Научное обоснование механизма реализации лесоклиматических проектов в Российской Федерации
Константинов А.В.1,2, Бурцев Д.С.2,1, Гаврилюк Е.С.2,1
1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
2 Национальный исследовательский университет ИТМО
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В работе рассматривается законопроект о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, направленных на реализацию лесоклиматических проектов, что отвечает глобальному тренду на декарбонизацию и развитию зеленой экономики и соответствует стратегической цели Российской Федерации достижения углеродной нейтральности. Цель исследования подготовить научное обоснование механизма реализации лесоклиматических проектов в Российской Федерации. В статье представлены результаты сравнительного анализа законопроекта на соответствие международным нормам в части углеродного учета, прав на лесные участки, базовой линии и исключения двойного учета. На основе результатов изучения международных стандартов, нормативных документов и опыта реализации лесоклиматических проектов сделан вывод о соответствии исследуемого законопроекта ключевым международным практикам, что способствует модернизации лесного хозяйства и повышению его конкурентоспособности.
Ключевые слова: изменения климата, адаптация, национальная климатическая политика, Парижское соглашение, низкоуглеродное развитие, лесное хозяйство, законодательство
JEL-классификация: Q50, Q54, Q20, Q23
Введение
Достижение климатической нейтральности достигается не только за счет сокращения выбросов парниковых газов, но и за счет увеличения поглощения углерода в секторе землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства. Повышение продуктивности лесов, снижение негативного влияния на лесные экосистемы лесных пожаров, интенсификация лесовосстановления и использование биоэнергии позволяет увеличивать поглотительной способность лесов. В настоящее время в ряде стран Европы наблюдается отставание от целевых показателей по росту поглотительной способности углерода в секторе лесного хозяйства [9]. Данный факт подтверждается статистическими данными и моделированием основных факторов, влияющих на поглощение углерода лесами – величиной прироста древесины и объемом ее заготовки [11]. Основная причина этому низкая эффективность текущих методов и инструментов реализации политик по достижению национальных целей климатической нейтральности. Таким образом, наблюдается некий стратегический разрыв, который необходимо преодолеть. Одним из способов решения этой проблемы является реализация лесоклиматических проектов.
Негативные последствия изменения климата для лесных экосистем со временем будут усиливаться из-за совокупного воздействия глобального потепления и экстремальных явлений. Адаптивное лесное хозяйство требует четких целей и всестороннего обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, чтобы разработать общие, приемлемые и гибкие решения, которые направлены на достижение социальных и экологических целей [17]. Такой подход может быть реализован в том числе на основе системы проектного управления.
В Непале показала неплохую эффективность программа, направленная на устранение причин вырубки лесов и содействие сохранению и увеличению существующего запаса углерода в лесах за счёт устойчивого управления лесными ресурсами, в основу которой был положен принцип финансового стимулирования за достигнутое снижение углеродных выбросов [4]. Также эффективными оказались платежи за снижение выбросов через распределение выгод от дополнительных углеродных единиц в Гиндукуш-Гималайском регионе (территория Пакистана, Индии, Непала, Бутана, Бангладеш и Китая) [7]. Это говорит об эффективности инструментов управления с заданными показателями эффективности, что может быть достаточно просто реализовано в лесоклиматических проектах.
В литературе выделяются три основные категории проблем реализации лесоклиматических проектов: методологические (дополнительность, постоянство, утечка углерода и сопутствующие выгоды), социально-экономические (ценообразование на выбросы углерода, а также транзакционные, социальные и альтернативные издержки) и проблемы, связанные с реализацией [12]. Те же проблемы были выявлены в исследовании на основе подробных полуструктурированных интервью экспертов по лесному хозяйству из Канады [13]. В другом исследовании опыта экспертов из различных стран было выявлено, что при реализации проектов в Северной Америке, Новой Зеландии и Европе проявлялись схожие проблемы, которые были связаны с утечкой углерода, постоянством, дополнительностью, а также мониторингом, отчётностью и верификацией, а в Китае в основном возникали практические проблемы: растущие затратах на проекты по лесовосстановлению и лесоразведению, разрыв между получаемыми выгодами землевладельцами и разработчиками проектов, а также неопределённости в отношении будущих поставок и спроса на углеродные единицы [16].
Исследования мнений заинтересованных сторон (представители государственных органов, общественные организации, частный бизнес и коренные народы) реализации лесоклиматических проектов в провинции Британская Колумбия (Канада) выявило ряд разногласий в целеполагании среди этих целевых групп, что необходимо учитывать при планировании таких проектов [8].
К проблемам реализации лесоклиматических проектов также отнести игнорирование комплексных экологических эффектов (основной акцент на поглощении углерода, т.е на повышении продуктивности, что может привести к снижению биоразнообразия и устойчивости лесных экосистем), утерю самостоятельности хозяйствующих субъектов (вместо выстраивания стабильной системы хозяйственной деятельности бизнес будет сосредоточен на получении финансовой поддержки и льгот за выполнение лесоклиматических проектов) и отсутствие надежной системы стандартизации, обеспечивающей надлежащую реализацию и эффективность проектов [20].
Кроме того, проблемы, связанные с переходом к управлению лесами, ориентированному на достижение климатической нейтральности, в том числе и управление лесоклиматическими проектами, включают в себя интеграцию этого инструмента с существующими практиками, создание последовательной политики, которая находит точки соприкосновения с другими целями, учёт неопределённостей, связанных с измерением и проверкой [18].
Таким образом, существует множество проблем, связанных с разработкой высококачественных проектов по компенсации выбросов углерода в лесном хозяйстве, и универсального простого подхода к их решению не существует. Однако крайне важно опираться на имеющиеся знания и продвигать проекты и стандарты по компенсации выбросов углерода, которые приводят к эффективному и долгосрочному поглощению углерода, обеспечивая социальную справедливость, равноправие и сохранение биоразнообразия.
Ошибки могут стоить дорого и нивелировать положительное влияние реализации лесоклиматических проектов, например, независимая оценка результатов реализации Калифорнийской программы компенсации выброса углерода в лесах показала, что применение методики сравнения показателей проектов с усредненными региональными показателями выбросов углерода привело к систематическому завышению на 30,0 млн тCO2, что составило 29,4% от общего объема выданных квот [6]. В ходе обобщения результатов эмпирических исследований в Германии, где оценивалось более 2000 проектов по компенсации выбросов в разных секторах экономики, было показано, что только 25% от общего объёма квот выделенных на лесоклиматические проекты представляют собой реальное сокращение выбросов [14].
Основные трудности, связанные с разработкой политики, направленной на реализацию лесоклиматических проектов, заключаются в специфических условиях поглощения углерода на конкретных участках, неопределённостью в отношении поглощения углерода, дополнительности и постоянства. Также одним из препятствий для реализации лесоклиматических проектов, являются слабые институты и незащищённые права собственности [10].
Анализ исследования буферного углеродного фонд лесов Калифорнии, созданного для реализации программы компенсации выбросов показывает, что его компоненты, связанные с лесными пожарами, болезнями и насекомыми-вредителями, сильно недооценены. Таким образом, этот механизм не может гарантировать, что углерод, накопленный в лесах, не попадёт в атмосферу в течение срока реализации программы - 100 лет [5].
При реализации лесоклиматических проектов необходимо учитывать несколько дополнительных факторов. Во-первых, разработчики проектов не должны выбираться случайным образом. Во-вторых, рынки сельскохозяйственных угодий, лесных угодий и лесной продукции корректируются. При учёте утечек важно будет более тщательно отражать эластичность спроса и предложения. В-третьих, вместо простой верифицируемости, которая подразумевает проверку исходных данных и процессов, необходимо стремиться к разработке протоколов и методов, которые позволяют получать воспроизводимые оценки [15]. В таких условиях возможность реализации краткосрочных климатических проектов может дать не только дополнительный импульс как часть мотивирующей системы, но и обеспечит гибкость в ответ на возможные изменения стратегических ориентиров климатической политики [19].
В марте 2024 гола Правительство Российской Федерации внесла на рассмотрение Государственной Думой проект Федерального закона «О внесении изменений в лесной кодекс Российской Федерации» [3], в текст которого были заложены правовые нормы, которые должны стать основой механизма имплементации положений международных договоров в области изменения климата и реализации лесоклиматических проектов [1]. Особенно необходимо отметить важность учета национальных особенностей ведения лесного хозяйства и их влияние на эффективность реализации лесоклиматических проектов [2].
Учитывая, вышесказанное, именно сейчас особенно важно провести всесторонний анализ данного документа, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при реализации лесоклиматических проектов. Таким образом, целью исследования является научное обоснование механизма реализации лесоклиматических проектов в Российской Федерации, заложенного в изменениях к Лесному кодексу Российской Федерации.
Методика исследования включала в себя проведение сравнительного анализа соответствия рассматриваемого законопроекта по следующим критериям:
- выпуска углеродных единиц международным правилам, рекомендациям и процедурам;
- обоснования прав на лесные участки при реализации лесоклиматических проектов международным правилам, рекомендациям и процедурам;
- основания для осуществления лесохозяйственных мероприятий в границах проекта при реализации лесоклиматических проектов международным правилам, рекомендациям и процедурам;
- исключения двойного учета результатов при реализации лесоклиматических проектов международным правилам, рекомендациям и процедурам;
- определения базовой линии для различных типов лесоклиматических проектов международным правилам, рекомендациям и процедурам.
Результаты и обсуждение
В предложенных изменениях к Лесному кодексу Российской Федерации, главным образом, вводятся нормы, касающиеся реализации лесоклиматических проектов. Эти изменения направлены на интеграцию климатических инициатив с использованием лесных ресурсов в нормативно-правовое поле Российской Федерации, что, в итоге, должно привести к сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов и способствовать выполнению Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств в области смягчения и адаптации к неблагоприятным последствиям глобального изменения климата.
Эти изменения отвечают глобальному тренду на декарбонизацию, и их внедрение должно содействовать модернизации российского лесного хозяйства в части климатически значимых мероприятий. Включение лесов в процессы реализации климатических проектов и углеродного учета укрепляет правовую базу для активного вовлечения лесного сектора в национальные и международные механизмы углеродных компенсаций. Подобные инициативы способствуют развитию зеленой экономики и повышению конкурентоспособности российских лесных предприятий на международных рынках, где требования по снижению углеродного следа становятся все более значимыми.
Предложенные в законопроекте меры по выпуску углеродных единиц соответствуют основным международным стандартам, таким как Киотский протокол и Парижское соглашение, по ключевым параметрам: созданию проектов на добровольной основе, мониторингу, учету в реестрах и возможному расторжению соглашений при нарушениях. Подробнее рассмотрим это в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ соответствия рассматриваемого законопроекта в части выпуска углеродных единиц международным правилам, рекомендациям и процедурам
Этап
|
Описание процесса
|
Международные нормы
|
Российское законодательство
|
Определение
углеродного кредита
|
Единица
измерения, эквивалентная сокращению выбросов парниковых газов на одну тонну
CO2 или его эквивалента за определенный период (период кредитования).
|
Киотский
протокол, Парижское соглашение.
|
Федеральный
закон № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" от 2 июля
2021 года.
|
Измерение
выбросов
|
Процесс
измерения и документирования сокращений выбросов парниковых газов,
произошедших благодаря реализации климатического проекта.
|
Применение
национально и международно аккредитованных методик.
|
Согласно
Лесному кодексу РФ и Федеральному закону № 296-ФЗ, требуется использование
аккредитованных методик измерения. В реестре углеродных единиц утверждены
методики для лесоклиматических проектов, такие как лесовосстановление и
улучшенное управление лесным хозяйством. Требуется дополнение методик.
|
Верификация
и валидация
|
Процедуры
проверки независимыми аккредитованными органами того, что сокращение выбросов
является реальным и поддающимся измерению.
|
Строгая
верификация и сертификация углеродных кредитов независимыми аккредитованными
органами.
|
Верификация
результатов проектов осуществляется аккредитованными организациями и органами
государственной власти. Принципы — прозрачность, подотчетность и надежность,
аналогично международным стандартам.
|
Выдача
углеродных кредитов
|
Углеродные
кредиты выдаются проекту после успешной верификации и валидации в
соответствии с объемом сокращенных выбросов.
|
Соответствие
международным правилам и рекомендациям.
|
Выдача
углеродных единиц осуществляется на основании валидации и верификации
результатов лесоклиматических проектов, что полностью соответствует
международным стандартам.
|
Продажа
и использование
|
Углеродные
кредиты могут быть проданы или переданы другим организациям, странам или
компаниям для компенсации выбросов.
|
Включение
углеродных единиц в углеродные рынки для торговли и компенсации.
|
Согласно
ст. 10 Федерального закона № 296-ФЗ, углеродные единицы могут передаваться и
использоваться для компенсации выбросов. Зачет углеродных единиц
осуществляется путем списания с одного счета и зачисления на другой. Эти
единицы также могут быть использованы в реализации собственных климатических
целей компании.
|
Соответствие
международным стандартам
|
Углеродное
кредитование должно соответствовать международным стандартам для мониторинга,
учета и торговли углеродными единицами.
|
Киотский
протокол, Парижское соглашение по ключевым параметрам.
|
Российское
законодательство, включая Федеральный закон № 296-ФЗ и Лесной кодекс,
соответствует международным стандартам, включая добровольность создания
проектов, учет в реестрах, мониторинг и возможность расторжения соглашений
при нарушениях.
|
Таким образом, при условии необходимости, механизм может быть интегрирован в глобальные углеродные рынки и поддерживать международные климатические цели.
Законопроект предусматривает возможность заключения соглашений на срок, соответствующий времени реализации проекта и сохранению его результатов, что соответствует международным стандартам. Однако в законопроекте не содержатся конкретные меры по управлению долгосрочными рисками, такими как изменения в статусе участков или экологические угрозы. Для успешной реализации проектов необходимо разработать дополнительные нормативные акты и методологии, учитывающие эти риски. Эти методологии должны быть включены в российский реестр углеродных единиц и применяться при подготовке и утверждении новых проектов. Обобщим вышесказанное в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительный анализ соответствия рассматриваемого законопроекта в части обоснования прав на лесные участки при реализации лесоклиматических проектов международным правилам, рекомендациям и процедурам
Ключевой
аспект
|
Положение
в законопроекте
|
Международные
стандарты и рекомендации
|
Соответствие
и замечания
|
Добровольность и
согласие третьих лиц
|
Лесоклиматические
проекты реализуются на добровольной основе. Участки, предоставленные другим
лицам для использования, могут быть включены в проект только с их письменного
согласия (часть 3 статьи 66).
|
Международные
программы, такие как REDD+, предусматривают обязательное согласие всех
участников и вовлеченных сторон перед началом реализации проектов.
|
Механизм
учитывает добровольность и необходимость согласия третьих лиц, что
соответствует международным стандартам.
|
Прозрачность
процесса
|
Участники должны
быть проинформированы о цели проекта, рисках и выгодах.
|
Международные
программы требуют полной прозрачности, участники должны быть осведомлены о
целях, рисках и выгодах проектов.
|
Соответствует
международным стандартам, но требует более детального подхода к
информированию участников.
|
Право на
использование лесных участков
|
Проект
предусматривает договоренности между заинтересованным лицом и
государственными органами, возможное привлечение сторонних лиц для реализации
мероприятий (часть 1 статьи 66).
|
Стандарты REDD+,
VCS, Gold Standard: справедливое распределение прав и обязательств. Участники
должны иметь четкие права на использование участков для климатических
проектов.
|
Механизм
обеспечивает справедливое распределение прав и обязанностей, но на
международном уровне могут быть дополнительные требования по учету интересов
всех вовлеченных сторон.
|
Ограничения на
передачу прав и доступ к земле
|
Передача прав на
лесные участки требует согласия владельцев или пользователей (часть 3 статьи
66).
|
REDD+: механизмы
передачи прав не должны нарушать существующие права на землю и лесные
ресурсы.
|
Соответствует
международным требованиям, защищая права владельцев и пользователей земли.
|
Прозрачность
соглашений
|
Соглашения
включают обязательные элементы: местоположение, права на участки,
мероприятия, сроки выполнения (часть 5 статьи 66).
|
Требования к
прозрачности: четкие условия соглашений, включая объем прав, ответственность
сторон, сроки, требования к отчетности. Информация должна быть доступна для
всех участников.
|
Законопроект
соответствует международным стандартам прозрачности соглашений, включая
четкость условий и доступность информации для участников.
|
Долгосрочные
обязательства и риски
|
Соглашения могут
заключаться на срок, связанный с реализацией проекта и сохранением его
результатов, но не указаны конкретные инструменты анализа рисков и методы
управления ими.
|
VCS и другие
международные стандарты требуют оценки долгосрочных рисков (изменение
использования земель, пожары, вырубки) и наличия механизмов защиты участков.
|
Законопроект
соответствует требованиям о сроках соглашений, но инструменты анализа рисков
и методы управления ими должны быть отражены в методологиях.
|
Предлагаемый законопроект содержит механизм приобретения прав на лесные участки для реализации лесоклиматических проектов, который в значительной мере соответствует международным стандартам, таким как добровольное участие и прозрачность соглашений. Важно, что механизм учитывает необходимость согласия всех участников и третьих лиц, а также предусматривает справедливое распределение прав и обязательств. Тем не менее, для полноценного соответствия международным стандартам и успешной интеграции проектов в глобальные климатические инициативы необходимо дополнить нормативно-правовую базу России методологиями, которые будут учитывать долгосрочные риски и гарантировать сохранение результатов лесоклиматических проектов.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации, порядок осуществления лесохозяйственных мероприятий определяется рядом правил, включая правила заготовки древесины, правила пожарной и санитарной безопасности, а также правила лесовосстановления и ухода за лесами. Эти нормативные акты устанавливают нормы, которые соответствуют международным стандартам:
• При проведении лесовосстановительных мероприятий важно учитывать местные экосистемные условия и сохранять биоразнообразие. Недопустимо проводить монокультурные посадки, которые могут негативно отразиться на устойчивости лесов.
• Проекты должны обеспечивать долгосрочную поддержку восстановленных лесов, чтобы они достигли зрелого состояния и смогли стабильно поглощать углекислый газ.
• Необходимо принимать меры по защите лесов от пожаров, а также предотвращению угроз, связанных с вредителями и болезнями лесов.
Эти меры способствуют не только сохранению лесов, но и повышению их продуктивности и устойчивости перед климатическими изменениями и природными угрозами. Это особенно важно в контексте международных проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощения углекислого газа. Обобщим вышеуказанные положения т проведем сравнительный анализ в таблице 3.
Таблица 3. Сравнительный анализ соответствия рассматриваемого законопроекта в части основания для осуществления лесохозяйственных мероприятий в границах проекта при реализации лесоклиматических проектов международным правилам, рекомендациям и процедурам
Аспект
|
Законопроект
РФ
|
Международные
стандарты
|
Соответствие
|
Меры
лесохозяйственных мероприятий
|
Защита лесов от
вредителей и болезней, лесовосстановление, охрана от пожаров, лесоразведение.
|
FSC, PEFC, REDD+:
Экологически ответственные и социально справедливые практики управления
лесами, предотвращение вырубки и деградации.
|
Соответствует:
цели лесоуправления и снижения углеродных выбросов аналогичны международным.
|
Мониторинг и
отчетность
|
Обязательная
подача данных по мониторингу реализации проектов, создание органа для
валидации и верификации.
|
REDD+, VCS:
Строгий мониторинг воздействия проектов на углеродный баланс, независимая
верификация данных.
|
Соответствует:
обязательная независимая верификация данных предусмотрена.
|
Прозрачность
данных
|
Передача
информации в государственные органы, внесение изменений в лесные планы,
открытый реестр углеродных единиц.
|
Gold Standard,
VCS, REDD+: Публичный доступ к результатам мониторинга и отчетности,
обязательная прозрачность.
|
Соответствует:
обеспечен открытый доступ к информации через государственные системы.
|
Экологическая
устойчивость
|
Лесовосстановление
с учётом экологических требований, правила ухода за лесами, предотвращение
угроз от пожаров и вредителей.
|
Gold Standard,
VCS, программы ООН: Учет местных условий, долгосрочная поддержка
восстановленных лесов, защита биоразнообразия и экосистем.
|
Соответствует:
учтены долгосрочные меры поддержки лесов, защита от климатических угроз.
|
Долгосрочные
обязательства
|
Соглашения на
срок реализации проекта, управление рисками не детализировано.
|
VCS: Требуются
юридически обязывающие меры по долгосрочной защите участков и управлению
рисками.
|
Соответствует:
требуется уточнение инструментов анализа и методов управления рисками.
|
Таким образом, законопроект в значительной степени соответствует международным стандартам и нормам в области лесоуправления и климатических инициатив. Однако для полноценной реализации его положений необходимо дальнейшее совершенствование методологических основ, включая инструменты анализа и методы управления рисками, которые обязательно должны быть учтены при разработке и утверждении новых методик.
Рассматриваемый законопроект включает ряд положений, которые направлены на предотвращение двойного учёта:
- соглашения о реализации лесоклиматических проектов: в пункте 5 статьи 66.2 упоминается обязательство включить результаты реализации проекта в реестр углеродных единиц в течение пяти лет с момента заключения соглашения. Наличие такого обязательства является важным шагом к предотвращению двойного учёта, так как реестр позволяет отслеживать углеродные единицы, обеспечивая прозрачность и контроль за их использованием.
- мониторинг и отчетность: законопроект требует, чтобы исполнитель проекта представлял результаты мониторинга в федеральный орган контроля. Это позволяет отслеживать реализацию проектов и объемы сокращения выбросов, что также способствует предотвращению дублирования углеродных единиц.
- соглашения с третьими лицами: установленное требование согласия от лиц, которым предоставлены лесные участки для иных целей, снижает риск двойного учёта, если эти участки уже участвуют в других климатических инициативах или программах лесопользования.
Обобщим вышеуказанные положения т проведем сравнительный анализ в таблице 4.
Таблица 4. Сравнительный анализ соответствия рассматриваемого законопроекта в части исключения двойного учета результатов при реализации лесоклиматических проектов международным правилам, рекомендациям и процедурам
Аспект
|
Законопроект
РФ
|
Международные
стандарты
|
Соответствие
|
Ключевое
требование
|
Исключение
двойного учёта углеродных единиц в рамках лесоклиматических проектов.
|
Парижское
соглашение, VCS, Gold Standard, REDD+: обязательство избегать двойного учёта
на уровне страны и проекта.
|
Полное
соответствие: законопроект отражает международные требования.
|
Регистрация
углеродных единиц
|
Углеродные
единицы регистрируются в реестре углеродных единиц; обязательство включить результаты
проекта в реестр в течение пяти лет (пункт 5 статьи 66.2).
|
Международные
нормы требуют регистрации углеродных единиц в специальных реестрах для
предотвращения двойного учёта.
|
Соответствие:
наличие реестра соответствует международной практике.
|
Мониторинг и
отчетность
|
Исполнитель
проекта обязан предоставлять результаты мониторинга в федеральный орган
контроля для отслеживания сокращений выбросов.
|
Международные
стандарты требуют строгого мониторинга и отчетности для оценки углеродного
баланса.
|
Соответствие:
обязательный мониторинг и отчетность поддерживают международные нормы.
|
Согласие третьих
лиц
|
Требуется
согласие от лиц, предоставивших лесные участки для других целей, чтобы
снизить риск двойного учёта.
|
Международные
стандарты также подчеркивают важность согласия всех заинтересованных сторон
для предотвращения дублирования.
|
Соответствие:
соблюдение принципов взаимодействия с третьими лицами.
|
Четкость прав на
углеродные единицы
|
Необходимость
разработки рекомендаций по распределению прав на углеродные единицы между
государством и исполнителем.
|
Четкие правила
владения и передачи углеродных единиц играют ключевую роль в международной
практике.
|
Соответствует:
требуется дальнейшая разработка положений в рамках развития
нормативно-правовой базы.
|
Международная
верификация
|
Необходимость
разработки положений о взаимодействии с международными реестрами и
верификации углеродных единиц.
|
Углеродные
единицы должны быть признаны на международных рынках, что требует
соответствия международным требованиям.
|
Соответствует:
необходимость уточнения механизма верификации на международном уровне.
|
Согласование с
национальными обязательствами
|
Уточнение
согласования углеродных единиц с национальными обязательствами по Парижскому
соглашению.
|
Международные
обязательства требуют, чтобы углеродные единицы, использованные для
национальных целей, не могли быть проданы на международном рынке.
|
Соответствие:
законопроект учитывает необходимость согласования с международными
обязательствами.
|
Хотя законопроект включает важные элементы для предотвращения двойного учёта, есть несколько аспектов, которые необходимо учесть при формировании нормативно-правовой базы реализации лесоклиматических проектов:
- четкость в отношении прав на углеродные единицы: необходимо разработать рекомендации по детализиции положений о том, как распределяются права на углеродные единицы между государством и исполнителем проекта зависимости от вида проекта, взятых на себя обязательств и т.д. В международной практике чёткие правила владения и передачи углеродных единиц играют важную роль в предотвращении дублирования;
- международная верификация: необходима разработка положений о взаимодействии с международными реестрами или о верификации углеродных единиц на международном уровне. Это важно для того, чтобы углеродные единицы, зарегистрированные в России, признавались на международных рынках углерода, таких как VCS или Gold Standard.
- международные сделки и обязательства страны: необходимо уточнить, как будут согласовываться углеродные единицы, созданные в рамках лесоклиматических проектов, с национальными обязательствами России по Парижскому соглашению. Если страна использует единицы для выполнения своих обязательств по сокращению выбросов, эти же единицы не могут быть проданы на международном рынке.
Международные стандарты требуют, чтобы методики для определения базовой линии также учитывались при мониторинге и проверке, что позволяет корректировать базовую линию при необходимости. Законопроект включает обязательства по мониторингу и отчетности (статья 66.2, пункты 7 и 8), что соответствует международным требованиям. Обобщим вышеуказанные положения в таблице 5.
Таблица 5. Сравнительный анализ соответствия рассматриваемого законопроекта в части по определению базовой линии для различных типов лесоклиматических проектов международным правилам, рекомендациям и процедурам
Аспект
|
Законопроект РФ
|
Международные стандарты
|
Соответствие
|
Определение базовой линии
|
Необходимо установить базовую
линию для оценки результатов лесоклиматических проектов, но отсутствуют
детализированные положения о методологии.
|
Международные стандарты (VCS,
Gold Standard, REDD+) требуют четкого определения базовой линии как сценария
без проекта.
|
Соответствие: требуется
дополнение методологий с детализированными положениями.
|
Точность и обоснованность
|
Не указаны конкретные
требования к научно обоснованным данным и моделям для определения базовой
линии.
|
Базовая линия должна
основываться на научных данных и моделях, точно отражающих ожидаемое
состояние экосистем.
|
Соответствие: необходимость
уточнения научных оснований при разработке методологий.
|
Периодичность обновлений
|
Отсутствуют указания на
необходимость периодического обновления базовой линии.
|
Международные нормы требуют
регулярного обновления базовой линии в случае изменений условий.
|
Соответствие: необходимо ввести
требование о периодическом обновлении в методологии.
|
Прозрачность и доступность
|
Законопроект не оговаривает
доступность методологии и данных для проверки третьими сторонами.
|
Методология и данные должны
быть прозрачными и доступны для верификации.
|
Соответствие: выполняется
требование обеспечить доступность данных.
|
Сравнимость
|
Нет упоминания о необходимости
соответствия международным стандартам для обеспечения сравнимости.
|
Определение базовой линии
должно быть совместимо с международными стандартами.
|
Соответствие: необходимо
внедрить требование о совместимости при разработке методологий.
|
Регистрация углеродных единиц
|
Обязательство включить сведения
о проекте в реестр углеродных единиц в течение пяти лет.
|
Международные стандарты требуют
регистрации углеродных единиц для предотвращения двойного учёта.
|
Соответствие: поддержка
регистрации углеродных единиц.
|
Мониторинг и отчетность
|
Обязательства по мониторингу и
отчетности указаны в статье 66.2 (пункты 7 и 8).
|
Международные стандарты требуют
мониторинга и проверки, чтобы корректировать базовую линию при необходимости.
|
Соответствие: наличие
обязательств по мониторингу соответствует международным требованиям.
|
Разработка методологий
|
Необходимость разработки
методологий не явно прописана, только указание на использование утвержденных
методологий.
|
Международные стандарты требуют
четких, проверенных методологий для определения базовой линии.
|
Соответствие: требуется
разработка методологий.
|
Адаптация международных
стандартов
|
Нет явного упоминания о
необходимости адаптации международных стандартов.
|
Методологии должны учитывать международные
стандарты для признания и согласованности.
|
Соответствие: нет запрета
учитывать нормы международных стандартов.
|
Чтобы нормативно-правовая база соответствовала международным рекомендациям по определению базовой линии, рекомендуется дополнительно к законопроекту провести следующие мероприятия:
1. Установить четкие методологии для определения базовой линии, которые должны быть проверены и одобрены, и которые включают анализ исторических данных, текущих условий и альтернативных сценариев.
2. Адаптация международных стандартов: необходимо учесть положения международно признанных методологий и стандартов, таких как те, что используются в VCS или Gold Standard, для определения базовой линии. Это обеспечит согласованность и международное признание.
Законопроект в текущем виде полностью соответствует международным рекомендациям по определению базовой линии для лесоклиматических проектов, но необходимо дополнить его нормативно-правовой базой, в частности разработать методологии по определению базовой линии. Для соответствия международным нормам необходимо учитывать положения международных методологий для определения базовой линии, а также обеспечить прозрачность и консервативность в процессе оценки углеродных сокращений.
Для оценки того, насколько требования и ограничения по реализации лесоклиматических проектов, предусмотренные законопроектом, соответствуют международным правилам, рекомендациям и процедурам, рассмотрим ключевые аспекты международных стандартов и их сопоставление с положениями законопроекта.
Прозрачность и отчетность. Международные стандарты, такие как Verified Carbon Standard (VCS) и Gold Standard, требуют, чтобы информация о проекте, его воздействии и результатах была доступна для общественности. Это включает в себя прозрачное документирование всех процессов, связанных с проектом, и регулярные отчеты о его выполнении. Стандарты требуют регулярных отчетов и проверок для обеспечения соответствия и надежности результатов проекта.
Законопроект включает требования по отчетности, такие как предоставление результатов мониторинга и включение данных в реестр углеродных единиц (статья 66.2, пункты 6 и 7). В законопроекте нет конкретных требований о публичной доступности отчетов или детализированных данных о проекте, однако в нем содержатся требования о передаче информации в органы государственной власти и реестр углеродных единиц, которая в дальнейшем становится открытой.
Мониторинг и верификация. Регулярный мониторинг является необходимым для оценки эффективности проекта и обеспечения точности данных о углеродных сокращениях. Проекты должны проходить независимую верификацию (проверку третьей стороной) для подтверждения достоверности данных о сокращениях выбросов.
Законопроект требует представления результатов мониторинга не реже одного раза в пять лет (статья 66.2, пункт 7). В законопроекте нет прямого упоминания обязательства по проведению независимой верификации данных, однако есть указание на действия в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", который конкретизирует понятие верификация относительно климатических проектов.
Методологии и подходы. Международные стандарты требуют использования одобренных методологий для оценки углеродных сокращений и поглощений. Эти методологии должны учитывать исторические данные, текущие условия и альтернативные сценарии.
Законопроект не предоставляет конкретных методологий для определения углеродных сокращений или поглощений, однако он содержит требование вносить данные о лесоклиматическом проекте в реестр углеродных единиц, что подразумевает использование методологии.
Базовая линия и дополнительность. Необходимо установить четкую базовую линию, которая отражает, что углеродные сокращения или поглощения являются дополнительными и не произошли бы без реализации проекта. Проект должен демонстрировать, что его результаты являются дополнительными по сравнению с тем, что произошло бы в отсутствие проекта.
Законопроект не содержит подробных требований по установлению базовой линии и дополнительности. Однако в пункте 2 статьи 66.1 указано, что при реализации лесоклиматических проектов предусматривается осуществление мероприятий, направленных на сокращение выбросов и увеличение поглощения парниковых газов. Таким образом, этот пункт декларирует концепцию дополнительности. Отсутствие четких требований по определению базовой линии и дополнительности, должно компенсироваться разработкой и утверждением соответствующих методологий.
Соответствие и участие заинтересованных сторон. Проекты должны учитывать мнение местных сообществ и других заинтересованных сторон, а также обеспечивать их участие в процессе разработки и реализации проекта.
Законопроект упоминает необходимость письменного согласия пользователей земельных участков (статья 66.2, пункт 3), что может удовлетворять требованиям по участию заинтересованных сторон. Права местных сообществ в должной мере защищены действующими положениями Лесного кодекса Российской Федерации.
Заключение
Рассматриваемый законопроект по реализации лесоклиматических проектов демонстрирует высокую степень соответствия международным нормам и стандартам, таким как Парижское соглашение, Verified Carbon Standard (VCS), Gold Standard и механизмы REDD+. Он охватывает ключевые аспекты, необходимые для успешной интеграции в глобальную практику по сокращению углеродных выбросов и увеличению углеродного поглощения. Важно отметить, что, при дальнейшем развитии нормативно-правовой базы на основе данного законопроекта, можно успешно реализовать все требования, выдвигаемые международными стандартами, при разработке соответствующих методологий и других нормативно-правовых актов.
Законопроект затрагивает основные вопросы, такие как исключение двойного учета углеродных единиц и определение базовой линии для оценки результатов лесоклиматических проектов. Эти элементы являются критически важными для обеспечения надежности и прозрачности углеродных единиц на международных рынках. Кроме того, предусмотренные механизмы мониторинга и отчетности соответствуют международным требованиям, что позволяет гарантировать качество и достоверность данных о выполнении проектов.
Однако, для достижения максимального эффекта и соответствия всем требованиям международных норм, необходимо дополнить законопроект разработкой конкретных методологий и норм, которые будут обеспечивать практическую реализацию его положений.
Источники:
2. Морковина С.С., Кузнецов Д.К. Экономика «климатических проектов в лесах» как составляющая низкоуглеродного развития: анализ феномена // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. – 2023. – № 2. – c. 99-113. – doi: 10.21178/2079-6080.2023.2.99.
3. О внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Лесной Кодекс Российской Федерации» от 01 марта 2024 № ММ-П11-6436
4. Adhikari S., Baral H. Emission Reductions Program for Addressing Drivers of Deforestation and Forest Degradation: An Insight from the Terai Arc Landscape in Southern Nepal. / In book: Forest Dynamics and Conservation. - Singapore: Springer, 2022. – 419-437 p.
5. Badgley G., Chay F., Chegwidden O.S., Hamman J.J., Freeman J., Cullenward D. California’s forest carbon offsets buffer pool is severely undercapitalized // Frontiers in Forests and Global Change. – 2022. – doi: 10.3389/ffgc.2022.930426.
6. Badgley G., Freeman J., Hamman J.J., Haya B., Trugman A.T., Anderegg W.R.L., Cullenward D. Systematic over-crediting in California's forest carbon offsets program // Global Change Biology. – 2022. – № 4. – p. 1433-1445. – doi: 10.1111/gcb.15943.
7. Basnet S., Karki B.S. REDD+ Across Transboundary Landscapes: A Look into the Opportunities and Challenges of Participatory Forest Management Systems in Receiving Results Based Payments in the Hindu Kush Himalayan Region // Small-scale Forestry. – 2020. – p. 399-418. – doi: 10.1007/s11842-020-09448-3.
8. Guillaume Peterson St-Laurent, Shannon Hagerman, George Hoberg Barriers to the development of forest carbon offsetting: Insights from British Columbia, Canada // Journal of Environmental Management. – 2017. – p. 208-217. – doi: 10.1016/j.jenvman.2017.07.051.
9. Hyyrynen M., Ollikainen M., Seppälä J. European forest sinks and climate targets: past trends, main drivers, and future forecasts // European Journal of Forest Research. – 2023. – № 5. – p. 1207-1224. – doi: 10.1007/s10342-023-01587-4.
10. Ing-Marie Gren, Abenezer Zeleke Aklilu Policy design for forest carbon sequestration: A review of the literature // Forest Policy and Economics. – 2016. – p. 128-136. – doi: 10.1016/j.forpol.2016.06.008.
11. Korosuo A., Pilli R., Abad Viñas R., Blujdea V.N.B., Colditz R.R., Fiorese G., Rossi S., Vizzarri M., Grassi G. The role of forests in the EU climate policy: are we on the right track? // Carbon Balance Manage. – 2023. – № 1. – p. 15. – doi: 10.1186/s13021-023-00234-0.
12. Pan Ch., Shrestha A., Innes J.L., Zhou G., Li N., Li J., He Ye., Sheng Ch., Niles J., Wang G. Key challenges and approaches to addressing barriers in forest carbon offset projects // Journal of Forestry Research. – 2022. – № 4. – p. 1109-1122. – doi: 10.1007/s11676-022-01488-z.
13. Pan Ch., Li Ch., An A., Deng G., Lin J.K., He Ju., Li J.F., Zhu X., Zhou G., Shrestha A.K., Kozak R., Wang G. Canada’s Green Gold: Unveiling Challenges, Opportunities, and Pathways for Sustainable Forestry Offsets // Forests. – 2023. – № 11. – p. 2206. – doi: 10.3390/f14112206.
14. Probst B., Toetzke M., Kontoleon A., Diaz Anadon L., Hoffmann V.H. Systematic review of the actual emissions reductions of carbon offset projects across all major sectors. Assets-eu.researchsquare.com. [Электронный ресурс]. URL: https://assets-eu.researchsquare.com/files/rs-3149652/v1/9bd70f4d-7d2a-465f-911a-b0656ce1859c.pdf?c=1731657994.
15. Richards K.R., Huebner G.E. Evaluating protocols and standards for forest carbon-offset programs, Part B: leakage assessment, wood products, validation and verification // Carbon Management. – 2012. – № 4. – p. 411-425. – doi: 10.4155/cmt.12.39.
16. Shrestha A., Eshpeter S., Li N., Li J., Nile J.O., Wang G. Inclusion of forestry offsets in emission trading schemes: insights from global experts // Journal of Forestry Research. – 2022. – № 1. – p. 279-287. – doi: 10.1007/s11676-021-01329-5.
17. Triviño M., Potterf M., Tijerín Ju., Ruiz-Benito P., Burgas D., Eyvindson K., Blattert C., Mönkkönen M., Duflot R. Enhancing Resilience of Boreal Forests Through Management Under Global Change: a Review // Current Landscape Ecology Reports. – 2023. – № 3. – p. 103-118. – doi: 10.1007/s40823-023-00088-9.
18. Vonhedemann N., Timberlake T.J., Sinkular E., Schultz C.A., Wurtzebach Z. Forest policy and management approaches for carbon dioxide removal // Interface Focus. – 2020. – № 5. – p. 20200001. – doi: 10.1098/rsfs.2020.0001.
19. Wise L., Marland E., Marland G., Hoyle Ja., Kowalczyk T., Ruseva T., Colby J., Kinlaw T. Optimizing sequestered carbon in forest offset programs: balancing accounting stringency and participation // Carbon Balance and Management. – 2019. – № 1. – p. 1-11. – doi: 10.1186/s13021-019-0131-y.
20. Zhang Sh., Zhang Qi., Zhu Sh. Some issues in implementing forest carbon sink projects to realize carbon emission reduction for climate change mitigation // BioResources. – 2024. – № 1. – p. 1-3. – doi: 10.15376/biores.19.1.1-3.
Страница обновлена: 18.12.2024 в 18:04:15