The role of national physical education as an element of university social priorities
Avdeeva T.V.1, Bart T.V.2,3
, Vodov D.A.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Russia
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
3 Федеральный центр инновационных компетенций по физическому воспитанию и студенческому спорту ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»
Download PDF | Downloads: 17
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 5 (May 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67961821
Abstract:
This article discusses the role and possibilities of universities forming new social priorities in their development and the formation of an ideological understanding of the national physical education and the stages of its development. The features of the behavior of innovatively active universities forming their own system of social priorities are considered. In order to identify its main areas of impact and results, the influence of physical education on the labor market is discussed. It is concluded that it is necessary to develop and implement a system of public relations for the exchange of information on the analysis of the effectiveness of educational projects on physical education, as well as their impact on regional processes, the economy and society. The structure of this system is substantiated.
Keywords: nation's physical education, social institution, physical education, labor market, social priority
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28
Введение
Для реализации целей программы «Приоритет 2030» и обеспечения вклада российских университетов в достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [7], а также в условиях ускорения экономических процессов внедрения новых технологий и роста требований к выпускникам Вузов на рынке труда, возникает необходимость переосмысления приоритетов развития университетов как социальных институтов.
Существенным условиям формирования социальной функции университетов является не только обновление образовательных программ для подготовка востребованных квалифицированных кадров, но и укрепление положительных установок физической культуры будущих выпускников, физической культуры нации через социализацию молодежи, стабилизацию социальных отношений в пространстве Вуза, воспроизводство общественного интеллекта, развитие норм здорового образа жизни, в том числе через физическое воспитание.
На сегодняшний момент ситуация в Вузах по организации физического воспитания имеет тенденцию к устойчивому развитию. Согласно данным федерального статистического наблюдения 1-ФК «Физическая культура и спорт», в 2022 году в Российской Федерации физкультурно-оздоровительную работу осуществляли 1 376 образовательных организаций высшего образования (ООВО), из которых 502 (36,5%) имели спортивные клубы. Анализ темпов развития спортивных клубов в образовательных организациях высшего образования показал рост данного показателя на 13,6% за 5 лет. В 2021 году - 1 297 вузов, в том числе из которых 429 (33,1%) имели спортивные клубы; тогда как в 2017 году – 1 444 вузов, в том числе 344 (23,8%) организаций имели спортивные клубы. [1]
По мнению многих авторов [1,3,4,7] наблюдается тенденция возникновения новых подходов к обозначению университета как социального института, позволяющего расширить возможности реализации многих социальных задач, внедрения новых общественных отношений для развития экономики. В процессе перехода модели Университета 1.0 к модели Университета 4.0, при которой заинтересованные стороны объединяют усилия для решения задач по снижению издержек, как социальных, так и экономических. Сбалансированность системы построения социальных приоритетов, достигается за счет внедрения научных, образовательных, воспитательных и спортивных проектов, а также других форм социальной активности с подключением общественных организациях регионального значения.
Цель исследования
Проектирование модели формирования этапов жизненного цикла физической культуры нации и определение взаимосвязанных элементов данной модели с рынком труда.
Научная новизна исследования
Создание университетами новых социальных приоритетов через участие в модели формирования этапов жизненного цикла физической культуры нации, а также разработка системы общественных отношений обмена исследованиями между школой, университетом и рынком труда для оценки влияния усвоенных компетенций студентов на построение будущей профессиональной деятельности.
Методика и организация исследования
В работе проведен контент-анализ опыта прошлых лет, выявлены основные направления развития физического воспитания и его места в системе социальных приоритетов государства и воспитании здорового гражданина.
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из направлений национальной стратегии России является здоровье нации. В развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт. Стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, развитие индивидуальной и коллективной идеологии – физической культуры нации. Роль Вуза в модели формирования этапов жизненного цикла физической культуры является критически важной, особенно, в последние годы, когда все чаще приходится слышать о трансформации Вузов, их роли в развитии общества и экономики.
Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.
Физическая культура – это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей современного человека. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.
Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии (состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений).
Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». [10] Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе - это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Функции физической культуры в обществе многообразны, следовательно, и эффекты от занятий трудящихся физическими упражнениями также разнообразны. [3] Анализ литературных данных по вопросам использования физической культуры в системе научной организации труда показывает наличие тесной связи между трудом и физической культурой. Эта связь проявляется в разных формах. Остановимся на наиболее существенном.
Многочисленные исследования, проведенные в основном в период 30-60 годов, убедительно показано, что занятия физическими упражнениями в режиме жизни трудящихся оказывают существенное благотворное влияние на профессиональную работоспособность.
Как отмечают исследователи первой решающей предпосылкой в этом отношении выступает высокий общий уровень функциональных и двигательных возможностей человека, приобретенный в процессе систематических тренировочных воздействий упражнений на организм. [11]
В ходе занятий физическими упражнениями закономерно возрастают общая выносливость, силовой потенциал, увеличивается скорость протекания восстановительных процессов после выполнения нагрузки. Все это не может не найти своего выражения в результативности труда, в конечном счете - в показателях его производительности. По данным разных исследователей производительность труда у лиц, занимающихся физической культурой и спортом на 1-8% выше, чем у не занимающихся. [5]
В некоторых случаях авторы приводят и более высокие проценты возрастания производительности труда под воздействием физкультурно-спортивных занятий /до 14 %//. Причем эта разница, по их данным, особенно выражена у рабочих 29-38 лет /в сравнении с группами 39-48 и 19-28 лет. [1,11]
Существенное влияние на производительность труда оказывает также снижение заболеваемости у рабочих, приобщенных к физкультурным занятиям. Физкультурники и спортсмены, по данным, в 2-5 раз реже болеют различного рода заболеваниями. Особенно заметно уменьшение случаев простудных заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы. [2]
В настоящее время установлено, что проводимые после окончания рабочей смены физкультурные мероприятия восстановительного характера способствуют не только расширению возможностей человека в плане организации его досуга, но и существенно влияют на показатели производственной работоспособности следующего дня.
Состояние физического и духовного здоровья российской нации достигло пределов. В стране снизилось внимание человека к собственному здоровью и здоровью членов своей семьи. Численность занимающихся физической культурой и спортом в ООВО в 2022 году составляла 1 951 990 чел., в том числе в спортивных клубах ООВО – 423 660 чел. (21,7%). В то же время количество посещающих учебные занятия по физической культуре человек снизилась за 6 лет на 4,5 % относительно 2017 года в образовательных организациях высшего образования (ООВО) [2].
Физическая культура и спорт, как социально значимая форма деятельности, должна стать объединяющей силой и национальной идеей. На рисунке представлена модель формирования этапов жизненного цикла физической культуры нации (рис.1).
Прослеживается необходимость формирования физического воспитания на первом этапе - продвижение занятий семейным спортом, следующий этап переходит в детские дошкольные учреждения, продолжаем активно популизировать занятия спортом в школьных учреждениях и далее, в стенах ВУЗа занятия физкультурой будут осознанной необходимостью каждого студента.
Инновационно-активные университеты реализуют стратегию развития физической культуры нации, как элемента своих социальных приоритетов:
во-первых, учитывается особенность общественной трансформации экономических процессов, с учетом воспитательную модель в Вузе, а подготовка кадров осуществляется путем внедрения в отдельные звенья процесса «от дошкольного и школьного образования, через вузовское до корпоративного спорта» разных элементов физической культуры;
во-вторых, учитывается отраслевая и региональная трансформация информационной экономики, и на основе анализа специфики отрасли, проводиться подготовки кадров, организациям физического воспитания и их трудовых установок по всем звеньям производственной цепи;
Рис.1 Модель формирования этапов жизненного цикла физической культуры нации (ФКН) (составлено авторами)
в-третьих, делается попытки разработки макроэкономических стандартов по формированию физической культуры, включение проектов физического культуры (на соответствия стандартам) в реализацию социальных приоритетов образовательных учреждений на всех уровнях получения знаний.Проекты по физической культуре позволяют реализовать инновационно-активным университетам много функциональных задач, и в целом, приведёт к повышению его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и эффективной стартовой площадки для формирования высокопроизводительного рынка труда, формирования идеологических воспитательных установок нации.
В современных условиях включения университетов в общественную жизнь страны, региона и города, актуальным становится реализация проектов внеклассной спортивной направленности для внешней среды университета, внедрения кластера образовательно-воспитательных программ «от дошкольного и школьного образования, через вузовское до корпоративного спорта» и внедрения проектов по физическому воспитанию для коррекции девиантного поведения подростков на территории присутствия Вуза. Это может решить многие социальные задачи на уровне государства, скорректировать системные изменения на рынке труда, создать общественные отношения, работающие в русле формирования общественных благ. Для воплощения предложенных направлений формирования физической культуры необходимы усилия не только пропаганды физического воспитания человека, но развитие инфраструктуры спортивных объектов ВУЗов, жилых комплексов, спальных микрорайонов городов, поселков.
В представленной модели формирования этапов жизненного цикла физической культуры нации определены факторы, позволяющие проследить влияние сформированных моделей поведения человека, и применения инструментов физической культуры для устойчивой трудовой мотивации будущих работников на рынке труда.
Авторам, видится продолжение активного движения в развитии индивидуальной и коллективной физической культуры в современной компании, в которую попадают выпускники ВУЗов. Корпоративная культура организации может способствовать формированию целеполагания компании через инструменты физической культуры. Производительность и эффективность каждого сотрудника увеличится в несколько раз, если уделить отдельное пристальное внимание корпоративной физической культуре.
В условиях современной системы хозяйствования подготовка трудовых ресурсов должна учитывать то, что цели ее реализации могут различаться. Факторы воздействия различны (система подготовки кадров, качество программ по физическому воспитанию, уровень обеспеченности новым оборудованием, уровень безработицы, инвестиции в трудовые ресурсы фирмой, отдача от инвестиций в трудовые ресурсы и т.д.). Одним из способов организации подготовки высококвалифицированной рабочей силы с устойчивой трудовой мотивацией отмечают создание общественных организациях регионального значения, которые отвечают за обмен информацией, ресурсами между университетами. Рассматривая процесс формирования социальных приоритетов Вуза необходимо понимать, что социальные проекты по физическому воспитанию могут быть пересекающимися и не пересекающимися в зависимости от региона и общественных организаций, участвующих в этом процессе. Современное образование не должно следовать слепо за спросом текущего рынка труда, а развиваться по формуле опережающей потребности в трудовых ресурсах и формирования положительных установок на труд и отдых.
В экономике процесс формирования качественной рабочей силы сформированной культурой положительного отношения к физической культуре должен содержать в себе минимум несколько этапов:
1. Создание интеграционных связей между рынком труда и рынком образовательных услуг по вопросам формирования востребованных компетенций и трудовых установок.
2. Создание и укрепление интеграционных связей между всеми институтами обеспечения эффективной и производительной рабочей силой.
3. Корректировка социальных приоритетов в политике Вуза, социальных лифтов выпускников с учетом изменений на региональном рынке труда и отраслевой востребованности.
4. Мониторинг воспитательных программ университета, оценка их социальной направленности и учет показателей качества трудовой жизни граждан.
5. Разработка стандартов (регламентов общефизической культуры) для инфраструктуры спортивных объектов ВУЗов, общедоступных мест (жилых комплексов, микрорайонов).
6. Оценка имеющейся инфраструктуры спортивных объектов ВУЗов, их соответствие современным требованиям физической культуры.
7. Приобщения к занятиям физической культурой (совместные тренировки, соревнования) жителей ближайшего района по местонахождению ВУЗа (колледжа), с использованием инфраструктуры учебного заведения.
8. Формирование стратегической программы популяризации и продвижения физической культуры, физической культуры нации - как идеологического продвижение здорового образа жизни.
9. Формирование института для разработки и реализации стратегической программы физической культуры нации.
Выводы и рекомендации
Таким образом, при анализе особенностей развития социальной роли университетов, показана взаимосвязь успешных проектов по физическому воспитанию с динамикой изменений на рынке труда. Обосновано, что категория «физическая культура» еще не закрепилась в современной общественной жизни страны. Представлено определение Вуза как социального института в разрезе формирования новой системы воспитания и физической культуры нации. В дальнейшем рекомендуется регламентировать основные цели и показатели оценки программы развития физического воспитания, а также особенности стандартизации этапов программы и сферы ее реализации, основываясь на исследованиях трендов влияния Вуза на формирование модели жизненного цикла физической культуры нации.
[1] Данные о федеральном статистическом наблюдении 1-ФК «Физическая культура и спорт»http://function.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения 01.04.2024)
[2] Данные о федеральном статистическом наблюдении 1-ФК «Физическая культура и спорт»http://function.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения 01.04.2024)
References:
. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1). (in Russian).
Otchet Schetnoy palaty o rezultatakh ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Opredelenie osnovnyh prichin, sderzhivayushchikh nauchnoe razvitie v Rossiyskoy Federatsii: otsenka nauchnoy infrastruktury, dostatochnost motivatsionnyh mer, obespechenie privlekatelnosti raboty vedushchikh uchenyh» [The report of the Accounting Chamber on the results of the expert-analytical event "Identification of the main reasons hindering scientific development in the Russian Federation: assessment of scientific infrastructure, sufficiency of motivational measures, ensuring the attractiveness of the work of leading scientists"] (2020). (in Russian).
Abdullaev Ya. M. (2012). Razvitie fizicheskogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya v nepreryvnom obrazovanii [Development of physical education of the younger generation in continuing education]. The young scientist. 11 (381-383). (in Russian).
Kuznetsov V. S., Kolodnitskiy G. A. (2020). Teoriya i istoriya fizicheskoy kultury [Theory and history of physical education] M.: KnoRus. (in Russian).
Narimanova O.V. (2019). Kontseptsiya Universitet 3.0: perspektivy realizatsii v Rossii v usloviyakh novoy tekhnologicheskoy revolyutsii [University 3.0 concept: prospects for implementation in russia under the conditions of a new technological revolution]. Lichnost v menyayuschemsya mire: zdorove, adaptatsiya, razvitie. 7 (2 (25)). 350- 363. (in Russian). doi: 10.23888/humJ20192350-363.
Nifontova L.N., Musaelov N.A. (1985). Proizvodstvennaya fizicheskaya kultura v trudovom kollektive [Industrial physical education in the workforce] M.: Profizdat. (in Russian).
Orlova Yu.V., Chernysheva I.V., Shlemova M.V., Lipovtsev S.P. (2013). Fizicheskoe vospitanie sovremennoy molodezhi [Physical education of modern youth]. Advances in current natural sciences. (10). 211-212. (in Russian).
Sanoyan G. G. (1979). Fizicheskaya kultura v rezhime dnya trudyashchikhsya [Physical education in the workers' day mode] Moskva: Fizkultura i sport. (in Russian).
Sushkova I.A. (2017). Formirovanie novoy modeli obrazovaniya – osnovnoe trebovanie neoindustrialnogo razvitiya [The formation of a new model of education as the main requirement of neo–industrial development]. Bazis. (2 (2)). 14-21. (in Russian).
Vasileva G.N., Trofimova L.P. (1967). Metodika primeneniya orientirovaniya na mestnosti v gruppakh zdorovya [The methodology of the application of terrain orientation in health groups]. Theory and Practice of Physical Culture. (12). 59-61. (in Russian).
Yagodin V. V. (2019). Fizicheskaya kultura. Osnovy sportivnoy etiki [Physical culture. Fundamentals of sports ethics] M.: Yurayt. (in Russian).
Yurlov S.A. (2015). Sportivnye sanktsii, primenyaemye k subektam fizicheskoy kultury i sporta v Rossii [Sport sanctions applied to the subjects of physical training and sport in Russia]. The modern law. (2). 60 — 63. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 07:26:48