Основы привлечения финансовых ресурсов организациями для создания продукции в целях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации
Чурсин А.А.1, Ермаков В.А.1, Островская А.А.1
1 Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960681
Аннотация:
В данной статье рассмотрены финансовые факторы, влияющие на реализацию государственной концепции технологического развития РФ на период до 2030г. В период санкций и проведения СВО только мобилизация всех видов ресурсов позволит выработать и реализовать данную концепцию на основе программы глубокой модернизации экономики и экономических отношений на основе приоритета государственных интересов и программ над частными. Важнейшей составляющей реализации концепции является вопросы финансирования модернизации и технического перевооружения ключевых отраслей промышленности. Проанализированы возможные источники привлечения инвестиционного капитала в сочетании с прогосударственной бюджетной политикой в технологическое развитие и модернизацию. Рассмотрены основные направления развития и модернизации финансового потенциала национальной экономики.
Ключевые слова: экономические ресурсы, экономические санкции, инвестиционные ресурсы, финансовые ресурсы, государственная финансовая поддержка, спонтанное финансирование, торговое финансирование
JEL-классификация: F10, D25, P35, P43
ВВЕДЕНИЕ
Основой успешного индустриального развития являются достаточные инвестиционные и финансовые ресурсы, а также наличие передовых технологий для выпуска радикально новой продукции с высокой добавленной стоимостью. Коллективный запад говорит с нами с позиции силы и угроз, фактически требуя сдаться на милость победителя, который уже назначен и отдать свою страну и ресурсы на колониальное порабощение и разграбление. Политическая позиция нашей страны, выработанная на основе принципов национального суверенитета, требует экономического фундамента, в основе которого основная ресурсная составляющая, а именно: финансы. Финансы, а точнее инвестиции в развитие производства и модернизацию дадут возможность наладить реальное импортозамещение и снизить, а в отдельных отраслях ликвидировать зависимость от внешних поставок оборудования и комплектующих. В 90-е годы образовался вакуум в промышленности как государственных капитальных вложений, так и кадрового пополнения резерва инженеров и технологов. Крайне скудно финансировалась наука и расходы на НИОКР. Отраслевая наука фактически прекратила свое существование. Но положительные результаты развития промышленности с ростом ВВП в 3,6%, импортозамещение в условиях санкций, сдвиги в государственной инвестиционной политике дают надежду и вселяют уверенность в достижении целей обеспечения национального технологического суверенитета в более сжатые сроки, а не до 30г. В данной статье рассмотрены вопросы фондирования модернизации оборудования с использованием инструментов государственной поддержки и финансового инжиниринга, традиционных и альтернативных методов финансирования промышленности.
Акцент в нашем исследовании и рекомендациях будет сделан не только на мерах государственной поддержки промышленности, но и инструментах финансового рынка, которые напрямую не зависят от уровня процентных ставок и банковской кредитной экспертизы. Также мы не рассматриваем варианты венчурного финансирования и поддержку малого и среднего бизнеса. При выборе способа финансирования, которые, казалось бы, лежат на поверхности (господдержка, банковские кредиты) необходимо тщательно проанализировать текущую финансовую позицию и ее соответствие с требованиями по предоставлению займа или кредита. Тот же кредит или в финансовом менеджменте финансовый рычаг может стать причиной роста производства, а может привести к несостоятельности и банкротству особенно в период роста ключевой ставки. Государственная поддержка, которая оказывается напрямую, минуя контур ответственности ЦБ РФ играет существенную роль в росте и модернизации нашей промышленности. В то же время есть определенные требования и риски при получении займа, гранта, льготного финансирования в рамках господдержки, которые также надо учитывать и которые также будут рассмотрены в данном исследовании. В этом случае финансовый директор должен внимательно изучить и внутренние резервы и альтернативные источники финансирования.
Актуальность
Для РФ появилась острая необходимость прорывного развития и восстановления, утраченного за годы либеральных реформ экономического и промышленного потенциала. Масштаб стоящих перед страной проблем в условиях санкций равносилен задачам новой реиндустриализации по примеру 30-х годов прошлого века. То есть политический суверенитет нашей страны должен быть подкреплен экономическим, финансовым, промышленным, технологическим и кадровым суверенитетом. Умеренное до недавнего времени под контролем запада развитие российской экономики должно смениться резким ростом производства прежде всего средств производства и импортозамещением на базе суверенной государственной эмиссионной, инвестиционной и технологической политики.
Данное исследование направлено на разработку подходов к выработке программы реализации государственной концепции технологического развития на базе эффективного использования прежде всего финансовых ресурсов. Вопросами обеспечения экономического роста и развития на основе приоритетного финансирования передовых технологий занимались многие ученые, среди которых следует отметить: С. Ю. Глазьева [6], А.А. Чурсина и А.Е. Богинского [7], Ж.С. Чупину и И.А. Квасова [7], Назюту С.В. [8] и др. В современных условиях требуется определенная мобилизация кадрового и экономического потенциала страны. Необходимо не поступательное эволюционное органичное развитие как в мирное время, а фактически революционные рост и смена философии бизнеса. В приоритете должны быть национальные, а не личные интересы, выполнение плана, госзаказа, а не прибыль любой ценой и вывод денежных средств в офшоры.
В условиях проведения СВО требуется жесткая мобилизация страны. В экономической политике необходимо находить прорывные, выверенные решения с учетом научно обоснованных методик, сформулированных отечественной наукой. Стоит задача быстро и качественно модернизировать национальную экономику и перевести ее на рельсы устойчивого развития.
Цель исследования
Целью исследования является анализ доступных промышленности вариантов и методов финансирования в условиях высоких процентных ставок, которые напрямую не связаны с банковским кредитованием и кредитной экспертизой с анализом сопутствующих рисков. Выработка и предложение новых организационных вариантов и альтернативных методов финансирования в контексте достижения национального технологического суверенитета.
Научная новизна
Научная новизна заключается в разработке методических подходов к совершенствованию методов привлечения и использования финансовых инвестиционных ресурсов как со стороны государства, так и частного сектора, в контексте обеспечения технологического прорыва. Предложены новые методы и решения по совершенствованию финансирования промышленности и обеспечению финансового суверенитета.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования состоит в доказательстве возможности получения сравнительно дешевого финансирования на фоне ужесточения кредитно-денежной политики и высоких процентных ставок за счет государственной бюджетной политики и альтернативных методов финансирования в обеспечение национального технологического суверенитета. В качестве теоретической базы исследования опираются на закон опережающего развития для выработки подходов к формированию программы обеспечения технологического суверенитета.
Представленные методические подходы к анализу влияния финансового потенциала на технологическое развитие базируется на известных и апробированных в мировой и отечественной практике методологических основах экономического анализа приоритетных отраслей экономики, представленных в работах вышеуказанных авторов
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В настоящее время на передний план стоящих перед страной задач выходит современное перевооружение производства, импортозамещение, технологические новации, производство средств производства, развитие науки и технологий. Все эти цели невозможно реализовать без финансового обеспечения. То есть финансовые ресурсы, их источники и использование должны находиться в центре внимания. После начала СВО коллективным Западом наносится удар именно по финансовым ресурсам, как источнику государственных инвестиций в технологическое развитие. США, Евросоюз, Великобритания и Канада заблокировали Банку России доступ к его международным резервам в рамках санкций против России в ответ на ее специальную военную операцию на Украине. Минфин РФ в марте 2021 сообщил, что Россия не может распоряжаться примерно половиной своих резервов: это около $300 млрд при общем объеме активов $640 млрд. Мы вышли из этой сложной ситуации конвертировав свои резервы в рубли и направив их на развитие промышленности. Согласно требованиям МВФ, эмиссия должна осуществляться только на базе объема заработанной или привлеченной в виде инвестиций резервной валюты. Что и было сделано без лишнего афиширования. Встал вопрос как лучше довести имеющиеся ресурсы государством до реального сектора экономики. Опыт 2008 и 2014 гг. показал, что решение этой проблемы через кредитную экспертизу коммерческих банков не привело к массовым кредитным влияниям, а часть средств, причем значительная была направлена не в реальный сектор, а на финансовый рынок исключительно в спекулятивных целях. Однако финансовый рынок нас не накормит и не защитит. Правительство в этих условиях жесточайшего противостояния с коллективным западом принимает ряд мер финансовой поддержки именно реальной промышленности, чтобы облегчить действующие на рынке условия кредитования на уровне 20% и выше при ключевой ставке ЦБ РФ в 16%, которое становится неподъемным для промышленности, где средняя рентабельность находится на уровне 7-8 %. Это в принципе не дает возможности инновационного развития страны и приводит к примитивизации производства. В данной ситуации мы видим три направления финансирования, которые могли бы обеспечить при высокой ставке ЦБ РФ выполнение условий промышленной модернизации и импортозамещения. Первое направление — это государственная поддержка. Второе направление - применение известных и менее известных финансовых инструментов для обеспечения финансирования разноплановых проектов, которые не связаны с кредитной экспертизой банков и напрямую не зависят от ключевой ставки. Третье направление - альтернативные способы финансирования и организации производства, которые мы предлагаем для обсуждения. Рассмотрим поэтапно каждое из этих направлений.
1. Первое направление - государственная финансовая поддержка промышленности
1.1 Фонд развития промышленности
Рассмотрим регуляторную базу государственной поддержки и ее основные положения. Правительством был принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О промышленной политике в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) в котором определены основные направления и виды государственной финансовой поддержки, а именно:
- в форме налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
- в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).
В развитие положений данного закона в 2015г. был создан Фонд Развития Промышленности (ФРП) под эгидой Министерства торговли и промышленности. Для реализации новых промышленных проектов Фонд предоставляет целевые займы по ставкам 3% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 5 млрд рублей (в рамках основных программ финансирования), стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики. Почему выбрана форма займа при предоставлении финансовой поддержки? Именно в этой форме юридические лица (небанковские учреждения) могут предоставлять денежные средства на основе договора займа согласно статье 807 ГК РФ.
1.2. Агентство по технологическому развитию
В дополнение к работе с ФРП рекомендуем воспользоваться услугами такой организации как Агентство по технологическому развитию https://208.atr.gov.ru/, цель которой стимулирование разработки конструкторской документации для серийного выпуска критически важных комплектующих. Стимулирование не только финансовое, но и организационное. Это своего рода биржа технологий и конструкторских решений, где вы можете найти именно российского исполнителя для своего технического задания.
1.3. Фабрика проектного финансирования ВЭБ РФ
При объеме требуемых ресурсов свыше 1 млрд руб. надо обращаться в ВЭБ РФ-Фабрику проектного финансирования. Фабрика проектного финансирования была создана в 2018г. на основе Постановления Правительства РФ от 15.02.2018 N 158(ред. от 02.12.2023). Акцент в кредитовании инвестиционных проектов на основе государственного финансирования сделан на финансовой поддержке крупных инфраструктурных проектов, имеющих национальное значение реализуемой с применением следующих мер государственной поддержки:
-субсидии из федерального бюджета на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма "фабрика проектного финансирования";
-государственная гарантия Российской Федерации по облигационным займам, привлекаемым специализированным обществом проектного финансирования. Минимальная стоимость проекта -3 млрд. руб.
Рассмотрев эти направления, мы приходим к выводу, что безусловно есть определенные ограничения и риски по участию в программах и проектах развития по объему ресурсов и масштабам бизнеса. Так, помимо финансовых рисков в виде возврата полной суммы денежных средств и начисления пени, в случае признания использования гранта (субсидии) не по целевому назначению, предприниматель может быть привлечен к ответственности. В основном это происходит из-за нецелевого использования кредита. Также следует учитывать, что невыполнение условий договора о предоставлении грантов и субсидий влечет за собой обязательство о возврате полной суммы предоставленных денежных средств. В любом случае иногда вынужденного нарушения условий договора необходимо выходить на контакт с институтом развития или банком-агентом, чтобы добиться своевременного согласования изменения условий договора. Соответственно среднему и малому бизнесу трудно и часто рискованно войти в эти программы и приходится искать на рынке другие возможности финансирования.
2. Второе направление – стандартные и нестандартные инструменты финансирования
2.1. Инструменты торгового финансирования по импорту оборудования и комплектующих
Основная задача, стоящая как перед промышленным предприятием, так и перед страной в целом является обновление основных фондов, модернизация оборудования с целью достижения национального технологического суверенитета. Основным источником поставок оборудования в условиях санкций коллективного запада является КНР. Наше исследование показало, что существуют достойные внимания варианты финансирования импортных поставок на основе торгового финансирования с использованием аккредитив и гарантий. Согласно российскому законодательству, открытие филиалов иностранных банков в РФ запрещено.
Приведем перечень основных китайских банков, открывших в РФ свои дочерние банки или представительства: Торгово-промышленный банк Китая (ICBC, Industrial & Commercial Bank of China), Строительный банк Китая (CCB, China Construction Bank),Сельскохозяйственный банк Китая (ABC, Agricultural Bank of China), Банк Китая (BoC, Bank of China)
Наша рекомендация состоит в том, что при заключении международного контракта купли-продажи с китайским экспортером необходимо предусмотреть аккредитивную форму расчетов. Часто требуется выплата аванса в размере 30–40% от суммы контракта наличным платежом. Этот платеж также можно сделать в рамках аккредитива, где в условиях предусмотреть выплату определенной согласованной суммы против предоставления 2–3 документов несвязанных с фактом отгрузки. Допустим сертификата качества, документ о готовности к отгрузке и т.д. В условиях высоких ставок в РФ использование аккредитивов и гарантий становится если не единственным, то важнейшим методом получения сравнительно дешевого финансирования на сроки от 1 до 2 лет. Преимуществом аккредитива как расчетного инструмента является возможность превращения коммерческого кредита в банковский. Банк выставляет свое обязательство платить и теперь не российская фирма, а банк становится обязанным по платежу. Это снижает риски экспортера и дает новые возможности по снижению ценовых условий сделки. Ставки за открытие аккредитива или гарантию платежа гораздо ниже, чем по кредитам, так как это ставки за обязательство заплатить, и не связано с предоставлением реальных денежных средств. При открытии аккредитива клиент должен сформировать покрытие по аккредитиву, а клиент с устойчивым финансовым положением может получить от банка кредит на покрытие и не отвлекать собственные средства из оборота. Цепочку банков участвующих в аккредитивной сделке можно выстроить на основе филиалов китайских банков в РФ (Банк оф Чайна, сельскохозяйственный банк Китая и др.) и материнских в Китае, а также на основе ВТБ в РФ и его филиала в КНР. В настоящее время Сбер также работает над открытием филиалов в этой стране. Именно на базе аккредитива как расчетной формы контракта можно получить торговое финансирование в виде отсрочки платежа по аккредитиву на срок от 3 месяцев до 2–3 лет (досанкционная практика), которую предоставляет банк-экспортера банку импортера, а последний транслирует ее на своего клиента-импортёра. Если следует категорический отказ импортера платить аванс, то можно использовать международную гарантию платежа по первому требованию, которая также может стать обеспечением получения финансирования от банка-экспортера. При необходимости получения предэкспортного финансирования и страхования коммерческих и политических рисков можно воспользоваться страховой и финансовой поддержкой Российского экспортного центра (РЭЦ).
По внутрироссийским сделкам также возможно применение аккредитивной формы расчетов и банковских гарантий, но уже не по международным правилам, разработанным МТП, а в соответствии с внутренними правилами и законодательством. Если есть малейшее сомнение в финансовой устойчивости или в деловой репутации, но сделка вам выгодна, то лучший вариант - предложить своему контрагенту аккредитивную форму расчета, чтобы избежать риска неплатежа.
2.2. Самофинансирование – спонтанное финансирование
Если вашему предприятию не удалось получить государственную поддержку из-за несоответствия ваших планов требованиям к получению займа или субсидии и соответствующих рисков, вы не ведете внешнеторговую деятельность, то основным источником финансирования инвестиций для предприятия остаются возможности внутреннего финансирования (самофинансирование). Оно предполагает: использование собственных средств — уставного (акционерного) капитала, а также потока средств, формируемого в ходе деятельности предприятия, прежде всего, чистой прибыли и амортизационных отчислений. Также сюда можно включить так называемое спонтанное финансирование, которое возникает в ходе текущей операционной деятельности предприятия, а именно: кредиторскую задолженность и начисленную, но не выплаченную заработную плату и начисленную налоговую задолженность, средства от продажи ноу-хау, прочие устойчивые пассивы. Спонтанное финансирование не требует согласования с банком и не зависит от уровня процентных ставок. Некоторые ученые определяют спонтанное финансирование как скидки для ускорения оборачиваемости денежных средств, но это не соответствует сути данного вида финансирования. Скидки — это только инструмент для ускорения оплаты. Спонтанное финансирование — это прежде всего варианты коммерческого кредита, предоставляемого одной фирмой другой на базе отсрочки платежа, рассрочки выплаты аванса, использования начисленных, но не выплаченных обязательств (налоги, заработная плата). Кредиторская задолженность формируется, когда вы приобретаете материалы с отсрочкой платежа обычно на несколько месяцев. Данный вид коммерческого кредита и вообще коммерческий кредит не требует оформления отдельного договора, а его условия сформированы в основном договоре купли-продажи. Также к источникам спонтанного финансирования можно отнести и выпуск как своих векселей предприятия, так и принятие в оплату или в подтверждение коммерческого кредита векселей других предприятий. Для повышения ликвидности векселей предприятия возможно договориться об акцепте или авале векселя желательно отраслевым банком, обслуживающим данное предприятие и хорошо информированным об экономическом положении предприятия. Наряду с коммерческим кредитом предприятия могут для обеспечения своей операционной деятельности использовать товарный кредит, который как-раз требует отдельного договора. Также стоит напомнить о возможности предоставления займа в виде денежных средств от одного предприятия другому на определенный период и на согласованных условиях, оформленных договором.
2.3. Факторинг
Сформированную дебиторскую задолженность можно переуступить факторинговой фирме и получить денежные средства до 100% без регресса или использовать в качестве залога для получения краткосрочных кредитов или овердрафта. Факторинг остается важным методом превращения дебиторской задолженности в наличные денежные средства. Нет понятия факторинга в Гражданском Кодексе РФ. Есть понятие финансирование под уступку денежного требования и соответствующая 824 статья ГК РФ. К преимуществам факторинга можно отнести: минимум документов при оформлении, объёмы финансирования не ограничены и зависят только от суммы поставок, быстрые выплаты (при финансировании поставок в крупные торговые сети деньги можно получить в тот же день), не отображается на балансе компании, как кредитное обязательство, долг выплачивает дебитор, а не компания.
2.4. Форфейтинг
В международном обороте возрастает роль форфейтинга, который также можно считать формой кредита. Форфейтинг - операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером). Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на продавца обязательства. Форфейтинг применяется преимущественно в сфере международной торговли и оказания услуг и является формой кредитования, оформляемой оборотными документами и пригодной для любых торговых сделок. Форфейтинг называют формой своеобразной трансформации коммерческого кредита в банковский кредит.
2.5 Долговое или акционерное финансирование Самофинансирование в том числе на основе спонтанного финансирования может быть использовано только для реализации небольших инвестиционных проектов. Капиталоемкие инвестиционные проекты, как правило, финансируются за счет не только внутренних, но и внешних источников. К этим источникам мы прежде всего относим долговое и акционерное финансирование. Алгоритм выбора между этими двумя направлениями представлен на рис. 1
Рис.1 Схема анализа финансовых альтернатив
Возможности акционерного финансирование ограничены в основным длительными сроками реализации сделок и значительными издержками и регуляторными ограничениями. Стандартный банковский кредит в своем исследовании мы не рассматриваем из-за высокой ключевой ставки и коротких сроков, а среди рынка долгового капитала остается реалистичным только выпуск корпоративных облигаций. Но сроки выпуска облигаций также довольно значительны, а для отдельных предприятий невозможны, так как при отсутствии обеспечения, предоставленного третьими лицами, выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года. Высокая ключевая ставка также делает облигации достаточно дорогим заимствованием. Купон выплачивается в среднем по последним майским выпускам текущего года в размере ключевой ставки +5%.
Одним из сравнительно новых для российской практики источником средне и долгосрочного финансирования становится мезонинное или гибридное (квазидолговое) финансирование, которое сочетает в себе элементы акционерного и долгового финансирования. Мезонин — это как «прослойка» между акционерным и долговым капиталом. Гибридное финансирование — долговое финансирование с получением дополнительной доходности от роста стоимости акций [11]. Это оптимальный вариант для компаний, испытывающих проблемы с привлечением традиционного банковского финансирования, и для владельцев, не готовых расставаться с существенной долей в бизнесе, привлекая внешнего инвестора (стратегического партнера) в акционерный капитал. Возможно, исчерпан кредитный лимит по обычным кредитам или риск сделки оценивается высоко. Сроки заключения сделки – не более 45 дней. Правда это относится только к лидерам российского банковского рынка. Необходимо подчеркнуть одно из важных качеств мезонина — в отличие от кредита мезонинный инвестор полагается при анализе заёмщика на расчёт фундаментальной стоимости этого бизнеса, а не способность заёмщика погасить кредит в срок. На практике это означает гибкость в погашении мезонина по сравнению с кредитом: погашение задолженности и часть процентных платежей могут быть отнесены на конец срока, таким образом, компания не отвлекает средства на обслуживание привлечённых средств. Для информации пост-финансирование по аккредитиву также предоставляется с условием погашения всей суммы задолженности в конце срока. Это особенно важно для проектного финансирования и при реструктуризации задолженности. Форма мезонина бывает разной: он может быть предоставлен как в виде займа, так и через приобретение акций, причём это обычно отдельный класс акций с преимущественными правами на получение дивидендов и продажу пакета при наступлении согласованных условий. К тому же любая сделка отвечает критериям заёмного финансирования: платность ресурса, его срочность и возвратность, которая должна быть обеспечена активами и гарантиями компании. С точки зрения скорости получения мезонина эту сделку можно провести намного быстрее, чем в случае публичных заимствований и привлечения инвестора в капитал [10].
2.5. Возвратный лизинг
В плане долгосрочного финансирования можно упомянуть операционный и финансовый лизинг, а также возможность получения финансирования на базе возвратного лизинга. Возвратный лизинг – это разновидность лизинга, при котором предприятие продает ликвидное имущество лизингодателю, а затем оформляет его в лизинг. Это может быть оборудование, автотранспорт, спецтехника, недвижимость. Таким образом, лизингополучатель получает деньги на развитие бизнеса и сохраняет за собой право пользования активами. А по окончании срока действия договора и исполнения обязательств перед лизинговой компанией предприятие получает имущество обратно в собственность [9]. Наконец, возвратный лизинг привлекателен для юрлиц минимальными рисками. Требования со стороны лизинговых компаний менее жесткие, чем у банков при выдаче кредитов. А скорость рассмотрения заявок и оформления сделки выше. К тому же, от лизингополучателя не требуется дополнительный залог – в качестве него выступает предмет договора лизинга.
Рассмотрев это направление и с учетом предложений по использованию каждого метода руководству организации, применяющей тот или иной метод рекомендуется тщательно проанализировать эффективность применения того или иного метода с учетом специфики деятельности предприятия.
3 направление - альтернативные модели финансирования, организации производства и финансового инжиниринга
Рассмотрим и предлагаем к обсуждению третье направление - новации в финансировании и организации промышленного производства, которые или уже опробованы или возможны потенциально к реализации, которые способствуют получению финансирования на приемлемых условиях или дают возможность сэкономить или отказаться от денежного обмена при использовании методов финансового бартера и инжиниринга. Предлагая нижеперечисленные варианты мы исходим из концепции комплексного подхода к финансированию, когда речь идет не только о методах финансирования, но также об эффективных методиках управления оборотным капиталом, использованием современных методов расчетов, страхования, организации производства, которые позволяют в целом улучшить финансовую позицию предприятия.
- если не получается получить государственную поддержку на федеральном уровне, то обязательно следует изучить региональные и отраслевые программы развития и поддержки бизнеса, использовать преимущества СЭЗ и ТОР, которые предоставляют в том числе налоговые льготы при импорте оборудования, льготы при закупке российского оборудования и др.;
-организация филиалов в дружественных или нейтральных странах глобального Юга с целью получения финансирования от локальных банков, где уровень ставок ниже или условия кредитования более выгодны;
-приобретение основных фондов в других странах и организация производства. Из РФ поступают материальные ресурсы и компетентная рабочая сила. Возможно участие в локальных программах привлечения иностранных инвесторов и развития бизнеса;
-финансовый бартер, когда российский участник поставляет материалы, сырье в оплату предоставленного финансирования, сдача в аренду простаивающих производственных мощностей взамен на финансирование;
-проведение переговоров с контрагентами по предоставлению финансирования по льготным ставкам в обмен на участие в прибыли проекта или предприятия;
-переговоры с институтами развития в рамках СНГ (Межгосударственный банк), БРИКС (Новый банк Развития), ЕвразЭС (Евразийский банк Развития);
-выход на переговоры с фондами прямых инвестиций и институтами развития дружественных или нейтральных государств с участием РФ такими как Российско-киргизский фонд развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Черноморский банк торговли и развития;
-развитие сотрудничества с правительственными и неправительственными суверенными фондами прямых инвестиций стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. такими как: Temasek Holdings (Сингапур), Фонд Шелкового пути (КНР) через Российский Фонд прямых инвестиций (РФПИ) и др.
- выход на сделки слияния и поглощения для масштабирования бизнеса и получения соответствия объема бизнеса ковенантам кредита или займа;
- поиск стратегического инвестора в том числе в странах СНГ и ЮВА;
- использование банковской гарантии как оборотного документа с переуступкой прав по гарантии финансирующему институту. В международной практике такие сделки проводились в условиях отказа заказчика оплатить аванс и невозможности исполнителя приобрести необходимые сырье и материалы из-за отсутствия средств. Заказчик предоставлял банковскую гарантию исполнения контракта по первому требованию в пользу исполнителя, а исполнитель, менял в контракте и тексте гарантии бенефициара по гарантии на финансирующий банк;
- предлагаем вариант принятия векселей производственных предприятий авалированных или акцептованных отраслевыми банками в качестве не только обеспечения по кредитам и займам, но и как основу эмиссии денежных средств на базе цифрового рубля;
- предлагаем также перенести практику торгового финансирования по международным сделкам на внутрироссийский уровень;
Заключение
Предложенные в статье варианты финансирования, организации производства и финансового инжиниринга безусловно требуют определенной проработки и юридического сопровождения. Однако, как известно, под лежачий камень вода не течет. Поэтому важно постоянно совершенствовать методы финансирования и управления оборотным и инвестиционным капиталом, использовать лучшие мировые практики. Также необходимо прийти к консенсусу между бюджетной политикой правительства и денежно-кредитной политикой ЦБ РФ. ЦБ РФ ужесточает высокими ставками эту политику ограничивая кредитные возможности банков и сокращая денежную массу для борьбы с инфляцией. Правительство в противовес инвестирует значительные средства в развитие и создание новой генерации экономической добавленной стоимости. Если в основе кредитно-денежной политики лежит стремление сократить инфляцию, то позиция правительства кажется нам более перспективной. Именно создание новых и развитие действующих мощностей даст импульс реальному экономическому росту и развитию с увеличением выпуска продукции и созданию новой экономической стоимости, которая приведет к нивелированию инфляции. Высокие ставки и девальвация рубля только приводят к росту цен и денежному голоду, так как издержки по кредитам будут заложены в цену продукции и приведут к росту цен. Таргетирование инфляции через жесткую политику кредитных ставок работает в развитых экономиках, где нет недостатка денежных средств, а есть их избыток за счет политики количественного смягчения и эмиссии триллионов долларов и евро. Надеемся, что устойчивое развитие и анализ результатов последних двух лет работы экономики в условиях СВО приведут к смягчению денежно-кредитной политики и выравниванию процентных ставок по рыночным кредитам и государственным займам. Действительно в современных условиях возрастает роль финансовой поддержки государства в развитии и модернизации промышленности. Однако не для всех предприятий эта поддержка достижима из-за ограниченных лимитов государственной помощи и сопутствующих рисков. По нашему мнению, необходимо всемерное масштабирование положительного опыта работы государственных институтов развития именно для ключевых отраслей промышленности и в целом производства средств производства. Денежно-кредитная политика государства должна быть сформулирована в интересах роста и развития производства и его модернизации. Напомним, что в соответствии со ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией ЦБ РФ, а не таргетирование инфляции. Для выполнения этой функции необходимо всего лишь вернуться к лимитам по открытой валютной позиции банков в размере 10% от капитала, что ограничит спекулятивное давление на рубль и ограничить вывоз капитала, что послужит дополнительным источником инвестиций. Предлагаем возобновить целевое инвестиционное кредитование ЦБ РФ на основе рефинансирования коммерческих банков по инвестиционным проектам по ставкам 1-2 % и сроком 5-7лет. Вернуть старое название ключевой ставки-ставка рефинансирования. Прекратить практику депозитов в ЦБ РФ по высоким ставкам, что сокращает инвестиционный ресурс экономики. К основной функции ЦБ РФ считаем своевременным добавить функцию ответственности за экономический рост и развитие национальной экономики и создание нового инвестиционного суверенного денежного контура на основе цифрового рубля.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 N158 (ред. от 02.12.2023)
«О программе "Фабрика проектного финансирования»
3. Гражданский кодекс РФ
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2023 №603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации»
5. Концепция технологического развития на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р
6. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2010. – 254 c.
7. Чурсин А.А., Квасов И.А., Богинский А.И., Назюта С.В. Основы методологии управления процессами, обеспечивающими технологическую независимость организации // Креативная экономика. – 2024. – № 1. – c. 167-188. – doi: 10.18334/ce.18.1.120272.
8. Чурсин А.А., Ермаков В.А., Назюта С.В. Пути и методы совершенствования ресурсного обеспечения национальной экономики для реализации технологического суверенитета // Креативная экономика. – 2024. – № 4. – c. 765-788. – doi: 10.18334/ce.18.4.120694.
9. Gpbl.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gpbl.ru/about/leasing.
10. Special.kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://special.kommersant.ru/sberbank-mezonin/.
11. Alfabank.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://alfabank.ru/corporate/investments/business/services/mezzanine/.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:05