Высшая школа и предпринимательство: взаимосвязь и тенденции развития

Борисова Е.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Высшая школа как общественный институт всегда играла и играет ведущую роль в передаче и распространении знаний среди молодежи, в проведении научных исследований и развитии новых технологий, поддержке предприятий посредством тренингов и активной изобретательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, высшее образование, образовательные услуги, высшая школа, образование и предпринимательство



Высшая школа как общественный институт всегда играла и играет ведущую роль в передаче и распространении знаний среди молодежи, в проведении научных исследований и развитии новых технологий, поддержке предприятий посредством тренингов и активной изобретательской деятельности.

Место высшей школы в обществе.

Сегодня часто можно услышать, что качество образования падает, но это мнение не подкрепляется исследованиями при помощи методов квалиметрии [*], а является лишь субъективным ощущением людей, выражающих эту мысль. Скорее происходит трансформация качества образования и переход к новому пониманию требований, предъявляемых к нему. Можно провести аналогию с тем, что оказывается для нашей страны сегодня совсем не обязательно: ОАО «Промтрактор» выпускает 2300 тракторов пяти модификаций в год, а нужно всего лишь около 350 тракторов, но 25 модификаций и другого качества (данные по ОАО «Промтрактор», г. Чебоксары, www.promtractor.ru).

В настоящее время перед высшей школой встали новые проблемы, причем зачастую многомерного характера. Вот некоторые из них:

1) определение места вуза как в настоящем, так и в будущем обществе (например, сегодня государство выражает свое отношение к месту образования в обществе через слабое финансирование образования со своей стороны и его случайное финансирование со стороны предприятий);

2) предоставление требуемого качества образовательных услуг, удовлетворяющего запросам заинтересованных сторон, в частности, мирового сообщества, но… в условиях сокращения финансирования;

3) адекватность оценки результатов и постоянное совершенствование своей деятельности;

4) правильное определение целей, стратегии, политики, показателей эффективности и результативности, способствующее решению первых трех задач.

Решение указанных задач начинается с их идентификации, т.е. необходимости конкретизации описания области деятельности, использования возможных методов, движущих сил и т.п. В соответствии с этим, вузам в первую очередь необходимо самим определить и понять свое место в обществе, поскольку качество образования сегодня становится основным конкурентным преимуществом. Далее, учитывая специфику вузов, по своей сущности являющихся некоммерческими организациями, им следует определить необходимость принятия тех мер, которые позволят каждому из них успешно функционировать и развиваться. В соответствии с этим высшие, учебные заведения должны организовать работу таким образом, чтобы выпускать специалистов, способных удовлетворять требованиям многочисленных заинтересованных в их знаниях сторон.

Взгляд со стороны государства.

Качество образования является важнейшей концепцией, определяющей долгосрочное развитие общества. Именно поэтому в последние годы правительство Российской Федерации, Государственная Дума и Министерство образования РФ обращают внимание общества на решение проблем образования в нашей стране. Минобразования РФ проводит постоянное обновление образовательных стандартов, происходит изменение устаревших и создание новых специальностей. Наблюдаются и более глобальные изменения: в стадии проработки и внедрения находится реформа всей системы образования РФ. Тем самым правительственные органы официально декларируют приверженность общей культуре качества образования, поскольку оно начинается с понимания общей проблемы и заканчивается наличием подготовленных высококвалифицированных кадров, имеющих необходимые знания, навыки и умения.

Широкое распространение получили конкурсы качества предоставления образовательных услуг. Первый конкурс среди вузов, названный «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», был объявлен Министерством образования РФ в 2000 году. Он успешно проводится уже не первый год.

В России в 2002 г. принята Концепция развития российского образования до 2010 г., определившая три главные задачи:

‑ доступность;

‑ качество;

‑ эффективность.

Последние годы работы отечественной высшей школы показали, что в настоящее время назрела необходимость в определении ее места и в мировом образовательном пространстве. Эта задача напрямую связана с качеством предоставляемых образовательных услуг и оценкой этого качества обществом. Так, например, руководитель департамента Министерства образования РФ [1] отмечает, что «при разработке стандартов учебно-методических объединений (УМО) вузов по профилям подготовки не в полной мере учитывались запросы потребителей будущих кадров. В большинстве случаев после ликвидации отраслевых министерств произошло ослабление связей вузов с современными заказчиками (потребителями), а новые формы взаимоотношений еще не сложились».

Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов с высшим образованием сверху, под эгидой Министерства образования РФ [1] сводится к трем процедурам: лицензированию, аттестации и аккредитации. Известно, что качество в организации образовательного процесса в своем развитии проходит три стадии:

‑ качество, ориентированное на инспекцию;

‑ качество процесса;

‑ качество проекта.

Продолжая распространяемую в стране идеологию укрепления пирамиды власти, Министерство образования РФ строит скорее систему обеспечения качества образования, ориентированную на инспекции сверху, а не системы менеджмента качества, основанные на принципах лидерства и вовлечения в этот процесс новых людей. Аккредитация, по сути своей являющаяся оценкой качества предоставления образовательных услуг вузом, «выставляемой» со стороны Министерства образования РФ, как правило, достаточно формальна. Она не дает информации о реальном положении дел на рынке высшего образования, поскольку отражает не мнения всех заинтересованных сторон, а лишь оценку, выраженную представителями Министерства образования РФ.

В течение последних нескольких десятилетий в Западной Европе также наблюдался рост внимания к оценке образовательных учреждений со стороны государства [3], что означает становление новых отношений между правительствами и вузами. В течение многих лет государство играло роль управляющего звена в системе высшего образования, априорно определяя все элементы «входа» (учебные планы, требования к организации учебного процесса и т.д.) и «выходы» ‑ желаемую «продукцию». Это так называемая «Модель Государственного контроля» [2].

В настоящее время практически все государства признали, что этот метод управления не обладает необходимой гибкостью и не может быстро приспосабливаться и развиваться во все более динамично изменяющихся условиях общественной среды.

В силу последних соображений произошло изменение парадигмы образования и создание новой модели отношений, так называемой «Модели государственного курирования (supervisory)» [2], в которой правительство выполняет регулирующую роль, воздействуя «на расстоянии» на систему высшего образования и давая вузам больше автономии и свободы самостоятельно идентифицировать свое место и строить стратегию своего развития. В соответствии с новой парадигмой, оценка работы вуза становится механизмом a posteriori, который определяет, соответствуют ли результаты получаемого образования выделенным на него ассигнованиям.

Продолжение следует


Источники:

1. Кружалин В. Государственная система оценки высшего профессионального образования // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 26-29.
2. Da Rosa M.J.P., Saraiva P.M., Diz H. The development of an Excellence Model for Portuguese higher education institutions // Total Quality Management, 2001, vol. 12. No. 7&8. Рp. 1010- 1017.
3. Neave G., Van Vught F. Government and Higher Education Across Three Continents: The Winds of Change. London: Pergamon Press, 1994. - 410 p

Страница обновлена: 22.09.2024 в 22:17:28