Практика… до выхода на дело

Орлов А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Орлов А.И. Практика… до выхода на дело // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 1. – С. 100-106.

Аннотация:
Два года назад мы восстановили деловые контакты с моим бывшим коллегой, Александром, с которым раньше вместе работали и который теперь живет в Белоруссии. На момент возобновления наших деловых отношений он работал начальником строительного участка государственного треста, получал зарплату, эквивалентную 50 долларам США. Благодаря нашему интенсивному обмену информацией, советам, консультациям, помощи, и поддержке мой коллега сменил работу, начал собственное дело и значительно продвинулся на этом пути. Есть у нас и другие примеры успешного сотрудничества в деле развития предпринимательства. Такая форма общения подсказала нам, как нужно наиболее успешно организовывать процесс обучения и консультирования, как эффективно помочь людям, которые ищут путь своей самореализации. Именно с этой целью мы создали Международную Академию развития бизнеса, в которой реализуем такой подход.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие малого бизнеса, подготовка менеджеров



Два года назад мы восстановили деловые контакты с моим бывшим коллегой, Александром, с которым раньше вместе работали и который теперь живет в Белоруссии. На момент возобновления наших деловых отношений он работал начальником строительного участка государственного треста, получал зарплату, эквивалентную 50 долларам США. Благодаря нашему интенсивному обмену информацией, советам, консультациям, помощи, и поддержке мой коллега сменил работу, начал собственное дело и значительно продвинулся на этом пути. Есть у нас и другие примеры успешного сотрудничества в деле развития предпринимательства. Такая форма общения подсказала нам, как нужно наиболее успешно организовывать процесс обучения и консультирования, как эффективно помочь людям, которые ищут путь своей самореализации.

Именно с этой целью мы создали Международную Академию развития бизнеса, в которой реализуем такой подход.

Перед Новым годом я получил от моего коллеги письмо, которое привожу практически без купюр.

«Дорогой Александр Иванович! Дружище, с Новым Годом тебя! От всего сердца желаю Успехов во всех начинаниях, крепчайшего Здоровья и огромного личного Счастья!!! Иваныч, ты даже себе не представляешь, насколько я тебе благодарен за твои добрые письма, за поддержку в трудные минуты. Ведь во многом благодаря именно тебе мы приобрели компьютер, освоили Интернет, пробудились, расшевелили собственное «Я», прочли массу интереснейших книг, да и вообще, общение с тобой доставляет истинное наслаждение, видимо, дело в твоей врожденной деликатности и ненавязчивости. Именно ты дал мощнейший толчок для нового витка моей жизненной деятельности. Сегодня работает моя фирма и фирма сына, открываем еще одно ООО, так как надо расширяться ‑ ведь получается неплохо.

Мой примерный месячный доход составляет примерно 2000 долларов США. Раздали долги, приоделись и приобрели все самое необходимое в дом, поменяли старенький PENTIUM-1 на очень мощный PENTIUM-4 со всеми возможными и невозможными «наворотами». Да ещё много чего. А ещё перестраиваем дедовский дом, в котором живем, обустраиваем второй этаж, делаем евроремонт в кухне, коридоре и санузле, меняем двери, окна и т. д.

Приезжай в гости! Весной! Будет что показать и посмотреть. Мы выделим тебе отдельную гостевую комнату с прекрасным видом и «обалденным» обхождением! Проживание, питание и дорога за мой счёт.

Ну? В 2004-ом обязательно посещу Москву и обещаю нанести визит. Вчера сдал дом госкомиссии на «отлично». Сегодня отдыхаю по полной – топлю с утра баньку, наводим порядок в доме, пришел на баньку дядька жены, проводили с ним уходящий год. Брестская «Кленовая» не хуже российской «Гжелки». Дочь из Минска приехала, привезла мне в подарок шеститомник Наполеона Хилла, а я ей купил фотоаппарат KODAK в подарочек, мы под ёлку кладем подарки. В середине января едем с сыном в Краснодар и в Крым, к родне, к друзьям на пару недель, надо отдохнуть. Ну, всего».

Идея.

Современный процесс обучения в вузах и бизнес-школах России состоит, в основном, из лекционно-теоретических курсов и семинарских занятий, называемых практическими. В ряде учебных заведений применяют «кейсовую систему». Однако как сам набор кейсов (практических ситуаций), так и методика работы с ними требуют значительного количественного и качественного улучшения. В большинстве вузов студенты и слушатели эпизодически проходят якобы «практику». Основным критерием оценки подготовленности студентов и слушателей является защита дипломных работ.

Но дает ли такая организация учебного процесса и подтверждает ли полученный диплом достаточный уровень умений и навыков, необходимых для практической деятельности? Если бы это было так, то любой выпускник мог бы сразу открыть свое дело, либо без особого труда найти работу. Но происходит ли это в реальной жизни?

Явная и скрытая безработица, перепроизводство «узких» специалистов, переток их в фирмы других отраслей, так как похожие специальности присутствует везде – вот что ожидает их за стенами вузов и бизнес-школ. Основная сложность в приложении своих усилий ‑ отсутствие достаточных практических навыков и умений, необходимых для организации своего дела или умения виртуозно работать менеджером, управленцем, продавцом товаров и услуг, техническим специалистом.

Сумма теоретических знаний, полученных в вузах, не гарантирует высокого качества практической работы. Отсутствие практики ‑ бич современного образования.

Если раньше был мастер и был ученик, или подмастерье, который непосредственно получал знания, умения и навыки в процессе каждодневной практической работы, то сегодня эти «бизнес-половинки» в большинстве своем разъединены. Сегодня к процессу обучения привлекаются либо преподаватели, не имеющие требуемых навыков и умений, либо имеющие недостаточный практический опыт, либо давно отошедшие от практических дел. Наблюдается ситуация, когда подмастерья учатся у мастеров, которые зачастую сами не работали и имеют лишь «теоретические» знания или, в лучшем случае, имеют малый опыт работы в бизнесе. Отсюда и качество получаемых знаний, умений и навыков.

Так ли уж нужны узкая специализация и обязательный (стандартный) набор предметов, которые потом не используются? Нужна ли многолетняя теоретическая подготовка, после которой студент-очник только и начинает осваивать практику, где зачастую ему сразу же говорят: «Забудь то, чему тебя учили, и начинай делать так, как надо». Процесс осознания необходимости получения не только престижного диплома, дающего «имиджевый» приоритет перед иными дипломами в трудоустройстве, но и нужных для деловой жизни практических навыков, становится все более популярным.

Если в зарубежных вузах этот процесс уже давно частично компенсируется интенсивным обучением, количеством предлагаемых кейсов (в десятки раз превосходящих количество кейсов, используемых в российских вузах), то в России этот процесс пока еще движется очень медленно. Но все же лед тронулся. И осознание необходимости перемен с акцентом на практическую деятельность входит в жизнь российских вузов. Примером тому может служить факультет экономических и социальных наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, которым руководит доктор экономических наук, профессор Анатолий Вячеславович Бусыгин.

Студентам четвертого курса сокращают наполовину учебные дни, и по возможности оказывают содействие в трудоустройстве «на полставки». На пятом курсе студенты уже обучаются лишь один день в неделю, в субботу. В таком же режиме они занимаются и во время учебных сессий после каждого триместра. В остальные дни - работают. В итоге многие к концу срока обучения приобретают ценные практические навыки и временную либо постоянную работу.

Похожая система применяется в одном из вузов г. Курска, где студентам помогают найти работу, содействуют освоению практических навыков и зарабатыванию денег на собственное образование.

Символичны три звонка от разных людей, прозвучавшие недавно в отделе маркетинга Академии народного хозяйства. Впервые за многие годы звонившие сказали: «Нам не нужны дипломы. Помогите найти людей, которые по-настоящему знают практическую сторону дела и могут нас научить, как работать на практике».

Но пока это лишь три звонка, хотя в АНХ обучается около 9 тысяч студентов и слушателей ‑ руководителей и специалистов со всей России, повышающих свою квалификацию и проходящих профессиональную переподготовку.

Предложения от Международной академии развития бизнеса.

Руководитель одной из французских бизнес-школ как-то заявил, что они никогда не приглашают для проведения занятий академических профессоров, а только практиков. По этому пути идет руководство и коллектив Международной академии развития бизнеса.

Мы организуем глубоко индивидуальное, сугубо практическое обучение людей, желающих выявить свою жизненную миссию, свое предназначение, найти ту сферу деятельности, в которой они со своими способностями могут достичь наивысшего успеха, и помочь им реализовать свой потенциал посредством овладения знаниями, умениями и навыками в избранной ими сфере деятельности.

Срок обучения мы определяем персонально для каждого слушателя, в зависимости от целей, набора навыков, умений и методов, «степени обучаемости» и желания совершенствоваться.

Одна из сложностей – высокий и постоянно растущий размер оплаты обучения. Мы предлагаем по желанию слушателя производить оплату не только деньгами, или даже вовсе не деньгами, а компенсировать ее стоимость своим трудовым либо имущественным участием в проектах Школы практического бизнеса.

Стоимость обучения может варьироваться в зависимости от следующих факторов:

‑ степени подготовленности;

‑ предшествующего бизнес-опыта;

‑ участия в бизнес-проектах;

‑ финансовых, имущественных и прочих возможностей;

‑ степени обучаемости.

При успешном освоении навыков слушатель может не только полностью компенсировать стоимость обучения заработанными средствами, но и получить дополнительный заработок.

Зачислению в Школу предшествует конкурсный отбор, проводимый на основании предварительного анкетирования, личного собеседования со специалистами и руководителями Международной академии развития бизнеса. Его цель – выявить кандидатов, наиболее соответствующих концепции индивидуального самосовершенствования, заинтересованных в своем максимальном саморазвитии.

Обучение каждого слушателя производится на основе его личного индивидуального плана, составляемого совместно со специалистами и руководителями Академии. Это своего рода маршрутный лист, карта последующей деятельности поступающего.

Срок обучения ограничивается лишь самим слушателем. Наиболее действенными формами обучения считаем такие, которые позволяют использовать свободное время слушателя в наиболее приемлемом для него режиме, то есть дистанционное, заочное, очно-заочное.

Вот направления, которые мы предлагаем освоить слушателям для приобретения основных знаний, умений и навыков:

‑ философия предпринимательства;

‑ история предпринимательства;

‑ основы психологии;

‑ основы самоменеджмента;

‑ деловой этикет;

‑ основы общения, ведения переговоров, завязывания деловых связей;

‑ основы делопроизводства;

‑ информатика;

‑ искусство рождения идей;

‑ основы финансов, экономики;

‑ менеджмент;

‑ предпринимательское, корпоративное, а также зарубежное предпринимательское право;

‑ иные курсы по выбору слушателя.

Обучение производится на основе конкретных деловых проектов, которые совместно избираются слушателем и консультантами и преподавателями Школы.

По окончании Международной Академии развития бизнеса слушатели получают квалифицированные навыки и умения в соответствии с избранной специальностью, зафиксированные в выдаваемых им дипломах.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:17