Новая концепция «кругов бизнес-этики» для тех, кто управляет будущим

Дробот Е.В.1,2, Петренко Е.С.3,4,5, Хайдук Л.6, Бенчич С.6
1 Центр дополнительного профессионального образования, Россия
2 Первое экономическое издательство, Россия
3 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия
4 Государственный университет управления, Москва, Россия
5 Евразийская Академия, Братислава, Словакия
6 Пан-Европейский университет, Братислава, Словакия

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Дробот Е.В., Петренко Е.С., Хайдук Л., Бенчич С. Новая концепция «кругов бизнес-этики» для тех, кто управляет будущим // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 3. – doi: 10.18334/lim.11.3.121825.

Аннотация:
Исследование концептов, связанных с бизнес-этикой, имеет важное значение для развития современного бизнеса и общества. Авторы статьи выделяют основные термины, связанные с бизнес-этикой, а также анализируют уровень интереса к темам «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» и «деловая этика» в субъектах Российской Федерации. В статье представлена авторская модель «кругов бизнес-этики». Исследование показывает, что бизнес-этика направлена на формирование отношений компании со стейкхолдерами в рамках внутреннего и внешнего кругов этики бизнеса. Авторы демонстрирует, что бизнес-этику следует рассматривать как этику взаимоотношений бизнеса с различными стейкхолдерами, включая партнеров, конкурентов и работников. Данное исследование вносит вклад в понимание бизнес-этики как концепта и способствует дальнейшему развитию теории этики бизнеса. Статья представляет интерес для специалистов в области менеджмента, корпоративного управления, а также для всех, кто интересуется проблемами управления бизнесом в целом и вопросами бизнес этики в частности.

Ключевые слова: бизнес-этика, кодекс этики, корпоративная культура, корпоративная социальная ответственность, ESG

JEL-классификация: M11, M14, M21



Введение

Бизнес-этика представляет собой область теории и практики менеджмента, которая актуальна и важна для любой современной организации. В условиях процессов глобализации и интеграции рынков многие компании сталкиваются с различными этическими дилеммами и проблемами, которые могут повлиять на их репутацию, прибыль и отношения с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) [6, C. 30–35; 12, С. 67–70; 16, С. 418–420; 27, C. 41–45; 28, С. 6235–6238; 31, C. 25–30; 40, С. 549–552; 45, С. 34–47; 47, С. 252–254; 49, С. 137–139].

Одной из основных проблем в области бизнес-этики является недостаточное понимание компаниями важности соблюдения этических норм и принципов при принятии решений. Нередко руководство компании сосредоточивается исключительно на финансовых показателях, игнорируя возможные негативные последствия бизнеса для окружающей среды, общества или сотрудников.

Кроме того, в современной экономической среде активно обсуждаются вопросы корпоративной социальной ответственности, прозрачности бизнес-процессов, борьбы с коррупцией и т.д. Без соблюдения определенных этических стандартов компании могут столкнуться с потерей доверия со стороны потребителей, инвесторов и общественности.

Бизнес-этика представляет собой форму профессиональной этики, которая включает этические принципы, а также затрагивает моральные или этические проблемы, возникающие в деловой среде [51, C. 2020–2029; 61, С. 111–126].

Бизнес-этика имеет важнейшее значение для развития бизнеса, поскольку она способна помогать предприятию: 1) привлекать клиентов и тем самым повышать продажи и прибыль; 2) мотивировать сотрудников, снижая текучесть кадров и, следовательно, повышая производительность; 3) привлекать наиболее квалифицированных специалистов; 4) привлекать инвесторов; 5) поддерживать высокую цену акций компании, тем самым защищая бизнес от слияний и поглощений [56].

Таким образом, исследование в области бизнес-этики имеет высокую актуальность и позволяет выявить слабые места в существующих практиках компаний, разработать рекомендации по улучшению их этического поведения, а также способствует формированию более этичного и устойчивого бизнес-сообщества.

Данная статья представляет собой русскоязычный вариант нашего исследования, впервые опубликованного в журнале «Journal of Infrastructure, Policy and Development» [1] и адаптированного для русскоязычного читателя. Данная адаптация, на наш взгляд, представляется необходимой, поскольку авторская концепция кругов бизнес-этики является новаторской и может быть использована в науке и практике менеджмента для управления предприятиями и организациями в контексте устойчивого развития.

Цель исследования – выделить основные термины и концепты, с которыми связана бизнес-этика и на их основе разработать авторскую модель бизнес-этики.

Научная новизна. Впервые предлагается новаторская концепция кругов бизнес-этики, в рамках которой постулируется положением о том, что каждая бизнес-единица выстраивает и поддерживает отношения со стейкхолдерами в рамках двух кругов бизнес-этики: внутреннего и внешнего.

Гипотеза: бизнес-этику следует рассматривать в контексте формирования отношений со всеми стейкхолдерами, т.е. речь идет об этике взаимоотношений бизнеса с партнерами и конкурентами во внешней среде, а также в рамках внутренней среды (прежде всего, с работниками).

Материалы и методы

Для определения основных концептов, с которыми связана бизнес-этика, использованы методы онтологического анализа, литературного обзора, анализа, синтеза, систематизации, группировки, графического анализа, моедлирования, а также математизации (расчет частот и частотности). В процессе исследования использованы данные научного портала ELIBRARY.ru, а также приложение Google Trends.

Результаты и обсуждение

По поисковому запросу «бизнес этика» на портале ELIBRARY.ru на 25 января 2024 г. можно обнаружить 11531 публикацию из 50178421 (т.е. всего 0,023%), из них 2643 публикаций, или 22,92%, приходится на 2020–2024 гг., что свидетельствует о росте исследовательского интереса к этическим проблемам в бизнесе.

Первые 100 публикаций, посвященные бизнес-этики, приходятся на период с 1990 по 2001 год, т.е. данная проблематика рассматривается в этот период эпизодически, что вполне объяснимо тем фактом, что в рамках переходной экономики бизнес в России только начал свое становление. Только к концу 1990-х – началу 2000-х гг. появляются интересные исследования, посвященные этики в бизнесе [17, С. 165–168; 29; 37, С. 168–185]. Наибольшее число публикаций, в которых речь идет о бизнес-этике, приходится на 2015 г. (787 публикаций, или 8 %), а также на 2017 г. (781 публикация, или 8 %) (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Анализ динамики частоты упоминания термина «бизнес этика» в публикациях, размещенных на портале ELIBRARY.ru, в 2000–2023 гг. (по данным на 26 января 2024 г.)

Источник: составлено автором по данным ELIBRARY.ru.

Примечание: 100% = 9889 публикаций.

Рисунок 2. Анализ частоты упоминания термина «бизнес этика» в публикациях, размещенных на портале ELIBRARY.ru, в процентном отношении общему числу публикаций, содержащих данный термин (по данным на 26 января 2024 г.)

Источник: составлено автором по данным ELIBRARY.ru.

Проанализируем, какая проблематика рассматривается учеными, изучающими этические проблемы в бизнесе (табл. 1).

Изучив подборку из 11531 публикации, в которых содержится упоминание бизнес-этики, мы выделили следующие 15, на наш взгляд, наиболее важных терминов (табл. 1, рис. 3, 4), и получили достаточно интересные результаты по частоте употребления этих терминов.

Таблица 1

Вклад авторов в исследование бизнес этики и частота употребления терминов в подборке по поисковому запросу «бизнес этика»

Понятия, связанные с термином «бизнес-этика»
Частота упоминания, шт.
Частота упоминания, %
Авторы
Корпоративная социальная ответственность
1073
9,30
Бодрова М.И. [5], Иванова Д. Н. [15], Малышев А. А. [23], Мамай С. С. [24], Салиенко Н. В., Соколов Г. А. [30], Симченко Н. А., Волошин А. И., Срибный В. И. [32], Чулапов А. А. [42]
Корпоративная культура
450
3,90
Гуськова Н.Д., Малясова М.М. [7], Зайнуллин С. Б., Зайнуллина О. А. [13],
Кодекс этики
251
2,18
Елисеева М. А. [11], Ларионов И. Ю. [20], Соловьева С. В., Соловова Н. В. [33], Филиппович А. А. [38]
Коррупция
177
1,53
Тлеубекова А. Д., Жанбозова А. Б. [35]
Деловые коммуникации
170
1,47
Яллай В. А. [48]
Доверие
152
1,32
Лыскова И. Е. [22], Мельников О.Н., Яремчук А.П. [25]
Лидерство
151
1,31
Зубарев Г. А. [14],
Устойчивое развитие
112
0,97
Банникова А. С. [2], Баранова Е. С. [3], Дробот Е.В. [8–10], Макаров И.Н. [8–10], Почепаев И.А. [8–10]
ESG
96
0,83
Салиенко Н. В., Соколов Г. А. [30], Ханько В. В. [39]
Мотивация
19
0,16
Леонова Д. С., Кореняк Н. Н. [21]
Экологизация
16
0,14
Овчинникова Н. В., Степчук Н. В. [26]
Управление талантами
9
0,08
Бодрова М.И. [5], Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. [10]
Ответственные инвестиции
7
0,06
Александров А. В. [1], Шаманина Э. А. [44]
Agile
4
0,03
Шайхулов Э. А. [43]
Гуманистический менеджмент
2
0,02
Шрадер Д. Е. [46]
Итого в подборке
11531
100

Источник: составлено автором по данным ELIBRARY.ru (дата обращения 25.01.2024).

Наиболее часто в выделенной подборке публикаций понятие бизнес-этики связано с такими терминами, как «корпоративная социальная ответственность» (1073 публикации, или 9,30%), «корпоративная культура» (450 публикаций, или 3,90%), «кодекс этики» (251 публикация, или 2,18%). Не оставлены без внимания и проблемы коррупции в бизнесе (177 публикаций, или 1,53%). Кроме того, проблемы деловых коммуникаций в бизнесе, доверия и лидерства также являются одними из наиважнейших направлений исследований, на наш взгляд, в настоящее время (170, 152 и 151 публикация соответственно). Выделяются также исследования, посвященные проблемам устойчивого развития (112), ESG (96), мотивации (19), экологизации (16), управления талантами (9), ответственных инвестиций (7), Agile (4) и гуманистического менеджмента (2). Представляется, что число исследований, посвященных устойчивому развитию бизнеса и ESG, будет только расти.

Рисунок 3. Частота употребления терминов в подборке по поисковому запросу «бизнес этика» (число публикаций)

Источник: eLIBRARY.RU (дата обращения 25.01.2024).

Рисунок 4. Частота употребления терминов в подборке по поисковому запросу «бизнес этика» (в % от общего числа публикаций в подборке)

Источник: eLIBRARY.RU (дата обращения 25.01.2024).

Использовав приложение Google Trends, которое показывает, как часто определенный термин ищут по отношению к общему объему поисковых запросов в различных регионах мира, мы попытались проанализировать, популярность тем «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» (т.е. ESG) (рис. 5, 6) [2].

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что интерес к бизнес-этике и связанной с ней проблематике весьма неоднороден во времени и пространстве. Если в начале 2000-х гг. в большинстве запросов фигурировала тема «корпоративная культура», то постепенно (ориентировочно с августа 2010 г.) начинает появляться интерес и к таким концептам, как «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура» и «экологическое, социальное и корпоративное управление». Причем с июля 2021 г. интерес к теме «экологическое, социальное и корпоративное управление» выходит на первый план.

Если проанализировать средние значения уровня интереса в России к темам «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» за период 01.01.2004 г. по 02.10.2024 г. (рис. 6), то можно отметить, что за весь рассматриваемый период превалировал интерес к теме «корпоративная культура» (16), превышая интерес к теме «корпоративная социальная ответственность» более чем в два раза.

Примечание: 1. В систему сбора данных были внесены изменения 01.01.2011 г., 01.01.2016 г., 01.01.2017 г. и 01.01.2022 г.

2. Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе. 01.01.2016 г. и 01.01.2022 г. в систему сбора данных были внесены изменения.

3. Запрос сформулирован на русском языке.

5. Регион – Россия.

5. Дата запроса – 2 октября 2024 г.

Рисунок 5. Динамика популярности тем «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» с 01.01.2004 г. по 02.10.2024 г. в России

Источник: Google Trends.

Рисунок 6. Средние значения уровня интереса в России к темам «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» за период с 01.01.2004 г. по 02.10.2024 г.

Источник: Google Trends.

Если проанализировать интерес к рассматриваемым темам по субрегионам России (рис. 7, 8, 9, 10, 11), то можно отметить, что по данным на 2 октября 2024 г. наибольший интерес вызывает тема «корпоративная культура»: Еврейская автономная область (100%), Орловская область (64%), Магаданская области (56%), Республика Бурятия (53%) и Томская область (52%). Далее, в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается повышенный интерес к теме «корпоративная социальная ответственность»: Чукотский автономный округ (100%), Республика Алтай (100%), Карачаево-Черкесская Республика (71%), Республика Ингушетия (65%) и Республика Тува (56%). Значительно меньший интерес в субъектах Российской Федерации наблюдается к теме «экологическое, социальное и корпоративное управление»: Республика Ингушетия (35%), Брянская область (31%), Республика Марий Эл (28%), Липецкая область (28%) и Курганская область (28%). Что касается интереса к теме «деловая этика», то он носит эпизодический характер и максимальные значения наблюдаются в следующих субъектах: Республика Калмыкия (19%), Амурская область (10%), Хабаровский край (9%), Республика Бурятия (9%), Астраханская область (9%). Таким образом, в субъектах Российской Федерации интерес к деловой этики как таковой явно недостаточен. Однако постепенное увеличение интереса к тематике экологического, социального и корпоративного управления может свидетельствовать о наличии неких позитивных тенденций в сфере формирования отношений бизнеса со своими стейкхолдерами.

Примечание: Интенсивность цвета зависит от процентной доли запросов.

Рисунок 7. Сравнение уровня интереса к темам «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» по субрегионам России по данным на 02.10.2024 г.

Источник: Google Trends.

Рисунок 8. Топ-5 субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается максимальный интерес к теме «корпоративная культура», %

Источник: составлено авторами по данным Google Trends на 02.10.2024 г.

Рисунок 9. Топ-5 субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается максимальный интерес к теме «корпоративная социальная ответственность», %

Источник: составлено авторами по данным Google Trends на 02.10.2024 г.

Рисунок 10. Топ-5 субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается максимальный интерес к теме «экологическое, социальное и корпоративное управление», %

Источник: составлено авторами по данным Google Trends на 02.10.2024 г.

Рисунок 11. Топ-5 субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается максимальный интерес к теме «деловая этика», %

Источник: составлено авторами по данным Google Trends на 02.10.2024 г.

Итак, бизнес-этика представляет собой определенный кодекс ценностей, принципов и стандартов, определяющих, какую деятельность фирмы, поведение ее сотрудников, а также какие принимаемые решения можно считать этичными, а какие нет [41, С. 132–135]. Бизнес-этика также включает набор внутренних ценностей компании, которые являются частью ее корпоративной культуры и оказывают влияние на принятие решений [19, С. 368–378], касающихся социальной ответственности по отношению к внешней среде фирмы [50].

Прежде всего, наиболее тесно бизнес-этика (или деловая этика) связана с концептами «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура» и «экологическое, социальное и корпоративное управление» (т.е. ESG). Термин «корпоративная социальная ответственность» вызывает наибольший исследовательский интерес во всем мире [52, C. 26–42; 53, C. 1–23; 54, C. 73–111; 55, C. 198–215; 58, C. 97–102; 59, C. 16–21; 60], но постепенно акцент смещается в сторону концепции ESG.

Отметим, что согласно нормативной концепции заинтересованных сторон в рамках теории корпоративной социальной ответственности, которая черпает свою философию из этики, бизнес-корпорации несут «моральную» ответственность за решение проблем более широкой группы стейкхолдеров, в которую могут входить и владельцы фирмы, и клиенты, и поставщики, и сотрудники и сообщество в целом, а не только владельцы бизнеса [51, С. 2020–2029]. Социально ответственная фирма стремится поддерживать устойчивые и этичные отношения со всеми своими стейкхолдерами [57, C. 49–59]. Она оценивает свою деятельность с точки зрения концепции тройного критерия (The Triple Bottom Line), т.е. принимая во внимание финансовые, экологические и социальные показатели [9, С. 643–658; 10, С. 85–108].

Вышесказанное подтверждается следующим утверждением: “Социально ответственная фирма придерживается целостного взгляда на себя по отношению к своим заинтересованным сторонам и оценивает свою деятельность с помощью трех показателей: экономического, финансового, экологического и социального. КСО ищет путь, который продвигает все три меры, ни одну из которых не за счет других” [17].

На наш взгляд, учитывая положения общей теории менеджмента, согласно которой каждое предприятие обладает определенным набором факторов внутренней и внешней среды, каждая бизнес-единица выстраивает и поддерживает отношения со стейкхолдерами в рамках «кругов бизнес-этики». Представляется, что можно выделить два круга: внутренний круг этики бизнеса и внешний круг этики бизнеса. Воспользуемся результатами проведенного выше анализа и все выявленные выше концепты, связанные с бизнес-этикой, распределим между двумя кругами этики бизнеса (рис. 8, 9).

Внутренний круг этики бизнеса включает такие элементы, как (рис. 9):

- корпоративная социальная ответственность;

- корпоративная культура;

- лидерство;

- мотивация;

- экологизация;

- управление талантами;

- agile (гибкое управление);

- гуманистический менеджмент.

Внешний круг этики бизнеса, в рамках которого строятся отношения со стейкхолдерами внешней среды, включает (рис. 8):

- ESG;

- деловые коммуникации;

- доверие;

- ответственные инвестиции;

- устойчивое развитие;

- кодекс этики;

- коррупция.

Рисунок 8. Концепция кругов этики бизнеса

Источник: составлено автором.

Рисунок 9. Внутренний круг этики бизнеса

Источник: составлено автором.

Таким образом, анализируя данные, представленные на рисунках 8 и 9, можно отметить, что бизнес-этику следует рассматривать в контексте формирования отношений фирмы со всеми стейкхолдерами, т.е. речь идет об этике взаимоотношений бизнеса с партнерами и конкурентами во внешней среде, а также в рамках внутренней среды (прежде всего, с работниками).

Так, внешняя среда фирмы – это такие ее стейкхолдеры, как правительственные организации, потребители, поставщики, конкуренты, биржи труда, финансовые организации, учреждения науки и образования, учреждения культуры и т.п. Бизнес-этика конкретной фирмы со стейкхолдерами в рамках внешнего круга этики бизнеса формируется на основе следующих компонентов (рис. 8):

1) доверие – формирование отношения доверия с поставщиками, финансовыми организациями;

2) ответственные инвестиции и ESG – отношения с финансовыми организациями, правительственными организациями. Здесь предполагается такой тип вложения денежных средств, при котором инвестор принимает во внимание не только финансовые показатели эмитента ценных бумаг, но и нефинансовые, такие как влияние фирмы на окружающую среду, уровень корпоративной социальной ответственности (что отражается в так называемом ESG-рейтинге компании);

3) устойчивое развитие бизнеса – это соблюдение баланса между интересами фирмы и всех ее стейкхолдеров (общества, окружающей среды), т.е. это совокупность действий компании, направленных на решение экологических, социальных и общенациональных проблем;

4) деловые коммуникации – стабильные и устойчивые отношения со всеми стейкхолдерами внешней среды;

5) кодекс этики – это основные этические принципы, корпоративные ценности, разрабатываемые с целью укрепления деловой репутации фирмы [34, С. 53–59]. Кодекс этики, в первую очередь, направлен на максимальный учет интересов клиентов бизнеса, а также он необходим для борьбы с коррупцией;

6) коррупция – явление, противоречащее основным принципам деловой этики. Коррупция подрывает устойчивость и бизнеса, и экономики в целом. Важным инструментом противодействия коррупции служат этические нормы и принципы, поскольку способствуют формированию культуры честности, прозрачности и социальной ответственности в деловой среде [18, С. 241–252; 36, С. 478–483], т.е. мы еще раз отмечаем важность формирования кодекса этики бизнеса.

Если говорить об этики бизнеса в рамках отношений фирмы со стейклолдерами, формирующих ее внутреннюю среды (а это, прежде всего, сотрудники), то здесь, во внутреннем круге этики бизнеса (рис. 9), мы выделяем элементы, оказывающее фундаментальное влияние на развитие и управление человеческими ресурсами (это корпоративная культура, лидерство, мотивация, управление талантами и гуманистический менеджмент), а также элементы, связанные с производственными технологическими процессами (это корпоративная социальная ответственность, экологизация и гибкое управление (Agile)).

Заключение

В заключение необходимо отметить, что бизнес-этика играет важную роль в современном бизнесе, определяя нормы и стандарты поведения как внутри компании, так и в ее отношениях с компонентами внешней среды.

В процессе своей деятельности компании сталкиваются с рядом проблем, связанных с бизнес-этикой, например, таких как корпоративное мошенничество, нарушение конфиденциальности и несоблюдение социальной ответственности.

Для решения данных проблем необходимо внедрять эффективные механизмы контроля и мониторинга, а также создавать этические кодексы поведения для сотрудников. Кроме того, компании должны активно привлекать стейкхолдеров к обсуждению и разработке этических норм и стандартов, чтобы обеспечить соответствие своих действий общественным ожиданиям.

Однако следует также отметить, что бизнес-этика не является статическим понятием. Она постоянно развивается в соответствии с изменениями социально-экономической среды. Поэтому компаниям необходимо постоянно анализировать свою деятельность и принимать меры для адаптации бизнеса к новым этическим вызовам и требованиям времени для того, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость и успешное функционирование компании на рынке.

Представляется, что направления дальнейших исследований могут быть связаны с анализом этических проблем в бизнесе (например, разных европейских и азиатских стран).

[1] Drobot E, Petrenko Y, Hajduk L, Bencic S. (2024). The concept of business ethics circles in the context of sustainable development. Journal of Infrastructure, Policy and Development. 8(7): 5162. https://doi.org/10.24294/jipd.v8i7.5162.

[2] Поисковой запрос был сформулирован на английском языке. Данные представлены на 26 января 2024 г.


Источники:

1. Александров, А. В. Ответственные инвестиции (ESG) как бизнес-стандарт XXI века / А. В. Александров // Банковское дело. – 2020. – № 8. – С. 13-17. – EDN IUWZWP.
2. Банникова, А. С. Этика бизнеса как фактор устойчивого развития / А. С. Банникова // Студенческий вестник. – 2022. – № 32-3(224). – С. 7-9. – EDN SENTRB.
3. Баранова, Е. С. Этика бизнеса как институциональный фактор устойчивого развития / Е. С. Баранова // Теневая экономика. – 2018. – Т. 2, № 1. – С. 29-34. – DOI 10.18334/tek.2.1.40566. – EDN XDTGDX.
4. Бекмурзаев, И. Д. Этика ведения бизнеса: теоретические основы / И. Д. Бекмурзаев, С. В. Насонов // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 6(119). – С. 719-721. – DOI 10.34925/EIP.2020.119.6.149. – EDN JGGYYV.
5. Бодрова М.И. Человеческий капитал и социальная ответственность – источники для формирования высокоэффективной организационной культуры // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 9. – с. 1635-1650. – doi: 10.18334/ce.13.9.41012.
6. Вяткин, А. Д. Этика бизнеса и этика отношения к бизнесу в условиях кризиса / А. Д. Вяткин, С. Н. Смирных // Наука и инновации - современные концепции : сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 22 мая 2020 года. Том 2. – Москва: Инфинити, 2020. – С. 30-35. – EDN KJRTZD.
7. Гуськова Н.Д., Малясова М.М. Система формирования организационной культуры промышленного предприятия на основе этики управления // Лидерство и менеджмент. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 27-36. – doi: 10.18334/lim.1.1.16.
8. Дробот Е.В. Анализ критериев устойчивости, используемых в современных индексах корпоративной социальной ответственности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Том 2. – № 3. – С. 221-232. – doi: 10.18334/social.2.3.112090
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Концептуальные основы устойчивого развития в XXI веке: принцип триединства и подходы к оценке воздействия бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 4. – С. 643-658. – doi: 10.18334/lim.7.4.110931
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932
11. Елисеева, М. А. Корпоративный этический кодекс как социальный инструмент управления коммерческой организацией : специальность 22.00.03 "Экономическая социология и демография" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Елисеева Марина Александровна. – Москва, 2009. – 22 с. – EDN NLDSMH.
12. Забираная, С. А. Корпоративная этика и корпоративная отчетность как инструмент создания деловой репутации и бизнес-модели компании / С. А. Забираная // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. – 2019. – № 2. – С. 67-70. – EDN DQXCZB.
13. Зайнуллин, С. Б. Корпоративная культура и корпоративный PR / С. Б. Зайнуллин, О. А. Зайнуллина. – Москва : ООО «Директ-Медиа», 2023. – 536 с. – ISBN 978-5-4499-3684-4. – EDN YSCAEN.
14. Зубарев, Г. А. Проблемы лидерства и этики в бизнесе / Г. А. Зубарев // Кадровый форум Черноземья : сборник статей девятого кадрового форума Черноземья (Пятое международное заседание), Воронеж, 04 июня 2016 года. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2016. – С. 36-37. – EDN WPYCSD.
15. Иванова, Д. Н. Современная этика бизнеса и практика корпоративной социальной ответственности в России и Китае / Д. Н. Иванова // Антикоррупционная политика, социальное государство и социальная ответственность бизнеса в России и Китае : Сборник статей / Под редакцией А.В. Петрова, Инь Шаша. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2018. – С. 69-76. – EDN UTTZQU.
16. Калимуллина, Э. М. Значение управленческой этики в бизнесе / Э. М. Калимуллина // Экономика и социум. – 2016. – № 2(21). – С. 418-420. – EDN VXBLCL.
17. Калинцева, М. Е. О проблеме этики в бизнесе / М. Е. Калинцева, Л. Г. Рыбалкина // Организационно-экономические проблемы повышения эффективности металлургического производства : Материалы I Международной научно-практической конференции, Новокузнецк, 24–26 ноября 1999 года / Под общей редакцией Н.А. Ефимова. – Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 1999. – С. 165-168. – EDN SZZDGR.
18. Каунов Е.Н., Миронова А.П. Формирование этики государственных служащих: традиционные и современные подходы // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 8. – № 2. – С. 241-252. – doi: 10.18334/lim.8.2.112194.
19. Ларионов, И. Ю. Конфликт ценностей и принятие решений в этике бизнеса / И. Ю. Ларионов, Л. М. Матвеева // Менеджмент сегодня. – 2016. – № 6. – С. 368-378. – EDN XGOGEL.
20. Ларионов, И. Ю. Философская этика в корпоративном этическом кодексе / И. Ю. Ларионов // Прагматика философского текста : материалы всероссийской конференции, Судак, пос. Новый Свет, 16–19 сентября 2019 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2019. – С. 189-190. – EDN SFAOPX.
21. Леонова, Д. С. Управление лояльностью сотрудников организации / Д. С. Леонова, Н. Н. Кореняк // Вестник Иркутского университета. – 2017. – № 20. – С. 182-184. – EDN VQCPAA
22. Лыскова, И. Е. Культура доверия как основа этики бизнеса / И. Е. Лыскова // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере : материалы XIV Всероссийской научной конференции (с международным участием), Сыктывкар, 22–23 апреля 2021 года. – Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2021. – С. 308-312. – EDN DOUEPX.
23. Малышев, А. А. Этика в бизнесе и принцип ответственности в России и в мире / А. А. Малышев // Финансовый бизнес. – 2023. – № 7(241). – С. 115-119. – EDN VKCMDC.
24. Мамай, С. С. К вопросу о социальной ответственности современного предпринимательства / С. С. Мамай // Современные тенденции в науке, технике, образовании : Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Смоленск, 31 марта 2018 года. Том Часть 2. – Смоленск: Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО", 2018. – С. 188-190. – EDN YXFGSI.
25. Мельников О.Н., Яремчук А.П. Доверительные и этические отношения как социально-«цементирующий» фактор экономических достижений в инновационном предпринимательстве // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 1. – с. 29-44. – doi: 10.18334/ce.11.1.37531.
26. Овчинникова, Н. В. Экологизация производства и новая этика бизнеса / Н. В. Овчинникова, Н. В. Степчук // Актуальные проблемы экономического развития : сборник докладов Международной заочной научно-практической конференции, Белгород, 01–30 апреля 2011 года / Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Том 2. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2011. – С. 273-277. – EDN SCXAIX.
27. Орлянский Е.А. Этические основы предпринимательской деятельности в традиционной рыночной экономике // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – с. 41-45. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6190.
28. Павлюкова, Е. С. Российская этика бизнеса в контексте национальных особенностей зарубежных стран / Е. С. Павлюкова // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, Белгород, 01–20 мая 2017 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2017. – С. 6235-6238. – EDN XQQLWX.
29. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – Москва : Издательство Дело, 2000. – 280 с. – EDN WMKHGR..
30. Салиенко, Н. В. Трансформация концепции корпоративной социальной ответственности (от KCO к ESG) / Н. В. Салиенко, Г. А. Соколов // Научный аспект. – 2023. – Т. 4, № 6. – С. 393-401. – EDN JNAGFA.
31. Самедова Э.Р. Этические нормы как факторы снижения риска в бизнесе // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – с. 25-30. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6447.
32. Симченко, Н. А. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Симченко, А. И. Волошин, В. И. Срибный ; Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. – 230 с. – ISBN 978-5-907162-40-2. – EDN KOPCLE.
33. Соловьева, С. В. Этические кодексы профессии HR-менеджера / С. В. Соловьева, Н. В. Соловова // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 88-94. – DOI 10.18287/2542-0461-2022-13-1-88-94. – EDN NWLSRA.
34. Стазаева, И. В. Управление репутацией корпорации с учетом бизнес этики / И. В. Стазаева // Гуманитарный научный журнал. – 2021. – № 3. – С. 53-59. – EDN EKJCDO.
35. Тлеубекова, А. Д. Формирование и развитие корпоративной этики как средство борьбы с коррупцией / А. Д. Тлеубекова, А. Б. Жанбозова // Статистика, учет и аудит. – 2015. – № 4(59). – С. 89-97. – EDN YGAPBN.
36. Тогузаева, Е. Н. Пропаганда бизнес-этики в России: правовые основы / Е. Н. Тогузаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2023. – Т. 23, № 4. – С. 478-483. – DOI 10.18500/1994-2540-2023-23-4-478-483. – EDN XTEKXQ.
37. Тульчинский, Г. Л. Этика бизнеса в современной России / Г. Л. Тульчинский // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. – 1999. – Т. 3, № 1. – С. 168-185. – EDN MUDNSX.
38. Филиппович, А. А. Кодекс деловой этики как элемент антикоррупционной программы / А. А. Филиппович // Конкурентное право. – 2019. – № 1. – С. 29-31. – EDN YZMPQL.
39. Ханько, В. В. Лидерство и технологическое предпринимательство в системе ESG-факторов роста / В. В. Ханько // ESG-факторы и технологии роста : Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22–24 июня 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина), 2023. – С. 130-132. – EDN ZOZTNM.
40. Хисматуллина, Д. И. Значение управленческой этики в бизнесе / Д. И. Хисматуллина // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 3(9). – С. 549-552. – EDN VWRTKZ.
41. Чернышева, А. С. Этические дилеммы добра и зла в менеджменте и способы их решения / А. С. Чернышева // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 января 2020 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 132-135. – EDN XKJBFK.
42. Чулапов, А. А. Этика бизнеса, корпоративная социальная ответственность и преодоление типичных кризисов развития по Грейнеру: методологический аспект / А. А. Чулапов // Современные корпоративные стратегии и управленческие технологии в России : Сборник научных статей. Вып.8, в 3-х частях. Том Вып.8 Часть 1. – Москва : Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", 2013. – С. 229-238. – EDN TISVNF.
43. Шайхулов, Э. А. Способы и правила построения коммуникации в IT компаниях / Э. А. Шайхулов // Агентство "Слияния и Поглощения". – 2022. – № 10(15). – С. 21-23. – EDN GNTPLX.
44. Шаманина, Э. А. Социальные инвестиции и социально ответственное инвестирование как формы сотрудничества государства и бизнеса в решении социальных проблем / Э. А. Шаманина // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 3, № 12. – С. 180-185. – EDN YVKBUL.
45. Шихирев, П. Н. Возможна ли этика бизнеса? / П. Н. Шихирев // Образование для бизнеса: качество и компетентность : Сборник трудов по материалам VI межрегиональной конференции, Ярославль, 12–14 декабря 2005 года / Академия Пастухова. – Ярославль: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова", 2006. – С. 34-47. – EDN SWRLPV.
46. Шрадер, Д. Е. Хорошо для бизнеса, хорошо для общества, или этика бизнеса / Д. Е. Шрадер // Вестник Финансовой академии. – 2004. – № 4(32). – С. 28-40. – EDN HSLUHL.
47. Шушпанников, В. Е. Значение бизнес-этики на производстве / В. Е. Шушпанников, Т. В. Сидорина // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза : Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 14 декабря 2019 года. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2020. – С. 252-254. – EDN HYRWAL.
48. Яллай, В. А. Бизнес - этика и ее значение в международном бизнесе / В. А. Яллай // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 2-2(61). – С. 126-128. – EDN VKMNGR.
49. Яценко, О. Ю. Этика бизнеса как вызов XXI века / О. Ю. Яценко // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права : Материалы VII международной научно-практической конференции, Саратов, 12 декабря 2014 года. Том 2. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Центр профессионального менеджмента "Академия Бизнеса", 2014. – С. 137-139. – EDN TLVQOD.
50. Ahmadian, A. and Khosrowpour, S. (2017) Corporate Social Responsibility: Past, Present, and Success Strategy for the Future. Journal of Service Science, 10, 2. https://doi.org/10.19030/iss.v10i1.10063
51. Gheraia, Z., Sa¬adaoui, S. and Abdelli, H.A. (2019) Busi¬ness Ethics and Corporate Social Responsi¬bility: Bridging the Concepts. Open Journal of Business and Management, 7, 2020-2029. https://doi.org/10.4236/ojbm.2019.74139
52. Godfrey, A., Azigwe, J.B. and Awuni, A.R. (2016) Business Ethics and Corporate Social Responsibility for Business Success and Growth. European Journal of Busi¬ness and Innovation Research, 4, 26-42.
53. Hejase, H., Farha, C., Haddad, Z. and Hamdar, B. (2012) Exploring the Multiple Benefits of CSR on Organizational Performance: Case of Lebanon. Journal of Social Sciences, 1, 1-23.
54. Hejase, H.J., Hamdar, B. and Raslan, M. (2013) Business Ethics and Religion in the Financial Business Sector: Case of Syria. Journal of Business & Management, 1, 73-111.
55. Lorinczy, M. and Sroka, W. (2017) Theoretical Assumptions of the Ethical Business Model. In: Nicolescu, O., Plesoianu, G. and Cirstea, A.C., Eds., New Approaches and Tendencies in Entrepreneurial Management. Cambridge Scholars International Publishing, Cambridge, 198-215.
56. Merchant, P. (2013) A Definition for Business Ethics. http://business.lovetoknow.com/wiki/A_Definition_for_Business_Ethics
57. Mridula, G. and Preeti, E.R. (2014) Business Ethics and Corporate Social Responsi¬bility—Is There a Dividing Line? Procedia Economics and Finance, 11, 49-59. https://doi.org/10.1016/S2212-5671(14)00175-0
58. Nilanjana, K. (2013) Business Ethics and Corporate Social Responsibility: A Holistic Approach, VSRD. International Journal of Business and Management Research, 3, 97-102.
59. Tomba, S. and Sanjoy, KH.M. (2013) Ethics in Corporate Social Responsibility. IOSR Journal of Business and Management, 9, 16-21. https://doi.org/10.9790/487X-0921621
60. Weller, A.E. (2016) Practices at the Boundaries of Business Ethics & Corporate So¬cial Responsibility. PhD, School in Organisation and Management Studies, 78.
61. Wlodzimierz, S. and Szanto, R. (2018) Corporate Social Responsibility and Business Ethics in Controversial Sectors: Analysis of Research Results. Journal of Entrepre¬neurship, Management and Innovation, 14, 111-126. https://doi.org/10.7341/20181435
62. Drobot E, Petrenko Y, Hajduk L, Bencic S. (2024). The concept of business ethics circles in the context of sustainable development. Journal of Infrastructure, Policy and Development. 8(7): 5162. https://doi.org/10.24294/jipd.v8i7.5162.

Страница обновлена: 04.10.2024 в 19:01:35