How to organize the road builder's planning system

Ayrapetyan R.G.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 11 (November 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=76099325

Abstract:
The article considers the transition to the management of planned activities of a road builder based on the principles of regularity, risk protection, and integrated integrity, including objective responsibility and multilevel economic relations, integration of a dynamic format of knowledge into the planning process, as well as other methodological recommendations for providing planning subsystems, namely, the mechanism of adaptive management, dynamic normalization of quantitative and qualitative indicators of the plan, etc. The article reveals the problem of finding optimal methods and modern approaches to the planning system of a road builder, taking into account the specifics of the industry, the difficult conditions of the modern market, and the availability of intelligent digital technologies. As a result of the study, a number of new methodological solutions for the organization of a strategic planning system are proposed, which will be of interest to many specialists and participants in the strategic planning process.

Keywords: strategic planning, management, situational approach, adaptive management, method

JEL-classification: J24, M51, M54



1. Введение

Актуальность

Направление исследования актуально в контексте современных вызовов и потребностей дорожно-строительной отрасли, где вопросы планирования становятся все более критичными для обеспечения эффективного функционирования организаций и достижения стратегических целей. В условиях высокой динамики внешней среды и необходимости адаптации к новым условиям хозяйствования, высокой инфляции, недоступности каналов финансирования, важно применять новые подходы и методические решения, которые позволят улучшить качество планирования и обеспечить успешное развитие дорожно-строительных организаций. Так, в современных условиях наблюдается тенденция перехода к организации плановой деятельности хозяйствующих субъектов на всех уровнях на основе принципов планомерности и рискозащищенности (безопасности), объективной ответственности, свойственной командно-административной экономике и государственному управлению. Социальные обязательства, многоуровневость экономических отношений, разнообразие взаимодействий и взаимосвязей, а также различия в уровне цифровой зрелости элементов планирования требуют своевременной формализации стандартных единиц задач, заданий и знаний в процессе планирования, обеспечение целевого динамического нормирования количественных и качественных показателей плана для оценки промежуточных результатов и достижения конечных целей.

Литературный обзор

В наши дни возрождается интерес к вкладу советской научной школы в управление экономикой страны. Например, в монографии О.О. Смирновой [1, с 123-172] упоминаются работы Н.Д. Кондратьева по эффективности планирования, Г.М. Кржижановского о непрерывности планирования и План ГОЭЛРО, а также В.В. Леонтьева, предложившего метод "затраты-выпуск" для анализа американской экономики и его развитие для межотраслевых балансов СССР, который А.Н. Ефимов считает важной информационной основой для анализа экономических пропорций и совершенствования балансовых методов планирования. С.Г. Струмилин известен своим методом прогнозного баланса и Планом индустриализации. Согласно экономическому словарю советской научной школы [2, c. 367], планирование определяется как разработка планов экономического и социального развития и комплекса мер по их выполнению, что соответствует основному экономическому закону планомерного развития и экономической стратегии развития государства. Как указано в научных труда Е.БЛенчук, в всем мире высоко оценивают вклад советских экономистов и математиков в развитие научных основ планового хозяйства, особенно экономико-математических методов, программно-целевого метода планирования, балансового метода [3, c.26]. Наиболее известные труды в этой сферы - А.И. Анчишкина, В.К. Дмитриева, Л.В. Канторовича, Н.Д. Кондратьева, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова, Л.А. Лурье, Е.Е. Слуцкого, Н.Н. Шапошникова, Ю.В. Яременко [3, c.26]. В советское время, особенно в периоды 1920-х, 1960-х и 1990-х годов, активно применялся метод хозяйственного расчета. Этот метод предполагал, что каждое предприятие, имея свой бюджет и отвечая за свои финансы, должно было максимально эффективно использовать предоставленные государством ресурсы для выполнения установленных планов. Основные принципы этого метода включают самостоятельность в принятии решений, самоокупаемость, материальную заинтересованность в повышении эффективности работы и ответственность за результаты своей деятельности. Эти принципы подробно рассмотрены в трудах В.И. Ленина. В 1960-е годы также разрабатывались методы прогнозного баланса и сценарного метода для моделирования экономических процессов. Кроме того, многие ученые работали над вопросами экономического прогнозирования, планирования капиталовложений, использования трудовых ресурсов и социальной сферы. В 1970-е годы и позднее большое значение приобрели программно-целевой подход и автоматизация плановых расчетов.Каждая из этих школ внесла свой уникальный вклад в развитие теории и практики планирования, помогая улучшить понимание и управление экономическими процессами в Советском Союзе.

Научный пробел

Одним из пробелов в методическом обеспечении системы стратегического планирования для организаций дорожно-строительной отрасли является отсутствие систематизированного подхода к учету, анализу и прогнозу внешних факторов, таких как изменение климатических условий, колебания цен на сырье и материалы, а также изменения в законодательстве и стандартах. Это приводит к недостаточной гибкости и адаптивности планов, затрудняет их своевременную корректировку и снижает эффективность реализации проектов. Кроме того, существует недостаток специализированных инструментов и методик для оценки рисков и неопределенностей, связанных с дорожным строительством, что увеличивает вероятность ошибок и непредвиденных расходов.

Цель исследования

Целью является разработка методических основ к организации планирования в дорожно-строительной организации для достижения ее стратегических целей, а именно применение речевых логико-лингвистических моделей в системах планирования, основанных на ситуационном управлении и динамическом формате преставления знаний.

Научная новизна

Новизна заключается в применении комплексного подхода к планированию, который объединяет различные научные теории и методики, такие как теория ситуационного управления, теория адаптивного управления, ресурсоориентированный подход и методы цифровой трансформации. Это позволяет создать целостную систему стратегического планирования, которая помогает организациям достигать устойчивого развития и безопасности в сложных экономических условиях.

Авторская гипотеза

Автор предполагает, что внедрение системного подхода к планированию в сочетании с современными цифровыми технологиями, использующими динамический формат знаний, может значительно повысить эффективность и качество планирования в организациях дорожно-строительной отрасли.

Методология

Системный подход в стратегическом планировании путем структуризации задач и синтеза функций управления ставит задачи для исследователей методологии планирования научные вопросы не только по поиску рационального решения, но и определению метода переключения относительно различных научных школ и концептов планирования. Каждая из них имеет свою специфическую методологию и концептуальный подход. "Балансовый метод" представлен группой ученых, таких как Н.А. Вознесенский, М.З. Бор, Ш.Я. Турецкий и др, которые использовали балансовый метод для анализа экономики и составления планов. Они рассматривали взаимосвязь между различными секторами экономики и пытались достичь баланса между спросом и предложением. "Прогнозный метод" был развит по руководством А.И. Анчишкин, и его примнение на практике акцентировалось на долгосрочном прогнозировании и использовании математических моделей для предсказания будущих экономических тенденций. "Системный метод" был предложен Л.И. Абалкиным, В.М. Глушковым, Ю.В. Якутиным, которые рассматривали экономику как целостную систему и использовали кибернетические подходы для управления ею. "Теория рационального поведения" связана с работами В.С. Немчинова, Л.В. Канторовича, В.В. Новожилова, которые изучали оптимальное распределение ресурсов и использование математических методов для принятия экономических решений.

Для создания элементов методологии стратегического планирования предлагается использовать комплексный подход, основанный на теории ситуационного управления Д.А. Поспелова [4] (ИПУ РАН) и двойственном определении социально-экономической системы в рамках общей параметрической теории А.И. Уемова, теории адаптивного управления Б.Л.Кукора [5], методический функциональный подход к целеуказанию А.Е. Карлика и В.В. Рохчина [6], ресурсоориентированный подход к планированию В.В.Платонова [7], основы стратегического планирования О.О. Смирновой, методы и модели цифровой цифровой трансформации Е.А.Яковлевой и И.А.Толочко [8].

2. Основы методического обеспечения стратегического планирования

Основой такого подхода является актуализированный концептуальный каркас сложной экономической системы с учетом предметной области исследования - дорожное строительство - и рискозащищенные технологии планирования - динамические когнитивные сценарии, фреймовое представление знаний, технологии целевого нормирования.

Концептуальный каркас как информационная логико-лингвистическая модель предназначен для проектирования деятельности дорожно-строительной организации с целью разработки стратегии ее устойчивого развития и безопасного (равновесного) функционирования. Он включает множество элементарных объектов управления (например, субъекты, объекты, ресурсные комплексы), описывает их свойства, отношения и функции управления, формирует дилеммы равновесия (безопасности), строит сетевые графики достижения целей развития и создает информационную модель для прогнозирования и разрешения стратегических проблемных ситуаций в виде дискретно-ситуационной сети проблемных ситуаций (как стандартные единицы задач).

Дискретно-ситуационная сеть проблемных ситуаций - это логико-лингвистическая модель «причинно-следственных связей» [9, c.75] между стратегическими проблемными ситуациями. Логико-лингвистические модели [10, с.464] могут быть полезны в системе планирования, основанной на ситуационном управлении для обработки естественного языка [11, с.27]; для повышения качества ситуационной осведомленности, автоматизации управленческих процессов, анализа данных, интерпретации информации и управления знаниями. Предлагаемые модели позволяют обрабатывать текстовые данные, включая анализ и интерпретацию речи, что важно для сбора информации и анализа текущих ситуаций, помогают идентифицировать ключевые проблемные элементы в ситуации и строить прогнозы относительно развития событий, что критически важно для ситуационного управления. Эти модели могут автоматизировать некоторые задачи, такие как генерация отчетов или принятие решений на основе заранее определенных правил и сценариев в динамике, он-лайн. Логико-лингвистические модели также могут предоставлять контекстуальную информацию и рекомендации для лиц, принимающих решения, улучшая качество этих решений [12, с.120-140], анализировать большие объемы текстовых данных, выявлять тенденции и закономерности, что помогает принимать более информированные решения.

Для того чтобы удовлетворить требованиям защиты от рисков и безопасности в организационной и координационной деятельности, управление следует применять динамичный способ представления знаний. Это подразумевает объединение знаний из различных областей на каждом уровне управления, что позволит использовать модели логико-лингвистического анализа в системах планирования, построенных на основе ситуационного управления. В таком случае для информационной поддержки стратегического планирования следует использовать динамические когнитивные сценарии [13, с. 99], которые будут служить инструментом для поддержки принятия плановых решений и реализации соответствующих функций. Это создаст основу для двустороннего взаимодействия между заинтересованными сторонами (например, предприятиями), выбора приоритетов выполнения задач стратегического планирования, мониторинга достижения плановых показателей и общей координации стратегических решений.

Таким образом, методическое обеспечение стратегического планирования должно включать описание состава элементов (компонентов), детальные условия и требования к созданию информационной модели плана (с механизмом для проверки гипотез), определение правил и алгоритмов её функционирования на основе логических правил и лингвистических (качественных) переменных, представленных в динамической фреймовой структуре [14, с.109]. Логико-лингвистические модели могут обеспечивают в системе планирования, основанной на ситуационном управлении анализ и интерпретация информации, формирование и проверка гипотез.

3. Результаты

К основным результатам исследования в теоретическом направлении - следует отнести аргументированное обоснование основных компонентов новой системы стратегического планирования и конкретизацию характеристик ее обеспечивающих подсистем, оценку требований к ним.

3.1. Обоснование основных компонентов новой системы стратегического планирования

Тогда новая система стратегического планирования дорожно-строительной организации представляет собой комплекс динамически связанных компонентов (основных блоков управления и принятия решений и поддерживающих подсистем), взаимосвязанных информационно-логическими процессами (организации планирования, его координации и контроля) для достижения стратегических целей (заданных целевых нормативов, приоритетных направлений развития) для упорядоченного решения стратегических проблемных ситуаций развития предприятия (компании) и функционирования с учётом государственной стратегии развития и актуального перечня социально-экономических и экологических задач.

Это предполагает агрегирование данных, информации и знаний в системе через их фреймовое представление (включая риски и угрозы устойчивому развитию), определение свойств и характеристик взаимосвязей между элементами управления [15, с.18-20] и семантическое моделирование [16, с.1812] последствий принимаемых решений для визуализации результатов плана.

3.2. Характеристика обеспечивающих подсистем и анализ требований к ним

Свойство планомерности [17, с.21] предполагает организацию механизма осознанного выбора структуры потока продукции и услуг. В системе стратегического планирования должны быть интегрированы следующие обеспечивающие подсистемы: для стратегического (долгосрочного) - организация механизма осознанного выбора структуры потока продукции и услуг; для среднесрочного - организация механизма адаптивного управления; для текущего - организация механизма динамического нормирования; для оперативного - организация способов актуализации информации, стадийного планирования по опережению.

Система стратегического планирования включает подсистемы, обеспечивающие организацию механизма осознанного выбора структуры потока продукции и услуг, адаптивного управления, динамического нормирования и способы актуализации информации и стадийного планирования по опережению.

Для эффективного функционирования системы целевого динамического нормирования и механизма адаптивного управления необходимо согласовать взаимодействие между подсистемами. Это включает регулирование вопросов организации подсистемы взаимодействия с информационными и геоинформационными системами, а также подсистем административного контроля, мониторинга и оценки результатов.

Высокая динамика изменений внешней среды дорожно-строительных организаций ведет к увеличению внимания хозяйствующих субъектов дорожного хозяйства к поиску наиболее эффективных способов взаимодействия с внешней и внутренней средой. Управляющие структуры (решающие центры дорожно-строительной организации) на основе применения механизма адаптивного управления и когнитивных динамических сценариев, решают эти задачи посредством своей коммуникационно-информационной подсистемы.

Стратегические плановые решения (как стандартные единицы заданий) содержат, в том числе речевые, коммуникативные акты, учитывают взаимосвязь между средствами коммуникации и их функциями управления, включая тексты договоров и инструкций, которые содержат документированную информацию о стратегических решениях. Эти документы разрабатываются и рассматриваются компетентными и уполномоченными участниками процесса планирования. Каждое высказывание, речевой акт, письменное сообщение выполняет определенные коммуникативные функции, среди которых главными являются управление и влияние. Управляющее воздействие включает подфункции инструктирования (целенаправленного действия) и мотивации (конкретизирует удельную ценность альтернатив выбора решений), оно передает коммуникативную установку, которая определяет «воздействие на адресата и его реакцию» [18, с.889], по сути, являясь как стандартные единицы знаний в системе планирования.

Основная цель терминологической системы заключается в обеспечении единообразных и точных определений понятий и терминов, применяемых в стратегических планах и программах посредством - стандартных единиц задач - стандартных единиц заданий - как стандартные единицы знаний (в виде динамических структур, т.е. фреймов) для дальнейшей обработки и поддержки решений. В ней необходимо конкретизированная сущность важных понятий: «Стратегия представляет собой набор правил для достижения целей. Стратегическое планирование – это процесс принятия плановых решений, направленный на устранение узких мест и дисбалансов в ресурсных комплексах предприятия с учетом их фаз функционирования и жизненного цикла. Стратегическая организация – это процесс принятия организационных решений, направленный на объединение разрозненных элементов в систему, её совершенствование и достижение требуемого уровня информационно-аналитического обеспечения, а также перестройку управляющей структуры. Стратегическая координация – это процесс принятия координационных решений, направленный на согласование целей и интересов управляющих элементов в системе, пространстве и времени. Стратегический контроль – это процесс отслеживания принятия решений с использованием дескриптивной функции на основе фреймового представления знаний. Система управления промышленным предприятием – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих обеспечивающих подсистем объекта и субъекта, направленный на планомерное достижение целей промышленного предприятия через предвидение проблемных ситуаций и их упорядоченное решение» [5].

Визуализация семантической сети проблемных областей помогает понять связи и зависимости между различными аспектами стратегического планирования, что позволяет органам и должностным лицам в сфере стратегического планирования проводить анализ и принимать более обоснованные решения.

Подсистема целевого динамического нормирования предназначена для оценки рисков и адаптации стратегии. Она состоит из объектов, целевых установок, субъектов, методологии и документов стратегического планирования. Значимость каждого элемента в процессе планирования определяется их регулятивными функциями и аспектами. Достижение целей управления объектом осуществляется через выполнение функций управления субъектом (управляющей структурой, руководством, лицами, принимающими решения).

Подсистема ситуационного управления и анализа эффективности инновационной деятельности дает возможность оценить результаты инновационных проектов и программ в дорожном строительстве, а уполномоченным органам и должностным лицам в области стратегического планирования требуется разрабатывать механизмы ситуационного управления для приспособления к изменяющимся условиям [19, с.117].

Подсистемы взаимодействия с информационными системами и геосистемами обеспечивают обмен данными и информацией с разнообразными партнерскими и внешними системами.

Подсистемы администрирования, мониторинга и оценки результатов способствуют эффективному управлению и контролю за реализацией стратегических планов.

В указанных подсистемах планирования, логико-лингвистическое и экономико-математическое моделирование играют ключевую роль в автоматизации плановых расчетов и цифровизации плановых решений, предоставляя органам и должностным лицам возможности для прогнозирования результатов стратегических планов и оценки их эффективности.

При этом, подчеркнем, что автоматическая проверка гипотез плана, сценариев может и должна происходить на основе экспертных систем, сквозных технологий управления в цифровом формате и такой высокий уровень их прогнозируемости позволяет предсказывать будущие события и тенденции на основе анализа данных и статистических моделей. Кроме того, современные экспертные системы, например «Руководитель» [20, c. 26] могут использовать технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для оптимизации процессов принятия плановых решений и управления рисками.

4. Выводы

Современные достижения компьютерных систем, интеграция интеллектуальных, интегрированных модулей в модели ситуационного управления, требуют пересмотра методической базы планирования и внедрения интеллектуального подхода в стратегическом управлении в целом на основе комплекса основных и обеспечивающих подсистем и механизмов [21, с.201]. Предлагаемые автором методические основы системы планирования на основе непрерывной актуализации данных, информации и знаний путем упорядоченной структуры функциональных и обеспечивающих подсистем обеспечивает качество планирования (синхрониацию плановых работ) в организациях дорожно-строительной отрасли, а объединение знаний из различных областей на каждом уровне управления позволяет применять речевые логико-лингвистические модели в системах планирования, основанных на ситуационном управлении.

Особое внимание в приведенных функциональных подсистемах уделяется адаптивным подходам к моделированию управленческих решений и проверке планов с учетом потенциала и потребностей участников процесса планирования, наличия современных научно-производственных отношений между субъектами и их цифровизации при многообразии форм межрегионального взаимодействия.

Таким образом, системы стратегического планирования представляют собой комплекс взаимосвязанных компонентов (основных и обеспечивающих подсистем), объединённых информационно-логическими процессами для достижения стратегических целей и упорядоченного решения проблемных ситуаций с учетом особенностей дорожного строительства и актуального состояния задач промышленной политики. Для обеспечения безопасности и устойчивости организационных и координационных решений в планировании необходимо использовать динамический формат представления знаний. Эти системы формализуют знания о рисках и угрозах, способах их предотвращения и решения в виде агрегаций знаний, визуализируемых семантическими структурами (фреймами как динаических семантических структур стандартных единиц задач - стандартных единиц заданий - как стандартные единицы знаний).


References:

Abalkin L. I., Adamesku A. A., Alekseevskaya G. A., Belik Yu. A.. Borisov E.F., Kiperman G. Ya. (1987). Kratkiy ekonomicheskiy slovar [Brief Business Dictionary] (in Russian).

Ignatev M. B., Karlik A. E., Kukor B. L., Platonov V. V., Yakovleva E. A. (2018). Riskoorientirovannaya tekhnologiya informatsionnogo obespecheniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: upravlenie riskami v elektroenergetike [Risk-based technology for information support in the conditions of the digital economy:risk management for the energy sector]. Economic sciences. (161). 21-29. (in Russian).

Karlik A., Platonov V. (2013). Analiticheskaya struktura resursno-orientirovannogo podkhoda [The analytical structure of resource-oriented approach]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (6). 26-37. (in Russian).

Klimenkov G. V., Kukor B. L., Pytkin A. N. (2010). Ekspertnye sistemy i sistemy situatsionnogo upravleniya na baze logiko-lingvisticheskikh modeley [Expert systems and situational management systems based on logical and linguistic models]. Vestnik Permskogo nauchnogo tsentra UrO RAN. (2). 26-37. (in Russian). doi: PYLWQV.

Kukor B. L., Klimenkov G. V. (2017). Adaptivnoe upravlenie promyshlennym kompleksom regiona: teoriya, metodologiya, praktika [Adaptive management of the industrial complex of the region: theory, methodology, practice] (in Russian).

Kukor B. L., Kurshev E. P., Vinogradov A. N. (2020). Razrabotka dinamicheskogo kognitivnogo stsenariya funktsionirovaniya predpriyatiya i proizvodstvennyh kompleksov v protsesse upravleniya ekonomikoy [Development of a dynamic cognitive scenario for an enterprise and production complexes in the process of economic management] Strategic planning and enterprise development. 98-101. (in Russian).

Lenchuk E. B. (2020). Strategicheskoe planirovanie v Rossii: problemy i puti resheniya [Strategic planning in Russia: challenges and solution]. Innovations. (2(256)). 24-28. (in Russian). doi: 10.26310/2071-3010.2020.256.2.003.

Meleshin K. Yu. (2012). Metodika organizatsii kompleksnogo monitoringa ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti sotsialno-ekonomicheskikh sistem v ramkakh mekhanizma adaptivnogo upravleniya [The method complex monitoring of threats of the economic safety of social and economic systems arrangement within the mechanism of the adaptive management]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. (1(73)). 115a-118. (in Russian).

Pospelov D. A. (1986). Situatsionnoe upravlenie: teoriya i praktika [Situational management: theory and practice] (in Russian).

Putin V. V. (1997). Strategicheskoe planirovanie vosproizvodstva mineralno-syrevoy bazy regiona v usloviyakh formirovaniya rynochnyh otnosheniy (Sankt-Peterburg i Leningr. obl.) [Strategic planning of reproduction of the mineral resource base of the region in the conditions of formation of market relations] (in Russian).

Raykhert K. V. (2014). O sootnoshenii ponyatiy parametricheskaya obshchaya teoriya sistem, sistemno–parametricheskaya metodologiya i sistemno–parametricheskiy metod [On the relationship between the concepts of parametric general theory of systems, system–parametric methodology and system–parametric method]. Sbornik nauchnyh trudov SWorld. (2). 12–21. (in Russian).

Rokhchin V. E. (2005). Voprosy metodologii formirovaniya sistemy strategicheskogo planirovaniya razvitiya gorodov Rossii [Issues of methodology for the formation of a strategic planning system for the development of Russian cities]. Spatial Economics. (1). 103–116. (in Russian).

Shabes V. Ya. (1989). Sobytie i tekst [Event and text] (in Russian).

Smirnova O. O. (2013). Osnovy strategicheskogo planirovaniya Rossiyskoy Federatsii [Fundamentals of strategic planning of the Russian Federation] (in Russian).

Syroezhin I. M. (1986). Planomernost. Planirovanie. Plan [Regularity. Planning. Plan] (in Russian).

Uyomov A. I. (1978). Sistemnyy podkhod i obshchaya teoriya sistem [Systems approach and general theory of systems] (in Russian).

Vinogradov A. N., Vlasova N. A., Kurshev E. P., Podobryaev A. V. (2018). Sovremennye tekhnologii obrabotki estestvennogo yazyka v zadachakh strategicheskogo upravleniya [Modern natural language processing technologies in strategic management tasks] Technological perspective within the Eurasian space: new markets and points of economic growth. 461-467. (in Russian).

Yakovleva E. A., Vinogradov A. N., Katermina T. S. (2023). Instrumenty sistemnogo analiza v upravlenii slozhnymi dinamicheskimi obektami [System analysis tools for managing complex dynamic objects] System analysis in design and management. 193-205. (in Russian).

Yakovleva E.A., Tolochko I.A. (2021). Instrumenty i metody tsifrovoy transformatsii [Tools and methods of digital transformation]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 415-430. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112016.

Yakovleva E.A., Tolochko I.A., Kiseleva M.M., Popov I.V. (2021). Semanticheskiy podkhod i logiko-lingvisticheskoe modelirovanie v protsesse upravleniya riskami na predpriyatii [Logical and linguistic modeling for enterprise risk management]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (7). 1809-1826. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.7.112352.

Zubarev S. N. (2015). Strategicheskoe planirovanie razvitiya stroitelnogo predpriyatiya v ramkakh rechevoy kommunikatsii aktorov setevogo obshchestva [Strategic planning of a building company within the framework of speech communication of the netcommunity actors]. Kognitivnye issledovaniya yazyka. (22). 888-890. (in Russian).

Страница обновлена: 29.03.2025 в 14:37:46