The state of affairs and development of the catering industry in the region (on the example of the Novosibirsk region)
Shnorr Zh.P.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления
Download PDF | Downloads: 32
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 4 (April 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65667612
Abstract:
The article identifies and systematizes the key areas of development of the catering industry in the region in modern conditions on the example of the Novosibirsk region, one of the largest regions in terms of the scale of the catering industry. The article considers the main Russian trends in the development of the catering industry: the transformation of the catering market due to the departure of well-known foreign players, the staff shortage, the rising prices of food and raw materials, and the gradual restoration of the branch industry.
In the context of these trends, the main development trends of the catering industry in the Novosibirsk region are substantiated. An analytical evaluation of the public catering turnover dynamics, the availability of the facilities and the level of the public catering services was carried out. Driving forces are listed. Characteristics of modern formats, gastronomic concepts and tools for scaling up the restaurant business in the region are given. Problems and prospects of the development of the catering industry in the Novosibirsk region are formulated.
Keywords: catering, services, Novosibirsk region
JEL-classification: L80, L83, L84
Введение. Сфера услуг общественного питания относится к ключевому сегменту услуг и рассматривается важнейшей социально-экономической составляющей регионального развития, оказывающей значительное влияние на продовольственную безопасность и уровень жизнеобеспечения населения регионов. Услуги общественного питания призваны удовлетворять разнообразные потребности широких слоев населения в организации питания и досуга, туристском обслуживании, а индустрия общественного питания, как совокупность предприятий общественного питания разного типа по реализации вышеперечисленных потребностей, является привлекательной для предпринимательских инициатив, инвестиций и внедрения инноваций [1, 2, 3, 4, 5].
Индустрия общественного питания, по мнению экспертов, до наступления пандемии новой коронавирусной инфекции «ускоренно развивалась и являлась площадкой для применения современных технологий сервиса, приготовления блюд и обслуживания клиентов» [4, с. 89]. На современном этапе своего развития российская индустрия общественного питания находится в условиях ярко выраженной турбулентности. Это обусловлено влиянием глобальных кризисных явлений из-за последствий ограничительных мер в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и постпандемийными изменениями, а также новыми вызовами, ограничениями и рисками, возникшими в результате введенных экономических санкций на фоне сложной геополитической обстановки.
Сфера услуг общественного питания является неотъемлемой частью региональной экономической повестки и повышения уровня жизни населения, поэтому в современных условиях представляет интерес осмысление состояния и развития индустрии общественного питания на уровне региона, что сформирует основу для разработки региональных программ и проектов в сфере потребительских услуг, достижения экономической устойчивости субъектов отраслевой индустрии и прогнозирования траектории развития общественного питания. В этой связи актуальность темы исследования не вызывает сомнения.
Цель исследования – результативная попытка выявления и систематизации ключевых направлений развития индустрии общественного питания в регионе в современных условиях на примере Новосибирской области.
Представленное исследование отличается научной новизной, поскольку систематизированы и ообоснованы новые направления развития индустрии общественного питания Новосибирской области с позиций субъектного и комплексного подходов в контексте общероссийских трендов развития сферы услуг общественного питания в современных условиях, что позволяет более полно обосновать проблематику и перспективы развития отраслевой индустрии на региональном уровне.
Методы исследования. Исследование выполнено на основе синтеза общенаучных эмпирических и теоретических методов познания, библиометрического анализа научных работ, опубликованных в рецензируемых изданиях; экспертно-аналитических отчетов и статистических материалов, размещенных в открытом доступе в сети Интернет.
При выполнении исследования использованы труды отечественных ученых касательно вопросов и проблематики развития сферы услуг, общественного питания и механизмов развития потребительского рынка услуг, таких как: Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко, О.А. Яброва [1, 2], Л.Б. Нюренбергер [3], Е.В. Поклонова [4], Е.В. Вишневская, И.В. Семченко [5], И.Н. Феденёва, И.Ю. Севрюков, О.В Леушина [6], Н.В. Горошко, С.В. Пацала [7] и других.
Результаты исследования. В процессе исследования установлено, что развитие индустрии общественного питания в Новосибирской области созвучно общероссийским трендам: сфера услуг общественного питания меняется под влиянием экономической турбулентности, волатильности и высоких рисков, адаптируясь к новым вызовам и эволюционным изменениям.
Согласно оценкам агентства «INFOLine» главными вызовами для индустрии общественного питания в исследуемом периоде стали уход с российского рынка крупнейших иностранных игроков («McDonald’s», «Sibylla», «Costa Coffee», «Papa John’s», «Hesburger», «KFC» и другие бренды), которые были не просто лидерами отрасли, но формировали тренды и направления развития; высокий уровень инфляции и рост себестоимости готовой продукции; дефицит персонала; усиление внутриотраслевой конкуренции и конкуренции с розничными торговыми сетями, сервисами доставки и dark kitchens [8, 9].
По оценке INFOLine, оборот рынка общественного питания в России в 2023 году превысил 4-4,2 трлн. рублей, прирост составил 14%, что указывает не некоторое восстановление отраслевой индустрии и заслуживает положительной оценки. В масштабе сраны наблюдается рост количества заведений или объектов общественного питания, их приближение к допандемийному уровню. Так, в исследуемом периоде количество заведений составило 326 тыс. ед., что в целом соответствует значениям 2019 года [9].
Максимальное количество предприятий общественного питания приходится на заведения современных форматов – QSR (quick-service restaurant), TSR (table-service restaurant), Grab&go. В 2023 году количество заведений современных форматов составило 189,4 тыс. ед., или 58,1% от общего числа заведений (для сравнения в 2019 году 170,9 тыс. ед., или 52,1%, соответственно). Среди форматов предприятий общественного питания максимальный рост отмечен у заведений формата QSR на 20,4 тыс. ед., или на 74,5%. Лидерами среди форматов предприятий общественного питания являются заведения формата Grab&go, то есть формата, который пришел на смену уже привычному Fast Food, качественно обновив концепцию быстрого питания (сочетание высокой скорости доставки и здорового питания) [9].
Среди сегментов общественного питания в 2023 году бесспорное доминирование у QSR, TSR, Grab&go и питания в гостиницах, что соответствует ключевому тренду развития – привлекательности питания вне дома, которое постепенно становится основным способом потребления продуктов питания для многих россиян. Оценка развития форматов сетевых компаний показывает, что наблюдается рост заведений следующих форматов: Casual / Fine Dining, Fast Food, пекарен и пиццерий (14,0%, 4,0%, 8,0% и 13,0%, соответственно). Сокращение численности заведений наблюдается у кофеен и заведений формата суши-шоп (5,0% и 21,0%, соответственно) [9].
К ведущим игрокам рынка и индустрии общественного питания по количеству заведений относятся сети быстрого питания «Rostic's», «Вкусно и точка», «Burger King», сеть пиццерий «Додо Пицца», сеть пекарен «Хлебница», сеть кофеен «Шоколадница» и другие. Наибольшее количество новых объектов отмечено у сетей «Вкусно и точка», «Шоколадница» и «Додо Пицца» – 111 ед., 62 ед. и 41 ед., соответственно [9].
В региональном разрезе наблюдается наличие диспропорций. Так, в 2023 году на 10 крупнейших регионов приходится около 40% заведений общественного питания и свыше 50% объема оборота общественного питания. В первую пятерку по развитию сферы услуг общественного питания входят г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Новосибирская область и Республика Татарстан [9].
Новосибирская область относится регионам с диверсифицированной структурой экономки, в структуре которой преобладают обрабатывающие отрасли. Хорошо развиты сельское хозяйство, пищевая промышленность и сфера услуг. В регионе имеется ряд факторов и параметров, формирующих предпосылки для развития индустрии общественного питания: высокая доля городского населения, выгодное географическое положение и удобная логистика, выраженный научный и инновационный потенциал, сибирская кухня и богатые гастрономические традиции.
Масштабы индустрии общественного питания в Новосибирской области являются одними из крупнейших в стране. В исследуемом периоде Новосибирская область демонстрирует положительную динамику развития индустрии общественного питания, основными индикаторами которой являются показатели динамики оборота общественного питания, наличия объектов общественного питания и обеспеченности населения услугами общественного питания.
Так, в 2023 году оборот общественного питания в Новосибирской области увеличился по сравнению с 2019 годом на 13 344 млн. руб., или на 38,3%. Положительной оценки заслуживает рост оборота общественного питания не только в действующих, но и сопоставимых ценах, а также рост оборота общественного питания на душу населения. Вместе с тем, темпы роста оборота в действующих ценах превышают темпы роста оборота в сопоставимых ценах, что указывает на повышение уровня цен и оказываемых услуг общественного питания (таблица 1)
Таблица 1 – Динамика оборота общественного питания в Новосибирской области за 2019-2023гг.*
Показатели
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Абсолютное отклонение
2023 от 2019 (+;-)
|
2023
в % к 2019 |
Оборот общественного питания, млн. руб.
|
36
419
|
26
415
|
34
127
|
45
198
|
50
360
|
13 344
|
138,3
|
Индексы физического объема оборота общественного питания
|
112,0
|
71,6
|
122,9
|
117,9
|
103,2
|
-8,8
|
-
|
Оборот общественного питания на душу населения, руб.
|
13 023
|
9 461
|
12 662
|
16 166
|
18 056
|
5 033
|
138,6
|
Количество заведений общественного питания в Новосибирской области составило 3 675 ед., и пока не достигло допандемийного уровня. По сравнению с 2019 годом наблюдается сокращение общедоступных столовых и закусочных на 39 ед., или на 4,6%, столовых, находящихся на балансе учебных заведений и организаций промышленных предприятий на 43 ед., или на 3%. Рост заведений общественного питания достигнут у ресторанов, кафе, баров на 35 ед., или на 2,4%. В структуре сети заведений общественного питания свыше 40% приходится на рестораны, кафе, бары, то есть на предприятия, оказывающие более дорогие услуги питания для населения (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика состава сети заведений общественного питания в Новосибирской области за 2019-2023 гг. *
Показатели
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Абсолютное отклонение
2023 от 2019 (+;-)
|
2023
в % к 2019 |
Всего объектов, ед.
|
3 722
|
3 626
|
3 631
|
3 632
|
3 675
|
-47
|
98,7
|
в
том числе
столовые, закусочные, ед. |
850
|
833
|
804
|
799
|
811
|
-39
|
95,4
|
столовые,
находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных
предприятий, ед.
|
1 413
|
1 390
|
1 384
|
1 380
|
1 370
|
-43
|
97,0
|
рестораны,
кафе, бары, ед.
|
1 459
|
1 403
|
1 443
|
1 453
|
1 494
|
35
|
102,4
|
В 2023 году вместимость заведений общественного питания составила почти 200 000 посадочных мест. Обеспеченность населения посадочными местами в открытой сети составила 49,8%. Наибольшая вместимость наблюдается у столовых, находящихся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий. Обеспеченность посадочными местами в регионе увеличивается, преимущественно, за счет роста посадочных мест в ресторанах, кафе, барах (таблица 3)
Таблица 3 – Динамика состава посадочных мест сети заведений общественного питания в Новосибирской области за 2020-2023 гг. *
Показатели
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Абсолютное отклонение
2023 от 2020 (+;-)
|
2023
в % к 2020 |
Всего посадочных мест, ед.
|
196 576
|
195 018
|
196 028
|
197 955
|
1 379
|
100,7
|
в
том числе
столовые, закусочные, ед. |
21 273
|
19 918
|
19 699
|
19 793
|
-1480
|
93,0
|
столовые,
находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных
предприятий, ед.
|
98 734
|
98 783
|
99 257
|
99 316
|
582
|
100,6
|
рестораны,
кафе, бары, ед.
|
76 569
|
76 317
|
77 072
|
78 846
|
2 277
|
103,2
|
Наблюдается повышение обеспеченности населения услугами общественного питания, в частности, посадочными местами в расчете на 1 000 жителей. Так, в 2023 году «обеспеченность посадочными местами в общедоступных предприятиях общественного питания в целом по области составила 36 мест, по муниципальным районам области и городским округам (без Новосибирска) – 25 посадочных мест, в Новосибирске – 44 посадочных мест на 1 000 жителей» [13]. Несмотря на общую положительную динамику развития индустрии общественного питания, удельная обеспеченность заведениями общественного питания и посадочными местами в расчете на 1 000 населения области недостаточная [7, с. 86], что заслуживает отрицательной оценки и указывает на наличие нереализованного потенциала сферы услуг и инфраструктуры общественного питания.
По экспертным оценкам, рынок услуг общественного питания освоен далеко не полностью [6], индустрия питания имеет факторы дальнейшего роста, реализации новых проектов и концепций. Характерной чертой индустрии общественного питания является ее разнообразие, «многосегментная дифференциация по форматам предприятий, ценовому фактору, специализации кухни и видам оказываемых услуг» [6, с. 167].
За последнее время в индустрии общественного питания отмечены значительные изменения, что подтверждается как закрытиями, так и открытиями новых заведений, отличающихся концепциями, целевыми сегментами, экономическим поведением и бизнес-моделями. Так, в 2023 году в Новосибирске закрылось около 10 знаковых заведений питания, преимущественно баров и кофеен, среди которых наиболее заметным стал уход сети кофеен «Шоколадница» [14]. Открылись рестораны кавказской и грузинской кухонь (рестораны сетей «Аджикинежаль», «Южане Горожане», «Дядя Вано»), винный ресторан «Pinot», пабы «Нюра» и «Beer Bistrot», кафе с завтраками весь день «BLAZE», кафе премиального сегмента «Лето», авторские кондитерские «Biscuit House», «Kook, i Dolci», «A.Ganziy» и «Панакота», кофейни «Skuratov Coffee», арт-бар «Улицы», тапас-бар «Pil Pil», паназиатский бар «No Spicy», заведения формата Street Food, кофейни красноярской сети «Green House» и другие заведения общественного питания. Из федеральных сетей в Новосибирск вышел проект сети «FRANK by Basta» – заведение делает акцент на авторские мясные блюда, в частности, фирменные рёбрышки [14].
Драйверами отраслевой индустрии остаются форматы демократичных и более массовых сегментов (заведения форматов QSR и Grab&go), заведения кавказской, грузинской, паназиатской кухонь с яркой, но достаточно понятной и доступной концепцией. Данные форматы и сегменты востребованы и популярны среди жителей региона.
Большим спросом пользуются фудхоллы – форматы общественного питания с выраженной территориальной концентрацией объектов отраслевой индустрии на площади в среднем от 1 до 5 тыс. кв. м. Уникальность формата фудхоллов заключается в локализованной интеграции нескольких гастрономических концепций, разнообразии меню, высокой скорости обслуживания. Сочетание ресторанного сервиса, комфортной посадки клиентов, авторской кулинарной рецептуры, микс впечатлений и развлечений по доступным ценам выгодно отличают фудхоллы от других концепций, трансформируя фудхоллы в места с разнообразными ресторанными концепциями в пределах одной локации.
В Новосибирске сравнительно недавно функционирует «Гастрокорт» – в фудхолле представлено свыше 130 гастрономических концепций (корнеров) и кухонь мира. Новосибирский «Гастрокорт» по своим масштабам является крупнейшим предприятием среди российских регионов, современной гастрономической площадкой и местом организации досуга, а по количеству концепций даже опережает аналогичные столичные заведения [13]. В начале 2024 году состоялось открытие первого сетевого фудхолла «6/1» в ТВК «Калейдоскоп» – нового концептуального гастрономического пространства стильного интерьера в Новосибирске на площади 2,5 тыс. кв. м, где достигнуто уникальное сочетание не только в еде, но и в досуге, где можно найти время для завтрака, бизнес-встречи, отдыха [15, 17].
Следует отметить, что субъекты отраслевой индустрии открывают новые заведения и осваивают модные гастрономические концепции не только в пределах Новосибирской области, но и за ее пределами, осуществляя активную региональную экспансию как в России, так и за рубежом. В 2023 году новосибирская сеть пиццерий «Пицца синица» открыла свои заведения в Новокузнецке и Норильске, ресторан кавказской кухни «Аджикинежаль» открылся в Барнауле, ресторан итальянской кухни «Перчини» – в Ульяновске и Набережных челнах. Группа ресторанных компаний из Новосибирска «Ясно рестораны» запустила проект ресторана «Хочу Пури» в Кемерово, Набережных челнах, Нижневартовске и Перми. Мясной ресторан «Горячий цех» находится в стадии запуска в Тюмени, а основанная в Новосибирске группа компаний «DNK Food» открыла свое первое заведение – паназиатское бистро «NEMO» в Красноярске [14].
В исследуемом периоде новосибирская сеть чебуречных «Cheburek.Me» открыла свои заведения в Литве, в настоящее время под этим брендом функционирует 375 заведений в 12-ти странах (Беларусь, Латвия, Казахстан, Грузия, Узбекистан, Армения, Эстония и другие страны ближнего зарубежья) [14, 16]. Сети новосибирских бургерных «Spot&Chose» и «Burger Records» объявили о выходе в Индонезию и Таиланд. Другой новосибирский проект – ресторан паназиатской кухни «TomYumBar» – объявил о выходе на рынки общественного питания Турции и ОАЭ [14].
Основным инструментом региональной экспансии является франчайзинг. По мнению экспертов, г. Новосибирск имеет статус так называемой «франчайзинговой столицы» России с точки зрении развития индустрии общественного питания и находится в центре внимания за счет масштабирования своих проектов в сфере общественного питания, являясь катализатором роста и усиления позиций субъектов отраслевой индустрии в Новосибирской области и за ее пределами [14].
Устойчивым трендом развития общественного питания в регионе является удовлетворение спроса населения на доставку «готовой еды» и еды навынос. По оценкам Сибирского ГУ Банка России, в исследуемом периоде г. Новосибирск входит в число городов-лидеров по количеству заведений общественного питания с данным сервисом, положительно влияя на рост удельной обеспеченности населения подобными услугами [18]. В расчете на 1 000 жителей в Новосибирске приходится 1 724 заведений с доставкой «готовой еды», являясь третьим по уровню показателем в стране среди городов-миллионников [13, 18]. Сегмент доставки «готовой еды» является самым быстрорастущим сегментом не только отраслевой индустрии, но и рынка электронной коммерции в целом. Рост данного сегмента происходит на фоне ужесточения конкуренции между розничными торговыми сетями, производителями продуктов питания и сервисами доставки, которая в дальнейшем только усилится. Также оказание подобных услуг в индустрии общественного питания приводит к обострению проблемы дефицита персонала, в том числе курьеров, являясь одним из барьеров и вызовом для развития индустрии общественного питания в регионе.
Благоприятное влияние на индустрию общественного питания оказывает внутренний туризм, который получил активное развитие в последнее время. В регионе сформированы предпосылки тесной интеграции общественного питания с сибирским гостеприимством, развития гастрономического туризма и событийных гастро- мероприятий. Акцентируется внимание на меню с включением аутентичных и уникальных блюд сибирской гастрономии, интересной подаче блюд, стиле и дизайнерских решениях заведений общественного питания. Наблюдается рост бизнес-взаимодействий с локальными поставщиками сырья, экологически чистой фермерской продукции и расширение ассортимента традиционных местных блюд на основе использования локальных продуктов [7, с. 87].
Отмечается рост конкурсов и фестивалей гастротуристической направленности как в регионе, так и за его пределами, проводимых в целях продвижения локальных гастрономических концепций и блюд сибирской кухни. Вместе с тем, очевидна проблематика отсутствия регионального гастрономического бренда, что требует активного сотрудничества всех заинтересованных субъектов в формировании и продвижении сильного и эффективного бренда на основе выявления продуктов, которые вызывают ассоциации с Новосибирской областью [7, с. 90], следовательно, усиливают мотивацию туристов к посещению и знакомству с регионом.
Заключение. Выполненное исследование показало, что, несмотря на всю сложность и неоднозначность влияния внешних факторов, индустрия общественного питания в Новосибирской области демонстрирует высокую адаптационную способность и развивается. Это находит свое подтверждение в усилении позиций и росте объемов деятельности, увеличении количества заведений, повышении удельной обеспеченности населения услугами общественного питания, формировании новых элементов инфраструктуры, сервисов и форматов обслуживания клиентов, масштабировании бизнеса в регионе и за его пределами, усилении внутриотраслевой конкуренции и конкуренции предприятий общественного питания с другими субъектами на рынке доставки «готовой еды» и еды навынос, развитии новых и современных гастрономических концепций в регионе.
Среди проблематики развития индустрии общественного питания в Новосибирской области необходимо отметить проблемы: сохраняющуюся недостаточную удельную обеспеченность населения услугами общественного питания, в частности, обеспеченность населения заведениями современных форматов; территориальный дисбаланс размещения заведений питания, преимущественно, на городском сегменте рынка услуг общественного питания; превалирование заведений более дорогого ценового сегмента (ресторанов, кафе, баров) над общедоступной сетью предприятий питания умеренного ценового сегмента (столовыми и закусочными, включая школьные столовые и столовые промышленных предприятий); приоритет масштабов деятельности по сравнению с качественными характеристиками оказываемых услуг; сохраняющийся дефицит сотрудников и низкий престиж занятости в исследуемой сфере деятельности; отсутствие регионального гастрономического бренда и недостаточная вовлеченность в туристскую деятельность региона, в частности, развитие гастротуризма.
Перспективы развития индустрии общественного питания в Новосибирской области будут определяться общероссийской динамикой, трендами сферы услуг общественного питания, состоянием региональной экономики, паттернами потребительского поведения. Особе внимание, по нашему мнению, следует уделить разнообразию форматов и гастрономических концепций, открытию новых заведений в арт-пространствах и других знаковых локациях Новосибирска, более тесной интеграции локальной кухни в меню рестораторов и создании уникальных рецептов, совершенствованию логистики и деятельности служб доставки, внедрению цифровых высокотехнологичных решений в деятельность хозяйствующих субъектов, трансформации индустрии питания в индустрию развлечений, зрелищных мероприятий и впечатлений, что нуждается в дополнительных исследованиях и будет продолжено в дальнейшем.
References:
Novosibirskaya oblast. 2023 [Novosibirsk region. 2023] (2023). Novosibirsk: Territorialnyy organ FSGS po Novosibirskoy oblasti. (in Russian).
Fedenyova I.N., Sevryukov I.Yu., Leushina O.V., Yakshigulov R.A. (2021). Obshchestvennoe pitanie v strukture turistskoy industrii (na primere g. Novosibirska) [Public catering in the structure of tourist services (on the example of Novosibirsk)]. Chelovek. Sport. Meditsina. 21 166-170. (in Russian). doi: 10.14529/hsm21s125.
Goroshko N.V., Patsala S.V. (2023). Restorannaya industriya kak instrument prodvizheniya regionalnogo gastronomicheskogo turizma v Novosibirskoy oblasti [The restaurant industry as a tool for promoting regional gastronomic tourism in the Novosibirsk region]. Ekonomika. Informatika. 50 (1). 79-93. (in Russian). doi: 10.52575/2687-0932-2023-50-1-79-93.
Nyurenberger L.B., Arshinova A.N., Glotko A.V., Zotova E.G., Igoshin A.V., Leushina O.V., Luchina N.A., Manevich Ya.V. i dr. (2022). Vliyanie sovremennyh transformatsionno-integratsionnyh protsessov na razvitie otraslevyh regionalnyh rynkov uslug [The impact of modern transformation and integration processes on the development of regional service industry markets] Kursk: ZAO «Universitetskaya kniga». (in Russian).
Poklonova E.V. (2021). Obshchestvennoe pitanie Krasnoyarskogo kraya: statisticheskiy analiz osnovnyh pokazateley [Public catering of the krasnoyarsk region: statistical analysis of the main indicators]. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitelskoy kooperatsii. (1(35)). 89-97. (in Russian).
Suslova Yu.Yu, Tereschenko N.N., Aleksandrov Yu.L., Anopchenko T.Yu., Butova T.G., Voloshin A.V., Voronina N.F. i dr. (2023). Problemy i tendentsii razvitiya sfery uslug v usloviyakh tsifrovizatsii [Problems and trends in the development of the service sector in the context of digitalization] Krasnoyarsk: Sibirskiy federalnyy universitet. (in Russian).
Suslova Yu.Yu., Tereschenko N.N., Demchenko S.K., Aleksandrov Yu.L., Butova T.G., Chaplina A.N., Yabrova O.A., Voloshin A.V., Maksimenko I.A., Sudin K.N. (2021). Ustoychivoe razvitie regiona i sfery uslug: teoriya, metodologiya, praktika [Sustainable development of the region and the service sector: theory, methodology, practice] Krasnoyarsk: OOO «SPK Mega». (in Russian).
Vishnevskaya E.V., Semchenko I.V. (2018). Razvitie industrii obshchestvennogo pitaniya regiona (na primere Belgorodskoy oblasti) [The development of the catering industry in the region (on the example of the Belgorod region)]. Nauchnyy rezultat. Seriya: Tekhnologiya biznesa i servisa. 4 (3). 89-97. (in Russian). doi: 10.18413/2408-9346-2018-4-3-0-4.
Страница обновлена: 09.04.2025 в 19:07:17