Capabilities for modeling the marketing decision-making process in the midst of digital transformation
Udodov A.M.1
1 Волгоградский государственный технический университет
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 11 (November 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=75089888
Abstract:
The article attempts to analyze the features of modeling the process of making marketing decisions in the context of digital business transformation.
For this purpose, the author briefly characterizes the essence of digital transformation and notes how this mechanism qualitatively influences modern Russian business. Moreover, with the help of specific practical examples, it is analyzed how exactly modern technologies and ICT tools influence the modeling of the process of making certain marketing decisions, focusing on the relevant tools used in digital marketing. Economic education theorists, practitioners, students and academic staff, as well as a wide range of readers interested in the problems of modeling the process of making marketing decisions in the context of digital business transformation in Russia will find the article useful.
Keywords: marketing, marketing strategy, digitalization, digital technology, digital transformation, modern technology consumer, marketing solutions
JEL-classification: O31, O32, O33, L51, L52
Введение
Актуальность исследования. Цифровая трансформация бизнеса в современных условиях становится очевидным и неизбежным явлением, которая не только предъявляет целую совокупность качественно новых требований, не существовавших ранее, но также и предоставляет значительный объем преимуществ, актуальных для любой современной организации. Внедрение аналитики больших данных, искусственного интеллекта, механизмов роботизации, интернета вещей и многих других ИКТ-инструментов позволяет существенно повысить общий уровень рентабельности организации, одновременно улучшив самые разные внутренние процессы. В том числе касается это и реализации маркетинговой стратегии. [2]
Литературный обзор. В России, исследованием вопроса особенностей принятия маркетинговых решений в условиях цифровой трансформации занимались следующие ученые: В. Дравица [6], А. Курбацкий [14], А.А. Крюкова [13], П.Ю. Михайловой [22], Ю.А. Михаленко [18], Е.Н. Нартова [23], С.А. Толкачев [23], коллектива авторов Т.О. Толстых, Е.В. Шкарупета и И.А. Шишкин [24], а также Т.Н. Юдина [29] и рядом других авторов.
Исследования по проблеме совершенствования маркетинговых стратегий провели в свои работах такие как: Мак-Дональд М. [16], М.Портер [19], Дж. Хедоури [17], Котлер Ф. [11], Мескон М.Х. [17], Ж.Ж. Ламбен [15], а также отечественные ученые Балабанова Л.В. [3], Забайкин, Ю.В. [8], Вологин, А.Е. [4], и др.
Вопросами цифровой трансформации занимались такие исследователи как А.Н. Теслинова, Е.К. Вайсман, Н.П. Никифорова, С.Н. Носова, И.Р. Степанова и пр.
Вопросам цифровой зрелости и готовности предприятий к цифровым изменениям посвящены работы Тарануха Н.Л. [22], Шульга И.П. [26], Грачева К.А. [5], Алиева З.М. [1], Шабалтина Л.В. [25], Кошелев К.А. [12], и пр.
Несмотря на то, что многие аспекты исследования раскрыты в трудах других авторов, но наблюдается отсутствие исследования особенностей моделирования процесса принятия маркетинговых решений в условиях цифровой трансформации.
Научным пробелом в направлении данного исследования является отсутствие в отечественной науке комплексного обоснования особенностей моделирования процесса принятия маркетинговых решений в условиях цифровой трансформации.
Целью данного исследования является комплексное исследование особенностей моделирования процесса принятия маркетинговых решений в условиях цифровой трансформации.
Научная новизна данного исследования заключается в проведенном исследовании, которое показывает крайне высокую степень зависимости моделирования принятия маркетинговых решений в условиях цифровой трансформации современного бизнеса. Представленные в настоящем исследовании практические примеры в полной мере подтверждают данный тезис.
Авторская гипотеза заключается в том, что в конечном итоге, очевидным следует вывод о том, что цифровая трансформация сегодня довольно глубоко проникла во все направления реализации маркетинговой стратегии как таковой, во многом влияет и на принятие непосредственно маркетингового решения. Игнорирование ИКТ-инструментов и других современных технологий приводит к значительному снижению уровня рентабельности организации, очевидному проигрышу в конкурентной борьбе. Для субъектов предпринимательства это сродни ликвидации. Поэтому роль цифровой трансформации в рассматриваемом аспекте достаточно велика и в некоторой степени выступает даже определяющей. [28]
Методы данного исследования: сравнительный анализ, диалектический, статистический, математический, обобщение, конкретизация, систематизация, дедукция, иные методы теоретического и практического уровней научного познания.
Результаты и обсуждение
В более общем виде сущность цифровой трансформации бизнеса представлена на рисунке 1, из которого следует, что цифровая трансформация стала логичным продолжением постепенного и последовательного внедрения современных технологий в разного рода производственные процессы субъектов бизнеса. [40]
Маркетинговая стратегия организации подразумевает уникальную совокупность планируемых к совершению практических действий, направленных, главным образом, на повышение узнаваемости бренда в конкурентной среде, на рост продаж и востребованность продуктов организации. [32]
Интересно, что все маркетинговые стратегии, по сути, используют в своем содержании один и тот же набор маркетинговых инструментов, практическое применение которого варьируется и подстраивается под особенности функционирования конкретной организации. [7]
Сегодня подобный набор существенно расширился, о чем будет более детально сказано далее. [39]
Рисунок 1. Этапы реализации цифровой трансформации в российской экономике
Источник: по материалам автора
В целом же, если кратко характеризовать непосредственно механизм реализации маркетинговой стратегии, то в его основе находится маркетинговое решение как разновидность управленческо-организационного действия руководства организации. Маркетинговое решение имеет высокую практическую значимость, поскольку напрямую влияет на показатели рентабельности, и поэтому каждое такое решение – продолжительный процесс, сложный по своей внутренней структуре, требующих серьезных затрат (схема 1).
Схема 1. Традиционный алгоритм принятия маркетинговых решений в бизнесе
Источник: по материалам автора
В условиях влияния цифровой трансформации процесс принятия маркетинговых решений и, соответственно, реализации маркетинговой стратегии несколько изменился. При этом любая организация, очевидно, стремится максимально учесть все имеющиеся возможности цифровой экономики, чтобы выдержать конкуренцию и не только сохранить, но и преумножить узнаваемость бренда, повысить рентабельность. [10] [20]
Обозначим наиболее значимые факторы цифровой трансформации, влияющие на особенности принятия маркетинговых решений: [33]
– выбор цифровых технологий и ИКТ-инструментов;
– оценка влияния новых технологий на эффективность деятельности и сроки окупаемости;
– иное.
Итак, в рамках принятия того или иного маркетингового решения, как видно из представленной выше схемы, значимым выступает аналитическая деятельность, связанная одновременно с двумя определяющими элементами: это целевая аудитория, с которой взаимодействует организация, а также непосредственно те продукты, которые эта организация выпускает. Очевидна прямая и явная связь, взаимозависимость между двумя обозначенными элементами. В условиях цифровой трансформации на данной стадии довольно эффективно могут быть применены следующие технологии: [34]
– интернет вещей;
– искусственный интеллект;
– CRM-системы;
– инструменты виртуальной и дополненной реальности. [30]
С помощью представленных выше способов маркетинговый отдел организации сможет повысить эффективность уже автоматизированных процессов, более качественно производить обработку данных, осуществлять интеграцию с потребителями и различными аналитическими системами, т.е., буквально создавая вокруг каждого конкретного потребителя уникальную экосистему маркетингового взаимодействия, способную объединить в себе практически все актуальные в настоящее время каналы коммуникации. [10] [31]
При этом важно понимать, что перечисленные выше цифровые инструменты носят достаточно универсальный характер. К примеру, тот же искусственный интеллект давно и эффективно используется современными российскими организациями и в части совершенствования управленческих, организационных, производственных процессов, и в части других направлений деятельности. Например, маркетплейсы с помощью данного инструмента генерируют контент для своих платформ, кредитные организации активно применяют онлайн-консультантов-роботов, а среди служб доставки искусственный интеллект востребован для коммуникации с пользователями. Аналогичные примеры можно привести и в отношении других перечисленных инструментов, поэтому на практике они могут быть использованы параллельно по следующим направлениям: [35]
– совершенствование цифровых методов сбора, обработки, анализа данных;
– организация взаимодействия с потребителями в цифровой среде на основе выявления и реакции на изменения поведения клиентов;
– мониторинг конкурентной среды, выявление угроз и предотвращение негативных воздействий;
– иные. [30]
Итак, в части исследования рынка, конкурентоспособной среды, принятия окончательного маркетингового решения в условиях цифровой трансформации можно уверенно говорить о том, что применение современных технологий позволяет существенно ускорить получение результатов, сделать из более качественными, комплексными. Нередко здесь используются инструменты компьютерного моделирования, которые позволяют теоретически спрогнозировать возможные результаты, проанализировать потенциальные последствия и риски. [41]
Удобно для этого также применение мобильных приложений. Никакой другой онлайн-инструмент не способен в должной мере создать виртуальное маркетинговое пространство вокруг конкретного пользователя, кроме как его личный кабинет в мобильном приложении (или на сайте организации, но мобильное приложение ввиду широкого распространения гаджетов гораздо более востребовано и актуально). Рассмотрим на конкретном примере ритейлеров. [36]
Итак, личный кабинет в мобильном приложении имеет прямую и непосредственную связь с покупками и заказами, которые производит покупатель, поскольку традиционно одной из функций такого инструмента выступает его связь с дисконтными картами данной сети. Поэтому в личном кабинете постепенно собирается уникальная комплексная информация о потребностях и запросах конкретного покупателя, о его интересах и увлечениях. На основе этой информации во многих мобильных приложениях используется так называемая вкладка с рекомендациями, когда на базе уже имеющейся информации покупатель автоматически получает выборку из потенциально интересующих его товаров. Эта же система учитывает и другие характеристики конкретного покупателя, предоставляющие о нем полезную информацию: [37]
– скидки, акции, которыми покупатель пользуется;
– онлайн или офлайн покупки выступают для него более актуальными;
– время, дни недели, месяца и даже года, когда покупательская активность возрастает или, напротив, снижается;
– особенности индивидуальных запросов. К примеру, насколько популярна запущенная в продажу серия интерактивных игрушек у подростков и их родителей;
– иное.
Таким образом, как видно из представленного примера, несмотря на очевидную практическую значимость подобных приложений для покупателей (многие из них, действительно, существенно экономят и учатся грамотно планировать свой бюджет), тем не менее, высокая маркетинговая роль таких инструментов явно считывается. Продолжим анализ данного примера, обозначив, каким именно образом полученные с помощью мобильных приложений результаты могут повлиять на принятие того или иного маркетингового решения.
Во-первых, это позволяет грамотно выстроить работу самой организации ритейла. Например, анализ общих показателей деятельности, а также сведений из мобильного приложения позволил выяснить, что круглосуточный формат работы магазина ни в онлайн, ни в офлайн формате не окупается, поскольку расходы на организационные, производственные процессы в десятки раз выше, чем уровень полученной прибыли. [27]
Во-вторых, это позволяет наиболее детально изучить целевую аудиторию и разобраться, какие товары наиболее востребованы, какие скидки и акции либо удовлетворяют запросы потребителей, либо, напротив, им не интересны. С этим знанием можно грамотно скорректировать маркетинговую стратегию.
В-третьих, возможно осуществлять гибкое изменение маркетинговой стратегии в течение определенного периода, ориентируясь на полученные данные, которые в рассматриваемом аспекте носят довольно высокий процент актуальности – это, буквально, день в день, если подобная потребность имеется.
В конечном итоге, как видно из проанализированного выше примера, использование мобильных приложений позволяет довольно эффективно осуществлять самые разные процессы в организации работы ритейлеров. Это и предварительная аналитика, и последующая аналитика, и регулярный мониторинг, и возможность грамотно скорректировать действующую маркетинговую стратегию, ориентируясь на актуальные запросы потребителей. [38]
Отметим, что на практике использование новых инструментов маркетинга, производных от цифровой трансформации, довольно востребовано, некоторые из них представлены на схеме 2 далее.
Схема 2. Примеры инструментов цифрового маркетинга
Источник: по материалам автора
В конечном итоге, очевидным следует вывод о том, что цифровая трансформация сегодня довольно глубоко проникла во все направления реализации маркетинговой стратегии как таковой, во многом влияет и на принятие непосредственно маркетингового решения. Игнорирование ИКТ-инструментов и других современных технологий приводит к значительному снижению уровня рентабельности организации, очевидному проигрышу в конкурентной борьбе. Для субъектов предпринимательства это сродни ликвидации. Поэтому роль цифровой трансформации в рассматриваемом аспекте достаточно велика и в некоторой степени выступает даже определяющей. [28]
Заключение
Таким образом, далее кратко подведем итоги проведенного исследования.
Как видно из представленных материалов, сегодня реализация маркетинговой стратегии организации в значительной степени зависит от степени применения инструментов цифровой трансформации. Цифровизация довольно серьезно повлияла на функционал современного маркетинга и ощутимо снизила эффективность традиционных маркетинговых инструментов.
Это способствовало качественному пересмотру поведения современных организаций с их потребителями. Как видно из представленных выше практических примеров, сегодня наблюдается явный уход от теории массового потребления в сторону индивидуализации потребностей. Выше данный тезис подтверждается исследованным примером о применении мобильных приложений.
Во-вторых, следует отметить, что в настоящее время иначе выглядит и конкуренция. Производителям, продавцам все чаще приходится тесно контактировать друг с другом, реализовывать разного рода совместные проекты, интеграции и т.д. [10]
Это свидетельствует о двух взаимоисключающих тенденциях: с одной стороны, конкуренция сохраняется в традиционном ее понимании (без этого невозможно существование рыночной экономики), с другой же – конкуренция становится все менее враждебной, более коммуникабельной, а потому иногда и вовсе не похожей на ее привычные формы.
В-третьих, для любой организации в сложившихся условиях становится крайне важной задача вовремя анализировать, отыскивать и внедрять последние современные технологии, ИКТ-инструменты. Такой высокий уровень технологичности необходим, чтобы сохранять актуальность применяемых инновационных методик, опять же, выдерживать конкуренцию с другими организациями как данного сектора экономики, так и в целом. [9] [21]
Таким образом, все изложенное выше показывает крайне высокую степень зависимости моделирования принятия маркетинговых решений в условиях цифровой трансформации современного бизнеса. Представленные в настоящем исследовании практические примеры в полной мере подтверждают данный тезис.
References:
Alieva Z.M., Magomadova M.M., Razina I.S. (2024). Tsifrovaya transformatsiya i tsifrovaya ekonomika: issledovanie osnovnyh tekhnologiy i ikh kharakteristik [Digital transformation and digital economics: a study of basic technologies and their characteristics]. Regional problems of transforming the economy. (5(163)). 151-158. (in Russian).
Arkhipova L.I. (2020). Tsifrovaya transformatsiya v reshenii zadach biznesa [Digital transformation in solving business problems] Digital Economy for Education and Science of the Union State of Belarus and Russia. 58–61. (in Russian).
Balabanova Yu.P., Lukyanova A.V., Shatskaya E.Yu. (2024). Tsifrovaya transformatsiya v upravlenii personalom i ee vliyanie na rezultativnost predpriyatiy [Digital transformation in human resources management and its impact on the performance of enterprises]. Vestnik severo-kavkazskogo federalnogo universiteta (newsletter of north-caucasus federal university). (2). 24-30. (in Russian).
Bazhenov S., Bazhenova E., Abrosimov D. (2020). Digital transformation of brand marketing: how all brands went digital Crimean scientific bulletin. (4(29)). 32-41.
Dasser M. (2019). Marketing, the change catalyst for digital business transformation: Lessons learned from the modernization of a B2B marketing organization Journal of Brand Strategy.
Dravitsa V., Kurbatskiy A. (2016). Promyshlennaya revolyutsiya Industry 4. 0 [Industrial revolution industry 4.0]. Nauka i innovatsii. (157). 13-16. (in Russian).
Eremenko Yu.A., Chentsova A.V. (2019). Vliyanie sovremennyh informatsionnyh tekhnologiy na transformatsiyu modeley prinyatiya resheniy o pokupke [The influence of modern information technologies on the transformation of the purchase decision-making models]. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obschestve. (15). 132-137. (in Russian).
Gracheva K. A. (2023). Rol tsifrovoy transformatsii v upravlenii predpriyatiyami: analiz tsifrovyh keysov [The role of digital transformation in enterprise management: analysis of digital cases]. Kant. (1(46)). 16-23. (in Russian).
Herhausen D., Miočević D., Morganc R.E., Kleijnen M. (2020). The digital marketing capabilities gap Industrial Marketing Managem. (90). 276-290.
Kharlamova T. L., Yuxian Yu., Wenye Zh. (2023). Talent development strategy during the digital transformation of organizations Saint-Petersburg Economic Journal. (4). 123-131.
Kizim A.A., Kayfedzhan D.P. (2020). Analiz konkurentosposobnosti predpriyatiya s uchetom tsifrovoy transformatsii biznesa [Analyzing the competitiveness of the enterprise considering the digital transformation of business]. Economic analysis: theory and practice. (1 (496)). 101-117. (in Russian).
Koshelev K. A. (2022). Tendentsii razvitiya rynka tsifrovyh finansovyh aktivov v kontekste tsifrovoy transformatsii mirovoy ekonomiki [Trends in the evolution of the digital financial assets market in the context of the digital transformation of the global economy]. Finance: Theory and Practice». (4). 80-94. (in Russian).
Kotler F. (2000). Marketing v tretem tysyacheletii [Marketing in the Third Millennium] (in Russian).
Kotler P., Kartajaya H., Setiawan I. (2017). Marketing 4.0. Moving from Traditional to Digital
Kryukova A.S. (2022). Osobennosti realizatsii programmy «tsifrovoy transport i logistika» v ramkakh transportnoy strategii Rossiyskoy Federatsii [Features of the program implementation digital transport and logistics within the framework of the transport strategy of the Russian Federation]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (1-3). 123-125. (in Russian).
Kurbatskiy A.N., Vorotnitskiy Yu.I. (2017). IT-obrazovanie v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [It-education under conditions of digital transformation]. Tsifrovaya transformatsiya. (1). 7-12. (in Russian).
Lamben Zh.-Zh. (2004). Menedzhment, orientirovannyy na rynok [Market-oriented management] (in Russian).
Mak-Donald M. (2000). Strategicheskoe planirovanie marketinga [Strategic marketing planning] (in Russian).
Meskon M. X., Albert M., Khedouri F. (1992). Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management] (in Russian).
Mikhalenko Yu. A. (2020). Protsess tsifrovoy transformatsii obshchestva: problemy i perspektivy [Process of digital transformation of society: challenges and prospects]. Vectoreconomy. (9(51)). 18. (in Russian).
Nimatulaev M. M., Sirbiladze K. K., Tsvetkova O. N. (2021). Digital technologies as a factor in increasing services sales in tourism industry Journal of Environmental Management and Tourism. (4). 916-921.
Ojha S. C. (2019). Big data: A new perspective for the establishment of segments for niche marketing International Journal of Business Excellence. (3). 381-393.
Porter M. E. (2005). Konkurentnoe preimushchestvo [Competitive advantage] (in Russian).
Scherbakova N.A., Scherbakov V.A. (2020). Vliyanie tsifrovoy transformatsii na stoimostnoe upravlenie korporatsiey: Ustoychivoe razvitie tsifrovoy ekonomiki i klasternyh struktur: teoriya i praktika [The impact of digital transformation on corporate value management: Sustainable development of the digital economy and cluster structures: theory and practice] (in Russian).
Shabaltina L. V., Maslennikov V. V. (2022). Tsifrovaya transformatsiya osnova integratsii tsifrovyh tekhnologiy v model razvitiya novogo tekhnologicheskogo uklada [Digital transformation the basis for integration of digital technologies into a model of the development of a new technological way]. Financial business. (11(233)). 104-111. (in Russian).
Shulga I. P. (2023). Tsifrovaya transformatsiya kak zapros na osoznanie chelovekom svoey prirody: filosofskoe osmyslenie mesta cheloveka v tsifrovoy srede [Digital transformation as request for human awareness of his nature: philosophical understanding of man's place in digital environment]. Vestnik nauki. (12(69)). 1077-1086. (in Russian).
Sobolevskaya T.G. (2019). Vliyanie tsifrovizatsii ekonomiki na sistemu menedzhmenta sovremennogo predpriyatiya [The impact of the digitalisation of the economy on the management system of a modern enterprise]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (10A). 165-171. (in Russian).
Strategies, Tactics and Trends for 2020 Digital Marketing plans. Retrieved October 01, 2024, from https://ascend2.com/wp-content/uploads/2019/11/
Syaglova Yu.V., Maslevich T.P. (2021). Transformatsiya kompetentsiy menedzhera v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Transformation of manager competences in conditions of digital economy]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (11). 154-160. (in Russian).
Taranukha N. L., Semyonova S.V., Pankov S.N. (2023). Tsifrovoy dvoynik - effektivnyy instrument tsifrovoy transformatsii promyshlennyh predpriyatiy [Digital twin is an effective tool for digital transformation of industrial enterprises]. Intellektualnye sistemy v proizvodstve. (3). 11-26. (in Russian).
Tinyakova V. I., Lavrinenko Ya. B., Bryukhovetskaya S. V. (2020). Features of the introduction and use of Big Data, data science technologies in sincerity marketing IIOAB Journal. (2). 117-125.
Tolkachev S.A., Mikhaylova P.Yu., Nartova E.N. (2017). Tsifrovaya transformatsiya proizvodstva na osnove promyshlennogo interneta veshchey [Digitization of manufacturing on the industrial internet of things]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie rossii. (3 (53)). 79-89. (in Russian).
Tolstyh T.O., Shkarupeta E.V., Shishkin I.A. (2017). Transformatsiya promyshlennosti v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Transformation of industry in the context of digitalization of the economy] Actual problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal management. 114-122. (in Russian).
Vial G. (2019). Understanding digital transformation: A review and a research agenda Journal of Strategic Information Systems. (28(2)). 118–144.
Vologin A. E. (2023). Kharakteristika protsessa tsifrovoy transformatsii: novye vozmozhnosti i vyzovy, porozhdaemye tsifrovoy transformatsiey [Characteristics of the digital transformation process: new opportunities and challenges generated by digital transformation]. Heory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies. (1(55)). 17-20. (in Russian).
Yakovleva E.A., Vinogradov A.N., Aleksandrova L.V., Filimonov A.P. (2023). Rol tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v tsifrovoy transformatsii ekonomiki [How artificial intelligence helps transform the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 707-726. (in Russian).
Yanenko M.B., Yanenko M.E. (2020). Marketingovaya deyatelnost v usloviyakh tsifrovoy transformatsii: problemy formalizatsii i postroenie opisatelnyh algoritmov [Marketing activity in the conditions of digital transformation: problems of formalization and construction of descriptive algorithms]. Practical Marketing. (2 (276)). 14-19. (in Russian).
Yudina T.N., Balashov A.M. (2020). Tsifrovizatsiya kak trend i drayver sotrudnichestva vuzov, predprinimatelstva i gosudarstva: Pro Et Contra [Digitalization as a trend and driver of cooperation between universities, entrepreneurship and state: pro et contra]. Public administration. Electronic Bulletin. (83). 294-317. (in Russian).
Zabaykin Yu.V., Lunkin D.A., Lunkin A.N. (2022). Upravlenie tsifrovoy transformatsiey arkhitekturoy predpriyatiy i riskami tsifrovyh transformatsiy [Managing digital transformation enterprise architecture and risks of digital transformation] (in Russian).
Страница обновлена: 08.04.2025 в 19:37:11