The relationship between the life cycles of digital transformation and business process management
Znamenskaya M. A.1, Andreeva A. A.1
1 Национальный исследовательский университет \"МЭИ\"
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 1 (January-March 2025)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=81471904
Abstract:
The purpose of the research is to analyze the interrelationships between the life cycles of digital transformation and management, and based on them, develop a model for improving business processes through digital transformation. The paper considers two interrelated concepts: business processes involves the identification, analysis and improvement of old organizational processes, while digital transformation uses digital technologies to transform business operations. The study reveals the main advantages and disadvantages of combining digital transformation and business processes. In addition, the life cycles of two concepts are analyzed. The results of the study will help to understand that digital transformation and business processes are a strategic necessity for organizations seeking to succeed in the modern digital world.
Keywords: digitalization, digital transformation, business process, life cycle, innovation
JEL-classification: M15, M21, O32
В сегодняшнем быстро меняющемся мире компаниям необходимо постоянно адаптировать свои бизнес-процессы, чтобы оставаться конкурентоспособными. Две важные концепции, которые играют жизненно важную роль в формировании современного бизнеса – это управление бизнес-процессами и цифровая трансформация [1].
Например, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы, где одним из показателей является субиндекс «Цифровизация бизнес-процессов». В 2021 год его показатель увеличился на 0,13 пункта. Организации стали активнее использовать возможности электронной торговли и учета интегрированных приложений для управления основными бизнес-процессами компании [11]. Это гласит об активизации данной сферы и необходимости совершенствования технологий управления в ней.
Каждый бизнес-процесс представляется последовательностью операций, которые нацелены на достижение определенного результата [10]. Последовательный бизнес-процесс состоит из набора действий, которые выполняются по порядку: каждый этап процесса начинается только после завершения предыдущего.
Научная новизна исследования заключается в разработке новой модели улучшения бизнес-процесса, где сочетается два жизненных цикла, а именно интеграция бизнес-процесса, предложенного Матиасом Веске и цифровой трансформации, разработанный Фон Розинг и Этцель, и тем самым направленный на непрерывное совершенствование. Это обеспечивает повышение эффективности деятельности организации.
В связи с этим, цель исследования состоит в определении взаимосвязи жизненных циклов цифровой трансформации и управления бизнес-процессами.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Проведен анализ влияния цифровой трансформации на рынок труда;
Проанализирован жизненный цикл как бизнес-процесса, так и цифровой трансформации;
Установлена связь между цифровой трансформацией и бизнес-процессами;
Разработана модель двух жизненных циклов, модель предусматривает общую интеграцию этих процессов для обеспечения развития организации;
Определены преимущества и недостатки бизнес-процессов и цифровой трансформации.
В методологический аппарат вошли различные методы исследования, которые широко используются авторами в своих работах: диалектического научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование.
Теоретические исследования. Управление бизнес-процессами определяется как дисциплина, включающая в себя любую комбинацию моделирования, автоматизации, исполнения, контроля, измерения и оптимизации потоков деловой активности в применимой комбинации для поддержки целей предприятия внутри и за его пределами [25]. Ввиду постоянной изменчивости внешней среды и ее большой неопределенности компании вынуждены делать все свои бизнес-процессы более гибкими, что также достигается за счет разработки и внедрения под различные ситуации различных технологий реализации процессов.
Важным элементом в построении бизнес-процесса является концептуальная бизнес-модель, которая представляет собой структурный шаблон для того, как компания управляет своим бизнесом и развивает его. Бизнес-модель — это многомерная конструкция, которая, в зависимости от исследователя, включает разное количество элементов. В первоначальном построении бизнес-модели каждого предприятия важно учитывать, помимо указанных пунктов на рисунке 1, методы, модели управления, а также инструменты, которые способствуют эффективному управлению бизнес-процесса.
Рисунок 1 – Концептуальная модель построения бизнес-процесса (составлено авторами)
Управление бизнес-процессами [13] основано на наблюдении, что каждый продукт, который компания предоставляет на рынок, является результатом ряда выполненных действий, так же само управление в данном контексте относится к системному подходу к выявлению, моделированию, анализу и улучшению текущих бизнес-процессов.
С другой стороны, сегодня без оцифровки и использования цифровых устройств мир вряд ли мог бы функционировать. От цифровых технологий до оцифровки, вплоть до цифровой трансформации — вот как сегодня работают люди, компании, различные организации и компании. По словам Коли, оцифровка используется для обработки, хранения и передачи данных, поскольку она позволяет выполнять все типы информации практически во всех формах с одинаковой эффективностью [28]. По словам Джорджа Вестермана, цифровая трансформация представляет собой радикальное переосмысление того, как предприятие использует технологии для кардинального изменения своей производительности [24].
Влияние цифровой трансформации на рынок труда [2] проявляется в новых требованиях к навыкам, необходимым для выполнения новых задач. Цифровая трансформация создаёт как новые рабочие места, так и делает некоторые из уже существующих ненужными. Более широкое использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) [5] и новых цифровых технологий, таких как анализ данных, искусственный интеллект (ИИ), 3D-печать, облачные и мобильные технологии, Интернет вещей (IoT) и робототехника, меняет рынки труда. Но технологические инновации не являются чем-то новым для мира. Некоторые примеры можно найти в прошлом, когда, например, новые технологии, такие как паровые двигатели и электричество, также повлияли на рынок труда. Взаимодействие между людьми в рабочих процессах играет важную роль в распределении работы [4]. Многие люди работают в коммерческих организациях. В условиях цифровой трансформации эта сфера труда меняется, появляются рабочие платформы для взаимодействия между людьми онлайн без посредников в виде людей или организаций за пределами этой платформы.
Например, в энергетике цифровая трансформация реализуется через такие проекты как:
- Цифровой ассистент «Моя энергетика», - Проект «Активный потребитель», - Платформа «Цифровая промышленная безопасность в ТЭК». Данные проекты включатся в себя не только мониторинг, аналитику, контроль рисков, но и формирование новых взаимоотношений на оптовом рынке электроэнергии и мощности [10].
Жизненный цикл процесса - последовательность стадий и фаз, определяющих динамику реализации и развития процесса [8]. Цель жизненного цикла бизнес-процесса - обеспечить комплексное понимание концепций и методов, относящихся к области управления бизнес-процессов.
В литературе было предложено несколько представлений жизненного цикла управления бизнес-процессом, но в данной работе мы рассмотрим жизненный цикл управления бизнес-процессами, предложенный Матиасом Веске [27], который состоит из четырех фаз представленный на рисунке 2.
Рисунок 2 – Жизненный цикл бизнес-процесса, предложенный Матиасом Веске [27]
Проектирование и анализ: Жизненный цикл бизнес-процессов начинается на этапе проектирования и анализа, в ходе которого проводятся исследования бизнес-процессов и их организационно-технической среды. На основе этих исследований бизнес-процессы идентифицируются, анализируются, проверяются и представляются в виде моделей бизнес-процессов.
Конфигурирование: После того как модель бизнес-процесса разработана и проверена, необходимо реализовать бизнес-процесс. Система должна быть настроена в соответствии с организационной средой предприятия и бизнес-процессами, выполнение которых она должна контролировать. Эта конфигурация включает в себя взаимодействие сотрудников с системой, а также интеграцию существующих программных систем с системой управления бизнес-процессами. После того как система настроена, необходимо протестировать реализацию бизнес-процесса. После завершения этапа тестирования система развертывается в целевой среде.
Введение в действие: После завершения этапа конфигурирования системы можно приступать к реализации экземпляров бизнес-процессов. Фаза внедрения процесса охватывает фактическое время выполнения бизнес-процесса. Ввод процесса в действие должен обеспечивать правильную оркестровку процесса, гарантируя, что действия процесса выполняются в соответствии с ограничениями на выполнение, указанными в модели процесса. Мониторинг процессов - важный механизм для предоставления точной информации о состоянии экземпляров бизнес-процессов. Информация о состоянии может быть использована для визуализации и мониторинга экземпляров процессов.
Оценка: На этапе оценки доступная информация используется для оценки и улучшения моделей бизнес-процессов и их реализаций. Журналы выполнения оцениваются с помощью методов мониторинга бизнес-активности и поиска процессов. Эти методы направлены на определение качества моделей бизнес-процессов и адекватности среды выполнения. Например, мониторинг бизнес-активности может выявить, что определенная деятельность занимает слишком много времени из-за нехватки ресурсов, необходимых для ее выполнения. Поскольку эта информация [7] также полезна для моделирования бизнес-процессов, эти этапы тесно связаны между собой. Аналогичные соображения применимы и к анализу процессов, который в последнее время превратился в активную область исследований.
Сегодня без оцифровки и использования цифровых устройств мир вряд ли смог бы функционировать. От цифровых технологий до цифровизации и вплоть до цифровой трансформации [6] - именно так сегодня работают люди, компании, различные организации и предприятия.
При понимании жизненных циклов бизнес-процессов и цифровой трансформации, компании могут эффективно управлять своими процессами и использовать цифровые технологии для преобразования своей деятельности. Сочетание бизнес-процессов и цифровой трансформации может привести к повышению эффективности, улучшению клиентского опыта и повышению прибыльности.
Таким образом, цифровая трансформация происходит каждый день [22], повсюду вокруг нас, что обусловлено необходимостью интеграции новых технологий и оборудования, чтобы облегчить цифровую трансформацию в организациях, Фон Розинг и Этцель представили жизненный цикл цифровой трансформации, который предусматривает последовательность этапов, которым может следовать любой специалист, независимо от от типа отрасли или размера организации. Жизненный цикл, предложенный Фон Розингом и Этцелем [26] состоит из четырех различных этапов: понимание, внедрение инноваций, трансформация и постоянное совершенствование. В зависимости от конкретного случая основные фазы могут быть разделены на подэтапы, как показано на рисунке 3.
Рисунок 3 – Жизненный цикл цифровой трансформации, предложенный Фон Розинг и Этцель [26]
Этапы планирования жизненного цикла цифровой трансформации, следующие:
− Этап понимания, который включает в себя две подфазы – исследование заключается в понимании ожиданий, выявлении рисков и изучении новых тенденций в отрасли и анализ, который позволяет определить силы (внешние/внутренние) и соответствующие роли [12].
− Этап внедрения инноваций состоит из двух подэтапов – проектирование заключается в определении целей и важнейших факторов успеха, предложении бизнес-стратегии, диагностике рисков, согласовании действий заинтересованных сторон и выборе ресурсов и разработка – это, в основном, количественная оценка рисков, составление бизнес-плана, организация и увеличение ресурсов. Переход к третьему этапу без внедрения инноваций, как правило, приводит к созданию гораздо более цифрового решения, но с очень незначительными изменениями в бизнесе, это основная причина, по которой инициативы по цифровой трансформации не обеспечивают того, что изначально предлагалось.
− Этап трансформации включает в себя один подэтап исполнение [14], он заключается в применении мер, внедрении прикладных решений, разработке процессов и проведении стандартизации и интеграции.
− Постоянное совершенствование на последнем этапе реализация ценности оптимизируется и/или совершенствуется в рамках системного подхода. Данный этап включает подэтапы: управление, которое обеспечивает контроль за текущими операционными мероприятиями, мониторинг, выявление проблем, вызовов и проблемных точек, а также оптимизировать и улучшать – это позволяет выявлять движущие силы изменений, оценивать потенциал изменений, разрабатывать дорожные карты изменений [15] и конкретизировать варианты и решения для изменений.
Цифровая трансформация [16] и бизнес-процесс - две неразделимые и тесно связанные области. Сам по себе бизнес-процесс представляет собой способ реализации и повышения эффективности бизнеса, основанный на ориентации на цифровую трансформацию. С другой стороны, цифровая трансформация - это внедрение и интеграция цифровых технологий для революционного изменения и улучшения бизнес-операций, клиентского опыта и общей эффективности. Таким образом, ЦТ и БП могут быть объединены вместе в отношении задач цифровой трансформации [17] и требований бизнес-процесса, необходимых организации для повышения эффективности ее деятельности (рисунок 4).
Рисунок 4 – Модель улучшения бизнес-процессов через цифровую трансформацию (составлено авторами)
Отличие модели заключается в том, что она сочетает два жизненных цикла: модель предусматривает общую интеграцию этих процессов для обеспечения развития организации, а именно интеграцию бизнес-процесса, предложенного Матиасом Веске и цифровой трансформации, разработанный Фон Розинг и Этцель, и тем самым направлен на непрерывное совершенствование. Модель включает в себя два следующих основных этапа: «Внедрение инноваций», за которыми следуют «Преобразование и мониторинг», которые циклически взаимосвязаны.
- Внедрение инноваций [17] – этот этап заключается в обновлении существующего процесса путем прохождения следующих подэтапов:
- Проектирование и анализ: разработана модель бизнес-процесса. Как только дизайн бизнес-процесса разработан, его необходимо проверить. Для поддержки проверок можно использовать моделирование бизнес-процесса. Завершая анализ валидацией, модель должна представлять желаемый бизнес-процесс таким образом, чтобы он не содержал каких-либо нежелательных свойств.
- Конфигурация: на основе модели бизнес-процесса [20], которая была разработана и валидирована, ее реализация осуществляется посредством настройки системы. Таким образом, эта реализация бизнес-процесса должна быть проверенный. Как только протестированная версия будет удовлетворительной, мы перейдем к следующему этапу. В противном случае мы должны переработать дизайн, повторно проанализировать и перенастроить, пока не получим удовлетворительную версию.
- Трансформация [21] и мониторинг – этот второй этап заключается в преобразовании и мониторинге нового процесса путем прохождения следующих подэтапов:
- Внедрение: Он заключается в внедрении экземпляров бизнес-процесса и мониторинге компонента системы управления [18] бизнес-процессами, который поддерживает выполнение бизнес-процессов.
- Оценка: Она заключается в оценке моделей бизнес-процессов и их реализации с использованием доступных информация.
Для каждого введенного в действие экземпляра, если он неудовлетворителен, мы должны найти идеи для улучшения. Основываясь на различных предложениях по улучшению, мы можем обновлять, повторно преобразовывать и проводить повторный мониторинг, пока не получим ожидаемый результат [19]. Это может потребовать возврата к проектированию и анализу, если модель нуждается в дополнительном улучшении, или просто к настройке, если необходимо скорректировать реализацию. Именно так наш подход обеспечивает непрерывное совершенствование до тех пор, пока мы не получим желаемый процесс.
Рассмотрим плюсы и минусы сочетания бизнес-процессов и цифровой трансформации в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки бизнес-процессов и цифровой трансформации (составлено авторами)
Преимущества
| |
Снижение количества
человеческих ошибок
|
цифровой вид
задачи более точно и без сбоев принимает решение
|
Повышение
эффективности
|
автоматизация
и оптимизация процессов позволяют сэкономить время и ресурсы
|
Повышение
прозрачности
|
цифровая
трансформация позволяет в совокупности с бизнес-процессами создавать
подробные отчеты, тем самым улучшая контроль внутри предприятия
|
Масштабируемость
|
цифровые
решения позволяют легко масштабировать бизнес-процессы в зависимости от роста
компании
|
Недостатки
| |
Высокие
первоначальные затраты
|
внедрение
цифровых технологий требует значительных инвестиций в оборудование,
программное обеспечение и обучение сотрудников
|
Необходимость
постоянных обновлений
|
в связи с
переходом в цифровой вид всех процессов, необходимо контролировать обновление
инфраструктуры и ПО
|
Зависимость
от технологий
|
при сбоях в
системе бизнес-процессы могут быть приостановлены, что влияет на работу
компании
|
Риски для
безопасности
|
увеличение
числа цифровых решений может привести к росту уязвимостей
|
Заключение. Подводя итоги, можно сделать выводы, что цифровая трансформация и управление бизнес-процессами – это две взаимосвязанные концепции, именно бизнес-процессы обеспечивают основу для цифровой трансформации путем оптимизации процессов, а цифровые технологии улучшают бизнес-процессы, предоставляя данные, аналитику и инструменты автоматизации. В конечном счете, интеграция бизнес-процессов и цифровой трансформации является стратегически важным решением для организации, которая стремится к процветанию в цифровой сфере.
В процессе исследования было выявлено, что ключевой проблемой, связанной с внедрением цифровой трансформации и бизнес-процессами является качество внедрения данных разработок в компании, так как это требует больших инвестиций, необходимость постоянного обновления оборудования и программного обеспечения. Для решения данной проблемы следует постепенно внедрять цифровые технологии, что позволяет уменьшить финансовую нагрузку и более качественно адаптировать ее по инфраструктуру предприятия. В дальнейшим важно исследовать эффективность цикличности в процессе улучшения нового подхода, а также возможность внедрения искусственного интеллекта.
References:
Is staff shortage an incentive for digital business transformation? Investment decisions from the perspective of managerial economics. (2024). Russian Journal of Labour Economics. 11 (11). 1759-1774. doi: 10.18334/et.11.11.121986.
Alekseeva N. S., Aletdinova A. A., Babkin A. V. (2024). Economics and management of digital transformation of economic systems Saint Petersburg: POLITEKh-PRESS.
Bylkov V.G. (2024). Assessment of the potential scarcity of the regional labor market. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10 (171)). 401-407. doi: 10.34925/EIP.2024.171.10.073.
Dolzhenko A. I., Poliev A. D. (2021). Problems of design, application and security of information systems in the digital economy Proceedings of the XXI International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, November 29&30, 2021. 151-154.
Fedorova L. A., Fedorov S. F. (2023). Diagnostics, management and modeling of business processes in the enterprise Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyy tsentr.
G. Westerman, D. Bonnet, et A. McAfee (2014). Leading Digital: Turning Technology into Business Transformation Harvard Business Press.
Gorelov N. A., Korableva O.N. (2024). Fundamentals of digital transformation of society Moscow: Izdatelstvo Yurayt.
Kharitov D. A., Shedko Yu. N. (2024). Digital transformation as a driver of socio-economic development in the context of strategic public administration Modern state and municipal management: problems, technologies, prospects. 544-551.
Koltsova O.V., Menschikova V.I. (2008). Biznes-protsess kak osnova protsessnogo podkhoda v upravlenii Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. (5 (61)). 113-118.
Lukichev P. M. (2024). Digital nudge: artificial intelligence or human? Current issues of the modern economy. 233-235.
M. Von Rosing, G. Etzel (2020). Introduction-to-The-Digital-Transformation-Lifecycle, In: CEUR Workshop Proceedings
M. Von Rosing, H. Von Scheel (2014). Complete Business Process Handbook: Body of knowledge from Process Modeling to BPM Morgan Kaufmann Publishers Inc. 8.
Makarenko E. N., Polyakova I. A., Kislaya I. A. (2023). Determinants of the development of the Russian economy in the context of digital transformation and ensuring technological sovereignty Rostov-on-Don: Rostovskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet (RINKh).
Mathias Weske (2024). Business Process Management: Concepts, Languages, Architectures. 4th ed
Merzlov I.Yu. (2022). Digitalization of business organizations: risk management and technological trends. Fundamental research. (2). 36-40. doi: 10.17513/fr.43199.
Prudskiy V. G., Oschepkov A. M. (2021). Transformation of the organization as an object of management Management in the era of digital transformation of the economy. 23-27.
Roschina L. N., Ukraintseva I. V., Taranov P. V. (2025). Artificial intelligence: from fundamental problems to applied problems Rostov-on-Don: Rostovskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet (RINKh).
Silin Ya. P., Golovina A. N., Bystrov A. V. (2021). Digital enterprise: production and operational management Verkhnyaya Pyshma: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu TRUDOVAYa REABILITATsIYa INVALIDOV KULYTURA I SPORT.
V. Terziev, M. Georgiev, I. Ivanov (2021). Model of Overcoming the Crisis in Bulgaria Caused by The Pandemic
Vatutina L.A., Zlobina E.Yu., Khomenko E.B.3 (2021). Digitalization and digital transformation of business: modern challenges and trends. Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law Series. 31 (4). 545-551. doi: 10.35634/2412-9593-2021-31-4-545-551.
Vovchenko N. G., Kuznetsov N. G., Makarenko E. N. (2022). Implementation of ESG principles in the strategy of sustainable development of the Russian economy Rostov-on-Don: Rostovskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet RINKh.
Vyhodtseva E.A., Guseva M.N., Brikoshina I.S., Biryukov A.P. (2024). Information technologies in the design practice of modern russian companies. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4 (165)). 874-878. doi: 10.34925/EIP.2024.165.4.173.
Yanchenko E. V. (2024). Sustainable digitalization in Russian enterprises: new features Current trends and priorities of sustainable development of the regions (STPR24). 193-198.
Zaripova R. S., Valeeva Yu. S., Smirnov Yu. N. (2023). Digital technologies in solving modern problems Kazan: Kazanskiy gosudarstvennyy energeticheskiy universitet.
Zaychenko I.M., Kozlov A.V., Shitova E.S. (2020). Drivers of digital transformation of a business: meaning, classification, key stakeholders. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. 13 (5). 38-49. doi: 10.18721/JE.13503.
Znamenskaya, M. A. (2022). Digital competencies and innovations: trends and challenges of the new age Proceedings of the First International Scientific and Practical Conference, Moscow, December 21, 2022. 78-83.
Страница обновлена: 16.06.2025 в 23:17:40