Socio-economic efficiency of long-term care implementation in the Siberian Federal District
Safonov A.L.. Sheozhev Kh.V., Timonin I.I.1
1 Институт региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 8 (August 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69154045
Abstract:
The article examines the system of long-term care for elderly and disabled citizens as one of the most important directions of social policy of the state, due to the trend of population aging and aimed at improving the quality of life of disabled and elderly people. The trend of the growing need for long-term care of the population is analyzed. The involvement of household members in the provision of unpaid care services was assessed. The analysis of the differentiation of the budget expenditures of the constituent entities of the Russian Federation on the example of the regions of the Central Federal District, a number of regions of the South and North Caucasian Federal Districts is carried out. In terms of the proportional ratio of the number of people in need of long-term care and the amount of funds allocated for the implementation of the system in 2018-2023, the socio-economic effectiveness of the current system of long-term care in these constituent entities is assessed.
It is shown that the constituent entities of the Russian Federation belonging to the Siberian Federal District have implemented a pilot project on long-term care in different years. At the same time, they differed significantly in the level of budget allocations for the implementation of long-term care services. This differentiation can be observed not only in the total annual volume of budget expenditures but also in relation to the expenditures for the first needy citizen. Conclusions on the need to equalize the volume of budget funds intended for the development of a long-term care system are drawn.
Acknowledgments:
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.
Keywords: social policy, social services, long-term care system, disabled people, elderly citizen, socio-economic assessment
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
JEL-classification: H50, H53, H55, H75
Введение
В рамках реализации социальной политики Российской Федерации в 2018 году был принят национальный проект «Демография», который включал в себя федеральную программу «Старшее поколение», направленную на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и лицами с ограниченными возможностями. С этого момента в России стартовал пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (далее СДУ). В рамках пилотного проекта предполагалось отработать основные подходы по построению системы сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи на дому, в полустационарной и стационарной форме (с привлечением патронажной службы, сиделок, семейного ухода).
Основными общественно значимыми целями развития СДУ является:
· улучшение качества и увеличение продолжительности жизни граждан, нуждающихся в долговременном уходе (далее ДУ),
· высвобождение трудоспособных членов семьи для участия в общественном производстве,
· предотвращения десоциализации членов домохозяйств, где имеются нуждающиеся в ДУ,
· профилактика бедности,
· обеспечение безопасности и надлежащего качества ДУ.
· организации эффективной системы обучения и повышения квалификации персонала, работающего в сфере долговременного ухода.
В майском Указе Президента РФ от 7.05.2024 года № 309 [2] одной из национальных целей до 2030 года определено создание достойной и безопасной среды для жизни населения, а одной из задач достижения цели – увеличить количество лиц (из числа граждан старших возрастов и инвалидов), получающих услуги ДУ, до 500 тысяч человек. Это требует от государства совершенствования самой системы ДУ, особенно системы финансирования. Однако на сегодняшний день этот момент остается в значительной степени проблемным.
Вопросы развития системы ДУ освещались в различных исследования российских ученых [3], но в них основное внимание уделено общим проблемам организации ДУ. В данной статье мы бы хотели сосредоточиться прежде всего на анализе доступности помощи в Сибирском федеральном округе.
1. Методы и материалы
При подготовке данной научной статьи, авторами были использованы различные методы. В частности, применялись анализ, систематизация, сравнения, обобщения.
Для достижения поставленных в работе целей авторами были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть основные тенденции в потребности в долговременном уходе со стороны населения;
- определить степень удовлетворенности в уходе в рамках действующих программ;
- оценить вовлеченность населения в оказание неформального ухода;
- проанализировать особенности бюджета, выделяемого на систему долговременного ухода (СДУ) на примере Сибирского Федерального округа;
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, научные исследования российских и зарубежных учёных, статистические данные Росстата.
2. Результаты и обсуждения
В 2023
году, по данным Росстата, из общей совокупности граждан в возрасте старше трудоспособного
(в том числе имеющих инвалидность) более 96 процентов не были поставлены на
учет в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации, как
нуждающиеся в социальном обслуживании. Всего 2,5% из числа всех граждан старше
трудоспособного возраста были поставлены на учет и обслуживались в региональных
органах социальной защиты (См. рисунок 1).
Рисунок 1. Участие лиц в возрасте старше трудоспособного в социальном обслуживании (в %). Источник: составлен авторами по данным Росстата [4]
Это означает, что значительная часть
граждан, которая потенциально нуждается в услугах ДУ, пока оказалась вне зоны
системы социальной защиты и основную нагрузку по уходу на дому несут
непосредственно домашние хозяйства, что сопряжено с дополнительными расходами,
затратами времени и отвлечением от участия в общественном производстве, что
становится осо бенно
чувствительным для экономики страны в условиях дефицита кадров.
Рисунок 2. Обращаемость граждан за услугами по социальному обслуживанию в 2015 году. Источник: составлена авторами по данным Росстата [5].
Как свидетельствуют данные рисунков 2 и 3 с 2015 по 2023 год происходило постепенное сокращение числа граждан, которые не обращались в органы социальной защиты с целью получения услуг по обслуживанию. Если в 2015 году таких было 75,1% от общего числа опрошенных лиц старшего возраста и инвалидов, то в 2023 году уже 62,7%. При этом большая доля не обратившихся за помощью граждан проживала в городской местности, что можно объяснить дополнительными возможностями обратиться за помощью к родственникам или нанять частого специалиста по уходу.
Рисунок 3. Обращаемость граждан за услугами по социальному обслуживанию в 202023 году. Источник: составлена авторами по данным Росстата [5].
Данные рисунок 2-3 также показывают, что за указанный период снизилось число отказов в предоставлении помощи с 7,1% до 2,7%. А также снижался процент случаев, при которых после обращения решения не было принято, с 17,8% до 15,9%. Интересен тот факт, что в сельской местности чаще, чем в городе, сталкивались с этим явлением. Возможно, это объясняется необходимостью более длительной процедуры изучения обстоятельств жизни сельских жителей, а также более сложными условиями организации социального обслуживания из-за удаленности мест проживания.
Таблица 1. Динамика предоставления услуг долговременного ухода стационарными учреждениями и потребность в них граждан пожилого возраста и инвалидов
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |
Число организаций для граждан
пожилого возраста и инвалидов (взрослых), единиц
|
1307
|
1280
|
1249
|
1243
|
1237
|
1226
| |
в них:
|
|
|
|
|
|
| |
мест, тыс.
|
263
|
263
|
262
|
262
|
258
|
258
| |
проживающих, тыс. человек
|
254
|
281
|
279
|
252
|
256
|
246
| |
Число организаций для
детей-инвалидов, единиц
|
251
|
228
|
235
|
243
|
228
|
224
| |
в них:
|
|
|
|
|
|
| |
мест, тыс.
|
27
|
26
|
26
|
26
|
25
|
23
| |
проживающих, тыс. человек
|
40
|
39
|
37
|
27
|
31
|
19
| |
Находились на
постоянном постельном режиме из числа проживающих в стационарных учреждениях
социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, процент
|
Взрослые
|
19,8
|
19,0
|
18,3
|
17,0
|
17,3
|
16,2
|
Дети
|
9,7
|
10,4
|
9,8
|
13,0
|
11,0
|
15,8
| |
Состояло на очереди
для помещения в учреждения социального обслуживания, человек
|
Взрослые
|
3421
|
1571
|
2877
|
3391
|
3846
|
5599
|
Дети
|
241
|
14
|
5
|
58
|
16
|
12
|
Результаты исследований, проведенного авторами, показывают, что услуги долговременного ухода становятся все более востребованными со стороны населения. По данным таблицы 1 можно судить о потребности граждан, нуждающихся в постоянном стационарном уходе. Например, если в 2017 году число взрослых, стоявших в очереди на размещение в стационары, составляло 3421 человек, то в 2022 году эта численность возросла до 5599 человек (см. данные Таблицы 1).
Рисунок 3. Динамика развития геронтологических центров в Российской Федерации. Источник: составлена авторами по данным Росстата [6].
При этом необходимо иметь в виду, что это в основном те граждане, которые имеют право на бесплатную или льготную социальную помощь. В то же самое время происходило сокращение организаций и количество мест для размещения, нуждающихся в стационарной помощи, что обостряет проблему наличия достаточного уровня мощностей для обеспечения полной потребности в стационарах системы ДУ.
Также в последние годы идет постепенный рост услуг, оказываемых геронтологическими медицинскими учреждениями (см. рисунок 3). Однако график показывает, что развитие системы геронтологических услуг идет неравномерно: в период 2010–2013 года происходило снижение числа организаций и количества проживающих, в период 2016 -2019 заметный рост, в 2020 -2021 году сокращение и в 2022 году опять рост.
Такая противоречивая тенденция свидетельствует о неустойчивости системы организации и финансирования данного направления оказания ДУ.
Таблица 2 Предоставление социальных услуг гражданам старших возрастов и инвалидам (2021 - 2022 годы)
Показатели
|
Всего
организаций, осуществляющих социальное обслуживание в форме социального обслуживания
на дому (всего)
|
Всего
организаций, осуществляющих социальное обслуживание в форме социального обслуживания
на дому (всего) в % 2022 год к 2021 году
|
Специализированные
службы социально-медицинского обслуживания
|
В том
числе для граждан пожилого возраста и инвалидов
|
Центры
социальной помощи
|
Центры
социальной помощи в % 2022 год к 2021 году
|
Иные
организации, осуществляющие социальное обслуживание в форме социального обслуживания
на дому
|
Иные
организации, осуществляющие социальное обслуживание в форме социального обслуживания
на дому в % 2022 год к 2021 году
|
Число организаций, единиц
|
304
|
118,28
|
1
|
1
|
37
|
105,7
|
266
|
119,8
|
Число оказанных услуг (всего),
единиц
|
14949725
|
136,93
|
161929
|
161929
|
360535
|
171,1
|
14427261
|
134,7
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
социально-бытовые
|
8912829
|
121,58
|
141688
|
141688
|
221851
|
192,1
|
8549290
|
118,4
|
социально-медицинские
|
3332320
|
122,46
|
9704
|
9704
|
40589
|
143,8
|
3282027
|
121,8
|
социально-психологические
|
1109472
|
261,17
|
5394
|
5394
|
35714
|
166,9
|
1068364
|
264,8
|
социально-педагогические
|
945583
|
536,37
|
0
|
0
|
21687
|
140,05
|
923896
|
574,5
|
социально-трудовые
|
80608
|
1801,2
|
0
|
0
|
2472
|
120,29
|
78136
|
3228,76
|
социально-правовые
|
312690
|
200,45
|
357
|
357
|
8153
|
99,8
|
304180
|
205,7703
|
услуги в целях повышения коммуникативного
потенциала получателей социальных услуг
|
195440
|
277,71
|
0
|
0
|
3689
|
125,3
|
191751
|
284,4
|
срочные услуги
|
60783
|
176,19
|
4786
|
4786
|
26380
|
155,99
|
29617
|
168,4
|
Численность получателей социальных
услуг (всего), человек
|
147624
|
128,72
|
847
|
847
|
18539
|
146,9
|
128238
|
125,6
|
Данные таблицы 2 свидетельствуют о постепенном росте количества услуг, которые оказывают организации социальной защиты. Наибольшую долю составляют социально-бытовые услуги (покупка продуктов, уборка, получение и отправка корреспонденции) – 59,9% от общего числа социальных услуг. 22,39% приходилось на медицинские услуги, 7,4% - социально-психологические, 6,3% - социально-педагогические, 0,53 – социально-трудовые, 2,9% - социально-правовые, 1,3% - услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных, 0,4% -срочные услуги.
Особо опасение у исследователей вызывает и тот факт, что основная нагрузка в рамках СДУ приходиться сейчас на домохозяйства, однако в обществе развивается еще два негативных фактора: во-первых, это рост числа нуклеарных семей (что означает, что одинокие не смогут в старости опереться на родственников), во-вторых, сокращение контингента в возрасте 40-60 лет, который собственно и обеспечивает частный неформальный уход [8].
Как свидетельствуют данные таблицы 2 неравномерность выделения средств в регионах Центрального федерального округа характерна не только для реализации пилотного проекта по ДУ, что может быть объяснено последовательностью вхождения в проект. Например, в 2022 году на СДУ деньги были выделены только в 5 из 17 регионов ЦФО, а в 2023 году уже в 13. Как было сказано, в 2023 году в ЦФО 4 региона не имели в своих бюджетах расходных обязательств по пилотному проекту, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Московская область, Липецкая область, Тульская область — это регионы с развитой экономикой.
Таблица 3. Динамика расходов на СДУ, реабилитацию и абилитацию инвалидов в субъектах ЦФО (тысяч рублей)
Субъекты ЦФО
|
Расходы на создание системы долговременного ухода
|
Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, в том числе детей инвалидов
| ||
2022
|
2023
|
2022
|
2023
| |
Белгородская область
|
41791,7
|
72937,6
|
9000,0
|
7164,0
|
Брянская область
|
0
|
97505,1
|
0
|
0
|
Владимирская область
|
10262,2
|
56700,9
|
5761,1
|
7335,0
|
Воронежская область
|
78584,6
|
170990,2
|
9817,9
|
5515,6
|
Ивановская область
|
0
|
0
|
10505,5
|
0
|
Калужская область
|
0
|
66860,6
|
180567,0
|
190555,6
|
Костромская область
|
76957,2
|
82243,4
|
7755,8
|
0
|
Курская область
|
0
|
111434,4
|
5916,3
|
0
|
Липецкая область
|
0
|
0
|
38376,4
|
48548,6
|
Московская область
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Орловская область
|
0
|
27858,6
|
0
|
10723,4
|
Рязанская область
|
146160,7
|
1562944,0
|
17172,8
|
2061,0
|
Смоленская область
|
0
|
34823,3
|
0
|
10543,6
|
Тамбовская область
|
0
|
1357857,4
|
25831,2
|
15564,1
|
Тверская область
|
0
|
34823,3
|
33462,3
|
36766,8
|
Тульская область
|
0
|
0
|
17119,6
|
12571,5
|
Ярославская область
|
0
|
34823
|
42610,7
|
49330,1
|
Интересная картина складывается и с расходами на реабилитацию и абилитацию инвалидов (см. таблицу 2) в субъектах РФ из ЦФО. 7 из 17 в 2023 году снизили расходы на данные программы, 8 – увеличили, а два региона не имели таких программ.
Таблица 3. Приведенные расходы субъектов ЦФО на реализацию проекта СДУ
Субъекты ЦФО |
Расходы на СДУ
в % по отношению к общим бюджетным расходам региона |
Расходы на СДУ в рублях на душу
населения региона
| ||
2022
|
2023
|
2022
|
2023
| |
Белгородская
область
|
0,02
|
0,04
|
27,20
|
48,16
|
Брянская
область
|
0,00
|
0,09
|
0,00
|
84,60
|
Владимирская
область
|
0,01
|
0,05
|
7,65
|
42,78
|
Воронежская
область
|
0,04
|
0,08
|
34,13
|
74,82
|
Ивановская
область
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Калужская
область
|
0,00
|
0,06
|
0,00
|
73,09
|
Костромская
область
|
0,12
|
0,13
|
133,14
|
76,80
|
Курская область
|
0,00
|
0,08
|
0,00
|
194,85
|
Липецкая
область
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Московская
область
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Орловская
область
|
0,00
|
0,04
|
0,00
|
39,78
|
Рязанская
область
|
0,13
|
1,34
|
133,05
|
1435,32
|
Смоленская
область
|
0,00
|
0,04
|
0,00
|
39,89
|
Тамбовская
область
|
0,00
|
1,64
|
0,00
|
1405,29
|
Тверская
область
|
0,00
|
0,03
|
0,00
|
28,75
|
Тульская область
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Ярославская
область
|
0,00
|
0,02
|
0,00
|
29,15
|
Из таблицы 3 видно, что выделенные денежные средства на программы, связанные с СДУ, занимали незначительный процент от 0 до 1,64%. В абсолютном выражении картина подобная. Самые высокие расходы на душу населения в 2023 году демонстрировала Рязанская область (1435 рублей), а самые низки из тех регионов, которые выделяли средства, у Тверской области – (29 рублей).
Таким образом, из выше проведенного анализа видно, что дифференциация расходов регионов и в процентном отношении к общим расходам бюджета, и в отношении расходов, приходившихся на одного жителя региона.
Таблица 4. Динамика расходов на СДУ, реабилитацию и абилитацию инвалидов в некоторых субъектах ЮФО и СКФО (тысяч рублей)
Субъекты ЮФО и СКФО
|
Расходы на создание системы долговременного ухода
|
Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, в том числе детей инвалидов
| ||
2022
|
2023
|
2022
|
2023
| |
Республика Адыгея
|
0
|
27858,6
|
9298,6
|
9285,3
|
Республика Дагестан
|
0
|
27858,6
|
4672,5
|
23157,9
|
Республика Ингушетия
|
0
|
0
|
0
|
0
|
КБР
|
0
|
27858,6
|
11535,8
|
22109,5
|
Республика Калмыкия
|
0
|
27858,6
|
0
|
6340,6
|
КРЧР
|
0
|
27858,6
|
0
|
0
|
РСОА
|
0
|
0
|
17518
|
17130
|
Чеченская республика
|
0
|
27858,6
|
87785,5
|
65277,8
|
Краснодарский край
|
0
|
120349,2
|
13967,2
|
7744,3
|
Ставропольский край
|
148011,8
|
150234,4
|
17107,4
|
34135,3
|
Астраханская область
|
0
|
34823,3
|
0
|
0
|
Волгоградская область
|
71729,2
|
82664,7
|
35032,4
|
88334,5
|
Ростовская область
|
0
|
191110
|
130888,8
|
128885,1
|
Как показывают данные таблица 4, схожая ситуация с расходами в области развития СДУ и финансирования программ реабилитации и абилитации инвалидов наблюдается в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Например, в 2022 году расходы на пилотный проект СДУ присутствовали только в Ставропольском крае и Волгоградской области, в 2023 году эта программа была начата и получила еще в 9 регионах (Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Области Астраханская, Ростовская и Краснодарский край). Также в 2023 году увеличивалось в данном регионе и количество субъектов Российской Федерации, предусматривающих расходы на реабилитацию и абилитацию инвалидов.
Таблица 5. Приведенные расходы субъектов ЮФО и СКФО на реализацию проекта СДУ
Субъекты ЮФО и СКФО
|
Расходы на СДУ
|
Расходы на СДУ в рублях на душу
населения региона
| ||
Расходы на СДУ
в % по отношению к общим бюджетным расходам региона | ||||
2022
|
2023
|
2022
|
2023
| |
Республика Адыгея
|
0
|
0,0005
|
0,0
|
55,9
|
Республика Дагестан
|
0
|
0,0001
|
0,0
|
8,7
|
Республика Ингушетия
|
0
|
0
|
0,0
|
0,0
|
КБР
|
0
|
0,0004
|
0,0
|
30,8
|
Республика Калмыкия
|
0
|
0,0009
|
0,0
|
105,3
|
КРЧР
|
0
|
0,0007
|
0,0
|
59,5
|
РСОА
|
0
|
0
|
0,0
|
0,0
|
Чеченская республика
|
0
|
0,0002
|
0,0
|
18,2
|
Краснодарский край
|
0
|
0,0002
|
0,0
|
20,7
|
Ставропольский край
|
0,00075
|
0,0007
|
51,0
|
52,0
|
Астраханская область
|
0
|
0,0004
|
0,0
|
36,6
|
Волгоградская область
|
0,0004
|
0,0004
|
28,8
|
33,5
|
Ростовская область
|
0
|
0,0005
|
0,0
|
45,9
|
Из данных таблицы 5 можно обнаружить, что размеры расходов на развитие системы долговременного ухода в южных субъектах, приходившихся на одного жителя, были в 2023 году на незначительном уровне от 8,7 рублей (Республика Дагестан) до 105,3 рублей (Республика Калмыкия).
Обращает на себя внимание, что в регионах центральной России объем средств, выделяемых на развитие СДУ и приходящихся на одного проживающего на данной территории, выше, чем в южных и северо-кавказских регионах. Это в первую очередь связано с уровнем экономического развития субъектов.
Выводы
В настоящий момент сложилась и продолжает расти потребность со стороны населения в оказании услуг долговременного ухода.
Однако рост числа организаций, оказывающих услуги ДУ имеет в разные периоды разнонаправленную тенденцию.
В регионах отмечается разный уровень финансирования услуг в области ДУ, реабилитации и абилитации инвалидов.
Неравномерное финансирование системы долговременного ухода приводит к неравенству доступа к услугам у нуждающихся людей в разных регионах: в 1 регионе нуждающиеся получают услуги примерно на 4 рубля, в то время как в другом на 8 тысяч рублей.
Разница в финансировании между регионами вызвана различиями в бюджетных возможностях каждого региона, а также плотностью расселения нуждающихся. При этом конституция Российской Федерации гарантирует
Неравномерность финансирования долговременного ухода в субъектах Российской Федерации требует постановки вопроса о поиске отдельного постоянного источника, которым может выступать дополнительный налог с продаж подакцизных товаров (алкоголь, табачные изделия).
Единые подходы к финансированию должны также опираться на централизованное бюджетное планирование нормативов расходов на услуги ДУ.
На государственном и региональном уровнях необходимо проводить анализ и мониторинг финансирования системы долговременного ухода для обеспечения равного доступа к услугам и повышения их качества во всех регионах.
References:
(in Russian).
Antonova N.V., Eremina O.Yu. (2022). Sistema dolgovremennogo ukhoda kak institut sotsialnogo obsluzhivaniya: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [Long-term care system as a social service institution: Russian and international experience]. Chernye dyry v Rossiyskom zakonodatelstve. (4). 38-49. (in Russian).
Bukhalova N.A. (2021). Dolgovremennyy ukhod za pozhilymi lyudmi: ot vremennoy pomoshchi k postoyannoy zabote [Long-term care for the elderly: from temporary care to permanent care]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (3(63)). 88-94. (in Russian). doi: 10.52452/18115942_2021_3_88.
Gracheva A.S. (2011). O kompleksnom podkhode k okazaniyu meditsinskoy i sotsialnoy pomoshchi pozhilym lyudyam [Complex approach to medical and social aid for elderly people]. Bulletin of Roszdravnadzor. (1). 4-11. (in Russian).
Hilde Verbeek Changing the long-term care spectrumBmcgeriatr.biomedcentral.com. Retrieved April 15, 2024, from https://bmcgeriatr.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12877-022-02909-8
Safonov A.L., Filimonova I.V., Nekipelova D.V., Dolzhenkova Yu.V. (2023). Mekhanizmy gosudarstvennoy podderzhki reabilitatsii invalidov [Mechanisms of state support for the rehabilitation of disabled people: problems and directions for their solution]. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 31 820--827. (in Russian). doi: 10.32687/0869-866X-2023-31-s1-820-827.
Safonov A.L., Ragozin A.V., Sheozhev Kh.V. (2023). Problemy finansirovaniya palliativnoy pomoshchi i dolgovremennogo ukhoda v Rossiyskoy Federatsii [The problems of financing of palliative care and long-term care in the Russian Federation]. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 31 (6). 1373-1383. (in Russian). doi: 10.32687/0869-866X-2023-31-6-1373-1383.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 22:23:30