Quiz programs as an element of children's animation at catering enterprises

Gorbatenko A. E.1, Gomilevskaya G. A.1
1 Владивостокский государственный университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 12 (december 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80314101

Abstract:
With the dynamic growth of the entertainment services market and the increasing interest in educational technologies, the use of quiz technologies becomes particularly relevant. In the field of public catering, quiz programs are becoming an important tool not only for attracting and retaining customers, but also for creating a unique experience for children and their parents. The organization of quiz programs within the framework of children's cognitive animation is an effective way to activate cognitive activity and develop teamwork skills in children, which in turn contributes to increasing the attractiveness and competitiveness of restaurants and cafes aimed at the family audience. The purpose of the study was to examine the possibilities of applying quiz programs within the framework of children's animation, to adapt them to the specifics of public catering and to substantiate their educational and entertainment potential. The methodological approach is based on the analysis of scientific literature, systematization of foreign and domestic experience in the implementation of quiz programs, as well as conducting a sociological survey aimed at identifying the preferences of the target audience. The article provides the systematization of quiz programs as an innovative element of children's animation, combining educational and entertainment functions. The proposed classification demonstrates their adaptive potential and highlights promising areas of application in programs for children and adolescents. The practical significance of the work lies in the optimization of approaches to the implementation of quiz programs in the field of children's animation, as well as in the assessment of their impact on the development of educational and entertainment activities in the field of catering and tourism.

Keywords: cultural and leisure activity, services portfolio, animation service, catering, children's cognitive animation, quiz program, event organization

JEL-classification: L80, L83, Z30



Введение. Развитие анимационного сервиса для детей становится все более востребованной практикой в индустрии гостеприимства и образовательных учреждениях, поскольку он помогает создавать насыщенный и полезный досуг. Квиз-технология способствует формированию важных компетенций, таких как коммуникативные, когнитивные и социальные навыки, что делает их ценным элементом в структуре досуговых мероприятий для детей.

Интерактивные форматы анимации, включающие игры, театрализацию и образовательные активности, не только повышают качество отдыха, но и способствуют формированию у детей ценных навыков, таких как социальное взаимодействие, творческое и критическое мышление. Актуальность разработки подобных программ подчеркивается в работах Балычевской А.В., Богдановой О.А., Алаторцевой А.И. и Просветовой К.А. и др. [1-5], которые отмечают их востребованность как в оздоровительных лагерях, так и в гостиничных комплексах, ориентированных на семейный отдых.

Одним из перспективных дополнений к детским анимационным программам является квиз-технология, предоставляющая не только развлекательные, но и образовательные возможности. Примеры успешного применения квиз-технологий в разных областях интеллектуального досуга отражены в исследованиях Сосновской А.А., Хлебниковой П.А., Муртазиной Л.И., Манукяна Т.О., Силивановой Р.В. и Чернобылкиной В.О. и др. [6-11]. В данных работах подчеркивается, что использование квиз-технологии, как новой формы развлечения, обладает многогранным потенциалом для обогащения культурной жизни молодежи и взрослых. Авторы сходятся во мнении, что квиз-технологии способствуют интеграции участников в культурные процессы, развивая когнитивные способности, укрепляя навыки общения и стимулируя креативное мышление.

Кроме того, исследователи отмечают важность квиз-технологии для формирования креативного пространства, где интеллектуальные игры не только служат развлечением, но и становятся способом самовыражения и развития критического мышления. Этот формат досуга, по мнению исследователей, создает уникальные условия для коллективного взаимодействия, вовлекает участников в культурные и образовательные инициативы и развивает умение работать в команде, что в значительной степени отвечает запросам современной аудитории. Использование квиз-технология способствует формированию интеллектуальной среду, востребованной в больших и малых городах, и способствует созданию культурных и образовательных платформ для всех возрастных групп.

Проблема описанных исследований заключается в недостаточной изученности методик и особенностей использования квиз-технологий в детских анимационных программах, а также отсутствием данных о возможностях монетизации данного формата в этой сфере. В настоящее время требуется глубокий анализ использования квиз-технологии как элемента детского досуга, их адаптации к потребностям юной аудитории и оценки их влияния на эффективность анимационного сервиса.

Целью исследования является изучение квиз-технологий как инструмента, способного обогатить и разнообразить детские анимационные программы, а также выявление факторов, способствующих успешной адаптации и монетизации квиз-технологии в сфере детского досуга.

Научная новизна работы заключается в системном подходе к анализу квиз-технологии как инновационного элемента детского анимационного сервиса, сочетающего в себе образовательные, развлекательные и финансовые функции. Впервые рассматриваются особенности применения квиз-технологий в детских анимационных программах и исследуется их экономическая модель, что позволяет выявить перспективы коммерческой успешности данного направления.

Практическая значимость работы заключается в предоставлении реальных данных и анализа, который может быть полезен предпринимателям и маркетологам, работающим в сфере ивент-бизнеса. Описанные примеры и успешные бизнес-кейсы помогут им понять, каким образом можно удерживать и увеличивать аудиторию, а также адаптировать свои бизнес-процессы под изменяющиеся условия рынка.

Методологическая основа исследования включает анализ существующих данных по применению квиз-технологии в образовательных и досуговых программах, исследование кейсов успешных внедрений квиз-технологии в детские анимационные сервисы, а также сбор и анализ экономических показателей, включая затраты и доходы, связанных с организацией и проведением квиз-программ.

Основная часть.

В научных работах [1-5] авторы не предлагают чёткого определения понятия "детская познавательная анимация", а лишь затрагивают это понятие в контексте различных подходов и методов, используемых в анимации для детей. Как правило, акцент делается на отдельных элементах или аспектах, таких как образовательный контент, методики взаимодействия и вовлечения детей в анимационные процессы, а также влияние таких программ на развитие познавательных навыков у детей. Однако полноценное и универсальное определение данного термина в работах отсутствует, и исследования ограничиваются описанием его составляющих и функций, а также анализом отдельных примеров реализации таких программ.

Детская познавательная анимация — это вид деятельности, специально направленный на развитие у детей интереса к знаниям, формирование когнитивных навыков и расширение их представлений о мире. В основе этого вида анимации лежат образовательные элементы, преподносимые в игровой и интерактивной форме. Познавательная анимация способствует раннему развитию кругозора, помогает детям узнавать о природе, науке, искусстве и других аспектах жизни, делая процесс обучения увлекательным и доступным для восприятия. Такие программы часто включают элементы драматизации, загадки, мини-игры и викторины, направленные на развитие логического и творческого мышления, способствуют усвоению нового материала и адаптированы под различные возрастные особенности детей.

Детская познавательная анимация может охватывать такие направления, как развивающие игры, художественные программы и интерактивные постановки, формирующие ценностные ориентиры и социальные навыки у детей. Содержание подобных программ может включать как знакомство с естественными науками и культурными традициями, так и формирование базовых представлений о разнообразии профессий, традициях и интересах.

Квиз-программы представляют собой один из ключевых элементов детской познавательной анимации, обеспечивая активное вовлечение детей в процесс обучения через интерактивные и игровые формы. Как часть анимационной программы, квиз-программы позволяют развивать познавательные способности, стимулируют интерес к новым знаниям и способствуют запоминанию информации в ненавязчивой игровой обстановке. В отличие от других форм детской анимации, квиз-программы направлены на проверку и закрепление знаний, одновременно поддерживая интерес и мотивацию детей к дальнейшему изучению темы.

Структурируя работы авторов [5-10], исследовавших квиз-технологию, сформировано следующее определение. Квиз-технология — это методика, основанная на использовании квиз-программ как инструмента для обучения и развлекательных мероприятий. Она включает в себя структуру, правила и технологии проведения квиз-программ, направленные на вовлечение участников, создание игровой и обучающей атмосферы, а также эффективное усвоение информации через интерактивные задания.

Квиз-программы — это интерактивные игры или мероприятия, направленные на проверку и расширение знаний участников через вопросы и задания. Квиз-программы могут быть посвящены различным темам, таким как история, литература или экология, и адаптированы к возрасту участников. Эти программы особенно полезны, поскольку вовлекают детей в командные игры, которые не только развлекают, но и укрепляют их коммуникативные способности, а также развивают навыки работы в команде. В зависимости от возраста участников такие квизы могут адаптироваться под разные уровни сложности и тематики, что способствует лучшему восприятию информации и создаёт комфортные условия для развития любознательности. Детские квиз-программы становятся всё более востребованными в анимационных программах, так как они помогают детям не только развлекаться, но и эффективно обучаться.

Подтверждением актуальности использования квиз-технологий является проведённый анализ как мировых, так и отечественных примеров, демонстрирующих растущую популярность и эффективность этих форматов в различных сферах (таблица 1,2).

Таблица 1 – Мировой опыт реализации квиз-технологии

Страна
Название программы
Описание
Цель
Особенности реализации
Великобритания
"Pub Quiz"
Традиционные квиз-программы в пабах, популярные в городах.
Развлечение и социальное взаимодействие
Социальный аспект, участие в команде
США
"Quiz Bowl"
Академические соревнования среди студентов.
Образование и развитие интеллектуальных навыков
Академическая направленность, молодежь
Германия
"Wissen macht Spaß"
Образовательные квиз-программы для детей и подростков.
Обучение через игру
Интерактивность и вовлечение молодежи
Франция
"Kahoot!" (в офлайн-формате)
Образовательные квиз-программы в школах, адаптированные для классов.
Образовательные цели, адаптация под возраст
Использование цифровых технологий в обучении
Австралия
"The Chase Australia"
Телевизионное игровое шоу с элементами квиз-программ.
Развлечение и проверка знаний
Прямой эфир, интерактивное участие зрителей
Разработано автором по [12-16]

Таблица 2- Российский опыт реализации квиз-технологии

Город
Название программы
Описание
Цель
Особенности реализации
Казань
"Мозгобойня"
Интеллектуальная игра, начинающаяся с небольших городов, нацелена на командное взаимодействие.
Развлечение, развитие критического мышления
Вопросы высокого уровня сложности, привлекаются большие команды (до 80 участников). Проводится также на корпоративных мероприятиях​
Альметьевск
ReQuizIt
Квиз-программа, популярная среди местных жителей. Франшиза.
Социальное взаимодействие, укрепление команды
Вмещает до 31 команды, 80% участников — постоянные игроки. Успешно конкурирует с другими квизами​
Казань
"Клеверия"
Квиз-программы для корпоративных заказчиков и профессионалов в ивент-индустрии.
Развлечение и улучшение командной работы
Программу сделали более интеллектуальной, ориентированной на команды профессионалов​
Москва
"Викторина на НТВ"
Телевизионная квиз-программа с участием как частных игроков, так и команд.
Развлечение, проверка знаний в разных областях
Высокий уровень сложности вопросов, участие как одиночных игроков, так и команд​
Самара
"Мозгобойня"
Популярная версия квиз-программы, собирающая множество команд, нацелена на командное обучение.
Развлечение, развитие критического мышления
Огромное количество команд, популярность в молодежной и студенческой среде, несколько мероприятий в неделю​
Разработано автором по [17-20]

В международной практике квиз-программы широко используются для обучения и развлечения, начиная от школьных и университетских мероприятий и заканчивая корпоративными тренингами и социальными событиями. Например, в Великобритании и США квиз-программы часто проводятся в образовательных учреждениях, способствуя развитию критического мышления и командного взаимодействия среди студентов. В Германии и Франции квизы активно используются в корпоративной культуре для повышения сплочённости и эффективности команд.

В России, как показал опыт таких проектов, как «Мозгобойня» и «ReQuizIt», квиз-программы также становятся важным инструментом в развлекательной и образовательной сфере. Эти проекты привлекли внимание как широкой аудитории, так и корпоративных заказчиков, что подтверждает высокую востребованность такого рода мероприятий. Особенно актуальными такие форматы становятся в условиях, когда необходимо объединить команду, развить навыки общения и решить задачи, требующие совместного принятия решений. Успех таких проектов в небольших городах России, таких как Альметьевск, также подтверждает то, что квиз-программы могут быть адаптированы под различные масштабные и социальные условия, оставаясь эффективными в разных форматах и на разных уровнях​.

Для анализа востребованности квиз-программ среди подростков в городе Владивосток проведен социологический опрос, в котором приняли участие 96 респондентов в возрасте от 12 до 16 лет. Опрос помог выяснить, насколько эта аудитория знакома с понятием квиз-программ, их предпочтения и отношение к заведениям, проводящим такие мероприятия.

Опрос среди подростков (12-16 лет) показал, что 70% респондентов знают о квиз-программах: 14% регулярно участвуют, 58% посещают редко, и 30% не знакомы с форматом. Только 6% посещают квиз-программы еженедельно, 20% — раз в месяц, 46% — пару раз в год, что указывает на умеренный интерес.

Рисунок 1 – Результаты социологического опроса среди респондентов в возрасте от 12 до 16 лет.

Разработано автором

На вопрос о важности заведения для квиз-программ мнения распределились так: 20% предпочли бы одно заведение, 46% выбрали бы смену локаций, сохраняя формат, а 34% отметили, что главное — сама квиз-программа, а не место проведения. Для идеального заведения 50% выбрали спокойное кафе, 26% — бар с активной атмосферой, 34% — ресторан, и еще 26% считают, что главное качество квиз-программы, а не формат заведения. Рекомендовать заведение с квиз-программой своим друзьям готовы 78% респондентов.

Для структурирования и систематизации различных форматов интеллектуально-развлекательных игр сформирована классификация квиз-программ (рис. 2), охватывающая различные аспекты, такие как формат проведения, целевую аудиторию, тематическую направленность, степень сложности, форму проведения раундов и способ взаимодействия с участниками. Данная схема структурирует многообразие квиз-программ и позволяет лучше понять, как формируются различные виды этих интеллектуальных игр в зависимости от целей и условий их использования. Классификация отражает разнообразие подходов и гибкость форматов, которые могут удовлетворить запросы различных групп участников.

Рис. 2 – Классификация квиз-программ

Разработано автором по [6-11]

Во Владивостоке формат интеллектуальных игр в виде квиз-программ широко распространён и организуется в самых разнообразных локациях, что позволяет привлекать разные группы участников. Организация квиз-программ основывается на сотрудничестве между игровыми компаниями и предприятиями общественного питания. Компании, специализирующиеся на проведении квиз-программ, полностью управляют игровым процессом, от разработки контента до координации мероприятий, в то время как кафе и рестораны предоставляют площадки для игр. Этот подход позволяет заведениям привлекать больше клиентов и увеличивать оборот, так как посетители не только участвуют в квиз-программах, но и делают заказы, что в итоге способствует росту прибыли.

Среди специализированных агентств можно отметить четыре заведения, использующие творческие и событийные технологии («Edwin Group», «Event Effect», «Квиз, плиз!», «Шоу Квиз»). Наиболее распространены квизы в известных владивостокских предприятиях общественного питания «Тринити», «Кооператив», «Локация», «Мумий Тролль», «Foodliner».

Внедрение квиз-программ на предприятиях общественного питания может стать прибыльным направлением, однако требует внимательного учета как доходных, так и расходных статей. На основании опыта франчайзеров можно рассматривать потенциальную чистую прибыль от 50 до 500 тысяч рублей в месяц, при этом средняя прибыль при регулярных играх достигает около 150 тысяч рублей. Однако на финансовые показатели значительно влияют региональные особенности, уровень конкуренции, предпочтения посетителей и другие местные факторы.

Основные источники дохода для предприятий, внедряющих квиз-программы, включают:

- Вступительные взносы участников — обычно составляют 300–400 рублей с человека.

- Агентские сборы с заведений, где проводят квиз-программ, — варьируются от 5 до 15% от суммы заказов на еду и напитки, сделанных участниками.

- Продажа дополнительных товаров и услуг (сувениры, тематические аксессуары) на месте проведения квиз-программ.

- Корпоративные квиз-программы — отдельные мероприятия на заказ, которые увеличивают доход за счет более высокой стоимости участия.

- Статьи расходов при внедрении квиз-программ включают:

- Оплату труда персонала — ведущий, диджей, фотограф и координатор мероприятия.

- Маркетинговые расходы — привлечение аудитории через социальные сети, рекламные кампании и акции.

- Расходные материалы — полиграфия (игровые листы, карты, рекламные буклеты).

- Призы для победителей — могут варьироваться по стоимости в зависимости от целевой аудитории.

- Роялти — для франчайзинговых квиз-программ отчисления составляют 10–15% от выручки.

Выводы.

Исследование подтверждает высокую востребованность и перспективность квиз-программ как элемента детской анимации, способного улучшить клиентский опыт и повысить лояльность к предприятиям общественного питания. Проведённый социологический опрос среди подростков (96 респондентов, 12-16 лет) показал, что 70% участников уже знакомы с квиз-программами, причём многие рассматривают их как интересное сочетание интеллектуального досуга и возможности для социализации. Высокий уровень осведомлённости и положительная оценка квиз-программ указывает на устойчивый интерес к данному формату и потенциал для расширения аудитории, что создаёт благоприятные условия для внедрения квиз-программ в заведения общественного питания.

Научная значимость исследования состоит в систематизации и анализе квиз-программ, впервые рассматриваемых как инновационный элемент детской анимации, объединяющий образовательные и развлекательные функции. Сформированная классификация квиз-программ раскрывает их адаптационные возможности и позволяет выделить перспективные направления для их применения в детских и подростковых программах.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для предпринимателей и маркетологов, работающих в сфере общественного питания и ивент-бизнеса. Представленный финансовый анализ демонстрируют эффективность квиз-программ, подчёркивая их способность увеличивать среднюю продолжительность пребывания гостей и рост среднего чека, что в итоге способствует повышению доходности заведений.


References:

Balychevskaya A.V. (2021). Effektivnost igry v animatsionnyh programmakh s detmi i podrostkami [The effectiveness of the game in animation programs with children and adolescents] Theatrical performances and celebrations in the context of modern cultural trends. 25-29. (in Russian).

Bogdanova O.A., Alatortseva A.I. (2021). Animatsionnaya deyatelnost kak faktor razvitiya industrii gostepriimstva [Animation activity as a factor in the development of the hospitality industry]. The Bulletin of Volga state University of service. Series: Economics. (1(64)). 64-68. (in Russian).

Chernobylkina V.O., Gudninova Yu.B. (2023). Kviz-tekhnologiya kak sredstvo razvitiya kommunikativnyh universalnyh uchebnyh deystviy mladshikh shkolnikov [Quiz technology as a means of developing communicative universal educational actions of younger schoolchildren]. Povolzhskiy vestnik nauki. (2(28)). 74-77. (in Russian).

Gitikhmaeva L.M. (2022). Struktura kviz-igry kak metoda aktivnogo obucheniya [The structure of the quiz game as a method of active learning] Pedagogical education in the 21st century: priorities and searches. 330-336. (in Russian).

Kosarskaya E.S. (2018). K voprosu o tipologizatsii animatsionnogo servisa [To the question of the typologization of animation service]. The Service Plus Scientific Journal. 12 (3). 105-116. (in Russian). doi: 10.24411/2413-693X-2018-10311.

Manukyan T.O., Silivanova R.V. (2023). Intellektualnaya igra-kviz kak element kreativnogo prostranstva g. Cherepovtsa [Intellectual quiz game as an element of the creative space of the city of cherepovets] Sustainable development of the city and the region: social and sociological problems. 344-350. (in Russian).

Murtazina L.I. (2024). Kviz-tekhnologiya kak innovatsionnyy vid intellektualnoy igry [Quiz technology as an innovative type of intellectual game]. Sovremennoe obrazovanie. (1). (in Russian).

Prosvetova K.A. (2020). Vozmozhnosti razrabotki animatsionnyh programm v detskom ozdorovitelnom lagere [Opportunities for the development of animation programs in a children’s health camp]. Skif. Voprosy studencheskoy nauki. (11(51)). 84-88. (in Russian).

Protasova S.V. (2023). Kviz-igra kak forma podgotovki studentov k prosvetitelskoy deyatelnosti v shkole [Quiz game as a form of preparing students for educational activities at school]. Modern problems of science and education. (6). 62. (in Russian). doi: 10.17513/spno.33199.

Protsenko E.G., Chigrinova V.A. (2021). Rol animatsionnoy deyatelnosti v obuchenii podrostkov [The role of animation activities in the education of adolescents]. Trends in the development of science and education. (69-5). 45-48. (in Russian). doi: 10.18411/lj-01-2021-180.

Sosnovskaya A.A., Khlebnikova P.A. (2024). Kviz kak novyy format intellektualno-razvlekatelnogo dosuga molodezhi Irkutska [Quiz as a new format of intellectual and entertaining leisure for youth of Irkutsk] Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. 317-323. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:58:09