Модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости в условиях развивающейся бизнес-экосистемы
Щепакин М.Б.1, Хандамова Э.Ф.1, Петриченко Д.Г.1
1 ФГБОУ ВО «КубГТУ»
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)
Аннотация:
Проблема повышения удовлетворенности людей жилищными условиями остается в центре внимания общества и бизнеса, поскольку ее решение может рассматриваться в качестве важнейшей предпосылки экономической стабильности государства. Обозначена необходимость повышения уровня обеспеченности трудового ресурса качественным жильем в интересах создания благоприятных условий для обретения страной технологического и экономического суверенитета. Аргументируется значимость для субъектов бизнеса в сфере жилищного строительства объективной оценки удовлетворенности клиентов предлагаемым ему жильем, которая зависит от множества факторов, определяющих рациональный выбор потребителями объектов жилой недвижимости. Целью проведенного исследования является разработка модели диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости, возводимых бизнесом, который функционирует и развивается в границах создаваемых им маркетингово-коммуникационных полей, ориентированных на маркетингово-поведенческую адаптацию субъектов к новым экономическим условиям и изменяющимся потребностям в векторе инновационных преобразований в обществе. Предложена модель формирования конкурентоспособности субъектами сферы жилой недвижимости в условиях инновационных изменений, в которой взаимоувязаны факторы, определяющие возможность завоевания ими выгодных конкурентных позиций посредством построения маркетингово-коммуникационных платформ (с элементами диджитал-инструментария) в ходе реализации дорожной карты по осуществлению эффективной маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям заявляемой инновационной политики и изменяющимся запросам потребителей в отношении объектов жилья. Расширено представление о методологии управления инновационными изменениями как о системе логически взаимосвязанных компонент при осуществлении субъектами предпринимательства производственной деятельности в рамках развивающихся бизнес-экосистем. Разработана модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости в границах развивающейся бизнес-экосистемы, нацеленной на достижение баланса интересов и выгод взаимодействующих сторон
Ключевые слова: жилая недвижимость, бизнес-экосистема, инновационные преобразования, маркетингово-поведенческая адаптация, маркетингово-поведенческий модулятор, мобилизационный «крючок», поведенческий доминатор, удовлетворенность потребителей, дорожная карта, методология управления инновационными изменениями, диагностическая оценка удовлетворенности потребителей
Финансирование:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»
JEL-классификация: O31, O32, O33
Мир, в котором всё движется, подобен сфере недвижимости,
в которой все движутся в стремлении обладать ею
М. Щепакин
Введение
На рынке недвижимости, где спрос и предложения подвержены постоянным изменениям, удовлетворение потребностей клиентов является одной из ключевых задач субъектов бизнеса [1], функционирующих на рынке жилой недвижимости и развивающихся в векторе его маркетингово-поведенческой адаптации к новой экономической реальности в рамках конкретных региональных образований. Проблемы, перспективы и тенденции развития жилищного строительства в условиях новой реальности в контексте влияния различных факторов на удовлетворенность потребителей рассматриваются следующими учеными: Лукашенок Т. Р. и Ефимова Е. Г. [2 ], Левин Ю.А. и Ларионов А.Н. [3], Зайцева М.В. [4], Косарева Н.Б. [5], Jin Ho Lim [6], Пустошкин В.В. [7], Пухова В.В. [8], Березина Е.Л. [9], Гареев И.Ф. и Мустафина Л.Р. [10], Борисова Л.А. [11], Смирнов В.М. [12], Анисимов А.Ю. и Водянников М.В. [13], Шляпина М.В. [14], Щепакин М.Б. [15] и др. Рассмотрению показателей рынка жилой недвижимости и механизмов управления его развитием посвящены труды Оборина М.С. [16], Лисицкой Т.С. [17], Довдиенко И.В. [18], Павловой М.Э. [19] и др.
Проблемам адаптации бизнеса к изменяющимся требованиям экономической реальности в различных аспектах отражения эпохи VUGA и ее неоднозначного воплощения посвящены труды следующих отечественных ученых: В.М. Ячменевой и Е.Ф. Ячменева (2019) [20], Н.А. Кузнецовой и Г.В. Пукач (2019) [21], М.В. Паничкиной и М.А. Масыч (2016) [22], М.Б. Щепакина [23, 24, 25, 26], Е.В. Дробот (2023) [27], М.Б. Щепакина Э.Ф. Хандамовой и Г.С. Петриченко (2024) [28], С.А. Туменовой (2022) [29], Т.В. Казаковой и Л.А. Горшковой (2022) [30], М.Ф. Цуканова (2011) [31], Ю.В. Новикова (2004) [32], Е.С. Мезенцевой (2009) [33], О.С. Витт (2012) [34], Д.И. Занько (2006) [35] и др.
Развитие методических подходов к управлению сферой жилой недвижимости в условиях многообразия и изменчивости влияющих факторов связано с необходимостью установления их взаимозависимостей и выявления значимости при принятии решений по развитию жилищного строительства. Без учета интересов взаимодействующих сторон и их мотиваций на инновационные изменения в ключевых составляющих цепочек создания стоимостей в сфере управления этой отраслью невозможно выстраивать маркетингово-коммуникационные поля разноотраслевыми участниками отношений. Ориентация на теоретический и практико-ориентированный научный задел в области управления изменениями [36] позволяет фокусировать внимание разработчиков моделей управления конкурентоустойчивостью бизнеса в сфере жилищного строительства на наиболее слабых составляющих выстраиваемых бизнес-процессов.
Использование закона мотивационного «пузыря» [37], взаимоувязывающего мотивации субъектов, их совокупного внутреннего потенциала и величину инновационной инертности трудового ресурса может быть полезным с позиций реинжиниринга бизнес-процессов и выстраивания сбалансированных бизнес-коммуникаций в поле адаптационных изменений в соответствии с задачами укрепления конкурентоустойчивости бизнеса в турбулентном рыночном окружении. Это в полной мере относится к субъектам сферы жилищного строительства, выстраивающим взаимодействия с разными участниками рынка в интересах удовлетворения потребностей, выступающих приобретателями жилья.
Первостепенное значение для субъектов бизнеса приобретает вопрос оценки удовлетворенности клиентов предлагаемым ему товаром. Можно обозначить большое количество факторов, определяющих удовлетворенность клиентов объектами жилой недвижимости [38]. Они влияют на выбор девелоперскими компаниями тех маркетинговых стратегий и тактик, реализация которых может обеспечить бизнесу удержание ими конкурентных позиций на изменяющемся рынке жилой недвижимости в новых экономических условиях [39]. Факторы, влияющие на оценку удовлетворенности клиентов объектами жилой недвижимости, могут формировать в сознании разных целевых аудиторий противоположные ответы на одни и те же вопросы, касающиеся тех или иных потребностей покупателей. Они определяются личностными предпочтениями клиентов, имеющих разные ценностные установки, мотивации, ресурсные возможности, ограничениями разного происхождения. Анализ факторов, определяющих удовлетворенность клиентов предоставляемыми ему для приобретения товарами (продуктами), а также разработка подхода к оценке их влияния на этот конечный результат, приобретает особую значимость в условиях мобилизационных экономических изменений и смены приоритетов экономического роста [28, 40]. Они должны базироваться на целевой установке социального доминатора в векторе наращивания усилий субъектов отношений (государства, органов власти, бизнеса, социальных институтов, индивидов и др.) для более полного удовлетворения изменяющихся потребностей социумов [41, 42], в том числе в удовлетворенности рядового человека объектами предлагаемой ему жилой недвижимости.
Целью исследования является разработка модели диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости, возводимых бизнесом, функционирующим и развивающимся в границах создаваемых им маркетингово-коммуникационных полей, ориентированных на маркетингово-поведенческую адаптацию субъектов к новым экономическим условиям и изменяющимся потребностям в векторе инновационных преобразований в обществе.
Модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости, строящимися бизнесом, функционирующим в границах создаваемых ими эко-систем
Развитие рынка жилищного строительства в условиях реализации приоритетов развития национальной экономики и необходимости обеспечения конкурентоустойчивости субъектов бизнеса региональных образований приобретает важное значение, поскольку формирование тренда на экономический рост определяется состоянием трудового ресурса (и прежде всего, его мотивационной и коммуникационной проницаемостью на изменения разного характера и разработку новых товаров и высокотехнологических решений) [43] и его нацеленностью на активное участие в процессах инновационных преобразований во всех отраслевых сферах и видах деятельности. Следует отметить, что развитие этого рынка подвержено влиянию множества факторов [13] (финансово-экономических, технических, инфраструктурных, организационно-управленческих, административных, маркетингово-поведенческих, коммуникационных и др.), которые в реальных условиях конкурентной среды определяют уровень конкурентоспособности субъектов жилищного строительства и их потенциал в отношении воплощения установок принятой инновационной политики региона. В условиях ограниченности ресурсов и турбулентности внешнего геополитического и геоэкономического окружения вопросы имплементации программ инновационной деятельности предприятий, производящих строительные материалы и разрабатывающих новые технологические решения [78], приобретают значимость на уровне государственной власти и звеньев муниципального управления.
Нами разработана модель формирования конкурентоспособности субъектами сферы жилой недвижимости в условиях инновационных изменений, в которой взаимоувязаны влияющие факторы с составляющими (компонентами) функционирующего в ней бизнеса. Совокупность этих факторов рассматривается бизнесом в контексте формируемых ими маркетингово-коммуникационных полей, в рамках которых действуют и вступают во взаимоотношения субъекты различных видов и сфер деятельности. Составляющие бизнес-процессов «встраиваются» в дорожную карту реализации инновационных изменений, которая предполагает осуществление субъектами маркетингово-поведенческой адаптации к новым вызовам и изменившимся запросам потребителей в отношении объектов жилья (с учетом ограничений разного характера и способности субъектов стройиндустрии к осуществлению изменений). Собственно дорожная карта, на основе воплощения в ней сформулированных принципов, является отображением действий и поведения субъектов в соответствии с предлагаемой нами методологией управления инновационными изменениями. Она, в свою очередь, может быть реализована участниками взаимодействий в ходе адаптационного конструирования маркетингово-коммуникационных полей инициаторами преобразований разной направленности.
Нами сформулировано следующее определение: методология управления инновационными изменениями представляет собой систему логически взаимосвязанных компонент (целеполагающих, понятийно раскрывающих сущность процессов и явлений, принципо- и нормоустанавливающих, инструментарно-обеспечивающих в части методов, приемов, способов, подходов, инструментов, процедур и средств), включаемых во взаимодействие между собой и структурируемых в тех соотношениях по параметрам разного характера, которые позволяют достигать поставленных целей и способствовать наиболее эффективной реализации инновационных преобразований.
Результат реальной картины состояния той или иной выявленной проблемы в развитии бизнеса в сфере жилищной недвижимости формирует разветвленную цепь складываемых субъектами действий, совершаемых участниками отношений, вовлекаемых во взаимодействие посредством использования инициаторами формируемых сигналов и инструментов разного характера (рекламно-маркетинговых, манипулятивно-регулирующих [44], правовых, нравственно-этических, мотивационно-стимулирующих и др.). Действия взаимодействующих субъектов определяются их мотивациями и интересами, реализуемыми ими в моделях их поведения в соответствии с «рисуемыми» в сознании субъектов обстоятельствами и образами. Последние складываются на основе ценностных установок, которыми руководствуются индивиды и собственно субъекты бизнеса в своем поведенческом воплощении при принятии решений о взаимодействии с теми или иными участниками рынка, о покупке материальных активов, о строительстве объектов недвижимости и их продаже и т.п. Дисбаланс в действиях субъектов-участников маркетингово-коммуникационных полей во времени и пространстве, рассматриваемых в качестве звеньев бизнес-экосистемы [73, 61], а также в ходе десинхронизации (рассогласованности) маркетингового поведения [45] в различных измерителях (временных, пространственных, ценностных и др.) ведет к получению отрицательного результата в достижении целей развития и в решении задач экономического роста. Наиболее известными учеными, которые рассматривали становление экосистем как перспективный вектор в развитии бизнес-отношений и инновационных институциональных структур, являются: Людвиг фон Берталанфи [46, 47], Джеймс Ф. Мур [48], Артур Тенсли [49], Майкл Хэннан и Джон Фримен [50], Дебора Дж. [51], Кристофер Фриман [52, 71], Вальдес Дж. [53], Спиллинг О.Р. [54], Изенберг Д. Дж. [55], Стэм Э. [56], Коэн Б. [57], Иншаков О.В. [58], Айнакул Н.А. и Нурымова С.К. [59], Овчинникова А.В. [60] и др.
Следует признать, что применительно к сфере услуг на рынке недвижимости экосистема представляет собой совокупность множества взаимосвязанных элементов, которые в рамках построения цифровых платформ расширяют возможности субъектов потребительского сегмента и сопряженных с ним сфер различных видов деятельности бизнеса достигать желаемых целей с учетом их ментальных представлений о качественном образе жизни граждан с учетом их финансовых возможностей и тех требований, которые они предъявляют бизнес-сообществу в части получения нужной им информации в каналах, реализующих современный уровень цифровых технологий [61]. Развитие бизнеса на базе платформенных моделей, позволяющих приумножать эффекты, возникающие в ходе диджитализации бизнес-отношений между различными субъектами региональных экономик, как внутри выстраиваемой ими экосистемы, так и за ее пределами, обеспечивает масштабирование формируемых рекламно-маркетинговых, манипулятивных и иных сигналов в нужном бизнесу направлении. Такое масштабирование создает благоприятные условия для наращивания потенциала территории на достижение успеха в продвижении предлагаемых рынку товаров и продукции (услуг), а также подталкивает субъектов бизнеса к созданию благоприятных условий для укрепления конкурентоустойчивости в занимаемых ими рыночных нишах [62].
При четко поставленном диагнозе состояния субъектов [63] и выявленной диагностической оценке состояния удовлетворенности целевых клиентов предоставляемыми им продуктами (товарами, объектами) в той или иной сфере деятельности бизнеса (например, в сфере жилой недвижимости) можно рассчитывать на правильный выбор решений (технологических, маркетинговых, логистических, организационно-управленческих, инновационных и иных) субъектами бизнеса в отношении их развития в границах изменяющейся эко-системы. В частности, ими должен осуществляться рациональный выбор управленческих, маркетинговых и технологических решений, и в части использования ресурсов, и в формулировке текущих задач, и в обозначении приоритетов развития, и в оперативно-производственном планировании, и в постановке сценариев маркетингового и иного поведения участников рыночных процессов в интересах сбалансированности получаемых ими выгод.
Человек формирует свое маркетинговое и иное поведение, ориентируясь на сигналы, исходящие из разных источников (в том числе продуцирующих симуляционно-манипуляционные сигналы в интересах определенных групп бенефициаров) [44]. При этом внутри человека включается механизм адаптации к внешним вызовам и обстоятельствам его жизнедеятельности, в рамках которого им реализуется когнитивно-поведенческий подход, порождаемый диссонансами разного характера [64].
Когнитивно-поведенческий подход (КПП), формируемый внутри человеческого мозга, работает с неосознанными установками и поведенческими реакциями индивидов. КПП – это психологический подход, основанный на идее, на мыслях и убеждениях, которые влияют на эмоциональное состояние человека и на его мотивационный отклик на те или иные действия и поведенческие шаги. Последние порождаются ими (в том числе эмоциями, мотивациями, навязываемыми потребителям стимулами и т.п.) как ответные реакции на те или иные сигналы разного происхождения. Этот подход предполагает выделение 3 уровней, отличающихся способностью и возможностью обеспечивать необходимый горизонт и желаемое внутреннее состояние выстраиваемых коммуникаций. Такой подход крайне важен для индивидов, участвующих в оформлении договорных отношений с бизнесом, функционирующим на рынке жилой недвижимости. В этом подходе можно выделить 3 уровня:
1. Реактивный (биологический): уровень базовых, или витальных, эмоций; обеспечивается глубинными структурами мозга. Они направляют индивидов к полезным стимулам и мотивируют действия, помогающие избегать того поведения, которое может причинять вред и наносить ощутимый ущерб в разном его измерении.
2. Повседневный (социальный): уровень эмоций и поведения индивидов, касающихся социальных взаимодействий, отражающих и эмпатию, и интерес, и безразличие, и активность. Деловая коммуникация строится на основе понимания эмоционального состояния другого субъекта и предполагает выявление его интереса к решению проблемы, которое может обеспечивать достижение эффективного результата в реализации того или иного проекта или же содействовать созданию условий для эффективного функционирования субъекта в конкретных социально-экономических обстоятельствах. Эмоции чаще всего не требуют обдумывания и сопровождаются действиями инстинктивного характера, рисующими «потрет» воплощаемого субъектом поведения.
3. Рефлексивный (осознанный): уровень мышления, позволяющий оценивать индивидом свое поведение и управлять им в нужном направлении: или в интересах общества, или государства или собственно индивида. Рефлексивный уровень связан с безопасностью и в отличие от реактивного (исходящего из эмоций) несет в себе осознанное понимание того, какие действия могут привести к появлению ощущений наличия или отсутствия опасности.
Нейромедиаторами мозга индивида являются те вещества, которые обеспечивают работу описанных механизмов, составляющих следующие 3 основные группы: тормозные, возбуждающие, модулирующие [65, 66]. Нас в большей мере интересует модулирующая группа, обеспечивающая построение нужных индивиду и бизнесу экономических отношений в конкретной сфере деятельности. И смысл рекламно-маркетингового воздействия в сфере жилой недвижимости – активизировать действие этих нейромедиаторов, не допуская симуляции в направляемых сигналах, не деформируя маркетингово-поведенческий модулятор [67], а также не настраивая маркетингово-поведенческий адаптер [68] под интересы отдельных бенефициаров. Маркетингово-поведенческий модулятор формирует поведенческие действия субъектов в векторе мотивационного доминатора, ориентируя бизнес на накопление им внутреннего потенциала (организационного, инновационного, коммуникационного, ценностного и др.), который интегрирует его, с одной стороны, в поведенческие шаги персонала, а с другой, – способствует расширению набора инструментария управления конкурентными преимуществами предприятия в условиях эмболизации ресурсных потоков [69] и ужесточения требований к ведению бизнеса при турбулентной изменчивости внешних и внутренних противоречий.
Необходимо тиражировать позитивные эмоционально-поведенческие шаблоны (лекала) в интересах рядового потребителя [70]. В системе экономических отношений, которые выстраиваются между человеком и обществом, между человеком и бизнесом, между субъектами бизнеса и иными участниками рыночного пространства, формируются и действуют следующие диссонансы: когнитивный, ресурсно-управленческий, маркетингово-коммуникационный, маркетингово-поведенческий [63]. И действуют они в том или ином масштабе своего проявления в пересекающихся пространствах: экономическом, коммуникационном и создаваемых субъектами маркетингово-коммуникационных полях как составных звеньев целостной бизнес-экосистемы. На их пересечении разрешаются мотивационно-ресурсные противоречия, в результате чего создаются благоприятные условия для достижения социально-экономического консенсуса между взаимодействующими сторонами в ходе активизации действия социальный доминатора [72]. Следует признать, что эти противоречия возникают в ходе построения маркетингово-коммуникационных полей (МКП) субъектами отношений в условиях многообразного проявления, с одной стороны, действия различных факторов, имеющих разную природу и различные зоны своего влияния в изменяющемся рыночном пространстве, расширяющем применение цифровых технологий при построении бизнесом рациональных моделей функционирования и развития, а с другой – влияния диссонансов разной эпистемологической природы. МКП «прошито» в определенных его звеньях вполне отчетливо диссонансами разного характера, в том числе относящихся к сфере инновационно-созидательной деятельности бизнеса в векторе освоения и реализации им новых цифровых технологий.
Необходимо обеспечить использование искусственного интеллекта [75] и инструментов диджитал-маркетинга [44, 74] в сравнительной оценке факторов, включаемых бизнесом в диагностику его объектно-субъектных состояний в сфере жилищного строительства. Опираясь на эти оценки, возможным становится осуществление инициаторами инновационных изменений корректировок принимаемых ими решений по рационализации коммуникационных сетей [76] в выстраиваемых маркетингово-коммуникационных полях. Именно в тех полях, которые требуют синхронизации взаимодействий разных участников отношений [45] (застройщиков, поставщиков материалов и иных ресурсов, субъектов финансового рынка, акторов системообразующих сфер различных отраслевых сегментов экономики, компаний рекламно-маркетингового сопровождения по оказанию услуг и производству стройматериалов и возведению объектов недвижимости, страховых агентств и др.), осуществляемых ими в ходе маркетингово-поведенческой адаптации к новым экономическим реалиям.
На рисунке 1 представлена модель формирования конкурентоспособности субъектами сферы жилой недвижимости в условиях инновационных преобразований на основе принимаемых бизнесом принципов построения дорожной карты. Она предусматривает построение субъектами рациональной по вовлекаемым ресурсам маркетингово-коммуникационной платформы в рамках принятой в регионе инновационной политики, реализующей эффективный механизм маркетингово-поведенческой адаптации участников отношений к новым условиям геоэкономического окружения. Предлагаемая модель учитывает действие разнонаправленных факторов, влияющих на конкурентоспособность бизнеса в контексте действия инновационно-инвестиционного резонатора [77]. Формируются инновационные потоки различными субъектами многоотраслевого рынка на создание инфраструктуры в сфере жилой недвижимости, ориентируясь на состояние мобилизационного «крючка» [28]. Он является фактором и инструментом удержания субъекта бизнеса в нужном обществу и государству сегменте диверсификационной «пирамиды», представляющей собой иерархию взаимодействий и отношений между субъектами рынка (и власти), определяющих как устойчивость состояния того или иного сегмента в разновидовом (разноотраслевом, разнопродуктовом, разнопроизводственном и т.п.) измерении функциональных отраслевых звеньев единого народнохозяйственного «организма», так и результативность (масштабность, эффективность, конкурентоспособность) получаемых благ. Таким благом может выступать конкурентоспособность бизнеса, реализующего наукоемкие (интеллектуально ориентированные) и высокотехнологичные решения в своем сегменте экономической деятельности. Особое место отводится поведенческому доминатору, который обеспечивает эффективность ситуационного управления стройиндустрией и качественно-создающую изменчивость всей системы инновационных преобразований (инфраструктурных, организационно-управленческих, коммуникационных, маркетингово-поведенческих и др.).
Маркетингово-поведенческий адаптер встраивается в механизм ситуационного управления функционированием и развитием субъекта сферы жилой недвижимости посредством изменений разного характера (инновационных, технологических, производственных, коммуникационных, мотивационно-установочных, поведенческих и иных). Этот механизм предполагает накопление внутреннего маркетингово-поведенческого потенциала и его динамичное включение в процессы формирования инвестиционных потоков посредством активизации действия мотивационно-коммуникационного мультипликатора.
Рисунок 1 – Формирование конкурентоспособности субъектами сферы жилой недвижимости в условиях инновационных изменений
Источник: разработано авторами
Обеспечение конкурентоспособности строящего жилья различными предпринимательскими структурами рынка стройиндустрии становится тем источником возрастающих возможностей бизнеса, который позволяет им встраиваться в создаваемые различными субъектами изменяющиеся экономические пространства и маркетингово-коммуникационные поля для решения тех или задач в рамках реализуемого ими взаимовыгодного сотрудничества. Эти поля подвержены деформации под воздействием различных факторов, влияющих на характер функционирования и развития сферы жилой недвижимости, имеющей свои особенности на уровне каждого отдельно взятого регионального образования.
Рисунок 2 – Модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости
Обозначения: 1 – регулирующие сигналы на освоение приоритетов развития экономики; 2 – формирование субъектом способности к изменениям; 3 – переговорные процессы в отношении разрешения противоречий разного характера; 4 – усилия трудового ресурса (инновационные, профессионально-функциональные, маркетинговые, коммуникационные, поведенческие и иные), направленные на формирование конкурентоспособности субъекта; 5 – управляющие сигналы на освоение приоритетов развития экономики региона; 6 – маркетингово-поведенческий адаптер; 7 – разрешение мотивационно-ресурсных противоречий в маркетингово-коммуникационном поле взаимодействующих субъектов; 8 – формирование и реализация методического подхода к диагностической оценке удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости; 9 – влияние факторного блока диагностической оценки субъектно-объектного состояния сферы жилой недвижимости в границах маркетингово-коммуникационного поля взаимодействующих субъектов; 10 – управляющие сигналы от субъектов разноотраслевых сфер экономики на активизацию действия инновационно-инвестиционного фактора; 11 – отклик субъекта на результат диагностической оценки удовлетворенности потребителей жилой недвижимостью на ослабление проявления маркетингово-поведенческого диссонанса; 12 – обратный отклик субъекта на укрепление им мотивационно-коммуникационного иммунитета; 13 – методологический «стяжной ремень»; 14 – управляющие сигналы на формирование конкурентоспособности субъекта; ИТИ – инновационно-технологическое измерение.
Источник: разработано авторами
На рисунке 2 представлена модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости в контексте обозначенного выше представления о методологии управления инновационными изменениями. В этой модели методический подход к диагностической оценке удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости «стягивается» в своем сущностном толковании методологическим «стяжным ремнем». Последний представляет собой ситуационно-временной и пространственно-ресурсный сущностно-смысловой «оттиск» методологии управления инновационными изменениями в границах создаваемых субъектами маркетингово-коммуникационных полей в ходе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса и власти к требованиям развивающейся экономической системы, общества и рядового человека в векторе воплощения социального доминатора.
Разрешение противоречий мотивационно-ресурсного характера происходит в ходе переговорных процессов между различными участниками, осуществляемых при построении ими сбалансированных по интересам и возможностям маркетингово-коммуникационных полей, ориентированных на реализацию установок социального вектора развития. Поведенческая адаптивность субъектов формирует их способность к изменениям, которые корректируют сигналы маркетингово-поведенческого модулятора, влияющего на маркетингово-поведенческий адаптер в нужном для региона направлении преобразований. Тем самым, ослабляются негативные проявления маркетингово-поведенческого диссонанса. Центральным компонентом предлагаемой модели является маркетингово-коммуникационное поле взаимодействующих субъектов (как единица развивающейся бизнес-экосистемы), которое настраивается на решение целевых установок бизнеса в сфере жилой недвижимости и обеспечение усилиями многих сторон желаемого уровня удовлетворенности потребителей объектами их деятельности. А это предполагает определение уровня этой удовлетворенности различными целевыми аудиториями на этапе ее диагностики посредством разработанного нами методического подхода.
Заключение.
1. Проблема обеспечения потребителей разных целевых аудиторий качественным жильем в условиях инновационных преобразований во всех составляющих жизнедеятельности общества остается краеугольным камнем в обеспечении конкурентоустойчивости бизнеса и наращивании темпов экономического роста. Ее решение сопровождается повышением и реализацией мотивационного потенциала трудового ресурса, удовлетворенного имеющимся у него жильем, на творческо-созидательное самовыражение в профессиональной и инновационной деятельности.
2. Методология управления инновационными изменениями представляет собой систему логически взаимосвязанных компонент (целеполагающих, понятийно раскрывающих сущность процессов и явлений, принципо-устанавливающих и инструментарно-обеспечивающих в части методов, приемов, способов, подходов, инструментов, процедур и средств), взаимодействующих между собой в интересах реализации потенциала экономического роста бизнеса в векторе социального доминатора и структурируемых в ресурсо-сбалансированных соотношениях по параметрам разного характера. Ее реализация делает возможным достижение поставленных бизнесом целей на обретение конкурентоустойчивости и на создание благоприятных условий для обретения национальной экономикой технологического и экономического суверенитета.
3. Разработанная модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости в рамках сформулированной методологии управления инновационными изменениями бизнеса посредством построения сбалансированных по ресурсам маркетингово-коммуникационных полей позволяет субъектам бизнеса осуществлять маркетингово-поведенческую адаптацию к условиям новой экономической реальности, рационализировать управление ресурсными потоками разного характера и активизировать профессионально-созидательную деятельность трудового ресурса (и его человекоцентричного звена) в направлении укрепления ими конкурентных позиций на рынке жилищного строительства.
Источники:
2. Лукашенок Т.Р., Ефимова Е.Г. Жилищное строительство в Российской Федерации: проблемы и перспективы в условиях новой реальности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 5899-5914. – doi: 10.18334/epp.13.12.120076.
3. Левин Ю.А., Ларионов А.Н. Особенности реализации национального проекта «Жилье и городская среда». / В кн. «Обзор реализации национальных проектов в российской федерации: целеполагание и достижение». - М.: Изд-во «Магистр», 2022. – 96-114 c.
4. Зайцева М.В., Малиёва П.А., Бирюкова Д.А., Шичиях Б.З. Государственная поддержка как драйвер развития рынка жилой недвижимости // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 1. – c. 196-202. – doi: 10.34925/EIP.2023.150.1.040.
5. Косарева Н.Б., Полиди Т.Д., Пузанов А.С. Рынок жилищного строительства в России: современное состояние и перспективы развития // Вопросы экономики. – 2013. – № 3. – c. 109-125. – doi: 10.32609/0042-8736-2013-3-109-125.
6. Ho. Lim J., Kim D. Y., Kim D. Developing a Construction Duration Estimation Model to Ensure the Safety in Apartment Housing Construction Sites // KSCE Journal of Civil Engineering. – 2018. – № 7. – p. 2195-2205. – doi: 10.1007/s12205-017-0605-y.
7. Пустошкин В.В. Инновационные формы инвестирования в жилищном строительстве. / автореф. дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2012. – 22 c.
8. Пухова В.В., Тисленко В.Д., Чепелева К.В. Рыночная и социальная доступность жилой недвижимости как инструменты оценки удовлетворенности жилищной потребности населения // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 7. – c. 152-157. – url: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42222.
9. Березина Е.Л. Доступность жилья в системе качества жизни населения региона: социально-экономические факторы и проблемы измерения (на примере Тюменской области). / автореф. дис. … канд. социол. наук. - Тюмень, 2013. – 26 c.
10. Гареев И.Ф., Мустафина Л.Р. Рынок арендного жилья: опыт развития, текущие вопросы и перспективы // Российское предпринимательство. – 2016. – № 21. – c. 2931-2938. – doi: 10.18334/rp.17.21.37077.
11. Борисова Л.А. Проблемы и основные тенденции развития жилищного строительства в России // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2021. – № 1. – c. 48-55. – doi: 10.24412/2412-2025-2021-1-48-55.
12. Смирнов В.М. Регулирование развития жилищного строительства крупного города. / дис. … канд. экон наук: 08.00.05. - СПб.: С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т, 2009. – 160 c.
13. Водянников М.В., Анисимов А.Ю. Тенденции развития рынка жилищного строительства // Жилищные стратегии. – 2023. – № 2. – c. 137-148. – doi: 10.18334/zhs.10.2.117773.
14. Шляпина М. В. Благосостояние населения региона как цель политики регионального развития // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». – 2024. – № 1. – c. 107-125. – doi: 10.17072/1994-9960-2024-1-107-125.
15. Щепакин М.Б., Петриченко Д.Г. Управление клиентоудовлетворенностью потребителей жилой недвижимости в условиях адаптации бизнеса к новой экономической реальности // Journal of Economic Regulation. – 2024. – № 15. – doi: 10.17835/2078-5429.2024.15.4.006-017.
16. Оборин М.С. Особенности развития рынка жилищного строительства // Экономика строительства. – 2021. – № 1(78). – c. 1(78). – doi: 10.37279/2519–4453–2021–1-12–20.
17. Лисицкая Т.С. Финансовый механизм взаимодействия субъектов жилищного рынка в реалиях российской экономики // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 5. – c. 5. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-mehanizm-vzaimodeystviya-subektov-zhilischnogo-rynka-v-realiyah-rossiyskoy-ekonomiki.
18. Довдиенко И.В. Формирование экономического механизма управления рынком жилой недвижимости. / дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. - М.: Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2005. – 383 c.
19. Павлова М.Э. Организационно-экономические основы формирования регионального рынка доступного жилья. / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2011. – 163 c.
20. Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. Методика оценки уровня адаптации деятельности предприятия к изменяющимся условиям внешней среды // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – № 4. – c. 90‒100.
21. Кузнецова Н.А., Пукач Г.В., Пукач А.М. Проблемы адаптации бизнес-моделей к меняющейся среде // Journal of International Economic Affairs. – 2019. – № 9. – c. 1363.
22. Паничкина М.В., Масыч М.А. Развитие механизмов адаптации субъектов среднего и малого предпринимательства в условиях неопределенности и повышенного риска // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-3. – c. 678‒682.
23. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – c. 309-333. – doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
24. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Томилко Ю.В. Управление инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта в развивающемся маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 9. – c. 998-1004.
25. Щепакин М.Б. Теневой сублиматор поведенческого доминатора в трансформирующемся инновационном пространстве // Теневая экономика. – 2024. – № 1. – c. 103-132. – doi: 10.18334/tek.8.1.118899.
26. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г. Человекоцентричный ресурс ‒ драйвер инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 381-404. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.
27. Дробот Е.В. Устойчивость цепочек поставок в эпоху VUCA: стратегии управления рисками // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 153-172. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117471.
28. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. Принципиальная модель маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к условиям мобилизационной ориентации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 503-526. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120761.
29. Туменова С.А. Адаптивная устойчивость экономических систем: факторы и условия обеспечения роста // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2409-2420. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116525.
30. Казакова Т.В., Горшкова Л.А. Адаптивность, динамичность, гибкость – главные факторы обеспечения устойчивости организации в условиях неопределенности // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1911-1924. – doi: 10.18334/ce.16.5.114693.
31. Цуканов М.Ф., Чернова С. В. Концептуальные аспекты организации адаптивного управления предприятиями питания // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2011. – № 3. – c. 131‒138. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-aspekty-organizatsii-adaptivnogo-upravleniya-predpriyatiyami-pitaniya.
32. Новиков Ю.В. Методология адаптивного управления малыми предприятиями. / дис. … докт. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2004. – 247 c.
33. Мезенцева Е.С. Стратегия адаптивного развития малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона. / дис. … канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2009. – 249 c.
34. Витт О.С. Развитие адаптивности как условие конкурентоспособности работников промышленного предприятия. / дис. …. канд. экон. наук. - Новороссийск, 2012. – 149 c.
35. Занько Д.И. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. - М.: Вершина, 2006. – 240 c.
36. Щепакин М.Б. К дискурсу о развитии теории управления изменениями в условиях мобилизационной ориентации экономики // Journal of Economic Regulation. – 2024. – № 15(1). – c. 89-104. – doi: 10.17835/2078-5429.2024.15.1.089-104.
37. Щепакин М.Б. Управление конкурентоустойчивостью бизнеса посредством инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 601-628. – doi: 10.18334/epp.13.3.117301.
38. Камерер Е. В. Система факторов, влияющих на выбор жилого комплекса как места жительства // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.): в двух томах. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. Екатеринбург, 2020. – c. 140-144.
39. Учинина Т.В., Молокова Т.В. Формирование конкурентной стратегии девелоперской компании при строительстве объектов многоэтажной жилой недвижимости // Жилищные стратегии. – 2019. – № 2. – c. 175-198. – doi: 10.18334/zhs.6.2.40687.
40. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С., Пахиев Р.А. Адаптационно-поведенческая клиентоориентированность бизнеса как инструмент управления изменениями // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 7. – c. 3731-3754.
41. Петрова Н. Путин поручил дать россиянам по 33 «квадрата». Как получить это жилье. NEWS.ru. 2024 (8 мая). [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/nedvijimost/putin-poruchil-dat-rossiyanam-po-33-kvadrata-kak-poluchit-eto-zhile/?ysclid=m4l0gdmbpp604804394 (дата обращения: 22.12.2024).
42. Велесевич С. Путин утвердил цели 2030 года: что это значит для рынка недвижимости. Недвижимость. – 2020 (21 июля). [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5f16c4039a794731a2f8ba24?ysclid=m4l0ojzz2g755847423 (дата обращения: 23.12.2024).
43. Щепакин М.Б., Щепакина П.М. Модель управления человеческим капиталом в региональной экономике в условиях активизации действия инновационного фактора в формате мобилизационных изменений // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 175-204. – doi: 10.18334/vinec.14.1.119825.
44. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
45. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 12-2. – c. 743-758.
46. Bertalanffy L. General System Theory and Psychiatry. / American Handbook of Psychiatry. Vol. 3 / S. Arieti (Ed.). - New York: Basic Books, 1966. – 705-721 p.
47. Л. фон Берталанфи Общая теория систем: критический обзор. / В сборнике переводов Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. – 520 c.
48. Moore J. The Death of Competition: Leadership and strategy in the age of business ecosystems. - New York, Harper Business, 1996. – 320 p.
49. Tansley A. G. The use and abuse of vegetational concepts and terms // Ecology. – 1935. – № 16. – p. 284–307.
50. Hannan M., Freeman J. The population ecology of organizations // American Journal of Sociology. – 1977. – № 5. – p. 929–964.
51. Deborah J. What is an Innovation Ecosystem?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/profile/Deborah-Jackson (дата обращения: 18.01.2025).
52. Freeman C. Freeman C. / In: Technology and economy theory. - London: Pinter, 1988. – 331-348 p.
53. Valdez J. The entrepreneurial ecosystem: toward a theory of new business formation. / Proceedings of the Small Business Institute Director’s Association. - San Antonio: University of Texas, 1988. – 102 p.
54. Spilling O.R. The entrepreneurial system: On entrepreneurship in the context of a mega event // Journal of Business Research. – 1996. – № 1. – p. 91-103.
55. Isenberg D.J. Harvard Business Review. , 2010. – 40-50 p.
56. Stam E. The Dutch entrepreneurial ecosystem // Ssrn Electronic Journal. – 2014. – p. 1-41. – doi: 10.2139/ssrn.2473475.
57. Cohen B. Sustainable valley entrepreneurial ecosystem // Business Strategy and the Environment. – 2005. – № 1. – p. 1-14. – doi: 10.1002/bse.428.
58. Иншаков О.В. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – c. 42-51.
59. Ainakul N.A., Nurymova S.K. Ecosystem of innovation: concept and characteristics // Bulletin of "Turan" University. – 2019. – № 4. – p. 207-210.
60. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1497-1514. – doi: 10.18334/epp.11.6.112307.
61. Морщинина Н.И. Экосистемность как глобальный тренд на рынке недвижимости // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 7. – c. 1745-1758. – doi: 10.18334/epp.11.7.112295.
62. Panasenko S.V., Cheglov V.P., Ramazanov I.A., Krasil’nikova E.A., Stukalova I.B., Shelygov A.V. Improving the innovative development mechanism of the trade sector // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. – 2021. – № 1. – p. 141-146.
63. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Субъектно-диагностическая парадигма построения сбалансированного экономического пространства // Экономика и менеджмент систем управления. – 2015. – № 2.2. – c. 305-314.
64. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Маркетингово-ресурсный подход к антикризисному управлению априорно нестабильными социально-экономическими системами // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – c. 113-136. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-1-113-136.
65. Наше время. – 2023 (3 января). В недрах мозга. [Электронный ресурс]. URL: https://nv-clinic.ru/articles/interesnoe/v-nedrakh-mozga/?ysclid=m4qujc1dhi722832144 (дата обращения: 16.12.2024).
66. Бонь Е. И. Характеристика медиаторов и модуляторов, их биологическая роль в функционировании нервной системы // Вестник НовГУ. – 2021. – № 1. – c. 6-14. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-mediatorov-i-modulyatorov-ih-biologicheskaya-rol-v-funktsionirovanii-nervnoy-sistemy.
67. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Антикризисный компонент как инструмент маркетинговой адаптации предприятия в условиях априорной нестабильности // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – c. 1133-1152. – doi: 10.18334/rp.20.4.40615.
68. Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1945-1966. – doi: 10.18334/epp.11.8.112801.
69. Щепакин М.Б. Геоэкономическая «эмболизация» ресурсных потоков как фактор экономического роста российского бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1529-1554. – doi: 10.18334/epp.12.5.114788.
70. Щепакин М.Б. Мозаичный эмоционально-поведенческий дубликатор в адаптационном управлении развитием бизнеса в его мобилизационном формате // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 367-388. – doi: 10.18334/lim.10.2.117663.
71. Freeman C. The national system of innovation in historical perspective // Cambridge Political Economy Society. – 1995. – № 19. – p. 5-24.
72. Щепакин М.Б. Информационно-коммуникационный коннектор в обеспечении экономического роста производственной сферы // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. – 2021. – № 5-6. – c. 108-115. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.
73. Морщинина Н.И. Характеристика научных подходов к исследованию предпринимательской экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1065-1076. – doi: 10.18334/epp.12.3.114312.
74. Щепакин М.Б., Рушанова С.С. Разработка классификационной модели маркетингового интернет-инструментария для повышения конкурентоспособности товаров и услуг // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. – 2022. – № 2-3. – c. 112-120. – doi: 10/26297/0579-3009.2022.2-3.22.
75. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 749-770. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
76. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Жаманкулова Д.С. Развитие коммуникационных сетей в условиях маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1025-1042. – doi: 10.18334/epp.14.4.120665.
77. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Адаптационное управление маркетинговым поведением субъекта в условиях нестабильного рынка // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. – 2016. – № 3. – c. 117-124.
78. Макаренко О. И. Инновационные императивы развития современных строительных материалов и технологий в жилищном строительстве // Жилищные стратегии. – 2023. – № 1. – c. 43-60. – doi: 10.18334/zhs.10.1.117517.
Страница обновлена: 30.01.2025 в 22:16:44