Issledovanie peredovyh zarubezhnyh praktik regulirovaniya primeneniya tekhnologii tokenizatsii v finansovom sektore ekonomiki
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 2 (April-June 2025)
Введение
В современном мире наблюдается заметный рост заинтересованности юридических лиц в выпуске цифровых валют и смежных с ними цифровых финансовых активов. Соответствующие темпы роста, в рамках частных валют, полностью обеспечены уровнем доверия населениям к новым формам денег. Однако, появление частных валют в первую очередь характеризовалось формированием «серых зон», которые являются нерегулируемой частью экономики, хотя о ее наличие государство и иные регулирующие органы знают, в совокупности с современным трендом - цифровизации и трансформации деятельности юридических лиц с внедрением особых режимов осуществления их хозяйствования.
В большей степени регулирования криптовалют и иных частных форм денег базируется на двух основных этапах, которые выделяются, как в токенах, так и криптовалютах, а именно процессе эмиссии и внедрения требований к организациям ее осуществляющую. Данный тренд в наибольшей степени характерен для развивающихся стран, по типу Беларуси, Казахстана и Узбекистана, чей опыт может быть перенят в условиях тесных интеграционных объединений и соглашений, в рамках которых страны обязаны или им следует делиться собственными знаниям в области инновационных решений. Соответствующие страны также имеют похожие выходы к летным и водным зонам, а также климатические условия, что позволяет сделать вывод о схожести условий с территориальной и климатической точки зрения. Однако, с точки зрения всемирных соглашений, упомянутые дружественные страны в меньшей степени попали под санкционного давления в период «цифрового бума», что обеспечило более резкий скачок в регулировании цифровых валют. Применение опыта данных стран в рамках контроля и надзора за организациями и осуществления оборота и эмиссии упомянутых видов денег не только стимулирует экономическую активность по данному направлению через международную конкуренцию, но и обеспечит обход санкций с возможным формированием отечественного программного обеспечения, который способствует прозрачности и вывода деятельности из серой зоны, а также обеспечит защиту прав и свобод граждан по данному направлению [12, c. 318–320].
Далее, в соответствии с целью исследования, проведем анализ регулирования технологии токенизации в финансовом секторе экономики в тех странах, с которыми Россия находится в тесных интеграционных связях.
Возможность применения опыта Беларуси в области регулирования процесса токенизации
Наиболее дружественной страной для России, когда экономическая конъектура непредсказуема, является Беларусь, которая состоит практически во всех объединениях, в которых присутствует Российская Федерация, включая частные соглашения между двумя странами. Так, Беларусь позволяет использовать их разработки и концепции регулирования с целью оптимизации данного вида деятельности в РФ, что в дальнейшим может позволить осуществлять расчеты в частных валютах без нанесения вреда одной из названных стран в связи с их резким вливанием в экспортных и импортных отношениях или же стимулировать конкурентоспособность на рынке с потенциальным повышением качества инструмента.
До 2017 года рынок токенов в этой стране был не урегулирован, что фактически не позволяло в полной мере организовать расчеты с криптовалютами. На тот момент граждане не были готовы принять соответствующие инструменты платежа, что до урегулирования не позволило сформировать полноценного доверия. Токены первоначально подразумевали под собой совокупность рисков, связанных с отсутствием базы ПОД/ФТ и технологического фундамента [5, с. 4].
В 2017 году Правительство Беларуси постепенно начало решать вопрос технологической обеспеченности, а именно внедрение технологии блокчейна в систему работы с токенами в операционную систему банков. На основе блокчейна Центр банковских технологий, совместно с Национальным банком Республики Беларусь, стали вести реестры банковских гарантий и операций с ценными бумагами на Белорусской валютно-фондовой бирже с последующей ускорением развития информационного обмена и документооборота [5, с. 4–5]. Технология распределенного реестра, по общемировым стандартам подразумевает целый ряд технологий, таких как blockchain (англ. Blockchain цепочка блоков), hashgraph (англ. технология распределенной бухгалтерской книги), holochain (англ. децентрализованная сеть приложений), Cardano, Solana, Binance Smart Chain (англ. сеть блокчейн, созданная для приложений на основе смарт-контрактов) и др., которые отличаются структурами данных реестра, способами согласования и синхронизации данных [10, с. 195-205].
Основы правового регулирования токенов сформировались с принятием Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» [2]. В рамках данного декрета были урегулированы вопросы, связанные с:
- Эмиссией токенов;
- Размещение и хранение токенизированных активов, а также возможность их обмена;
- Деятельность организаций сопровождающих сделки ICO, операторов криптоплатформ и майнеров.
Глобальным новшеством в мировом масштабе стало законодательное разделение понятий криптовалюты и токенов, при котором Сходство криптовалют и токенов проявляется в одинаковой степени криптозащиты и скорости переводов. Отличия между ними можно провести по нескольким основаниям, но ключевые из них кроются в порядке выпуска (эмиссии) криптовалют и токенов, используемом ими блокчейне, возможности выполнения функции ценной бумаги и их назначении [6, с. 55–58].
В соответствии с законодательством Беларуси выделяют 4 основных участника крипто рынка, к которым относятся:
- 3 оператора криптоплатформы (Free2Ex.com, Bynex.io, Currency.com).
- 1 оператор обмена криптовалют (Whitebird.io).
- 1 организатор ICO (Finstore.by).
- 10 майнинговых компаний.
Технологическое развитие и усовершенствование созданной системы происходит за счет Парка высоких технологий (далее – ПВТ), который представляет собой специальный правовой режим, предоставляемый Республикой Беларусь компаниям, осуществляющим деятельность в области IT [18].
Так же, как и во всех системах, Беларусь, подобно мировому опыту, разделяет возможность осуществления операций для физических и юридических лиц. Где для первых возможно осуществление майнинга, хранение токенов, отчуждение за белорусские рубли, а также их дарение и завещание. Как платежное средство данная технология не узаконена. Для юридических лиц возможно осуществление эмиссии токенов с их последующим размещением только для тех организаций, которые входят в ПВТ.
Для ведения бизнеса в области криптовалют и токенов существует ряд требований (финансовые, квалификационные, репутационные, технические, нормативные и т. д.), в том числе и при аудиторской проверке.
Наибольший интерес представляют собой финансовые требования, а именно то, что размер уставного фонда операторов криптоплатформ и обмена криптовалют должен составлять не менее 2 000 000 BYN, а организаторов ICO и криптоброкеров — не менее 500 000 BYN. [5, с. 10–18]
Также должны быть соблюдены такие нормативы, как:
- норматив финансовой зависимости <0,85;
- норматив краткосрочной ликвидности> 1;
- норматив финансовой устойчивости >0,75;
- норматив концентрации заемного капитала <1.
Для криптоброкеров также должны соблюдаться такие нормативы, как:
- коэффициент текущей ликвидности - 1,5;
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,2;
- коэффициент обеспеченности обязательств активами >0,85.
Лицензирование и доступ на соответствующий рынок находится под юрисдикцией мегарегулятора Беларуси.
Таким образом, высокая степень зарегулированности на начальных этапах, а также последующая необходимость в соблюдении нормативов, установленных регулятором, обеспечивает недопущение системного риска, а также базовых рисков платежных систем (операционных, кредитных и рисков ликвидности). Благодаря опыту Беларуси можно сформировать полноценно нормативно-правовой базис, который обеспечит справедливый и эффективный выходы на рынок токенизированных финансовых средств и криптоактивов. Соответствующие требования характерны и для держателей токенов и криптовалют, которые осуществляют деятельность на криптоплатформе и взаимодействуют с клиентами по оказанию соответствующих услуг.
Возможность применения опыта Казахстана в области регулирования процесса токенизации
Беларусь является не единственной страной, которая находится в интеграционных связях с Россией. Вторым примером может являться Республика Казахстан [7].
Правительство и регулятор данной страны подразумевает под определением цифрового токена вид цифрового актива, являющегося цифровым средством учета, обмена и удостоверения имущественных прав [3].
Общая структура является традиционной, где кредитные организации взаимодействуют с криптобиржей для удовлетворения «крипто-потребностей» клиентов [15, с. 98–105].
К тому же необходимо отметить, что так называемая «легализация», заключается не в «разрешении», а в отсутствии «полного запрещения». Законодатель РК запретил выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Казахстана с оговоркой о том, что иное может быть предусмотрено законами РК, а также установил, что цифровой актив не обеспечивает права на финансовые инструменты и не предоставляет его собственнику или владельцу соответствующих прав в отношении юридического лица.
Под «иное может быть предусмотрено законами РК» вероятнее всего подразумевается законодательство Международного финансового центра «Астана» («МФЦА») [19], на территории которого деятельность с криптовалютой не запрещена. Соответствующие законодательство «Об информатизации» принято на верхнем уровне власти не влияет на юрисдикцию МФЦА, так как соответствующий орган действует исходя из международных законов, на примере прецедентах Англии и Уэльса [16, с. 1–4].
Таким образом в Казахстане частично легализована продажа и покупка цифровых активы и непосредственное осуществление сделок с ними за тенге через банки, но токены не являются законным средством платежа на данной территории. Соответствующие акты МФЦА подразумевают деятельность с обращением токенов и криптовалют, которая включает в себя управление объектом торговли и обеспечение хранения и управления цифровыми активами.
Соответствующие акты МФЦА подразумевают деятельность с обращением токенов и криптовалют, которая включает в себя управление объектом торговли и обеспечение хранения и управления цифровыми активами.
Для того, чтобы криптобиржа смогла осуществить полноценную деятельность на данной территории ей необходимо: зарегистрироваться не на общегосударственных условиях, а как участника МФЦА с лицензией, установленной соответствующими нормами, и оплатой пошлины за подачу заявки. Затем на данной криптобирже учредителями должны быть разработаны правила осуществления деятельности, которые вписываются в законы и предписания МФЦА. После получения одобрения органом, криптобиржа должна поддерживать технологические требования и иметь механизмы сохранения клиентских средств на электронном кошельке [16, с. 1–4].
Таким образом, Республика Казахстан не имеет общего регламента регулирования эмиссии токенов, и не имеет полноценного законодательства в отношении криптовалют и цифровых активов на государственном уровне. Общий регламент допуска на рынок поможет лишь урегулировать недобросовестные криптобиржи на начальных этапах, однако даже органами МФЦА не предусмотрены нормативы регулирования по обмену токенов в фиатную валюту. Соответствующие разрешения деятельности без четкой регламентации контроля и надзора, как в Беларуси, будет нести лишь системные риски, которые могут начаться из-за недостатков ликвидности с последующими вытекающими проблемами.
Касаясь реальных кейсов, то только лишь 20 октября 2023 года был осуществлен первый проект токенизации активов. Данная эмиссия осуществлялась на криптобирже Intebix совместно с Mastercard и FinTech-компанией Airba Pay, который позволил легально и удобно конвертировать свою криптовалюту в бонусы Technodom Plus на бирже Intebix с последующей покупкой товаров или услуг в торговой сети Technodom, где новым участникам предоставлялись Airdrop на изучение данного цифрового актива. Дальнейшее развитие и применение новых инструментов платежа имеет право на существование в данной стране, только при условии технологической обеспеченности и причин, описанных ранее [21].
Регулирование криптовалюты и токенов в данном случае провялятся только на примере криптобирж, которые и являются первоначальным эмитентом (так как в первую очередь биржи эмитируют собственные цифровые денежные средства), а также осуществляют листинг для дальнейшего допуска на рынок.
Возможность применения опыта Киргизии в области регулирования процесса токенизации
Третью страну, которую хотелось бы рассмотреть в рамках блока вопросов тесных интеграционных связей РФ, является Республика Киргизия [13, с. 75–78].
Для данной республики вовлеченность в регулирование токенов на государственном уровне началась с 2022 года, когда был сформулирован и опубликован закон «О виртуальных активах» с последующей редакцией. Данный нормативно-правовой акт объединяет понятие криптовалюты и токенов воедино в определение «виртуальные активы».
Первоначально необходимо рассмотреть законодательство с точки зрения допуска на рынок. Так основным субъектом является криптобиржа, чья деятельность на территории страны требует лицензирования. Выдачей соответствующей возможности занимается Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при министерстве экономики и коммерции Кыргызской республики [1].
Выделяются три основные вида лицензии: лицензия оператора криптоторговли (криптобиржа), лицензия оператора обмена криптовалюты (криптообменник), лицензия майнинг-оператора [20].
Деятельность криптобиржи подконтрольна регулятору в большей степени и характеризуется требованиями к размеру уставного капитала в размере 100 000 000 сом.
При создании криптобиржи существуют также требования к организационно-штатной структуре. Так должно быть четкое разделение департаментов в зависимости от их функциональных обязанностей, а именно: осуществление листинга, регулирование торговли, поддержание безопасности, клирингового центра и внутреннего контроля.
После установления требований к штатной структуре и ВПОДК, которая должна отражать эффективность реализации ПОД/ФТ, данная биржа должна сформировать принципы осуществления собственной деятельности в соответствии с законом Республики Киргизия. Данный принципы и концепции ведения крипто-бизнеса включают: разделение в хранении финансовых и электронных виртуальных активов, которые находятся во владении криптобиржи, осуществление контроля и передача информации о нарушении законодательства. Также криптобиржа должна придерживаться принципа KYC, чья деятельность должна быть максимально прозрачной.
Отдельное внимание уделяется требованиям к учредителям, которые:
- не должны иметь судимость на момент создания криптобиржи;
- не должны иметь судимость или административные взыскания, связанные с деятельностью операторов криптобиржи;
- не должны быть причастны к банкротству компаний предыдущего места работы;
- не должны иметь счетов в офшорной зоне;
- соответствующие криптобиржи должны коммуницировать с криптообменниками, которые позволяют преобразовывать токены и криптовалюты в фиатную валюту. Минимальный уставный капитал соответствующих организаций должен составлять 40 000 000 сом;
- учредителями обмена могут быть как юридические, так и физические лица резиденты и нерезиденты данной республики с условием отсутствия регистрации в офшорных зонах в целях соблюдения ПОД/ФТ.
Клиент, который пользуется криптообменником должен предоставлять справедливые паспортные данные, в случае если речь идет о физическом лице. Если же говорить о юридическом лице, то он должен предоставить код плательщика и место регистрации [22].
Конкретного яркого примера реализации токенов в Киргизии нет. Так как данная страна в первую очередь разрабатывает основу для технологического обеспечения криптовалюты, которая послужит базисом для создания токенов. [13, c. 75–78]
Таким образом, Киргизия является частичным примером реализации токенов и криптовалюты с точки зрения осуществления операций по обмену и хранению. Данная республика в отличие от остальных большее внимание уделила информационной безопасности клиентов при реализации обращения токенов и самой деятельности криптоплатформ. Кыргызстан старается сочетать пруденциальную политику в совокупности с налоговой политикой и на данном этапе формирует оптимальный уровень налогообложения операций с токенами, при условии применения льготных ставок (ставка варьируется от 5%–10%). Касаясь вопроса регулирования обращения, то правительство и регулятор не устанавливают определенных специфических нормативов, однако применяют требования к финансовой устойчивости. Перекладывания опыта противодействия терроризма и легализации доходов Киргизии в отношении регулирования токенизации может стать отличным стартом развития полноценного регулирования данной деятельности в РФ [9, с. 59–62].
Возможность применения опыта Узбекистана в области регулирования процесса токенизации
Последней, но не по значимости страной, находящейся в тесных интеграционных связях с Россией, является Республика Узбекистан [14, с. 827–833].
Правительство данной республики под токенами подразумевает цифровые финансовые активы, которые непосредственно связаны с ценными бумагами [4]. Однако, Развитие токенизации пока еще не нашло своего применение в Узбекистане. На данный момент времени законодательство страны направлено на регулирование только криптовалют [8, с. 300].
Так в сентября 2018 года Постановлением Президента Республики Узбекистан было введено определение криптобиржи и требования к лицензированию соответствующих организаций в документе «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан» [17, с. 1–7].
Для декабря 2019 года характерен запрет на использование криптовалюты как средства платежа, прописанный в приказе директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.
В сентябре 2021 года было заявление зампреда ЦБ РУ о запрете использования криптовалюты в качестве средства платежа.
В апреле 2022 года было юридическим лицам было разрешено осуществлять майнинг, без требований дополнительного лицензирования, однако с требованием регистрации в Национальном агентстве перспективных проектов (НАПП). Контроль и надзор осуществляется в специальном режиме, называемом «Регуляторной песочницей». На основе Указа Президента Республики Узбекистан физическим и юридическим лицам разрешено приобретение крипто-активов.
Август 2023 года характеризовался завершение тестирования криптокарт Капиталбанком/ Ravnaq Bank и UzNEX (криптобиржа) в регуляторной песочнице и запуск выпуска криптокарт при взаимодействии с Каиталбанком, UzNEX и Mastercard, а в сентябре соответствующего года данная республика назначила НАПП лицензирующим органом для деятельности криптобирж, пулов и иных платформ и объединений в данном секторе.
В данной республике, в отличие от уже вышеназванных, с 2022 года существуют нормативно-правовые акты, а также документы их поясняющие, связанные с регулированием обращения токенов и их выпуска.
Для регистрации эмитента токена, компания должна предоставить в крипто депозитарий декларацию, именуемой white paper, в которой указывается:
- данные об эмитенте;
- сведения о блокчейн-платформе, используемой для выпуска и хранения токенов в совокупности с мерами безопасности;
- сведения о методике обратного выкупа, на базе созданной технологии IPO;
- информация о проекте эмиссии, его разработчиках и учредителях.
Получив соответствующую информацию криптодепозитарий решает о регистрировать ли выпуск виртуальных валют (активов). При принятии решения проводиться соответствие финансовой устойчивости и возможности обратного выкупа токенов за счет имущественного обеспечения, а именно объема и срока реализации. Соответствующая информация о листинге и зарегистрированных активах будут собираться в едином открытом реестре НАПП. Более того в Узбекистане стараются урегулировать последствия майнинга в виде климатических рисков, однако на данный момент они не получили должного внимания.
Эффективность взаимодействия вышестоящих органов обеспечивается за счет основного документа - Указа Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2022 года № УП-121, в котором прописано, что:
- Национальное агентство проектного управления было преобразовано в Национальное агентство перспективных проектов, которое определено уполномоченным органом по развитию сферы оборота криптоактивов, лицензированию деятельности и разрешительным процедурам в данной сфере. В агентстве созданы специализированная лаборатория и «Регулятивная песочница»;
- определены два основных вида деятельности в сфере оборота криптоактивов: майнинг и деятельность провайдеров услуг, в свою очередь, определены четыре основных вида провайдеров услуг: криптобиржа, криптомагазин, криптодепозитарий и майнинг-пул;
- установлены основные требования к осуществлению майнинга;
- введена система уплаты провайдерами услуг и майнерами фиксированных сборов за осуществление деятельности;
- оптимизированы лицензионные требования и условия к провайдерам услуг.
К основным направлениям регулирования, в условиях уже полноценно созданной нормативно-правовой базы относят:
- внедрение и обеспечение соблюдения требования международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендации ФАТФ);
- мониторинг интернет-ресурсов, социальных сетей и мессенджеров на предмет выявления платформ, нелегально осуществляющих операции с криптоактивами, принятие мер по их блокировке в установленном законодательством порядке и направление сообщений в правоохранительные органы;
- осуществление мероприятий по повышению финансовой и цифровой грамотности населения.
В ближайшей перспективе Правительство Узбекистана направлено на реализацию майнинга за счет гидроэнергетики в связи с поддержанием названной экологической повестки.
Подводя итог, по всем рассмотренным странам можно отметить, что для каждой страны характерен разный уровень зарегулированности токенов, где подходы и концепции начала формирования криптоиндустрии различаются. Каждая страна является уникальной для переноса соответствующего опыта на конъектуру России.
Так на примере Беларуси можно рассматривать необходимость внедрения нормативов, по типу Базеля, которые обеспечат длительную деятельность бирж и эмитентов, связанных с токенами.
Если говорить об Узбекистане, то их ключевой и отличный опыт обеспечил бы минимизацию негативных последствий легализации криптовалют, как с точки зрения майнинга, так и всей платежной системы, а также непосредственный учет климатических рисков.
Говоря про Республику Кыргызстан, то уровень информационной безопасности в данной стране при реализации крипто-индустрии находится на весьма высоком уровне и мог бы быть принят России в качестве опыта.
Казахстан владеет отличным опытом разделения мирового и национального законодательства, что положительно сказалось бы на регуляторном климате РФ.
Заключение
Таким образом, соответствующие страны имеют более высокий уровень финансовой инклюзивности и грамотности в области токенизации и криптономики, что может положительно сказаться на необходимости развития не только способов добычи и формирования криптовалюты и токенов, но и ее дальнейшее использование в платежном обороте страны на национальном и международном уровне.
Таблица 1 - Области применяемого опыта зарубежных стран в крипторегулировании
Страна-пример
|
Возможно, применимый опыт в Российской
действительности
|
Беларусь
|
·
Опыт
нормативного регулирования через коэффициентные требования, по типу
нормативов финансовой зависимости, концентрации заемного капитала и
краткосрочной ликвидности.
· Опыт внедрения квалификационных требований к организаторам криптовалютной биржи. · Опыт пропорционального регулирования в области криптовалюты, разделяя регулирование операторов криптоплатформ операторов обмена криптовалютой и организации, занимающиеся ICO. |
Казахстан
|
·
Разделение
принципов регулирования криптовалюты с точки зрения международного
законодательного уровня и национального. Соответствующий опыт позволил бы
легализовывать либо майнинг, либо эмиссию, либо использование криптовалюты в
качестве средства платежа, как пилотный проект в рамках одного региона.
|
Киргизия
|
·
Опыт
применение системы KYC и иных технологий и платформ в
области противодействия терроризма и легализации доходов с целью обеспечения
прозрачности деятельности криптоваютных бирж и эмитентов на них.
|
Узбекистан
|
·
Опыт
в области грамотного сочетания активов реального мира и токенизированных
активов в соответствии с зеленой повесткой, которая позволила бы одновременно
сберечь природу и привлечь более дешевые источники фондирования.
|
Однако, применение соответствующего опыта позволит лишь вывести криптовалюту из «серой зоны» и простимулировать ее развитие в соответствии с современными трендами, однако не простимулирует спрос на нее или спровоцирует ее рост, который полностью зависит от поведения населения и доверия к частным валютам в целом [11, с. 121–122].
Страница обновлена: 04.03.2025 в 10:40:46