Практики поддержки креативных индустрий на региональном уровне: проблемы реализации и перспективы развития

Трохирова У.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 4 (Апрель 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. Развитие креативных индустрий в настоящее время признано важнейшим фактором экономического роста и инновационного развития. Креативная экономика набирает обороты и активно развивается как в крупных городах, так и в регионах. Этот сектор экономики объединяет предпринимателей и предприятия, продукция и услуги которых основаны на творческой интеллектуальной собственности. Приоритет развития креативных индустрий и креативного предпринимательства и их значимость для устойчивого развития определена в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р. (далее – Концепция) [13]. Согласно Концепции, креативные индустрии, тесно связанные с творческой деятельностью людей, являются перспективным сектором экономики в плане создания новых и сохранения существующих рабочих мест и открывают альтернативные возможности трудоустройства, в том числе для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Концепция ориентирует регионы РФ на рост доли креативного бизнеса в экономике и обеспечение полного спектра поддержки, а также ее доступность на каждом этапе предпринимательской деятельности.

Для формирования правовой базы развития креативных (творческих) индустрий в России, как важнейшей отрасли креативной экономики, в августе 2024 г. принят Федеральный закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии креативных индустрий) [21], который объединяет ранее разрозненные правовые нормы, регулирующие креативные индустрии, тем самым способствуя достижению целей, заявленных в Концепции. Основными целями этого закона являются повышение уровня занятости в креативных индустриях, развитие креативной экономики на основе широкого использования результатов интеллектуальной деятельности и ускоренного внедрения инноваций, стимулирование предпринимательской деятельности в креативных индустриях и обеспечение равного доступа к мерам государственной поддержки, содействие образовательной деятельности и развитие компетенций в сфере креативных индустрий.

Несмотря на то, что сектор креативных индустрий на уровне государства признан важной составляющей экономики, способствующей социальной интеграции, разнообразию экономической деятельности и всестороннему развитию как страны в целом, так и отдельно взятого региона, возможности и имеющаяся специализированная инфраструктура, необходимая для поддержки креативных отраслей, в каждом регионе имеет свою специфику, свой потенциал и ограничения.

Общеизвестно, что регионы Российской Федерации используют различные подходы к поддержке креативных индустрий, включая финансовые и нефинансовые меры. Но, несмотря на имеющийся опыт, остается недостаточно изученным вопрос о конкретных проблемах реализации поддержки креативных индустрий на региональном уровне. Кроме того, не во всех регионах есть четкие стратегии развития креативных индустрий, что может препятствовать их эффективному росту. Поэтому изучение успешных и эффективных практик поддержки креативных индустрий актуально с точки зрения раскрытия потенциала отельных регионов и обеспечения возможности их устойчивого развития. Целью данной статьи является изучение и систематизации успешных практик поддержки креативных индустрий в регионах, выявление основных проблем реализации этих практик в Иркутской области и определение возможных путей их решения.

Постановка задачи. Проблема поддержки креативных индустрий все чаще попадает в исследовательское поле ученых. В научных публикациях последних лет авторы обосновывают значительную роль креативной экономики в формировании новых рабочих мест, улучшении качества жизни населения, повышении конкурентоспособности регионов и связывают развитие креативного сектора с их устойчивым развитием. Так, Морданова М.А. подчеркивает, что креативные индустрии являются связующим звеном между различными сферами общества – культурной, экономической и технологической [12]. Гущина Е.Г. и Тарабанова Е.В. акцентируют внимание на возможностях креативной экономики, связанных с развитием творческих и нестандартных форм занятости, ориентированных на удовлетворение меняющихся запросов потребителей в сфере культуры и искусства [7]. Боровинская Д.Н., Домнин О.В. рассматривают творческую и инновационную природу креативных индустрий как фактор конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, условие сохранения и использования его историко-культурного потенциала [5, 8]. Астафьев С.А., Хомкалов Г.В. и Толстоухова И.С. подчеркивают, что креативная экономика обладает большим потенциалом для увеличения бюджетной, коммерческой и социальной эффективности развития региона благодаря поддержке креативных индустрий, связанных с его туристической привлекательностью [4]. Смольянова И.В. отводит креативным индустриям роль катализатора ускорения регионального развития, объясняя их способностью «генерировать пропульсивный эффект в отношении других секторов региональной экономики» [18].

В научных публикациях зарубежные авторы также придерживаются подхода к изучению креативных (культурных) индустрий во взаимосвязи с социальным и экономическим развитием городов и регионов и их устойчивым развитием [26]. Регион в свою очередь, рассматривается как пространство, способное привлекать творческие отрасли и отдельных предпринимателей за счет создания благоприятных условий для развития креативного сектора. Как отмечают Д. Баюсова, М. Спесова, Е. Зарская, поддержка и реализация креативности являются неотъемлемой частью динамики роста городов, условием экономического развития и повышения их общей конкурентоспособности [25]. Михай К., Борза, М., Талмачиу М. подчеркивают важность для долгосрочного устойчивого развития региона не только количественных, но и качественных эффектов от развития креативных индустрий, которые проявляются в укреплении культурной идентичности и стимулировании инноваций [27].

Креативные индустрии, согласно Концепции, определяются как сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества [13]. Уточняя и дополняя существующие определения креативных индустрий, Юхина А.А. подчеркивает их потенциал для роста доходов и создания рабочих мест: «креативные индустрии – это отрасли экономики, которые определяются как циклы производства товаров и услуг, созданные на основе индивидуального творчества, знаний, навыков и талантов, которые обладают потенциалом для создания богатства и рабочих мест за счет производства и использования интеллектуальной собственности» [24].

На основе анализа определений понятий «креативная экономика» и «креативные индустрии», сформулированных различными организациями и авторами, И.Б. Королёва и И.Л. Соколова выделяют среди наиболее важных их отличительных характеристик вклад творчества, культуры, талантов и навыков отдельных людей, потенциал для создания рабочих мест, влияние на развитие личности и рост качества жизни [9].

Ресурсом и ключевым фактором в развитии креативных индустрий является креативное предпринимательство. Предприниматели по своей природе, склонны к экспериментам, поиску новых, нестандартных решений, творческому мышлению. Они генерируют новые идеи для товаров, услуг и бизнес-моделей, которые лежат в основе креативных индустрий, а стремление к инновациям стимулирует развитие новых технологий, формирование новых рынков и создание уникальных продуктов, которые отличают креативные индустрии от традиционных секторов экономики. Предприниматели, создающие малые предприятия в креативном секторе, не просто реагируют на существующий спрос, они активно формируют новые потребности, меняют привычные модели потребительского поведения, создают новые тренды. По данным Агентства стратегических инициатив, доля креативного сектора среди индивидуальных предпринимателей в 2 раза выше, чем среди организаций [11].

Нередко при создании новых продуктов или услуг предприниматели вдохновляются местной культурой, традициями и искусством, что способствует сохранению культурной самобытности регионов и делает их более привлекательными как для местных потребителей, так и для туристов. В некоторых научных публикациях в контексте креативной экономики рассматривается такое понятие, как «культурные индустрии», которое тесно связывает сферу экономики и культуры [2].

На наш взгляд, одним из самых емких определений креативного предпринимательства является определение С. Волкова: «Креативное предпринимательство можно определить как вид деятельности направленной на извлечение прибыли посредством реализации творческих компетенций отдельного человека или малой группой лиц, способных превратить идеи в творческие продукты или услуг» [6]. Потенциал креативного предпринимательства автор видит в активном применении талантов и компетенций людей как основного экономического ресурса, что открывает дополнительные перспективы для развития небольших территорий.

Роль бизнеса в развитии креативных индустрий подчеркивают С. П. Татарова и Е. С. Коротков, выделяя в качестве положительных эффектов участия бизнеса в креативных проектах «расширение деловых контактов, усиление конкурентоспособности фирм, повышение объемов продаж» [19]. По мнению авторов, взаимодействие с креативным сектором создает привлекательный имидж компании, позволяет расширять целевую аудиторию, а посредством креативных проектов транслировать ценности бренда и компании.

Таким образом креативное предпринимательство является движущей силой креативных индустрий, которые, в свою очередь, формируют основу креативной экономики. Креативная экономика включает в себя виды деятельности, связанные с созданием, производством, распространением и потреблением товаров и услуг, основанных на творчестве, знаниях и талантах. Креативные индустрии – это конкретные отрасли и сферы деятельности, которые формируют креативную экономику и производят творческие продукты и услуги, генерируют идеи, имеющие экономическую и культурную ценность. Креативное предпринимательство – это деятельность отдельных предпринимателей или малых предприятий, которые создают и развивают проекты в рамках креативных индустрий, способствуя росту креативной экономики. Предприниматели играют ключевую роль в развитии креативных индустрий, так как именно они генерируют идеи по созданию новых продуктов, услуг, бизнес-моделей, коммерциализируют их и воплощают жизнь. Взаимосвязь этих понятий показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Взаимосвязь понятий «креативная экономика», «креативные индустрии», «креативное предпринимательство»

Источник: составлено автором.

Поддержка предпринимательства в креативной сфере входит в число первоочередных задач для органов власти любого уровня. В настоящее время во многих регионах уже запущены и успешно реализуются программы и механизмы поддержки креативных индустрий, учреждены специализированные региональные агентства и фонды, реализуются масштабные проекты в креативных индустриях, имеющие важное значение для региональной экономики.

Методология и методика исследования. Теоретическую основу исследования составляют подходы отечественных и зарубежных авторов к креативности как новой парадигме территориального развития, которая связывает общество в его экономических, культурных, технологических и социальных аспектах на макро- и микроуровне. Информационно-статистическая база исследования включает данные Рейтинга креативных регионов России, составленный Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ «ВШЭ». На базе анализа статистических данных для выявления региональных различий в развитии креативных индустрий применялся сравнительно-географический метод. Для изучения эффективных практик поддержки креативных индустрий, использовался метод контент-анализа сайтов опорных организаций развития креативных индустрий в 4 регионах-лидерах: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области. Для изучения практики поддержки креативных индустрий в Иркутской области объектом анализа являлись сайт Департамента культуры Иркутской области и сайт центра «Мой бизнес». В качестве единиц анализа выступили региональные меры поддержки и развития креативных индустрий, предусмотренные Региональным стандартом развития креативных индустрий. Из перечня мер, рекомендуемых стандартом, в качестве основных были выделены такие, как создание региональной организации, поддерживающей развитие креативных индустрий; создание сообщества креативных предпринимателей; определение приоритетных креативных индустриях в регионе; наличие стратегического документа, определяющего приоритеты развития креативных индустрий в регионе; создание системы подготовки специалистов и обучения креативных предпринимателей; разработка региональных мер поддержки креативных индустрий; маркетинг и продвижение продукции, работ и услуг креативных индустрий; создание объектов инфраструктуры для креативных индустрий.

Единицей счета выступили наличие или отсутствие выделенных мер в системе поддержки креативных индустрий изучаемых регионов.

Результаты. С 2022 года Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разрабатывает Рейтинг креативных регионов России (далее – Рейтинг). На основе анализа более 50 показателей по таким категориям, как «социально-экономические условия», «культурная среда», «экономика креативных индустрий» и «поддержка креативных индустрий» все регионы РФ отнесены к одной из четырех моделей развития креативного сектора – «лидеры», «эволюционные», «эффективные» и «догоняющие» [16]. Эти модели отличаются друг от друга эффективностью использования имеющегося потенциала, мерами поддержки и креативными специализациями. Отличительной особенностью Рейтинга 2024 года является рассмотрение не только формирующихся региональных моделей развития креативных индустрий, но и факторов успеха регионов-лидеров, а также барьеров развития креативных индустрий и динамики развития креативного сектора в каждом регионе [15]. Анализ положения Иркутской области в Рейтинге и особенностей модели развития креативных индустрий по сравнению с регионами-лидерами представлен в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, в числе регионов-лидеров на протяжении нескольких лет фигурируют Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области.

Таблица 1

Сравнительный анализ положения в Рейтинге креативных регионов

Иркутской области и регионов-лидеров

Регион
Категории показателей
Место в Рейтинге
социально-экономические условия
культурная среда
экономика креативных индустрий
поддержка креативных индустрий
2023 год
Москва
максимальное значение
среднее значение
высокое значение
высокое значение
1
Санкт-Петербург
высокое значение
среднее значение
высокое значение
значение выше среднего
2
Новосибирская область
среднее значение
умеренное значение
среднее значение
значение выше среднего
3
Томская область
среднее значение
среднее значение
умеренное значение
среднее значение
4
Иркутская область
умеренное значение
умеренное значение
умеренное значение
среднее значение
45
2024 год
Москва
максимальное значение
среднее значение
максимальное значение
максимальное значение
1
Санкт-Петербург
высокое значение
среднее значение
высокое значение
высокое значение
2
Новосибирская область
среднее значение
умеренное значение
высокое значение
высокое значение
3
Томская область
среднее значение
среднее значение
среднее значение
высокое значение
4
Иркутская область
умеренное значение
умеренное значение
умеренное значение
среднее значение
45
Источник: составлено автором на основе данных Рейтинга креативных регионов России 2023-2024 гг. [15, 16]

Регионы-лидеры исторически являются экономическими и культурными центрами в своих макрорегионах, что создает множество предпосылок для развития креативных индустрий. Иркутская область находится по данным Рейтинга 2023-2024 гг. на 45 месте и входит в группу «эффективных» субъектов, которая характеризуется умеренным потенциалом развития креативных индустрий, но при этом достаточно высокими показателями и заметными результатами. Для Приангарья попадание в группу эффективных, вероятно, обусловлено реализацией и использованием мер поддержки креативного предпринимательства, предоставляемых на федеральном уровне, поскольку показатель «Поддержка креативных индустрий», включающий нормативно-правовое обеспечение, организационное обеспечение, региональные налоговые льготы и участие в федеральных программах, находится на среднем уровне значений. В то время как остальные группы показателей Рейтинга («социально-экономические условия», «культурная среда», «экономика креативных индустрий») находятся в диапазоне умеренных значений, не позволяя вывести регион на более высокие позиции по развитию креативных индустрий.

В целях ускорения внедрения региональных мер поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации Центром развития креативной экономики Агентством стратегических инициатив (АСИ) по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина разработан Региональный стандарт развития креативных индустрий (далее – Стандарт). На основе анализа и обобщения лучших практик отдельных регионов в сфере развитии креативных индустрий, Стандартом предусмотрен комплекс мер поддержки креативного предпринимательства, рекомендуемых для реализации на уровне субъектов РФ [14]. На основе Стандарта регионы могут выстраивать собственную систему и механизм поддержки креативных индустрий. По мнению коллектива исследователей НИУ «ВШЭ» Т.Е. Ривчун, О. И. Вапнярской, Н. А. Платоновой, такой механизм должен включать следующие составляющие: «во-первых, нормативно-правовой документ, закрепляющий понятие креативных индустрий и/или креативную специализацию региона; во-вторых, систему мер поддержки креативных индустрий; и, в-третьих, институт развития креативных индустрий (агентство, фонд, департамент или другое образование)» [17]. На основе степени и полноты реализации составляющих этого механизма, все регионы авторы предлагают отнести к одной из трех групп:

- регионы с выстроенным системным механизмом поддержки и развития креативных индустрий;

- регионы с отдельными элементами механизма развития креативных индустрий (два из трех, перечисленных выше);

- регионы с одним элементом механизма развития креативных индустрий.

Иркутская область с этой точки зрения входит в первую группу регионов с системным механизмом поддержки и развития креативных индустрий, где присутствуют все три составляющих. Однако, учитывая положение Иркутской области в Рейтинге креативных регионов России, можем сделать вывод о наличии противоречия между созданием системного механизма поддержки и развития креативных индустрий и реальными результатами его реализации.

Рассмотрим более подробно направления поддержки и развития креативных индустрий в регионах-лидерах и сравним эти направления в реализуемыми в Иркутской области.

В Москве основным институтом развития креативных индустрий выступает Агентство креативных индустрий (далее – АКИ), созданное Правительством Москвы в 2020 году с целью поддержки и развития творческого бизнеса. АКИ служит единым окном для взаимодействия органов власти и представителей креативного предпринимательства [1].

Основные направления поддержки креативных индустрий, реализуемые АКИ, включают:

1. Обучающие программы и мероприятия – организация лекций, мастер-классов, воркшопов и других образовательных форматов для представителей креативных отраслей, реализация программ повышения квалификации и развития навыков в различных областях креативной экономики;

2. Организация финансирования – предоставление грантов и субсидий для реализации проектов в сфере креативных индустрий, поддержку стартапов и малого бизнеса в креативной сфере;

3. Создание инфраструктуры – организация и развитие креативных кластеров и пространств, где представители креативных индустрий могут работать, обмениваться опытом и реализовывать свои проекты, предоставление помещений и оборудования для творческой и производственной деятельности;

4. Продвижение и маркетинг – организация выставок, фестивалей и других мероприятий для продвижения креативных продуктов и услуг, поддержка участия представителей креативных индустрий в международных и российских мероприятиях;

5. Консультационная и информационная поддержка – предоставление консультаций по вопросам развития бизнеса, правовым и финансовым аспектам, создание информационных ресурсов и баз данных для облегчения доступа к необходимым ресурсам и знаниям;

6. Сетевые инициативы и сотрудничество – формирование профессиональных сообществ и сетей для обмена опытом и совместной работы, поддержку межрегионального и международного сотрудничества в сфере креативных индустрий.

Эти направления способствуют созданию благоприятных условий для развития креативных индустрий в Москве, поддержку талантливых предпринимателей и укрепление позиций города как центра креативной экономики.

В Санкт-Петербурге функции опорной организации в сфере поддержки креативных индустрий осуществляет Центр развития креативных индустрий (ЦРКИ) на базе Фонда развития субъектов МСП [23]. Центр работает по четырем направлениям: развитие креативной экономики, просветительская деятельность, развитие региональных компетенций, поддержка предпринимательства и экспортного потенциала.

Среди основных направлений поддержки креативных индустрий в Санкт-Петербурге следует выделить:

1. Поддержка народных художественных промыслов (далее – НХП) – сохранение и развитие традиционных ремесел и промыслов как части культурного наследия России, содействие в продвижении продукции народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках;

2. Организация финансирования – предоставление субсидий и грантов для развития предприятий, занимающихся народными художественными промыслами, поддержку проектов, направленных на модернизацию производства и внедрение инноваций в традиционные ремесла;

3. Инфраструктурная поддержка – создание и развитие специализированных центров, где мастера и предприниматели могут работать, обучаться и продвигать свою продукцию, предоставление доступа к оборудованию, мастерским и выставочным площадкам;

4. Образовательные программы – организацию обучающих курсов, мастер-классов и семинаров для мастеров и предпринимателей в сфере НХП, поддержку программ повышения квалификации и передачи традиционных навыков молодым поколениям;

5. Продвижение и маркетинг – организацию выставок, ярмарок и фестивалей для популяризации продукции народных художественных промыслов, содействие в продвижении продукции НХП через онлайн-платформы и участие в международных выставках;

6. Консультационная поддержка – предоставление консультаций по вопросам ведения бизнеса, правового регулирования, налогообложения и защиты интеллектуальной собственности, помощь в разработке бизнес-планов и стратегий развития для предприятий НХП;

7. Сетевые инициативы – формирование профессиональных сообществ мастеров и предпринимателей для обмена опытом и совместной работы, поддержку межрегионального сотрудничества и создание условий для взаимодействия между представителями НХП;

8. Инновации и цифровизация – содействие внедрению современных технологий в традиционные промыслы, поддержку цифровизации процессов производства и продвижения продукции НХП.

Эти направления нацелены на сохранение культурного наследия, развитие традиционных ремесел и их интеграцию в современную экономику.

В рамках деятельности Государственного бюджетного учреждения культуры Новосибирской области «Центр креативных индустрий» [22] осуществляются следующие направления поддержки креативных индустрий:

1. Информационная – распространение информации о событиях в сфере креативных индустрий, о реализующихся грантовых программах, оказание содействия креативным предпринимателям в поиске единомышленников, сбор информационных материалов;

2. Культурно-просветительская – привлечение к участию в реализации флагманских проектов сферы креативных индустрий (фестивали, форумы, семинары и т.п.) креативных предпринимателей, организация культурно-досуговы и информационно-методических мероприятий для различных групп населения;

3. Организация сообщества – объединение предпринимателей креативного сектора с целью нетворкинга, организация встреч и совместных мероприятий в рамках сообщества для обмена опытом, создания и реализации творческих проектов;

4. Консультирование – проведение индивидуальных консультаций по возможностям развития и государственной поддержки креативных проектов;

5. Создание инфраструктуры – организация и предоставление пространства для проведения мероприятий и событий.

Акцент в деятельности Центра креативных индустрий в Новосибирской области сделан на развитие кинематографии, поддержке местных талантов и создании условий для роста профессионального сообщества.

Для эффективного взаимодействия креативного сообщества с властью, бизнесом и инвесторами, Департаментом по культуре Томской области в январе 2023 г. создан проектный офис «Креативные индустрии» [10], который решает следующие задачи:

1. Оказание комплекса услуг, направленных на поддержку и развитие креативных индустрий на территории Томской области;

2. Информирование о мерах поддержки, грантах, конкурсах;

3. Оказание поддержки креативным предпринимателям и ее документальное подтверждение как со стороны самого проектного офиса, так и со стороны Департамента по культуре;

4. Предоставление информации и аналитических справок об организациях и людях, задействованных в той или иной отрасли креативной экономики;

5. Индивидуальное консультирование по вопросам региональных и федеральных организаций и актуальных проектов, помогающих креативному предпринимателю, содействие в оформлении ИП, ООО, самозанятости, юридических и бухгалтерских документов, международных контрактов;

6. Информационная поддержка не только проектного офиса и Департамента по культуре, но и региональных и всероссийских СМИ;

7. Формирование креативного сообщества, через которое можно найти себе команду, исполнителей, заказчиков и партнёров для реализации творческих задач;

8. Обучение – бесплатные онлайн-курсы и интенсивы для тех, кто хочет запустить креативный бизнес.

Приоритетным направлением поддержки креативных индустрий в Томской области является образовательная деятельность – дополнительное образование для детей и взрослых по актуальным креативным направлениям. С 2022 г. в Томске функционирует Школа креативных индустрий, основная цель которой – профориентация подростков (12-17 лет) в сфере креативных индустрий, через их вовлечение в проектную деятельность и знакомство школьников с такими творческими профессиями, как графический дизайн, фото- и видеопроизводство, анимация, современная электронная музыка, звукорежиссура и звуковой дизайн, а также виртуальная и дополненная реальность. Создание Школы креативных индустрий положительно повлияло на экономику региона. Среди эффектов такого влияния Антонова И.С. и Шмакова А.Н. отмечают разработку и реализацию образовательных программ подготовки специалистов креативных индустрий; создание и развитие креативного сообщества; создание материально-технической базы по подготовке кадров для креативных индустрий; пространственное выравнивание возможностей обучения креативным индустриям на периферии (сельской местности томской области); содействие цифровой трансформации региона и др. [3].

Созданная образовательная среда в креативных индустриях создает благоприятные условия для развития творческих профессиональных сообществ как в Томске, так и в районах области. Их объединение происходит через участие в общих проектах, нацеленных на развитие территорий, где они работают.

Свод мер государственной поддержки, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Иркутской области и подведомственными им учреждениями, которыми могут воспользоваться представители креативных индустрий, включает в себя предоставление финансирования (субсидий и грантов), консультирование и образовательные услуги, продвижение и маркетинг, поддержку в сфере занятости и трудоустройства, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций и экспортной деятельности [20].

Причем, особенностью Иркутской области, в отличие от регионов, рассмотренных выше, является отсутствие единой структуры (опорной организации) развития и поддержки креативных индустрий. Разнообразные меры поддержки креативных индустрий оказываются разными государственными структурами, учреждениями и организациями по отдельным, достаточно узким направлениям. Более детально этот механизм представлен в таблице 2.

Таблица 2

Механизм поддержки креативных индустрий в Иркутской области

Направление поддержки креативных индустрий
Реализуемые в рамках направления мероприятия
Субъект поддержки
Финансовая поддержка (субсидии и гранты)
Субсидии на:
- реализацию проектов в сфере культуры – сохранение, создание, распространение культурных ценностей;
- участие в региональных, всероссийских и международных мероприятиях в сфере культуры и искусства;
- производство национальных фильмов на территории Иркутской области.
Министерство культуры Иркутской области
Гранты:
- для социальных предпринимателей и молодых предпринимателей до 25 лет.
Субсидии на:
- развитие материально-технической базы пищевых и перерабатывающих производств;
- возмещение затрат по кредитам и лизинговым платежам для пищевых и перерабатывающих производств.
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области
Субсидии на:
- реализацию социально значимых проектов некоммерческих организаций;
- на поддержку проектов, направленных на сохранение национальной самобытности и гармонизацию межэтнических отношений;
- на участие в международных мероприятиях в сфере этноконфессиональных отношений.
Управление Губернатора Иркутской области по связям с общественностью
Консультационная и образовательная поддержка
- Консультационные услуги по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
- Проведение обучающих программ, семинаров, мастер-классов, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП);
- Написание бизнес-планов и технико-экономических обоснований;
- Проведение технических аудитов и внедрение цифровизации производственных процессов.
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области через Центр «Мой бизнес»
Продвижение и маркетинговая поддержка
- Содействие в популяризации продукции и услуг СМСП;
- Помощь в размещении на электронных торговых площадках;
- Настройка и оптимизация рекламных кампаний в социальных сетях;
- Организация участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- Сопровождение экспортных контрактов и организация международных бизнес-миссий.
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области через Центр «Мой бизнес»
Поддержка в сфере занятости и трудоустройства
Субсидии на:
- трудоустройство незанятых инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
- организацию стажировок для выпускников образовательных учреждений.
Организация общественных работ и временного трудоустройства для снижения напряженности на рынке труда.
Министерство труда и занятости Иркутской области
Поддержка в сфере сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Субсидии на:
- развитие материально-технической базы пищевых и перерабатывающих производств;
- переработку молока и других сельскохозяйственных продуктов.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам.
Министерство сельского хозяйства Иркутской области
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
- Субсидии на реализацию социально значимых проектов;
- Поддержка проектов, направленных на сохранение национальной самобытности и гармонизацию межэтнических отношений;
- Финансовая поддержка для участия в международных мероприятиях.
Управление Губернатора Иркутской области по связям с общественностью
Поддержка экспортной деятельности
- Комплексные услуги по поиску иностранных покупателей;
- Сопровождение экспортных контрактов;
- Организация международных бизнес-миссий и участие в международных выставках.
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области (через Центр «Мой бизнес»)
Источник: составлено автором

Данные, представленные в таблице, демонстрируют, что региональные меры поддержки распространяются в целом на малый и средний бизнес, а не на отдельный сегмент креативного предпринимательства. Также следует отметить разрозненность этих мер – часть из них предприниматели могут получить, обратившись в органы власти и подведомственные им учреждения, но есть и те, которые предоставляет центр «Мой бизнес». Также в Иркутской области практически не реализуется такое направление, предусмотренное Региональным стандартом развития креативных индустрий, как формирование сообщества креативных индустрий. Создание региональной опорной организации позволило бы креативным предпринимателям обмениваться опытом и находить единомышленников, партнеров, исполнителей, заказчиков, клиентов для реализации своих проектов.

В таблице 3 представлены результаты контент-анализа сайтов опорных организаций развития креативных индустрий регионов, которые являются лидерами Рейтинга. Поскольку в Иркутской области опорной организации развития креативных индустрий нет, то объектом анализа являлись сайт Департамента культуры Иркутской области и сайт центра «Мой бизнес».

Таблица 3

Результаты контент-анализа официальных сайтов опорных организаций развития креативных индустрий

Единицы анализа
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирская область
Томская область
Иркутская область
Создание региональной организации, поддерживающей развитие креативных индустрий
+
+
+
+
-
Создание сообщества креативных предпринимателей
+
+
+
+
-
Определение приоритетных креативных индустриях в регионе
+
+
+
+
+
Наличие стратегического документа, определяющего приоритеты развития креативных индустрий в регионе
+
+
+
+
-
Создание системы подготовки специалистов и обучения креативных предпринимателей
+
+
+
+
+
Разработка региональных мер поддержки креативных индустрий
+
+
+
+
+
Маркетинг и продвижение продукции, работ и услуг креативных индустрий
+
+
+
+
+
Создание объектов инфраструктуры для креативных индустрий
+
+
+
+
-
Источник: составлено автором

Представленные в таблице 3 результаты контент-анализа дают основание сделать вывод о том, что наиболее проблемными в плане реализации в Иркутской области направлениями являются создание региональной опорной организации развития креативных индустрий, формирование сообщества, создание объектов инфраструктуры креативных индустрий и разработка и утверждение в регионе стратегического документа в сфере развития креативных индустрий (Концепция развития креативных индустрий Иркутской области в настоящий момент находится в стадии разработки). Также, несмотря на предусмотренные меры поддержки малого и среднего бизнеса, требуется разработка региональных мер поддержки креативных индустрий адресного характера.

Выводы. Обсуждение. Проведенный анализ показал, что в регионе представлены различные формы поддержки предпринимательства, в том числе в секторе креативных индустрий, включающие финансовую помощь (субсидии, гранты), консультационную и образовательную поддержку, продвижение продукции, а также специализированную помощь в сфере занятости, сельского хозяйства и экспортной деятельности. Это, безусловно, позволяет охватить широкий спектр потребностей креативных предпринимателей. Однако, несмотря на наличие субсидий и грантов, суммы финансирования могут быть недостаточными для реализации масштабных проектов, особенно в сфере культуры и искусства. Максимальные суммы субсидий часто ограничены, что может не покрывать все затраты. Также для получения субсидий и грантов требуется соблюдение множества формальностей, что может представлять определенные сложности для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, процесс подачи заявок и отчетности может быть достаточно длительным и трудоемким.

Некоторые меры поддержки доступны только определенным категориям получателей (например, социальным предпринимателям, молодым предпринимателям до 25 лет или некоммерческим организациям). Это может ограничивать доступ к поддержке для других представителей креативных индустрий. Также объемы предоставляемой помощи зависят от бюджетных лимитов, которые могут быть исчерпаны в течение года. Это может привести к тому, что не все заявители смогут получить финансирование.

Немаловажной проблемой является уровень осведомленности предпринимателей о доступных мерах поддержки, что может привести к тому, что многие потенциальные получатели помощи не воспользуются предоставленными возможностями.

Отсутствие специализированной поддержки инновационных проектов в креативных индустриях, таких как разработка новых технологий или продуктов, может ограничивать развитие инновационных направлений в регионе.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о разных возможностях отдельных субъектов РФ в плане развития креативных индустрий и обусловливают актуальность более глубокого изучения потенциала развития, выявления возможных проблем, формирования механизмов и поиска эффективных форм поддержки и продвижения креативного предпринимательства в конкретных региональных условиях.


Страница обновлена: 19.03.2025 в 13:21:23