Development of a qualimetric model to evaluate the quality of novel products as a basis for supplier selection

Yurk N.A., Diner Yu.A.1, Bekker N.S.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 11 (November 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=76099308

Abstract:
A characteristic feature of the domestic market of national economy products can be objectively considered as an operational and targeted response to changes in consumer demands and preferences. This serves as a prerequisite for the development of conceptual bases for the practical application of techniques and methods of qualimetry in the implementation of management, both the company itself and its individual business processes. In this regard, the development of a qualimetric model for the evaluation of the quality of new types of products, which serves as a basis for the selection of suppliers due to the lack of a unified methodological concept of strategic management, can be considered a priority. The authors conduct scientific researches based on the principles of qualimetric analysis in order to improve activities in relation to suppliers of ingredients and raw materials as a key component of modern production. This research is the final stage of a comprehensive study related to the management of the "Supplier Management" business process. The presented research results are of great practical importance and may be of interest to the business community.

Keywords: indicator, property tree, qualimetric model, management

JEL-classification: M1, M21, O33



Введение

Стратегическим развитием конкурентоспособного предприятия является использование системного подхода в работе с поставщиками основных ресурсов, что определяет не только эффективность производственной деятельности, но и формирует имиджевые характеристики организации [1].

При выборе поставщика для реализации успешной производственной деятельности перерабатывающего предприятия производитель должен руководствоваться собственными технологическими запросами для нужд производства, ожиданиями потребителя конечной продукцией и репутационными характеристиками поставщиков непосредственно [2, 3].

В качестве основы эффективного управления поставщиками наиболее применим научно-обоснованный подход к количественной оценке, реализуемый на основе квалиметрической модели. Реализация приемов квалиметрии заключается в том, что качество, являющееся сложным свойством, представляется как совокупность простых свойств, каждое из которых может быть измерено как количественно, так и качественно [4-7].

Таким образом, применение квалиметрических приемов и методов является эффективным способом для быстрого и экономичного решения задач, связанных с повышением и управлением качества продукции [8, 9].

Целью исследования является разработка квалиметрической модели оценки качества новых видов макаронных изделий служащей основой выбора поставщиков сырья и ингредиентов при реализации процесса «Управление поставщиками».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. проанализировать жизненный цикл проектируемых изделий и сформировать «дерево свойств»;

2. провести экспертный опрос, оценить согласованность их мнений и определить коэффициенты весомости;

3. рассчитать значения показателей, входящих в номенклатуру свойств и сформированного усеченного дерева, а также осуществить комплексную оценку качества новых видов изделий.

Научная новизна работы заключается в разработке практикоориентированной квалиметрической модели оценки качества новых изделий как основа управления поставщиками.

Для реализации поставленной цели использовались следующие методы и инструменты исследования: экспертный метод, ранжирование, сравнение, статистический метод управления качеством «древовидная диаграмма», коэффициенты конкордации, вариации, критерий Пирсона.

Практическая ценность исследований заключается в использовании методов и приемов квалиметрии при разработке квалиметрической модели оценки качества новых видов изделий.

Результаты исследования

На первом этапе исследований проводится анализ жизненного цикла и формируется «дерево свойств» – один из инструментов квалиметрии, представляющий собой многоуровневую иерархическую структуру свойств, характеризующих качество оцениваемого объекта.

Основной целью построения «дерева свойств» является создание декомпозиции, т.е. разделение целого на части для последующего анализа, а именно разложение сложного свойства качества на совокупность простых единичных свойств посредством последовательного многоуровневого подразделения каждого более сложного свойства на группу менее сложных.

Сформированное усеченное дерево свойств наглядно демонстрирует, что потенциальным потребителям интересны следующие группы показателей: органолептические, эстетические, а также показатели сохраняемости и экономичности.

Одним из этапов методики оценивания качества является определение коэффициентов весомости единичных показателей. Для этого, на втором этапе исследований был проведен опрос экспертов, оценена согласованность их мнений и определены коэффициентов весомости.

Коэффициент весомости представляет собой численную оценку значимости каждого из параметров качества по сравнению с другими и позволяет определить, насколько каждый параметр важен для общего качества продукции. Для определения данного коэффициента реализована процедура опроса экспертов и оценена согласованность их мнений с использованием коэффициента конкордации. Сводные результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты экспертного опроса

Показатели (n)
Эксперты (N)
1
2
3
4
5
6
7
Форма
2
2
3
3
2
3
3
Вкус и запах
1
2
2
1
1
1
2
Цвет
3
3
3
3
2
3
3
Источник: составлено авторами

Численной мерой согласованности ранжирования рассматриваемых показателей экспертной группой является коэффициент конкордации. Найденное расчетным путем значение вышеуказанного показателя и последующая проверка его значимости в соответствии с критерием Пирсона позволила установить, что согласованность мнений экспертов является достаточной при доверительной вероятности равной 0,95 % и числа степеней свободы равного трем.

При нахождении коэффициентов весомости произведено преобразование результатов экспертного опроса и найдены их значения методом непосредственного ранжирования (таблица 2).

Таблица 2 – Коэффициенты весомости органолептических показателей

Показатели (n)
Эксперты (N)

aср

Мi
1
2
3
4
5
6
7
Форма
2
2
1
1
2
1
1
10
1,4
5,1
0,3
Вкус и запах
3
2
2
3
3
3
2
18
2,6
0,5
Цвет
1
1
1
1
2
1
1
8
1,1
0,2
Источник: составлено авторами

Аналогичный подход был применен в отношении других единичных показателей, входящих в усеченное дерево свойств.

На следующем этапе исследований экспертам было предложено оценить каждый единичный показатель качества рассматриваемых объектов с использованием пятибалльной шкалы, где: 1 балл соответствует неудовлетворительному значению показателя, 2 балла – плохому, 3 балла – удовлетворительному, 4 балла – хорошему и 5 баллов – отличному. Сводные результаты экспертного опроса приведены на рис. 1.

Кроме того на данном этапе был определен уровень согласованности мнений экспертов с помощью коэффициента вариации и установлено, что согласованность мнений большинства экспертов выше средней.

Рисунок 1. Усредненные оценки единичных показателей качества образцов

Источник: составлено авторами

На основе усеченного дерева, найденных коэффициентов весомости, а также средних значений показателей было составлено табличное дерево свойств, предназначенное для расчёта комплексной оценки качества проектируемых изделий (таблица 2).

Таблица 2 – Табличное дерево свойств изделий

ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Качество
0,8
Органоле-птические
0,7
Форма 0,3
Однородность
0,8
Mi



0,13
4,6
3,4
3,1
Целостность 0,2
0,03
4,3
3,8
3,7
Вкус и запах
0,5
Свойственность
0,7
0,19
4,6
3,8
3,4
Наличие привкуса и запаха облепихи 0,3
0,08
4,7
3,4
3,7
Цвет 0,2
Интенсивность
0,6
0,07
4,1
3,6
3,4
Равномерность
0,4
0,04
4,4
4,1
3,7
Сохраняемость
0,2
Продолжительность хранения
0,7
0,11
3,8
5
4
Материал упаковки 0,1
0,01
4,7
4,1
3,2
Условия хранения 0,2
0,03
4,7
4,4
4,5
Эстетические 0,1
Информационная
выразительность 0,3
Маркировка 1
0,02
5
3,4
3
Целостность упаковки 0,5
0,04
4,5
4,4
3,7
Производственное
исполнение 0,2
Прочность упаковки 0,6
0,002
4,7
4,4
3,4
Герметичность 0,4
0,006
4,7
4,3
3,2
Экономичность 0,2
0,2
0,99
1
0,97
Источник: составлено авторами

На заключительном этапе исследований осуществили комплексную количественную оценку качества исследуемых объектов с использованием среднего взвешенного (арифметического, гармонического и геометрического).

Рисунок 2. Комплексные показатели качества

Источник: составлено авторами

Выбор средневзвешенного арифметического значения в качестве «индикатора» будет является наиболее оптимальным, так как в большей степени заметна разница между исследуемыми образцами изделий. Таким образом, образец №1 является предпочтительнее других в отношении выбора поставщиков сырья и ингредиентов.

Выводы

Реализация поставленных задач при выполнении исследований позволила авторам разработать квалиметрическую модель оценки качества новых изделий, лежащую в основе выбора и управления поставщиками ингредиентов на предприятии и убедиться, что использование в практической деятельности квалиметрических алгоритмов является одним из эффективных приемов для ситуационного и экономичного решения задач в области управления бизнес-процессами на производстве, в частности «Управление поставщиками».

Реализация настоящих исследований, выполненных в соответствии с поставленными задачами, позволила проанализировать жизненный цикл проектируемых изделий, сформировать «дерево свойств» потребительских предпочтений и определить коэффициенты весомости каждого рассматриваемого свойства являющимися в свою очередь ключевыми составляющими комплексной оценки качества.

Кроме того, разработанная квалиметрическая модель оценки качества изделий на стадии их проектированиям может быть использована при обоснованном выборе поставщиков сырья и ингредиентов на предприятиях перерабатывающей сферы, своевременном управлении ассортиментом и прогнозировании потребительского спроса на продукцию.

Выводы авторов не противоречат данным, отраженным в трудах, посвященных практическому применению приемов и методов квалиметрии в оценке качества пищевых продуктов [10-15].

Таким образом, реализация научных исследований, касающихся разработки и последующего применения квалиметрических моделей на отраслевых предприятиях является актуальным и практически значимым.


References:

Bukach B.A., Mitus K.N., Pisaryuk S.N., Drebot A.M. (2021). Algoritm ranzhirovaniya nauchno-issledovatelskikh proektov i razrabotok universiteta v zavisimosti ot urovnya ikh kommercheskogo potentsiala [Algorithm for ranking R&D projects at the university according to their commercial potential]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1627-1642. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113815.

Diner Yu.A., Yurk N.A. (2023). Realizatsiya sistemnogo menedzhmenta v oblasti obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti [Implementation of system management in food security]. Food Policy and Security. 10 (4). 735-748. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.10.4.118910.

Diner Yu.A., Yurk N.A. (2023). Upravlenie nesootvetstviyami v ramkakh sistemy berezhlivogo proizvodstva [Nonconformity management within the lean manufacturing system]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 4289-4304. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.118941.

Diner Yu.A., Yurk N.A. (2024). Upravlenie proizvodstvennymi protsessami v sisteme menedzhmenta pivovarennogo proizvodstva [Production process management in the brewing production management system]. Food Policy and Security. 11 (3). 721-736. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.11.3.121348.

Dunchenko N.I., Igonina I.N. (2013). Kvalimetricheskoe prognozirovanie pokazateley pri razrabotke innovatsionnyh produktov [Qualimetric forecasting of indicators in the development of innovative products]. Kompetentnost. (8(109)). 38-41. (in Russian).

Dunchenko N.I., Yankovskaya V.S. (2016). Kvalimetricheskaya otsenka produktsii APK [Qualimetric assessment of agricultural products]. Kontrol kachestva produktsii. (6). 54-57. (in Russian).

Glagoleva L.E, Orlovtseva O.A., Kleymenova N.L., Polyanskiy K.K. (2018). Kvalimetricheskaya otsenka produktov pitaniya [Qualimetric assessment of food products]. Molochnaya promyshlennost. (7). 20-23. (in Russian). doi: 10.31515/1019-8946-2018-7-20-23.

Krasnikova A.S., Zakharov F.P. (2021). Zhiznennyy tsikl postavshchika kak komponent sistemy upravleniya zhiznennym tsiklom vysokotekhnologichnoy produktsii [Supplier lifecycle as a component of a high-tech product lifecycle management system]. Creative economy. 15 (3). 901-916. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.3.111860.

Leonova T.I., Kalazhokova Yu.A. (2015). Kvalimetricheskaya model otsenki kachestva nauchno-tekhnicheskikh rabot [Qualimetric model quality assessment of scientific-technical works]. Fundamental research. (6-1). 143-147. (in Russian).

Renzyaeva T.V., Merman A.D., Sharfunova I.B. (2010). Razrabotka obobshchennogo kompleksnogo pokazatelya kachestva khlebobulochnyh i konditerskikh izdeliy [Development of a generalized comprehensive indicator of the quality of bakery and confectionery products]. Food Processing: Techniques and Technology. (3). 91-95. (in Russian).

Reznichenko I.Yu., Mustafina A.S., Bakin I.A. (2021). Gradatsiya kachestva funktsionalnyh muchnyh konditerskikh izdeliy s primeneniem dereva potrebitelskikh kriteriev [Quality gradation of functional flour confectionery products using the consumer criteria tree]. Vestnik KrasGAU. (5(170)). 202-212. (in Russian). doi: 10.36718/1819-4036-2021-5-202-212.

Smirnova K.V., Kuznetsov M.V. (2019). Upravlenie vzaimootnosheniyami s postavshchikami: protsessnyy podkhod [Supplier relationship management: process approach]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya : Ekonomika. (1(235)). 127-135. (in Russian).

Yakovlev R., Degtyareva N.M. (2015). Metodicheskie podkhody k vyboru i otsenke postavshchikov predpriyatiya [Approaches for selection and assessment of suppliers companies]. Ulletin of the Volzhsky University named after. V.N.. Tatishcheva. (1(33)). 100-105. (in Russian).

Yurk N.A., Diner Yu.A. (2021). Razrabotka skhemy upravleniya kachestvom makaronnyh izdeliy [Development of a quality management scheme for pasta]. Technologies of food and processing industries of AIC - healthy food. (3). 96-102. (in Russian). doi: 10.24412/2311-6447-2021-3-96-102.

Yurk N.A., Diner Yu.A., Dudko V.V. (2024). Formirovanie nomenklatury pokazateley svoystv pri realizatsii protsessa «Upravlenie postavshchikami» [Nomenclature of property indicators in the implementation of Supplier Management]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (10). 5977-5988. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.10.121877.

Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:51:56