Development of resource-efficient cooperation between Russia and African countries in the context of Trumpism and digital technocracy

Drobot E.V.1,2, Makarov I.N.3, Osipova I.V.4
1 Центр дополнительного профессионального образования
2 Первое экономическое издательство
3 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 1 (January-March 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80558046

Abstract:
The article raises the urgent problem of the need to transform and develop international economic relations between Russia and African countries against the background of modern global challenges. The end of the first quarter of the 21st century is characterized by growing geopolitical tensions and the rise of anti-globalist tendencies. The article proposes the authors’ approach to the periodization of the development of world economic policy in the first quarter of the 21st century; and the characteristics of its main parameters within each selected period are given. The description of the policy of the Russian Federation during each period is particularized. In connection with the formation of a new model of the world order, the authors of the article substantiate the necessity of development of resource-efficient cooperation between Russia and African countries, which seems particularly relevant in connection with the policy of Trumpism and the formation of digital technocracy. The article discusses the importance of integrating resources and technologies within the cluster model of interaction, which can increase the resource efficiency of cooperation between Russia and African countries. The article may be of interest to experts in world economy and international relations, Africanists, as well as economists and political scientists dealing with issues of integration and globalization. The results of the study can be used to adjust the strategy of economic cooperation between Russia and African countries.

Keywords: Africa, anti-globalism, globalization, integration, cluster, liberalism, poverty trap, international cooperation, supply chain, resource security, resource efficiency, technocracy, technological mode, Trumpism, digitalization, value chain, digital technocracy

JEL-classification: F01, F02, F15, F53, F55, O55



ВВЕДЕНИЕ

Современная мировая экономика находится в состоянии глубоких структурных изменений, которые обусловлены как собственно глобальными трендами, так и локальными политическими процессами.

Одним из наиболее значимых мировых событий конца 2024 г. – начала 2025 г. стала победа на президентских выборах и последовавшая затем инаугурация 47-го Президента США Дональда Трампа. Ожидается (исходя из заявлений и выступлений самого Д. Трампа), что его политика, политика трампизма, будет характеризоваться проявлениями антиглобализма и особым акцентом на национальных интересах США [1, 28, 34, 35, 39, 47].

Таким образом, в условиях, когда преобладающие подходы к международному сотрудничеству претерпевают трансформации, особое значение приобретает необходимость исследования новых форм интеграции между странами, а также разработки эффективных стратегий взаимодействия государств в области ресурсов. Более того, в условиях глобализации и цифровизации экономики Россия нередко оказывается перед задачей адаптации своих экономических интересов к изменяющимся условиям международной арены.

В свете повышенной значимости Африки как перспективного региона для международной экономики возникает вопрос о целесообразности и необходимости развития ресурсоэффективного взаимодействия России со странами Африки. Африка обладает значительными запасами природных ресурсов и демографическим потенциалом, однако многие страны континента сталкиваются с вызовами, связанными с недостаточной интеграцией в глобальные производственно-сбытовые цепочки, низким уровнем технологического развития и недостаточной ресурсоэффективностью.

Следует отметить, что интерес российской науки к исследованию проблем и перспектив взаимодействия России со странами Африки в последнее время возрастает [8, 14, 16, 17, 23, 26, 29–31, 36, 37], что обусловлено в том числе и поддержкой на самом высоком уровне. Так, еще в 2023 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил «о новом уровне сотрудничества между Россией и Африкой» [1]. В 2024 г. товарооборот между Россией и Африкой вырос на 10% [2].

Тем не менее в современной научной литературе специфика взаимодействия России с африканскими государствами на фоне современных вызовов, прежде всего связанных с политикой трампизма, остается изученной недостаточно.

Цель нашего исследования состоит в следующем ­– на основе периодизации развития мировой экономической политики в первой четверти XXI в. и характеристики ее основных параметров в рамках каждого периода выделить основные направления развития ресурсоэффективного взаимодействия России с африканскими странами в условиях политики трампизма и формирования цифровой технократии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В начале нашего исследования представляется необходимым кратко остановиться на характеристике основных параметров мировой экономической политики в первой четверти XXI в. На наш взгляд, в контексте развития мировой экономической политики в первой четверти XXI в. можно выделить пять этапов (периодов) (табл. 1), каждый из которых мы предлагаем рассматривать и оценивать с позиций четырех критериев, а именно:

1) политики в контексте поляризованности мира;

2) особенностей торговли и формирования цепочек создания стоимости в мировом формате;

3) мировой политики в части ресурсообеспеченности и международной торговли ресурсами.

Первый этап (начало XXI в. – крымские события) характеризуется фактическим формированием модели однополярного мира. При этом наблюдается тенденция формирования тесных взаимодействий между элементами и производственными системами различных стран в условиях максимально свободной торговли всеми видами ресурсов. Для Российской Федерации этот период ознаменовался вступлением в ВТО, а также максимальной открытостью отечественной экономики. При этом в условиях высоких цен на нефть на мировом рынке в России в этот период, по сути, окончательно сформировалась ресурсная модель, основанная на торговле нефтегазовыми ресурсами как основы хозяйственной системы.

Второй этап (крымские события – пандемия коронависа) ознаменовался существованием модели фактически однополярного мира. При этом формирование тесных взаимодействий между элементами и производственными системами различных стран в этот период осложняются выполнением формальных процедур, связанных с санкционными ограничениями экономической деятельности на спорных территориях. Наблюдается нацеленность на максимальное использование развитыми странами дешевых российских энергетических ресурсов при ограничении доступа России к сложным технологиям развитых стран, особенно в контексте возможностей их использования на «спорных» территориях. Уменьшается открытость отечественной экономики, снижается направленность на торговлю нефтегазовыми ресурсами как основы хозяйственной системы, формируется формальная направленность на замещение импортной продукции отечественными товарами.

Третий этап (пандемия коронавируса – начало специальной военной операции). На этом этапе формируются предпосылки к деградации модели однополярного мира [9], возникают проблемы, связанные с трансформацией мировой логистической системы в части трансграничных потоков человеческих ресурсов и грузопотоков вследствие карантинных ограничений. Наблюдается нацеленность на максимальное использование развитыми странами дешевых российских энергетических ресурсов при ограничении доступа России к сложным технологиям развитых стран, особенно в контексте возможностей их использования на «спорных» территориях. Происходит осознание необходимости формирования «страховых запасов» важных ресурсов на национальных территориях. Уменьшается открытость отечественной экономики, снижается ее направленность на торговлю нефтегазовыми ресурсами как основы хозяйственной системы, формируется формальная направленность на замещение импортной продукции отечественными товарами.

На четвертом этапе (начало специальной военной операции – инаугурация Д. Трампа (январь 2025 г.)) происходит деградация модели монополярного мира. На мировой сцене появляются новые центры силы. Происходит разрыв многих цепочек создания стоимости вследствие многочисленных санкций, введенных в отношении Российской Федерации. В таких условиях возникает «теневой» экспорт ресурсов. Стремление развитых стран затруднить доступ Российской Федерации к мировым ресурсам (технологиям, инвестициям, информации, научным разработкам, научным контактам и т.д.) с одновременным ограничением потоков ресурсов из России на мировые рынки. Для России на этом этапе характерно развитие политики импортозамещения, формирование схем серого и параллельного импорта, а также теневой торговли отечественными нефтегазовыми ресурсами, т.е. речь идет о переориентации национальной логистической системы.

Пятый этап (инаугурация Д. Трампа (январь 2025 г.) – развитие политики трампизма) представляется возможным характеризировать как период возвращения к модели многополярного мира. При этом появляются предположения о создании четырехполярного мира (США, Европейский союз, Россия и Китай), который может быть построен к 2050 г. Происходит формирование новых региональных цепочек создания стоимости в рамках развивающихся и укрепляющихся региональных экономических объединений (прежде всего, таких как USMCA [3] и AfCFTA [4]). В этот период наблюдается стремление к формированию нескольких обособленных зон, обладающих замкнутым производственным циклом и стремящихся к полному (замкнутому) циклу ресурсообеспеченности по всему спектру ресурсов. При этом для России существует объективная потребность в обеспечении экономики всеми видами ресурсов, включая минеральные ресурсы и редкоземельные металлы, а также сложные технологии.

Следует отметить, что в сложившихся условиях Россия по-прежнему находится в условиях достаточно жестких ограничений и крайне нуждается в восстановлении и развитии экономических отношении, в том числе с новыми партнерами, особенно с теми, которые обладают крайне необходимым для формирования индустриального потенциала соответствующего потребностям цифровой эпохи ресурсным обеспечением, включая редкоземельные металлы и ряд иных важных для развития цифрой промышленности элементов.

Таблица 1

Основные периоды и параметры мировой экономической политики в первой четверти XXI в.

Table 1

The main periods and parameters of world economic policy in the first quarter of the 21st century

Период
Политика в контексте поляризованности мира
Особенности торговли и формирования цепочек создания стоимости в мировом формате
Мировая политика в части ресурсообеспеченности и международной торговли ресурсами
Российская политика в контексте ресурсообеспеченности отечественной экономики и торговли ресурсами
НачалоXXI в. – крымские события
Формирование фактически однополярного мира
Направленность на формирование тесных взаимодействий между элементами и производственными системами различных стран
Нацеленность на максимально свободную торговлю всеми видами ресурсов
Максимальная открытость отечественной экономики, направленность на торговлю нефтегазовыми ресурсами как основы хозяйственной системы
Крымские события – пандемия коронависа
Существование фактически однополярного мира
Направленность на формирование тесных взаимодействий между элементами и производственными системами различных стран, осложненная выполнением формальных процедур, связанных с санкционными ограничениями экономической деятельности на спорных территориях
Нацеленность на максимальное использование дешевых энергетических ресурсов при ограничении к использованию сложных технологий развитых стран Россией применительно к «спорным» территориям
Уменьшается открытость отечественной экономики, направленность на торговлю нефтегазовыми ресурсами как основы хозяйственной системы, формируется формальная направленность на замещение импортной продукции отечественными товарами
Пандемия коронавируса – начало специальной военной операции (СВО)
Формируются предпосылки к деградации модели однополярного мира
Возникают проблемы, связанные с трансформацией мировой логистической системы в части трансграничных потоков человеческого ресурса и грузопотоков вследствие карантинных ограничений
Нацеленность на максимальное использование дешевых энергетических ресурсов при ограничении к использованию сложных технологий развитых стран Россией применительно к «спорным» территориям, осознание необходимости формирования «страховых запасов» важных ресурсов на национальных территориях
Уменьшается открытость отечественной экономики, направленность на торговлю нефтегазовыми ресурсами как основы хозяйственной системы, формируется формальная направленность на замещение импортной продукции отечественными товарами
Начало СВО – инаугурация Д. Трампа (январь 2025 г.)
Деградация модели монополярного мира, явное появление на мировой сцене новых центров силы
Разрыв многих цепочек формирования стоимости вследствие множественных санкций, связанных с Российской Федерацией, появление явления «теневого» экспорта ресурсов
Стремление к ограничению поставок ресурсов из подсанкционных стран
Попытка реальной реализации импортозамещения, формирование схем серого и параллельного импорта и теневой торговли отечественными нефтегазовыми ресурсами, переориентация национальной логистической системы
Инаугурация Д. Трампа (январь 2025 г.) – развитие политики Трампизма
Формирование многополярного мира – появляются предположения о создании четырехполярного мира
Формирование новых региональных цепочек создания стоимости в рамках формирующихся региональных экономических объединений
Стремление к формированию нескольких обособленных зон, обладающих замкнутым производственным циклом, и стремящихся к полному (замкнутому) циклю ресурсообеспеченности по всему спектру ресурсов
Существует объективная потребность в обеспечении экономики всеми видами ресурсов, включая минеральные ресурсы и редкоземельные металлы, а также сложные технологии
Источник: составлено авторами.

В этом контексте для российской, как собственно и для мировой, экономической и политической элиты конец 2024 г. ознаменовался долгожданным событием – в президентской гонке в США победил Дональд Трамп, имеющий репутацию разумного рационального политика-бизнесмена.

Вместе с тем, одним из элементов идеологии, заложенной в основу экономической политики, которую мы называем «трампизмом», фактически являющей собой пример политики, сущностно противоречащей практиковавшейся много десятилетий политики крайнего либерализма, является отстаивание национальных интересов США, восприятие Европейского союза как конкурента, в некой степени наряду с Китаем, а также восприятие мира в контексте «ресурсных баз». Кроме того, как ожидают многие представители политической элиты, в свой текущий президентский срок Д. Трамп вернется к защите традиционных американских ценностей в духе Доктрины Монро [5], суть которой отражает лозунг «Америка для американцев».

Таким образом, политика трампизма являясь, по своей сути, политикой антиглобализма предполагает деление мира на зоны влияния.

Российская Федерация в настоящее время имеет существенный политический потенциал для сближения позиций с США по целому ряду главных вопросов, касающихся войны и мира. Однако на повестке дня остаются крайне актуальные экономические вопросы. И для решения именно экономических вопросов нашей стране крайне необходимо развитие транснациональных взаимодействие и взаимоотношений.

Помимо этого необходимо отметить еще один крайне принципиальный аспект: Россия, как и США в раках концепции трампизма, входит в новый технологический и экономико-политический уклад, характеризующийся уникальным для последних десятилетий экономических, политических и технологических факторов, а также переосмысленным осознанием значимости роли национальной индустриально-промышленной системы в обеспечении устойчивости существования и развития национальной экономики.

А здесь уже речь идет и о переосознании роли государственного управления в обеспечении развития национальной промышленности.

В сложной системе экономического управления государство оказывает свое влияние на экономику, участвуя в круговороте капитала, товаров и элементов производства. В современных государствах в рамках государственного и частного партнерского взаимодействия и сотрудничества как одного из наиболее важных контуров непрямого государственного управления государство использует экономические инструменты преимущественно посредством регулирования налогообложения и активизации спонсорского рынка. Эти инструменты стратегически используются с целью формирования и направления экономических усилий к намеченным целям. Одновременно активизация спонсорского рынка влечет за собой формирование и потенциальное искажение структур рыночного спроса. Это достигается за счет создания условий, которые «перекалибровывают» поведенческие модели как потребителей, так и производителей в сфере спонсорства, тем самым катализируя инвестиционные потоки и активизируя участие частного сектора в государственных инициативах. Такие экономические маневры играют важную роль в укреплении симбиотического альянса между государственной и частной сферами, использовании коллективных сил и активов для реализации общественных устремлений и решения социальных проблем эффективным и устойчивым способом.

Подобная система существует в Японии. Аналогичную систему хотел выстроить и, возможно, выстроит в свое нынешнее президентство Дональд Трамп. О необходимости формирования подобной системы неоднократно заявляли такие известные отечественные экономисты, как С.Ю. Глазьев [3–6] и О. С. Сухарев [40–42], и, как можно судить по последним выступлениям В.В. Путина, подобная идея уже осмысливается и Администрацией Президента Российской Федерации, а значит, наиболее вероятно будут, как минимум, попытки ее реализовать.

Однако при нынешней модели развития возникает одна существенная проблема – ресурсы. И развитие человеческой цивилизации в ближайшее время ставит вопрос ресурсообеспеченности повседневной хозяйственной жизни весьма остро [7, 15, 18, 21, 24, 27, 32, 38].

Россия, обладая огромной территорией и одним из наиболее мощных ресурсных потенциалов в мире, все же нуждается в целом спектре ресурсов, которых у нее не имеется.

И здесь одним из наиболее интересных партнеров могут выступить страны африканского континента. При этом одной из интересных моделей взаимодействия является модель формирования в странах Африки кластерных образований с последующей их интеграций (например, в рамках формирования глобальных производственно-сбытовых цепочек [10–13]) с соответствующими кластерами в Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что существует общий подход к созданию макрорегиональных отраслевых кластерных концентраций родственных секторов производства в рамках творческих индустрий, связанных с продвижением традиционных отраслей и ремесел, развлечений и культурной деятельности, что способствует экономической диверсификации и развитию третичного сектора национальных экономик.

Таким образом, возможно установление взаимовыгодного обмена ресурсами на технологии и институции, то есть Россия для стран Африки может выступать в качестве донора институтов, способных «подавить» менее эффективные формы местных институтов формального и, особенно, неформального характера, в том числе посредством неформальных взаимодействий (возможно, отчасти, даже включая принуждение к добровольному принятию экономически выгодных форм поведения).

Затем следует обратить внимание на значительное влияние, оказываемое техно-институциональными кластерами в недостаточно развитых экономически странах и регионах, к которым, несомненно, относятся страны Африки, где они становятся не только центрами экономической активности, но и катализаторами социально-культурных процессов, способствующими улучшению качества жизни населения и созданию благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства (в том числе за счет экспорта инородных институций).

Это также может привести к созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни местного населения. Важно, чтобы эти стратегии были адаптированы к конкретным условиям каждого субрегиона в контексте африканского макрорегиона, учитывая его уникальные особенности и потребности. В долгосрочной перспективе это может помочь снизить уровень бедности и неравенства, укрепить социальное согласие и способствовать устойчивому развитию всех стран-участниц.

Наконец, стоит отметить социальные последствия, порождаемые экономическими последствиями, которые помогают завершить формирование положительного «цикла изменений» в экономике недостаточно развитых, депрессивных территориальных образований, территориально-региональных субъектов или субрегионов, к которым можно отнести большинство стран Африки, основным «приобретением» которых должно стать преодоление циклов нищеты (модель Х. Лебенстайна [48]), то есть ситуации, когда цикл бедности, ловушка бедности или бедность поколений представляет собой такую тенденцию, когда бедность главным образом передается по наследству, не позволяя последующим поколениям выйти на устойчивую траекторию социально-экономического развития [6].

К таким социально-экономическим последствия можно отнести повышение вовлеченности общества в экономические процессы, появление инновационных моделей социального сотрудничества между местными жителями, государственными органами и транснациональным (в нашем случае – российским) бизнесом благодаря экономической агломерации, изменение имиджа экономически неблагополучных районов и, как следствие, преодоление ловушки бедности.

Другие воздействия включают развитие местного рынка трудовой деятельности и углубление социальных и трудовых взаимодействий на основе появления новых видов труда и профессий и профессиональных видов деятельности с возможностью обучения новых работников в нашей стране, что должно способствовать облегчению трансфера отечественных институций в менталитет местного населения.

А здесь возникает еще одна интересная ситуация.

Согласно представлениям многих футурологов надвигающийся переход к информационно-ориентированному экономическому порядку, основанному на инновационном росте, предвещает появление третичной системы создания богатства, пришедшей на смену предшествующим сельскохозяйственным, индустриальным и постиндустриальным экономическим моделям. Такой переход, как следует из постулатов Э. Тоффлера [43, 44], может привести к возникновению и распространению новомодных форм и вариантов государства и государственного управления, а также взаимодействия «государство – бизнес», которые резонируют с принципами глобальной информационной экономики. Эта эволюционная траектория подчеркивает ключевую роль универсальности и адаптируемости в маневрировании в хитросплетениях современного экономического ландшафта, укреплении устойчивости и новаторского духа среди потока вызовов и перспектив.

Это ни в коем случае не свидетельствует о неком общемировом «откате» назад к реалиям индустриальной экономики. Напротив, мы предполагаем (наше предположение естественно нуждается в существенном теоретическом обосновании и значительных теоретических исследованиях, однако в настоящей работе примем его как верное), что мы наблюдаем зарождение уникального этапа развития общечеловеческой цивилизации – назовем его «цифровая технократия» [7].

Цифровая технократия (как неотъемлемая часть политики трампизма), на наш взгляд, предполагает осознание роли индустриального базиса как основы функционирования национальной экономики признавая цифровую трансформацию повседневности, включая системы управления этим индустриальным базисом. Особенности цифровой технократии обобщены нами в таблице 2.

И здесь именно Россия может стать для африканских стран проводником в мир цифровой технократии.

Таблица 2

Особенности цифровой технократии

Table 2

Features of digital technocracy


Тип Критерий
общества
Развитие систем управления производством
Обеспечение систем государственно управления и денежного оборота
Представление о роли национального индустриального базиса
Ресурсное обеспечение
Индустриальное общество
Классические Системы непосредственного управления производством
Традиционный бюрократический аппарат управления
Развитие национального индустриального комплекса
Упор на колониальную политику обеспечения притока ресурсов
Информационное общество
Развитие цифровых систем удаленного управления производством
Развитие услуг электронной власти и цифрового банкинга
Упор на формирование трансграничных производственных цепочек, вынос производств в менее развитые страны
Упор на либерализацию мирового рынка в части ресурсного обеспечения
Цифровая технократия
Развитие цифровых систем удаленного управления производством
Развитие услуг электронной власти и цифрового банкинга
Опор на развитие национального индустриального комплекса
Упор на формирование экстерритоириальных (макрорегиональных) кластеров ресурсного обеспечения
Источник: составлено авторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каким будет мир во второй четверти XXI в.?

Несомненно, этот вопрос интересует многих.

Безусловно, во многом на будущий порядок мироустройство повлияет политика США, в данном случае в рамках второго президентского срока Д. Трампа.

Что касается России, то ее могучий потенциал, на наш взгляд, до сих пор остается нереализованным в полной мере. И выстраивание взаимовыгодных отношений со странами мирового сообщества на условиях взаимовыгодного обмена ресурсами является ключевой задачей, которая стоит перед российским государством, на ближайшую перспективу.

На наш взгляд, в следующие 25 лет нам следует ожидать дальнейшей фрагментации мирового сообщества. Речь идет не столько о деглобализации, сколько о формировании эффективных интеграционных объединений и построении кластерных образований стран и регионов, в рамках которых будут развиваться новые цепочки создания стоимости и взаимовыгодный обмен ресурсами, способный повысить ресурсоэффективность каждой из стран-участниц. Все это представляется весьма важным в контексте развития международных экономических отношений между Россией и странами Африки.

В наших дальнейших исследованиях представляется необходимым уделить внимание вопросам формирования новой цифровой технократии и рассмотреть возможные направления сотрудничества России и Африки в рамках формирования межстрановых (или межконтинентальных) кластерных образований на основе цифровизации ключевых экономических процессов.

[1] Путин заявил о новом уровне сотрудничества между Россией и Африкой // РБК, 26 июля 2023 г. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64c0ca599a7947279fb0ddde (дата обращения: 26.02.2025).

[2] Путин: товарооборот между Россией и Африкой за 2024 год прибавил 10% // Первый канал, 26 февраля 2025 г. URL: https://www.1tv.ru/news/2025-02-26/502483-putin_tovarooborot_mezhdu_rossiey_i_afrikoy_za_2024_god_pribavil_10 (дата обращения: 26.02.2025).

[3] USMCA (United States–Mexico–Canada Agreement) – трехстороннее торговое соглашение между США, Мексикой и Канадой, вступившей в силу 1 июля 2020 г. и пришедшее на смену НАФТА.

[4] AfCFTA (The African Continental Free Trade Area) – Африканская континентальная зона свободной торговли, созданная в 2018 г. и включающая 54 государства.

[5] Доктрина Монро – это документ, в котором президент США Дж. Монро в ежегодном послании к Конгрессу США 2 декабря 1823 г. призвал разделить мир на европейскую и американскую системы государственного устройства. В основе Доктрины Монро – концепция невмешательства США во внутренние дела европейских стран и, соответственно, невмешательства европейских держав во внутренние дела стран Западного полушария.

[6] К числу факторов, способствующих ловушке бедности в развивающихся странах, можно отнести: неразвитость инфраструктуры; коррумпированность государственного управления; отток капитала; войны; ограниченные возможности получения кредита; наличие экологической деградации, препятствующей росту сельскохозяйственного производства; несовершенство системы образования; неэффективное здравоохранение.

[7] Отметим, что об особой роли технократии в общественном развитии, управлении государством, формирования идеологии, в том числе в рамках шестого технологического уклада писали такие эксперты, как Л. П. Вздорова [2], М. И. Зайцева [19], А. А. Захарычев [20], М. С. Козлов, Е. В. Шергин [22], М. А. Маррей [25], И. С. Пятибратов [33], М. Х. Фарукшин [45], А. М. Шакиров, В. И. Кузьменко [46].


References:

Bushov A. S. (2020). Trampizm vo vneshney politike SShA. Istoki, osobennosti i perspektivy Administrative Consulting. 6 (2). 13-20.

Drobot E. V. (2023). Mekhanizmy mobilizatsii vnutrennikh finansovyh resursov dlya ekonomicheskogo razvitiya Afriki v kontekste Povestki dnya na period do 2063 goda i Povestki dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda [Mechanisms For Mobilizing Domestic Financial Resources For Africa\'s Economic Development In The Context Of The Agenda 2063 And The 2030 Agenda For Sustainable Development]. Journal of International Economic Affairs. 13 (4). 751-772. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.4.119649.

Drobot E.V. (2022). Faktory integratsii stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v globalnye tsepochki sozdaniya stoimosti [Integration of African Continental Free Trade Area countries into global value chains: driving factors]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 741-754. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114342.

Drobot E.V. (2022). Novyy mirovoy ekonomicheskiy poryadok v postpandemicheskiy period: sopernichestvo mezhdu Kitaem i SShA [The new world economic order in the post-pandemic period: the rivalry between China and the United States]. Journal of International Economic Affairs. 12 (1). 51-68. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.1.113818.

Drobot E.V. (2022). Perspektivy ekonomicheskogo sotrudnichestva integratsionnyh obedineniy (na primere Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza) [Prospects for economic cooperation between integration unions (the case of the African Continental Free Trade Area and the Eurasian Economic Union)]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2125-2146. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116818.

Drobot E.V. (2022). Perspektivy integratsii stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v globalnye tsepochki sozdaniya stoimosti [Prospects for the integration of African Continental Free Trade Area countries into global value chains]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1283-1300. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114935.

Drobot E.V. (2022). Voskhodyashchaya rol regionalnyh proizvodstvenno-sbytovyh tsepochek v usloviyakh funktsionirovaniya Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v postpandemicheskiy period [The ascending role of regional value chains amidst the African Continental Free Trade Area in the post-pandemic period]. Journal of international economic affairs. 12 (4). 867-898. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.4.116678.

Drobot E.V. (2024). Problemy mobilizatsii finansovyh resursov dlya ekonomicheskogo razvitiya stran Afriki [Problems of financial resource mobilization for the economic development of African countries]. Journal of international economic affairs. 14 (1). 123-158. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120351.

Drobot E.V. (2024). Razrabotka strategii i napravleniy politiki v sfere mobilizatsii vnutrennikh finansovyh resursov dlya ekonomicheskogo razvitiya stran Afriki [Strategy and policy directions in the field of domestic financial resource mobilization for the economic development of African countries]. Journal of International Economic Affairs. 14 (2). 425-452. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.2.120787.

Drobot E.V., Ermolova O.V., Evsin M.Yu., Makarov I.N. i dr. (2021). Vliyanie proektnyh form i instrumentov upravleniya na potentsial razvitiya stran Afriki [The impact of project forms and management tools on the development potential of African countries]. Creative economy. 15 (7). 3103-3116. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.7.112059.

Drobot E.V., Makarov I.N., Ryazantseva E.A., Barbashina E.A., Donskoy D.A. (2023). Gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika i instrumentariy gosudarstvennogo menedzhmenta kompleksnoy resursoeffektivnosti ekonomiki [State economic policy and administrative tools for economic resource efficiency]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6507-6520. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.120512.

Evseev A. S. (2020). Mesto Rossii sredi drugikh lokalnyh tsivilizatsiy sovremennosti [Russia's place among other local civilizations of our time] Modern trends in management and economics in Russia and the world: a civilizational aspect. 196-198. (in Russian).

Farukshin M. Kh. (2019). Tekhnokratiya: nadezhdy i riski [Technocracy: hopes and risks]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (5). 76-86. (in Russian). doi: 10.31857/S013216250004959-7.

Glazev S. Yu. (2023). Budushchiy mirovoy poryadok iz nyneshnego khaosa [A future world order out of the current chaos] Lectures and reports by members of the Russian Academy of Sciences at Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences (2013-2023). 140-151. (in Russian).

Glazev S. Yu. (2023). Kontury budushchego rossiyskoy ekonomiki v kontekste mirovogo krizisa [Outlines of the future of the Russian economy in the context of the global crisis] Lectures and reports by members of the Russian Academy of Sciences at Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences (2013-2023). 134-139. (in Russian).

Glazev S. Yu. (2024). Na puti stanovleniya novogo mirokhozyaystvennogo uklada [On the path to the formation of a new world economic order]. Eurasian Integration: Economics, Law, Politics. 18 (1). 9-10. (in Russian). doi: 10.22394/2073-2929-2024-01-9-10.

Glazev S. Yu., Kefeli I. F. (2024). Integralnyy mirokhozyaystvennyy uklad i globalnaya bezopasnost - klyuchevye problemy sovremennoy nauki [Integral world economic structure and global security - key problems of modern science]. Eurasian Integration: Economics, Law, Politics. 18 (4). 10-21. (in Russian). doi: 10.22394/2073-2929-2024-04-10-21.

Gureva E. N., Shevchenko A. Yu. (2013). Osobennosti sovremennyh strategiy resursoobespechennosti strany [Features of modern strategies of resource availability of the country] Modern problems of development of enterprises, industries, complexes, territories. 264-267. (in Russian).

Klimuk V. V., Yasheva G. A. (2016). Regionalnaya resursoeffektivnost v sisteme natsionalnoy bezopasnosti: otsenka i napravleniya povysheniya na osnove klasternogo podkhoda [Regional resource efficiency in national security system: assessment and areas for improvement on the basis of cluster approach]. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya. (2). 44-51. (in Russian).

Kozlov M. S., Shergin E. V. (2024). Stanovlenie tekhnokratii v Rossii [The rise of technocracy in Russia] The School of Young Innovators. 347-351. (in Russian).

Kudrova N. A., Kuzminyh Yu. V. (2023). Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya vzaimnoy torgovli Rossii i stran – partnerov v Severnoy Afrike [Current state and development trends of mutual trade between Russia and partner countries in North Africa]. Journal of International Economic Affairs. 13 (3). 601-620. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.3.118818.

Leibenstein H. (1966). Allocative Efficiency vs. X-Efficiency American Economic Review. (56). 392-415.

Marrey M. A. (2021). Novaya kontseptsiya meritokraticheskogo obshchestva i gosudarstva. Primenenie tekhnokratii v kachestve vspomogatelnoy ideologii [A new concept of meritocratic society and the state. The use of technocracy as an auxiliary ideology]. Nauchnyy Lider. (37). 54-57. (in Russian).

Matyushok V.M., Berezin A.E., Matyushok S.V. (2023). Energeticheskiy perekhod i energoeffektivnost na afrikanskom kontinente: vozmozhnosti sotrudnichestva s Rossiey v formatakh BRIKS–Afrika i EAES–Afrika [Energy transition and energy efficiency on the African continent: opportunities for cooperation with Russia in the BRICS–Africa and EAEU–Africa formats]. Journal of International Economic Affairs. 13 (4). 715-734. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.4.119227.

Maykova S. E. (2020). Resursosberezhenie i resursoeffektivnost kak imperativ ustoychivogo razvitiya natsionalnoy ekonomiki [Resource saving and resource efficiency as an imperative of sustainable development of the national economy]. Business. Education. Law. (3). 234-238. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2020.52.343.

Musina L. A., Kvasha T. K. (2014). Issledovanie vliyaniya resursoeffektivnosti na ekonomicheskoe razvitie v stranakh – liderakh zelenoy modernizatsii [A study of the effect of resource efficiency on the economic development in the countries that are leaders of green modernization]. The problems of Economy. (4). 53-61. (in Russian).

Novichkov N. V. (2024). Kontury ekonomicheskogo trampizma [The Contours of Economic Trumpism]. The World Economics. (12). 972-973. (in Russian).

Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2019). Prioritetnye napravleniya dolgosrochnoy investitsionnoy politiki rossiyskikh predpriyatiy v Afrike [Priority directions of long-term investment policy of Russian enterprises in Africa]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2545-2556. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41455.

Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2020). Rasshirenie uchastiya stran Afriki v mezhdunarodnoy promyshlennoy kooperatsii [Participation of African countries in the international industrial cooperation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 3109-3120. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111506.

Perepelkin I. G., Staryh S. A., Gendzhieva A., Tarasov D. O. (2023). Problema resursoobespechennosti territorii RF v usloviyakh sanktsionnoy politiki [The problem of resource availability of the territory of the Russian Federation in the context of sanctions policy]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (3). 33-40. (in Russian). doi: 10.22394/1997-4469-2023-62-3-33-40.

Petrenko E. S., Vechkinzova E. A., Steblyakova L. P., Aleshnikova V. I. (2023). Marketing finansovyh uslug v Afrike: faktory, vliyayushchie na vybor i potreblenie [Financial services marketing in Africa: factors influencing choice and consumption]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6665-6682. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.119787.

Pyatibratov I. S. (2024). Tekhnokraticheskie elementy pereformatirovaniya ideynogo polya [Technocratic elements of reformatting the ideological field]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 14 (4). 46-51. (in Russian). doi: 10.26794/2226-7867-2024-14-4-46-51.

Saenko A. N. (2024). Sanktsionnaya politika administratsii Donalda Trampa v otnoshenii Rossii [Sanctions policy of the administration donald trump in relation to Russia]. Aktualnye problemy gumanitarnyh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk. (1). 102-106. (in Russian).

Samuylov S. M. (2020). Antiglobalizm D. Trampa i podkhody mozgovyh tsentrov SShA [Anti-globalism of D. Trump and approaches of U.S. brain trusts]. USA v Canada: Economics – Politics – Culture. 50 (3). 25-43. (in Russian). doi: 10.31857/S268667300008592-1.

Sapuntsov A. L. (2024). Gosudarstvennoe regulirovanie investitsionnogo klimata v stranakh Afriki kak faktor privlecheniya sovremennyh tekhnologiy [State regulation of the investment climate in African countries as a factor in attracting modern technologies]. Journal of International Economic Affairs. 14 (4). 959-980. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.4.122393.

Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. (2019). Tekhnologicheskie faktory mezhstranovoy konkurentsii na afrikanskom investitsionnom rynke [Technological factors of intercountry competition in the African investment market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 761-774. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41517.

Shakirov A. M., Kuzmenko V. I. (1965). Vliyanie tekhnokratii na izmenenie form pravleniya v sovremennom mire [The impact of technocracy on changing forms of government in the modern world]. Nauchnye diskussii. 4 (3). 93-96. (in Russian).

Shkel S. N. (2021). Trampizm: vozvyshenie avtoritarnogo populizma v tsifrovuyu epokhu [Trumpism: the rise of authoritarian populism in the digital era]. Political science (Politicheskaya nauka). (1). 322-332. (in Russian). doi: 10.31249/poln/2021.01.14.

Skobelev D. O. (2021). Promyshlennaya politika povysheniya resursoeffektivnosti dlya formirovaniya ustoychivyh ekonomicheskikh sistem [Industrial policy of increasing resource efficiency for the formation of sustainable economic systems] Resource economy, climate change and environmental management. 164-166. (in Russian).

Solovev E. G. (2017). Trampizm i mezhdunarodnye otnosheniya: mir na poroge deideologizatsii? [Trumpism and international relations: is the world on the verge of de-ideologization?]. International affairs. (10). 69-86. (in Russian).

Sukharev O. S. (2024). Tekhnologicheskiy suverenitet Rossii - kak obespechit? [Technological sovereignty of Russia - how to ensure?]. Investitsii v Rossii. (7). 3-7. (in Russian).

Sukharev O. S. (2024). Tipizatsiya tekhnologiy, rezhimy tekhnologicheskogo razvitiya i obespechenie suvereniteta [Technology typification, technological development modes and sovereignty assurance]. Stankoinstrument. (4). 24-31. (in Russian). doi: 10.22184/2499-9407.2024.37.4.24.30.

Sukharev O. S. (2024). K voprosu ob izmerenii tekhnologicheskikh ukladov [On the issue of measuring technological patterns] Economic policy and resource potential of the region. 87-91. (in Russian).

Toffler E. (2008). Shok budushchego [Future Shock] M.: AST. (in Russian).

Toffler E. (2010). Tretia volna [The third wave] M.: AST. (in Russian).

Vzdorova L. P. (2017). Shestoy tekhnologicheskiy uklad: tekhnokratiya kak vozmozhnyy rezhim upravleniya gosudarstvom [The sixth technological mode: technocracy as a possible regime of public administration]. Evraziyskoe Nauchnoe Obedinenie. 2 (11). 136-138. (in Russian).

Zakharychev A. A. (2020). Tekhnokratiya kak klyuchevoy faktor razvitiya menedzhmenta v XXI veke v organakh gosudarstvennogo upravleniya [Technocracy as a key factor in management development in the 21st century in public administration] Trends in economic development in the 21st century. 391-394. (in Russian).

Zaytseva M. I. (2019). Tekhnokratiya v obshchestvennom razvitii: tendentsii i proyavleniya v upravlenii [Technocracy in social development: trends and manifestations in the management] Materials of the Scientific Session. 74-79. (in Russian).

Страница обновлена: 07.04.2025 в 16:43:03