Стимулирование экспорта несырьевых товаров из приморья в КНР через призму биржевых технологий

Пташкина Е.С., Тютюма Ю.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Приморского края в контексте реализации национальной цели Российской Федерации по обеспечению устойчивой и динамичной экономики. В условиях снижения доли экспорта в традиционные страны-партнеры и зависимости от китайского рынка необходимо исследовать способы оптимизации экспортных каналов, уменьшения влияния посредников и повышения процента реализации высокоценной продукции. Ключевым аспектом данной работы является анализ существующих мер государственной поддержки и поиск эффективных моделей взаимодействия с конечными потребителями, что может существенно способствовать развитию малых и средних предприятий, обеспечивая доступ к высокомаржинальным сегментам рынка. Успешная реализация предложенных решений поможет не только улучшить экспортные показатели, но и повысить конкурентоспособность лесопромышленного комплекса Приморского края не только на региональном, но и на национальном уровне.

Изученность проблемы. Вопросами экспортного потенциала лесопромышленного комплекса занимались такие ученые как В.К. Антонова, Е.Ю. Быркова, П.В. Васильева, И.В. Воронина, О.И. Девяткова, С.А Кархова, Ю. В. Кузминых, Н. А. Кудрова, А. Ф., Е.Б. Олейник, Б.А. Осипова, В.К. Резанова, С.С. Решетникова, В.Ю. Шмидт [1,3,4,5].

Антонова Н.Е. в своей работе исследует лесной комплекс ДФО России и Китая в условиях экономической нестабильности, возникшей под воздействием ряда внутренних и внешних шоков [1,17]. Кроме этого, следует отметить, что Ю. В. Кузминых, Н. А. Кудрова в своих работах рассматривают основные приоритетные направления несырьевого экспорта лесной продукции, а также предлагает ряд мероприятий для стимулирования инвестиций в лесопромышленное производство [4,5]. Также стоит выделить работу Девятковой О.И. и ее соавторов, в которой рассмотрены основные особенности экспорта лесной промышленности в Тюменской области, выделены ключевые проблемы и предложены мероприятия по их минимизации [3].

В результате проведенного литературного обзора выявлен значительный пробел в исследованиях, касающихся применения экспортных механизмов в лесопромышленном комплексе, поскольку, несмотря на обилие научных трудов, вопрос интеграции экспортных стратегий с учетом особенностей биржевых механизмов по-прежнему остается открытым и требует более глубокого анализа для оптимизации внешнеэкономической деятельности данного сектора.

Цель данной научной статьи состоит в исследовании перспектив использования биржевых механизмов как инструмента увеличения объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров из Приморского края в Китай на примере продукции лесопромышленного комплекса.

Для достижения поставленных целей исследования использовались информационно-аналитические и статистические данные, собранные с официальных сайтов таких организаций, как Федеральная служба государственной статистики и Министерство природных ресурсов Российской Федерации. В процессе работы проводился анализ состояния лесопромышленного сектора, оценивались динамика экспортных показателей и структура поставок, а также исследовались факторы, влияющие на конкурентоспособность российских лесоматериалов на международных рынках. Применялись общенаучные методы исследования, включая экономико-статистический анализ, синтез и дедукцию, что позволило сформировать более полное представление о текущей ситуации и возможностях для оптимизации экспортных процессов.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплексного подхода к анализу экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Приморского края, основанного на внедрение инновационных механизмов биржевой торговли в целях повышения устойчивости и конкурентоспособности данной отрасли в условиях глобальных изменений.

1. Экспортный потенциал лесопромышленного комплекса Приморского края и его влияние на рынок древесины в Китае

Лесопромышленный комплекс России играет ключевую роль в экономике страны, занимая второе место в мире по запасам древесины (81,5 миллиардов кубометров). Лесная отрасль Приморского края является экспортноориентированной, на что влияет ряд факторов. Во-первых, логистическая удаленность региона от основных внутрироссийских потребителей лесопродукции, а во-вторых, низкая численность населения ДВ [14].

По данным Росстата в Дальневосточном регионе проживает всего 8,1 миллиона человек, из которых 1,8 миллиона — в Приморском крае [9,14]. Для сравнения, на одного жителя России приходится в среднем 1,3 кубометра заготовленной древесины, тогда как в Дальневосточном округе этот показатель составляет 1,8 кубометра, а в Приморском крае — 2 кубометра. Эти данные подчеркивают высокое потребление древесины на душу населения в Приморье, что превышает общероссийский уровень в 1,6 раза. Однако внутренний рынок потребления на Дальнем Востоке остается ограниченным, что создает значительные возможности для экспорта, особенно в связи с растущим спросом на китайском рынке [16].

По данным годовой статистики международной торговли, объем импорта товаров группы 44 «Древесина и изделия из нее; древесный уголь» в Китай в 2023 году составил 20 млрд. долларов США [14]. Приморский край, благодаря своему удобному географическому положению и доступу к морским портам, направляет основную часть своих экспортных поставок древесины в три ключевые страны: Китай, Японию и Республику Корея (рисунок 1).

Рисунок 1 - Экспорт лесных грузов по странам 2023 год, %.

Источник: составлено авторами на основе [14].

Из рисунка 1 видно, что в 2023 году подавляющая доля - 78% или 229117 тыс. долларов экспортируется в Китай. Структура экспорта древесины из Приморского края в Китай состоит из четырех основных групп продукции: лесоматериалы распиленные (пиломатериал) – 65%, древесина топливная 4% и лесоматериалы необработанные 21% (фактически круглая древесина – 25%), листы для облицовки (шпон) – 21%.

Как видно из рисунка 2, экспортируется по сути две категории товаров – сырье (дровяная и круглая древесина ТН ВЭД 4401, 4403) и продукция нижнего передела (пиломатериал ТН ВЭД 4407, шпон ТН ВЭД 4408).

Преобладание экспорта продукции нижнего передела (пиломатериал, шпон) обусловлен несколькими причинами.

Арендаторов лесных участков Приморского края условно можно разделить на две категории:

- крупные лесопереработчики, с ежегодной расчетной лесосекой 50 тыс. куб. м и более, имеющие производственные мощности для заготовки и переработки древесины. Особенностью экономической модели таких предприятий является эффект масштаба: при больших объемах заготовки древесины экономически целесообразно сосредоточиться на выпуске ограниченного перечня продукции нижнего передела: пиломатериала или шпона. Низкая маржинальность продукции компенсируется количеством объема производства.

Рисунок 2 - Структура экспорта древесины в Китай в 2023 г., %

Источник: составлено авторами на основе [2]

- средние и мелкие лесопереработчики, с ежегодной расчетной лесосекой менее 50 тыс. куб. м., в большей части субъекты МСП, не имеющие достаточного количества квалифицированных специалистов, необходимых средств для самостоятельного технологического развития, внедрения передовых перерабатывающих технологий, возможностей поиска клиентов на региональных экспортных рынках Китая. Уровень развития таких предприятий позволяет выпускать только продукцию нижнего передела в виде круглой древесины, пиломатериала, шпона [18].

Модель внешнеэкономических связей между Приморьем и Китаем складывается следующим образом: китайские торговые компании часто авансируют мелких арендаторов для заготовки древесины, что затем приводит к потере части экспортной выручки для местных переработчиков [20]. В результате, значительная маржа остаётся у китайских посредников, что затрудняет развитие бизнеса в Приморском крае и препятствует производству более высокомаржинальной продукции (рисунок 3).

Рисунок 3 - Взаимодействие приморских лесопереработчиков и китайских посредников

Источник: составлено авторами на основе [19,20]

Таким образом, можно выделить следующие проблемы экспорта продукции лесопромышленного комплекса из Приморского края в КНР:

- зависимость от основного экспортного рынка – Китая, применение непрозрачных схем торговли с посредниками из приграничной провинции Хэйлунцзян;

- низкая маржинальность средних и мелких компаний, не имеющих возможности без посредников расширить линейку выпускаемой продукции, выйти на рынки центрального и южного Китая;

- преобладание в структуре экспорта продукции нижнего передела (пиломатериал, шпон) [7].

Анализ государственных инициатив по поддержке производителей и экспортеров в лесном секторе России, с особым акцентом на Приморском крае, демонстрирует, что текущие меры, направленные на стимулирование экспорта, пока не обеспечивают полноценного решения актуальных проблем. К основным действующим направлениям государственной поддержки относятся создание территорий с преференциальными налоговыми и административными режимами, программы поддержки промышленности, инициативы Российского экспортного центра (РЭЦ) и региональные институты развития бизнеса [14,15]. Эти механизмы позволяют компенсировать часть затрат, связанных с транспортировкой, участием в выставках, сертификацией, а также оплачивать проценты по заемным средствам. Консультативная поддержка по экспортным вопросам и помощь в оптимизации налоговой и административной нагрузки также выступают важными аспектами [13].

Однако, существующие меры не охватывают все факторы, влияющие на экспортную эффективность продукции лесопромышленного комплекса, особенно в условиях современных вызовов, связанных с санкциями и изменениями на глобальном рынке. Это указывает на необходимость комплексного подхода к поддержке экспорта, включая активное развитие цифровой торговли.

2. Перспективы использования биржевых механизмов для увеличения экспорта лесоматериалов из Приморского края в Китай

В дополнение к уже имеющимся инструментов поддержки экспорта использование биржевых инструментов для несырьевого неэнергетического экспорта лесоматериалов из Приморского края может послужить одним из способов достижения заданных Указом Президента Российской Федерации параметров цели - реальный прирост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года [11]. Основные цели и задачи проекта представлены в таблице 1.

Таблица 1– Цели и задачи проекта

Цель
Задачи
Рост несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) лесоматериалов *
Обеспечение роста ННЭ лесоматериалов * из Приморского края к 2030 году не менее чем на 2/3 по сравнению с показателями 2023 г.
Стимулирование использования биржевых механизмов во внешней торговле
Доведение доли ННЭ лесоматериалов из Приморского края через биржевые механизмы до 25% в стоимостном выражении к 2030 г.
Расширение мер поддержки экспорта лесоматериалов
Внедрение с 2025 года меры поддержки субъектов МСП в виде компенсации затрат на участие в экспортных биржевых торгах и транспортировку ННЭ лесоматериалов
* ННЭ лесоматериалов - несырьевой неэнергетический экспорт лесоматериалов с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 440121; 440122; 440131; 440132; 4402; 4404; 4405; 4406; 4407; 4408; 4409; 4410; 4411; 4412; 4413; 4414; 4415; 4416; 4417; 4418; 4419; 4420; 4421

Источник: составлено авторами на основе [6,11]

Использование биржевых механизмов в экспорте лесоматериалов сопряжено с преодолением устоявшийся модели торгово-экономических связей торговли лесоматериалами с Китаем, которая предполагает активное участие посредников из приграничной провинции Хэйлунцзян, авансирующих работы по лесозаготовке и одновременно выступающих в качестве покупателей продукции, и непрозрачное ценообразование при реализации лесоматериалов, позволяющее экспортеру частично снизить фискальную нагрузку и получить дополнительные экономические выгоды.

Для смены устоявшейся модели на первом этапе необходимо экономическое стимулирование участников рынка к участию в биржевых торгах. Экономические стимулы могут применяться в различных формах. Для регионального уровня одним из простых, но эффективных способов является компенсация части затрат экспортерам [6,11].

Для достижения целей, представленных в таблице 1, предлагается внедрение региональной меры поддержки стимулирования лесоэкспортеров использования биржевых технологий. Меру поддержки предлагается реализовать в виде компенсации затрат на:

- участие в экспортных биржевых торгах продукцией лесопереработки в размере до 100%;

- транспортировку продукции лесопереработки реализованной на биржевых торгах в размере до 20%.

В первый год реализации проекта предполагается довести долю биржевых торгов в общей сумме несырьевого экспорта (ННЭ) лесоматериалов до 2,5 %. Умеренные прогнозы обусловлены ожидаемым недоверием потенциальных клиентов биржи к новому инструменту экспортной торговли. В процессе реализации проекта к 2030 году планируется увеличить долю биржевых торгов в общей сумме ННЭ лесоматериалов до 25 %.

Предлагается компенсировать лесоэкспортерам затраты на участие в биржевых торгах, связанных с продукцией лесопереработки, в размере до 100 %. Расчетная сумма компенсации затрат за весь период реализации проекта составит 5,3 миллиона рублей. Однако эти незначительные суммы вряд ли станут достаточным стимулом для принятия решения лесоэкспортерами об участии в биржевых торгах, которые предполагают повышение прозрачности сделок и, как следствие, увеличение фискальной нагрузки.

В связи с этим целесообразно предусмотреть дополнительную компенсацию затрат на транспортировку продукции, реализованной на бирже. Для расчетов был использован базис поставки, расположенный в городе Суйфэньхэ (КНР), который является основным автомобильным и железнодорожным логистическим хабом для экспорта продукции лесопереработки в Китай.

Расходы на транспортировку могут варьироваться в зависимости от вида продукции, вида транспорта, расстояния, сезона. Для упрощения расчетов использовано среднее расчетное значение расходов на транспортировку – 20 $ США за куб. м. продукции (для автомобильного, железнодорожного транспорта).

В абсолютных суммах компенсация транспортных расходов зависит от объема реализованных на бирже лесоматериалов. Для построения модели были использованы допущения о доле биржевых торгов в общей сумме ННЭ лесоматериалов (от 2,5% в первый год реализации проекта до 25% к 2030 г).

Используя расчетные данные о прогнозируемом ННЭ лесоматериалов, стоимости транспортных расходов, расчетной доли биржевых торгов в общей сумме ННЭ лесоматериалов рассчитаны расходы на транспортировку продукции лесопереработки, планируемой к реализации на бирже, составляющие за период с 2025 года по 2030 год 16 млн. $ США.

В целях стимулирования участия лесоэкспортеров в биржевых торгах предлагается компенсировать до 20% затрат на транспортировку продукции ННЭ лесоматериалов, реализованной на биржевых торгах. Общая сумма компенсации составит за весь период реализации проекта с 2025 по 2030 г составит 3,2 млн. $ США или 579 млн. руб. (из расчета роста курса $ США до 200 рублей к 2030 г).

Реализацию меры поддержки предлагается через региональный центр «Мой бизнес» (Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки предпринимательства Приморского края»), являющимся региональным институтом развития бизнеса и реализующим меры поддержки малого и среднего предпринимательства в Приморском крае.

Для стимулирования использования биржевых технологий в целях увеличения объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров (лесоматериалов) из Приморского края предлагается следующий план действий, разработанный на период с 2025 по 2030 год (таблица 2) [6].

Таблица 2 - План действий и ожидаемые результаты от реализации проекта


п/п
Наименование задачи, результата, мероприятия, контрольной точки
Начало
Окончание
Ответственный
1
Проведение тестовых биржевых экспортных сделок получение обратной связи, внесение корректировок
01.2025
02.2025
Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа (СПбМТСБ)
2
Согласование условий и запуск региональной меры поддержки:
– компенсации до 100% затрат на участие в биржевых торгах
– компенсация до 20% затрат на транспортировку продукции, реализованной на бирже
03.2025
05.2025
Минэконом ПК
Центр поддержки предпринимательства ПК
Минлесхоз ПК
3
Информирование лесоэкспортеров Приморского края
06.2025
06.2030
СПбМТСБ
ПАЛЭКС
Минлесхоз ПК
4
Информирование китайских партнеров
Заключение соглашений о сотрудничестве (Харбин, Далянь, Фошань, Шанхай)
06.2025
12.2030
СПбМТСБ
Представительства ПК в Харбине, Даляне
5
Оказание АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского края» региональной меры поддержки
06.2025
12.2030
Центр поддержки предпринимательства
6
Периодическое подведение итогов применения региональной меры поддержки, внесение корректировок
06.2025
06.2030
Минэконом ПК
Центр поддержки предпринимательства ПК
Минлесхоз ПК
Источник: составлено авторами на основе [6,11]

В результате реализации проекта предполагается, что предлагаемые меры стимулирования участия лесоэкспортеров в биржевых торгах наряду с уже действующими мерами поддержки экспорта приведут к приросту ННЭ лесоматериалов к 2030 года не менее чем на 2/3 относительно показателей 2030 года, сумма экспорта достигнет 406 млн. $ США. Сводные показатели эффекта от реализации регионального проекта по стимулированию биржевых торгов продукцией лесопереработки представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели эффекта от реализации регионального проекта по стимулированию биржевых торгов продукцией лесопереработки

Показатель, млн. руб.
2025
2026
2027
2028
2029
2030
Итого
Прирост ННЭ лесоматериалов
1 747
2 512
2 136
4 285
3 852
4 044
18 577
Бюджет проекта, в т.ч.:
11
24
61
113
162
213
584
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
Краевой бюджет, в т.ч.
11
24
61
113
162
213
584
- компенсация до 100% затрат на участие в биржевых торгах
0,1
0,2
0,5
1,0
1,5
2,0
5
- компенсация до 20% затрат на транспортировку продукции
11
24
61
112
161
211
579
Источник: составлено авторами на основе [11]

Таким образом, при бюджете проекта в 584 млн. руб., прирост ННЭ лесоматериалов прогнозируется на уровне 18 577 млн. руб. Бюджет проекта составит порядка 3% от расчетной суммы прироста ННЭ лесоматериалов. Необходимо оговориться, что расчетный прирост ННЭ лесоматериалов прогнозируется с учетом комплексного применения всех мер поддержки экспорта, как федеральных, так и региональных, в т.ч. региональной меры по стимулированию биржевых торгов лесоматериалами.

В рамках проведенного исследования были выявлены ключевые аспекты экспортной ориентации лесного сектора Приморского края, определяемые его географическим положением, низким внутренним спросом на древесину и растущими потребностями китайского рынка. Подтверждая выводы других авторов [10,15], работа отмечает, что объемы экспорта лесопродукции в Китай значительно увеличились в последние годы, благодаря реализации инвестиционных проектов в лесозаготовках и переработке, а также за счет снижения транспортных затрат вследствие улучшения инфраструктуры.

Заключение

Таким образом, подчеркивается важность стимулирования экспорта несырьевых товаров, особенно лесопромышленной продукции, из Приморского края в Китай — ключевой рынок для данного сектора. Необходима оптимизация экспортных каналов для более эффективного использования местных ресурсов и увеличения добавленной стоимости товаров, что позволит снизить зависимость от посредников и выход на новые высокомаржинальные рынки. Анализ показывает преобладание продукции нижнего передела в структуре экспорта, что затрудняет расширение ассортимента и торговых возможностей малых и средних предприятий региона. Критическая роль государственного вмешательства и поддержки становится очевидной, особенно в создании благоприятной инфраструктуры для бизнеса и упрощении доступа местных производителей к обменным площадкам.

На фоне изменений на глобальном рынке необходимы новые подходы, такие как использование биржевых механизмов для оптимизации экспортных процессов и повышения прозрачности сделок. Предложенные меры, включая компенсацию затрат на участие в экспортных торгах и транспортировке, направлены на активизацию участия лесоэкспортеров в международной торговле, что позволит увеличить объемы и разнообразие экспорта и послужит импульсом для экономического роста региона.

Внедрение современных технологий и цифровых платформ может значительно упростить процессы торговли, повысить уровень прозрачности сделок, снизить зависимость от традиционных посредников, а также будет способствовать повышению конкурентоспособности лесопромышленного комплекса региона на международных рынка.


Страница обновлена: 27.01.2025 в 16:19:49