Small business: trends, prospects, and conditions for development

Myzrova K.A.1, Spektor A.A.2, Zavodtskov A.S.1
1 Ульяновский государственный университет
2 Российский университет транспорта

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918266

Abstract:
In the article, the authors consider the factors that influenced the development of Russian small businesses, such as the COVID-19 pandemic and the introduction of unprecedented sanctions by hostile countries. Much attention is paid to the current trends in its development. Small business sustainability can be provided by its timely digitalization, leading to digital business transformation, which significantly expands opportunities not only for central regions but also for the periphery. Training of personnel and managers in digital tools, as well as the introduction of project-oriented management into practice, is becoming extremely relevant and in demand. Despite the imposition of sanctions against our country, business has not collapsed, but on the contrary, new young businessmen have appeared, including socially oriented ones. Significant growth in domestic tourism is planned; and the creative industries sector is developing. In the Year of the Family, announced by the President of the Russian Federation, it is especially important to note the growth of women's entrepreneurship and its significant contribution to the social sphere. The research is aimed at academic staff, graduate students, as well as all those who are interested in the problems of small business.

Keywords: sustainable development, instability, small business, government support measures, sanctions policy, small business, digital transformation

JEL-classification: L26, M11, M21



Введение

Согласно целям и задачам устойчивого развития ООН [29], сформулированные на период 2016-2030 гг., применение информационно-коммуникационных технологий, развитие малого бизнеса (далее - МБ) будет способствовать экономическому росту государства. Учитывая национальные особенности, каждое правительство ставит свои национальные цели.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в отношении предпринимательства ставит целью - достижение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства [1] .

Малый бизнес создаёт более 50 % валового национального продукта. Во всех несельскохозяйственных отраслях экономики почти 97% предприятий являются малыми по стандарту Администрации малого бизнеса [33].

В 2020 г. доработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» (далее - МСП), видоизменив своё название - «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в связи вышеназванным указом, и включает четыре федеральных проекта, три из которых учитывают все этапы предпринимательской активности от статуса самозанятого до действующего бизнеса, а четвёртый выполняет функцию развития экосистемы взаимодействия бизнеса и власти при помощи цифровой платформы [25].

Решение насущных задач государственного управления может быть по силам не только крупному бизнесу, в связи со своей гибкостью и мобильностью малый бизнес (далее - МБ) быстрее адаптируется под изменение внешних условий, сохраняя при этом высокую заинтересованность в получении результата эффективной деятельности, а современные инструменты менеджмента позволяют быстрее переформатироваться.

МБ вынужден претерпевать изменения и на них адекватно реагировать, в связи с новыми вызовами экономики, в условиях нынешней санкционной политики со стороны враждебных государств, а также преодолевая все сложности постковидного периода.

Автоматизация, переход к «цифре», цифровая трансформация малого бизнеса способствует устойчивому развитию МБ, увеличивая при этом социальную, экономическую и экологическую ответственность организаций.

Понятия устойчивости и неустойчивости, как и большинство понятий, двойственны. И нестабильность, и кризис, а также неустойчивость несут в себе зародыши развития....Неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития» [46]. Устойчивость -способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних (окружающей среды) возмущений [40, С.14-15].

Реализация задач устойчивого развития оказывает влияние и на развитие цифровой экономики в России, развивая цифровую грамотность, компетентность, создавая более гибкое правовое поле, преодолевая цифровое неравенство регионов и пр. [16].

Широкий круг вопросов, связанных с МБ, а также исследования, посвящённые факторам, тенденциям в деятельности МБ содержится в научных публикациях: С.А.Арутюнян [7], Е.М.Бухвальд [9], [10], А.В.Виленского, Е.С.Воробьёвой, И.В. Вотяковой, Е.Р.Галяув, В.Я.Горфинкеля [22], С.Е.Жура [14], А.С.Жураковского [15], М.Л.Еваленко, Е.А.Ивановой [17], И.В.Киргизовой, А.В.Курлыковой [21], И.В.Краковецкой [20], И.В.Макарова, Л.И.Рабинович, Н.В.Соловьёва, Е.В.Романенко [30], М.Э.Черняк и др.

В данной публикации понятия «МБ» и «малое предпринимательство» (далее - МП) являются синонимическими, так как в нормативно-правовых актах используется термин «МП».

Цель данной научной работы - описать современные тенденции развития МБ и выявить инструменты для его устойчивого развития.

Методология и методы научного исследования. Методологической основой работы послужили Указы Президента РФ, федеральные законы Российской Федерации. Использованы открытые источники, в том числе: публикационные, статистические. В работе применялись общенаучные методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также методы индукции и дедукции.

Теоретическая значимость работы заключается в описании тенденций и перспектив развития МБ в период цифровой трансформации. Практическая значимость исследования определяется выявлением проблем, определяющих препятствия для устойчивого развития МБ и описании некоторого опыта в регионах России.

Научная новизна заключается в авторском анализе тенденций и современных условий цифровой трансформации МБ.

Гипотеза исследования: для придания устойчивого развития МБ необходим переход к цифровой трансформации и использованию современных цифровых инструментов.

Последствия пандемии COVID19 и введение внешней санкционной политики оказали отрицательное влияние на динамику сектора МБ. С 2018 по 2023 г. прослеживается уменьшение потенциала сектора МБ (табл.).

Данные по субъектам МП

в 2018-2023 гг. (ед.) [1]

Показатели
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Темп прироста, %
Число малых предприятий
239030
223335
197842
190137
185592
183878
-23,1
Число микро-предприятий
2558536
2473561
2314428
2164402
2110815
2079959
-18,7
Всего малых предприятий и микро-
предприятий
2797566
2696896
2511970
2354539
2296407
2263837
-19,1
Помимо мер поддержки доковидного периода введены дополнительные меры для развития МП в кризисных условиях, такие как: проекты по поддержке бизнеса от Банка России, цифровая платформа МСП как экосистема поддержки бизнеса, социальный контракт на открытие бизнеса, грантовая поддержка, федеральные и региональные программы господдержки, поддержка самозанятых, финансовая поддержка, льготное кредитование, освобождения от некоторых страховых взносов, налогов, консультационная поддержка, мораторий на банкротство [13].

На начало 2023 г. численность зарегистрированных субъектов МСП составила около 6 млн., структура которых представлена категориями МСП: микро-предприятия - 96,16 %; малые предприятия - 3,54 %; средние предприятия - 0,3 %. Лишь 38,48 % субъектов МСП являются юридическими лицами, 61,52% - индивидуальные предприниматели. В сфере МСП занято около 10 % населения (число жителей РФ на 1 января 2022 г. составило 145478.097 чел.).

Вследствие введения санкций против России произошло смещение фокуса внимания в торговле с Европы и Запада на восток.

МБ прочувствовал зависимость от импорта, снижение покупательской способности, проблемы с логистикой. Наиболее ёмкие рынки товаров и услуг закрыты, необходимо использовать присутствие крупных российских компаний в Индии, некоторых странах Юго-восточной Азии и Африки, вовлекая в число поставщиков МБ.

Также пандемия повлияла и на расширение доступности облачных технологий для МП, которые стали активно использовать виртуальные офисы и автоматизированные сервисы.

Согласно данным Фонда общественного мнения, запустившего ежеквартальный паннельный опрос предпринимателей с июля 2021 г., за 2021 г. доля предпринимателей, внедривших онлайн-продажи, выросла с 23% до 27%, доля использующих средства организации удалённой работы (облачные хранилища, онлайн-платформы) — с 35% до 41% [41].

Совершенствуются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность МП. В 2007 г. принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии МСП в Российской Федерации» [2], в 2016 г. принят государственный программный документ «Стратегия развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 года» [5], в котором обозначена основная цель стратегии - развитие сферы МСП как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильного высокого уровня занятости.

Благодаря федеральному проекту «Создание цифровой платформы» [28] у представителей МБ появилась возможность дистанционно получать информацию о мерах поддержки. Уже в этом году на цифровой платформе МСП стали доступны более 30 онлайн-сервисов и сотни мер поддержки.

Постановлением Правительства РФ от 29.09.20220 №1563 [4] распространены меры поддержки для самозанятых, в центрах «Мой бизнес» они могут воспользоваться полным набор услуг, а также могут претендовать на займы до 1 млн. руб. По данным ФНС, в 2023 г. число самозанятых впервые достигло 9 млн чел, среди них 30% зарегистрированных имеют нулевой доход.

Не существует универсальной государственной политики для поддержки МСП. В условиях стабильности государство основное внимание уделяет институтам развития, условиям для ведения бизнеса. А в периоды кризисов проводится адресная прямая государственная поддержка субъектов МСП, в том числе в виде льготного кредитования. В период кризиса, связанного с пандемией доля льготных кредитов в общем количестве выданных выросла до 54 %. При новых вызовах, связанных с санкционным давлением, возобновился небольшой рост льготного кредитования с последующим снижением по мере адаптации бизнеса к новым условиям [8].

Одним из крупных российских институтов развития предпринимательства является Корпорация МСП, с помощью которой государство оказывает поддержку представителям бизнеса.

Для обеспечения инфраструктурной поддержки МБ по всей стране открылись центры «Мой бизнес», к его структурным подразделениям относятся: центры кластерного развития, инжиниринговые центры, центры народных художественных промыслов, центры инноваций социальной сферы, центры поддержки экспорта и пр.

Реализация и качество национальных программ, стратегий цифровизации, в большей степени определены процессами, происходящими в регионах страны [11]. Основной проблемой информатизации в России является высокая дифференция уровня проникновения высоких технологий, в том числе и информационных технологий, между регионами [18].

Вовлеченность предприятий МБ в процесс ЦТ обусловлена двумя условиями, во-первых, конкурентоспособностью, а во-вторых, новыми открывающимися возможностями при переходе на «цифру».

В послековидный период появился новый устойчивый тренд на уход МБ в онлайн в в таких отраслях как общественное питание, офисная работа, образование (дополнительное образование), медицина, электронная коммерция, что повлияло на изменение потребительского поведения и повлияло на цифровизацию.

Вследствие ухода иностранных компаний появились акселераторы для запуска оффлайн-бизнесов через платформы, которые помогают компаниям и брендам объединяться для того, чтобы создавать проекты. Так, в 2022 г. количество покупок россиян на маркетплейсах выросло на 43 % в сравнении с 2021 г. [35].

При построении бизнеса на долгосрочную перспективу особую значимость приобретает создание бренда и торговля на нескольких цифровых площадках, которые уже сегодня используют ИИ. Несмотря на очевидные положительные стороны в его применении, есть и отрицательные, например, ИИ признал какой-либо товар немодным и шансы на продажу резко падают.

В научных публикациях за последние несколько лет всё чаще подвергается анализу цифровая трансформация (далее - ЦТ) в МП [19], [24], [31], [34], полагаем, что ЦТ в МП представляет собой систему внутриорганизационных изменений, основанной на преобразовании традиционной модели бизнеса, а также внедрении цифровых инструментов (далее - ЦИ) и получении синергетических эффектов от использования новых инструментов менеджмента.

Аналитики Gartner выделяют элементы ЦТ: цифровая иммунная система, принятие решений в компаниях на основе данных, промышленные облачные платформы и их инжиниринг, суперприложения и др. [45]. Актуальными на 2024 г. технологиями для МП являются решения для хранения и обработки больших данных, сервисы на базе машинного обучения и ИИ, а также программное обеспечение с открытым исходным кодом. По данным исследовательской компании Gartner ключевым направлением развития IT-сферы является демократизация генеративного ИИ.

45 % российского МСП применяют ИИ в своей деятельности [43], отмечено в результате исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг», проведённого в 2023 г.

В зависимости от специфики деятельности организации могут выбирать направления цифровой трансформации: создание цифровых товаров и услуг, управление жизненным циклом продукта, автоматизированный сбор, хранение и обработка информации; оцифровка процессов общения с клиентами и генерации трафика; оцифровка внутренних бизнес-процессов; управление производственными процессами сетями поставок.

В связи с переходом российских компаний на отечественные операционные системы, прогнозируется рост числа кросс-платформенных хакерских инструментов. Развитие цифровой экономики предполагает, что чем выше уровень информационной безопасности компании или организации, тем больше у неё возможностей применения прогрессивных информационно-коммуникационных технологий. Зачастую бизнес сектор более заинтересован в оснащении современной техникой и технологиями, нежели в затратах, связанных с информационной безопасностью [ 39, С.326].

Одной из ключевых проблем для МБ является кадровая обеспеченность, по-прежнему «Кадры решают всё!». Так, стало актуальным освоение новых компетенций в области digital-технологий для создания и оптимизации процессов в рамках ЦТ организации. Чтобы быть на шаг впереди конкурентов и максимально использовать потенциал интегрируемых технологий, например, СБЕР УНИВЕРСИТЕТ готовит руководителей проектов ЦТ для решения задач цифровизации бизнеса, овладения инструментами реализации цифрового проекта и формирования команды [32].

При построении МБ на долгосрочную перспективу особую значимость приобретает создание бренда и торговля на нескольких площадках. В связи с проведением специальной военной операции, многие известные бренды ушли с российского рынка. В данный момент, отмечается тенденция к локализации брендов, ускоряется развитие национальных брендов, растёт число регистрации новых российских торговых марок, большинство россиян хотят видеть новые сильные российские бренды [42,С.30].

В связи с ограниченностью ресурсов и турбулентностью внешней среды, всё более возрастает запрос со стороны МБ к использованию уже имеющихся трудовых ресурсов. Одним из решений становится применение проектно-ориентированного управления, позволяющего выполнять несколько проектов сразу и распределять по проектам имеющийся персонал.

Многие предприятия МБ способны перейти от традиционной системы управления к системе управления проектами в таких областях как информационные технологии, консалтинг, производство, торговля, креативные индустрии. Проектное управление в МБ может быть использовано в любых сферах деятельности и на любых стадиях ведения бизнеса.

Современные методики Agile, Scrum, Lean, Kanban, Six Sigma, PRINCE2, возникшие на базе Agile-идеи имеют своё ноу-хау и дают огромнейший потенциал для развития малого бизнеса, обладающего небольшими трудовыми ресурсами. Практика показывает, что для внедрения инноваций в приоритете оказывается именно проектное управление.

В 2023 г. появились бизнес-акселераторы в секторах туризма и креативных индустрий. Так, субъекты МСП играют важную роль в развитии туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов МСП в сфере туризма [12]. Субсидии и многочисленные инициативы нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [26] позволяют МБ развиваться, создавая комфортные условия для ведения туристического и ресторанного бизнеса. Конечно, без государственной поддержки индустрия внутреннего туризма не может устоять в кризисных ситуациях, ковидный период потребовал от государства действенных мер поддержки, включая гостиничный и ресторанный бизнес.

Так, например, с 30 ноября 2023 года Минэкономразвития России [23] в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» с помощью конкурсного отбора субъектов Российской Федерации предусмотрены единые региональные субсидии на 2024 г., которые направлены на увеличение показателя «число туристских поездок».

О перспективах гостеприимства рассуждали эксперты на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 г., так, к 2030 г. планируется рост внутреннего потока туристов более чем в 2 раза [37] Возрастает популярность посещения Байкала и Карелии, Алтайского края, Краснодарского края, родины деда Мороза.

Потенциал сектора креативной экономики ещё недостаточно реализован, доля творческих (креативных) индустрий в экономике Российской Федерации составляет 2,23 процента, отмечается в Концепции развития креативных индустрий [6], утверждённой в 2022 г. в России, а доля креативных индустрий в российском ВВП должна составить 6 процентов и 15 процентов занятых.

По данным Центра изучения поколений [44], 91% представителей поколения Z планирует открыть собственный бизнес в секторе креативной индустрии.

К ключевым показателям национального проекта «МСП и поддержка предпринимательской инициативы» относится число вновь созданных предпринимателей, то есть действующих до одного года. В начале марта 2024 г., компанией «Деловая среда», принадлежащей Сбербанку, опубликованы результаты исследования изучения динамики регистраций 156 тыс. ИП и ООО через онлайн-сервис «Регистрация бизнеса и дистанционное открытие счёта» Деловой среды, согласно которому: 44% новых компаний в 2023 г. открыты молодыми людьми (до 35 лет), при этом 15 % - доля регистраций бизнеса предпринимателями от 18 до 25 лет, а также 3,5% - открывшие бизнес в 18-19 лет, на долю ИП пришлось 86%, ООО – 14% [47].

Лидером по количеству субъектов МСП традиционно является Центральный федеральный округ, второе место занял Приволжский федеральный округ, третье место – Южный федеральный округ.

Росту молодых предпринимателей способствуют не только меры поддержки, но и популяризация молодёжного предпринимательства как путь самореализации. Новыми инструментами для популяризации стали федеральное сообщество под эгидой Росмолодёжи, создание клуба молодых предпринимателей трека Росмолодёжь, где можно установить качественные социальные связи.

Не перестаёт набирать популярность тренд к созданию предприятий, построенных на идее решения социальной проблемы и мира к лучшему. С 2019 г. официально закреплены понятия «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» [3], что привело к росту социально-ориентированного бизнеса, направленного на обеспечение занятости отдельных категорий, реализацию производимой социально уязвимыми категориями граждан товарами/услугами и т.д. Существуют меры государственной поддержки социальных предприятий и молодых предпринимателей, каждый год почти во всех регионах России можно получить гранты от 100000 до 500000 ₽, а в Арктической зоне — до 1 000 000 ₽.

Более 10 тыс. социальных предпринимателей ведут свою деятельность в России, так за 2023 г. их количество выросло более чем на 30%, а за последние 3 года - в три раза. Характерно, что социальные предприятия работают в следующих сферах: образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг, культура, спорт, организация досуга, обрабатывающие производства.

Больше всего социальных предприятий в Нижегородской области, Башкортостане, Ханты-Мансийской АО, Московской области, Приморском и Пермском крае.

В период COVID19, частичной мобилизации, вследствие санкционной политики -ухода иностранных компаний с российского рынка, возросла роль женщин в предпринимательстве. Среди индивидуальных предпринимателей и самозанятых доля женщин составляет 43%, индекс женской деловой активности (WBI) достиг своего максимума в 73,7 пункта в 2023 г., а а доля самозанятых среди женщин составила около 60 % (Бурятия, Курганская область, Забайкальский край, Республика Алтай) [48].

При поддержке центров «Мой бизнес», драйверами развития женского предпринимательства становятся бизнес-форумы, бизнес-конференции, мастер-классы, а также круглые столы. Обновлена обучающая программа «Мама-предприниматель» для соответствия целям нацпроекта «МСП».

В связи с объявлением 2024 года годом семьи, по поручению Президента РФ Торгово-промышленная палата (далее - ТПП) разрабатывает специальный проект «Семейные компании», в рамках которого необходимо определить понятие «семейное предприятие» и отнесения его к субъектам МСП [37].

Перспективы внесения в законодательство изменений по поддержке семейного предпринимательства и обеспечение специальных условий для ведения бизнеса продолжается. ТПП РФ и компанией Deloitte (ныне работающая в России под собственным брендом «Деловые Решения и Технологии»), во всех регионах проведено исследование, по данным которого около 74% МСП являются семейными компаниями, большинство из них - 55% - семейные компании в первом поколении [38].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, факторами, существенно повлиявшими на развитие МБ стали пандемия COVID19, а также санкционная политика враждебных стран. Даже не смотря на кризис, снижение платежеспособного спроса населения, уход с рынка многих иностранных компаний, кадровый дефицит, МБ демонстрирует свою живучесть и быструю адаптацию под изменяющиеся условия. Потребители лояльны к появлению новых российских брендов, МБ представлен на маркетплейсах, растёт внутренний туризм, развивается социально-ориентированное предпринимательство, большой потенциал роста у креативного сектора экономики, заметно активное участие женщин в МБ, особенно в социальной сфере, развивается (династийный) семейный бизнес.

На федеральном, а также региональном уровнях уделяется пристальное внимание развитию МП в виде финансовой, имущественной, образовательной, информационной и материальных мер поддержки.

Для устойчивого развития МБ необходимо внедрение инструментов цифровой трансформации МБ. От качественного перехода к цифровой трансформации МБ, развития высокого уровня информационной культуры, цифровой грамотности и зрелости, обучения проектно-ориентированному управлению сотрудников и руководителей, новым цифровым технологиям в МБ, во многом будет зависеть его успешность либо не успешность.

Появление новых молодых предпринимателей говорит о перспективах развития МБ. И тут необходима популяризация и детальная проработка мер поддержки МБ, в том числе социально-ответственного бизнеса, сектора креативных индустрий, поддержки семейного бизнеса.

Переход МБ к «цифре» уже неизбежен и современные веяния настоятельно требуют новых знаний и компетенций в области управления от руководителей организаций для ведения эффективной деятельности. И чтобы оставаться устойчивым, МБ необходимо не просто идти, а бежать в ногу со временем, получая новые, цифровые знания.

Перспективы дальнейшей научной работы предполагают возможность качественной и количественной оценки уровня цифровой трансформации МБ по отдельным отраслям и сферам деятельности.

[1] Составлено автором по данным Единого реестра субъектов МСП


References:

2024 Gartner Top Strategic Technology Trends: Detailed Guide (eBook). Retrieved March 15, 2024, from https://www.gartner.com/en/information-technology/insights/top-technology-trends

Arutyunyan S.A., Soloveva N.V., Galyauv E.R. (2023). Analiz sostoyaniya, problem i vozmozhnostey tsifrovoy transformatsii malogo i srednego biznesa v Rossii [Status, problems and opportunities of digital transformation of small and medium-sized businesses in Russia]. Creative Economy. 17 (12). 4589-4608. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.12.119862.

Belyy E. M. (2023). Vnutrenniy turizm: uchebnik/ kollektiv avtorov [Domestic tourism] (in Russian).

Bukhvald E.M. (2020). Perezhivet li malyy biznes Rossii shok 2020 goda? [Will Russia's small business survive the shock of 2020?]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (5). 1319-1336. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.110134.

Bukhvald E.M., Vilenskiy A.V., Evalenko M.L. (2015). Gosudarstvennaya politika razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva i modernizatsiya ekonomiki Rossiyskoy Federatsii [State policy for the development of small and medium-sized enterprises and modernization of the economy of the Russian Federation] (in Russian).

Gorfinkel V. Ya. (2015). Maloe predprinimatelstvo: organizatsiya, upravlenie, ekonomika [Small business: organization, management, economics] (in Russian).

Ivanova E.A. (2023). Tendentsii i faktory razvitiya malogo biznesa v Rossii [Trends and factors of small business development in Russia]. Vestnik Altayskoy Akademii ekonomiki i prava. (12). 252-258. (in Russian).

Ivanova T. Yu. (2003). Upravlenie znaniyami menedzherov ustoychivoy organizatsii: metodologiya podkhoda [Knowledge management of managers of a sustainable organization: the methodology of the approach] (in Russian).

Ivanova T.Yu., Myzrova K. A. (2016). Razvitie instrumentov menedzhmenta na osnove formirovaniya obrazovatelnyh setey v usloviyakh ekonomiki znaniy [Development of management tools based on the formation of educational networks in the knowledge economy] (in Russian).

Kasimova D.F. (2022). Malyy i sredniy biznes Rossii: tsifrovaya transformatsiya [Small and medium-sized businesses in Russia: digital transformation]. Kaluzhskiy ekonomicheskiy vestnik. (1). 8 -11. (in Russian).

Krakovetskaya I.V., Vorobeva E.S., Votyakova I.V., Chernyak M.E., Makarov I.V. (2023). Tendentsii razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy Federatsii v krizisnyh usloviyakh: vyzovy i perspektivy [Trends in the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation in crisis conditions: challenges and prospects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (1). 113-124. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.1.117093.

Kurlykova A.V., Kirgizova I.V. (2023). Povyshenie effektivnosti strategicheskogo upravleniya malym predpriyatiem s uchetom razlichnyh form gosudarstvennoy podderzhki biznesa [Improving the efficiency of strategic management of small business taking into account various forms of state support]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (8). 2633-2648. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.8.118790.

Mordovets A.I. (2023). Osobennosti upravleniya predpriyatiyami malogo biznesa v usloviyakh tsifrovoy transformatsii natsionalnoy ekonomiki [Features of the management of small business enterprises in the context of digital transformation of the national economy]. Theory and practice of social development. (4(182)). 104 - 108. (in Russian).

Romanenko E.V. (2018). Razvitie malogo predprinimatelstva v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki [Development of small business in an innovative economy] (in Russian).

Seliverstov Yu.I., Rudychev A.A., Dmitrieva Yu.A. (2020). Tsifrovaya transformatsiya biznesa subektami malogo i srednego predprinimatelstva kak faktor rosta konkurentosposobnosti [Digital transformation of business by small and medium-sized businesses as a growth factor competitiveness]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11-3). 531-539. (in Russian).

Stepanov M. M. (2022). Mekhanizm tsifrovoy transformatsii subektov malogo biznesa [The mechanism of digital transformation of small business subjects]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. (3). 88-97. (in Russian).

The Center for Generational Kinetics: Insights, Research, Speaking. Retrieved March 16, 2024, from https://genhq.com/

Vinogradov O. V., Kokorin I. S., Yankovskaya E. S. (2022). Tsifrovizatsiya malyh i srednikh predpriyatiy v Rossiyskoy Federatsii: pravovoe regulirovanie, tendentsii, faktory, mekhanizmy [Digitalization of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation: legal regulation, trends, factors, mechanisms]. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. (2(68)). 75–97. (in Russian). doi: 10.35231/18136230_2022_2_75.

Yampolskaya D.O., Vinokurov A.Yu. (2024). Rossiyskiy brending: trendy potrebitelskogo otnosheniya [Russian branding: consumer attitude trends]. Practical Marketing. (1(319)). 23-31. (in Russian).

Zakharova Yu.N., Myzrova K.A., Klimanova A.R. (2023). Faktory, vliyayushchie na razvitie tsifrovoy ekonomiki [Factors affecting the development of the digital economy]. Evraziyskoe prostranstvo: ekonomika, pravo, obschestvo. (11). 17-20. (in Russian).

Zhura S.E. (2021). Infrastrukturnoe obespechenie razvitiya malogo biznesa : institutsionalnyy podkhod [Infrastructural support for small business development: an institutional approach] (in Russian).

Zhurakovskiy A.S. (2014). Obespechenie soglasovannosti elementov infrastruktury gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatelstva: spetsialnost 08.00.05 «Ekonomika i uproavlenie narodnym khozyaystvom» [Ensuring the consistency of the infrastructure elements of state support for small businesses] (in Russian).

uganova E.A., Myzrova K.A., Zakharova Yu.N., Kachagina O.V. (2023). Informatsionnaya bezopasnost kak drayver razvitiya ekonomicheskikh protsessov regiona v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Information security as a driver of the development of economic processes in the region in the digital economy]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (5). 311-326. (in Russian).

Страница обновлена: 01.05.2025 в 12:53:53