The evolution of approaches to the study of the service sector
Nyurenberger L.B1, Chistyakova O.A.2, Shnorr Zh.P.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2 Сибирский университет потребительской кооперации
Download PDF | Downloads: 4
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 3 (March 2025)
Abstract:
It is impossible to overestimate the growing role of the service sector in modern socio-economic conditions, aimed at consumers and service providers. Within the framework of the evolutionary approach, the characteristics of theories of the development of services are presented. They are: pre-scientific, classical, neoclassical, tertiary sector of the economy, socio-institutional, non-productive sphere, public goods and technological modes theories.
For each theory, the main characteristics that lead to the formation and development of the service market, as well as scientists and economists involved in scientific research and development in this field, regarding the chosen theory of services, are highlighted.
One of the most important components of the service sector at the present stage of economic development is the theory of technological modes, which includes five stages of periodization: Service Sector 0.0, Service Sector 1.0, Service Sector 2.0, Service Sector 3.0, and Service Sector 4.0. This made it possible to identify the causes of the changes and the factors influencing them. For each stage, the authors of the article provide criteria (periodization, type of social structure, type of labor relations, type of services, and dominant services in the economy). Scientific approaches to the study of the service sector are defined. The y are as follows: sectoral, industrial, institutional, and marketing approaches. The evolutionary approach proposed by the authors makes it possible to assess the state, trends and nature of formation and development of the service sector, which is of great interest for the economy.
Keywords: service sector, service market, service
JEL-classification: L1, L 10, L 11
Введение. Появление и развитие сферы услуг стало необходимым условием удовлетворения нужд населения, которому по мере роста благосостояния и увеличения продолжительности жизни стали требоваться не только более разнообразные и индивидуальные товары, но и услуги образования, здравоохранения, рекреации и др. Того же требовало и развитие экономики, ее диверсификация и усложнение производственных связей, а также эволюция технологической, отраслевой и географической структуры материального производства, процессы глобализации. Одновременно сфера услуг является важным источником повышения качества жизни населения. Концептуальное развитие данной сферы – одно из приоритетных направлений экономического развития страны, во многом определяющее занятость, качество жизни населения, уровень деловой активности, экономической безопасности, инвестиционных и инновационных перспектив, что на сегодняшний день является архисложной и крайне актуальной задачей [23]. Поэтому острую значимость приобретает исследование закономерностей развития сферы услуг, особенностей её эволюции на различных стадиях исторического развития общества.
Целью исследования является обоснование эволюционного подхода к исследованию состояния и развития сферы услуг. Исследование направлено на то, как научные теории и подходы к сущности сферы услуг не только объяснили природу категории «услуга» но и повлияли на современную сервисную экономику.
Результаты. В настоящее время сложившаяся в научном сообществе теория сферы услуг не имеет завершенного характера, несмотря на то, что они выступают объектом изучения разнообразных наук, обоснованы отдельные наиболее значимые для конкретной науки аспекты [24].
В этих условиях представляется необходимым определить содержание категории «услуга» с учетом эволюции в зависимости от происходящих в экономическом укладе изменений; специфические особенности и сущностные характеристики сферы услуг, позволяющие идентифицировать участников взаимоотношений в данном секторе экономики.
В теоретическом и прикладном аспекте сфера услуг находится во взаимосвязи с такой категорией, как рынок услуг. Отдельные авторы не затрагивают отличия между рынком и сферой услуг, принимая их в своих исследованиях как синонимичные понятия [10]. В рамках представленного научного исследования принимается за основу подход Т.Н. Софиной [22], представляющей рынок услуг как относительно обособленную подсистему экономических отношений по поводу обмена в сфере услуг. Сфера услуг – это более широкая категория.
На взгляд авторов «современная сфера услуг, представляя собой динамично развивающийся и обладающим большим потенциалом сектор экономики, находится в области исследовательских интересов большого количества ученых, многие изыскания связаны с обоснованием понимания сущности услуги, ее природы, основных характеристик и видов. И в первую очередь требует раскрытия экономическое содержание самой категории услуг, как объекта взаимоотношений в рассматриваемой сфере» [27, с,256].
Услуги как сложное общественное явление сопровождали человека с древних времен, но осознанное обсуждение и обоснование получили только в период развития экономической науки. Анализ трактовок категории услуги позволяет выделить основные направления рассуждений – услуга рассматривалась, в зависимости от уровня развития общественно-экономических отношений, с позиции стоимости для собственника через затраченный труд и с позиции потребляющего услуги субъекта – как полезность.
Донаучное исследование сущности услуг. Одно из первых упоминаний об услугах можно связать с Аристотелем, который рассматривал производство услуг наряду с товарами для удовлетворения потребностей человека и общества как основу экономики, своей науки о разумном ведении хозяйства [1]. Здесь услуги наделяются такой характеристикой, как целевая направленность, что актуально и в настоящее время.
Далее услуги рассматриваются в контексте классической экономической теории и марксизма с точки зрения ее стоимости, значения для благополучия собственника и общества, это позволяет выделить классическую теорию услуг [12, 16, 19].
А. Смит (1723-1790), в качестве приоритета развития общества определяя накопление капитала через основной источник – производство товаров, услуги рассматривал как противоположность производства, что определялось их сущностью как непроизводительных расходов. Как отмечают исследователи [19], данные положения экономист отразил в работах раннего периода, в дальнейшем, по мере изменения в общественных отношениях, он раскрывает услуги через категорию производительного труда в двух случаях. Во-первых, труд в сфере услуг является производительным, если увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает, а именно увеличивает ее на стоимость своего содержания и прибыли его хозяина, то есть в том случае, когда может произвести возврат вложенных в него средств. Второй критерий производительного труда косвенно А. Смит определяет, обсуждая результат оплачиваемого труда - труд используемой в качестве примера домашней прислуги не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи. Непроизводительный труд результативен, но этот результат не может быть реализован как обычный товар. Таким образом, А. Смит поднимает проблему стоимости услуги [19].
Ж.Б. Сэй (1767-1832), с именем которого ученые связывают зарождение теории услуг, критикуя подход А. Смита, вводит понятие услуги как духовный и нематериальный продукт человеческого труда, который не может быть отделен от производителя услуги, то есть рассматривает их как источник нематериального богатства и раскрывает их как производительные действия, что, по сути и не противоречит идеям Смита, поскольку выводит дискуссию с обсуждения ценности услуги на уровень значения полезности услуги [9]. Также Ж.Б. Сэй отмечает, что услуги требуют дополнительных расходов на знания, навыки, опыт, таким образом существует связь услуги с теорией человеческого капитала [20].
К. Маркс (1818-1883) предпринял попытку научного разделения производительного и непроизводительного труда, в том числе и в сфере услуг. Ученый выделял два вида услуг – личные услуги населению и услуги производству, и рассматривал труд по их осуществлению производительным с точки зрения владельца капитала (капиталиста), когда он способен произвести стоимость и прибавочную стоимость, как только используется капиталом, независимо от материальности результата [12]. Таким образом, Маркс не рассматривал материальную форму производства как обязательное условие для производства стоимости и прибавочной стоимости. При этом осталась неясной сущность труда работников в государственных структурах, торговле и финансах, домашнем хозяйстве. Услуга для К. Маркса в широком смысле представляла собой полезное действие труда, деятельность, имеющая определенную полезность, но не имеющая меновой стоимости «услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости – товара ли, труда ли» [12, т.23, с.203-204].
Развитие экономических отношений и постепенное осмысление роли человека в экономической жизни способствовало становлению неоклассической теории услуг (Е. Бем-Баверк, А. Маршалл), происходящему в ходе расцвета индустриальной стадии общественно-экономического развития (1850 - 1970 гг.). В рамках данного направления услуга рассматривается с позиции потребителя, в основном раскрывается внутренняя стоимостная основа услуги через ее предельную полезность.
В период с 1850-1930 гг. отмечается возрастание внимания ученых к услугам, как основе экономических отношений в обществе, а также к отдельным видам услуг – государственным услугам. Здесь было установлено, что важным атрибутом экономической деятельности является услуга, мотивом которой выступает экономическая потребность, способствующая принятию экономических решений по поводу использования ограниченных ресурсов в виде экономических благ (фактор производства, предмет потребления, труд обслуживающего персонала [8].
Услуга реализуется в пользовании, и полезность может быть передана или самим производителем услуги непосредственно или при использовании принадлежащих ему активов [9]. Л. Вальрас в связи с этим определял услуги как продукт любой экономической деятельности, отмечая, что в составе производственных элементов надо выделять ренту как услугу земель, прибыль как услугу капитала по аналогии как труд является услугой людей. Он же разделяет услуги на потребляемые и производительные [6].
В период 1930 - 1970 гг. учеными исследуются изменения в экономических отношениях общества, происходящее на фоне возрастания роли сферы услуг, выделяется на основе прикладных исследований понятие сферы услуг как «третичного сектора» (Фишер, Кларк, Фурастье).
Рассмотрим некоторые аспекты услуг, раскрываемые учеными в рамках данного направления теории услуг.
Э. Бем-Баверк (1851-1914) считал, что меновая ценность услуги, как и потребительная, определяется «предельной полезностью» товаров, в том числе и услуг, на базе субъективных оценок. Он выделял субъективную и объективную стоимость, исходя из того, что субъективная - основана на индивидуальных оценках потребителя и продавца, а объективная – определяется в ходе рыночной конкуренции. Стоимость измеряется предельной величиной пользы от этой вещи [3].
А. Маршалл, развивая неоклассическую экономическую теорию, сблизив достижения классической теории трудовой стоимости и предельной полезности Э. Бем-Баверка, определил, что услуга как одна из форм блага обладает полезностью [13].
В период перехода к рыночной экономике для ответа на актуальные вопросы экономики была обособлена социально-институциональная теория услуг, как оппозиционная классическому и неоклассическому направлениям. Она включала в себя следующие направления экономических исследований: связанная с обоснованием роли услуг в экономике теория непроизводственной сферы, а также определяющие природу и характер отношений по поводу услуг государства – теории нерыночного и неприбыльного сектора, общественных благ.
Теория непроизводственной сферы (В.Е. Козак, А.Я. Кронрод, М.В. Солодков, Д.И. Правдин и др.) уточняет категорию «услуга». М.В. Солодков (1921-1991), считающийся основоположником отечественной теории непроизводственной сферы, как источника нематериальных благ в форме услуг, в условиях увеличения потребления услуг определял дальнейшее развитие страны через данную сферу экономики. Он определял услугу как нематериальное благо в виде процесса полезных изменений свойств вещи, личности или общественных отношений [18]. Нематериальность услуги связана с отсутствием у нее вещной формы выражения, материального воплощения, что приводит к отрицанию ученым наличия меновой стоимости услуги. Важным свойством услуги называется индивидуальная потребность в ней конкретного потребителя, что приводит автора к выводу об обязательности предварительного заказа, а также неотделимости процесса оказания услуги от ее производителя, совпадения потребления услуги с процессом ее производства. М.В. Солодков отмечает, что услуга как экономическая категория отражает отношения по поводу использования людьми потребительной стоимости труда, по поводу непосредственного воздействия этого труда на человека [18].
В соответствии с данной теорией структура услуги как общественного отношения выглядит следующим образом:
- субъекты отношения – лица, оказывающее и получающее услугу;
- содержание услуги – деятельность людей (процесс) по оказанию услуги;
- объект услуги – продукт – услуга «как общественная форма труда, который потребляется в качестве деятельности» [24, с. 209]
В теории общественных благ (С.А. Брю, К.Р. Макконнелл, П. Самуэльсон) в фокусе обсуждения находятся общественные блага и услуги, поставляемые государством. Природа услуги, как категории, отличающейся от блага, авторами не рассматривались, но считалось, что уровень потребления таких благ и услуг должен быть одинаков для всех и не зависит от предельной полезности для отдельного человека. Услуга рассматривается как полезный продукт труда, предназначенный для личного потребления [14].
Теория неприбыльного или нерыночного сектора (Ю. Барр, Дж.Ю. Стиглиц и др.) также направлена на обоснование сущности услуги в рамках функционирования общественного сектора (государства), но в противовес предыдущему определению, считали услугу специфическим отношением непроизводственного обмена труда на доход [2, 18]. Советская теория непроизводственной сферы придерживалась в основном идей Маркса о вторичности сферы услуг, согласно которой услуги не относились к общественному производству, а полностью выводились в категорию конечного потребления. Развитие сферы услуг определялось, с одной стороны, развитием материального производства: в частности, созданием капитала, используемого при оказании услуг, и ростом производительности производительного труда, который делал возможным переток трудовых ресурсов из производственной в непроизводственную сферу
В многочисленных трактовках в 30-40 гг. XX века предложены концепции развития мировой экономики, обосновывавшие рост значения сферы услуг, который начался лишь в 1970-х гг. Наибольшую известность приобрела трехсекторная модель экономики К. Кларка [30], которая впоследствии была расширена Д. Беллом [4] до пятисекторной при разработке им концепции постиндустриального общества.
Исследование экономических теорий услуг, сложившихся в рамках отдельных экономических школ индустриального и постиндустриального периода, показало, что в процессе развития экономической науки происходит постепенное переосмысление роли услуг в экономическом укладе, что безусловно связано с происходящими за этот период изменениями в реальной сфере производства и услуг.
Изменение сущностного содержания услуги сопровождало развитие сферы услуг, происходящее по объективным причинам вследствие смены парадигмы хозяйствования – с аграрной к индустриальной и постиндустриальной. Сфера услуг играет важную роль в экономике, осуществляя координирование отдельных элементов системы друг с другом, а также способствует движению экономики в направлении ее развития, что позволяет выделить такую характеристику любой экономической системы как сервисизация.
Согласно теории технологических укладов [7, 28], автором исследования выделены пять стадий развития сферы услуг с учетом происходящих изменений в технологиях (таблица 1).
Таблица 1 – Этапы развития сферы услуг в контексте технологических укладов
Критерии
|
Сфера услуг 0.0
|
Сфера услуг 1.0
|
Сфера услуг 2.0
|
Сфера услуг 3.0
|
Сфера услуг 4.0
|
Периодизация
|
до XVIIIв.
|
1760-1840гг.
|
1840-1960гг.
|
Компьютерная революция (1960г)
|
С начала XXIв.
|
Тип
общественного уклада
|
Аграрное общество
|
Переход к аграрно-индустриальному
обществу
|
Индустриальное общество
|
Интеллектуальное общество
|
Суперинтеллектуальное общество
(общество знаний)
|
Характер
производственных отношений
|
Примитивное производство, постепенная
замена ручных средств
|
Переход к простейшей механизации
производства на основе угля
|
Начало интенсивного использования
энергии нефти, вытеснения электроэнергией пара
|
Массовое производство в странах с
дешевой рабочей силой и льготным инвестиционный климатом
|
Цифровая трансформация отраслей.
Безлюдные технологии, сочетание технологий между физическим, цифровым и
биологическим.
|
Характер
услуги
|
Простой обмен между людьми, в виде,
например, устной передачи знаний, помощи в производстве продукции
|
Услуги стали использоваться для
облегчения торговли и обмена между ремесленниками и их гильдиями
|
Услуги стали превращаться в отдельный
сектор экономики
|
Доминирует личный интерес коллективным
|
Максимальное удовлетворение требований
клиента – индивидуализация продукта
|
Преобладающие
в экономике услуги
|
Домашние
|
Торговые
|
Почтовые, транспортные, информационные
|
Образовательные, финансовые,
ремонтные, туристические
|
Усложнение характера существующих,
появление новых видов
|
Роль
сферы услуг в экономическом укладе
|
Начальное
состояние
|
Вспомогательная
роль
|
Самостоятельная,
но еще не значительная роль
|
Отдельная
сфера, значительная роль
|
Драйвер
развития экономики
|
Изначально, соглашаясь с мнением В. А. Полякова, И. В. Фомичевой, что в самом начале при аграрном обществе существовала исходная форма примитивного производства [15], а также и осуществлялось оказание услуг, этот период обозначен как «Сфера услуг 0.0». Здесь услуги осуществлялись внутри семьи с привлечением наемных работников в процессе повседневной жизни, ведения сельского хозяйства, в форме взаимопомощи другим семьям.
Следующий этап развития сферы услуг «Сфера услуг 1.0» (1760-1840гг) связан с развитием промышленности в конце XVIII в., переходом от ручного труда к машинному, на основе использования энергии угля и пара. Это привело к появлению новых видов услуг, бытовых и производственных, связанных с обслуживанием появившихся машин и приспособлений, а также в повседневной жизни – торговых, позволявших обеспечивать обмен продукции ремесленников.
Произошедшая далее Вторая промышленная революция, вызванная началом использования энергии нефти, газа и электроэнергии, основывалась не на единичных удачных изобретениях, а на систематических научных открытиях, что позволило коренным образом изменить производство и экономику в целом. Оказало это влияние и на сферу услуг, этап ее развития «Сфера услуг 2.0» характеризуется усложнением характера услуг, осуществляемых при использовании новых приспособлений, а также появлением новых видов, таких как, почтовые и услуги связи на основе работы телефонной и телеграфной связи, транспортные с использованием железнодорожного, автомобильного транспорта и т.д. Данная сфера уже имеет отраслевые характеристики, в отдельных странах развиваются сетевые формы организации услуг.
Развитие электроники, микропроцессоров и числового аппаратного управления (с 1960-х гг.) привело к Третьей промышленной революции, когда на смену частично механического производства пришло управляемое человеком комплексно механизированное производство, связанное с использованием в шестидесятых годах прошлого века больших ЭВМ, в семидесятых и восьмидесятых – персональных компьютеров и сети Интернет в девяностых. Этап развития сферы услуг «Сфера услуг 3.0» обособился в связи с тем, что человек полностью переосмыслил и перестроил организацию производства, обмена, потребления, обучения, коммуникацию и отдых. Сфера услуг в этих условиях стала ведущей отраслью экономики, находясь в зависимости от уровня развития конкретной страны.
Четвертый этап развития сферы услуг «Сфера услуг 4.0» связан с выделением концепции Индустрия 4.0, характеризуемый внедрением «киберфизических систем» в промышленное производство, когда производственные мощности будут взаимодействовать с производимыми товарами и адаптироваться при необходимости под новые потребности потребителей. В этих условиях сфера услуг частично заменяет производственные процессы, позволяя реализовать потребителям свои нужды иным путем. Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) еще больше повлияла на человечество, благодаря развитию Интернета, искусственного интеллекта, автоматизации на основе нейросетей и развитию биотехнологий. Ставит в основу прогресса доступ к знаниям и возможностям электронной коммерции, технологии, в частности роботов, искусственный интеллект и различные другие интернет вещи [26]. Технологические концепции превратили услуги в «data-driven» индустрию.
Очевидно, указанная периодизация развития сферы услуг позволяет системно выделить причины происходящих изменений, определить факторы, оказывающие на нее влияния.
Сфера услуг, представляя собой сферу оказания и потребления услуги, исследуется учеными с разных точек зрения, среди которых основные: секторальный, индустриальный, институциональный, маркетинговый подходы.
М.Б. Щепакин, В.М. Михайлова [29] выделяют различные подходы к исследованию сферы услуг: процессный, маркетинговый, отраслевой, поведенческий, экономический, организационный, ситуационный, инфраструктурный, ресурсный, коммуникационный, мотивационный, воспроизводственный, инновационный, ресурсно-интеграционный, что, по мнению авторов исследования, излишне детализировано.
Согласно секторальному подходу, сфера услуг рассматривается как один из трех секторов постиндустриальной экономики (Э. Тоффлер, К. Кларк, А. Фишер), доля которого более 70 процентных пунктов согласно данной теории является критерием отнесения конкретной страны к обществу постиндустриального уклада (таблица 2). К основным причинам такой доли услуг в развитых странах относится высокий уровень доходов населения, стимулирующий спрос на услуги, развитая инфраструктура и цифровизация.
Таблица 2 – Доля сферы услуг в ВВП отдельных стран за 2023год, %
Страны
|
1997
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020
|
2023
|
Япония
|
64,17
|
66,02
|
69,47
|
70,54
|
69,8
|
69,46
|
71,39**
|
США
|
71,81
|
72,02
|
74,03
|
76,28
|
76,37
|
77,18
|
76,68*
|
Великобритания
|
65,84
|
66,27
|
69,26
|
70,91
|
70,45
|
72,15
|
72,84
|
Россия
|
50,6
|
49,72
|
48,81
|
53,12
|
56,14
|
56,37
|
56,88
|
Китай
|
35,01
|
39,79
|
41,34
|
44,18
|
56,77
|
54,46
|
54,6
|
** - данные за 2022г.
Источник: составлено автором по данным Всемирного банка [31]
Видно, что в течение исследуемого периода происходит наращивание доли данного сектора экономики, при этом Россия не соответствует критерию, за 26 лет увеличение данного показателя составило почти на 7%, тогда как ситуация Китая подтверждает происходящие изменения в технологическом укладе, показатель возрос более чем на 19% с самого низкого показателя по выбранным странам. Следовательно, развитые страны демонстрируют высокие показатели благодаря технологиям и клиентоориентированности, тогда как развивающиеся страны находятся на пути к постиндустриальной экономике, сталкиваясь с вызовами инфраструктуры и неравномерного развития.
Индустриальный подход к сфере услуг предлагается критикующими постиндустриальную теорию учеными (В. Иноземцев, Бабаев Б.А., Губанов С.С., Черковец В.Г., Бодрунов С. Д., Колганов А. И.) рассматривающими происходящие изменения в сфере услуг через призму нового этапа индустриализации – наукоемкого индустриального общества. Отличием является, то что по мнению представителей, сфера услуг развиваясь, вступает с сферой материального производства в новые качественные связи, при этом последняя не теряет своей значимости.
Таким образом, первые два подхода рассматривают сферу услуг в контексте ее роли в экономике, связи с материальным производством и потенциалом дальнейшего роста.
Следующий подход, институциональный, рассматривает сферу услуг с позиции действия институтов, общественных объединений (Р. А. Бурганов, Г. М. Быстро, М.М. Хайкин, А.Б. Крутик), как интегрирующую систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических, социологических и политических, морально-этических факторов [25].
Сфера услуг как разновидность товарного рынка, обладающая определенными особенностями, учитываемыми при построении маркетинговой политики хозяйствующего субъекта, раскрывается в контексте маркетингового подхода (В.Д. Марков, К. Лавлок. и др.). Исследователи рассматривая маркетинг услуг, выделяли их особенности, например, неосязаемость и одновременность производства и потребления. Подходы К. Лавлока, помогли субъектам хозяйствования лучше структурировать свои услуги, учитывая эти характеристики и привела к персонализации услуг [11].
В настоящее время сфера услуг находится под воздействием эры устойчивости и принципов ESG. Акцент сделан на экологичность, социальную ответственность и этику, что позволяет пользоваться цифровыми двойниками, AI, блокчейн в управлении услугами (услуги с нулевым углеродным следом).
Современные платформы предоставления услуг Amazon, Alibaba используют нейромаркетинг и биометрические данные для анализа предпочтений, что позволяет не только диагностировать текущее состояние, но и прогнозировать будущие тренды, делая услуги более устойчивыми, персонализированными и адаптивными.
Заключение
Предлагаемый автором эволюционный подход к исследованию сферы услуг отражает переход от упрощенных экономических моделей к комплексным системам, где технологии, клиент и общественные ценности становятся центральными элементами. Проведенная систематизация подходов предполагает, что реализация функций в сфере услуг, усложняющихся под воздействием технологических укладов от простых наблюдений и эмпирических данных к сложным исследованиям пользовательского опыта в digital-сервисах, позволяет использовать методы с учетом множества факторов: качество, клиентоориентированность, устойчивость, цифровизация.
Следовательно, можно сделать вывод, что для каждого из эволюционных этапов развития сферы услуг характерны объективные, глобальные изменениями в экономике, связанные с производственными силами и потребностями человечества в услугах.
References:
Barr Yu. (1995). Politicheskaya ekonomiya [Political economy] (in Russian).
Bell D. (2004). Gryadushchee postindustrialnoe obshchestvo: opyt sotsialnogo prognozirovaniya [The coming post-industrial society: the experience of social forecasting] (in Russian).
Bem-Baverk E. (2007). Osnovy teorii tsennosti khozyaystvennyh blag [Fundamentals of the theory of the value of economic goods] (in Russian).
Burganov R. A., Bystrov G. M. (2014). Institutsionalnaya transformatsiya sfery uslug: teoreticheskie i metodologicheskie aspekty [Institutional transformation of the service sector: theoretical and methodological aspects]. Journal of Economic Theory. (2). 86-93. (in Russian).
Chistyakova O. A. (2024). Sushchnost i rol potrebitelskoy kooperatsii v sfere uslug [Nature and role of consumer cooperation in the services sphere]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (6). 254-263. (in Russian).
Chistyakova O. A., Shnorr Zh. P. (2024). Nauchno-metodicheskiy podkhod k ustoychivomu razvitiyu organizatsiy potrebitelskoy kooperatsii v usloviyakh Industriy 4.0 i 5.0 [Scientific and methodological approach to the sustainable development of consumer cooperation companies in the context of Industries 4.0 and 5.0]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (5). 2473-2494. (in Russian).
Colin Clark (1940). Conditions of Economic Progress
Dyatel E. P. (2010). Marzhinalnaya sushchnost uslugi [The marginal essence of the service]. Journal of the Ural State University of Economics. (2). 5-18. (in Russian).
Dyatel E. P., Golomolzina N. V. (2009). Ob ekonomicheskoy teorii i istorii uslug [To question on the economic theory and history of services]. Journal of Economic Theory. (2). 13. (in Russian).
Glazev S.Yu. (2013). O neravnomernosti sovremennogo ekonomicheskogo rosta kak protsessa razvitiya i smeny tekhnologicheskikh ukladov [On the unevenness of modern economic growth as a process of development and change of technological patterns]. Sociology. (4). 42-53. (in Russian).
Khaykin M. M. (2017). Sfera uslug v ekonomicheskikh sistemakh: politekonomicheskiy podkhod [Sphere of services in economic systems: political-economical approach (Russia, St. Petersburg)]. Devices and experimental equipment. (1). 28-31. (in Russian).
Klimenko T.I., Shinkevich A.I. (2017). Teoriya i metodologiya upravleniya effektivnostyu kompleksa otrasley sfery uslug [Theory and methodology of performance management of a complex of service industries] (in Russian).
Lavlok K. (2005). Marketing uslug: personal, tekhnologiya, strategiya [Service marketing: personnel, technology, strategy] (in Russian).
Makkonnell K.R., Bryu S.L., Flinn Sh.M. (2018). Ekonomiks: printsipy, problemy i politika [Economics: principles, problems and policy] (in Russian).
Marks K., Engels F. (1962). Sochineniya: izdanie 2. – Tom 26. Chast1 [Essays. Edition 2. Volume 26. Part1] (in Russian).
Marshall A. (2012). Printsipy politicheskoy ekonomii [Principles of political economy] (in Russian).
Naumova O. N., Nyurenberger L. B., Sevryukov I. Yu., Petrenko N. E. (2024). Sovremennaya sfera uslug: ekonomicheskie dominanty, problemy, trendy [Modern service sector: economic dominants, problems and trends]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6297-6314. (in Russian).
Polyakov V. A., Fomicheva I. V. (2019). Analiz tekhniko-ekonomicheskikh paradigm tekhnologicheskiy uklad i Industriya [Analysis of techno-economic paradigms technological structure and Industry]. Izvestiya TulGU. (1-1). 30-38. (in Russian).
Rikardo D. (2023). Nachala politicheskoy ekonomii i nalogovogo oblozheniya [The beginnings of political economy and taxation] (in Russian).
Schepakin M.B., Mikhaylova V.M. (2020). Sfera uslug kak ekonomicheskaya kategoriya i vid ekonomicheskoy deyatelnosti [Services as an economic category and type of economic activity]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (1). 71-88. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.1.41545.
Sey Zh. B. (2022). Traktat politicheskoy ekonomii [A Treatise on Political Economy] (in Russian).
Shvab K. (2019). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The Fourth Industrial Revolution] (in Russian).
Simonyan G.A. (2011). Teoreticheskie osnovy formirovaniya sfery uslug [Theoretical foundations of service industry formation]. «Sochi Journal of Economy». (1). 57-60. (in Russian).
Smit A. (2022). Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations] (in Russian).
Sofina T.N. (1999). Sfera uslug: transformatsii v rynochnoy ekonomike [Service sector: transformations in a market economy] (in Russian).
Solodkov M.V. (1980). Ekonomika neproizvodstvennoy sfery [The economy of the non-manufacturing sector] (in Russian).
Stiglits Dzh.Yu. (1997). Ekonomika gosudarstvennogo sektora [Public sector economics] (in Russian).
Tokarev V. A. (2011). Issledovanie sushchnosti uslugi v ekonomicheskom meynstrime [Research of essence of service in the economic mainstream]. Izvestiya Tula State University. Economic and legal sciences. (2-1). 204-216. (in Russian).
Valras L. (2000). Elementy chistoy politicheskoy ekonomii ili Teoriya obshchestvennogo bogatstva [Elements of pure political economy or the Theory of Social wealth] (in Russian).
Страница обновлена: 11.04.2025 в 20:39:28