Управление качеством жизни в аспекте нивелирования региональных различий

Рагулина Ю.В., Братарчук Т.В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Рагулина Ю.В., Братарчук Т.В. Управление качеством жизни в аспекте нивелирования региональных различий // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 10. – doi: 10.18334/ecsec.7.10.121939.



Введение. В XXI веке все развитые страны перешли к концепции «социального государства», центральное место в которой занимает человек, его потребности. Поэтому основные усилия государства и общества направлены на их удовлетворение. Российская Федерация не стала исключением и с момента своего возникновения как государства реализует планомерную политику, направленную на удовлетворение потребностей граждан, создание условий, позволяющих каждому отдельно взятому человеку реализоваться в личностном, творческом, социальном и профессиональном плане. Одним из важнейших критериев эффективности политики, проводимой государством, является качество жизни, основанное на совокупности показателей и подразделяющееся на несколько уровней [1].

В РФ разрыв в качестве жизни между городскими и сельскими районами заметен, он вызван рядом факторов: экономическими условиями, уровнем инфраструктуры, доступностью качественного образования и медицинских услуг, а также социальным окружением. Анализ и устранение данных различий являются ключевыми для достижения устойчивого прогресса и повышения благосостояния населения. Согласно статистике Росстата, на начало 2024 года в нашей стране насчитывается более 146 миллионов жителей, из которых более 109 миллионов проживает в городах, а около 37 миллионов человек - в сельской местности, что составляет 25,12% от общей численности. Зафиксирована тенденция постепенного снижения сельского населения в России [4].

Главная задача заключается в определении основных трудностей и разработке рекомендаций к их преодолению с целью улучшения условий проживания в регионах сельского типа.

В изучении применяется многоаспектный метод, охватывающий количественную и качественную обработку информации.

Цель исследования: выявить ключевые различия в качестве жизни между городскими и сельскими районами России и разработать рекомендации по их преодолению для повышения благосостояния населения.

Задачи исследования:

1. Провести анализ статистических данных и выявить основные факторы, влияющие на качество жизни в городской и сельской местности.

2. Определить ключевые сферы, в которых наблюдается наибольший разрыв в качестве жизни (экономика, инфраструктура, образование, здравоохранение, социальная сфера и др.).

3. Разработать комплексные рекомендации по устранению выявленных различий и повышению качества жизни в сельских регионах.

Новизна исследования: проведение комплексного анализа различий в качестве жизни между городскими и сельскими районами с учетом множества факторов (экономических, инфраструктурных, социальных и др.) на основе актуальных статистических данных.

Практическая значимость. Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления для выработки эффективных мер по устранению диспропорций в качестве жизни между городскими и сельскими территориями и повышению благосостояния сельского населения.

Материалы и методы. Методологическую основу данного исследования составили обширные научные труды как отечественных, так и зарубежных ученых, посвященные вопросам региональных различий в уровне качества жизни между городами и сельскими территориями Российской Федерации. Важным аспектом нашего подхода стало использование разнообразных источников информации, включая нормативно-методические разработки, статистические данные, а также литературные источники, доступные в печатных и электронных форматах.

В процессе выполнения исследования мы активно применяли методы системного анализа, что позволило глубже понять взаимосвязи между различными факторами, влияющими на качество жизни в различных регионах. Экономико-статистические методы использовались для количественной оценки уровня жизни, что дало возможность выявить ключевые тенденции и закономерности. Монографические и сравнительные методы позволили провести детальный анализ существующих исследований и сопоставить результаты, полученные в разных регионах, что способствовало более полному пониманию проблемы.

Кроме того, использованы современные информационные технологии для сбора и обработки данных, что обеспечило актуальность и достоверность полученных результатов. Важным элементом исследования стало обращение к источникам, размещенным в сети Интернет, что позволило расширить объем доступной информации и учесть мнения экспертов и практиков в данной области.

Таким образом, комплексный подход, основанный на использовании разнообразных методов и источников, позволил нам глубже исследовать региональные различия в уровне качества жизни и предложить рекомендации для повышения его уровня в различных территориях Российской Федерации.

Результаты исследования. Качество жизни городского и сельского населения целесообразно рассматривать как качество коллективного субъекта, включающего в себя качество жизни каждого отдельного взятого человека. В данном контексте качество жизни применительно к целым населенным пунктам (городам и селам), требует улучшения во многих аспектах. В современных реалиях измерение уровня качества жизни граждан оценивается по целому набору объективных и субъективных показателей, при этом в роли главного ориентира выступает целевой критерий (эталон). Важно сделать акцент на том, что в большинстве случаев, как показывают результаты анализа исследований, проведенных по инициативе отечественных проектов, например, ВЕБ.РФ, РИА.РЕЙТИНГ, ВЭБ.ИНДЕКС, на первый план выдвигаются экономические показатели, на основе которых определяется уровень качества жизни. Такой подход обусловлен тем, что количественные показатели можно анализировать и, соответственно, формировать точное и объективное представление об уровне качества жизни в конкретном городе, сельской местности в регионах страны [6].

Качество жизни населения представляет собой комплексный индикатор, отражающий общее благополучие и условия проживания людей. Основываясь на представленной трактовке, можно сделать вывод о том, что перечень показателей, характеризующих уровень качества жизни граждан стран очень обширен. В него входят как объективные характеристики конкретного индивида (или социума), его жизнедеятельность и условия жизни, так и субъективные оценочные характеристики, ретранслирующие то, как человек относится и воспринимает реалии жизни. Он охватывает широкий спектр факторов, включая не только экономические показатели, но и социальные услуги, культурное обогащение, состояние окружающей среды и доступ к качественной медицинской помощи. Ведение аналитики по данному индикатору критически важно для выявления ключевых проблем общества и формирования целенаправленных стратегий, направленных на повышение уровня благополучия населения [1].

В Российской Федерации наблюдается значительный дисбаланс в уровне жизни городского и сельского населения. Данный разрыв является результатом сочетания различных аспектов: экономической активности территорий, качества и доступности образовательных и медицинских учреждений, состояния инфраструктуры, а также предоставления социальных сервисов.

На селе проживает 37,3 млн человек, что составляет 25,4% от общего числа жителей страны, согласно данным на начало 2019 года. Республика Алтай выделяется самым высоким процентом сельского населения — 70,9%, в то время как в Магаданской области этот показатель самый низкий — всего 3,9%. Более половины населения живет в сельской местности в шести регионах, от 40 до 50% — в восьми, а между 30 и 40% — в 24 регионах [4]. В настоящее время сельские жители имеют более низкий уровень жизни по сравнению с городскими жителями, что способствует их оттоку в города. Это увеличивает дефицит профессионалов для развития сельскохозяйственного сектора и приводит к упадку социальной инфраструктуры в сельской местности многих районов. Параллельно, увеличивается концентрация населения в больших городах и мегаполисах, что ухудшает жилищные условия, усиливает экологическую напряженность и повышает риски для общественного здравоохранения.

В 2020 году началось реализация государственной стратегии под названием «Комплексное развитие сельских территорий», предусмотренной до 2025 года. Этот проект представляет собой продолжение ранее разработанных федеральных инициатив, начатых в 2002 году, с целью улучшения уровня жизни в сельской местности. Инициатива предполагает укрепление социальной инфраструктуры деревень, способствует разнообразию экономической деятельности за пределами сельскохозяйственного сектора, стремится к увеличению занятости и подъему доходов жителей сельской местности. Важность данной программы возросла в свете пандемии COVID-19, которая подчеркнула привлекательность проживания в малых городах и на селе за счет возможности децентрализовать население, тем самым снижая угрозу эпидемий и других кризисных ситуаций, что в целом способствует укреплению национальной безопасности. В рамках этой программы проводится анализ и оценка уровня жизни в сельской местности по всей России, что является ключевым индикатором для мониторинга эффективности внедряемых мер.

Анализ региональных различий в качестве жизни между урбанизированным и аграрным пространством Российской Федерации:

Экономические различия

Основополагающим фактором, обуславливающим разницу в уровне жизни между урбанизированными зонами и аграрными районами, является уровень экономического развития. Мегаполисы – это эпицентры капиталовложений и производственных мощностей, способствуют повышению прожиточного минимума граждан и созданию широкого спектра трудовых возможностей. В контрасте с этим, аграрные регионы испытывают дефицит финансовых вливаний и возможностей для трудоустройства.

Экономическое неравенство между различными слоями общества ведет к значительному несоответствию в заработках между городским и сельским населением. В урбанизированных зонах средние зарплаты традиционно выше, благодаря более развитой инфраструктуре и доступности работы в сфере услуг и промышленности, они обеспечивают жителям возможность достижения более высокого стандарта жизни. Напротив, в аграрных районах доминирование сельскохозяйственного производства редко предлагает аналогичные финансовые перспективы [2].

В мегаполисах и центрах регионов характерно более активное экономическое развитие, что способствует повышению уровня жизни населения. Выражается это в форме повышенных заработных плат, расширении рынка труда и улучшенном доступе к широкому ассортименту товаров и услуг.

В аграрных регионах экономическая активность заметно снижена. Превалируют агро- и зоотехнические направления деятельности, часто сопряженные с ограниченными доходами. Это приводит к более низким жизненным стандартам в сравнении с городскими областями.

Развитие экономики играет центральную роль в повышении стандартов жизни. В мегаполисах, например, Москве и Санкт-Петербурге, наблюдается значительно более высокий уровень экономической деятельности по сравнению с меньшими населенными пунктами. Это приводит к увеличению среднего дохода граждан, расширению возможностей для трудоустройства и более широкому спектру профессий. Например, средний доход на душу населения в городах России за 2021-2023 годы составлял около 47 тыс. рублей, в то время как в сельских районах этот показатель был значительно ниже и составлял около 26 тыс. рублей.

Агропромышленные регионы, в отличие от городских, сталкиваются с ограничениями в экономическом развитии. Преобладающие отрасли, такие как агрокультура и скотоводство, редко приводят к достижению значительных доходов. Ситуация с занятостью на селе также менее благоприятна по сравнению с городскими условиями. По данным 2023 года, процент безработных в городской местности был приблизительно 4,8%, тогда как в аграрных районах этот уровень поднялся до 11% [5].

В 2022 году в 85 городах наблюдалось увеличение реального объема произведенных и отгруженных товаров и услуг. Среди них выделялись Брянск с ростом на 20%, Каспийск с приростом на 13%, Таганрог, демонстрирующий увеличение на 11%, и Набережные Челны, где рост составил 8%.

Приблизительно 13% городского населения имеют переработки: трудятся свыше 50 часов в неделю. Примерно 12% сотрудников выполняют свои обязанности в дистанционном формате, тогда как 15% осуществляют смешанную модель работы, комбинируя домашнюю и офисную деятельность.

В 2022 году наблюдалось увеличение разнообразности рынка труда: процентное соотношение вакансий, приходящихся на топ-5 самых востребованных специализаций, в общей массе предложений снизилось с 54,8% до 43,9%.

В случае потери работы по наличию подходящих вакансий лидируют Набережные Челны и Копейск, оба набрав 3.6 из 5 баллов, за ними следуют Сургут и Армавир с результатом в 3.5 балла [5].

Инфраструктура и транспорт

Улучшение инфраструктурных объектов играет ключевую роль в повышении уровня жизни населения. В урбанизированных районах инфраструктура представлена более широким спектром услуг, включая современные транспортные сети, системы водопровода и канализации, а также высокоскоростной интернет, что существенно повышает комфортность и удобство проживания в городе.

В сельских зонах качество инфраструктуры зачастую оставляет желать лучшего. Дефицит качественных автомобильных путей, отсутствие стабильного пассажирского транспорта и недостаточная интеграция в сетевые технологии создают препятствия для быта жителей провинции. Эти факторы также влияют на сложности доступа к образованию и здравоохранению [3].

В городах более развита инфраструктура, включая дороги, общественный транспорт, водоснабжение и канализацию. Это делает жизнь в городах более удобной и комфортной.

В сельских районах экология обычно лучше, поскольку там меньше промышленных предприятий и транспорта. Однако сельское хозяйство может также вносить свой вклад в загрязнение окружающей среды.

Развитие инфраструктуры играет ключевую роль в улучшении качества жизни населения. В городских районах уровень инфраструктурных услуг значительно выше по сравнению с сельскими территориями. Это означает лучшее состояние дорожного покрытия, более эффективная работа транспортных сетей, а также стабильное обеспечение водой и качественное функционирование систем утилизации отходов. Для примера, процент городского населения, имеющего доступ к высококачественным дорожным сетям в 2023 году, достигал 85%, тогда как среди жителей сельских районов этот показатель составлял примерно 45% [7].

В сельских районах инфраструктура часто оставляет желать лучшего. Дороги могут быть в плохом состоянии, общественный транспорт редко доступен, а системы водоснабжения и канализации могут быть неэффективными или отсутствовать. Это создает значительные неудобства для жителей и ограничивает их доступ к основным услугам.

В урбанизированных зонах наблюдается рост обеспеченности жильем, увеличившийся с 27,5 до 28,3 квадратных метров на человека. Город Краснодар выделяется с результатом в 37,7 кв. метров на жителя, Самара следует за ним с 31,0 кв. м, а Казань демонстрирует уровень в 27,5 кв. м. [6].

Наивысший уровень довольства жилищными условиями зафиксирован в Димитровграде - 3,5, за ним следуют Ялта и Бердск, оба с показателем в 3,4 балла.

В среднем, в урбанизированных территориях показатель комфортабельных жилых пространств достигает 83%. Лидирующие позиции занимают населенные пункты в периметре Московской области, крупные мегаполисы с численностью населения свыше миллиона человек, а также ключевые центры добычи нефти и газа.

В среднем, городские жители тратят около 31 минуты на проезд к месту работы или обучения [8]. Максимальное удовлетворение услугами общественного транспорта замечено в Череповце (78%), Южно-Сахалинске (70%) и городах Московской области.

Статистика показывает, что в городских условиях на каждые 100 человек приходится 26 зарегистрированных личных транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Максимальные показатели наблюдаются в городах, расположенных в Московской области, а также в Находке, Артеме, Владивостоке и Краснодаре.

Свыше 50% городских жителей отмечают улучшения в области городского благоустройства:

– происходит благоустройство городских пространств: улиц, набережных и пешеходных зон – 67%;

– в городских районах осуществляется активная работа по благоустройству придомовых территорий – 47%;

– уровень озеленения в городе возрастает – 53%;

– современные конструкции отличаются комфортным расположением и визуальной привлекательностью – 45%.

Наивысшую степень удовлетворенности состоянием и обустройством придомовых территорий выражают резиденты Ялты (4,0), Старого Оскола (3,8), Майкопа (3,7), Одинцово (3,7) и Белгорода (3,7) [10].

Образование и здравоохранение

Обеспечение доступа к высококачественному образовательному процессу и эффективной медицинской помощи стоит в ряду основополагающих элементов, определяющих качество жизни человека. В урбанизированных зонах сосредоточены престижные образовательные заведения – от школ до высших учебных заведений, а также ведущие медицинские центры и клиники, что гарантирует жителям городов доступ к передовым образовательным программам и медицинским услугам, соответствующим высшим мировым стандартам.

В аграрных зонах сталкиваются с препятствиями в получении высококачественных образовательных и здравоохранительных сервисов. Образовательные учреждения страдают от нехватки бюджетного финансирования, негативно сказывающегося на уровне предоставляемого образования. Объекты здравоохранения расположены на значительных расстояниях, что создаёт проблемы с доступом к оперативной медицинской поддержке.

Обеспечение доступа к высококачественным образовательным и медицинским услугам является фундаментальным фактором для улучшения качества жизни населения. Центральные городские агломерации традиционно привлекают передовые учебные заведения, что делает их эпицентром развития и обеспечения качественных услуг в этих сферах. Статистика за 2023 год показывает, что в городах на каждые 10 000 человек приходится 37 врачей, в то время как в сельских регионах этот показатель значительно ниже и составляет лишь 14. Сходная тенденция наблюдается и в сфере образования: на ту же численность населения в городских условиях доступно 7,5 образовательных учреждений против 4,5 в менее густонаселенных сельских областях [6].

Социальные услуги и досуг

Аспекты социального окружения и доступность развлечений значительно влияют на уровень жизненного благополучия. В урбанизированных районах представлены обширные варианты для проведения досуга в сферах культуры и спорта, включая посещение драматических театров, художественных галерей, спортзалов, а также посещение ресторанов и кафе. Эти факторы способствуют усилению социальной активности и разнообразию досуга.

В аграрных регионах количество доступных вариантов существенно уменьшается. Недостаток возможностей посещения культурных событий и развлечений препятствует социальной интеграции и снижает общий уровень жизни населения. Недостаточность мест для отдыха и спортивных сооружений оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья жителей, как физическое, так и эмоциональное.

Предоставление социальных услуг и разнообразие досуговых активностей имеют ключевое значение для повышения качества жизни. В городских агломерациях предлагается широкий спектр социальных программ, культурных событий, спортивных сооружений и мест для отдыха, что способствует улучшению жизненного уровня и общему удовлетворению жителей. К 2023 году показатель доступности культурных и спортивных объектов на десять тысяч человек в городских районах достиг 17, в то время как для сельской местности этот показатель значительно ниже и равен всего 7.

Экологическая ситуация

Экологический статус региона играет ключевую роль в определении стандартов жизни. В мегаполисах вопросы экологии зачастую усугубляются вследствие интенсивного транспортного потока и промышленности, что представляет угрозу для общественного здоровья.

В аграрных регионах условия окружающей среды обычно лучше, благодаря низкой концентрации производств и автомобильного движения. Тем не менее, активное агропромышленное производство также может привести к деградации экологии за счет ухудшения качества воды, почвы и воздуха.

Для нивелирования экологических вызовов необходимо применение интегрированного подхода, охватывающего разработку и внедрение безвредных для окружающей среды технологий, осуществление контроля за эмиссиями вредных веществ и управление отходами, а также повышение экологической осведомленности общественности.

Москва и Санкт-Петербург стоят в авангарде экономического развития и культурного процветания России, предлагая максимальные стандарты жизни, это ключевые экономические и культурные узлы России, обладающие значительно более высоким уровнем благосостояния по сравнению с большинством других регионов страны [9].

В северных и дальневосточных территориях процветание общества ограничивается неблагоприятными погодными условиями и значительным расстоянием до экономически значимых районов.

В Центральных и Южных областях России уровень жизни выше, чем на севере и в восточных регионах, но ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы уменьшить расхождения в стандартах благосостояния между российскими городскими и сельскими населёнными пунктами, требуется многоаспектная стратегия, охватывающая:

– стимулирование прогресса в аграрных районах: имплементация государственных инициатив по подъему аграрного сектора, поддержке МСП, развитию агротуризма и другим направлениям экономики, направленным на генерацию занятости и повышение уровня жизни граждан;

– капиталовложения в инфраструктурные проекты, включая реконструкцию и строительство автодорог, расширение и оптимизацию сети общественного транспорта, обновление и усовершенствование коммунальных систем снабжения водой и отведения сточных вод, всё это будет способствовать повышению качества жизни в сельских районах;

– улучшение стандартов обучения и здоровья предполагает наращивание бюджета для учебных заведений и здравпунктов в регионах, реализацию курсов повышения квалификации для работников данных сфер, а также внедрение онлайн-сервисов в сферах образования и медицины;

– улучшение общественных услуг и развлечений: возведение объектов культуры и спорта в сельских районах, стимулирование программ местного самоуправления, наращивание средств для занятий активным отдыхом;

– оптимизация состояния экосистемы, которая включает в себя применение технологий с низким уровнем воздействия на окружающую среду, строгий мониторинг за уровнем загрязняющих выбросов и отходов, а также повышение общественного осознания необходимости сохранения природы.

Таким образом, различия в уровне жизни между городскими и сельскими зонами в Российской Федерации носят выраженный характер, определяемый широким спектром условий. Преобразование качества жизни на селе предполагает многоаспектный метод, включая стимулирование экономической активности, улучшение инфраструктурного обеспечения, повышение доступности и качества образовательных и медицинских услуг.

Заключение

Региональные различия в уровне качества жизни между городскими и сельскими территориями Российской Федерации являются многослойной и сложной проблемой, имеющей глубокие социальные, экономические и инфраструктурные корни. Тщательный анализ причин и факторов, определяющих уровень жизни, показал ощутимые различия по ключевым параметрам, что подчеркивает необходимость в разработке и внедрении мер, направленных на их сбалансированное исправление.

Анализ данных демонстрирует, что индекс качества жизни населения в урбанизированных зонах РФ значительно превосходит аналогичные показатели в аграрных регионах. Эта диспропорция вызвана повышенным уровнем экономического процветания городов, более развитой инфраструктурой, облегченным доступом к высококлассным медицинским и образовательным сервисам, а также широким спектром социальных услуг и многообразием опций для отдыха, доступных городскому населению.

Для уменьшения экономического и социального дисбаланса между городскими и сельскими территориями важно продолжить финансирование проектов по устойчивому развитию сельских регионов. Это подразумевает стимулирование экономического роста, модернизацию инфраструктуры, повышение доступности и качества образовательных и медицинских услуг, а также расширение спектра социальных сервисов. Инициативы, как государственного, так и частного сектора, должны целенаправленно способствовать формированию условий для обеспечения равных прав и возможностей для всех граждан, независимо от их географического положения.

Только так можно достичь устойчивого прогресса и улучшения жизненных условий населения России.


Страница обновлена: 24.10.2024 в 12:10:17