Цифровизация в индустрии моды

Мельникова А. В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80480040

Аннотация:
В условиях активного развития и внедрения цифровых технологий процессы трансформации затронули все сегменты экономики, включая индустрию моды. Процессы цифровизации в индустрии моды изменили все операции по созданию добавленной стоимости за счет оптимизации процессов проектирования и создания образцов модели, управления цепочками поставок и цепочками продаж и реализации процессов взаимодействия производителей и потребителей товаров и услуг. В статье рассмотрены основные сегменты индустрии моды, их роль и задачи в развитии индустрии моды. Выделен глобальный тренд на создание «Устойчивой индустрии» как комплекса действий, направленных на сохранение экологии, обеспечение безопасных условий труда и экономического развития. В статье рассматриваются особенности трансформации бизнеса ведущих компаний в индустрии моды, определены направления и преимущества применения наиболее распространённых цифровых технологий. Статья представляет интерес для предпринимателей, ученых и специалистов индустрии моды, в область интересов которых входят вопросы создания бизнес-моделей компания в условиях цифровой экономики

Ключевые слова: цифровизация, индустрия моды, блокчейн, цифровая одежда, искусственный интеллект

JEL-классификация: L26, L8, L51, L52

Источники:

1. Аренков И.А., Смирнов С.А., Шарафутдинов Д.Р., Ябурова Д.В. Трансформация системы управления предприятием при переходе к цифровой экономике // Российское предпринимательство. – 2018. – № 5. – c. 1711-1722. – doi: 10.18334/rp.19.5.39115.
2. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. – 2018. – № 2. – c. 143–172. – doi: 10.17323/1996-7845-2018-02-07.
3. Дизайнеры сейчас продают цифровую одежду, которой на самом деле не существует, [Электронный ресурс]. URL:https://www.designboom.com/technology/digital-clothes-virtual-fashion-carlings-the-fabricant-11-18-2019/#:~:text=It%E2%80%99s%20not%20an%20entirely%20new,neo%2Dex%2C%20a%2019%2Dpiece%20genderless%20collection, (дата обращения: 20.01.2025)
4. Долженко И. Б. Влияние цифровизации на ведущие компании мировой индустрии модной одежды // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 5-2. – c. 154-157. – doi: 10.24412/2500-1000-2021-5-2-154-158.
5. Ильченко А. Н., Ильченко К. А. Цифровая экономика как Высшая ступень развития инфокоммуникационных технологий // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2018. – № 3. – c. 56-63.
6. Как новые чипы NFC предотвращают подделку. [Электронный ресурс]. URL: https://mindmatters.ai/2021/07/a-look-at-how-new-nfc-chips-prevent-counterfeiting/ (дата обращения: 20.01.2025).
7. Как технология блокчейн влияет на индустрию моды. [Электронный ресурс]. URL: https://ideausher.com/blog/blockchain-technology-in-fashion-industry/ (дата обращения: 20.01.2025).
8. Как технология блокчейн влияет на индустрию моды. [Электронный ресурс]. URL: https://ideausher.com/blog/blockchain-technology-in-fashion-industry/ (дата обращения: 20.01.2025).
9. Календжян А.С. Инновационные цифровые технологии на рынке индустрии моды // Креативная экономика. – 2023. – № 2. – c. 629–642. – doi: 10.18334/ce.17.2.117114.
10. Кудрина Е.В. Цифровая мода: социологические аспекты исследования // Петербургская социология сегодня. – 2023. – № 21. – c. 117-134. – doi: 10.25990/socinstras.pss-21.t6kn-g502.
11. Мельникова А. В. Восприятие потребителями товаров индустрии моды // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 297-308. – doi: 10.18334/epp.10.2.100474.
12. Мельникова А. В. Импортозамещение в индустрии моды в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 4. – c. 1211-1220. – doi: 10.18334/epp.13.4.117480.
13. Мельникова А. В. Эволюция теории потребления товаров класса люкс (роскоши) // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 899-912. – doi: 10.18334/epp.14.3.120638.
14. Мельникова А. В. Эволюция теории потребления товаров класса люкс (роскоши) // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 899-912. – doi: 10.18334/epp.14.3.120638.
15. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. – 2018. – № 1. – c. 29-42. – doi: 10.18334/ce.12.1.38783.
16. Панькина К. А., Гавриш О. В., Будрина Е. В. Диджитал мода. предпосылки и влияние // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». 2022. №1. С.158-162
17. Перспективы мирового рынка одежды, аксессуаров и обуви. [Электронный ресурс]. URL: https://www.expertmarketresearch.com/reports/apparel-and-footwear-market/market (дата обращения: 20.01.2025).
18. Познакомьтесь с цифровой модой, футуристическим трендом, который призван спасти планету. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bustle.com/p/how-digital-fashion-could-let-you-own (дата обращения: 20.01.2025).
19. Российский рынок одежды в 2024 году. [Электронный ресурс]. URL: https://research-center.ru/rossijskij-rynok-odezhdy-v-2024-godu/, (дата обращения: 20.01.2025).
20. Сколько денег теряют бренды из-за подделок в индустрии моды. [Электронный ресурс]. URL: https://alpvision.com/counterfeit-fashion-industry/ (дата обращения: 20.01.2025).
21. Цифровая трансформация в моде. [Электронный ресурс]. URL: https://digitaltransformationskills.com/digital-transformation-in-fashion/ (дата обращения: 20.01.2025).
22. Цифровая трансформация мировой экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.astu.org/ru/nauka/article/33075/view (дата обращения: 20.01.2025).
23. Цифровая экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.vgsa.ru/mod/lesson/view.php?id=133216&pageid=35151&lang (дата обращения: 20.01.2025).
24. Цифровые технологии 2024: глобальный отчет. [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report, (дата обращения: 20.01.2025).
25. Ченчик А. В. Брендинг молодых российских дизайнеров // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2014. – № 2. – c. 50-59.
26. Что такое цифровая одежда и как она влияет на индустрию моды. [Электронный ресурс]. URL: https://audaces.com/en/blog/digital-clothing (дата обращения: 20.01.2025).
27. Что такое цифровая одежда и как она влияет на индустрию моды. [Электронный ресурс]. URL: https://audaces.com/en/blog/digital-clothing (дата обращения: 20.01.2025).
28. Blaschke, M., Sigaina, M., Rice, U.V., Shoshan, I. (2017). Development of business models for the digital economy. In: Ostwald, G., Kleinmeyer, M. (eds.) Formation of a digital enterprise. Springer, Than. https://doi.org/10.1007/978-3-319-40967-2_6 URL: https://doi.org/.
29. Chenchik A. V. The importance and perspectives of fashion industry. / XXIX Международные Плехановские чтения : Тезисы докладов аспирантов на иностранных языках, Москва, 29 февраля 2016 года. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2016. – 16-19 c.
30. Daria Casciani, Olga Chkanikova & Rudrajeet Pal (2022) Exploring the nature of digital transformation in the fashion industry: opportunities for supply chains, business models, and sustainability-oriented innovations, Sustainability: Science, Practice and Policy, 18:1, 773-795,DOI: 10.1080/15487733.2022
31. ENDO Приложения и пользовательские сценарии. [Электронный ресурс]. URL: https://steemit.com/upvoteforupvote/@poshare/endo-applications-and (дата обращения: 20.01.2025).
32. Farley J., Colleen H. Sustainable fashion: past, present, and future. - New York: Blooms-bury Academic, 2015.
33. The State of the Ecommerce Fashion Industry: Statistics, Trends, and Strategies to Use in 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shopify.com/enterprise/blog/ecommerce-fashion-industry (дата обращения: 12.01.2025).

Страница обновлена: 07.08.2025 в 21:27:04

 

 

Digitalization in the fashion industry

Melnikova A. V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 2 (February 2025)

Citation:

Abstract:
With the rapid development and implementation of digital technologies, transformation processes have affected all segments of the economy, including the fashion industry. Digitalization processes in the fashion industry have changed all value creation processes by optimizing the processes of designing and creating patterns, managing supply and distribution chains, and implementing processes of interaction between producers and consumers of goods and services. The article examines the main segments of the fashion industry, their role and tasks in the development of the fashion industry. The global trend towards the creation of a sustainable industry as a set of actions aimed at preserving the environment, ensuring safe working conditions and economic development is highlighted. The article examines the business transformation characteristics of leading companies in the fashion industry, identifies the directions and advantages of applying the most common digital technologies. The article is of interest to businessmen, scientists, and fashion industry professionals who are interested in creating business models for companies in the digital economy.

Keywords: digitalization, fashion industry, blockchain, digital clothing, artificial intelligence

JEL-classification: L26, L8, L51, L52