Цифровой маркетинг туризма как инструмент экономического развития дестинации

Елесин Е.Ю.1, Никитин А.Д.2
1 Учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ»»
2 Казанский кооперативный институт - филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Елесин Е.Ю., Никитин А.Д. Цифровой маркетинг туризма как инструмент экономического развития дестинации // Информатизация в цифровой экономике. – 2024. – Том 5. – № 2. – doi: 10.18334/ide.5.2.121242.

Аннотация:
Туризм является одной из самых динамично развивающихся сфер экономики. Цифровой маркетинг в туризме становится реальностью, все больше компаний туристской сферы применяют во всех видах взаимодействие информационные технологии. Это не только соответствует современным тенденциям, облегчает выполнение экономических внутрифирменных задач, но и способствует развитию экономики в целом. В статье представлен анализ существующих исследований в области цифровизации туризма, а также актуальная проблематика цифрового маркетинга туристской сферы. Особое внимание уделено персонификации туризма и роли цифрового мышления как условия формирования цифровых навыков потребителей туристских услуг. Выделены основные маркетинговые комбинации для продвижения туристского продукта с применением цифровых технологий. Рассмотрены современные тенденции в цифровом маркетинге, стратегии продвижения продукта при помощи цифровых технологий: портфолио туристcких продуктов и брендинг туристских направлений. Применение больших данных в туризме исследуется как прогнозирование спроса на турпродукты, анализ целевой аудитории и составление портрета потребителя рынка туруслуг. Раскрыты стратегии продвижения продукта при помощи цифровых технологий. Развитие туристских дестинаций в эпоху цифровизации в соответствии с концепцией «Туризм 4.0» отражает новые решения в области цифровизации городских агломераций. Определены основные направления развития цифрового маркетинга в туризме и разработаны рекомендации для будущих исследований.

Ключевые слова: цифровой маркетинг в туризме, экономика туризма, цифровизация, цифровое мышление, продвижение туристического продукта, туристская дестинация

JEL-классификация: Z31, Z32, L83

Источники:

1. Петербургский международный экономический форум. [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/news/news/denezhnyj-turpotok-turizm-na-eksport/ (дата обращения: 12.03.2024).
2. Грудистова Е.Г. Цифровой маркетинг в сфере сервиса и туризма как инструмент развития цифровой экономики // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2020. – № 1. – c. 45-54. – doi: 10.18413/2408-9346-2020-6-1-0-5.
3. Bhatia P.S. Fundamentals of Digital Marketing. - New Deli: Pearson India, 2017. – 471 p.
4. Chaffey D., Ellis-Chadwick F. Digital Marketing. - Pearson: Loughborough University, 2019. – 576 p.
5. Агешкина Н.А. Основы турагентской и туроператорской деятельности. / Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 567 c.
6. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации. / Монография. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 147 c.
7. Новичков Н.В., Новиков В.Г., Новичкова Н.В. Развитие туризма в сельских территориях в контексте ряда глобальных социально-экономических тенденций // Экономика сельского хозяйства России. – 2015. – № 3. – c. 61-68.
8. Туризм в РФ стал лидером по росту инвестиций в 2023 году. Электронный ресурс «Эксперт». [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/news/turizm-v-rf-stal-liderom-po-rostu-investitsiy-v-2023-godu/ (дата обращения: 12.03.2024).
9. Framke W. The Destination as a Concept: A Discussion of the Business-related Perspective versus the Socio-cultural Approach in Tourism Theory // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. – 2002. – № 2. – p. 92-108. – doi: 10.1080/15022250216287.
10. Никиташина Н.А. «Умный город» как основа «умного туризма» в эпоху цифровых технологий: правовые и философские прогнозы // Туризм: право и экономика. – 2023. – № 3. – c. 11-13. – doi: 10.18572/1813-1212-2023-3-11-13.
11. Кирьянова Л.Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению туристским регионом // Известия Томского политехнического университета. – 2010. – № 6. – c. 35-40.
12. Черникова Л.И., Бокарева Е.В., Ветрова Е.А. Технологии умного туризма - экономический подход (Туризм 4.0) // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 7. – c. 132-135.
13. Рзаева Р.Э., Кулакова Л.И. Цифровое развитие туристской сферы // European Science. – 2019. – № 7(49). – c. 31-35. – doi: 10.24411/2410-2865-2019-10701.
14. Официальный сайт стратегической консалтинговой компании Strategy Partners. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.ru/research/expert/92 (дата обращения: 12.03.2024).
15. Букреева И.В. Использование SMM-технологий в продвижении туристских дестинаций (на примере продвижения территорий Северного Кавказа) // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. – 2018. – № 4. – c. 325-331.
16. Гончарова О.В., Халеева С.А. Использование современных digital-каналов и SMM-технологий в продвижении туристских услуг // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1709-1724. – doi: 10.18334/ce.14.8.110693.
17. Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/ (дата обращения: 12.03.2024).
18. Миронова Н.А. Туристская отрасль в контексте цифровой экономики // Московский экономический журнал. – 2020. – № 5. – c. 62. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10321.

Страница обновлена: 07.07.2024 в 17:19:27