Стратегия голубого океана как инструмент экономического прорыва России

Екатериновская М.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Вопросы поиска эффективного инструментария развития национальной экономики становятся особенно актуальными в обострившихся условиях глобальной конкуренции. Государству, в целом, и бизнесу, в частности, необходимы новые инструменты маневрирования в жестком коридоре конкуренции. В этой связи стратегия голубого океана (далее – Стратегия) представляет не только методологический интерес, но и безусловно, практический - с точки зрения возможной адаптации к российским реалиям. В представленной статье анализируется теоретический аспект стратегического подхода, проводится сравнительный анализ практического применения на макро-, мезо- и микроуровнях. Автором выделяются преимущества и сложности практического использования Стратегии в реальной экономике. Автором разработаны предложения по имплементации Стратегии в стратегическое государственное планирование России, даются рекомендации для национальной и региональной экономики в части формирования новых рынков, роста конкурентоспособности и стимулирования экономического роста. Заслуживают внимания представленные автором оценки потенциальных результатов с учетом регионального потенциала и рисков от имплементации Стратегии. Исследование представляет интерес для представителей науки, специализирующихся на стратегическом государственном планировании, а также для органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Ключевые слова: стратегия голубого океана, экономическое развитие, региональная экономика, национальная экономика

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



ВВЕДЕНИЕ

В условиях ужесточения внешних условий конкурентной борьбы на глобальном рынке возникает объективная необходимость в формировании новых стратегических подходов, обеспечивающих ведущую роль России. В этой связи существенно актуализируется поиск подходов, обеспечивающих максимальную реализацию потенциала экономики каждого региона и национальной экономики в целом.

Стратегия голубого океана особенно актуальна для России и входящих в ее состав регионов, стремящихся к устойчивому росту и развитию, так как предлагает уход от конкуренции в новые рыночные ниши, основываясь на инновационном подходе к бизнесу и экономическому развитию. Это особенно актуально для России в условиях невозможности догнать технологически развитые страны и необходимостью предвосхитить развитие и выйти с новыми для мирового рынка продуктами.

Начиная с 2005 года, вопросы разработки и реализации стратегии голубого океана значительно популяризуются в обсуждении ключевых корпоративных преимуществ. [17], [18], [19], [20], [21].

Многие исследователи считают, что Стратегия позволяет уйти от конкуренции и стать инструментом создания уникальных преимуществ на рынке, основываясь на инновационных продуктах и услугах, создающих новые рыночные пространства. [2], [10].

Ряд авторов подчеркивают важность развития не только инноваций, но и поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), т.к. он является более маневренным и способным к быстрому внедрению инноваций. Поэтому есть необходимость государственной поддержки МСП. [3], [13].

Отдельно следует выделить исследователей, которые настаивают на комплексности внедрения Стратегии, включающих наряду с господдержкой предпринимательского сектора в разработке и внедрении инноваций, но и образовательные программы позволяющие формировать новую генерацию творческих работников, которые смогут привносить знания и новые продукты. [4], [12].

Российские исследователи фокусируют внимание в рамках адаптации указанной стратегии применительно к бизнес-структурам и отраслям. [14], [15]. А в рамках региональной и национальной экономики внимание привлекают к проблемам институционального характера в инновационной сфере. [1], [9]

Таким образом, как показал проведенный анализ исследований, вопросы разработки и реализации Стратегии в бизнесе широко обсуждаются в научном сообществе, однако её использование на национальном и региональном уровне требует дальнейшего изучения и адаптации.

Как показал анализ публикаций последних лет, вопросы формирования и реализации стратегии голубого океана на национальном и региональном уровнях в России недостаточно изучены.

Целями исследования являются поиск эффективных подходов применения Стратегии в стратегическом государственном планировании, в национальной и региональной экономике. Внедрение Стратегии призвано способствовать улучшению национальной и региональной экономики, повышению уровня жизни населения и устойчивому развитию.

Новизна предложений автора заключается в разработанном комплексном подходе, увязывающем макро-, мезо- и микроуровни в разработке и реализации стратегии голубого океана, учитывающим региональный потенциал развития.

Автор полагает, что разработанный комплексный подход по формированию стратегии голубого океана в российской экономике должен включать в себя институциональную настройку на макро-, мезо- и микроуровнях.

В процессе исследования использовались методы логического, статистического анализа и синтеза на основе эмпирических данных из регионов, применивших стратегию голубого океана.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Россия сегодня нуждается в стратегии прорыва: нам нужны новые открытия и технологии, которые позволят стране выйти на недосягаемую высоту, в которой нет конкурентов. [11]

Однако, российской экономике, наталкивающейся на ограничения в доступе к мировым технологиям, сложно конкурировать с развитыми странами на мировых рынках. «Догоняющая» стратегия не может обеспечить преимущество России в глобальной конкуренции. В этой связи нам необходима стратегия прорыва, которая будет базироваться на предвосхищении потребностей глобального рынка и предложении новых продуктов, не имеющих аналогов.

Эта стратегия может быть сформирована на основе подхода стратегии голубого океана, хорошо себя зарекомендовавшей в практике ведущих зарубежных стран (Китай, Канада и др.). [16]

Нам необходимо появление новой концепции получения конкурентных преимуществ, основанной на поиске новых возможностей, а не на конкурентной борьбе за долю на уже существующих рынках. Этот подход сегодня наиболее актуален, так как нам нужна концепция долгосрочного развития в условиях высокой волатильности внешней среды, быстрой смены технологий и непрерывной трансформации требований потребителей. Для российской основой стратегии голубого океана должна стать инновация ценности. Новые технологии должны генерировать саму ценность.

Стратегия голубого океана представляет собой концепцию бизнеса, основанную на создании новых рыночных пространств, где отсутствует конкуренция. Вместо борьбы за место на существующем рынке компании, применяющие Стратегию, формируют уникальное ценностное предложение, создавая новый спрос. [5]

Таким образом, по сути, Стратегия представляет собой систему мер, обеспечивающих формирование нового рынка нового продукта для новых потребителей. В Таблице 1 представлен пример переформатирования конкурентной стратегии в стратегию голубого океана.

Таблица 1

От конкуренции к созданию Стратегии голубого океана

Отрасль
Конкуренция на равных
Создание голубого океана
Стратегическая группа
Фокусировка на соперниках в той же отрасли
Рассмотрение альтернативных отраслей
Группа покупателей
Фокусировка на конкурентоспособности в рамках стратегической группы
Переоценка групп покупателей в данной отрасли
Линейка предлагаемых товаров и услуг
Фокусировка на лучшем обслуживании группы покупателей
Рассмотрение дополнительных продуктов и услуг
Функционально-эмоциональная ориентация
Фокусировка на улучшении ценовой политики в рамках функционально-эмоциональной ориентации отрасли
Переосмысление функционально-эмоциональной ориентации отрасли
Время
Фокусировка на приспосабливаемость к внешним тенденциям по мере их возникновения
Участие в формировании внешних тенденций с течением времени
Источник: разработка автора

Каждый экономический субъект, определяющий необходимость формирования нового продукта, должен исходить из модели четырех шагов переформатирования своего продукта (Рисунок 1).

Рисунок 1. Модель четырех шагов.

Источник: разработка автора на основе [22], [23]

Основной целью Стратегии является длительная фиксация актора в позиции лидерства в голубом океане, превосходя своих подражателей. Если ценность продукта высока и дает необходимую прибыльность, то необходимы дивергенция, концентрация на географической экспансии с целью достижения максимальной экономии от масштаба и предельного охвата рынка, сохранение доминирующего положения в голубом океане.

Обратимся к международному опыту применения Стратегии.

1. Япония (Окинава) представила в качестве продукта стратегии голубого океана - медицину долголетия. Для этого был создан центр медицинского туризма со специализацией на долголетии и здоровом образе жизни со всей необходимой туристической инфраструктурой. Комплекс диагностики и терапии включал уникальные медицинские программы, базирующихся как на традиционных, так и на современных медицинских технологиях. Как результат, экономика региона существенно выиграло в развитии, существенно вырос приток иностранных туристов, выросла занятость и повысило инвестиционную привлекательность ставшего популярным центра медицинского туризма.

2. Южная Корея продемонстрировала всему миру свою высокотехнологичность, став страной блокчейн-технологий. Это удалось благодаря инвестициям в инфраструктуру для поддержки стартапов в области блокчейн-технологий. Господдержка в части формирования специальной экономической зоны и налоговых преференций для профильного бизнеса. Все это повысило экономический рост и привлекло новые инвестиции в инновационный центр, которым стала Южная Корея.

3. Канада (Ванкувер) вложила инвестиции в развитие зелёных технологий и устойчивое развитие посредством поддержки стартапов в области возобновляемой энергии, экологически чистого транспорта и др. Город смог внедрить снижение углеродного следа и переход на устойчивые источники энергии, что привлекло новые инвестиции, повысило занятость, повысило рост доходов и др.

4. Китай (Шаньсиро) продемонстрировал уход от зависимой экономики от добычи угля к диверсификации экономики и улучшения экологической ситуации. В Таблице 2 приведены меры и результат их внедрения. [22], [23]

Таблица 2

Меры и результаты внедрения стратегии голубого океана в Китае

№ пп.
Мера
Результат
1.
Создание сектора возобновляемой энергии: внедрение и поддержка проектов по строительству солнечных и ветровых электростанций, а также развитие технологий хранения энергии
Развитие возобновляемой энергии: провинция стала лидером в Китае по количеству установленных солнечных и ветровых электростанций, значительно сократив зависимость от угольной энергетики.
2.
Производство экологически чистых продуктов: создание и стимулирование предприятий, занимающихся производством экологически чистых продуктов и технологий, включая биопластик и органическое сельское хозяйство
1. Экологически чистые продукты: развитие производства экологически чистых продуктов способствовало созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни местных жителей.
2. Улучшение экологической ситуации: сокращение выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ благодаря переходу на возобновляемые источники энергии и экологически чистые технологии.
3. Диверсификация экономики: успешное развитие новых отраслей позволило региону снизить экономические риски, связанные с падением спроса на уголь и колебаниями его цены.
3.
Поддержка инноваций и стартапов: привлечение инвестиций в стартапы и инновационные компании, предлагающие экологически чистые и энергоэффективные решения
Повышение конкурентоспособности: Шаньси привлекла международные инвестиции и стала примером для других регионов Китая в области устойчивого развития и экологизации экономики.
Источник: разработка автора на основе [22], [23]

Китайский опыт подчеркивает важность инноваций и устойчивого развития, что повышает социальные показатели (рост занятости, доходов населения, уровня качества жизни, социальной инфраструктуры и др. [22], [23]

Обобщая локальный опыт, следует отметить, что регионы, которые успешно внедрили стратегию голубого океана, существенно повысили ВРП, уровень занятости и доходов населения. Регионы, активно внедряющие инновации, повысили свою конкурентоспособность на национальном и международном уровнях. Инновации позволили создавать продукты, которые отличались высоким качеством и уникальностью, удовлетворяя потребности потребителей, которые ранее не были даже сформулированы.

Отдельно следует выделить международный опыт тех стран, которые на государственном уровне стратегию голубого океана внедрили в национальную экономику. Рассмотрим опыт Сингапура и Малайзии.

Можно привести пример использования стратегий «голубого океана» на макроуровне, ориентируясь на опыт Сингапура, который начиная с 1980-х гг. применяет проектный подход в государственном стратегическом управлении. Проектный опыт министерства обороны было сложно транслировать на остальные ведомства в связи с несовпадающими сроками стратегирования, поэтому использовался постепенный пошаговый переход, который занял несколько лет. В Таблице 3 представлена матрица государственного стратегического планирования, основанного на подходе Стратегии голубого океана.

Таблица 3

Матрица государственного стратегического планирования, основанного на подходе Стратегии голубого океана

Участники процесса стратегического государственного планирования
Функции участника
Документ стратегического государственного планирования
Роль в бюджетном процессе
Кабинет министров
разработка и утверждение бюджета, финансирование бюджетных расходов, контроль за расходованием на основе акта исполнения
1. Конституция (определяет сбалансированность бюджета, ограничения на направления расходов в бюджете, полный запрет займа, невозможность дефицита);
2. Акт исполнения (Supply act, срок 1 год);
3. Отчетность CSF (Centre for Strategic Futures), принимается во внимание при разработке стратегических документов и бюджета
Приоритезация направлений развития, претендующих на финансирование
Парламент
Представление утвержденного бюджета на новый бюджетный цикл, утверждение билля о поставках
(supply bill)
Голосование по направлениям расходов бюджета
Комитет снабжения
Рассмотрение запросов ведомств на бюджетное финансирование
Трансформация, утверждение и отказ запросов ведомств
Президент
Утверждение принятый парламентом билль. После утверждения билля он становится актом исполнения
Источник: разработка автора на основе [22], [23]

Центр по разработке стратегий будущего (Centre for Strategic Futures (CSF) – создан для разработки гибкой государственной организации, разрабатывающую стратегию управления сложной и быстро меняющейся средой. Орган дополняет уже сформированную компетенцию государства по сценарному планированию компетенциями по обеспечению быстрой реакции государственного управления на неопределенность внешней среды.

Являясь ключевой организацией, которая проводит ревизию стратегических целей правительства Сингапура и методов их достижения, она не занимается имплементацией разработанных стратегий, в ее функции входит стратегическое планирование и управление рисками, развитие будущих тенденций, трансформаций и факторов, определяющих стратегическое планирование, коммуникация с ответственными лицами по принятию ими стратегических решений.

Центр координирует в части коммуникаций деятельность правительства с отраслями и ведомствами, и реализует проекты организационного развития.

При этом возникающие стратегические вопросы и анализ CSF обобщает в национальных сценариях. Ей принадлежит создание проекта «новые стратегические вопросы и постановочные знаки» (ESI), который включает в себя выявление, фильтрацию и приоритезацию потенциально значимых стратегических проблем.

Выделим институциональные шаги по внедрению Стратегии.

Шаг 1. Оптимизация издержек.

Шаг 2. Внедрение сценарного планирования (процесс «Scenario Planning Plus (SP+)» осуществляется при поддержке независимых экспертов).

Шаг 3. Управление изменениями (на основе программы «Правительство 2.0. создана государственная служба 21-го века (PS21) с функциями адаптивного реагирования к изменениям и способным быстро реагировать в ситуациях, характеризующихся множественностью, неоднозначностью и сложностью, где взаимосвязь между причиной и следствием не всегда очевидна).

Шаг 4. Формирование нового мышления у госслужащих (на основе гибкого восприятия границ отраслей, креативности при разработке направлений развития и максимальной ориентации на разработку не только технологических, но и ценностных инноваций (поддержка отраслевых и межотраслевых инноваций, формирующих новые ниши для клиентов). [22], [23]

Стратегия голубого океана в Малайзии принята на государственном уровне в качестве национальной стратегии развития, которая охватывает различные сферы деятельности, включая снижение уровня преступности, обеспечение водоснабжения в сельской местности и др.

Национальная программа «Стратегии голубого океана» позволяет органам государственной власти применять в целях максимизации достижения национальных целей развития творческие и инновационные методы в практической деятельности при минимальных затратах.

Среди результатов реализации Стратегии следует выделить создание нового рынка халяль-индустрии, которая успешно осваивает экспортную деятельность в странах Персидского залива. [22], [23]

В России современная система стратегического государственного планирования должна перманентно синхронизироваться в условиях динамики процессов внешних (глобальных) и внутренних условий.

В этой связи нам необходимо предвидеть и предвосхищать изменения, а лучше – самим формировать эти изменения, предлагая миру новые рынки и новые продукты, создаваемые российскими бизнес-структурами.

В целях повышения производительности труда и оптимизации технологического процесса российский бизнес прибегает к развитию и внедрению инноваций. Следует отметить, что такой подход органичен российскому обществу, стремящемуся усовершенствовать свою деятельность, что приводит к раскрытию не только предпринимательских, но и творческих способностей. Однако, нужно переходить от стратегии конкурирования на уже существующих рынках к стратегии формирования новых рынков и новых продуктов, ориентируясь на целевую группу «неклиентов».

Таким образом, сегодня цели государства и бизнеса синхронизируются заметно сильнее, что позволяет говорить о необходимости институционализации стратегии голубого океана и возможности ее имплементации в государственное стратегическое планирование на федеральном и региональном уровнях, обеспечивая единый контур создания ценности через увязку макро-, мезо- и микроуровней.

Внедрение в России стратегии голубого океана можно реализовать через следующий алгоритм действий:

1. Разработка Концепции внедрения Стратегии на основе комплексного подхода, включающего институциональную основу, развитие инноваций, МСП, образования и др.);

2. Подготовка Стратегии на основе Концепции;

3. Имплементация Стратегии в систему стратегического государственного планирования (Рисунок 2);

4. Разработка региональных стратегий и госпрограмм на основе дифференциации регионального потенциала и выявлении ключевых особенностей, формировании ключевых предложений.

Рисунок 2. Процесс реализации стратегии голубого океана в России

Источник: разработка автора

Создание новых рынков и уникальных продуктов привлечет новых потребителей и инвесторов, позволит привлечь новых клиентов и инвесторов.

В России необходим комплексный подход, который позволит системно организовать внедрении стратегии голубого океана в бизнес- среду посредством институционализации на федеральном и региональном уровнях. На схеме представлена графическая интерпретация процесса реализации стратегии голубого океана, используя сквозные приемы увязки макро-, мезо- и микроуровней.

Важно отметить необходимость активизации органики (потенциала) регионов для реализации стратегии голубого океана в пространственной политике. Например, для столичных агломерационных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан) - это могут быть уникальные образовательные услуги, для Р.Алтая и Крыма - оздоровительные программы долголетия, а для регионов с высоким компонентом титульного этноса с традиционным укладом - направления креативной экономики. [6], [7]

Однако, основной упор в реализации стратегии голубого океана России нужно делать на развитие технологий и новых продуктов, в связи с чем важно поддержкивать наукограды, регионы с сильным научно-технологичным потенциалом (Томск, Новосибирск и др.).

При этом нелишне отметить о необходимости формирования новой культуры бизнес-сообщества и представителей государственной власти. Нам нужно повышать доверие и добровольное сотрудничество, которые представляют собой так называемый «неосязаемый капитал». Общество способно на беспрецедентное созидание и прорыв в условиях справедливых социально-экономических процессов, доверяя власти. [8]

Заключение

Стратегия голубого океана показала свою эффективность в создании новых продуктов и новых рынков в разных странах. Этот подход позволил добиться роста ВВП, занятости населения, повышения уровня и качества жизни населения, расширил линейку конкурентоспособных продуктов.

Важными элементами реализации стратегии являются инновации и развитие МСП, однако для России эти два компонента должны развиваться комплексно, ориентируясь на органику (потенциал) развития каждого региона.

Государство может имплементировать инструмент в систему стратегического государственного планирования, проецируя системную поддержку на региональный уровень и бизнес-структуры, увязывая макро-, мезо- и микроуровни в единый экономический организм, генерирующего новую ценность.


Источники:

1. Бакланова Ю. О. Использование стратегии голубого океана в региональной экономике // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2024. – № 3 (79). – url: https://eee-region.ru/article/7904/(обращение:.
2. Беспалов Д. А. Конкурентоспособность как результат инновационных стратегий: макро- и микроуровень // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2015. – № 8. – c. 8–10.
3. Вишнякова, В.Р., Магомедалиева О.В. Стратегия развития брендов на основе концепции голубого океана // Тенденции и технологии управления процессами и системами в современной экономике: Материалы II Всероссийской конференции, Орёл, 30 марта 2023 года / Редколлегия: И.Р. Ляпина [и др.]. Орёл, 2023. – c. 88-92.
4. Гаврилова, Т.С., Федорова, Л.А., Анохина, М.Е. Стратегия голубого океана в бизнесе // Перспективные треки использования цифровых технологий и инноваций в практике корпоративного управления: Сборник научных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Инновации в управлении социально-экономическими системами» (RCIMSS-2023). Москва, 2023. – c. 98-101.
5. Голубой океан: 15 примеров + 3 стратегии + 5 шагов для создания. [Электронный ресурс]. URL: https://in-scale.ru/blog/golubojokean (дата обращения: 20.04.2025).
6. Екатериновская М.А. Этнический компонент генотипа региона как фактор развития креативной экономики // Креативная экономика. – 2025. – № 4. – c. 909-924. – doi: 10.18334/ce.19.4.122923.
7. Екатериновская М.А. Дискурс власти в пространственном развитии // Креативная экономика. – 2025. – № 2. – c. 203-220. – doi: 10.18334/ce.19.2.122692.
8. Екатериновская М.А. Подходы к управлению пространственным развитием // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 1. – c. 545-558. – doi: 10.18334/epp.15.1.122485.
9. Климин А.И., Тихонов Д.В., Киреев А.Г., Вербина А.С. Исследование результативности применения стратегий голубого океана в Российской экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 12 (3-1). – c. 29-38. – doi: 10.34670/AR.2022.49.99.004.
10. Кулева А.И., Хамер Г.В. Как с помощью «стратегии голубого океана» избежать перегрева экономики // Базовые тренды социально-экономического развития: вопросы оценки: Материалы региональных научно-практических конференций, Калуга, 26 сентября 2019 года – 08 2020 года. Калуга, 2021. – c. 149-159.
11. Матвиенко В.И. Научно-технический прогресс: прорывная стратегия России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/nauchno-tekhnicheskiy-progress-proryvnaya-strategiya-rossii.html (дата обращения: 24.04.2025).
12. Мирончев М. М. Общая характеристика стратегий развития // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам LXVIII студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 01 мая 2019 года. Том 9 (68). Новосибирск, 2019. – c. 216-221.– url: https://sibac.info/archive/meghdis/9(68).pdf.
13. Полуян Е. В., Брагина М. П., Кузнецова Е. Л. Стратегия «голубых океанов» как современное направление в развитии бизнес-процессов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – c. 5-12.
14. Степаненко Д.А., Иванчихина К.Э. Стратегия голубого океана в развитии мебельной отрасли России // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам VI международной научно-практической конференции. В двух частях. Санкт-Петербург, 2023. – c. 139-145.
15. Юданов А. Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы – «газели» в России) // Современная конкуренция. – 2010. – № 2(20). – c. 27-48. – url: http://cyberleninka.ru/article/n/pokoriteli-golubyh-okeanov-firmy-gazeli-v-rossii.
16. Ahlstrom D., Lamond D., Ding Z. J. Reexamining some management lessons from military history // Asia Pacific Journal of Management. – 2009. – № 26(4). – p. 617– 642.
17. Kim W. C., Mauborgne R. Blue ocean strategy: How to create uncontested market space and make competition irrelevant. - Boston: Harvard Business School Press, 2005.
18. Kim W. C., Mauborgne R. Blue Ocean Leadership // Harvard Business Review. – 2014. – № 92(5). – p. 60–72.
19. Kim W. C., Mauborgne R. Blue Ocean strategy // Harvard Business Review. – 2004. – № 82(10). – p. 76–84.
20. Kim W. C., Mauborgne R. How strategy shape’s structure // Harvard Business Review. – 2009. – № 87(9). – p. 72–80.
21. Kim W. C., Mauborgne R. Blue Ocean strategy: From theory to practice // California Management Review. – 2005. – № 47(3). – p. 105–121.
22. Kuratko D. F., Audretsch D. B. Strategic entrepreneurship: Exploring different perspectives of an emerging concep // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2009. – № 33(1). – p. 1–17.
23. The world in 2025: Rising Asia and Socio-Ecological Transition. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/(обращение: (дата обращения: 20.04.2025).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 21:35:08