Управление цифровой трансформацией организаций теплоснабжения

Бадалова А.Г., Глазкова В.В., Верстин Н.А.

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Бадалова А.Г., Глазкова В.В., Верстин Н.А. Управление цифровой трансформацией организаций теплоснабжения // Жилищные стратегии. – 2024. – Том 11. – № 3. – doi: 10.18334/zhs.11.3.120958.

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Информационные и цифровые технологии активно проникают во сферы экономической деятельности, повышая эффективность функционирования и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Для организаций топливно-экономического комплекса (далее ТЭК), в состав которого входит сфера теплоснабжения, внедрение цифровых технологий способствует также повышению надежности и энергетической безопасности, выраженной в недопущении дефицита обеспечения потребностей населения России в энергии. Переход на цифровой режим работы ТЭК также является ответом на внешние технологические вызовы и будущие структурные изменения в энергосистеме. В этой связи вопросы цифровой трансформации организаций, характеризующейся переходом цифровых технологий из вспомогательных инструментов (что характерно для процессов цифровизации организации) в основные производства, становятся все более актуальными и включаются в стратегическую повестку развития соответствующих хозяйствующих субъектов.

К преимуществам цифровой трансформации организаций традиционно относят сокращение издержек, повышение производительности труда, скорости принятия решений. Менеджмент организации фокусируется на увеличении капитализации организации и росте маржинальности продуктов и услуг в ходе цифровой трансформации. Перечисленные преимущества реализации программ цифровой трансформации привели к положительной динамике количества организаций, которые используют в своей деятельности цифровые технологии (рисунок 1).

Рисунок 1 — Удельный вес организаций Российской Федерации, применявших цифровые технологии, в % от общего числа обследованных организаций за 2020-2022 гг. (составлен авторами на основе данных Росстата)

Анализ экономической и управленческой литературы, посвященной вопросам цифровой трансформации организаций, показал, что ряд авторов (Ю.И. Грибанов [3], А.Е. Коротовских [6], О.П. Овчинников, М.М. Харламов, Т.В. Кокуйцева [8] и др.) исследовал вопросы цифровой трансформации промышленных организаций и организаций энергетики, к которым можно отнести и организации теплоснабжения. Исследования Н.Г. Верстиной [14], Е.Ю. Головиной., Е.В. Самаркиной, Н.Е. Буйнова, М.В. Евлоевой [1], Е. Гончарова [2], Л.В. Гурьянова, А.Ю. Угреватова, А.Н. Куликова [4], Е.Г. Евсеева [5], Г. Рудницкого [9], В.И. Соловьева [10], О.Ф. Цуверкаловой [12,14], Р. Ярмиева и А. Черникова [13] и др. посвящены изучению цифровых изменений непосредственно в организациях и системах теплоснабжения. Однако вопросы управления цифровой трансформацией организаций теплоснабжения и формирования инструментария управления рассматриваемым процессом не были изучены в достаточной мере, что определило цель настоящего исследования – сформировать методический подход к управлению цифровой трансформацией организаций теплоснабжения. Авторской гипотезой является положение о том, что предложенный подход к управлению цифровой трансформацией организаций теплоснабжения позволит комплексно учитывать направления изменений и условия реализации цифровой трансформации в указных организациях, а также оценивать достаточность ресурсного обеспечения её осуществления, что повышает обоснованность и эффективность управленческих решений в рассматриваемой области, и отличает авторский подход от других подходов к управлению цифровой трансформацией организаций, сложившихся на сегодняшний день.

Методология

Формирование авторского подхода к управлению цифровой трансформацией организаций теплоснабжения основано на анализе сложившихся в экономической литературе теоретических и методических аспектов цифровой трансформации организаций путем применения методов классификации, анализа и обобщения. Кроме того, исследование предполагает изучение практических примеров цифровых изменений организаций теплоснабжения, фокусируясь на элементах, значимых для целей управления рассматриваем процессом.

За период своего развития цифровая трансформация прошла существенный путь, в ходе которого сформировались три основных подхода к цифровой трансформации организаций: процессный подход, предполагающий рассмотрение производства продукции/услуг как цепочку создания ценности от момента его разработки до момента реализации и пост продажного обслуживания; отраслевой подход, определяющий рассмотрение направлений цифровой трансформации организаций в симбиозе с развитием смежных отраслей экономики; технологический подход, при котором выбирается перечень наиболее перспективных технологий, способствующих цифровизации организации [3].

Анализ экономической и управленческой литературы позволяет выделить модели цифровой трансформации организаций, которые сформировались в рамках перечисленных выше подходов к цифровой трансформации:

1. Платформенная бизнес-модель, предназначение которой заключается в уникальной координации участников рынка, которые могут быстро и удобно найти друг друга по заданным параметрам и быстро и эффективно, без посреднических звеньев, реализовать направления своего сотрудничества.

2. Киберфизическая система, предназначенная для создания единого взаимосвязанного комплекса вычислительных ресурсов и физических процессов.

3. Модель «умная фабрика», «умный город», «умная дорога», «умный дом» и т.д., где объектом управления выступает жизненный цикл продукции или услуг в интегрированном взаимодействии с сервисными центрами и обратными связями. Указанная модель нашла широкое применения на рынке услуг, поэтому для организаций теплоснабжения и их потребителей может стать перспективной с точки зрения внедрения и реализации.

4. Модель (в других источниках «концепция») «Общество 5.0», созданная для решения социальных вопросов, повышения удобства и комфортности человека за счет интеграции физического пространства, киберпространства и высоких технологий [3].

Сложившееся многообразие подходов, моделей и концепций цифровой трансформации организаций приводит к тому, что у организации есть возможности выбора программы цифровой трансформации для реализации, а менеджмент организаций, в свою очередь, сталкивается с вопросом принятия решения относительно этого выбора. Поскольку на выбор направления цифровой трансформации оказывают влияния уникальные условия организации, стандартного рецепта цифровой трансформации организации не существует. Вместе с тем, в настоящей работе осуществлена попытка анализа и обобщения сложившегося опыта цифровой трансформации организаций теплоснабжения, выступающих объектом исследования, которая позволяет сформировать подход к управлению цифровой трансформацией указанных организаций.

К текущему моменту уровень внедрения цифровых технологий в организации теплоснабжения является довольно низким: эксперты отмечают, что доля затрат на внедрение цифровых и информационных технологий организаций теплоснабжения составляет не более 1% от значения совокупной выручки рассматриваемых организаций [1,12]. Для стимулирования осуществления процессов цифровой трансформации в организациях ТЭК, в том числе, и теплоснабжающих организациях, Минэнерго России начало реализацию проекта «Цифровая энергетика», которое предлагает решение по следующим основным направлениям (рисунок 2):

Рисунок 2 — Основные направления ведомственного проекта «Цифровая энергетика» (составлен авторами по данным Минэнерго России [7])

Указанный проект, среди прочего, предполагает техническое перевооружение и модернизацию системы теплоснабжения за счет применения сквозных цифровых технологий и цифровизации процессов производства, передачи и распределения тепловой энергии, а также внедрение цифровых технологий в процессы управления системами теплоснабжения, что должно привести к повышению производительности труда, оперативности принятия управленческих решений, сокращению аварийности системы, потери ресурсов и, в конечном итоге, повышению эффективности отечественного теплоснабжения [7].

Одним из передовых решений в области цифровой трансформации теплоснабжения стал пилотный проект «Цифровое теплоснабжение», который был разработан АО «Русатом Инфраструктурные решения». Проект отличает комплексный подход к платформенному решению по цифровой трансформации и автоматизации основных бизнес-процессов ресурсоснабжающих организаций, так как состоит из 10 программных модулей с возможностью как их одновременного применения, так и внедрения отдельных модулей (рисунок 3). «Цифровое теплоснабжение» предполагает использование таких сквозных технологий, как цифровые двойники, искусственный интеллект, технологии больших данных.

Рисунок 3 — Модули платформы «Цифровое теплоснабжение (составлен авторами по материалам АО «Русатом Инфраструктурные решения» из открытых источников)

Эффективность применения модулей платформы выстраивается на основе таких характеристик, как сокращение объёма потерь поставляемого ресурса, времени реагирования на повреждение и количество ремонтов, снижение затрат на электроэнергию, уменьшение нештатных ситуаций, травматизма объектов, повышение производительности труда, эффективности работы техники, оперативности реагирования и др.

В сфере теплоснабжения есть примеры применения цифровых технологий и помимо рассматриваемой платформы, в более локальном масштабе. Например, применение цифровых двойников в системе теплоснабжения Екатеринбурга позволило сократить число повреждений тепловых сетей на 10%, а тепловые потери — на 1,5%. Применение роботов для диагностики внутреннего состояния теплопровода позволяет выявить текущие дефекты системы, а также определить наиболее эффективный метод ремонта трубы, что приводит к снижению аварийности и повышению надёжности системы теплоснабжения. Автоматизация котельных и центральных тепловых пунктов приводит к повышению скорости доступа к информации, сокращению сроков процессов, повышению производительности труда, энерго и ресурсосбережению. К примеру, внедрение «Системы сбора данных с приборов учета потребителей тепловой энергии» на базе филиала АО «Татэнерго» (Казанские тепловые сети) привело к сокращению времени обработки данных, поступающих с приборов учета, примерно на 25% [1,10].

Практика внедрения цифровых решений в организации и системы теплоснабжения показала, что прежде, чем планировать и осуществлять их цифровую трансформацию, необходимо выполнить преобразования инфраструктурного и организационного характера по всей цепочке технологического процесса, что влечет за собой изменения в процессах управления рассматриваемыми организациями, в связи с чем возникает необходимость сформировать подход к управлению цифровой трансформацией организаций теплоснабжения.

Основная часть

В общем виде процесс управления цифровой трансформацией организаций теплоснабжения можно представить следующими этапами (рисунок 4):

Рисунок 4 — Этапы управления цифровой трансформацией организаций теплоснабжения (составлен авторами)

Первым этапом управления цифровой трансформацией организации должен стать анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на процессы цифровой трансформации организаций теплоснабжения. Целесообразно рассмотреть макросреду, применяя PEST-анализ, SWOT-анализ в части оценки возможностей и угроз внешней среды, исследовать программы стратегического развития энергетики и сферы теплоснабжения, проанализировать мезосреду организаций с целью выявления перспективных направлений цифровой трансформации организаций теплоснабжения и проведения оценки их применимости к рассматриваемым организациям. К основным факторам внешней среды организаций теплоснабжения, влияющих на их цифровое развитие, следует отнести степень развитости науки и техники, коммуникационных, цифровых, производственных технологий, степень развитости и восприимчивости рынка к цифровым технологиям, наличие у организаций цифровой и поддерживающей инфраструктуры, степень разработанности государственной политики в вопросах поддержки цифровой трансформации организаций ТЭК, наличие соответствующих нормативных и законодательных актов и др.

Важным в вопросе выбора направления цифровой трансформации организации теплоснабжения является оценка её готовности к реализации данного процесса. Для этих целей интерес представляет исследование А.Е. Коротовских, который предложил методику оценки цифровой зрелости промышленных организаций, содержащую оценку их готовности к цифровой трансформации. По мнению исследователя уровень готовности организаций к цифровой трансформации складывается из оценки достаточности человеческого капитала, материальных ресурсов и готовности управленческой структуры к внедрению цифровых технологий. Достаточность человеческого капитала определяется уровнем образования работников и их профессиональными навыками. Достаточность материальных ресурсов оценивается по наличию финансовых ресурсов для проведения цифровой трансформации в организации, а также по уровню соответствия оборудования и программного обеспечения внедряемым цифровым технологиям. Готовность управленческой структуры определяется по таким характеристикам, как гибкость и упорядоченность организационной структуры для внедрения цифровых изменений. Преимущество рассмотренного подхода заключается в возможности придания указанным параметрам оценки количественных значений, что, в итоге, определяет показатель готовности организации к цифровой трансформации, который получается в интервале о 0 до 1, где значение ниже 0,5 свидетельствует об отсутствии готовности организации к цифровой трансформации, значение от 0,5 до 0,75 – о слабой готовности, свыше 0,75 – о высокой готовности организаций к цифровым изменениям [6].

При достаточной готовности организации к цифровой трансформации на втором этапе управления данным процессом необходимо разработать программу цифровой трансформации, которая начинается с формирования её целей и задач, что служит толчком к определению сроков их достижения и ресурсов, необходимых для реализации мероприятий цифровой трансформации. В качестве целей цифровой трансформации организаций теплоснабжения можно рассматривать цели, связанные со снижением затрат, увеличением выручки, повышением стоимости организаций теплоснабжения, а также цели, ориентируемые на повышение эффективности функционирования, надежности и энергетической безопасности систем теплоснабжения. Вопрос оценки ресурсов на этом этапе является значимым, так как, очевидно, что в случае отсутствия ресурсной составляющей провести изменения в организации будет крайне затруднительно.

Третий этап управления цифровой трансформацией организаций теплоснабжения целесообразно начать с составления списка цифровых инструментов и решений, которые необходимы организациям теплоснабжения с учетом их готовности к цифровой трансформации и заявленных целей рассматриваемого процесса. После того, как решения выбраны, цифровая структура организации должна претерпеть изменения с учетом её текущего состояния с целью достижения ею уровня, достаточного для внедрения выбранных на шаге ранее цифровых решений. Кроме того, необходимо провести организационные изменения, связанные с выбором эффективной для цифровой трансформации организационной структуры и структуры управления, возможно, созданием дополнительных подразделений и центров ответственности в организациях. Перечень этих мероприятий с их описанием, сроками реализации формируют дорожную карту цифровой трансформации организаций теплоснабжения, которая закладывается в основу четвертого, реализационного, этапа.

Одним из направлений ресурсного обеспечения цифровой трансформации организаций является наличие кадров требуемой квалификации, в связи с чем четвертый этап цифровой трансформации организаций теплоснабжения следует начинать с формирования модели цифровых компетенций и оценки текущего уровня подготовки кадров с целью выявления потребности в кадрах для достижения задач цифровой трансформации. Сотрудников организации, которые будут участвовать в цифровой трансформации, и которым не хватает компетенций для её осуществления, необходимо направить на обучение для приобретения цифровых навыков и развития цифровых компетенций. Совершенствование цифровой культуры также является одним из реализационных мероприятий цифровой трансформации организаций. Оно должно быть направлено на поддержку внедрения цифровых технологий в деятельность исследуемых организаций и создавать возможности для развития организаций теплоснабжения. Что касается операционной модели исследуемых организаций, то она на реализационном этапе должна быть переведена на использование цифровых технологий, которые оптимизируют бизнес-процессы организации.

Пятый, заключительный, этап цифровой трансформации направлен на оценку и контроль за реализацией мероприятий по цифровой трансформации организаций теплоснабжения, и, в зависимости от его результатов, предполагает проведение корректирующих воздействий. В качестве показателей для оценки и контроля за реализацией мероприятий по цифровой трансформации организаций теплоснабжения на стратегическом уровне следует использовать определенные на этапе 2 цели цифровой трансформации организации (например, снижение затрат, увеличение выручки, повышение стоимости организации, эффективности функционирования, надежности и энергетической безопасности системы теплоснабжения и др.). Кроме того, на оперативном уровне управления цифровой трансформацией целесообразно обратиться к оценке объема инвестиций в цифровую трансформацию и затрат на ее реализацию, оценке доли цифровых продуктов в выручке организации, количества пользователей цифровых решений и доли бизнес-процессов, которые подвергнуться цифровой трансформации, оценке количества сотрудников, обладающих знаниями для реализации мероприятий по цифровой трансформации и др.

Пятый этап модели управления цифровой трансформации организаций теплоснабжения также предполагает оценку эффективности от реализации мероприятий цифровой трансформации, для которой следует учитывать снижение операционных и капитальных затрат за счет цифровой трансформации организации, а также увеличение выручки организации и её стоимости в ходе цифровой трансформации [6].

Заключение

Таким образом, цифровая трансформация организаций теплоснабжения, осуществляемая с помощью применения информационных и цифровых технологий, помогает перестроить бизнес-процессы организации, повышая их оперативность и результативность, что, в конечном итоге, способствует росту эффективности рассматриваемых организаций. Однако цифровая трансформация требует значительных изменений в деятельности организаций, в связи с чем представлена попытка сформировать подход к управлению цифровой трансформацией организаций теплоснабжения, предусматривающий комплексный учет направлений изменений в указных организациях и необходимых ресурсов для осуществления цифровой трансформации, что позволяет принимать обоснованные управленческие решения, связанные с управлением цифровой трансформацией организации теплоснабжения. В качестве перспективных направлений дальнейших исследований в вопросах цифровой трансформации организаций теплоснабжения следует выделить разработку методических положений, основанных на системе показателей, применяемых для оценки готовности указанных организаций к трансформации бизнес-процессов, основанных на внедрении цифровых и информационных технологий.


Страница обновлена: 18.04.2024 в 08:25:20