Improving the assessment of foreign economic activity support of small and medium-sized businesses at the regional level
Bakhtairova E.A.1, Trapeznikova A.M.1
1 Байкальский государственный университет
Download PDF | Downloads: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 19, Number 3 (March 2025)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80571363
Abstract:
The article presents the results of a comprehensive study of the elements of infrastructure to support the foreign economic activity of small and medium-sized businesses at the regional level on the example of the Irkutsk region. An analysis of the functions of the organizations that make up the regional infrastructure was carried out, and a proposal to improve the key indicators of one of these organizations, the Export Support Center, was given. The results of the activities of the regional export support centers have been evaluated since 2021, and by now some experience has already been accumulated, which makes it possible to improve the existing system. The new approach is aimed at tracking changes in the situation in the sphere of foreign economic activity, as well as the dynamics of the development of small and medium-sized businesses. The appication of the authors\\\' circumstantiation will make it possible to link the results of Export Support Centers with the activities of specific employees who ensure these results and make the bonus system more reasonable. The results of the study can be used by the public authorities of the economic block and organizations supporting foreign economic activity.
Keywords: small and medium-sized business, foreign economic activity, regional infrastructure, export support center, key performance indicator
JEL-classification: L26, M11, M21
Актуальность
Развитие региональной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса имеет большое значение в современном мире. В современной экономике, где международная торговля становится все более важной для устойчивого развития страны, особенно для ее экономического роста, поддержка и развитие внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса на региональном уровне становится актуальной проблемой. На региональном уровне реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности может способствовать улучшению инвестиционного климата и стимулировать развитие экспортно-импортных операций в регионе. Это также может способствовать увеличению конкурентоспособности региона на мировом рынке. Таким образом, исследование развития региональной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса является важным и актуальным для определения потребностей предпринимателей в регионах и разработки эффективных мер поддержки, способствующих устойчивому экономическому развитию, что обуславливает актуальность данной темы.
Литературный обзор
Широкий спектр проблем управления социально-экономическими процессами на региональном уровне, включая внешнеэкономические связи, рассматривают в своих исследованиях различных авторов. Такие авторы как Щукина Т. В. [1], Надина А. А. [1], Козырская И. Е. [2], Чистякова О. В. [3] рассматривают в своих работах различные аспекты и значимость внешнеэкономической деятельности для развития регионов страны, в т.ч. Иркутской области. Харченко А. А. [4] исследует поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области. Общая характеристика инфраструктурного комплекса поддержки внешнеэкономической деятельности предпринимательства дана Поповой А. И. в [5] и определяется как совокупность таких организаций как: технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и центры и агентства по поддержке экспорта товаров. Различные аспекты деятельности таких центров рассмотрены в работах Хаирова Б. Г., Абазиевой К. Г., Антипиной Н. И.
Научный пробел
Несмотря на значительное количество научных трудов в указанной предметной области, остаются нерешенными и дискуссионными важные вопросы совершенствования оценки региональной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.
Цель исследования – разработать предложения по совершенствованию оценки региональной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.
Научная новизна состоит в авторском предложении по детализации ключевых показателей эффективности деятельности организаций, составляющих инфраструктуру внешнеэкономической деятельности, которая позволяет связать результаты организации и результаты деятельности сотрудников, обеспечивших достижение этих результатов.
Авторская гипотеза заключается в предположении, что корректировка показателей эффективности Центра, результатом которой станет внедрение персонализированного подхода к работе с клиентами, позволит повысить мотивацию сотрудников и в конечном счете, эффективность работы всей сферы внешнеэкономической деятельности.
Методология
В процессе исследования был использован диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Также применялись методы системного анализа, классификации и статистических группировок, компаративного, экономико-статистического, кластерного анализа.
Основная часть
До конца 2024 года, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) осуществлялась в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», одним из целевых индикаторов в котором было обозначено «увеличение доли экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов». В то же время, велась масштабная работа в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», одной из целей которого было «достижение объема ежегодного экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США, в том числе продукции машиностроения - 60 млрд. долларов США, продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд. долларов США, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд. долларов США» [9].
Для достижения таких масштабных целей в нашей стране создана значительная инфраструктура поддержки экспорта (см. рис.1)
Рис. 1. Государственная поддержка экспорта: ключевые организации*
*Источник: составлено авторами
Для активизации экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся адресные консультации, содействие в поисках рынков сбыта и транспортных каналов и др. Создана цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет экспортерам взаимодействовать с государственными органами и организациями в онлайн-формате через систему «одного окна» [10].
АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), созданный в 2015 г., представляет собой специализированную организацию, предоставляющую экспортёрам всестороннюю поддержку по принципу «единого окна». Это означает, что компании получают доступ к полному комплексу услуг, как финансовых, так и нефинансовых, в одном месте, без необходимости обращения в различные инстанции [11]. Функционируя как единая точка доступа, РЭЦ обеспечивает взаимодействие экспортёров со всеми необходимыми государственными структурами на федеральном и региональном уровнях, значительно упрощая и ускоряя экспортные процессы.
Региональный экспортный стандарт (РЭС), утвержденный Министерством экономического развития РФ, стал мощным инструментом поддержки внешнеэкономической деятельности в России. Его обязательное применение 13-ти инструментов, включающих диверсификацию рынков, содействие в получении сертификатов соответствия международным стандартам (ISO, GMP и др.), разработку маркетинговых стратегий для экспортеров, проведение промо-акций на зарубежных рынках, и обеспечение финансовой поддержки экспортно-ориентированных предприятий, привело к значительным успехам.
Иркутская область, активно внедрившая РЭС, служит ярким примером его эффективности. Регион активно реализует все 13 направлений, предусмотренных стандартом, что позволило не только выполнить, но и существенно перевыполнить план мероприятий, установленный в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
По итогам 2024 г. Иркутская область заняла 11-е место среди 85 субъектов Российской Федерации в рейтинге эффективности внедрения РЭС, составленном Российским экспортным центром. Этот результат подчеркивает значительные достижения региона в области экспорта. Кроме того, Иркутская область заняла почетное третье место в Сибирском федеральном округе, уступив лишь Алтайскому краю и Новосибирской области [12].
Проанализируем инфраструктуру внешнеэкономической деятельности Иркутской области. В таблице 3 приведена характеристика организаций этой сферы.
Таблица 1
Инфраструктура внешнеэкономической деятельности Иркутской области*
Структурный элемент
|
Описание рода деятельности
|
Фонд
поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес»
Центр поддержки экспорта (ЦПЭ)
|
Центр
оказания комплекса услуг для предпринимателей и юридических лиц, в котором
представители бизнеса могут получить услуги и поддержку по принципу «одного
окна». Содействует привлечению инвестиций и выходу на международные рынки.
|
Отдел
развития экспортной деятельности в управлении промышленности министерства
экономического развития и промышленности Иркутской области (МИНЭК)
|
Отдел
осуществляет координацию внешнеэкономических связей Иркутской области,
занимается организацией бизнес-миссий, внедряет инструменты поддержки
экспортеров.
|
АО
«Корпорация развития Иркутской области» (КРИО)
|
Специализированная
организация, созданная Правительством Иркутской области для формирования в
регионе инвестиционной инфраструктуры, поддержки и реализации инвестиционных
проектов, обеспечения защиты прав инвесторов.
|
Обособленное
подразделение АО «Российский экспортный центр» в г. Иркутске (РЭЦ)
|
Государственный
институт поддержки несырьевого экспорта под управлением ВЭБ.РФ,
консолидирующий группу компаний, предоставляющих российским экспортерам
широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки
|
Союз
«Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» (ТПП ВС)
|
Палата
содействует предприятиям в установлении и расширении деловых контактов,
оказывает консультационные и информационные услуги, занимается патентной и
экспертной деятельностью. Она выступает дискуссионной площадкой, на которой
представители бизнеса и руководители органов государственной власти могут
обсуждать проблемы, обмениваться мнениями.
|
Одно
окно (платформа «Мой экспорт») [13]
|
«Мой
экспорт» — это платформа Российского экспортного центра (Группа РЭЦ, входит в
ВЭБ.РФ), которая предоставляет российским экспортерам возможность получить
онлайн-доступ к государственным и другим услугам, необходимым для выхода
компаний на международный рынок.
|
Рассмотрим пересечение функций этих организаций по поддержке внешнеэкономической деятельности (табл. 3).
Таблица 2
Пересечение функций организаций, поддерживающих предпринимательство по направлению экспорта в Иркутской области*
Функция
|
Центр «Мой бизнес», ЦПЭ
|
Отдел развития экспортной деятельности
(МИНЭК)
|
КРИО
|
РЭЦ в Иркутске
|
Союз ТПП ВС
|
Платформа «Мой Экспорт»
|
Поддержка предпринимательства по
направлению экспорта
|
да
|
частично
|
частично
|
да
|
да
|
да
|
Оказание услуг крупному бизнесу
|
нет
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
Финансовая поддержка
|
частично
|
нет
|
да
|
да
|
нет
|
частично
|
Нефинансовая поддержка
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
Организация мероприятий (МБМ, РБМ**, выставки)
|
да
|
да
|
частично
|
частично
|
да
|
частично
|
Привлечение инвестиций
|
да
|
частично
|
да
|
частично
|
частично
|
нет
|
Выход на международные рынки
|
да
|
да
|
частично
|
да
|
да
|
да
|
Консультационные услуги
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
частично
|
Информационные услуги
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
Содействие установлению деловых
контактов
|
да
|
да
|
частично
|
частично
|
да
|
нет
|
Комплекс услуг по принципу «одного
окна»
|
да
|
частично
|
частично
|
да
|
да
|
да
|
**МБМ — международная бизнес-миссия, РБМ — реверсная бизнес-миссия
По результатам проведенного исследования выявлено, что к наиболее распространенным услугам относится нефинансовая поддержка и информационные услуги, этой работой занимаются все представленные организации. Наибольший спектр услуг оказывают Центр «Мой бизнес», ЦПЭ и Союз ТПП ВС. Анализ региональной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий выявил как дублирование функций между различными структурами, так и наличие уникальных компетенций у отдельных организаций.
Для оценки результатов в сфере внешнеэкономической деятельности применяются ключевые показатели эффективности KPI [14]. Рассмотрим показатели центра поддержки экспорта Иркутской области и выявим их недостатки.
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги, всего.
1.1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги ЦПЭ.
1.2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги РЭЦ и его дочерних организаций при содействии ЦПЭ.
Этот показатель наглядно демонстрирует масштабы работы учреждения, однако он не учитывает качество предоставленных услуг. Например, одни и те же субъекты могут многократно обращаться за услугами, что приводит к искажению представления о реальном охвате. Также показатель не позволяет оценить, насколько эти услуги были эффективными для развития бизнеса и какие конкретные результаты были достигнуты после их получения.
Кроме того, в показателе (1.2) отсутствует связь между получением услуг и реальными действиями субъектов, что делает невозможным оценить реальную необходимость этих услуг для предпринимателей. Это может привести к недоразумениям относительно востребованности услуг, предоставляемых РЭЦ и дочерними организациями.
2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших экспортные контракты при содействии ЦПЭ, всего.
2.1. Ранее не осуществлявшие экспортную деятельность.
2.2. Ранее осуществлявшие экспортную деятельность.
Даже учитывая, что этот показатель представляет собой более прогрессивный подход к оценке эффективности, в нем также существуют недостатки. Сложность заключается в недостаточности информации о том, насколько эти контракты были успешными и приносили ли они реально ощутимые результаты, такие как рост прибыли или расширение на этом рынке. Также нет учета факторов, которые могли повлиять, как на заключение контрактов, так и на их дальнейшую стагнацию.
Показатель (2.1) имеет хорошую цель, так как акцентирует внимание на новых игроках, но он не учитывает, какие конкретные барьеры были преодолены, задачи решены для выхода на рынок или насколько прогрессивным является открытие нового предприятия на международной арене.
Показатель (2.2) может скрывать реальную динамику: субъекты, которые уже имели опыт экспортных поставок, могут просто восстанавливать свои отношения на рынке, а не достигать новых успехов.
3. Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на то, что этот показатель указывает на финансовые результаты, он не объясняет, какие факторы способствовали увеличению объема экспорта. Так, объем экспортных сделок может вырасти из-за временных факторов, таких как спрос на определенные товары, а не в силу реальной эффективности работы ЦПЭ. Необходимо учитывать контекст и другие влияющие факторы, чтобы окончательно оценить вклад центра в рост экспортных показателей.
Также отметим, что существующая система KPI имеет ряд недостатков, которые не позволяют в полной мере оценить эффективность деятельности ЦПЭ и его влияние на развитие субъектов МСП. Для более комплексной оценки необходимо дополнить существующие показатели качественными метриками, отражающими результаты, удовлетворенность клиентов и долгосрочные эффекты от оказанных услуг. В связи с этим в следующем разделе работы представлена детализация функций ЦПЭ и их отражение в виде показателей.
В частности, анализ показателей эффективности действующей системы ЦПЭ показал существенный недостаток: отсутствие метрик, отражающих объем работы сотрудников и их вклад в развитие центра. Это приводит к низкой мотивации персонала и препятствует повышению рейтинга ЦПЭ на региональном уровне, снижая приток клиентов, предпочитающих другие структуры.
Для решения этих проблем предлагается дополнить систему KPI ЦПЭ новыми показателями, ориентированными на повышение индивидуальной ответственности сотрудников и стимулирование их к активной работе.
В таблице 3 представлены предложения по оптимизации ключевых показателей Центра поддержки экспорта.
Таблица 3
Оптимизация ключевых показателей Центра поддержки экспорта*
KPI
|
Дополнения к показателю
|
Обоснование
|
1. Количество субъектов малого и среднего
предпринимательства, получивших услуги, всего.
1.1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги ЦПЭ. 1.2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших услуги РЭЦ и его дочерних организаций при содействии ЦПЭ. |
Эффективность
консультаций ЦПЭ:
- Для потенциальных экспортеров; - Для начинающих экспортеров; - Для действующих экспортеров. |
Разделение
на группы позволяет глубже проанализировать эффективность работы с разными
категориями бизнеса. Для каждой из групп необходимы разные подходы и услуги.
Общий показатель эффективности будет рассчитываться как отношение числа эффективных консультаций к общему числу проведенных консультаций, выраженное в процентах. «Эффективной» консультацией будем считать ту, которая привела к конкретному результату, измеримому по заранее определенным критериям. Критерии могут включать: - Для потенциальных экспортеров: запрос коммерческого предложения от потенциального партнера, начало разработки экспортной стратегии, прохождение обучения по экспорту. - Для начинающих экспортеров: получение разрешительных документов, участие в первой международной выставке/МБМ. - Для действующих экспортеров: расширение географии экспорта, получение новых контрактов, успешное прохождение таможенных процедур. |
2.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших
экспортные контракты при содействии ЦПЭ, всего, в том числе:
2.1. ранее не осуществлявших экспортную деятельность; 2.2. ранее осуществлявших экспортную деятельность. |
Количество клиентов, заключивших экспортные
контракты при содействии ЦПЭ:
- Для потенциальных экспортеров, например, время выхода СМСП на иностранный рынок. - Для начинающих экспортеров, например, количество клиентов, укрепившие присутствия на уже освоенных рынках. - Для действующих экспортеров, например, количество клиентов, увеличившие число экспортных рынков. |
Оценка
эффективности работы ЦПЭ в сопровождении потенциальных экспортеров, а также
выявление узких мест в процессе выхода СМСП на зарубежные рынки. Позволяет
определить среднее время выхода на рынок, выявить факторы, влияющие на его
ускорение или замедление, и разработать меры по оптимизации процесса.
Методика расчета: 1. Дата первого обращения СМСП в ЦПЭ. 2. Дата совершения первой экспортной сделки (подтвержденная документально). 3. Момент фактической отгрузки товара/оказания услуги. Полученные данные следует анализировать в разрезе различных факторов (вид продукции, целевой рынок и др.) для выявления закономерностей и принятия мер по улучшению процесса. Для начинающих экспортеров, выход на зарубежные рынки — это сложный и многоступенчатый процесс. Однако, простое наличие контракта не гарантирует устойчивого экспортного потенциала. Укрепление присутствия на уже освоенном рынке свидетельствует о том, что компании не только вышла на рынок, но и смогла закрепиться, нарастить объемы продаж и/или расширить ассортимент экспортируемой продукции. Укрепление позиции на рынке требует постоянной работы над качеством продукции, маркетингом и ценообразованием Действующие экспортеры в свою очередь уже имеют опыт работы на международных рынках. Для них показатель «увеличение числа экспортных рынков» является более релевантным, так как отражает диверсификацию экспортных рисков. Увеличение числа экспортных рынков напрямую говорит о росте объемов продаж и расширении масштабов бизнеса. |
3.
Объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства
(по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату
заключения экспортного контракта).
|
Увеличение
объемов экспортных продаж клиентов
|
Ключевой
показатель, отражающий реальный экономический эффект работы ЦПЭ. Данные
должны собираться как на краткосрочной, так и на долгосрочной перспективе.
Переход клиентов из категории малого в категорию среднего предприятия — это
важный индикатор роста и устойчивости бизнеса. ЦПЭ, оказывая поддержку малым
предприятиям, способствует их развитию, что в свою очередь позволяет им
расширять производственные мощности, увеличивать объемы продаж и, как
следствие, расти в классовом отношении. Это также означает, что ЦПЭ выполняет
свою задачу по стимулированию роста предпринимательства, что является важным
фактором для создания рабочих мест и улучшения социально-экономической
ситуации в регионе.
|
Количество клиентов, перешедших из категории
малого в категорию среднего предприятия:
- Прирост годового оборота предприятий, которые пользуются услугами ЦПЭ; - Рост численности персонала у клиентов пользующихся услугами ЦПЭ. |
Из таблицы видно, что анализ KPI ориентирован на оценку эффективности консультационных услуг, количества заключенных экспортных контрактов, объема экспортных продаж, а также на отслеживание роста и развития, поддерживаемых СМСП.
Для дальнейшего развития предлагается дополнить систему KPI ЦПЭ новыми показателями, ориентированными на повышение индивидуальной ответственности сотрудников и стимулирование их к активной работе. Ключевой идеей является создание модели «персонального менеджера ВЭД», где каждый сотрудник отвечает за определенный портфель клиентов и получает премирование, связанное с достижением конкретных результатов.
Внедрение дополненной системы KPI позволит:
- повысить мотивацию сотрудников ЦПЭ;
- улучшить качество услуг для МСП;
- увеличить поток клиентов в ЦПЭ;
- создать более эффективную систему поддержки ВЭД для МСП.
Оптимизация ключевых показателей эффективности позволит не только объективно оценить результаты работы Центра поддержки экспорта, но и создать эффективную систему мотивации для сотрудников. Важно понимать, что KPI будут четко связаны с основными функциями и задачами, которые выполняет ЦПЭ, как один из элементов региональной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности региона.
Заключение
Проведенное исследование элементов инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса на региональном уровне показало, что организации, осуществляющие эту деятельность, в основном занимаются нефинансовой поддержкой и оказывают информационные услуги. Существующая система оценки результатов деятельности таких организаций, рассмотренная на примере оценки ключевых показателей результативности (KPI) Центра поддержки экспорта, в недостаточной мере отражает влияние деятельности Центра на динамику развития малого и среднего бизнеса и вклад отдельных сотрудников в достижение результатов. Сделанные предложения позволяют устранить этот пробел. Дальнейшие исследования заключаются в разработке комплексной системы показателей для сотрудников в зависимости от специфики их деятельности, отражающие результаты за месяц, квартал и год, что позволит более обоснованно премировать сотрудников организаций, входящих в инфраструктуру поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса, что повысит их мотивацию, и, в конечном счете, будет способствовать увеличению торгового оборота экспортной деятельности.
References:
Abazieva K.G., Gudenitsa O.V., Goncharova S.N. (2019). Klyuchevye napravleniya razvitiya sistemy podderzhki eksporta na regionalnom urovne [Key areas of development of the export support system at the regional level]. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (4(107)). 23-28. (in Russian).
Antipina N.I. (2019). Regionalnye tsentry podderzhki eksporta kak drayver rosta vneshneekonomicheskoy deyatelnosti malogo i srednego biznesa [Regional export support centres as a driver of growth in small and medium business foreign economic activity]. Upravlenie sotsialno-ekonomicheskimi sistemami. (2). 19-26. (in Russian).
Chistyakova O.V. (2023). Ekonomika prostyh veshchey i tochki rosta ekonomiki Irkutskoy oblasti v usloviyakh importozameshcheniya2023 [The economy of simple things and the growth points of the economy Irkutsk region in terms of import substitution]. Bulletin of Baikal State University. 33 (2). 312-321. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2023.33(2).312-321.
Khairov B.G., Berdov A.A., Kunichkin A.M. (20202020). Sovershenstvovanie roli AO «Rossiyskiy eksportnyy tsentr» v protsesse razvitiya infrastruktury prodvizheniya produktsii i uslug na vneshnie rynki [Improvement of role of «Russian export center» in development of infrastructure for promotion of products and services to foreign markets]. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. (4(36)). 88-93. (in Russian). doi: 10.24411/2225-8264-2020-10072.
Kharchenko A.A. (2019). Podderzhka i razvitie malogo i srednego predprinimatelstva v Irkutskoy oblasti [Support and development of small and medium business in the Irkutsk region]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znaniy. (2(13)). 68-71. (in Russian).
Kozyrskaya I.E. (2010). Znachimost razvitiya vneshneekonomicheskoy deyatelnosti dlya regionov strany [Significance of foreign trade activity development for russian regions]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava). (6). 47. (in Russian).
Popova A.I. (2021). Infrastrukturnyy kompleks podderzhki predprinimatelstva [Infrastructure enterprise support complex] Law, economics and management: theory and practice. 148-150. (in Russian).
Schukina T.V., Nadina A.A. (24). Razvitie eksportnogo potentsiala regiona v sovremennyh usloviyakh [Development of the export potential of the region in modern conditions]. Global and Regional Research. 6 (1). 29-33. (in Russian).
Страница обновлена: 09.04.2025 в 18:03:59