Трансакционная томография устойчивого развития экономической экосистемы территории
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2025)
Введение
Понимание динамики процессов внутри экосистем, в частности, того, как их неотъемлемые характеристики и конфигурации формируют результаты производительности, имеет первостепенное значение. Архитектура экосистемы отображает, как её функционирование может быть организовано. Таким образом, конфигурации экосистемы существенно влияют на ее комплексную динамику, производительность, стабильность и подверженность негативным воздействиям. Исходя из выше сказанного, управление экономической экосистемой играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития территории.
В данном исследовании территория рассматривается как экономическая экосистема, где органы власти являются ядром экосистемы, а муниципалитеты, средства массовой информации (СМИ), университеты, бизнес, общество – элементы экосистемы (стекхолдеры). Участники экосистемы взаимодействуют между собой, обеспечивая совместное создание ценности и удовлетворяя свои и общие потребности и интересы.
Цифровая инфраструктура является основой экономической экосистемы и позволяет большему количеству участников вносить свой вклад с помощью своих инноваций.
Благодаря своей генерирующей природе цифровые технологии позволяют внедрять инновации и стимулировать изменения. Цифровизация открывает новые возможности, стимулирует активность, конкуренцию и инновации в экосистеме, что в свою очередь усиливает цифровую трансформацию. Цифровые технологии позволяют быстрее модифицировать разработку продуктов и экспериментировать, что приводит к более динамичным и постоянно развивающимся цифровым процессам. Bejjani M. [9, с. 2]
На данный момент существует большое количество исследований, связанных с изучением экономических экосистем. Самые распространённые исследовательские работы в этой сфере направлены на изучение инновационных, предпринимательских экосистем, экосистем организаций и фирм. Исследований, связанных с рассмотрением экономической экосистемы территории и регионов, а также управлению такими системами, на сегодняшний день недостаточно, поэтому данной работой восполняется научный пробел в этом направлении.
Одним из значимых показателей эффективности функционирования органов власти территории (региона) являются трансакционные издержки, поэтому их сокращение становится одним из приоритетных направлений деятельности государства в рамках политики по цифровизации государственного управления. Совершенно точно можно говорить о сокращении трансакционных издержек благодаря цифровизации. Использование информационных технологий вписывается в теорию трансакционных издержек Р. Коуза: чем больше лиц (или учреждений) используют электронный способ взаимодействия, тем быстрее и эффективнее осуществляются трансакции между ними. Соответственно, цифровизация имеет результаты, связанные с сокращением трансакционных издержек и в сфере публичного управления. Николаева К.С. [1, с. 46]
Проведение томографического анализа трансакционных издержек экономической экосистемы территории позволит совершенствовать систему управления, определять текущий уровень цифровых взаимодействий, находить слабые места в управлении, корректировать несоответствия, а также принимать своевременные решения.
Применение сквозных цифровых технологий в управлении экосистемой существенно влияет на эффективность достижения показателей устойчивого развития территории, поэтому целью настоящего исследования является разработка методологии управления экономической экосистемой территории на основе проведения томографического анализа трансакций взаимодействия элементов экосистемы территории и использования сквозных цифровых технологий в управлении элементами экосистемы для обеспечения показателей устойчивого развития.
Научная новизна данного исследования представлена в разработке методологии управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории на основе применения трансакционной томографии взаимодействия участников этой системы, позволяющая развивать методологию экосистемного анализа управления развитием территорий в условиях цифрового общества.
Экономическая экосистема и стейкхолдерский подход
Концепция экосистем набирает обороты среди ученых и политиков как способ содействия цифровому переходу организаций и общества. Метафора экосистемы относится к сетям организаций и отдельных лиц, взаимодействующих посредством механизмов сотрудничества для достижения общей цели. Marinelli L. [18, с. 2]
Экосистемы могут выполнять различные роли. Например, бизнес-экосистемы включают роли, связанные с обменом информацией и сотрудничеством, а также вспомогательные роли, которые выполняют функции координации и ведения переговоров между участниками, включая организаторов. В исследовании бизнес-экосистемы были выявлены взаимодополняющие, совместные, комбинированные, конкурирующие и совместные роли. Oberg C. [21, с. 3]
Поскольку экосистема представляет собой сложное образование, включающее в себя множество субъектов с различными и часто противоречивыми мотивами, взаимно влияющими друг на друга, изучение точек зрения всех участников представляет определяющее значение для получения всестороннего понимания факторов, влияющих на принятии технологии взаимодействия. Antsipava D. [7, с. 10]
В данном исследовании территория рассматривается как экосистема, где все заинтересованные стороны участвуют в развитии цифровой индустрии. Экосистема территории состоит из заинтересованных сторон (стейкхолдеров): муниципалитетов, средств массовой информации, университетов, бизнеса, общества, а также ядра экосистемы – органов власти.
Экосистемный подход позволяет установить связи, с помощью которых все заинтересованные стороны участвуют в совместной работе, направленной на достижение общих целей, используя сквозные цифровые технологии и цифровые платформы для обмена ресурсами, информацией, идеями. В экосистеме все заинтересованные стороны могут сотрудничать, сохраняя свои собственные интересы и цели. Novani S. [20, с. 216, 225]
Центральная роль в цифровизации экосистемы территории отводится её ядру – органам власти. Ahokangas P. [5, с. 13]
Экономическая экосистема территории – уникальный набор взаимозависимых субъектов и факторов «в пределах определенной территории», которая поддерживает социально - экономическое развитие.
Цифровизация также расширяет возможности для изучения различных тем, таких как искусственный интеллект и устойчивость экосистемы. Использование цифровых технологий, способствует распространению знаний между участниками экосистемы. Audretsch D.B. [8, с.1]
Применение в экономической экосистеме цифровых технологий и платформ все чаще рассматривается как источники реальных и потенциальных инноваций. Они позволяют осуществлять координацию и обеспечивать согласованность действий участников экосистемы территории, которые сотрудничают и стремятся к общему будущему. Spaniol M. J. [27, с. 2]
Цифровые технологии оказывают решающее значение в модернизации предоставления услуг в процессе совместного создании ценности. Фактически, существующие исследования подтверждают роль цифровых технологий как превосходных ресурсов создания ценности, способствующие повышению вовлеченности участников экосистемы. Цифровые технологии являются операционными инструментами, которые способны воздействовать на другие ресурсы для создания ценности. Bustinza O.F. [10, с. 3]
На сегодняшний день цифровые технологии используются организациями для улучшения бизнес-процессов или предложения услуг. Также они дают возможность производить обработку данных в режиме реального времени, делать более точные прогнозы и принимать решения на основе полученных данных. Pujadas R. [23, с. 1]
В основе инновационной экосистемы лежит цифровая платформа, которая предлагает возможности динамического обмена знаниями между субъектами экосистемы. Это не только обеспечивает конкурентное преимущество субъектов, но и создает технологический эффект распространения знаний, информации, данных. Цифровизация обогащает и усиливает сложные отношения между субъектами инноваций и экономической экосистемой, в итоге способствуя общему повышению эффективности функционирования системы. Ya-Du Z. [29, с. 3]
Взаимодействие между разнообразием компонентов ресурсов экосистемы и согласованностью вокруг общих ценностей и культуры создает устойчивость экосистемы. Используя преобразующие возможности цифровых технологий, появляются уникальные возможности для улучшения сотрудничества и мобилизации ресурсов, что может способствовать устойчивому росту экономической экосистемы территории в цифровую эпоху. Marquardt L. [19, с. 10]
Цифровые технологии широко используются для создания механизмов оркестровки экосистемы, позволяя участникам предлагать дополнительные продукты или услуги. Cimino A. [12, с. 2]
Цифровые технологии должны устранять барьеры в процессе взаимодействия и позволять каждому участнику экосистемы получать доступ к самым передовым функциям и системам для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Экономическая экосистема предоставляет пользователям единую, простую в использовании среду, предоставляющую доступ к различным услугам, продуктам и идеям.
Интеграция цифровых технологий в экосистеме указывает на движение к созданию цифрового общества. Умные сообщества используют цифровые технологии и данные для повышения качества жизни жителей, улучшения управления ресурсами и содействия устойчивому развитию. Liu B. [16, с. 2, 11]
Система считаются устойчивой, если участники экономической экосистемы, сообщество или отдельный человек, находящейся в ней, имеет надлежащий доступ к человеческим, физическим, социальным, природным и финансовым ресурсам для создания потенциала восстановления после различных потрясений, таких как стихийные бедствия, экономические спады и конфликты с другими элементами экосистемы. Цифровые технологии воспринимаются как инструменты для достижения устойчивости и улучшения качества жизни. Устойчивость может быть достигнута, когда предлагаемая технология расширяет возможности сообщества. Расширение возможностей сообщества требует целостного поэтапного подхода, подчеркивающего наращивание цифровых возможностей всех заинтересованных сторон, участвующих в преобразовании экосистемы. Anand S. [6, с. 2, 15]
Организация Объединенных Наций (ООН) приняла основные цели УР (устойчивое развитие). В 2015 году государства-члены ООН одобрили «Повестку дня на период до 2030 года», итогами которой являются 17 ЦУР (цели устойчивого развития), направленных на улучшение глобальной ситуации в мире и, следовательно, требующих совместных действий. ЦУР включают 303 показателя для управления производительностью и прогрессом, связанными с определенными целями и результатами.
Оценка развития стран по каждой цели независимо и по набору показателей, связанных с ней, позволит более точно понять существующее положение в понятии устойчивого развития, а также сделать хороший прогноз будущих событий. Dwivedi P. P. [14, 1-2, 6]
Устойчивое развитие определяется как удовлетворение потребностей и стремлений настоящего времени без ущерба для способности удовлетворять потребности и стремления будущего», и аналогично, указывает: «Такое развитие будет устойчивым, если оно связывает экономические решения с социальным и экологическим благополучием, т.е. связывает качество жизни с качеством окружающей среды и, следовательно, с экономической рациональностью и социальным благосостоянием». Roldan C. S. [25, с. 5]
Определение устойчивого развития дается с точки зрения «человека, который думает о будущем» не как о чем-то, что ему не принадлежит, а как о том, что входит в его целевую функцию. Следовательно, определение устойчивого развития и такого развития должно удовлетворять потребностям нынешних поколений, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять те же потребности. Sgroi F. [26, с. 1]
Участники цифровой экосистеме должны иметь возможность управлять ресурсами, поступающими данными, контролировать их, устанавливать видимость и статус своих объектов, услуг и личной информации, обеспечивая согласованные и четкие правила хранения, использования и конфиденциальности данных. Кроме того, открытость и прозрачность в отношении управления данными становятся необходимыми для построения доверия и содействия соглашениям о совместном использовании данных между различными элементами экосистемы. Carmonaa O. G. [11, с. 2]
Устойчивое развитие экономической экосистемы территории отражает необходимость органам власти пересмотра политики и принципов, которые обеспечивают поддержку участников (стейкхолдеров) экосистемы, в процессе управления, сотрудничестве и интеграции ресурсов в ней. Makkonen H. [17, с. 555]
Между инновациями и цифровизацией существует внутренняя связь, отмеченная специфическими и структурными социально-экономическими характеристиками регионов и стран. Эти характеристики объясняют неоднородность территории и во многих случаях определяют конкретные пути для следующих цифровых преобразований. Rojas F.H. [24, с. 1]
Роль цифровой экономики в развитии человеческого капитала выражается в распространении знаний, в сужении временного и пространственного разрыва, в снижении издержек, связанных с информационными транзакциями, а также способствует обмену лучшими практиками, талантами и сотрудничеству. Wang S. [28, с. 3]
Исследования показывают, что хорошо спроектированная стратегия экосистемы может значительно улучшить производительность. Успех во многом зависит от того, насколько хорошо она может способствовать взаимодействию между различными участниками. Результаты также показывают, что эффективное проектирование экосистемы требует тщательного рассмотрения вовлеченных субъектов, их взаимодействия, а также правил и механизмов управления, которые регулируют их поведение. Эффективное проектирование экосистемы требует тщательного рассмотрения вовлеченных субъектов, их взаимодействия, а также правил и механизмов управления, которые регулируют их поведение. Duan W. [13, с. 3]
Исследование концепции управления экономической экосистемой территории в контексте применения ЦТ (цифровые технологии) все еще находится на начальной стадии. Существующие исследования были сосредоточены в первую очередь на технологических перспективах применения облачных вычислений и больших данных, перспективы управления инновациями или бизнес-экосистемами. До сих пор не существует целостного подхода в управлении экономической экосистемой территории посредством применения сквозных цифровых технологий. Несмотря на то, что в некоторых исследованиях отмечались положительные результаты применения ЦТ в бизнесе или экосистемах услуг, мало что известно о том, как концепция экосистем способствует цифровым инновациям и их влиянию на достижение ЦУР. До сих пор вопрос о том, как осуществлять координацию, управление или применение цифровых технологий в экономической экосистеме, остаётся открытым. Liao Н. T. [15, с. 407]
Методология исследования
Информационная база исследования – статьи, опубликованные в открытом доступе и проиндексированные в базах данных Science Direct и РИНЦ, а также авторские разработки по стейкхолдерскому представлению экономических экосистем территории и эволюционному развитию подобных экосистем.
Настоящее исследование представляет собой обзор научных работ по результатам изучения вопросов, связанных с экосистемными экономическими отношениями, разработкой метода томографического анализа экономической экосистемы для выбора технологических инструментов управления изменениями устойчивого социально-экономического развития экономических экосистем территории в цифровом обществе.
Управление устойчивым развитием экономических экосистем на основе томографического анализа
Для дальнейшего понимания вопросов, касающихся управления устойчивым развитием экономических экосистем территорий следует опираться на целевые показатели и индикаторы программы ООН, сроки реализации которой запланированы до 2030 года.
На первом этапе управления устойчивым развитием экономической экосистемой территории происходит выбор целей разработанных программой ООН. Данные цели могут быть выбраны на основе устойчивости социально – экономического развития и специфики стейкхолдеровского представления экосистемы территории.
Следующим этапом является выбор индикаторов достижения целей устойчивого развития, также разработанных и представленных в программе ООН. Для достижения каждой цели может быть разработан комплекс индикаторов.
Экосистема территории представляет собой систему, в которой органы власти территории являются её ядром, а стейкхолдеры являются элементами экосистемы, от которых зависят изменения показателей её устойчивого развития. Поэтому следующим этапом будет определение стейкхолдеров экосистемы, косвенно или напрямую влияющих на показатель конкретного индикатора цели устойчивого развития программы ООН. Попов Е.В. [3, с. 1289]
После определения стейкхолдеров, влияющих на показатели индикаторов ЦУР ООН, приходим к использованию томографического анализа УР (устойчивое развитие) экосистемы. Данный анализ служит для определения текущего состояния уровня взаимодействия ядра экосистемы (органов власти) со стейкхолдерами территории посредством применения сквозных цифровых технологий. В предыдущем исследовании авторов выделены 4 уровня взаимодействия участников экосистемы территории, характеризующиеся эффективностью согласованности действий между цифровыми технологиями, знаниями и людьми в контексте уровня устойчивого развития экосистемы: рождение, укрепление, лидерство и обновление экосистемы. Попов Е.В. [4, с. 6-8]
На этапе рождения происходит процесс формирования взаимодействия участников экосистемы, проводится работа с участниками экосистемы для определения уровня вовлеченности, создаётся база данных участников экосистемы. Этап характеризуется малым количеством ресурсов и небольшим количеством новых ресурсов, поступающих в экосистему.
На этапе укрепления взаимодействие с другими участниками экосистемы выходит на более высокий уровень. Появляются новые каналы для обмена информацией, данными, ресурсами для достижения более эффективного взаимодействия. Увеличивается доля переработанных ресурсов и создаются новые.
Следующий этап лидерство подразумевает высокий уровень взаимодействия между участниками экосистемы. Поддерживаются стабильные позиции, обеспечивается привлекательность стратегии создания комфортных условий для сотрудничества. Создаются новые источники и передаются между участниками экосистемы. Привлекаются значительные новые ресурсы извне.
На этапе обновления осуществляется разработка инновационных идей и обновления существующей экосистемы. Создаются высокие барьеры для входа новым участникам экосистемы.
Следует подчеркнуть, что взаимодействие ядра экосистемы с каждый стейкхолдером может находиться на различных этапах развития - рождение, укрепление, лидерство и обновление отношений. В этом случае необходима трансакционная томография как послойный анализ взаимодействия ядра системы (органов власти территории) с каждым элементом (стейкхолдером системы). В зависимости от этапа развития отношений будут применимы различные управленческие воздействия.
Следовательно, далее определяем этап устойчивого развития экосистемы территории при формировании цифрового взаимодействия между ядром (органами власти) и каждого стейкхолдера (участника экосистемы) для определения текущего состояния уровня взаимодействия участников экосистемы, а также для разработки последующих шагов, позволяющих достичь целевого состояния, при котором система будет самодостаточной.
С повышением уровня взаимодействия, вследствие расширения институционального обеспечения отношений, объем трансакционных издержек будет падать (рис. 1). Popov E.V. [22, c. 475]
Источник данных: составлено авторами
Рисунок 1. / Fig.1: Снижение трансакционных издержек на различных этапах взаимодействия ядра экосистемы с ее стейкхолдерами. Источник данных: составлено авторами
Рисунок 1. / Fig.1: Снижение трансакционных издержек на различных этапах взаимодействия ядра экосистемы с ее стейкхолдерами.
Рисунок 1 отражает зависимость изменения трансакционных издержек от цифрового уровня взаимодействия (томография устойчивого развития) между элементами экосистемы, органами власти и стейкхолдерами при управлении устойчивым развитием экономической экосистемой территории. График на рисунке показывает, что чем выше уровень цифрового взаимодействия, тем меньше объём трансакционных издержек в процессе управления и взаимодействия органами власти со стейкхолдерами экономической экосистемы территории.
Определив уровень устойчивого развития экосистемы переходим к следующему этапу оценки финансового взаимодействия с ядром экосистемы (органами власти), для понимания конкретных затрат и объёмов при взаимодействии с участниками экосистемы. Данное мероприятие позволит нам провести предварительный анализ того, где данные затраты можно компенсировать применением сквозных цифровых технологий. Конкретные затраты и стоимость мероприятий на реализацию целей и индикаторов устойчивого развития предлагается выделять из бюджета правительства территорий, а также национальных проектов, представленных в официальных источниках субъектов территорий.
На следующем этапе происходит определение влияния стейкхолдеров на достижение показателей индикаторов устойчивого развития. Оцениваются затраты при взаимодействии органов власти со стейкхолдерами экосистемы, выявляются слабые места, прорабатываются возможности сокращения затрат за счёт разработки и реализации организационных мероприятий и сокращения транзакционных издержек.
Изучив и проанализировав затраты, специфику взаимодействия стейкхолдеров с органами власти, влияние стейкхолдеров на обеспечение и реализацию индикаторов и показателей проводим анализ применения сквозных цифровых технлогий на обеспечение реализации целевых показателей устойчивого развития.
Источник данных: составлено авторами
Рисунок 2. / Fig.2: Управление органами власти стейкхолдерами территории.
*ИИ – искусственный интеллект
VR/AR – виртуальная реальность / дополненная реальность
На рисунке 2 представлена схема управления экосистемой территории органами власти посредством применения сквозных цифровых технологий. С помощью применения сквозных цифровых технологий происходит взаимодействие элементов экосистемы и её ядра. Применение как одной, так и нескольких технологий может обеспечивать управление каждым стейкхолдером и отдельным элементом экосистемы.
Источник данных: составлено авторами
Data source: compiled by the authors
Рисунок 3. / Fig.3: Управление органами власти территории устойчивым развитием экономической экосистемы территории / Management by the territorial authorities of the sustainable development of the economic ecosystem of the Territory.
На рисунке 3 представлена общая схема управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории. Органы власти, применяя сквозные цифровые технологии, осуществляют управление элементами экосистемы территории. Стейкхолдеры в свою очередь обеспечивают целевые показатели развития экономической экосистемы территории.
После консолидации всех полученных данных, обработки информации и результатов предыдущих пунктов настоящей методологии методом экспертных оценок, моделирования, прогнозирования и предварительных расчётов определяются потенциальные возможности для получения положительных результатов от применения сквозных цифровых технологий в способе управления элементами экосистемы и воздействия на индикаторы устойчивого развития. При необходимости вносятся изменения/дополнения к принятым для обсуждения вариантам управления.
Если же способ применения сквозных цифровых технологий в ходе предварительного анализа рабочей группой принят в работу, то следующим этапом будет расчёт экономического эффекта.
Одним из способов определения экономического эффекта изменений бизнес-процессов является функционально-стоимостный анализ, который позволяет определить стоимость каждой функции бизнес-процесса и оценить экономический эффект от изменения этих функций. Предлагается использование методов анализа производительности бизнес-процессов, таких как анализ времени выполнения процесса, оценки качества продукции и услуг, стоимостного анализа затрат на производство и пр.
При функционально-стоимостном анализе экономическим эффектом являться разность между суммами стоимостей функций модифицированного и исходного бизнес-процессов. Экономический эффект есть разность суммы экономий от высвобождения ресурса и дополнительных затрат на реализацию изменений. Рассчитывается по формуле (1).
Effect = ∑Ei – Зp, (1)
где Ei — экономия от высвобождения ресурса;
3𝑝 — дополнительные затраты на реализацию изменений.
Стоимость каждой функции складывается из суммы по всем статьям (группам) затрат, возникающих при работе бизнес-процесса (2).
Fi = ∑Cni, (2)
где Fi — стоимость функции; Cni — стоимость затрат для функции.
Экономия для каждой функции от изменения бизнес-процесса выражается в разности стоимости функции модифицированного и изначального бизнес-процессов (3).
Ei = Fi* – Fi = ∆Fi, (3)
где Ei — экономия функции от изменения бизнес-процесса;
Fi* — стоимость функции изменённого (модифицированного бизнес-процесса). Пинегина В.С. [2, с. 1101]
Если результаты расчёта экономического эффекта показывают нерентабельные значения – переходим в начало данной методологии, где производится выбор цели и индикатора устойчивого развития.
При получении положительного результата расчёта экономического эффекта, оказывающего влияние на финансовые показатели экосистемы территории, а также показывающим необходимость реализации проекта применения сквозных цифровых технологий, приступаем к формированию рабочей группы из числа руководителя проекта, держателей процессов, специалистов IT и других участников, в зависимости от необходимости их привлечения и специфики реализации того или иного инструмента управления или воздействия. Вместе с тем разрабатывается план по реализации проекта, ведутся работы по адаптации продукта цифрового управления или воздействия к текущим реалиям.
Конечным этапом является непосредственно управление индикатором устойчивого развития. В качестве инструмента контроля пошагового исполнения перечисленных этапов методологии, разработана и представлена схема функционирования чек - листа (рисунок 3) для внедрения СЦТ (сквозные цифровые технологии) в управление территорией.
Источник данных: составлено авторами
Рисунок 4. Управление устойчивым развитием экономических экосистем на основе томографического анализа.
*УР – Устойчивое развитие;
*СЦТ – Сквозные цифровые технологии
Рисунок 4 демонстрирует подобие чек-листа, в котором отражены последовательные шаги внедрения сквозных цифровых технологий в управление экономической экосистемой территории на основе томографического анализа взаимодействия ядра экосистемы с ее стейкхолдерами.
Научная новизна полученного результата заключается в разработке методологии управления устойчивым развитием экономических экосистем на основе трансакционной томографии взаимодействия участников этой системы, развивающей методологию экосистемного анализа управления развитием территорий в условиях цифрового общества.
Обсуждение полученных результатов
Преимуществом полученных результатов является тот факт, что данная методология является первым шагом к применению сквозных цифровых технологий в управлении экономической экосистемой территории. Используя стейкхолдерский подход и рассматривая территорию как экономическую экосистему, в которой центральным звеном являются органы власти, разработанная методология обеспечивает управление территорией на основе использования томографического анализа экономических отношений и организации управления на основе применения сквозных цифровых технологий стейкхолдерами экосистемы в достижении показателей устойчивого развития экономической экосистемы территории.
На данный момент представленная методология носит концептуальный характер и является фундаментом, основанием для последующих исследований. В процессе применения методологии на практике будут появляться множество вопросов. Например, на этапе определения стейкхолдеров экосистемы, которые оказывают влияние или могут оказывать на изменение показателя индикатора уже могут появиться проблемы связанных с определением влияния стейкхолдеров. Они могут прямо или косвенно воздействовать на обеспечение индикатора устойчивого развития территории, тем самым затрудняя их выбор для проведения последующих шагов методологии.
Проведение томографического анализа устойчивого развития территории, где определяется текущий уровень взаимодействия органов власти с участниками экосистемы посредством применения сквозных цифровых технологий в управлении индикаторами, также будет требовать доработок и уточнение критериев уровня взаимодействия участников в экосистеме.
Следующий этап - определение текущих финансовых затрат на обеспечение выбранного индикатора. Для этого используем показатели бюджета субъекта РФ, в том числе и государственных программ и национальных проектов. На этом этапе возникают сложности в выявлении конкретных затрат стейкхолдерами. Здесь могут быть разные причины, во –первых не все индикаторы можно измерить затратами из бюджета, во-вторых, одна строка бюджета может использоваться в разных индикаторах и стейкхолдерах. При определении специфики влияния стейкхолдера на обеспечение индикатора важно определить каким образом стейкхолдеры могут оказывать воздействие на индикатор для того, чтобы можно было оценить затраты и определить возможность применения той или иной цифровой технологии для осуществления цепочки взаимодействия органы власти – стейкхолдер – индикатор. На основании предварительно проведённого анализа влияния стейкхолдеров на индикатор, проводится детальная проработка возможности применения сквозных цифровых технологий. Анализируем применение цифровой технологии на изменения индикатора УР.
Вместе с тем, полученные результаты являются методологической основой для разработки стратегического плана устойчивого развития территорий на основе трансакционной томографии экономических отношений в условиях цифрового общества.
Заключение
В данной статье подробно раскрываются понятия экономической экосистемы территории и использования стейкхолдерского подхода в ней, на основе которого появляются возможности для применения цифровизации управления элементами экосистемы.
Описано влияние цифровизации на «трансакционные издержки» в сфере публичного управления, которые возникают при реализации функций государства. Соответственно, органы власти ставят перед собой цель сокращения трансакционных издержек, в качестве одного из средств цифровизации управления.
Рассмотрены понятия устойчивого развития экосистемы и влияние цифровизации, применение сквозных цифровых технологий на обеспечение устойчивого развития. Раскрыты вопросы, связанные с цифровым управлением экономической экосистемой территории.
Определили, что томография устойчивого развития экономической экосистемы территории отражает прямую зависимость между уровнем цифрового взаимодействия стейкхолдеров экосистемы и снижением объёма трансакционных издержек.
На основе проведённого литературного обзора была выявлена проблема отсутствия методологии применения цифровых технологий в управлении устойчивым развитием экосистемы территории. Данная проблема послужила фундаментом для разработки методологии.
Данная методология позволит интегрировать сквозные цифровые технологии в систему управления устойчивым развитием экосистемы территории. Для органов власти это позволит осуществлять более эффективное управление, основанное на прозрачности существующих процессов, оперативным обменом данных между участниками экосистемы, быстротой принятий решений, а также снижения объёмов трансакционных издержек.
Методология позволяет всесторонне оценить текущий уровень развития экосистемы, открывает новые возможности для дальнейшего развития, помогает выявить и устранить недостатки в организации процессов, протекающих при взаимодействии участников экосистемы.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в развития методологических подходов к оценке экономических отношений между различными участниками экономической экосистемы территории. Практическая значимость полученных результатов состоит в разработке прикладного аппарата стратегического планирования развития территорий на основе анализа трансакционных издержек отношений между ядром экосистемы и ее стейкхолдерами в условиях цифрового общества.
Страница обновлена: 04.02.2025 в 14:14:14