Information and communication technologies in personnel training (on the example of Sportmaster LLC)

Lobach F.S.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (March 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the key technologies used for the effective organization of the learning process in the company, as well as the prospects for the introduction of new ones. The relevance of the topic of the article is due to modern trends in digitalization and the rapid development of information and communication technologies (ICT), which have a significant impact on the processes of personnel advanced training in companies. In conditions of high competition in the market and the need for continuous improvement of professional skills of employees, the introduction of information and communication technologies is becoming a key tool for optimizing corporate training. Sportmaster LLC, as one of the leaders in the retail trade of sporting goods, is actively developing internal staff training programs. The article examines one of the most important scientific problems – the issue of accessibility, quality and effectiveness of the development process and corporate training. The study of this topic is important for identifying the best practices of applying ICT in corporate training, analyzing their impact on the professional growth of employees and increasing the competitiveness of the company. In addition, the results of the study may be useful for other organizations seeking to integrate modern technologies into their educational processes. The article will be useful for personnel training and development specialists, methodologists, HR specialists and managers of the training function. Thus, this article presents the results of an up-to-date and significant study aimed at solving the challenges of digital transformation in the field of corporate training.

Keywords: information and communication technologies, training and development, corporate training, distance learning, e-course, training program, personnel development

JEL-classification: D83, M53, P36, P46



ВВЕДЕНИЕ

Благодаря информационно-коммуникационным технологиям становится возможно решать ключевые задачи бизнеса, связанные с развитием сотрудников, а также повышать эффективность и доступность обучения [20]. При качественном внедрении информационно-коммуникационных технологий возникают различные вызовы, которые важно учитывать и успешно преодолевать. Интеграция информационного-коммуникационных технологий в корпоративное обучение становится стратегически важным шагом для организаций, стремящихся к устойчивому развитию и конкурентоспособности в условиях быстро меняющегося рынка.

При этом важно понимать, что использование традиционных методов и форматов обучения также остается актуальным. В большом количестве компании эти методы остаются частым явлением, влияющим в положительном ключе на улучшение бизнес-показателей через развитие персонала. Синхронное очное обучение имеет ряд положительных характеристик, среди которых более высокая включенность участников, гибкость образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении должно быть обосновано.

Например, Гладкая К. В. выделяет следующие задачи информационно-коммуникационных технологии в обучении персонала [4]: развитие умения аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной и эмоциональной сферы, развитие способности анализировать сложные ситуации.

Присяжнюк А.В считает, что с помощью информационно-коммуникационных технологий могут реализовываться ключевые функции управления персоналом: найм, подбор и отбор персонала, обучение и развитие персонала, оценка персонала [15]. Также важно подчеркнуть, что информационно-коммуникационные технологии могут облегчать процессы взаимодействия и общения сотрудников внутри обучения. В контексте вышесказанного целью исследования является разработка практических подходов к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала ООО «Спортмастер».

Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:

1. Изучить базовые понятия и современные подходы к организации обучения персонала;

2. Изучить сущность понятия информационно-коммуникационных технологий, проанализировать;

3. Проанализировать процесс использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала ООО «Спортмастер».

Научная новизна исследования выражена в выявлении ключевых условий использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала розничных компаний.

Практическая значимость: разработаны рекомендации по улучшению процесса использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала ООО «Спортмастер».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Существует множество определений понятий обучения персонала и повышения квалификации персонала. Одно из них было составлено российским ученой Никитиной Василисой Олеговной: обучение персонала — это непрерывный процесс получения сотрудниками новых знаний, усвоение ими новых навыков и приемов работы [13].

Также свое определение давала другая российская ученая Богданова Валентина Александровна: обучение персонала – процесс развития сотрудников с целью установления и повышения нужного уровня квалификации работника, а также адаптации к индивидуальному развитию и будущим условиям деятельности [2]. На основе этих определений, было составлено авторское, дополняющее в себе описание процесса обучения, а также перечень развиваемых элементов:

Обучение персонала – организованный, планируемый, результатоориентированный, непрерывный систематически воспроизводимый процесс получения знаний, формирования умений и навыков, развития компетенций, получения опыта и развития деловых качеств персонала, в рамках которого реализуется перечень заранее подготовленных мероприятий [10].

Схему заинтересованных сторон в обучении персонала можно представить в следующем виде (рис. 1).


Рисунок 1. Основные заинтересованные в обучении персонала лица
(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)
В рамках современных подходов к организации обучения и повышения квалификации персонала компаний существует несколько подходов к обучению, каждый из которых помогает достичь одни и те же цели при использовании разных совокупностей методов и форм обучения (рис. 2) [2].


Рисунок 2. Основные подходы к обучению персонала
(Источник: составлено автором на основе [3].)
Компетентностный подход направлен на развитие, формирование и получение персоналом необходимых знаний, умений, навыков, опыта и компетенций для повышения экспертизы, мобильности и облегчения рабочего процесса в рамках компании.

Компетентностно-деятельностный подход основывается на позиции, что ключевая задача процесса обучения – формирование совокупности компетенций, а также создание практико-ориентированной среды, в которой и происходит развитие этих компетенций [21].

Основной посыл поискового подхода состоит в том, что ведущий обучения или тренер не дает обучающемуся персоналу сформулированные, сформированные знания, информацию или мысли.

Аксиологический подход основан на понимании и осознании ценностей социальных связей, духовно-нравственного развития, ненасильственного и гуманного общения.

Системно-деятельностный подход предполагает методологическую основу федеральных государственных образовательных стандартов в обучении, в рамках которой происходит выделение основных результатов образовательного процесса в разрезе текущих и потенциальных задач, с которыми необходимо справляться сотрудникам компании [12].

Основной идеей развивающего подхода к разработке, организации и проведению обучения персонала компаний является то, что освоение участниками обучения знаний, формирование умений и навыков является не конечным результатом образовательного процесса, а средством развития и улучшения [17].

Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что информационно-коммуникационные технологии могут быть применены для каждого из подходов в определенном виде с возможными ограничениями.

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой совокупность методов, процессов и устройств, связанных с обработкой, хранением и передачей информации [19]. В современном мире информационно-коммуникационные технологии играют ключевую роль в различных сферах деятельности, включая образование, бизнес и государственное управление [14]. Они охватывают широкий спектр инструментов и ресурсов, которые позволяют эффективно взаимодействовать, создавать, управлять и распространять информацию.

Классификация информационно-коммуникационных технологий выглядит следующим образом (рис. 3).

Рисунок 3. Основные виды информационно-коммуникационных технологий

(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)

Каждый из этих видов информационно-коммуникационных технологий имеет свои особенности.

Компьютерные технологии: Это инфраструктура, которая используется для работы с данными (хранение, изменение, обработка, структуризация) [20]. Примерами компьютерных технологий являются ноутбуки, а также программное обеспечение, которое на них используется [18].

Сетевые технологии: Это инфраструктура, которая используется для передачи данных, позволяющая производить процесс обмена данными между устройствами.

Интернет-технологии: Инфраструктура, которая предоставляет возможность работы в интернете, позволяющая использовать онлайн-сервисы и протоколы.

Мультимедийные технологии: Предоставляют возможность создавать, обрабатывать и воспроизводить различные виды медиаконтента, такие как текст, изображения, звук и видео [9].

При этом важно понимать, что информационно-коммуникационные технологии могут быть применены в развитии и обучении персонала [1]. Это подтверждается опытом многочисленных российских и зарубежных компаний в области асинхронного обучения.

В рамках дистанционных обучающих технологий существует несколько видов, которые могут пересекаться или использоваться в комплексе в зависимости от целей обучения персонала, условий и возможностей компании, а также экспертизы подразделений, реализующих обучение [10]. Все виды представлены на схеме (рис. 4).

Рисунок 4. Виды дистанционных образовательных технологий обучения и повышения квалификации персонала компаний

(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)

Схема применения информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала компаний выглядит следующим образом (рис. 5).

Рисунок 5. Схема применения информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала компаний

(Источник: составлено автором на основе [16].)

«Спортмастер» — это международный спортивный ритейлер, в команде которого работает более 28 тысяч сотрудников. Магазины компании открыты для клиентов в нескольких странах: России, Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Узбекистане.

Одним из ключевых аспектов деятельности компании является внедрение инновационных технологий в процесс торговли. Компания использует информационные системы для управления запасами, логистики и клиентского сервиса.

Верхнеуровневая структура компании выглядит следующим образом (рис. 6).

Рисунок 6. Верхнеуровневая структура компании ООО «Спортмастер»

(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)

В Спортмастере действует децентрализованная система развития и обучения персонала. Каждый бизнес-юнит имеет собственный отдел развития и обучения, который работает с сотрудниками своих подразделений. Некоторые решения ИКТ реализуются на всю компанию.

Цель использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала Спортмастера – повышение эффективности, доступности и качества образовательных процессов, направленных на развитие профессиональных компетенций сотрудников и их адаптацию к современным требованиям бизнеса. К использованию информационно-коммуникационных в компании Спортмастер относится:

● Система дистанционного обучения

● Программное обеспечение для разработки обучающих материалов

● Автоматизированная система заявок на обучение

● Синхронные обучающие онлайн программы

Система дистанционного обучения. Система дистанционного обучения (СДО) активно используется для организации и управления процессом обучения сотрудников. Она представляет собой цифровую платформу, которая позволяет обучать персонал удаленно, гибко и эффективно. На этой платформе автоматизирован весь процесс асинхронного онлайн-обучения компании Спортмастер: исследование целевой аудитории, формирование запроса, размещение обучающих материалов, прохождение обучения, оценка эффективности, сбор обратной связи. На платформе размещено 114 обучающих программ по hard и soft skills, которые может пройти любой сотрудник компании в любое время без ограничений. Внедрение данной информационно-коммуникационной технологии в компании повысило удовлетворённость сотрудников процессом обучения в компании на 18% по результатам опроса вовлеченности.

Преимущества: доступность, широкий ассортимент обучающих материалов, удобность и простота интерфейса, весь процесс обучения в одном месте.

Недостатки: подключение только через корпоративную сеть, сложность в отслеживании прогресса, отсутствие рекомендаций.

Программное обеспечение для разработки обучающих материалов. В компании Спортмастер полностью цифровизирован процесс разработки асинхронного онлайн-обучения. В рамках реализации информационно-коммуникационных технологий используется программное обеспечение Rise Articulate. Rise Articulate — это инструмент для создания адаптивных онлайн-курсов, который используется для разработки дистанционного обучения. Он входит в пакет программного обеспечения Articulate 360 и выделяется своей простотой, гибкостью и возможностью быстро создавать профессиональные курсы без необходимости глубоких знаний в программировании или дизайне. В Спортмастере данное программное обеспечение используется для создания адаптивных курсов, разработки интерактивного контента, быстрой разработки электронных курсов, реализации смешанных форматов обучения, простой интеграции обучающих материалов в СДО.

Преимущества: простота и удобство использования, возможность интеграции с другими ИКТ в обучении персонала, высокая скорость разработки обучающих материалов.

Недостатки: работа только в SCORM-формате.

Внедрение данной информационно-коммуникационной технологии в компании снизило среднюю продолжительность разработки обучающих программ в рамках экспертного обучения на 50% [11].

Автоматизированная система заявок на обучение. В Спортмастере в рамках использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала внедрена автоматизированная система заявок на обучение. Она представляет собой инструмент, который используют для управления процессом подачи, обработки и реализации запросов на обучение сотрудников. После подачи заявки на обучение сотрудником компании данные из заявки автоматически попадают в базу, информацию из которой специалист по развитию и обучению берет в работу.

Преимущества: простота и удобство использования, возможность интеграции с другими информационно-коммуникационными технологиями в обучении персонала, доступность для всех сотрудников компании.

Недостатки: система заявок требует выстроенный бизнес-процесс работы с запросами на обучение, нет возможности автоматической отработки заявок, материалы по которым есть в СДО.

Синхронные обучающие онлайн-программы. В рамках реализации синхронных онлайн-программ обучения персонала внедрена система для проведения видео-конференций, которая доступна для всех сотрудников компании, которая помогает обучать сотрудников из распределенных команд, находящихся в разных местах.

Преимущества: простота и удобство использования, высокое качество связи, доступность для всех сотрудников компании.

Недостатки: невозможность реализации записи онлайн-тренингов, отсутствие интеграции с другими информационно-коммуникационными технологиями.

Важно отметить, что вышеописанные форматы информационно-коммуникационных технологий используются и как самостоятельные сервисы, и как экосистема онлайн-обучения. Это позволяет выстроить качественную и эффективную инфраструктуру синхронного и асинхронного обучения [7].

SWOT-анализ информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала компании Спортмастер (рис. 7).

Рисунок 7. SWOT-анализ информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала компании Спортмастер

(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)

Сильные стороны: интеграция информационно-коммуникационных технологий с другими системами позволяет обеспечить бесшовный и удобный пользовательский путь, что повышает вовлеченность и качество процесса обучения, а наличие центра экспертизы помогает обеспечить бесперебойную работу и развитие ИКТ.

Слабые стороны: отсутствие учета пользовательского опыта влечет за собой снижение вовлеченности обучения, а также влияет на образовательные результаты учащихся, а отсутствие системы анализа данных по обучению не дает возможность эффективно реагировать на проблемы и сложности учащихся в процессе обучения.

Возможности: масштабируемость информационно-коммуникационных технологий позволяет обеспечивать работу процесса обучения персонала при любом количестве обучающихся вне зависимости от их местонахождения, а расширение используемых форматов обучения сотрудников повышает эффективность этого процесса.

Угрозы: зависимость от внешних провайдеров может влиять на скорость разработки и внедрения обучающих материалов, а также может уменьшать гибкость изменений в обучении. Утечка данных – важный и часто встречающийся риск работы с информационно-коммуникационными технологиями. Для качественной работы с ним необходимо привлечение в процесс обучения специалистов по информационной безопасности.

Важно отметить, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения компании ООО «Спортмастер» привело к увеличению количества участников обучения, увеличило показатели NPS и CSAT на 9 и 11% соответственно, а также увеличило количество обучающих дидактических единиц на 93.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала ООО «Спортмастер» имеет значительный потенциал для повышения эффективности и качества обучения, особенно с учётом масштабов компании и её распределённой структуры. Однако успешная реализация этой стратегии требует решения ряда проблем, таких как повышение цифровой грамотности сотрудников, обеспечение технической поддержки и мотивации персонала к участию в программах обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий должно быть обосновано целями и задачами развития HR-функции в компании, а также должно влиять на бизнес-результаты организации. При внедрении информационно-коммуникационных технологий важно изначально закладывать возможность масштабирования инфраструктуры, а также возможность интеграции и взаимодействия с другими системами. Для реализации информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала лучше всего отталкиваться от бизнес-процесса разработки и внедрения обучения.

Для максимального эффекта рекомендуется:

• Инвестировать ресурсы в обучение специализирующих сотрудников работе с информационно-коммуникационными технологиями;

• Регулярно обновлять используемые информационно-коммуникационные технологии;

• Внедрять смешанные форматы обучения и развития сотрудников (асинхронные, синхронные, онлайн, очные);

• Проводить мониторинг эффективности обучения и удовлетворённости сотрудников.


References:

Ispolzovanie elektronnogo obucheniya dlya povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov malyh predpriyatiy [Use of electronic training to increase the qualification of employees of small enterprises]. (2020). Journal “ASR: Pedagogy and Psychology”’. (4(33)). 229-232. (in Russian). doi: 10.26140/anip-2020-0904-0050.

Baychurin F.A. (2017). Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii i upravlenie personalom [Information and communication technologies and personnel management]. Forum molodyh uchenyh. (5(9)). 197-199. (in Russian).

Bogdanova V.A. (2020). Opredelenie potrebnosti v obuchenii personala [Determining thr need for training of personnel]. Economy and society (Ekonomika i socium). (9(76)). 430-435. (in Russian).

Gladkaya K.V., Semina A.P. (2019). Ispolzovanie informatsionno-kommunikatsionnyh i virtualnyh tekhnologiy v obuchenii personala [The use of information-communication and virtual technologies in personnel training]. Moscow Economic Journal. (11). 69. (in Russian). doi: 10.24411/2413-046X-2019-10107.

Kanatnikova N.N. (2014). Ob integriruyushchey roli sredstv informatsionnyh i kommunikatsionnyh tekhnologiy, ispolzuemyh dlya podgotovki studentov-medikov [On the integrating role of information and communication technology tools used to train medical students]. Eurasian Union of Scientists. (8-3(8)). 95-96. (in Russian).

Kostikov A.N. (2010). O razvitii informatsionnyh tekhnologiy [On the development of information technology]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. (7). 33-35. (in Russian).

Kurkina E.Yu. (2014). Analiz effektivnosti vnedreniya informatsionnyh tekhnologiy v protsess podgotovki upravlencheskikh kadrov [Analysis of the effectiveness of information technology implementation in the process of managerial personnel training]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (8(68)). 4. (in Russian).

Lamzin R.M., Yakimchuk G.D. (2016). Sovremennye obuchayushchie informatsionnye tekhnologii v innovatsionnom biznes-obrazovanii [Modern educational information technologies in innovative business education]. Perspektivy razvitiya informatsionnyh tekhnologiy. (29). 63-68. (in Russian).

Lobach F.S. (2023). Etapy razrabotki elektronnyh obuchayushchikh kursov [The stages of developing e-learning courses]. Nauchnyy aspekt. 10 (6). 1254-1263. (in Russian).

Lobach F.S. (2023). Metody distantsionnogo obucheniya i povysheniya kvalifikatsii personala kompaniy [Methods of distance learning and professional development of company personnel]. Nauchnyy aspekt. 10 (6). 1264-1271. (in Russian).

Lobach F.S. (2023). Otsenka effektivnosti distantsionnogo obucheniya [Evaluation of the efficiency of distance learning]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7(156)). 1279-1282. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2023.156.7.232.

Lobach F.S. (2024). Novye podkhody k proektirovaniyu obrazovatelnoy programmy dlya razvitiya kompetentsiy rabotnikov [New approaches to designing an educational program to develop employee competencies]. Innovation and Investment. (10). 163-165. (in Russian).

Nikitina V.O. (2021). Metodiki obucheniya personala v organizatsiyakh [Methods of personnel training in organizations]. E-Scio. (9(60)). 447-452. (in Russian).

Pogorelova E.V., Sakova T.G. (2015). Perepodgotovka personala na osnove sovremennyh informatsionno-kommunikatsionnyh tekhnologiy [Staff retraining on the base of modern information and communication technologies]. Naukovedenie. 7 (6(31)). 76. (in Russian). doi: 10.15862/43EVN615.

Prisyazhnyuk A.V. (2014). Rol informatsionno-kommunikatsionnyh tekhnologiy v upravlenii personalom [The role of information and communication technologies in personnel management]. Molodiy vcheniy. (1-1(03)). 242-245. (in Russian).

Revinova S.Yu. (2010). Ispolzovanie informatsionno-kommunikatsionnyh tekhnologiy v rossiyskikh kompaniyakh [Information and communicative technologies in the Russian companies]. Bulletin of the Russian University of Peoples’ Friendship. series: economics. (3). 22-30. (in Russian).

Sharabyrov A.S. (2013). Ispolzovanie informatsionno-kommunikatsionnyh tekhnologiy v obrazovanii [Information and communication technologies in education] Reshetnev readings. 524-526. (in Russian).

Soroko A.V., Baklanov P.A., Solodova M.V., Zelentsov A.V., Kolesnikov A.M. (2018). Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii na gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii [The information and communication technologies in the state civil service of the Russian Federation]. Public service. 20 (1(111)). 28-37. (in Russian). doi: 10.22394/2070-8378-2018-20-1-28-37.

Ternovskiy O.A. (2015). Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v sisteme podgotovki personala promyshlennogo predpriyatiya [Information and communication technologies in the training of personnel of industrial enterprises]. Engineering journal of Don. (1-2(34)). 1. (in Russian).

Turlakova S.S. (2019). Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii razvitiya «umnyh» proizvodstv [Information and communication technologies for the development of «smart» industries]. Ekonomika promyshlennosti. (1(85)). 101-122. (in Russian). doi: 10.15407/econindustry2019.01.101.

Valiullin M.R. (2017). Obuchenie personala firmy i otsenka ego effektivnosti v usloviyakh konkurentnoy sredy [Training of the company's personnel and evaluation of its effectiveness in a competitive environment]. Economy and society (Ekonomika i socium). (1-1(32)). 251-256. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:54:53