Supra-professional competencies of modern youth

Zinich A.V.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 10 (October 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=74116298

Abstract:
The article examines the main approaches to the concept of supra-professional skills of modern specialists. Special attention is paid to the assessment of these factors by young people in terms of their need in the labour market and the level of their formation among Siberian youth. The article suggests the results of a sociological study conducted by the Omsk State Agrarian University in ten Siberian regions. The main purpose of the study was to assess the maturity and level of usefulness of the supra-professional skills required by modern specialists. The results obtained by the authors indicate the heterogeneity of perceptions and significant gaps in opinions about the necessity and sufficiency of the studied qualities for modern specialists. This trend is particularly evident in relation to the skills needed in the digital world, such as systems thinking, programming, working with artificial intelligence, etc.

Keywords: supra-skill, digitalization, youth

JEL-classification: J10, J13, L86, L97



Введение.

Современные процессы цифровизации накладывают свой отпечаток на подходы к оценке образовательного и квалификационного уровня специалистов, трансформируя профессиональные рамки и расширяя сферы интеллектуального производства. Само представление о профессиях претерпевает изменения: гибридные режимы работы, гибкие должностные обязанности, надпрофессиональные надстройки к ключевым навыкам, позволяющие реализовать себя более многопланово и эффективно.

При изучении данного вопроса не удалось отметить единообразия подходов к понятию надпрофессиональные компетенции сотрудников. Зарубежные авторы под данным термином понимают метакомпетенции (meta-competencies) [11], но чаще всего встречается понятие мягких навыков (soft skills) [8, 10]. В российской практике также все чаще встречаются данные термины, определяемые, как ответ на структурные изменения в экономике, на рынке труда и в сознании молодежи, начинающей свою профессиональную деятельность [5, 6, 7]. Особый интерес вызывает междисциплинарный подход, раскрывающий надпрофесииональные навыки с точки зрения социологии, психологии, управленческих и экономических дисциплин [1, 9, 12]. В рамках данного исследования под термином надпрофессиональные навыки мы будем понимать совокупность качеств человека, определяющих его личные и деловые характеристики, позволяющие быть востребованным и эффективным в различных видах деятельности, оптимизируя требуемый временем процесс «обучение длиною в жизнь» ( Life-long learning).

Целью нашего исследования являлась оценка зрелости и уровня полезности надпрофессиональных навыков, необходимых конкурентоспособным специалистам в современных условиях. Новизна полученных результатов характеризуется масштабностью рассмотрения данного вопроса и выявленными разрывами между необходимой степенью развития надпрофессиональных навыков у современной молодежи и уровнем ее самооценки.

Гипотеза исследования: молодежь достаточно высоко оценивает влияние традиционных качеств, таких, как уверенность, лидерские качества, коммуникативные способности, и настороженно реагирует на такие понятия, как клиентоориентированность, бережливое производство, экологическое и социальное мышление, демонстрируя значительный разрыв между важностью данных навыков и уровнем их сформированности у респондентов. В работе были использованы методы социологии и аналитический обзор. Эмпирическую базу представили результаты опроса молодежи десяти регионов Сибирского федерального округа. Возраст респондентов составил 14-35 лет. Всего было опрошено пять тысяч человек. Исследование проходило в 2021-2022 годах на территории СФО. Метод: онлайн-опрос, данные обрабатывались с помощью пакета статистического программного обеспечения SPSS.

Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе повышения квалификации кадров, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками.

Результаты исследования.

При разработке программы исследований авторами были определены 17 надпрофессиональных навыков, необходимых будущим специалистам для успешного функционирования на рынке труда. В качестве источников, на которые опирались авторы при выборе навыков, можно указать следующие: ФГОС, Атлас новых профессий, исследования отечественных и зарубежных ученых [2, 4]. В итоге были выбраны 17 навыков, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Состав надпрофессиональных навыков

Источник: составлено автором

При проведении опроса респондентам предлагалось выбрать те навыки, которыми необходимо обладать, чтобы быть конкурентоспособным в цифровой экономике и оценить уровень владения ими в настоящий момент [3]. Оценка производилась по пятибалльной шкале.

Необходимость владения данными навыками оценивалась респондентами достаточно высоко (рисунок 2).

Рисунок 2 – Оценка восприятия важности надпрофессиональных навыков современной молодежью (доля высоких и средних показателей), %

Источник: составлено автором

Однако, владение данными навыками было доступно меньшему количеству молодых людей. Причем, следует отметить, что уровень владения традиционными навыками, такими как, уровень работоспособности, социальное мышление, сила личности и др. оценивался гораздо выше, чем актуальное владение программированием, экологическим и системное мышлением – качествами, появившимися в новом времени (рисунок 3)

Рисунок 3 – Сравнение показателей необходимости и актуального владения надпрофессиональными навыками современной молодежью, %

Источник: составлено автором

Сравнение показателей необходимости и актуального владения надпрофессиональными навыками приводит нас к выводу о неоднородности их восприятия респондентами. Как было отмечено ранее, максимальная разница наблюдалась по навыкам работы с искусственным интеллектом, межотраслевой коммуникации (около 40%). Не так кардинально различались оценка владения навыками системного мышления и умением принимать решения в условиях неопределенности и риска (порядка 38%). Наименее знакомыми и, соответственно, развитыми оказались навыки бережливого производства и социального мышления.

Большой интерес вызвал анализ факторов, оказывающих влияние на оценку респондентами своих надпрофессиональных навыков. Одним из наиболее существенных являлся фактор региона проживания, репрезентирующий множество осей дифференциации – различий в структуре населения, уровне и качестве жизни, функционировании социальных институтов и других региональных особенностей. Значимые отличия были выявлены по девяти показателям из семнадцати. Представим результаты парных сравнений по каждому показателю самооценки (Таблица 1).

Таблица 1 - Средние значения оценки сформированности исследуемых навыков в СФО, %

Показатель
Социальное мышление
Управление проектами
Системное мышление
Работа в условиях неопределенности
Бережливое производство
Клиентоориентированность
Межотраслевая коммуникация
Мультиязычность и мультикультурность
Программирование
Работа с людьми
Уверенность
Принятие решений
Антипация
Сила личности
Высокий уровень саморегуляции
Высокая работоспособность
Респ. Алтай
3,8
3,2
3,2
3,2
3,3
3,3
3,1
3,0
2,4
3,7
3,6
3,7
3,5
3,7
3,6
3,8
Респ. Тыва
3,2
3,2
3,0
3,4
2,9
3,5
3,2
3,5
2,9
3,5
3,6
3,6
3,6
3,7
3,6
3,9
Респ. Хакасия
3,7
2,7
3,3
2,7
3,6
2,9
2,6
2,7
2,1
3,3
3,4
3,5
3,1
3,5
3,1
3,5
Алтайский край
3,8
3,2
3,4
3,3
3,7
3,4
3,3
3,1
2,6
3,7
3,6
3,7
3,6
3,7
3,6
3,8
Красноярский край
3,5
3,4
3,3
3,4
3,4
3,6
3,4
3,2
3,1
3,9
3,7
3,6
3,4
3,9
3,5
3,7
Иркутская обл.
4,0
3,4
3,7
3,4
4,0
3,9
3,5
3,3
2,8
3,9
3,9
3,8
3,6
3,9
3,7
3,8
Кемеровская обл.
3,8
3,3
3,4
3,3
3,6
3,7
3,2
3,0
2,7
3,8
3,6
3,7
3,6
3,7
3,7
3,8
Новосибирская обл.
3,7
3,2
3,3
3,2
3,6
3,4
3,1
3,0
2,6
3,7
3,5
3,6
3,4
3,6
3,5
3,7
Омская обл.
3,7
3,3
3,4
3,4
3,8
3,5
3,2
3,1
2,8
3,8
3,7
3,7
3,6
3,7
3,6
3,8
Томская обл.
3,5
3,3
3,5
3,3
3,6
3,3
3,2
3,0
2,8
3,8
3,8
3,7
3,3
3,5
3,5
3,8
Источник: составлено автором

Оценки сформированности экологического мышления были достоверно ниже среди молодежи, проживающей в национальных республиках Тыва (2,78) и Алтай (2,97) и существенно отличались от оценок молодежи Алтайского края (3,32), Омской (3,4), Новосибирской (3,29) областей, а также Красноярского края (3,62). Максимальная оценка – у молодежи Иркутской области (3,74), которая не только отличалась от оценок тувинской молодежи, но и молодежи, проживающей в Томской области (3,11).

По уровню социального мышления, ориентированного на познание социальной действительности, взаимосвязей между социальными общностями, социальных законов, основные различия пролегали между оценками молодежи Республики Тыва (3,2) и оценками молодежи, проживающими в Новосибирской области (3,67), Алтайском крае (3,77), Кемеровской области (3,78), Республике Алтай (3,82), Омской (3,74) и Иркутской (3,95) областях.

Системное мышление было более высоко оценено молодежью Омска (3,41) и Иркутска (3,68), тогда как минимальные оценки были получены в Республике Тыва (3,04) и Республике Алтай (3,17). Различия между остальными регионами не имели статистической значимости.

Навыки бережливого производства, позволяющие сократить потери, учесть риски, рационально организовать рабочее пространство и процессы, чрезвычайно востребованы в условиях ограниченных ресурсов и сильной конкуренции. Данный навык был в меньшей степени сформирован у молодежи Республики Тыва (2,91), оценки которой значимо отличались от всех регионов, кроме Республики Алтай и Хакасии. Оценки молодежи Республик Алтай были также не высокими (3,28) и достоверно отличались от оценок молодежи Алтайского края (3,66), Омской (3,77) и Иркутской (4,01) областей. Оценки молодежи Красноярского края (3,41) были значимо ниже, чем Иркутской области (4,01), а в Новосибирской области (3,59) – ниже, чем в Омской области (3,77). Другие различия не удалось доказать по причине меньшей наполненности региональных выборок.

Навыки применения клиентоориентированного подхода как концепции взаимоотношений с потребителями были выше оценены молодыми людьми, проживающими в Иркутской области (3,86), эти оценки достоверно отличались от Новосибирской области (3,37) и Республики Алтай (3,31).

По навыкам межотраслевых коммуникаций парных соответствий найдено не было, а вот по показателю мультиязычности и мультикультурного диалога максимальные различия вновь наблюдались между оценками молодежи Республики Тыва, на этот раз максимальными среди всех регионов (3,48) и респондентами из Новосибирска и Кемерово.

Владение навыками программирование наиболее значимо отличалось в Красноярском крае (3,12), тогда как в остальных регионах оценки были гораздо ниже.

Навыки работы с людьми были ниже всего оценены в Тыве (3,46) и были значимо более высокими – в Омской (3,81), Томской (3,83) и Иркутской (3,93) областях, а также Красноярском крае (3,93). По силе личности оценки в Новосибирской области (3,56) противопоставлялись оценкам омичей (3,74). Таким образом, по большинству показателей, где были найдены различия, в менее выигрышном положении находилась молодежь национальных республик, тогда как сильные позиции имела молодежь Иркутской, Новосибирской, Омской, Иркутской областей и Красноярского края. Оценки молодежи Томской и Кемеровской областей, Алтайского края не имели достоверных отличий от лидеров, однако не имели явной дифференцирующей силы.

На рисунке 5 продемонстрированы результаты оценки важности надпрофессиональных навыков в современном мире. Сравнивая рисунки 1 и 2, можно сделать вывод о том, что молодые люди определяют для себя приоритетными гораздо больший круг компетенций, чем обладают в настоящее время.

Таблица 2 – Оценка важности надпрофессиональных навыков для современных специалистов (средние значения), %

Показатель
Социальное мышление
Управление проектами
Системное мышление
Работа в условиях неопределенности
Бережливое производство
Клиентоориентированность
Межотраслевая коммуникация
Мультиязычность и ультикультурность
Программирование
Работа с людьми
Уверенность
Принятие решений
Антипация
Сила личности
Высокий уровень саморегуляции
Высокая работоспособность
Респ. Алтай
3,6
4,5
4,1
4,1
4,3
3,8
4,2
4,0
3,9
3,3
4,5
4,4
4,5
4,4
4,5
4,5
Респ. Тыва
3,5
3,9
3,8
3,8
4,0
3,8
4,1
4,0
3,9
3,8
4,2
4,2
4,3
4,1
4,3
4,2
Респ. Хакасия
4,6
4,3
4,4
4,1
4,0
4,2
4,3
4,2
4,2
3,7
4,5
4,6
4,5
4,5
4,4
4,2
Алтайский край
4,1
4,5
4,5
4,3
4,3
4,4
4,4
4,4
4,3
4,0
4,6
4,6
4,7
4,6
4,6
4,6
Красноярский край
4,4
4,6
4,6
4,6
4,7
4,6
4,8
4,7
4,6
4,5
4,7
4,7
4,8
4,7
4,8
4,7
Иркутская обл.
4,6
4,7
4,6
4,5
4,4
4,6
4,7
4,6
4,5
4,4
4,8
4,8
4,8
4,7
4,7
4,8
Кемеровская обл.
4,1
4,6
4,5
4,3
4,2
4,4
4,5
4,3
4,2
4,0
4,6
4,6
4,6
4,5
4,6
4,5
Новосибирская обл.
4,2
4,5
4,3
4,3
4,3
4,4
4,4
4,3
4,2
3,9
4,5
4,6
4,6
4,5
4,5
4,4
Омская обл.
4,3
4,5
4,4
4,4
4,3
4,4
4,5
4,3
4,2
4,1
4,5
4,6
4,6
4,5
4,5
4,5
Томская обл.
3,9
4,3
4,1
4,1
4,2
4,1
4,2
4,1
3,9
3,9
4,3
4,5
4,4
4,3
4,3
4,3
Источник: составлено автором

Обобщая исследовательский блок, можно сделать вывод, что молодежь Красноярского края и Иркутской области более ориентированы на овладение надпрофессиональными навыками. Также они более высоко оценивали их необходимость для современных специалистов. Тогда как молодежь из Хакасии, Алтая и Томской области в меньшей степени оценивали важность данных навыков и были не настолько уверены в их необходимости.

Заключение

Наиболее значимыми молодые люди считают навыки, связанные с личными качествами человека, такие, как сила личности, социальное и системное мышление, высокий уровень работоспособности, работа с людьми. Также большую роль в становлении успешного специалиста играют умение мультикультурность, умение работать в условиях недостатка информации и риска. Современная молодежь осознает весомость таких навыков, как владение информационными и цифровыми технологиями, умение программировать и мыслить системно, однако владеют данными навыками на уровне самооценки «выше среднего» менее половины респондентов. Региональные особенности также оказывали влияние на оценки опрашиваемых. Национальные республики отличались более низким уровнем оценки сформированности надпрофессиональных навыков, связанных с проектным мышлением, программироованием и в большей степени ориентировались на социальные аспекты. Тогда как самые высокие оценки и необходимости и сформированности показывали представители Красноярского края и Иркутской области.


References:

Ahmed F., Capretz L.F., Campbell P. (2012). Evaluating the demand for soft skills in software development IT Professional. 14 (1). 44-49. doi: 10.1109/MITP.2012.7.

Astapenko E.V., Shmurygina O.V. (2022). Nadprofessionalnye navyki prepodavatelya professionalnogo obrazovaniya [Soft skills for vet teachers]. Professional education and labor market. (3(50)). 21-34. (in Russian). doi: 10.52944/PORT.2022.50.3.001.

Cobb E.J., Meixelsperger J., Seitz K.K. (2015). Beyond the classroom: fostering soft skills in professional LIS Organization Journal of Library Administration. 55 (2). 114-129. doi: 10.1080/01930826.2014.995550.

Gerchikova T.Ya, Degtyaryov N.I., Kirilenko V.V. (2021). Razvitie tsifrovyh kompetentsiy personala [Developing digital competencies of the staff]. Russian Journal of Labour Economics. 8 (6). 585-600. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.6.112185.

Heckman J.J., Kautz T. (2012). Hard evidence on soft skills Labour Economics. 19 (4). 451-464. doi: 10.1016/j.labeco.2012.05.014.

Korneeva N.Yu., Uvarina N.V. (2024). Kreativno-prognosticheskoe upravlenie formirovaniem nadprofessionalnyh navykov u budushchikh pedagogov professionalnogo obucheniya [Creative and predictive management of the formation of professional skills among future teachers of vocational training] M.: Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo. (in Russian).

Kosenchuk O.V. (2024). Upravlenie trudovym potentsialom selskikh territoriy v Omskom regione [Managing the labor potential of rural areas in the Omsk region]. Russian Journal of Labour Economics. 11 (8). 1331-1344. (in Russian). doi: 10.18334/et.11.8.121538.

Mkheidze L.R. (2020). Razvitie nadprofessionalnyh kompetentsiy kak uslovie realizatsii karernogo potentsiala molodyh spetsialistov [Development of supra-professional competencies as a condition for realization of career potential of young specialists]. Power and administration in the East of Russia. (3(92)). 185-192. (in Russian). doi: 10.22394/1818-4049-2020-92-3-185-192.

Morpurgo M.T. (2015). Beyond Competency: The role of professional accounting education in the development of meta-competencies: dissertation for the degree of Doctor of Business Administration Canada: Athabasca University.

Pesha A.V. (2020). Nadprofessionalnye kompetentsii i ikh znachenie v stanovlenii spetsialista [Over-professional competences and their importance in the formation of a specialist] Modern research on the problems of human resource management. 114-122. (in Russian).

Wheatman D. (2013). Developing soft skills: an on-the-go workshop New York: Careers Done Write, Inc.

Zinich A.V., Revyakina Yu.N., Skosyreva N.D., Pomogaev V.M., Revyakin P.I. (2022). Baza dannyh otsenok zhiznennyh perspektiv, tseley i tsennostey molodezhi Sibirskogo federalnogo okruga [Database of assessments of life prospects, goals and values of youth of the Siberian Federal District] (in Russian).

Страница обновлена: 11.05.2025 в 13:19:47