степень по экономике сельского хозяйства.
Г.Беккер же впервые сформулировал понятие человеческого капитала как самостоятельного объекта изучения. Он же определил человеческий капитал как совокупность знаний, умений и навыков [27].
В дальнейшем многие отечественные и зарубежные ученые занимались теорией человеческого капитала: Боуэн М. [29], Денисон Э., Кузнец С., Дэвенпорт Т., Капелюшников Р.И. [11], Критский М.М. [16], Добрынин А.И. [4], Хоконов А.А., Корчагин В.П., Нуреев М.Н. [20], Лукьянчикова Т.Л. [18], Заборовская О.В. [8], Тугускина Г.Н. [24] и другие.
Все вышеуказанные ученые в той или иной степени определяют понятие человеческого капитала как совокупный запас здоровья, знаний, умений, навыков, способностей, мотиваций, которые воздействуют на качественные параметры производственного процесса.
В Таблице 1 представлены некоторые формулировки человеческого капитала с указанием акцентов, на которые сделаны упоры в определении.
Таблица 1 – Определения человеческого капитала с выявлением акцентов в терминологии (составлено авторами)
Исследователи
|
Формулировка
человеческого капитала
|
Акценты в
терминологии
|
Г.Беккер
|
Человеческий
капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций [27].
|
Совокупность
неких качеств и свойств
|
М.Блауг
|
Человеческий
капитал – есть стоимость прошлых инвестиций в навыки людей, а не ценность
людей самих по себе [28].
|
Инвестиционная
составляющая
|
С.Фишер
|
Человеческий
капитал - есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход;
включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную
квалификацию [26].
|
Способность
приносить доход, фактически средство получения выгоды
|
Э.Дж.Долан
|
Человеческий
капитал – это капитал в виде умственных способностей, полученных через
формальное обучение или образование, либо через практический опыт [5].
|
Интеллектуальная
составляющая
|
С.Дятлов
|
Человеческий
капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком
определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций,
которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного
воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и
тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека [7].
|
Использование
с целью повышения производительности труда и роста дохода работника
|
Р.И.Капелюшников
|
Человеческий
капитал – это запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого
человека и которые могут использоваться им либо в производственных, либо в
потребительских целях [11].
|
Совокупность
характеристик каждого человека
|
Л.Згонник
|
Человеческий
капитал – это система циклически взаимодействующих элементов (капитал
образования, капитал здоровья, интеллектуальный капитал, социальный капитал),
обеспечивающих способность к участию в социально-трудовых отношениях и
функционирующих в направлении повышения количественно-качественного уровня
благосостояния субъекта – носителя человеческого капитала [9].
|
Социальная
составляющая – отношения между людьми
|
Н.Римашевская
|
Человеческий
капитал – интегральная сумма таких составляющих, как здоровье, знание,
культура и свобода личности [22].
|
Ценностные
и мировоззренческие установки
|
Р.М.Нуреев
|
Человеческий
капитал включает в себя большое количество характеристик человека, дающих ему
возможности для ведения эффективной производственной деятельности и способных
изменяться при формировании новых умений, знаний, навыков и мотивации [20].
|
Динамичность
человеческого капитала
|
Определенные принципы исследования, которых придерживались ученые в своих теоретических изысканиях, привели к появлению множества формулировок человеческого капитала [12]. Как видно из Таблицы 1, каждый автор выставляет акцент на какую-либо составляющую человеческого капитала. Следует отметить, что спектр акцентов достаточно широк. Возможно, это также связано с историей развития теоретических основ понятия человеческого капитала.
Первоначально научная формулировка человеческого капитала строилась с точки зрения знаний, навыков и способностей человека. На следующем этапе возникает процесс изучения структуры человеческого капитала. Выделяются такие элементы, как инвестиции в здравоохранение, культуру, а также профессиональную подготовку и переподготовку работников. И в дальнейшем человеческий капитал рассматривается уже как основополагающий фактор производства.
В общем виде человеческий капитал формулируется как совокупность знаний, навыков, опыта и способностей людей, которые они могут применять для достижения определенных результатов в экономике и обществе. Система же формирования человеческого капитала включает в себя образование, профессиональную подготовку, повышение квалификации, обучение на рабочем месте и другие способы развития человеческих ресурсов.
Рассмотрение человеческого капитала как совокупности, а не как системы, может быть обусловлено различными подходами и методами исследования ученых. Для одних исследователей человеческий капитал является совокупностью индивидуальных качеств и навыков людей, которые могут быть оценены и измерены отдельно от других факторов. В этом случае, человеческий капитал рассматривается как обобщенный ресурс, который может быть использован в различных сферах деятельности.
Другие ученые могут рассматривать человеческий капитал как систему, в которой различные элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. В этом случае, человеческий капитал рассматривается как комплексный ресурс, состоящий из знаний, навыков, умений, культуры и интеллекта людей, которые взаимодействуют друг с другом и с другими ресурсами в процессе производства.
Чтобы представить совокупность знаний, умений и навыков человека как систему, необходимо наличие нескольких условий.
Во-первых, взаимосвязь элементов. Например, знания должны поддерживать и усиливать умения, а умения — быть основаны на определенных знаниях. Это создает структуру, в которой каждое знание и умение находят свое место и роль.
Во-вторых, наличие структурированности – определенного порядка или иерархии. Например, базовые знания могут служить основой для более сложных умений и навыков.
В-третьих, выполнение определенной функции. В контексте знаний, умений и навыков это может выражаться в способности решать конкретные задачи, адаптироваться к новым ситуациям и эффективно действовать в различных условиях.
Наконец, в-четвертых, наличие целостности. Система знаний, умений и навыков должна восприниматься как единое целое, где взаимодействие между элементами приводит к достижению общих целей или результатов.
Одной из причин рассмотрения человеческого капитала как совокупности, а не как системы, может быть недостаточная сложность моделей и методов исследования, которые используются учеными. Также, ученые могут ориентироваться на конкретные аспекты исследования, которые могут требовать более узкого подхода.
Указанные авторы не всегда акцентируют внимание на том, что одним из ключевых элементов формирования человеческого капитала является образование, которое позволяет людям усваивать знания, развивать навыки и формировать компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Образование в современном мире играет особую роль, поскольку технологии и рынок труда постоянно меняются, и людям необходимо постоянно обновлять свои знания и навыки.
Помимо образования, формирование человеческого капитала также осуществляется через профессиональную подготовку и обучение на рабочем месте. Многие компании и организации инвестируют в развитие своих сотрудников, предоставляя им возможность проходить курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и другие виды обучения.
Таким образом, система формирования человеческого капитала строится на формировании соответствующих компетенций в результате образовательной деятельности и является важным элементом экономического и социального развития. Инвестирование в развитие человеческих ресурсов способствует увеличению производительности труда, улучшению качества жизни людей и повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Человеческий капитал включает в себя не только знания, навыки и опыт людей, но и процессы формирования и развития этих ресурсов.
Таким образом, человеческий капитал можно рассматривать как систему, где все элементы взаимодействуют между собой и способствуют развитию человеческих ресурсов в экономике и обществе.
Отличие человеческого капитала в аграрной сфере заключается в особенностях его формирования и использования в сельском хозяйстве. В аграрной сфере человеческий капитал включает в себя знания, навыки и опыт людей, которые занимаются сельскохозяйственным производством.
Аграрная сфера имеет определенные особенности, характерные исключительно для нее.
1. Сезонность, которая связана с работой в определенное время года.
2. Погодные условия, к которым относятся осадки, ветер, температура воздуха и других климатические характеристики.
3. Высокая зависимость от природных ресурсов: качество земли, наличие воды и солнечного света.
4. Наличие значительного физического труда, особенно в периоды посевов, уборки урожая и ухода за растениями и животными.
5. Воздействие внешних факторов, к которым относятся нестабильные цены на рынке, изменения законодательства, экономические и политические факторы.
6. Риски и непредвиденные обстоятельства, например, засухи, наводнения, болезни растений и животных и пр.
Указанные особенности аграрной сферы диктуют соответствующие особенности человеческого капитала.
К основным особенностям человеческого капитала в аграрной сфере можно отнести следующее:
1. Специфика знаний и навыков – работники аграрной сферы должны обладать специализированными знаниями и навыками в области сельскохозяйственного производства, такими как уход за растениями, животными, обработка почвы, использование сельскохозяйственной техники и др.
2. Значение опыта и традиций – в аграрной сфере большое значение имеет передача опыта от поколения к поколению, а также уважение к традициям и особенностям конкретного сельскохозяйственного региона.
3. Зависимость от природных условий – работники аграрной сферы должны уметь адаптироваться к изменениям в природных условиях, таким как погода, климат, почвенное плодородие и др.
4. Связь с рынком – важно учитывать рыночные требования и потребности потребителей при формировании человеческого капитала в аграрной сфере.
Цифровая трансформация аграрной сферы влияет на формирование человеческого капитала, внося изменения в образование, навыки и качества работников в данной отрасли. В условиях цифровой трансформации аграрной сферы становится все более важным обладание сотрудниками цифровыми навыками и знаниями, что приводит к изменениям в структуре человеческого капитала.
Одним из ключевых аспектов цифровой трансформации аграрной сферы является использование современных технологий, таких как датчики, дроны, автоматизированные системы управления производством и т.д. [19]. Внедрение этих технологий требует от работников новых навыков и знаний в области цифровых технологий. В связи с этим, обучение персонала и развитие их цифровых навыков становится важным компонентом развития человеческого капитала в аграрной сфере.
Кроме того, цифровая трансформация аграрной сферы также влияет на изменение форм и методов работы сотрудников. Внедрение цифровых технологий позволяет автоматизировать процессы, увеличивает производительность и эффективность труда. Это требует от работников гибкости, умения быстро адаптироваться к изменениям и учиться новым навыкам.
Исследованиями человеческого капитала в аграрной сфере занимаются такие ученые, как А.А.Алетдинова [1], А.И.Алтухов [2], Н.В.Белая [3], А.Ф.Дорофеев [6], З.А.Капелюк [10], Р.И.Капелюшников [11], И.Г.Кузнецова [17], Ю.И.Колоскова [15], Ж.В.Касимова [14], Р.М.Нуреев [20], Б.П.Панков [21], Н.В.Проваленова [13], А.Л.Полтарыхин, Е.В.Рудой [23], А.А.Самохвалова, И.Г.Ушачев [25], Л.А.Якимова и др.
Некоторые из них особо уделяют внимание проблемам, связанным с цифровой трансформацией аграрной сферы.
Например, Алетдинова А.А. в рамках своей исследовательской деятельности обращает внимание на следующие аспекты, необходимые учитывать при формировании человеческого капитала.
1. Необходимость повышения квалификации работников, которая возникает с внедрением новых цифровых технологий, что требует дополнительных инвестиций в обучение.
2. Адаптация к новым технологиям, поскольку многие работники могут испытывать трудности с освоением цифровых инструментов, что может снизить общую эффективность использования новшеств в агросекторе.
3. Доступность цифровых технологий, поскольку неравномерное распределение доступа к новейшими системам и оборудованию в разных регионах может усиливать дисбаланс в развитии аграрной отрасли.
4. Социальные аспекты цифровизации — изменения, вызванные цифровой трансформацией, могут повлиять на занятость в аграрной сфере, что потребует внимания к вопросам социальной защиты работников и создания новых рабочих мест.
Таким образом, исследования Алетдиновой А.А. делают упор на формирование человеческого капитала с определенной подготовкой к работе в условиях цифровой трансформации аграрной сферы.
Уникальность исследований Дорофеева А.Ф. в этой области также строится на некоторых аспектах, которые характерны для аграрной сферы.
1. Дорофеев указывает на системный подход и анализирует человеческий капитал в контексте общей системы аграрного производства, учитывая взаимосвязи между различными элементами, такими как технологии, организация труда, управление и бизнес-процессы.
2. Ученый предлагает исследовать влияния культуры и акцентирует внимание на культурных и социальных элементах, которые воздействуют на развитие человеческого капитала в аграрной сфере. Дорофеев утверждает, что местные традиции и обычаи могут оказывать значительное влияние на профессиональные навыки и мотивацию работников.
3. Дорофеев активно исследует влияние цифровизации на человеческий капитал в аграрной сфере, рассматривая, как новые технологии могут изменять требования к квалификации работников и как можно обеспечить эффективную адаптацию кадров к этим изменениям.
4. В работах Дорофеева А.Ф. часто содержатся не только теоретические исследования, но и практические рекомендации для бизнеса и образовательных учреждений, направленные на формирование человеческого капитала в аграрной сфере.
Серьезные исследования по теме формирования человеческого капитала в аграрной сфере с учетом цифровизации проводит Кузнецова И.Г. В своих работах она уделяет большое внимание следующим исследованиям.
1. Анализ цифровых навыков. Кузнецова акцентирует особое внимание на необходимости приобретения работниками аграрного сектора цифровых навыков: управление данными, использование агрономических программ и платформ, а также понимание принципов работы с современными машинными и автоматизированными системами.
2. Исследование адаптивности аграрных предприятий к новым условиям рынка, требующим гибкости и быстрой реакции на изменения. Это подразумевает необходимость постоянного образования работников и их переподготовки.
3. Особое место в исследованиях Кузнецовой занимает связь между человеческим капиталом и устойчивым развитием аграрного сектора. Она рассматривает, как внедрение цифровых решений может повысить эффективность работы и сделать отрасль более устойчивой к экономическим и экологическим вызовам.
4. В своих работах Кузнецова также предлагает инновационные подходы к управлению человеческим капиталом, уделяя внимание не только обучению, но и формированию культуры инноваций в коллективе, что способствует более эффективному использованию цифровых технологий.
Таким образом, исследования И.Г.Кузнецовой подчеркивают важность человеческого капитала в условиях цифровой трансформации аграрной сферы и акцентируют внимание на необходимости постоянного обновления и развития знаний и навыков работников в соответствии с быстро меняющимися требованиями современного аграрного рынка.
Формирование человеческого капитала в условиях цифровой трансформации аграрной сферы предполагает использование следующих методов.
1. Обучение цифровым навыкам. Компании в аграрной сфере могут организовывать обучающие программы для своих сотрудников по работе с цифровыми технологиями. Например, проводить курсы по программированию дронов для проведения агрономических работ на полях.
2. Внедрение обучающих платформ. Сельхозпроизводители могут использовать онлайн-курсы и обучающие платформы для обучения своих сотрудников. Например, обучение сотрудников использованию системы управления растениеводством через специализированные образовательные платформы.
3. Партнерство с образовательными учреждениями. Работодатели должны взаимодействовать с университетами и колледжами для обучения студентов специализированным цифровым навыкам, соответствующим потребностям аграрной сферы.
4. Организация мастер-классов и тренингов. Сельхозпроизводителям требуется приглашать экспертов в области цифровых технологий для проведения мастер-классов и тренингов по использованию современного оборудования и программного обеспечения.
5. Внедрение системы поощрений за обучение и развитие для стимулирования сотрудников к обучению и развитию цифровых навыков, например, предоставляя бонусы или повышения за успешное освоение новых технологий.
Эти примеры в общем виде показывают, как компании в аграрной сфере могут формировать человеческий капитал в условиях цифровой трансформации, обеспечивая подготовку сотрудников к эффективному использованию современных цифровых технологий и инструментов.
Вышесказанное позволяет предложить уточненное определение человеческого капитала в условиях цифровой трансформации аграрной сферы.
Человеческий капитал в условиях цифровой трансформации аграрной сферы – это динамическая система знаний, умений, навыков, опыта, компетенций человека, сформированная в процессе участия в экономических отношениях и подкрепленная уровнем образования, учитывающая взаимодействие с цифровыми инструментами, применяемыми в аграрной сфере.
Использование уточненного определения позволяет предложить модель взаимодействия органов государственной власти, сельскохозяйственных производителей, образовательных организаций, разработчиков в сфере информационных технологий и кадровых информационных ресурсов для формирования человеческого капитала в условиях цифровой трансформации аграрной сферы.
Заключение
Современные теоретические изыскания в понимании сущности и структуры человеческого капитала в аграрной сфере базируются, с одной стороны, на классических подходах к понятию человеческого капитала, а с другой стороны, учитывают передовые технологии, без которых немыслима аграрная сфера в настоящее время.
Особенности аграрной сферы вносят в понятие человеческого капитала характерные составляющие, учитывающие специфику сельского хозяйства и работающих в нем кадров. В то же время современная аграрная сфера является высокотехнологичной отраслью, в которой полным ходом внедряются цифровые системы и технологии. Работники аграрной сферы часто не готовы взаимодействовать с цифровыми инструментами, соответственно возникает проблема подготовки и переподготовки кадров.
Таким образом, человеческий капитал в условиях цифровой трансформации аграрной сферы является четко обустроенной системой, которая обладает динамичностью вследствие непрерывного развития цифровых инструментов, используемых в аграрной сфере.
Страница обновлена: 13.05.2025 в 10:17:12