Методология исследования креативных индустрий

Сокорнов И. Р. Д. Н.1
1 Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Последние годы термин «креативных индустрий» начал активно и широко использоваться, как в научных публикациях, так и в средствах массовой информации РФ и зарубежья. Правительство РФ создает отдельные программы развития данной отрасли. Для оценки эффективности данных программ и роли креативных индустрий, необходимо развивать методологию. Цель исследования – выделить преимущества и недостатки существующих методик оценки размеров «креативных индустрий», а также разработать новые способы их оценки с учетом появления новых: технических средств (искусственного интеллекта), статистических исследований, отчетов государственных и негосударственных организаций. В статье рассмотрены ранее существовавшие подходы, такие как: отраслевой; оценка занятости на основе группировок профессий, относящихся к категории креативных; «креативный трезубец». Научная новизна работы заключается в выделении слабых сторон существовавших ранее методик, предложении их развития; актуализации источников статической информации; разработки нового принципа оценки креативных индустрий по принципу защиты интеллектуальной собственности; предложения практического внедрения инструментов искусственного интеллекта для сбора и обработки общей статистической информации с выделением параметров необходимых именно для оценки креативных индустрий. В результате исследования предложены изменения разработанных ранее методик, сформулированы новые методики оценки креативных индустрий. Данная статья будет интересна, как исследователям креативных индустрий, так и ученым, изучающим классические индустрии, так как креативные индустрии тесно с ними связаны

Ключевые слова: Культура, креативная индустрия, креативная экономика, несырьевой экспорт, творчество, индустрия контента, методы исследования

JEL-классификация: Z10, Z11, Z18



Введение. Понятие креативных индустрий активно используется в последние десятилетия, как за рубежом, так и в России. Многие организации и даже государства выделяют важность и перспективность данных индустрий [30, 34]. Однако единых критериев для выделения данной индустрии по-прежнему нет [1]. Для экономической науки важно понимать методы, которыми можно оценить область; количество людей, занятых в данной области, а также их социокультурные роли; динамику роста или спада. Это позволяет исследователям лучше понять целесообразность выделения нового типа индустрии [12]. Данные знания позволяют в дальнейшем строить более глубокие исследования особенностей данной области.

Литературный обзор. Несмотря на важность данной темы, исследований по ней достаточно немного. Выделим фундаментальные труды в данной области: Джон Хокинс «Креативная экономика» [34], Чарльз Лэндри «Креативный город» [14], Ричард Флорида «Креативный класс» [25], Дэвид Хезмондалш «Культурные индустрии» [26]. Можно сказать, что данные работы ввели понятие и концепцию «креативности» в мировую науку. Однако в связи с достаточно быстрым темпом развития технологий и последующей цифровизацией (опережающей ожидания), некоторые аспекты данных работ стали менее актуальными. Также важнейшую роль в изучении креативных индустрий имеют доклады ООН Торговля и Развитие (ЮНКТАД) [30, 31, 32, 33]. Они содержат мнения множества ученных по состоянию креативных индустрий в разных странах. Также в них выделены проблемы разного трактования термина «креативные индустрии», а в связи с этим и различное понимание объемов данной сферы.

В России весомый вклад в исследовании данной области внесло агентство стратегических инициатив «Атлас креативных индустрий Российской Федерации» [11]. В нем исследователи стараются оценить российский и мировой опыт поддержки креативных индустрий, вклад данных индустрий в экономику РФ по всем уровням территориальных образований, методологию расчета приближенной оценки вклада креативных индустрий в экономику России. Также данные индустрии в России изучал центр креативных индустрий РАНХиГС «Справочник творческие (креативные) индустрии» [1]: Абанкина Т. В., Гладких Н. В., Данилюк А. Н., Зеленцова Е. В., Кизина О. Б. и другие. За основу для разработок методологии креативных индустрий данной статьи взят научный дайджест под изданием Высшей школы экономики №1 [6].

Цель исследования. Проанализировать особенности нового явления в экономике – креативных индустрий, сконцентрировавшись в первую очередь на оценки методов исследования, а также количественной и качественной характеристики области.

Проблема. Существующие исследования предлагают ряд методов оценки объема креативных индустрий, однако данные способы имеют ряд проблем. Основная причина этих проблем нетождественное определение данного термина. В существующих публикациях не отмечены слабые стороны данных методов. Кроме того, не учитываются другие более точные источники (целевые для области) данных. Отсутствуют предложения по оптимизации (с целью увеличения, как количества обработанных данных, так и качества) сбора и обработки сведений о производственных процессах, связанных с креативными индустриями (в том числе с применением инструментов ИИ (искусственный интеллект)).

Новизна. Таким образом научная новизна данной работы заключается в выявлении недостатков прежних методов, предложении их усовершенствования, обновлении источников статической информации, а также в создании нового подхода к оценке креативных индустрий, основанного на защите интеллектуальной собственности. Кроме того, работа включает предложения по практическому применению инструментов искусственного интеллекта для сбора и анализа общей статистической информации с акцентом на параметры, необходимые именно для оценки креативных индустрий.

Авторская гипотеза. Креативные индустрии новая и крайне «популярная» тема. К сожалению, границы данных индустрий до сих пор не четко описаны, а методы их исследования изучены не до конца. Кроме того, так как правительство РФ понимает важность и теоретическую перспективность развития данных индустрий, выпускаются различные программы их поддержки. Для того, чтобы правительство могло оказывать помочь более целевым способом важно продолжать изучать объем, тенденции и специфику данных индустрий. Авторская гипотеза, предложенная в данной статье, заключается в том, что: выявление недостатков существующих методик оценки, корректировка и доработка их под актуальные статические данные, учет слабых сторон способов, а также создание и использование нового подхода к оценке креативных индустрий, основанного на защите интеллектуальной собственности (с учетом реалий правовой практике в РФ, статических данных доступных в РФ), а также привлечению ИИ для сбора и обработки данных позволит повысить точность информации о важней для экономики показателей сферы (доходы, расходы, количество и образование занятых людей, тенденции роста, другое).

Методология. В качестве методологической основы данной публикации использованы научные статьи, федеральные проекты, диссертации, нормативно-правовые документы. В исследовании применялись такие методы, как анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также индуктивные и дедуктивные подходы.

Основная часть. Попытки оценить масштабы креативных индустрий и их влияние на национальную экономику предпринимаются во многих странах [6].

К наиболее часто используемым подходам можно отнести:

· отраслевой подход, который предполагает оценку ключевых экономических показателей на базе собирательных группировок видов экономической деятельности (креативные индустрии);

· оценку занятости на основе группировок профессий, относящихся к категории креативных (креативные профессии);

· анализ внешней торговли креативными товарами и услугами с использованием соответствующих статистических группировок товаров и услуг (креативные товары и услуги)

В ранних статьях, нами было дано следующие определение креативным индустриям – это сфера деятельности, в которой основным продуктом является создание несуществующей ранее (или в достаточной мере отличающейся) идеи с возможным коммерческим использованием. Авторство данных идей должно быть зафиксировано при помощи инструментов авторских прав, патентов. Таким образом частично некоторые другие известные индустрии могут быть отнесены к данной области.

Основная сложность оценки объема данного рынка заключается в том, что креативные индустрии (в наиболее тождественном понятии) существуют на пересечении некоторых классических отраслей (Рисунок 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь креативных и классических индустрий. Источник: составлено автором

Данные для экономического анализа исследователи могут получить из следующих источников:

1. Опросы респондентов. Позволяет оценить лишь примерную долю граждан, занятых в той или иной сфере. Потенциально несет более «честный» объективный характер информации;

2. Данные статистики, привязанные к ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) кодам предприятий от ФНС (федеральная налоговая служба) РФ. Имеет большое количество данных, потенциально истинных. Однако кодификатор плохо учитывает степень «креативности» индустрии, а также может ложно указывать на вид деятельности (некоторые организации, ведущие запрещенную деятельность, стараются сделать своих сотрудников самозанятыми, указывая ложный кодификатор, который в свою очередь может быть отнесен к креативным индустриям).

3. Данные различных учебных и научных заведений.

4. Данные федеральной таможенной службы (внешняя торговля креативными услугами и товарами).

Проанализируем преимущества отраслевого подхода. Первым и главным преимуществом такого подхода является то, что статистики о доходах, расходах, выручке, капитализации, численности сотрудников и других важных экономических данных с делением по отраслевому принципу на данный момент больше, чем статистики основанных на других классификациях.

Важно обозначить, что главным классификатором для отраслевого подхода в России на 2024 год является ОКВЭД 2 [23]. Данный классификатор является важным для сбора и систематизации данных о видах экономической деятельности предприятия. Любая регистрирующаяся коммерческая или некоммерческая организация в России обязана указать основную характеристику своей деятельности и несколько дополнительных. Исходя из этих данных Росстат и ФНС периодически публикует статистику по количеству предприятий и их различных показателей в классических отраслях.

В 2021 году «центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» предположил, что часть классических отраслей можно условно отнести к «креативным индустриям» и сформировал такой список [6, 13]. Для некоторых отраслей, например таких как: «59.20 Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений», «59.11 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ» оценка количества предприятий таким подходом даст относительно точную выборку [3], так как сопутствующей низко креативной деятельности в таких сферах мало. Однако, если проанализировать пересекающееся множества предприятий между креативным индустриями и «8.11 Издание книг», «14 Производство одежды», «47.59.5 Торговля розничная музыкальными инструментами и нотными изданиями в специализированных магазинах» (данные классификаторы приведены выборочно из списка «центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» для иллюстрации проблемы), то метод даст существенную погрешность.

Используя такой метод также следует учитывать следующие факторы, увеличивающие погрешность оценки. Многие организации первоначально указывают неверные кодификаторы деятельности или они становятся неактуальными в ходе развития организации. Также не всегда сразу корректно определяется основной кодификатор – он может стать менее главным по сравнению с дополнительными.

Также важно учитывать использование организациями нелегальных и «полулегальных» (доказать нелегальность действий по действующим законам не представляется возможным или достаточно сложно) механизмов. Например, некоторые ИП (индивидуальный предприниматель), применяющие налог на профессиональный доход, указывают ложные кодификаторы деятельности, чтобы оставаться на данном налоговом режиме [28]. Отметим, что данный налоговый режим имеет право применять предприниматель, который [29]:

1. Получает доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;

2. При ведении деятельности не имеет работодателя, с которым заключен трудовой договор; не привлекает для этой деятельности наемных работников по трудовым договорам;

3. Вид деятельности и условия ее осуществления или сумма дохода не попадают в перечень исключений, указанных в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Из этого следует, что запрещена перепродажа товаров;

4. Годовой доход не выше 2.4 млн рублей.

Данное нарушение оказывает потенциально крайне негативное влияние на оценку объема именно креативных индустрий. Можно предположить, что введение данного налогового режима в первую очередь и было создано для легализации специалистов именно креативных индустрий. До появления этого режима многие художники, музыканты, программисты, дизайнеры, писатели, которые не работают в какой-либо компании уклонялись от уплаты налогов и как следствие не учитывались в публичной статистике от ФНС. Однако некоторые начинающие и продолжающие предприниматели регистрируют ИП на данном налоговом режиме (хотя не имеют право) с целью перепродажи товаров, так как на нем действуют достаточно низкие налоговые ставки и простая отчетность. Деятельность в области дистрибуции товара не относится к креативным индустриям. Однако так как такие предприниматели указывают ложные кодификаторы, то статистика от ФНС по креативным индустриям становится менее точной. Существует и ряд других льгот, господдержки для предпринимателей с конкретными ОКВЭД, где некоторые недобропорядочные бизнесмены применяют схожие схемы, которые в свою очередь негативно влияют на статистику. Также некоторые запрещенные в РФ виды деятельности могут для легализации маскироваться под ОКВЭД свойственных для креативных индустрий.

Однако государство старается противодействовать перечисленным выше фактам. На данный момент некорректные коды ОКВЭД могут быть основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по статье 14.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Также банки могут заблокировать счета за получение оплат по услугам несоответствующим указанным кодам ОКВЭД (банк посчитает перевод подозрительной операцией по ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма). Кроме того, контрагенты также могут отказаться от услуг, если коды отличаются. В первую очередь, поскольку оказание нетипичной для предпринимателя услуги кажется потенциально ненадежной. Также немаловажен и факт последствий для контрагента. Если у исполнителя нет необходимого на услугу кода ОКВЭД, то у заказчика — ИП или компании — появится обязанность заплатить за исполнителя 13 % НДФЛ и 27,1 % страховых взносов (информация актуальна на ноябрь 2024 года). Услуга без ОКВЭД будет считаться оказанной вне рамок предпринимательской деятельности исполнителя. Как будто её оказал не ИП, а физическое лицо. Соответственно, оплата за неё будет облагаться налогом на доходы физлица, а не по УСН (упрощённая система налогообложения), патенту или другому специальному режиму. НДФЛ (налог на доход физических лиц) в таком случае будет обязан оплатить не исполнитель, а заказчик, потому что он является налоговым агентом по ст. 226 НК (налоговый кодекс) РФ. Так разъяснил Минфин в Письме № 03-04-06/824 от 12.01.2022 г. Кроме того за исполнителя придётся сдать декларацию 3-НДФЛ.

Правительство РФ понимает важность ОКВЭД для сбора статистики, оказанию более целевой поддержки организаций. В течение 2022 года классификатор ОКВЭД менялся несколько раз. В 2023 году в список тоже вносили изменения. А в 2024 году ожидаются масштабные поправки в классификатор. Госдума рассматривает законопроект о реформировании системы ОКВЭД в связи с возникшими еще в период пандемии проблемами, когда компании не могли получить господдержку из-за проблем с кодами. Виды деятельности не всегда совпадали с данными из госреестров, и это стало проблемой для компаний. Если закон о реформе ОКВЭД примут, то в 2024-2025 годах налогоплательщикам придется пересмотреть свои списки кодов ОКВЭД [10].

Для оценки объема креативных индустрий также допустимо использовать анализ по профессиональной занятости населения [28]. В России для этого есть классификатор ОКЗ (общероссийский классификатор занятий) 2014. Отнести конкретную профессию к креативной проще, чем деятельность предприятия в целом. Однако, если данные ОКВЭД организаций статические источники могут получать напрямую от ФНС, что даёт достаточно большую выборку данных, то данные занятости населения по классификатору ОКЗ получить значительно тяжелее. Такие данные РОССТАТ может получить из собственных опросов, таких как: обследование рабочей силы, перепись населения [8]. Кроме того, в 2014 году Федеральная служба государственной статистики утвердила ряд форм годового отчета по таким показателям, как: Сведения о численности и заработной плате работников; Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации; Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих; Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах; и другим показателям [18]. Такая статистика также может помочь оценки креативных индустрий.

Для анализа потенциала развития креативных индустрий в рамках одного города можно дополнительно использовать информацию о количестве выпускников, ориентируясь на классификатор по образовательной специальности. К преимуществам данного метода можно отнести то, что любой выпускник получает диплом с четко определенным образовательным кодом. То есть теоретически существует достаточно большая статистическая выборка. Также данный метод позволяет оценить тенденции развития креативных индустрий и их концентрацию. Повышение конкурса на определенную специальности и количества выпускников по ней может косвенно указывать на интерес к той или иной индустрии. Однако данный метод оценки имеет существенное количество недостатков: 31% (634,5 тысячи) студентов, окончивших вузы в 2016 – 2018 годах, не работают по специальности. Среди окончивших колледжи таковых практически половина – 43% (389,3 тыс. чел.), среди выпускников профессиональных училищ – ровно половина (224,6 тыс. чел.) [21].

Проанализировав доступные статистические данные, можно прийти к выводу, что существующие источники не позволяют оценить важные экономические параметры для креативных индустрий также точно, как это происходит для классических отраслей в рамках страны. Отраслевой подход позволяет оценить валовую добавленную стоимость креативных индустрий в России исходя из данных Росстата об обороте организаций, однако с достаточно существенной погрешностью. Валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России на 2019 год исходя из такой методики составляет 2390 млрд руб. (104.6 млрд долл. США по паритету покупательной способности), или 2.4% ВВП (валовый внутренний продукт) [6].

Следует отметить, что в 2010 году для расчёта объёма рынка труда в сфере креативных индустрий австралийским ученым был предложен концепт «креативного трезубца» (Таблица 1). Согласно этой методологии, к рабочим местам в креативных индустриях относят:

· места для специалистов креативных профессий, занятых в креативных индустриях;

· рабочие места для специалистов креативных профессий, занятых в других отраслях;

· места для специалистов некреативных профессий, занятых в креативных индустриях (управление, бухгалтерский учёт, техническая поддержка и т.д.).

Таблица 1. Группы занятых в креативной экономике «креативный трезубец». Источник: составлено на основе [6]


Индустрии
Креативные
Прочие
Профессии
Креативные
«Специалисты» (креативные профессии в креативных индустриях)
«Интегрированные» (креативные профессии в прочих индустриях)
Прочие
Вспомогательный персонал (прочие профессии в креативных индустриях)

В ходе данной статьи были проанализированы существующие методологии оценки креативных индустрий. Найдены и выделены факторы, которые потенциально искажают статистику. Подведем итоги, полученных данных, а также предложим пути модернизации методологии:

Отраслевой подход для анализа креативных индустрий в рамках страны наиболее прост. Сбор статистики в данном случае осуществляется государством посредством ФНС, что делает ее масштаб максимально высоким. Введение режима самозанятости и НПД (налога на профессиональный доход) уже значительно поспособствовало увеличению точности оценки креативных индустрий посредством данного метода. Стране важно продолжать увеличивать взаимодоверие работников, предпринимателей и государства. Обеспечивать выход из нелегальной зоны для работников и предпринимателей. Создание узконаправленных льгот для малого бизнеса в малоразвитых регионах значительно поспособствовало бы легализации труда, что в свою очередь позволило более четко оценить размеры и особенности рынка. Кроме того, немаловажно продолжать просветительскую и агитационную работу по ведению более прозрачного бизнеса. Отмечается рост доходов, количества компанией и прочих экономических показателей в различных отраслях (особенно креативных) начиная с 1990 годов, но стоить отметить, что в значительной мере он обусловлен переходом бизнеса на более прозрачные схемы.

Понимание объема креативных институтов через опросы РОСТАТ относительно эффективно, так как их исследования носят достаточно широкий масштаб. Однако, как отмечают социологи [19], люди достаточно плохо участвуют в опросах, так как недостаточно осведомлены о них, опасаются за сохранность своих личных данных. Для увеличения точности оценки таких исследований, также необходимо продолжение работы с гражданами с целью увеличения доверия к опросам (например, всеобщей переписи населения).

Кроме того, можно предположить, что дальнейшее развитие ИИ (искусственного интеллекта), а также внедрение машинной работы с большими данными (Big Data), а также цифровизация жизни позволит более точно получать статистическую информацию. Так, например, уже на данный момент ФНС получает название услуги или товара при продаже, как физическому лицу (кассовый аппарат), так и юридическому (выставленный счёт). А чаты искусственного интеллекта уже относительно неплохо умеют определять относится ли позиция в чеке или счете к креативным индустриям (Таблица 2).

Таблица 2. Демонстрация определения креативных товаров и услуг в чеках и счётах на базе модели ИИ «GTP-4o». Источник: составлено автором

Вопрос к GTP-4o
Ответ GTP-4o
Относится ли к креативным индустриям следующие услуги. Ответ да или нет:
'Стул обычный'
'Стул дизайнерский'
'Ноутбук'
'Услуги арт-директора на концерте'
'Доставка оборудования на концерт'
'Услуги звукооператора'
'Организация проживания артистов'
'Скрипка'
'Скрипка по заказу'
'Концепт ресторана'
'Бизнес-план развития строительной компании'
'Услуги организации арт-выставки'
'Дистрибуция СО диска с музыкой'
'Услуги приемки и выдачи литературы в библиотеки'
'Разработка программного обеспечения'
'Услуги пианиста 22.10.2024 с 10:00 до 15:00'
1. Стул обычный — нет
2. Стул дизайнерский — да
3. Ноутбук — нет
4. Услуги арт-директора на концерте — да
5. Доставка оборудования на концерт — нет
6. Услуги звукооператора — да
7. Организация проживания артистов — нет
8. Скрипка — нет
9. Скрипка по заказу — да
10. Концепт ресторана — да
11. Бизнес-план развития строительной компании — нет
12. Услуги организации арт-выставки — да
13. Дистрибуция СО диска с музыкой — да
14. Услуги приемки и выдачи литературы в библиотеки — нет
15. Разработка программного обеспечения — да
16. Услуги пианиста 22.10.2024 с 10:00 до 15:00 — да
На данный момент цифровизация общества в России достигла весьма хороших значений. Многие потребители уже оплачивают значительную часть услуг и товаров при помощи СБП (система быстрых платежей), карт, онлайн-эквайринга, что потенциально позволяет ФНС создавать хорошую базу данных, которую в дальнейшем можно обрабатывать [15]. Если раньше, исследователям приходилось вручную собирать, сортировать и обрабатывать большой пласт статистической информации, а в дальнейшем экстраполировать полученные результаты на другие данные, то теперь есть возможность получать более точную и полную информацию при помощи современных технологий. Преимуществом такого подхода к развитию методологии оценки креативных индустрий (потенциально данный способ подходит и для традиционных индустрий) также будет являться относительное дистанцирование от личной жизни людей, которое зачастую некомфортно респондентам.

Также в рамках данной статьи предложено добавить следующий метод анализа креативных индустрий: исходя из факта фиксации прав на новизну идеи. Ценность продукта креативных индустрий сильно зависит от неповторимости продукта, которая в свою очередь фиксируется при помощи различных форм защиты интеллектуальной собственности.

Российская Федерация защищает и охраняет:

1. Объекты авторского права

1.1. Литературные, драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения;

1.2. Хореографические постановки и пантомимы; музыкальные произведения;

1.3. Аудиовизуальные произведения;

1.4. Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы;

1.5. Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

1.6. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, а также их проекты, чертежи, макеты;

1.7. Фотографии, карты, планы, эскизы и пластические произведения;

1.8. Другие произведения.

2. Объекты патентования:

2.1. Изобретения;

2.2. Промышленные

2.3. Образцы;

2.4. Полезные модели;

2.5. Селекционные достижения.

3. Объекты смежных прав

3.1. Театральные и музыкальные постановки;

3.2. Фонограммы;

3.3. Радио- и телепередачи;

3.4. Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

4. Объекты государственной регистрации:

4.1. Микросхемы;

4.2. Компьютерные программы (по желанию);

4.3. Базы данных (по желанию).

5. Объекты государственной регистрации:

5.1. Фирменные наименования компаний;

5.2. Товарные знаки (знаки обслуживания);

5.3. Наименования мест происхождения товаров.

6. Объекты, которые не требуют регистрации и патентования:

6.1. Ноу-хау (секреты производства);

6.2. Коммерческие обозначения компаний.

Так изучение количества объектов патентного права и объектов государственной регистрации в различных классических индустриях позволяет косвенно оценить степень креативности отрасли. Данная статистика достаточно объемна и хорошо подается сбору, так как сопряжена с фактической регистрацией в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (сокращённо: Роспатент). Так в 2022 году аналитический центр ФИПС (федеральный институт промышленной собственности) [24] и в 2024 году Роспатент [7] опубликовали статистику регистрации объектов патентного права и объектов государственной регистрации с классификацией по ОКВЭД, а также региону регистрации. Данная статистика в свою очередь позволяет выявить наиболее креативные отрасли (Таблица 4), а также регионы (Таблица 3).

Таблица 3. Рейтинг регионов РФ по количеству поданных заявок на изобретение. Составлено авторам по данным [9]


2021
2022
2023

Регион
Кол-во заявок
Регион
Кол-во заявок
Регион
Кол-во заявок
1.
Москва
5163
Москва
5115
Москва
5179
2.
Санкт-Петербург
1741
Санкт-Петербург
1760
Санкт-Петербург
1910
3.
Московская область
1460
Московская область
1081
Московская область
1158
4.
Республика Татарстан
726
Республика Татарстан
735
Республика Татарстан
845
5.
Свердловская область
538
Свердловская область
624
Свердловская область
652
6.
Новосибирская область
518
Новосибирская область
521
Краснодарский край
581
7.
Краснодарский край
483
Краснодарский край
480
Новосибирская область
546
8.
Республика Башкортостан
457
Республика Башкортостан
430
Республика Башкортостан
530
9.
Воронежская область
454
Пермский край
428
Пермский край
452
10.
Пермский край
397
Самарская область
373
Самарская область
447
Так как статистические данные о регистрации патентов с классификацией по региону собираются достаточно долго, то можно проследить тенденции развития креативных городов, предположить причины спада или рост количества заявок. В свою очередь, данные с делением по отраслевому признаку начали появляться относительно недавно, но уже позволяют выделить наиболее креативные сферы в традиционных индустриях, не относящихся к области культуры и творчества. Исходя из вышеописанного принципа можно выделить следующие лидирующие по креативности индустрии: научные исследования и разработки (ОКВЭД 72), образование (ОКВЭД 85), деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта (ОКВЭД 49), производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (ОКВЭД 25), производство прочих транспортных средств и оборудования (ОКВЭД 30), разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги (ОКВЭД 62), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26).

Таблица 4. Пример сведений об использовании объектов интеллектуальной собственности по видам экономической деятельности за 2023 год. Источник: составлено автором по данным [7]

ОКВЭД 2
Вид экономической деятельности
Изобретения
Полезные модели
Промышленные образцы
Программы для ЭВМ
Базы данных
Топологии интегральных микросхем
Селекционные достижения
Секреты пр-ва (ноу-хау)
ВСЕГО:
72
Научные исследования и разработки
6925
1108
384
5372
1311
291
1488
1718
18597
85
Образование
3222
654
490
6417
1974
48
49
560
13414
49
Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта
432
498
135
3106
31
-
-
3
4205
25
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
834
283
258
542
10
-
-
1647
3574
30
Производство прочих транспортных средств и оборудования
894
956
120
278
59
-
-
1042
3349
62
Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги
815
34
199
1135
14
5
-
992
3194
26
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
948
384
245
921
14
143
-
179
2834
6
Добыча сырой нефти и природного газа
1123
285
38
1206
50
-
-
5
2707
22
Производство резиновых и пластмассовых изделий
94
53
126
4
-
-
-
1648
1925
24
Производство металлургическое
1419
179
14
169
2
-
-
142
1925
35
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
211
158
21
1124
253
16
-
13
1796
71
Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа
341
82
44
1196
101
-
-
4
1768
27
Производство электрического оборудования
341
506
155
198
13
-
-
64
1277
28
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
445
364
31
113
6
1
-
107
1067
19
Производство кокса и нефтепродуктов
147
22
14
694
14
-
-
22
913
10
Производство пищевых продуктов
85
1
641
138
7
-
4
7
883
29
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
158
309
178
23
-
-
-
4
672
86
Деятельность в области здравоохранения
507
32
1
30
73
-
-
6
649
20
Производство химических веществ и химических продуктов
387
28
16
80
1
-
-
34
546
46
Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
106
71
75
273
17
-
-
-
542
64
Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению
43
12
11
211
47
-
-
152
476
В отличии от объектов государственной регистрации и патентования «защита» авторских и смежных прав не фиксируется ни в каком государственном реестре. Авторские права принадлежат автору с момента создания произведения. Однако с целью дополнительной защиты своих прав и предотвращения их несанкционированного использования некоторые авторы обращаются к помощи негосударственных организаций. Например, деятели музыкальной сферы могут обратиться в РАО (российское авторское общество — некоммерческая общероссийская общественная организация, созданная в 1993 году для коллективного управления авторскими правами) с целью дополнительного подтверждения своих прав и делегированию задач по сбору авторских отчислений за использование своей музыки (как в живом исполнении, так и в записи). РАО ежегодно публикует отчет для министерства культуры РФ [17]. Более тщательная защита авторских прав может косвенно указывать на более креативный продукт. Данная статистика позволяет дополнить информацию о тенденциях в креативных индустриях культурной сферы (Рисунок 2, 3). Однако статистическая информация от РАО и схожих организаций может рассматриваться скорее, как уточняющая, так как доля обращающихся к схожим организациям творческих деятелей относительно невелика.

Рисунок 2. Количество договор с РАО в единицах. Источник: составлено автором по данным [17]

Рисунок 3. Сумма авторских вознаграждений. Единица измерения - тысячей рублей. Источник: составлено автором по данным: [17]

Заключение. Подводя итоги, отметим, что дальнейшее изучение объема и характера перспективного рынка креативных индустрий крайне важно для России в её постиндустриальном будущем.

Учитывание выявленных в ходе статьи недостатков существующих методик (возможность указания некорректного кода ОКВЭД, нежелание респондентов участвовать в опросах, уровень «честности» ответа, конфиденциальность данных) оценки позволило добиться получения более корректных данных. Создание и использование нового подхода к оценке креативных индустрий, основанного на защите интеллектуальной собственности позволило выделить: регионы лидеры креативных индустрий, сферы традиционных индустрий с наибольшей креативной составляющей (в том числе их соотношения в экономике), динамику роста наиболее креативных индустрий (количественную, качественную (доходы)).

Идея внедрения использования ИИ для сбора и обработки данных ФНС потенциально позволит повысить точность информации о важных для экономики показателей сферы. Однако для реализации таких идей необходим ряд законодательных решений, отечественные IT разработки ИИ (для предотвращения утечек информации).

Понимание точных показателей рынка позволит эффективнее выделять субсидии на развитие бизнеса, образования, менять имидж страны и её отдельных регионов (в том числе для иностранных инвестиций).

В будущих статьях, посвященных креативным индустриям, нами планируется в рамках гипотезы разделить города на несколько категорий: с высокой долей креативной экономики, средней долей, низкой. В каждой из категорий выбрать несколько предполагаемо подходящих по креативности городов. Затем начиная с интуитивно более креативной сферы при помощи описанных в статье методов получить информацию о: количестве сотрудников и их профессии (образование, должность), доходах, расходах, доли доходов от креативной части деятельности. Исходя из этих данных можно оценить роль данных индустрий в рамках каждой из традиционных отраслей. И после изучения объема креативных индустрий в отдельно взятом городе относящимся к одной из категорий, масштабировать опыт на всю категорию, а затем свести данные в финальном исследовании. Таким образом можно получить наиболее детальную статистику.


Источники:

1. Абанкина Т. В. Подходы к определению креативных индустрий. / Творческие (креативные) индустрии. Справочник. - М., 2022. – 15-23 c.
2. Аднер Р. Стратегия процветания. Новый взгляд на конкуренцию, развитие бизнес-экосистемы и лидерство. / перевод с английского Алексея Захарова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. – 300 c.
3. Анализ ОКВЭД в исследовании креативных индустрий. Intermedia. [Электронный ресурс]. URL: https://www.intermedia.ru/news/382060 (дата обращения: 15.11.2024).
4. Белоглазова В. Креативные индустрии. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 72 c.
5. Боровинская Д. Н., Захарова Л. Н. Феномен креативности: философскометодологический анализ. / монография.; Сургутский государственный педагогический университет, Тюменский государственный институт культуры. - Сургут: РИО СурГПУ, 2017. – 172 c.
6. Бредихин С. В., Власова В. В., Гаврилова Н. В., Гершман М. А., Гохберг Л. М., Демьянова А. В., Иванова И. А., Попова Я. А. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы // Научный дайджест. – 2021. – № 1.
7. Визуализация НОД статистики использования результатов интеллектуальной деятельности по видам экономической деятельности. Роспатент Федеральная служба по интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]. URL: https://rospatent.gov.ru/opendata/usingipokved (дата обращения: 29.11.2024).
8. Всероссийская перепись населения 2020 года. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (дата обращения: 13.11.2024).
9. Зубов Ю.С., Неретин О.П. Годовой отчет Федеральной службы по интеллектуальной собственности за 2023 год. - Москва: ФИПС, 2023. – 180 c.
10. Госдума сверила коды. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6225948 (дата обращения: 13.11.2024).
11. Журавлева Т., Токарев И. Атлас креативных индустрий российской федерации. - М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2021. – 558 c.
12. Исаев Г.Н. Предпринимательство в информационной сфере. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2014. – 288 c.
13. Классификатор видов творческой (креативной) деятельности. Intermedia. [Электронный ресурс]. URL: https://www.intermedia.ru/uploads/Klassifikator_InterMedia_pdf.pdf (дата обращения: 15.11.2024).
14. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2011. – 399 c.
15. Набиуллина сообщила, что доля безналичной оплаты в России превысила 80%. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/19202007 (дата обращения: 13.11.2024).
16. Негус К., Пикеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности. - М.: Гуманитарный центр, 2011. – 300 c.
17. Отчетность. Российское Авторское Общество (РАО). [Электронный ресурс]. URL: https://rao.ru/about-rao/documents/reports/reporting/ (дата обращения: 20.11.2024).
18. Приказ "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий". Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/b11_27/IssWWW.exe/Stg/%253Cextid%253E/%253Cstoragepath%253E::%7Cd160/pf580_240914centr_1.doc (дата обращения: 20.11.2024).
19. Россияне стали реже участвовать в опросах, пожаловался гендиректор ВЦИОМ. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/sobytie/rossijane-stali-rezhe-uchastvovat-v-oprosakh-pozhalovalsja-gendirektor-vciom (дата обращения: 13.11.2024).
20. Савина В. С., Гурко А. В., Войтова Л. М., Пятаева О. А. Авторское право в творческих индустриях в условиях цифровой экономики. / монография. - М.: РУСАЙНС, 2022. – 119 c.
21. Три факта о трудоустройстве выпускников 2016 – 2018 годов. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401 (дата обращения: 30.11.2024).
22. Тросби Д. Экономика и культура. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2018. – 256 c.
23. Указ Министерства культуры РФ "Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности в области деятельности творческих (креативных) индустрий на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) " от 20.10.2023 № 2931 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2023
24. Ульяшина С. Ю., Бабикова О. И., Суконкин А. В., Иванова М. Г., Славин Я. А. Аналитические исследования сферы интеллектуальной собственности 2022: использование результатов интеллектуальной деятельности в регионах Российской Федерации. - М.: Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), 2023. – 54 c.
25. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2007. – 421 c.
26. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 456 c.
27. Хокинс Д. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. / пер. с англ. Щербаковой И. - М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2011. – 255 c.
28. Чекмарев О.П., Лукичев П.М., Конев П.А. Самозанятые в России: легализация, тенденции развития и влияние на рынок труда // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 233-248. – doi: 10.18334/et.9.2.114222.
29. Что такое «налог на профессиональный доход». Фнс россии. [Электронный ресурс]. URL: https://npd.nalog.ru/ (дата обращения: 18.11.2024).
30. CREATIVE ECONOMY OUTLOOK Trends in international trade in creative industries 2002–2015 COUNTRY PROFILES 2005–2014 / UNCTAD
31. Creative Economy: Report (special edition) / UNESCO. 2013
32. Creative Economy: Report 2008: The Challenge of Assessing the Creative / UNCTAD
33. Creative Economy: Report 2010: A Feasible Development Option / UNCTAD
34. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. - London: Penguin Books Limited, 2002. – 288 p.

Страница обновлена: 30.01.2025 в 22:24:42