Smart cities as start-ups: between the Bilbao effect and the Brasilia syndrome

Mukhametov D.R.1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=79935937

Abstract:
The article discusses the characteristics and barriers to creating smart cities as start-ups. Smart cities as start-ups have an artificial base and go through a life cycle from the construction of an infrastructure form to the subsequent settlement. It is assumed that such cities produce the Bilbao effect on a regional or national scale, revitalizing the economy and infrastructure through a futuristic image, focus on target communities, digital technologies, and new value chains. The cities of Songdo, Innopolis and Bangabandhu were analyzed as smart cities as start-ups. The analysis showed that smart cities as start-ups face the Brasilia syndrome, the main reasons for which are the high cost of living, competition with already established urban brands and their infrastructure, and contradiction with the habitual lifestyles of citizens. The article offers tools to overcome these obstacles. The article will be of interest to researchers of smart cities and the digital urban environment. The researches was carried out at the expense of budgetary funds under the Government (Public) R&D Contract of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Keywords: smart city, Bilbao effect, Brasilia syndrome, Innopolis, Songdo, user experience

Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ

JEL-classification: E24, J24, O15



Введение

В контексте политики устойчивого развития создание умных городов становится одной из наиболее актуальных тем в области градостроительства и городских исследований. Умные города представляют собой интеграцию цифровых технологий в управление инфраструктурой и услугами для информационной связанности и самоорганизации городской системы. В настоящее время умные города не ограничиваются технологическим измерением, включая дополнительно создание зеленых зон и гибридных пространств, объединяющих культурные, профессиональные и досуговые активности. В условиях интенсивной урбанизации (в городах проживает около 55% населения мира, к 2050 году ожидается 70%) умные города рассматриваются в качестве инструмента повышения качества жизни и обеспечения социального равенства, вследствие чего все большее число городов переходят к реализации подобных проектов.

Города различаются по своему масштабу, экономической роли и ресурсному потенциалу, поэтому проекты умных городов значительно варьируются по своему типу между разными городами. К примеру, мегаполисы и крупные экономические центры реализуют проекты тотальной цифровизации, направленные на одновременную технологическую трансформацию всех подсистем управления в масштабе города [1] (Larrinaga et al., 2021). Также распространены проекты пилотных кварталов, в рамках которых технологическая трансформация и создание новых зон реализуются в экспериментальных кварталах, после чего наиболее эффективные технологии и практики масштабируются на весь город [2] (Van Winden, Van den Buuse, 2017).

Отдельный тип проектов составляют умные города «с нуля», также известные как greenfield-проекты – умные города, создание которых проходит полный жизненный цикл от строительства инфраструктурной формы до последующего заселения. Несмотря на то, что умные города «с нуля» имеют искусственную основу, они имеют значимую роль в качестве платформ для экспериментирования со стеками новых технологий, а также презентации лидерства конкретных стран/регионов в области передовых технологий и цифрового будущего. Кроме того, искусственная природа умных городов «с нуля» позволяет на стадиях начального планирования формировать образ города, сочетающего технологическую инфраструктуру с обширными зелеными, бизнес-, досуговыми и образовательными пространствами, объединяя разные подходы к «городу будущего» (глобальный город, сетевой город, зеленый город) в единую стратегию.

Текущие исследования сфокусированы преимущественно на анализе конкретных кейсов «умных городов» с нуля, отдельно акцентируя внимание на моделях оценки эффективности городских систем [3] (Bhavsar, Paul, 2020), инструментах гражданского участия и коллективного принятия решений [4] (Florentin et al., 2024), системах финансирования и привлечения инвестиций [5] (He, Tritto, 2022). Представленные работы подчеркивают, что умные города «с нуля» ориентированы на государственно-частное партнерство в финансировании проектов, при этом стороны стремятся оснастить город наиболее передовой цифровой инфраструктурой, позиционируя новые территории как центры автоматизированного городского управления для более высокого качества жизни. Также можно выделить группу исследований, в которых оцениваются общие тренды создания умных городов: в данных работах отмечается, что за последние два десятилетия умные города «с нуля» оформились в отдельный тип проектов умных городов, цели и потенциал которых отличаются от более привычной цифровизации мегаполисов и крупных региональных центров [6, 7] (Shayan et al., 2020; Borruso, Balletto, 2022). В этом контексте актуально рассмотреть не только технологические инновации умных городов «с нуля», но также оценить влияние подобных городов на изменение потоков мобильности трудовых, интеллектуальных, финансовых и прочих ресурсов в рамках более масштабных систем.

Цель данной статьи – оценить умные города «с нуля» как проекты, реализуемые для изменения распределения финансовых, трудовых, интеллектуальных ресурсов в рамках региона/страны. Для этого в статье рассматриваются особенности и компоненты умных городов «с нуля» в контексте эффекта Бильбао, а также анализируются три наиболее актуальных и завершенных кейса greenfield-проектов умных городов: Сонгдо, Иннополис, Бангабандху. По итогам анализа кейсов фиксируются причины, препятствующие достижению эффекта Бильбао и ведущие к синдрому Бразилиа в умных городах «с нуля». Новизна исследования заключается в анализе эффектов создания умных городов «с нуля» в масштабе региональных/национальных систем, не ограничиваясь влиянием цифровых технологий на качество жизни в отдельном городе. Данный подход имеет актуальность для разработки и обоснования решений, необходимых для перераспределения ресурсного потенциала в сложных социальных системах за счет проектов наподобие умных городов.

Умные города «с нуля» и эффект Бильбао

В городском проектировании и социальном инжиниринге особое значение уделяется эффекту Бильбао. Эффект Бильбао – феномен, описывающий, как архитектура и социально-культурные инициативы трансформируют городской имидж, производя экономический рост за счет притока туристов, квалифицированных специалистов, предпринимателей, среднего класса. Название эффекта происходит от города Бильбао в Испании, который претерпел серьезные изменения после строительства современного музея Гуггенхайма в 1997 году: до строительства музея город отличался депрессивным экономическим состоянием, однако открытие значимого культурного центра позволило привлечь в город туристические потоки, создало среду для среднего класса и компаний креативных индустрий, что ревитализировало городскую инфраструктуру [8] (Franklin, 2016). В дальнейшем эффект Бильбао стал устойчивым концептом, описывающим трансформацию городской среды как результат внедрения новых инфраструктурных проектов и джентрификации: открытие музея современного искусства в Сиэтле [9] (Mendizábal, Cuesta, 2023), обновление портовой инфраструктуры в Нюхавн в Копенгагене [10] (Kupchik, 2024), реновация района вокруг Тейт Модерн в Лондоне [11] (Li, 2024) – эти и многие другие примеры демонстрируют, как точечные инициативы вызывают положительные изменения в городской инфраструктуре и рынке труда, привлекая средний класс, квалифицированных специалистов и молодежь.

В данном исследовании предлагается использовать эффект Бильбао для объяснения роли умных городов «с нуля» и ожидаемых результатов от их создания в трансформации региональных/национальных социально-экономических систем. Если первоначально эффект Бильбао ассоциируется с преобразованием городского района или открытием культурного центра для обновления всего города, то в более широкой перспективе умные города «с нуля» – крупные региональные проекты, реализация которых направлена на ревитализацию ресурсного потенциала региона/страны, включая изменение цепочек стоимости, привлечение людей с высоким уровнем человеческого капитала, запуск платформы трансфера знаний и технологий.

В этом контексте важно проанализировать механику эффекта Бильбао для умных городов «с нуля», выделив несколько компонентов, которые влияют на потенциал подобных городов влиять на сложившиеся траектории мобильности финансового и интеллектуального капитала, технологий и информации.

Во-первых, подобные города презентуются преимущественно в качестве техноутопии, преследуя реализацию футуристических идей и образов, которые привлекательны для бизнеса, инвесторов и потенциальных жителей. Важно отметить, что подобные умные города зачастую ассоциируются с новым этапом в жизни региона/страны, поэтому отражают приоритеты политики и образ будущего, к которому стремится государство. В этом контексте примечателен пример Нусантары – строящейся новой столицы Индонезии, которая должна стать индонезийским образцом умного города и отражает фокус страны на защите экологии, экономике замкнутого цикла и борьбе с неравенством разных форм (экономического, цифрового и др.).

Во-вторых, умные города «с нуля», имея искусственную основу, сталкиваются с проблемой естественного заселения и роста численности горожан. По этой причине ключевую роль для таких проектов имеют целевые сообщества, с которыми ассоциируются предлагаемые футуристические идеи – профессиональные сообщества IT-специалистов, цифровые кочевники, представители среднего класса, городская молодежь и др. Например, создаваемый на данный момент город Султан Хайтам Сити в Омане – город для цифровых кочевников, иностранных граждан, которые находятся и проживают в стране пребывания, однако выполняют свои профессиональные обязанности дистанционно в стране своего гражданства. Оман имеет статус транзитного государства, поэтому строительство нового города предполагает использование туристических потоков для вклада в экономику страны.

В-третьих, умные города «с нуля» отличаются насыщенностью технологий (technology saturation): установка на футуристические образы и стремление достичь максимальной технологичности влияют на внедрение автоматизированных систем во все подсистемы. В то же время насыщенность технологиями сохраняется вместе с новыми решениями в сфере архитектуры и дизайна, не являясь единственной целью создания нового города.

В-четвертых, умные города «с нуля» ориентируются не просто на создание футуристического образа, но одновременно на изменение региональных цепочек стоимости: подобные проекты, концентрируя средний класс и предлагая высокий уровень жизни, должны статьи центром инвестиций и трансфера технологий, трансформируя потоки финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов в рамках региона/страны.

Перечисленные компоненты умных городов «с нуля» обеспечивают создание территориального бренда и объединение вокруг проекта заинтересованных групп в лице исследовательских структур, бизнес-групп и строительных организаций. Как следствие, это формирует ожидания, что город станет готовым пространством для заселения представителями IT-отрасли, предпринимателями инновационных и креативных индустрий, при этом существует глобальная установка – привлечение зарубежных инвесторов и будущих жителей из других стран.

Воспринимая умные города «с нуля» как примеры эффекта Бильбао в масштабах региона/страны, важно рассматривать технологические стеки, зеленые и гибридные зоны, предпринимательскую, образовательную и исследовательскую инфраструктуру в рамках перечисленных компонентов подобных проектов. Так как подобные проекты имеют длительные сроки реализации, в настоящий момент существуют немногочисленные примеры заселенных городов «с нуля», при этом для структур управления задачи привлечения жителей остаются приоритетнее вопросов эффективности управления, которые становятся актуальными по мере роста населения и возникновения нагрузки на городскую инфраструктуру и рынок труда. Умные города «с нуля» имеют наибольший интерес в регионах, которые заинтересованы в привлечении качественного человеческого капитала и демонстрации собственного инвестиционного потенциала – Южная и Юго-Восточная Азия, Северо-Восточная Азия, Ближний Восток. В то же время реализованные проекты позволяют оценить, насколько создаваемая инфраструктура, образ и функциональные зоны соответствуют масштабу эффекта Бильбао.

Анализ проектов умных городов «с нуля»: Сонгдо, Иннополис, Бангабандху

Для оценки эффекта Бильбао в умных городах «с нуля» будут проанализированы три кейса цифровых городов: Сонгдо в Южной Корее, Иннополис в России, Бангабандху в Бангладеш. Выбранные города – одни из немногих примеров относительно завершенных умных городов «с нуля», в которых уже внедрена и функционирует технологическая, образовательная, транспортная инфраструктура; заселены первые сообщества; сформирована городская экономика и рынок труда. При анализе учитываются указанные ранее компоненты подобных проектов: (1) техноутопия и образ будущего, (2) целевые сообщества, на которые ориентируется город, (3) внедряемые технологии и новые городские зоны, (4) влияние на региональные/трансрегиональные цепочки стоимости.

Сонгдо

Одним из первых примеров greenfield-проекта умных городов является город Сонгдо в Южной Корее (строительство в 2002-2025 гг.). Сонгдо располагается недалеко от Сеула, поэтому изначально позиционировался как альтернатива мегаполису и локация для проживания среднего класса, «белых воротничков», представителей городской экономики знаний – для них город предоставлял экологическую среду и новую досуговую и предпринимательскую инфраструктуру. Сравнивая с указанными выше компонентами умных городов «с нуля», можно выделить следующие особенности Сонгдо.

Относительно идей и образа будущего в Сонгдо реализуется идея аэротрополиса [12] (McNair, Kwon, 2024) – город является продолжением аэропорта, который связывает Сонгдо с другими городами страны и региона в целом, превращая Сонгдо в региональный финансовый и бизнес-центр. В этом контексте Сонгдо позиционируется как город с высоким качеством жизни, пространства которого отличаются от классических мегаполисов переходом от промышленных зон в пользу зеленых пространств и плотной социальной инфраструктуры.

В качестве целевых сообществ создатели города ориентируются на интересах бизнеса, инвесторов, представителей среднего класса и частного сектора. Данные сообщества являются ключевыми для формируемого образа и городского бренда: модель аэротрополиса трансформирует город в финансовый и деловой центр в рамках не только Южной Кореи, но и в Восточно-Азиатском регионе, при этом декларируемая роль и статус возможны при соответствующем уровне человеческого капитала и системе рынка труда. Кроме того, инициаторы проекта ожидали, что фокус на социальной инфраструктуре и экологии позволит привлечь в Сонгдо корпоративных менеджеров и предпринимателей из соседнего Сеула.

Город позиционируется как качественно новая среда, поэтому в Сонгдо уже созданы обширные зеленые зоны, построен городской бизнес-центр, сформирован образовательный хаб с участием нескольких университетов, функционирует специальная экономическая зона для привлечения бизнеса и инвесторов. Однако центральную роль для образа города и привлечения жителей в Сонгдо играет цифровая инфраструктура управления. Изначальная установка на hi-tech оазис реализуется через мониторинг всех подсистем города: в городе функционирует U-система, которая через сенсоры и Интернет вещей объединяет мониторинг транспортного трафика, чрезвычайных ситуаций, уровня преступности, качество воздуха и др. Текущая цифровая инфраструктура позволяет автоматизировать различные процессы управления, снижая трансакционные издержки и повышая потенциал самоорганизации городских подсистем.

Несмотря на создание привлекательного образа города будущего и передовую социальную, цифровую, физическую инфраструктуру, Сонгдо сталкивается с проблемой превращения в высокотехнологичный «город-призрак»: сформированная среда предопределяет высокую стоимость жизни в городе, которая осложняет привлечение новых жителей. Кроме того, Сонгдо, позиционируясь как региональный экономический центр, конкурирует с корейскими мегаполисами (Сеул, Пусан), инфраструктура которых более привычна для жителей и бизнеса. Проект предполагает, что в 2025 году в Сонгдо будет проживать более 250 тыс. жителей, однако сейчас популяция города составляет около 160 тыс. жителей, большинство из которых не проживают в нем на постоянной основе. В совокупности это позволяет говорить об ограниченном эффекте Бильбао в Сонгдо: в настоящий момент Сонгдо скорее встраивается в существующий экономический ландшафт страны, нежели формирует новые цепочки стоимости и каналы мобильности финансов и человеческого капитала.

Иннополис

Наиболее значимым проектом умного города «с нуля» в России является город-спутник Иннополис в Республике Татарстан, который позиционируется как центр передовых IT-технологий и имеет федеральную поддержку.

В качестве образа будущего (техноутопии) Иннополис описывается как IT-деревня, формирование которой указывалось изначально в заявлениях участников и инициаторов проекта [13] (Zverev, 2023). Предпосылками для подобного позиционирования является общий статус республики как одного из наиболее развитых в технологическом плане региона страны: к примеру, в Казани находится IT-парк, признанный крупнейшим на территории Восточной Европы.

В соответствии с образом обширной IT-деревни Иннополис в качестве базового сообщества, который заселит город, ориентируется на специалистов цифровой индустрии, новое поколение управленцев-визионеров, технологический бизнес. В данном случае предполагается привлечение IT-специалистов не только с республики, но также со всей России и из-за рубежа. Для привлечения данных сообществ основную роль для Иннополиса играет Университет Иннополис – учебное заведение, созданное в 2012 году как инновационный центр с целью подготовки квалифицированных специалистов в области информационных технологий, робототехники, больших данных, кибербезопасности и других направлений, связанных с высокими технологиями. Фактически, университет является точкой сборки бизнеса, научных, образовательных и отраслевых сообществ, поскольку для преподавания в рамках образовательных программ были приглашены представители IT-компаний, одновременно в городе открывались региональные центры данных компаний.

Также для решения задач привлечения специалистов цифровой индустрии в Иннополисе действует особая экономическая зона (ОЭЗ) [14], а также открыты два технопарка. На данный момент ОЭЗ насчитывает более 320 стартапов и компаний-резидентов, которые создали около 8 тыс. рабочих мест в городе. В свою очередь технопарки используются как инфраструктура, которой могут воспользоваться резиденты и технологические стартапы. Данные составляющие городской экономической инфраструктуры дополняют Университет Иннополиса и также вносят вклад в привлечение IT-специалистов как основного целевого сообщества нового города.

Иннополис как умный город ориентирован на внедрение передовых технологий, однако на данный момент можно выделить некоторые особенности. Во-первых, в Иннополисе внедряются технологии, которые либо разработаны на базе городских лабораторий и технопарков, либо используются в городе в качестве тестирования для будущего масштабирования на другие города/регионы. Во-вторых, Иннополис находится на стадии заселения и адаптации новых жителей, поэтому большинство технологий связаны с вовлечением горожан и получением обратной связи относительно качества услуг и работы городских служб.

Из наиболее значимых технологий можно выделить следующие:

- беспилотное такси (тестирование технологии Яндексом);

- роверы (на данный момент презентованы в рамках ПМЭФ-2024);

- городской чат-бот в Telegram;

- умные дома и биометрические замки;

- онлайн консьерж-сервис;

- функциональный сайт со схемой онбординга, основными городскими чатами, текущими вакансиями, картой города и т.д.

Анализируя влияние Иннополиса на региональные цепочки стоимости, важно отметить федеральную PR-поддержку, которую получает город. К примеру, в 2020 году в Иннополисе выступал премьер-министр Михаил Мишустин, который обсуждал меры поддержки российской IT-отрасли; также в 2022 году в Иннополисе выступал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, который отметил «Иннополис» как опорный центр по импортозамещению программного ПО. Вместе с созданием ОЭЗ и прочей инфраструктуры для IT-компаний, это позволяет оценить Иннополис не просто как региональный бренд, но и инновационную среду с собственными инструментами и стимулами для создания новых технологий, которые планируется масштабировать на федеральный уровень.

Иннополис можно оценить как успешный проект в сравнении со многими зарубежными greenfield-городами. Как отмечалось ранее, умные города «с нуля» сталкиваются с проблемой заселения: относительно Иннополиса можно указать на то, что сейчас город насчитывает 7,6 тыс. жителей, из них постоянно проживают в городе 4,4 тыс. человек, при этом средний возраст жителей – 31 год. Город располагается на небольшой территории, а после ввода нового жилья ожидается увеличение количества жителей до 10 тыс. человек. В совокупности с действующей ОЭЗ, образовательной и технологической инфраструктурой, запуском туристических потоков в Иннополис, можно говорить о том, что город имеет минимальные риски превращения в «город-призрак». В то же время по мере пространственного роста города могут возникнуть проблемы взаимодействия с разнообразием сообществ, что требует внедрения новых инструментов обратной связи и информационной политики.

Бангабандху

Один из немногих умных городов «с нуля», который находится на завершающих сроках реализации – город Бангабандху в Бангладеш. Данный пример показывает, что географически концепция умных городов неоднородна: если в развитых странах с сформированным IT-сектором умные города воспринимаются как социально-ориентированные города-платформы с гибридными функциональными пространствами, то в развивающихся странах умные города – индустриальные проекты, участники которых имеют возможность получить инфраструктурные, финансовые и законодательные преференции для инвестиций в отрасли передовых технологий.

В качестве техноутопии, которая транслируется в контексте создания города, Бангабандху представляется как масштабный технопарк, отражающий готовность страны перейти к производству передовых технологий и развитию экономики замкнутого цикла. Бангабандху позиционируется как будущая кибер-столица, которая станет площадкой трансфера человеческого капитала и технологий в национальную экономику, что необходимо для перехода страны в категорию развитых стран.

Основные целевые сообщества города — технологические компании и сотрудники IT-сектора. В частности, проект технопарка предполагает создание более 100 тыс. новых рабочих мест к 2025 году. Однако, несмотря на экономические амбиции и цели, большинство работников неохотно переезжают в новый город-технопарк из-за недостатка инфраструктуры и социальных услуг, предпочитая оставаться в Дакке.

Влияние Бангабандху на цепочки стоимости предполагается преимущественно через трансформацию технопарка в инновационный хаб, который объединит на одной платформе технологические компании Бангладеш и соседних стран, а также разработчиков и IT-специалистов из стран Южной и Юго-Восточной Азии. Этому благоприятствует то, что среди стран с наиболее интенсивным ростом IT-разработчиков выделяются такие страны региона, как Бангладеш, Пакистан, Индия, Индонезия, Вьетнам [15]. С одной стороны, это не является гарантией успеха проекта, поскольку центральное значение имеют инфраструктура, финансовые и законодательные стимулы для привлечения человеческого капитала. С другой стороны, это играет роль в качестве предпосылки и аргумента в пользу реализации такого проекта в стране и регионе.

Таким образом, Бангабандху как умный город «с нуля» имеет прежде всего символическую и экономическую значимость для Бангладеш. Задача города – создать инфраструктурные и финансовые стимулы, которые позволят привлечь сотрудников и компании IT-сектора для перехода страны от экономики, основанной на дешевой рабочей силе, к высокотехнологичному производству. Проект находится на финальной стадии, однако из ожидаемых 100 тыс. жителей в городе проживает 5 тыс. человек, большая часть которых занимается конвейерным трудом [16].

Обобщая, кейсы умных городов «с нуля» показывают, что они связаны с образом города будущего, формирующегося на цифровых платформах с развитой технологической, социальной и бизнес- инфраструктурой. В контексте эффекта Бильбао цель подобных проектов – создание технологических и деловых центров, концентрирующих человеческий капитал и обеспечивающих трансфер инноваций и капитала. Однако подобные проекты зачастую сталкиваются с рисками превращения в «города-призраки», низкими темпами заселения и невостребованностью со стороны целевых сообществ. По этой причине необходимо выделить системные барьеры, которые обуславливают проблему роста подобных городов.

Умные города «с нуля»: факторы возникновения синдрома Бразилиа

Примеры умных городов «с нуля» показывают, что несмотря на создание футуристичного образа и высокотехнологичной инфраструктуры, подобные проекты сталкиваются с проблемой заселения и привлечения постоянных жителей, что ограничивает достижение эффекта Бильбао. По этой причине необходимо проанализировать системные барьеры, которые препятствуют достижению ожидаемых результатов от greenfield-проектов.

Текущее состояние умных городов «с нуля» можно оценить как синдром Бразилиа. Синдром Бразилиа – феномен, описывающий негативные последствия для городской экономики, демографии и управления в условиях создания однородного, строго зонированного города. Название феномена происходит от столицы Бразилии – Бразилиа, которая была построена в 1960-х годах по проекту архитектора Оскара Нимейера и градостроителя Лусио Коста [17] (Vershinina, Martinenko, 2018). Бразилиа была построена «с нуля» в центре страны как демонстрация завершения процесса модернизации страны и ее включенность в современность. Проект предполагал строгое деление города на функциональные зоны: бизнес-район, дистрикт для проживания горожан, пространство досуговых мероприятий т.д. – подобная функциональная дифференциация отражала идеи индустриальной модернизации с желанием упорядочить и структурировать повседневную жизнь в рамках заранее разработанных схем и моделей. Однако после завершения строительства города рабочие остались жить в городе, но ввиду дороговизны жилья обосновались в зеленой зоне города, нарушив идею функциональной дифференциации городских районов. С этого момента планируемое городское зонирование перестало соблюдаться, вызвав негативные последствия для привлечения новых жителей и эффективного управления городом.

Можно говорить о том, что современные умные города «с нуля» также сталкиваются с синдромом Бразилиа, поскольку создаваемые функциональные городские пространства, социально-ориентированные зоны и цифровые технологии становятся невостребованными со стороны жителей, бизнес-организаций и других заинтересованных агентов. Синдром Бразилиа модернистских городских проектов был связан с невозможностью создания однородного и строго зонированного пространства, что частично характерно для умных городов «с нуля», в которых функциональность пространства зачастую соответствует запросам граждан.

В контексте синдрома Бразилиа будет корректно говорить о том, что умные города «с нуля» не получают финансовой, маркетинговой и политической поддержки в ожидаемом масштабе, относительно чего выделяются следующие причины:

1) умные города «с нуля» имеют высокую стоимость жизни, которая формируется предлагаемыми зелеными и гибридными городскими зонами, цифровыми услугами и автоматизированными системами городского управления, доступом к социальной и бизнес-инфраструктуре;

2) при привлечении жителей умные города «с нуля» конкурируют с городами с уже сформированным брендом, социальной и деловой инфраструктурой;

3) предлагаемый образ жизни в умных городах «с нуля» может противоречить сложившейся городской культуре и оказаться невостребованным со стороны целевых сообществ – в частности, одним из противоречий является предлагаемое качество жизни и высокий уровень цифрового контроля;

4) умные города «с нуля» относятся к категории мегапроектов, поэтому отличаются инвестиционными ловушками, недостаточностью мер наделения ответственностью действующих участников, сложностью оценки временных и финансовых ресурсов для реализации проекта.

В разном масштабе данные проблемы и синдром Бразилиа характерны для рассмотренных кейсов, в частности, Сонгдо в Южной Корее и Бангабандху в Бангладеш. Сейчас на начальных этапах реализации находятся еще большие по масштабу и экономическим ожиданиям проекты умных городов «с нуля»: Нусантара в Индонезии, Неом в Саудовской Аравии, Султан Хайтам Сити в Омане. Как следствие, остается актуальным внедрение разных механизмов для предупреждения синдрома Бразилиа в подобных городах.

Представляется, что механизмы предупреждения синдрома Бразилиа связаны с технологиями вовлечения граждан, которые получили распространение в современных городах. К примеру, возможно внедрение технологий метавселенных для коллективного моделирования образа создаваемого умного города [18] (Mukhametov, 2023): участие будущих горожан в формировании виртуального проекта города, его кварталов и инфраструктуры создаст соответствие результатов ожиданиям и повысит вероятность последующего заселения. Кроме того, в контексте строительства умных городов «с нуля» целесообразно предварительное создание различных регуляторных песочниц и гражданских акселераторов инноваций, в рамках которых граждане могут предложить свои проекты для города, получив экспертную, финансовую и законодательную поддержку. Предложенные разработки помогут сократить асимметрию между интересами будущих горожан и текущим городским дизайном, адаптировав инфраструктуру к запросам и пользовательскому опыту целевых сообществ [19] (Mukhametov, 2023). Однако вовлечение граждан целесообразно не только на этапах разработки проекта – онлайн-петиции, платформы краудсорсинга и обсуждения городской политики остаются актуальными на всех этапах жизненного цикла проекта [20] (Erokhina, 2021).

Относительно предупреждения синдрома Бразилиа также актуальны различные технологии онбординга – рекомендаций и предложений, на которые могут ориентироваться будущие жители перед переездом в город. На данный момент система онбординга существует в Иннополисе, однако подобные решения логичны для всех проектов умных городов «с нуля», так как снижают неопределенность и информационные издержки для будущих городских сообществ [21] (Anthopoulos, Tsapadikou, 2024). В целом, онбординг логично рассматривать как инструмент, презентующий разметку и возможности городской социальной инфраструктуры для всех заинтересованных агентов (жители, инвесторы, работодатели, образовательные организации), поэтому является значимым элементом в политике создания городского бренда.

Синдром Бразилиа демонстрирует, что умные города «с нуля» как проекты цифровой эпохи сталкиваются с системными барьерами, которые были характерны для городских проектов индустриальной эпохи. Источники данных барьеров заключаются в асимметрии знаний и пользовательского опыта между модельерами проекта и целевыми сообществами, а также в высокой стоимости жизни в подобных технологичных городах. Разработка механизмов преодоления данных барьеров составляет тему отдельных исследований, однако представляется, что ключевую роль играет системное вовлечение граждан и переход к открытым инновациям.

Выводы

Умные города «с нуля» представляют отдельный тип проектов. Рассмотрение подобных проектов в контексте эффекта Бильбао позволяет оценивать их как способ переформатировать существующий социальный и экономический ландшафт за счет (1) предложения футуристичного образа будущего, (2) привлечения различных сообществ на базе среднего класса, представителей IT-индустрии, финансовой и креативной среды, (3) внедрения цифровых технологий и платформ, (4) создания новых цепочек стоимости и каналов мобильности финансовых, трудовых, информационных, интеллектуальных ресурсов.

В то же время кейсы умных городов «с нуля» демонстрируют низкие темпы заселения и невостребованность современных технологических стеков и функциональных зон, что позволяет говорить о столкновении проектов с синдромом Бразилиа. Основные проблемы заключаются в высокой стоимости жизни, конкуренции с другими городами с уже сформированным брендом и инфраструктурой, противоречии привычному образу жизни горожан. Как следствие, для умных городов «с нуля» востребованы технологии вовлечения граждан и коллективного виртуального моделирования города, что позволит сократить асимметрию знаний и пользовательского опыта между разными агентами городской политики.

В настоящий момент значительные результаты достигнуты в анализе трансакционных и экономических преимуществ умных городов как самоорганизующихся систем [22, 23] (Semyachkov, 2024; Vanli, Akan, 2023). Рассмотрение умных городов «с нуля» в контексте эффекта Бильбао и синдрома Бразилиа позволяет сформировать новое направление исследования умных городов, фокусируясь на роли умных городов в сложных региональных и национальных комплексах трансфера знаний и технологий.


References:

Anthopoulos L., Tsapadikou A. (2024). Smart Cities as Hubs: Standardizing use cases with evidence from Biotechnology Proceedings of the 25th Annual International Conference on Digital Government Research. 849-854.

Bangladesh Hi-Tech Park AuthorityBangladesh Hi-Tech Park Authority. Retrieved August 01, 2024, from https://bhtpa.gov.bd/site/page/a236db7b-0683-44a4-893e-cdf84d4ce78f/BHTC,-Kaliakoir

Bhavsar S., Paul S. (2021). Strategic Planning for Greenfield Cities: A Holistic Evaluation of Efficiency and Smartness Urban Science and Engineering: Proceedings of ICUSE 2020. 117-132.

Borruso G., Balletto G. (2022). The image of the smart city: New challenges Urban Science. 6 5.

Erokhina O. V. (2021). Tsifrovye formy politicheskogo uchastiya v Rossii [Digital forms of political participation in russia (using the example of the active citizen platform)]. Power. (6). 54-59. (in Russian).

Florentin K. M., Onuki M., Yarime M. (2024). Facilitating citizen participation in greenfield smart city development: The case of a human-centered approach in Kashiwanoha international campus town Telematics and Informatics Reports. 15 100154.

Franklin A. (2016). Journeys to the Guggenheim Museum Bilbao: towards a revised Bilbao effect Annals of Tourism Research. 59 79-92.

He Y., Tritto A. (2022). Urban utopia or pipe dream? Examining Chinese-invested smart city development in Southeast Asia Third World Quarterly. (9). 2244-2268.

Kupchik Ya. O. (2024). Arkhitektura i Gorodskoe planirovanie. Analiz vzaimodeystviya arkhitektury i gorodskogo prostranstva v funktsionalnyh i komfortnyh gorodskikh sredakh [Architecture and Urban Planning. Analysis of the interaction of architecture and urban space in functional and comfortable urban environments] Construction. Architecture. Design. 103-107. (in Russian).

Larrinaga F., Pérez A., Aldalur I., Hernández J.L., Izkara J.L., Sáez de Viteri P. (2021). A holistic and interoperable approach towards the implementation of services for the digital transformation of smart cities: The case of Vitoria-Gasteiz (Spain) Sensors. (23). 8061.

Li A. (2024). Bilbao Effect 2.0: The Making of M+ Journal of Contemporary Chinese Art. (1). 13-30.

McNair A. W., Kwon K. (2024). Cargo Airport Planning: Discerning Spatial Distributions of Freight Development in Airport-Adjacent Communities Transportation Research Record. (3). 66-81.

Mendizábal F. I. I., Cuesta J. L. G. (2023). The potential of the creative economy and the future catalytic effect of Amazon HQ2 in Arlington County Ciudades. (26). 167-189.

Mukhametov D.R. (2023). Instrumenty stimulirovaniya otkrytyh innovatsiy dlya gorodskikh prostranstv [Tools to stimulate open innovation for urban spaces]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (3). 1327-1338. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.3.119236.

Mukhametov D.R. (2023). Metavselennye v gorodskom upravlenii: vozmozhnosti i sfery vnedreniya [Metaverse in urban governance: opportunities and deployment areas]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 4005-4018. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.119291.

Shayan S., Kim K.P., Ma T., Nguyen T.H.D. (2020). The first two decades of smart city research from a risk perspective Sustainability. (21). 9280.

The fastest-growing countries for software development, according to GitHubRest of World. Retrieved August 10, 2024, from https://restofworld.org/2024/github-developer-bangladesh-nigeria-pakistan/

Van Winden W., Van den Buuse D. (2017). Smart city pilot projects: Exploring the dimensions and conditions of scaling up Journal of Urban Technology. (4). 51-72.

Vanli T., Akan T. (2023). Mapping synergies and trade-offs between smart city dimensions: A network analysis Cities. 142 104527.

Vershinina I.A., Martynenko T.S. (2018). Brazilskaya mozaika. Rio-de-Zhaneyro, San-Paulu, Brazilia v zerkale sovremennoy urbanistiki [Brazilian mosic. Rio de Janeiro, Sao Paulo, Brasilia in the mirror of modern urban studies]. Latinskaya Amerika. (7). 59–75. (in Russian).

Zverev A. I. (2023). Formirovanie metodologii sotsiologicheskogo analiza «proektnogo» goroda (na primere issledovaniya sotsialnoy sredy g. Innopolis) [Developing the sociological analysis methodology of the project city (using the social environment research of the city of Innopolis as an example)]. Voprosy upravleniya. (1). 33-44. (in Russian).

Страница обновлена: 01.04.2025 в 16:27:44