Инновационно-инвестиционная деятельность в АПК Омской области
Косенчук О.В.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Косенчук О.В. Инновационно-инвестиционная деятельность в АПК Омской области // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 9. – С. 5257-5272. – doi: 10.18334/epp.14.9.121709.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162113
Аннотация:
Статья посвящена исследованию инновационных и инвестиционных процессов в АПК Омской области. Приведен анализ взглядов разный исследователей по вопросам влияния инвестиций на развитие аграрного сектора и сельских территорий. Детализированы ключевые факторы, влияющие на развитие агропромышленного комплекса на инновационной основе. Основное содержание исследования составляет анализ объемов инвестиций в основной капитал регионального АПК реализованных инновационных проектов с 2018 года. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционных проектов реализованных по отраслям АПК Омской области в 2023 году. Значительное внимание уделяется перспективам развития сельского хозяйства на инновационной основе и ожидаемым результатам от реализации инвестиционных проектов в разрезе муниципальных районов региона до 2034 года. В заключение автором предложены обоснованные меры более широкого применения косвенного регулирования развития инноваций в АПК
Ключевые слова: Инвестиции агропромышленного комплекса, инновации, сельское хозяйство, государственное регулирование
JEL-классификация: O31, O32, O 33
Введение
Инвестиции в агропромышленный комплекс (далее - АПК) играют ключевую роль в развитии сельского хозяйства и сельских территорий. Они способствуют модернизации производства, повышению его эффективности и конкурентоспособности.
Исследования различных ученых, посвященные вопросам инновационно-инвестиционной деятельности в АПК, подтверждают, что сегодня в условиях влияния геополитических санкций инвестиции в отечественное агропроизводство являются значимым аспектом в рамках национального проекта по обеспечению технологического суверенитета, импортозамещения и продовольственной безопасности.
Многие научные труды авторов посвящены исследованиям внедрения инноваций и модернизации аграрных технологий, в частности изучению влияния инвестиций на увеличение производительности труда и снижение затрат [1, 2, 3], использования автоматизации и цифровых решений при оптимизации процессов, минимизации потерь и повышения качества продукции [4, 5].
Российский опыт отдельных регионов отражен в научных трудах, в которых инвестиции в инновации в агропроизводство рассматривались как точки роста сельской экономики [6, 7, 8, 9], в том числе обеспечивающие увеличение объемов производства за счет расширения площадей под сельскохозяйственные культуры, развития животноводства и др. Это дает возможность удовлетворять растущий спрос на продукты питания как на внутреннем, так и на внешнем рынках [10].
По мнению автора, наиболее интересными представляются научные изыскания, посвященные исследованиям борьбы с безработицей и улучшением жизненного уровня сельского населения [11, 12]. В частности, работы изучающие инновационное развитие АПК и создание новых рабочих мест в высокотехнологичных производствах в сельских районах [13, 14].
Также отдельные исследователи значительное внимание отводят изучению экологической устойчивости при инвестировании в инновационные практики и технологии, которые способствуют охране окружающей среды и включающие в себя внедрение агроэкологических практик, улучшение систем орошения и использования возобновляемых источников энергии и другое [15, 16].
Ряд ученых уделяет особое внимание косвенному влиянию инвестиций в АПК на развитие и улучшение сельской инфраструктуры - строительство дорог, хранилищ, перерабатывающих предприятий и других объектов. Это содействует не только аграрному развитию, но и улучшению качества жизни в муниципальных образованиях [17, 18, 19]. В частности, анализ социального развития сельских территорий [20, 21, 22] показывает, что инвестиции в АПК могут помочь сформировать предпосылки по повышению качества жизни в сельских территориях и развитию здравоохранения, образования и культурных инициатив, что в конечном итоге улучшает социальную стабильность и комфорт жителей.
Некоторые ученые рассматривают особенности поддержки местных крупных производителей, а также малых и средних фермерских хозяйств при внедрении инноваций в АПК и утверждают, что господдержка способствует развитию аграрного сектора и улучшению экономической ситуации в селе [23, 24].
Отдельные исследователи проявляют интерес в изучении опыта развития экспортного потенциала, а именно вопросы развития АПК с помощью инноваций и инвестиций может способствовать укреплению позиций страны и отдельных регионов на международных рынках, повышая их экспортные возможности [25].
Таким образом, изучение региональных особенностей инновационного развития и инвестирования АПК является актуальной темой.
Целью статьи является проведение анализа развития инновационного и инвестиционного процессов в АПК Омской области.
Научная новизна исследования состоит проведении системного анализа инновационно-инвестиционной деятельности в АПК региона и обосновании авторского подхода к совершенствованию форм косвенной господдержки субъектов аграрной сферы для реализации ими инновационных проектов.
Гипотеза исследования заключается в том, что увеличение инвестиций в АПК может привести к положительным изменениям в развитии сельского хозяйства и в целом сельских территорий. Ожидается создание высокотехнологичных производств и новых рабочих мест, рост объемов производства продукции, улучшение инфраструктуры и повышение уровня жизни в сельской местности.
Материалы и методы
Исследование основывалось на анализе тенденций и объемов инвестиций в АПК Омского региона в рамках системного подхода. Применялись методы монографического обследования, статистический, анализа и синтеза.
Основная часть
Развитие АПК на инновационной основе требует учета множества факторов, которые влияют на внедрение новых технологий и практик (рис. 1).
Рисунок 1. Факторы, влияющие на развитие АПК на инновационной основе
Источник: составлено автором.
Одним из главных факторов, влияющих на АПК является развитие технического прогресса. Появление новых сельскохозяйственных технологий, таких как автоматизация процессов, беспилотники и сенсоры, а также использование современных программ для управления процессами, анализа данных и мониторинга состояния посевов и животных способствует росту эффективности производства.
Немаловажным фактором является государственная финансовая поддержка в виде грантов и субсидий на внедрение инновационных технологий, модернизацию оборудования и научные исследования. При этом важны регуляторные меры по созданию благоприятной законодательной среды для внедрения инноваций и открытия новых рынков.
По мнению автора, ключевым фактором в инновационном развитии АПК является подготовка отраслевых специалистов по образовательным программам, ориентированным на инновационные технологии в агрономии, зоотехнии и управлении сельским хозяйством. А также сотрудничество между научными учреждениями и агропредприятиями для разработки новых технологий и методов. При этом привлечение капитала для проведения научных исследований и разработок на основе инновационных технологий имеет важное стратегическое значение. Вместе с тем, для сельскохозяйственных товаропроизводителей важно обеспечить условия для доступа к кредитным ресурсам на модернизацию и внедрение новых технологических решений.
На эффективное развитие сельского хозяйства оказывают влияние климат и природные условия, в связи с этим необходима адаптация инновационных технологий к региональным особенностям.
Для эффективного инновационного развития АПК необходимо учитывать фактор доступности информации, в частности интернет-ресурсов, платформ для обмена знаниями и опытом между агрокомпаниями и учеными.
Также автор считает, что социальные факторы играют большое значение в инновационном развитии и вложении инвестиций в АПК. Растущий интерес потребителей к экологически чистым и органическим продуктам делает инновации в производстве более актуальными.
В Омской области за последние несколько лет значительно активизировалась инновационно-инвестиционная деятельность в АПК (рис. 1).
Рисунок 1. Объем инвестиций в АПК Омской области за 2021-2024 гг.
Источник: составлено автором по данным Территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по Омской области URL:https://55.rosstat.gov.ru/investment (дата обращения 05.09.2024) и данным МСХПиПП Омской области.
За период с 2021 по 2024 годы объем инвестиций в региональный АПК было вложено 40043,7 млрд рублей, при этом каждый год увеличиваясь по отраслям. Так в сельское хозяйство в 2024 году объем инвестиций вырос в 4,8 раза по сравнению с 2021 годом. Объясняется данная тенденция повышенной инновационной и инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов АПК в Омском регионе.
Всего в Омской области реализуется с 2018 года и запланировано до 2034 года 57 инвестиционных проектов с общим объемом капитальных вложений около 77 млрд рублей, из них 34 крупных инвестиционных проекта на суму 56 млрд рублей (табл. 1).
Таблица 1
Крупные инвестиционные проекты по отраслям АПК Омской области
Наименование
|
Годы
реализации |
Кол-во
проектов
|
Сумма
инвестиций |
Отрасль
животноводства
| |||
Развитие
молочного животноводства
|
2023-2025
|
24
|
13,7
млрд руб.
|
Развитие
свиноводства
|
2023-2025
|
2
|
5
млрд руб.
|
Отрасль
растениеводства
| |||
Развитие
овощеводства
|
2023-2028
|
2
|
30,6
млрд руб.
|
Отрасль
пищевой и перерабатывающей промышленности
| |||
Переработка
масличных культур
|
2018-2024
|
1
|
600
млн руб.
|
Переработка
мясной продукции
|
2023-2028
|
1
|
544
млн руб.
|
Переработка
молочной продукции
|
2020-2034
|
2
|
4,6
млрд руб.
|
Развитие комплекса современных
мощностей для хранения зерна
|
2021-2025
|
2
|
920
млн руб.
|
ИТОГО
|
2018-2034
|
34
|
56
млрд руб.
|
Наибольшее количество инновационных проектов (26 шт.) запланировано к реализации в отрасли животноводство на сумму 18,7 млрд рублей. В отрасли растениеводства планируется реализовать к 2028 году 2 инвестиционных проекта в сфере выращивания овощей на сумму 30,6 млрд рублей. В отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности за период 2018-2034 годы сумма инвестиций составит 6,7 млрд рублей и будет реализовано 6 инновационных проектов.
Так по итогам 2023 года общий объем инвестиций в агропромышленный комплекс Омской области составил 8,6 млрд рублей, что на 2,5 млрд рублей больше, чем в предыдущем году. Инвестиции в отрасль сельское хозяйство составили более 5 млрд рублей (8% к уровню 2022 года).
В 2023 году реализовано 15 инвестиционных проектов. В их числе 5 проектов комплексной модернизации животноводческих ферм по разведению крупного рогатого скота молочного направления в северной природно-климатической зоне.
В общем объёме инвестиций более 3,5 млрд рублей приходится на переработку сельскохозяйственной продукции и производство напитков (рост на 2 млрд рублей), в том числе в производстве пищевых продуктов – 2,8 млрд рублей (рост на 1,6 млрд рублей), в производстве напитков – более 700 млн рублей.
Важным направлением является техническое оснащение отрасли. Правительство Омской области ежегодно выделяет бюджетные средства на развитие материально-технической базы аграриев. За последние 5 лет объем поддержки из областного бюджета на техническое перевооружение агропромышленного комплекса составил 909 млн рублей, в том числе в 2023 году – 150 млн рублей.
В настоящее время в регионе более 50 % техники, срок эксплуатации которой больше 10 лет. В дальнейшем в рамках субсидии на техперевооружение хозяйства смогут также возместить часть затрат на приобретение машин и оборудования семеноводческих станций, а также для производства и переработки льна-долгунца. Это дополнительный стимул для ускоренного перевооружения отрасли.
За 2023 год аграриями региона приобретено 1,5 тыс. единиц техники и оборудования на сумму 5 млрд рублей, в том числе 177 единиц тракторов всех модификаций (на 835,8 млн рублей), 101 зерноуборочный комбайн (на 1 200,0 млн рублей) и 11 кормоуборочных комбайнов (на 106,7 млн рублей).
За счет возмещения части затрат в рамках субсидии на техперевооружение хозяйствами приобретено 198 единиц техники и оборудования на сумму 552 млн рублей.
В текущем 2024 году будет продолжена реализация 57-ми инвестиционных проектов. Общий объем капитальных вложений по ним составит около 77 млрд рублей, в том числе по 13-ти наиболее крупным проектам – порядка 50 млрд рублей. В стадии завершения 31 проект с общим объемом инвестиций около 5 млрд рублей.
Вместе с тем следует отметить, что реализация инновационных проектов в сфере АПК пройдет не во всех 32 муниципальных районах области, а только в 12-ти районах (табл. 2).
Таблица 2
Ожидаемые результаты от реализации инвестиционных проектов в АПК по муниципальным районам Омской области в период 2024-2034 годы
Город
/ муниципальный
район
|
Плановый
объем инвестиций по проекту, млн. рублей |
Основные
ожидаемые результаты реализации проекта
| ||||||
Финансовые
(среднегодовая сумма налоговых платежей в бюджеты всех уровней, млн. руб.)
|
Социальные
(количество создаваемых рабочих мест)
|
Производственные
| ||||||
увеличение
объема производства
|
Мощность
единоврем-го хранения, тыс. тонн
| |||||||
молока,
тыс. т/год |
мяса, т/год
|
овощей,
т/год
|
продукции
переработки, тыс. т/год
| |||||
г. Омск
|
1949,8
|
85,7
|
120
|
-
|
-
|
320
|
17,3
|
130
|
Азовский
|
2934,2
|
63,9
|
116
|
8,5
|
-
|
-
|
52
|
-
|
Исилькульский
|
1200
|
3,2
|
50
|
9,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Калачинский
|
25000
|
н/д
|
1320
|
-
|
60000
|
-
|
-
|
200
|
Кормиловский
|
2,5
|
42,8
|
100
|
-
|
8500
|
-
|
-
|
-
|
Марьяновский
|
4100
|
162,8
|
200
|
16,2
|
-
|
-
|
109,5
|
-
|
Нововаршавский
|
270
|
н/д
|
30
|
-
|
-
|
-
|
-
|
25
|
Омский
|
14868,7
|
172,3
|
484
|
17,3
|
-
|
15000
|
-
|
126
|
Полтавский
|
6300
|
496,8
|
60
|
17,3
|
-
|
-
|
16,2
|
-
|
Саргатский
|
100
|
н/д
|
5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3
|
Таврический
|
9633
|
157,31
|
344
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Тарский
|
325
|
н/д
|
83
|
4,3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Черлакский
|
800
|
8,3
|
10
|
9,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ИТОГО
|
67483,2
|
1193,11
|
2922
|
82,8
|
68500
|
15320
|
195
|
484
|
В результате реализации проектов в период 2024-2034 годы ожидается получение положительных финансовых, социальных и производственных результатов. Так среднегодовая сумма налоговых платежей в бюджеты всех уровней составит 1193,1 млн. рублей, будет создано 2922 новых рабочих места. Из производственных показателей ожидается увеличение объемов производства: молока - на 82,8 тыс. тонн/год, мяса - на 68500 тонн/год, овощей - на 15320 тонн/год и продукции переработки - на 195 тыс. тонн/год; а также увеличение мощностей единовременного хранения продукции растениеводства на 484 тыс. тонн.
Автор считает, что инвестиции в агропромышленный комплекс Омского региона оказывают значительное влияние на развитие сельских территорий. Во-первых, инвестиции в АПК будут способствовать созданию новых рабочих мест. Это связано с развитием новых производств, расширением существующих предприятий или внедрением новых технологий. Новые рабочие места будут способствовать увеличению доходов населения и снижению уровня безработицы в сельской местности.
Во-вторых, по мнению автора, инвестиции в АПК окажут влияние на улучшение инфраструктуры сельских территорий, включающей строительство дорог, модернизацию систем водоснабжения и канализации, а также развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Улучшение инфраструктуры позволит жителям сельской местности получить доступ к современным услугам и повысить качество жизни.
В-третьих, инвестиции в АПК будут формировать предпосылки для повышения уровня жизни сельского населения путем увеличения их доходов, создания новых возможностей для развития бизнеса и образования, а также улучшения условий проживания.
Однако, как отмечает автор, инвестирование в сельское хозяйство Омской области связано с рядом рисков (климатических, производственно-технологических, кадровых, финансовых, социальных), поэтому в отдельных муниципальных районах не представлялось возможным реализовывать инновационные проекты. Для минимизации этих рисков проводился тщательный анализ ситуации и рынка, выбирались надежные партнеры и использовались различные стратегии управления рисками.
Государственная поддержка является важным инструментом для достижения устойчивого роста и инновационного развития агропромышленного сектора, а поскольку инновации требуют значительных инвестиций, то господдержка помогает обеспечить финансирование для разработки и внедрения новых технологий.
К действующим в 2024 году мерам господдержки инноваций в сельском хозяйстве России следует отнести:
- финансовую поддержку (субсидии, гранты, кредитные программы, налоговые льготы);
- нефинансовую поддержку (информационная поддержка через государственные сайты и порталы, выставки, конференции и семинары; обучение и повышение квалификации; законодательные меры по упрощению процедур сертификации и регистрации новых технологий в сельском хозяйстве, созданию благоприятного законодательного окружения для развития инновационных проектов; создание инфраструктуры - инновационных технопарков и центров трансфера технологий в сельском хозяйстве, лабораторий и экспериментальных площадок для тестирования новых технологий).
Важно отметить, что действующих в настоящий момент форм и видов господдержки не достаточно. Необходимо расширить меры для активизации инновационно-инвестиционной деятельности в Омском регионе. В связи с этим автором предложено более широкое применение косвенного регулирования развития инноваций в АПК, а именно:
1. Создать благоприятную среду для внедрения инноваций:
- разработать информационные онлайн-платформы, объединяющие фермеров, разработчиков инноваций, инвесторов и экспертов, облегчая обмен информацией и поиск партнеров;
- создать специализированные центры трансфера технологий, которые будут заниматься адаптацией и внедрением инноваций в реальные условия АПК, оказывая практическую помощь фермерам;
- создать инновационные технопарки, специализирующиеся на развитии инновационных проектов в АПК, предоставляя доступ к инфраструктуре, экспертизе и финансированию;
- усовершенствовать законодательство, убрав барьеры для внедрения инноваций и упростив процедуры сертификации и регистрации новых технологий.
2. Создать специализированные инвестиционные фонды, которые будут инвестировать в перспективные инновационные проекты в АПК, привлекая частных инвесторов и стимулировать развитие инновационных проектов.
3. Увеличить бюджетные ассигнования из местного бюджета на научные исследования в области АПК, направленные на разработку инновационных технологий.
4. Включить в государственные тендеры на поставку сельхозпродукции требования к использованию инновационных технологий, создавая таким образом рынок для инноваций и стимулируя спрос на инновационные продукты.
Важно помнить, что косвенное регулирование должно быть тесно связано с частной инициативой и стимулированием конкуренции, создавая благоприятные условия для инновационного развития АПК региона.
Выводы
Инновационное развитие АПК играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности, экономического роста и экологической устойчивости промышленности региона. Успешное развитие АПК на инновационной основе требует комплексного подхода и учета всех факторов и рисков. При этом необходимо создавать благоприятную среду для развития инноваций, включая доступ к финансированию, инфраструктуре, образованию и квалифицированным кадрам. Вместе с тем государство должно играть активную роль в стимулировании инновационного развития АПК, предоставляя различную поддержку для ведения бизнеса и развивая научные исследования. Инвестиции в агропромышленный комплекс являются ключевым аспектом не только для повышения производительности и конкурентоспособности сельского хозяйства, но и для комплексного развития сельских территорий, создавая устойчивую экономическую и социальную основу для будущего.
Источники:
2. Косенчук О. В. Развитие сельских территорий на основе регулирования ценообразования в агрокластере // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2018. – № 2. – c. 196-211. – doi: 10.17072/1994-9960-2018-2-196-211.
3. Халмаммедова А., Хасанов Б., Чарыев К., Довлетова А. Сельское хозяйство: реформы, инновации, предпринимательская активность // Интернаука. – 2022. – № 38-2(261). – c. 11-12.
4. Косенчук О.В., Юрк Н.А., Динер Ю.А. Цифровые решения в животноводстве: анализ тенденций и использование в молочном скотоводстве Омской области // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 3. – c. 359-375. – doi: 10.18334/ppib.9.3.116220.
5. Поляков В. В. Экоориентированная цифровизация агропроизводственной деятельности в рамках концепта Сельское хозяйство 4.0 // Экономика и экология территориальных образований. – 2023. – № 1. – c. 53-58. – doi: 10.23947/2413-1474-2023-7-1-53-58.
6. Дятлова А. Ф., Казимирова Т. А. Инвестиции в АПК Брянской области как фактор устойчивого развития региона // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 4. – c. 280-286. – doi: 10.24412/2073-0454-2021-4-280-286.
7. Косенчук О. В. Эффективность управления многофункциональным развитием сельского хозяйства // Научное обозрение: теория и практика. – 2019. – № 9(65). – c. 1332-1348. – doi: 10.35679/2226-0226-2019-9-9-1332-1348.
8. Полушкина Т. М. Инвестиции в системе повышения инновационной активности АПК // Экономика устойчивого развития. – 2024. – № 2(58). – c. 201-205.
9. Дерюгина И. В. Сельское хозяйство стран Азии: инновации в целях продовольственной безопасности // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 7. – c. 3-10.
10. Барановский А. И, Косенчук О. В., Быкова Е. А. Маркетинг в сфере агробизнеса : Учебное пособие для студентов экономических специальностей. - Омск : Омский экономический институт, 2010. – 252 c.
11. Семенова Е. И., Новиков В. Г. Государственно-частное партнерство как инструмент социального развития сельских территорий России: подходы и ограничения // Экономика сельского хозяйства России. – 2021. – № 2. – c. 89-92. – doi: 10.32651/212-89.
12. Нечаева М. Л., Жданкина И.Ю., Козлов В.Д. Основные направления социально-экономического развития сельских территорий // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 8(123). – c. 70-85. – doi: 10.24412/2227-9407-2021-8-70-85.
13. Санджиев З. Н. Трудовой потенциал молодежи как базовый элемент в развитии сельских территорий // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2021. – № 1. – c. 21-26.
14. Гарская Е. С., Семенов А. В. Состояние и динамика социально-трудовой сферы сельских территорий Псковской области // Экономика XXI века: инновации, инвестиции, образование. – 2022. – № 4. – c. 65-68.
15. Латков Н.Ю., Коржук А.Б., Латкова Е.В. Бережливое производство как фактор роста производительности труда в АПК // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 9(158). – c. 228-231. – doi: 10.34925/EIP.2023.158.09.041.
16. Андрющенко С. А. Зеленое производство продовольственной продукции как направление экологизации АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2022. – № 3(387). – c. 270-273. – doi: 10.55186/25876740_2022_65_3_270.
17. Шумакова О. В., Косенчук О. В. Совершенствование механизма управления развитием аграрных территорий на основе многофункциональности сельского хозяйства // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3(37). – c. 227-234. – doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.37.227.
18. Лукашин Н. А. Проблемы развития социальной инфраструктуры сельских территорий в контексте повышения качества жизни сельского населения в Пермском крае // Аграрная Россия. – 2021. – № 7. – c. 41-44. – doi: 10.30906/1999-5636-2021-7-41-44.
19. Козлов В. В. Социальный аспект устойчивого развития сельских территорий России // Экономика сельского хозяйства России. – 2021. – № 9. – c. 81-86. – doi: 10.32651/219-81.
20. Косенчук О. В. Типология аграрных территорий по оценке многофункциональности сельского хозяйства // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2019. – № 11(109). – c. 57-66. – doi: 10.26726/1812-7096-2019-11-57-66.
21. Косенчук О. В., Иванова И. П., Зинич А. В. Подготовка кадров аграрного профиля в условиях цифровой экономики как фактор развития сельского хозяйства // Цифровое сельское хозяйство региона: основные задачи, перспективные направления и системные эффекты: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию экономического факультета, Омск, 25 апреля 2019 года. – Омск: Омский ГАУ. Омск, 2019. – c. 87-90.
22. Соломахин М. А., Кадыков Д. А., Ефимов Д. В. Социально-экономические направления инновационного развития сельских территорий // Наука и образование. – 2022. – № 1. – c. 71.
23. АПК: новое в системе господдержки // Журнал Бюджет. – 2024. – № 1(253). – c. 48-51.
24. Шелковников С. А., Петухова М. С. Система государственной поддержки научно-технологического развития отрасли растениеводства Новосибирской области // Московский экономический журнал. – 2021. – № 8. – c. 21. – doi: 10.24411/2413-046X-2021-10456.
Страница обновлена: 24.10.2024 в 10:08:33