China's growing role in the global economy in the context of the Belt and Road Initiative
Bolaev A.V.1, Bondarenko V.A.2
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Download PDF | Downloads: 29
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 1 (January-March 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65634618
Abstract:
One of the most important factors in the development of the modern world economy is the long-term growth of the economy of the People\'s Republic of China and the implementation of the Chinese Belt and One Road strategic initiative. The purpose of the article was to analyze the increasing role of China in the global economy in the context of the implementation of the Belt and Road strategic initiative. The article examines such aspects of the PRC's role in the global economy as GDP growth, attracting FDI and Chinese FDI abroad, R&D and patent activities. It is shown that China's role in the global economy has increased significantly in recent years. The novelty of the study lies in a comprehensive multidimensional approach to analyzing the increasing role of the PRC in the global economy. The authors used the latest statistics from the United Nations, the World Bank, and the Chinese government. The results of the study will be of interest to experts in the field of world economy and international relations, Sinologists and those interested in the implementation of the Belt and Road strategic initiative.
Keywords: world economy, China, One Belt and One Road, Belt and Road, exports, imports, foreign direct investments, R&D, patents
JEL-classification: E22, F21, H54, P45
Введение
Стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» вызывает закономерный высокий интерес у научного сообщества во всем мире, среди ученых, занимающихся исследованиями стратегической инициативы, можно отметить целый ряд авторов. В русскоязычных исследованиях это прежде всего Абрамкина М.С. [1], Гнатюк Г.А. [2], Михайленко А.Н. [3], Мишальченко Ю.В. [4], Нелюбина Ю.А. [4], Пакулин В.С. [5], Погребинская Е.А. [6], Степанов Н.С. [7], Шкваря Л.В. [8], а также публикующиеся на русском языке китайские исследователи Лю Я. [9], Ма Л. [10], Цию М. [11], Чжан С. [12], Чжан Ц. [13], Чжао И. [2], Чжао Х. [14], Чу Л. [10], Чэнь С. [11], Юй Х. [8], Яо Я. [12], и другие. Среди авторов на китайском языке в том числе выступают такие исследователи, как Ван Биньи [15], Ван Дэхун [16], Ван Лу [17], Джонс У. [18], Дэн Цзюган [19], Зепп-Ларуш Х. [18], Инь Цзяинь [20], Лю Юфа [21], Ма Цзяньтан [22], Сяо Юйчунь [23], Цзоу Лэй [24], Цзян Ч. [25] и другие. Среди авторов англоязычных публикаций выступают такие исследователи, как Адхикари А. [26], Винокуров Е.Ю. и Цукарев Т.В. [27], Гонсалес Хореги Х. [28], де Сойр Ф., Мулабдич А., Мюррей С., Роша Н. и Рута М. [29], Йоич С. [30], Казарини Н. [31], Кларк М. [32], Лейтон П. [33], Ли Ц., Цянь Г., Чжоу К.Ч., Лу Д., Лю Б. [34], Лю В., Данфорд М. [35], Лю Ц. [36], Тэубер С.Ф. [37], Халлгрен Х., Гиази Р. [38], Хараламбидес Г., Мерк О. [39], Хиллман Дж. Э. [40], Фултон Д. [41], Ю Х. [42] и другие.
Большинством исследователей отмечается, что рост китайской экономики и реализация стратегической инициативы «Один пояс и один путь» являются одними из значительнейших факторов развития современной мировой экономики в целом и целого ряда стран и регионов и указанная тема несомненна крайне актуальна для изучения и в том числе обладает значительнейшим потенциалом влияния и на состояние российской экономики.
Целью данного исследования является определение степени изменения роли Китая в мировой экономике путем сравнения его роли в 2013 г. и в 2021-2022 гг. в мировом валовом внутреннем продукте, мировом экспорте и импорте, включая и экспорт высокотехнологической продукции, во входящих и исходящих прямых иностранных инвестициях, расходах на НИОКР, количестве выданных патентов. 2013 г. соответствует началу реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь», 2021-2022 гг. соответствуют периоду, за который доступна последняя имеющаяся официальная статистика ООН, Всемирного банка, правительства Китая.
Научная новизна исследования заключается в комплексном многоаспектном подходе к анализу повышения роли КНР в мировом хозяйстве (рассмотрены такие аспекты, как показатель валового внутреннего продукта (ВВП) номинальный и по паритету покупательной способности (ППС), привлечение ПИИ и осуществление китайских ПИИ зарубежом, экспорт и импорт, деятельность в сфере НИОКР, патентная активность и использовании последних статистических данных ООН, Всемирного банка, правительства Китайской Народной Республике, Организации экономического сотрудничества и развития.
Результаты и обсуждение
В ноябре 2023 г. в Пекине был проведен третий форум «Пояса и пути», на котором обсуждались достижения стратегической инициативы «Один пояс и один путь» за десять лет реализации этого глобального проекта с 2013 года. В частности, председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в стратегической инициативе официально принимают участие более 150 стран и 30 международных организаций, также руководитель КНР высоко оценил торговлю и инвестиции как важнейшие составляющие стратегической инициативы: «благодаря совместному строительству «Одного пояса и одного пути» двери Китая во внешний мир открываются все шире и шире, и китайский рынок стал более тесно связан с мировым рынком. Китай уже является основным торговым партнером более чем 140 стран и регионов и основным источником инвестиций для все большего числа стран». Также Си Цзиньпин в своем выступлении на форуме в ноябре 2023 г. указал и главную цель инициативы «Один пояс и один путь»: «целью является общее развитие и взаимовыгодное сотрудничество», важная роль в реализации стратегической инициативы отводится модернизации Китая и других стран [43] при соблюдении высоких стандартов «зеленой» экономики [44]. Здесь важно отметить, что в китайской политической историографии под модернизацией страны прежде всего имеются в виду экономические и технологические аспекты модернизации, в частности прежде всего модернизация сельского хозяйства, промышленности, науки и техники (а также и армии).
Как известно, глобальная инициатива «Один пояс и один путь» (также в русскоязычной литературе и средствах массовой информации распространены названия «Пояс и путь», «Один пояс, один путь») была предложена председателем Си Цзиньпином в 2013 г. (в сентябре 2013 г. во время выступления в казахстанской столице г. Астане и в октябре 2013 г. во время посещения Си Цзиньпином Индонезии). В качестве основной цели стратегической инициативы было предложено «укрепление экономических связей, углубление сотрудничества и расширение пространства развития стран Евразии», для чего руководитель КНР предложил в том числе в первую очередь улучшать транспортные пути, совершенствовать трансграничную и транспортную инфраструктуру, содействовать расширению торговых потоков и инвестициям, устранять торговые барьеры и снижать инвестиционные издержки, расширять финансовые потоки, включая проведение расчетов в национальных валютах, [45] позднее важной идеей при реализации инвестиционных проектов в рамках инициативы «Пояса и пути» стало учитывание строгих экологических стандартов и принципов «зеленой экономики» [44]. Необходимо отметить, что стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» в самом КНР принимается как предложенная руководством страны концепция государственного развития, позволяющая разрешить множество внутренних китайских проблем (к примеру, снизить уровень диспропорций в экономическом развитии регионов Китая) и установить стратегические направления развития китайских внешнеэкономических отношений. [46]
В рамках исследования с целью определения степени увеличения роли Китая в мировой экономики авторами собраны и проанализированы данные (Таблица 1), отражающие изменение роли Китая в глобальном хозяйстве с 2013 г. и до последних лет, по которым уже есть доступная статистика. Сравнивая место Китая в мировой экономике в 2013 г. и в 2022 г. (в ряде случаев – в 2021 г.), можно отметить как значительный абсолютный рост ВВП и других экономических показателей КНР, так и повышение роли китайской экономики в мире.
Таблица 1 - место Китая в мировой экономике (2013-2021/2022 гг.)
Table 1 - China's place in the world economy (2013-2021/2022)
|
Китай
|
Мир
|
Доля
КНР в мировом показателе
|
Рост
показа-теля Китая
| |||
|
2013г.
|
2022
г.
|
2013г.
|
2022
г.
|
2013г.
|
2022
г.
|
|
ВВП, млрд долл. США
|
9240,270
|
17963,171
|
74899,822
|
100562,011
|
12,34
|
17,86
|
1,45
|
ВВП по ППС, млрд долл. США
|
16162,000
|
30327,320
|
102573,000
|
164155,327
|
15,76
|
18,47
|
1,17
|
Внешняя торговля
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспорт
|
2397,124
|
3715,827
|
20863,063
|
31610,000
|
11,49
|
11,76
|
1,02
|
Импорт
|
1552,726
|
2715,999
|
18407,743
|
25370,647
|
8,44
|
10,71
|
1,27
|
ПИИ входящие
|
123,911
|
189,132
|
1451,965
|
1294,738
|
8,53
|
14,61
|
1,71
|
ПИИ входящие, накопленные
|
956,793
|
3822,449
|
25464,173
|
44252,759
|
3,76
|
8,64
|
2,30
|
ПИИ исходящие
|
101,000
|
146,503
|
1410,696
|
1489,756
|
7,16
|
9,83
|
1,37
|
ПИИ исходящие, накопленные
|
613585,000
|
2931653,000
|
26312,635
|
39852,940
|
2,33
|
7,36
|
3,15
|
НИОКР
(2021)
|
337,500
|
620,103
|
2399,182
|
3961,872
|
14,07
|
15,65
|
2,65
|
Экспорт
высокотех-нологичной продукции (2021 )
|
655,900
|
942,315
|
2310,000
|
3450,000
|
28,39
|
27,31
|
0,96
|
Патенты
заявки (тыс. шт.)
|
825,136
|
1619,268
|
2567,900
|
3457,400
|
32,13
|
46,83
|
1,46
|
Патенты
получены (тыс. шт.)
|
207,688
|
798,347
|
1170,000
|
1823,200
|
17,75
|
43,79
|
2,47
|
Население,
млрд человек
|
1376,100
|
1425,887
|
7250,593
|
7975,105
|
18,98
|
17,88
|
0,94
|
С 2013 г., когда Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации инициативы «Один пояс и один путь», на начало 2023 г. годовой показатель номинального валового внутреннего продукта (ВВП) Китая вырос почти в два раза (в 1,94 раза), роль КНР в мире по этому показателю возросла в 1,45 раза – с 12,34% от общемирового показателя до 17,86%. ВВП по паритету покупательной способности (ППС) Китая также за указанный промежуток времени вырос в 1,88 раза, однако рост роли КНР в мировом показателе не настолько высок и соответствующий коэффициент составил около 1,17 (что среди прочего говорит о тенденции выравнивания показателей ВВП номинального и по ППС).
За указанный период годовой экспорт КНР в стоимостном выражении увеличился в 1,55 раза, еще значительнее вырос годовой импорт – в 1,75 раза, при этом роль Китая в мировом экспорте практически не изменилась (небольшой рост с коэффициентом 1,02 раза), соответственно рост доли КНР в мировом импорте в 1,27 раза. Стоимость годового экспорта КНР в рассматриваемый период выросла до 3,715 трлн долл. США, импорта – до 2,716 трлн долл. США.
Как известно, стремительное экономическое развитие Китая было во многом обусловлено активным привлечением прямых иностранных инвестиций (ПИИ) [60, 61], также в последние годы Китай стал одним из мировых лидеров по исходящим ПИИ. [62] Соответственно, для нашего исследования интерес представляет роль Китая в мировых входящих и исходящих ПИИ. В указанный период (2013-2022 гг.) годовые объемы входящих в КНР ПИИ увеличились в 1,53 раза, объем накопленных входящих ПИИ увеличился в 4 раза. Роль КНР в мировом объеме входящих ПИИ увеличилась в 1,71 раза (с 8,53% до 14,61% в годовом объеме мировых входящих ПИИ), однако еще больше выросла роль Китая в мировых объемах накопленных ПИИ, коэффициент роста в указанный период составил 2,3 (с 3,76% до 8,64% в объеме мировых накопленных входящих ПИИ).
В рассматриваемый период Китай уже являлся одной из важнейших стран по объемам прямых иностранных инвестиций зарубежом, в частности, в 2013 г. годовой объем китайских исходящих ПИИ превысил 100 млрд долл. США. В 2013-2022 гг. доля КНР в мировом объеме исходящих ПИИ выросла с 7,16% до 9,83% (коэффициент роста составил 1,37), в этот же период доля Китая в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ увеличилась в 3,15 раза (здесь играет роль «эффект низкой базы», рост составил с соответствующего показателя, равного 2,33%, до 7,36%).
Интересно отметить, что в период 2013-2021 гг. (открытых статистических данных за 2022 г. авторы не нашли) почти в два раза (в 1,84 раза) выросли расходы КНР на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по паритету покупательной способности, однако доля Китая в мировых расходах на НИОКР по ППС увеличилась незначительно (в 1,11 раза – с 14,07% до 15,65%).
Роль КНР в экспорте высокотехнологичной продукции (в мировой практике к высокотехнологичной продукции относят ///) в период 2013-2021 гг. (открытых статистических данных за 2022 г. авторы не нашли) незначительно снизилась (коэффициент увеличения 0,96, снижение с 28,39% до 27,31%), при этом абсолютные показатели стоимости экспорта за указанный период выросли с 655,9 млрд долл. США до 942,315 млрд долл. США.
Важным аспектом мирового технологического развития является процесс подачи патентных заявок на изобретения и получения патентов на изобретения. В этом направлении Китай также добился существенных успехов, с 2013 и до 2022 гг. количество патентных заявок в КНР выросло в два раза (коэффициент 1,96), количество полученных патентов в КНР увеличилось в почти в четыре раза (коэффициент 3,84). Доля Китая в общемировом количестве патентных заявок за указанный период выросла в 1,46 раза (с 32% до почти 47%), в общемировом количестве выданных патентов – в 2,47 раза (с 17,75% до 43,79%).
Относительно такого важнейшего показателя, как численность населения, можно отметить, что в указанный период (2013-2022 гг.) население КНР увеличилось примерно на 3,62%, однако достаточно заметной в последние годы является тенденция снижения темпов роста населения, в 2022 г. отмечалось небольшое уменьшение численности жителей Китая (на 850 тыс. человек) [63].
В указанных условиях понятно, что значительнейшая роль Китая в мировой экономике (соответствующая в целом первому-второму месту среди крупнейших экономик мира) позволяет этой стране проводить действительно активную и значимую работу по развитию собственных глобальных интеграционных процессов, прежде всего выражающихся в главной китайской концепции внешнеэкономических (а также и геополитических) отношений КНР и большинства стран и территорий мира – стратегической инициативе «Один пояс и один путь», при этом несомненна и роль стратегической инициативы в экономическом развитии Китая, прежде всего в контексте создания дополнительных благоприятных условия для китайского экспорта и импорта, а также и прямых иностранных инвестиций китайских компаний в странах-участницах глобальной инициативы «Пояса и пути».
Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью стратегии руководства Китая при реализации глобальной инициативы «Один пояс и один путь» в инвестиционном аспекте прежде всего является стимулирование экономического роста в Китае за счет содействия увеличения экспорта путем улучшения доступа к внешним рынкам сбыта, облегчение доступа к природным ресурсам и сырью, получение и разработка новых технологий, а также общее развитие и взаимовыгодное сотрудничество стран-участниц глобальной инициативы «Один пояс и один путь», при этом с начала реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» роль Китая в номинальном показателе объема мирового ВВП значительно возросла, заметно выросла роль КНР как глобального импортера, по годовым объемам входящих ПИИ, и особенно по объемам накопленных входящих ПИИ, роль Китая в мировой экономике в рассматриваемый период росла значительно, также как и по годовым объемам исходящих ПИИ, и особенно по объемам накопленных исходящих ПИИ, также значительно увеличилась доля Китая в общемировых показателях по объемам расходов на НИОКР по ППС и по количеству полученных патентов.
Заключение
Проведенное исследование увеличения роли Китая в мировой экономике в контексте реализации инициативы «Пояса и пути» позволяет авторам сделать следующие выводы:
- в рамках реализации инициативы «Один пояс и один путь» интересы руководства КНР прежде всего представлены достижением задачи расширения китайских торговых потоков и инвестиций;
- с начала реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» роль Китая в номинальном показателе объема мирового ВВП значительно возросла (в 1,45 раза), в показателе объема мирового ВВП по ППС рост доли КНР был значительно меньшим (1,17 раза);
- роль Китая в мировом экспорте за указанный период времени выросла незначительно, однако его роль как глобального импортера заметно растет (в 1,27 раза), при этом роль КНР как мирового экспортера высокотехнологической продукции незначительно падает;
- по годовым объемам входящих ПИИ, и особенно по объемам накопленных входящих ПИИ, роль Китая в мировой экономике в рассматриваемый период росла значительно (коэффициент увеличения – соответственно 1,71 и 2,30);
- по годовым объемам исходящих ПИИ, и особенно по объемам накопленных исходящих ПИИ, доля КНР в мировых показателях также возросла существенно (коэффициенты увеличения 1,37 и 3,15 соответственно);
- по объемам расходов на НИОКР по ППС и по количеству полученных патентов роль Китая в мировой экономике возросла примерно в два с половиной раза;
- Китай уступает свою роль наиболее населенной страны (располагаясь уже на втором месте), незначительно снижается и его доля в общем населении нашей планеты.
Среди выявленных проблем следует особо отметить факт незначительного увеличения роли Китая в мировом экспорте, что при существенном росте роли этой страны в мировом номинальном ВВП позволяет предполагать повышение фактора роли внутреннего рынка в росте китайской экономики. Также можно отметить факт незначительно снижения роли Китая в экспорте высокотехнологической продукции, что также может свидетельствовать о повышении роли внутреннего рынка для высокотехнологического сектора экономики Китая, либо говорить о повышении роли других стран в высокотехнологическом мировом экспорте. Указанный вопрос, несомненно, нуждается в дальнейших исследованиях.
References:
Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2023 [Chinese Statistical Yearbook 2023] (2023). Pekin. (in Russian).
Abramkina M.S. (2018). Politicheskie riski kitayskogo proekta «Odin poyas, odin put» [The political risks of the Chinese project «One Belt, One Way»]. Journal of international economic affairs. 8 (3). 437-444. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
Adhikari Ashish (2018). Belt and Road Initiative and Nepal’s Economic Perspective: Regionality and Specificity Kathmandu School of Law Review. (1). 41-52. doi: 10.46985/jms.v6i1.947.
Adhikari Ashish (2018). Belt and Road Initiative and Nepal’s Economic Perspective: Regionality and Specificity Kathmandu School of Law Review. 6 (1). 41-52. doi: 10.46985/jms.v6i1.947.
Bolaev A.V. (2007). Otraslevaya struktura privlecheniya pryamyh inostrannyh investitsiy: opyt Kitaya [The sectoral structure of attracting foreign direct investment: China's experience]. Vestnik Kalmytskogo instituta sotsialno-ekonomicheskikh i pravovyh issledovaniy. (2(15)). 46-53. (in Russian).
Bolaev A.V. (2016). Kitayskaya kontseptsiya «Odin poyas i odin put»: vozmozhnosti i perspektivy privlecheniya pryamyh inostrannyh investitsiy dlya Rossii [The chinaʼs concept of the Belt and Road initiative: opportunities and prospects for attracting of foreign direct investment for Russia]. Vestnik RAEN. 16 (5). 81-86. (in Russian).
Bolaev A.V. (2023). Investitsionnaya aktivnost Kitaya v proekte «Odin poyas i odin put» [Chinaʼs investment activity in the Belt and Road Initiative]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 1825-1834. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.120105.
Bolaev A.V., Bondarenko V.A. (2023). Desyat let s nachala realizatsii Kitayskoy strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put»: ekologizatsiya i «zelenoe» razvitie [Ten years since the beginning of the chinese strategic initiative “One belt and One road”: ecologization and green development] Science, innovation, education: topical issues of the 21st century. 83-86. (in Russian).
Casarini N. Rome-Beijing: Changing the Game. Italy’s Embrace of China’s Connectivity Project, Implications for the EU and the USIai.it. Retrieved from https://www.iai.it/sites/default/files/iaip1905.pdf,
Chen Syue, Tsiyu Minfen (2018). Vozmozhnosti i vyzovy v protsesse prodvizheniya initsiativy «Odin poyas, odin put» v Kitae [Opportunities and challenges in promoting the «One belt, One road» initiative in China]. Creative Economy. 12 (8). 1065-1072. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.8.39275.
Chu L., Ma L. (2022). Etapy razvitiya initsiativy Kitaya «Zelenyy shelkovyy put» [Stages of the development of chinese “Green silk road” initiative]. Society: politics, economics, law. (3(104)). 12-19. (in Russian). doi: 10.24158/pep.2022.3.1.
Chzhan Syaosyue, Yao Yao (2021). Problemy logisticheskikh kanalov kitaysko-rossiyskoy prigranichnoy torgovli i analiz kontrmer dlya ikh resheniya v kontekste proekta «Odin poyas i odin put» [Problems of logistics channels of Sino-Russian border trade and analysis of countermeasures for their solution in the context of the One Belt, One Road project]. Creative Economy. 15 (2). 573-590. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.2.111701.
Chzhan Ts. (2023). Risk pryamyh investitsiy Kitaya v Rossiyu na fone «Odnogo poyasa, odnogo puti» [The risk of chinese direct investment in Russia against the backdrop of «One belt, One road»]. Innovation and Investment. (1). 17-20. (in Russian).
Chzhao I., Gnatyuk G.A. (2023). Modernizatsiya rezhima kitaysko-rossiyskogo regionalnogo sotrudnichestva v ramkakh initsiativy «Odin poyas, odin put» [Modernization of the regime of Sino-Russian regional cooperation in the framework of the “One belt, One road” initiative]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 13 (3-1). 276-284. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2023.61.87.028.
Clarke M. (2018). The Belt and Road initiative: Exploring Beijing’s Motivations and Challenges for its new Silk Road Strategic Analysis. 42 (2). 84-102. doi: 10.1080/09700161.2018.1439326.
Den Tszyugan (2019). Khukh-Khoto i «Odin poyas i odin put» [Hohhot and "One Belt and One Way"] Khukh-Khoto. (in Russian).
Exports of goods and servicesData.worldbank.org. Retrieved February 01, 2024, from https://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR.GNFS.CD?most_recent_value_desc=true
F. de Soyres, Mulabdic A., Murray S., Rocha N., Ruta M. (2019). How Much Will the Belt and Road Initiative Reduce Trade Costs? International Economics. 159 151-164.
Gdp, pppWorldbank.org. Retrieved February 01, 2024, from https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.CD
GdpWorldbank.org. Retrieved February 01, 2024, from https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD
Global Population 2024 (Past, Present & Future)Database.earth. Retrieved February 01, 2024, from http://www.database.earth
Gonzalez Jauregui J. (2021). Latin American countries in the BRI: challenges and potential implications for economic development Asian Education and Development Studies. 10 (3). 348-358. doi: 10.1108/AEDS-08-2019-0134.
Gross domestic product 2022, PPPWorldbank.org. Retrieved February 01, 2024, from https://databankfiles.worldbank.org/public/ddpext_download/GDP_PPP.pdf
Gross domestic spending on R&DOecd.org. Retrieved February 01, 2024, from https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm
Henrik Hallgren, Richard Ghiasy (2017). Security and economy on the belt and road: three country case studies SIPRI Insights on Peace and Security. (4). 1-11.
Hercules Haralambides, Olaf Merk The Belt and Road Initiative: Impacts on Global Maritime Trade FlowsInternational Transport Forum Discussion Papers. Retrieved from https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/belt-road-initiative-maritime-trade-flows_1.pdf
High-technology exportsWorldbank.org. Retrieved February 01, 2024, from https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD
Hillman J.E. How Big Is China’s Belt and Road?Csis.org. Retrieved from https://www.csis.org/analysis/how-big-chinas-belt-and-road
In Tszyain (2022). Issledovanie kompleksnoy sistemy otsenki zarubezhnyh neftyanyh proektov Kitaya v ramkakh «Odnogo poyasa i odnogo puti» [A study of the integrated assessment system for China's foreign oil projects within the framework of the "One Belt and One Road"] Pekin. (in Russian).
Jonathan Fulton (2019). China-UAE Relations in the Belt and Road Era Journal of Arabian Studies. 9 (2). 253-268. doi: 10.1080/21534764.2019.1756135.
Khelga Zepp-Larush, Uilyam Dzhons (2019). Ot «Odnogo poyasa i odnogo puti» k mirovomu kontinentalnomu mostu [From the "One Belt and One Road" to the World Continental Bridge] Nankin. (in Russian).
Khueyzhun Ch. (2021). Neobkhodimost, osushchestvimost i vybor puti sopryazheniya bolshogo evraziyskogo partnerstva i initsiativy «Odin poyas - odin put» [Necessity, feasibility, and choice of way of integrating the greater eurasian partnership and the initiative called One belt, One path]. Vestnik RGGU. Seriya: Evraziyskie issledovaniya. Istoriya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. (1). 109-116. (in Russian). doi: 10.28995/2686-7648-2021-1-109-116.
Layton P. (2020). Artificial intelligence, big data and autonomous systems along the belt and road: towards private security companies with Chinese characteristics? Small wars & insurgencies. 31 (4). 874-897. doi: 10.1080/09592318.2020.1743483.
Li J., Qian G., Zhou K.Z. et al. (2022). Belt and Road Initiative, globalization and institutional changes: implications for firms in Asia Asia Pacific Journal of Management. 39 843-856. doi: 10.1007/s10490-021-09770-0.
Liu Weidong, Michael Dunford (2016). Inclusive globalization: unpacking China’s Belt and Road initiative Area Development and Policy. 1 (3). 1-18. doi: 10.1080/23792949.2016.1232598.
Lyu Ya. (2022). Energeticheskoe sotrudnichestvo KNR so stranami SNG v kontekste realizatsii initsiativy «Odin poyas - odin put» [Chinaʼs energy cooperation with cis countries in the context of the implementation of the Belt and Road initiative]. Post-Soviet research. (3). 263-277. (in Russian).
Lyu Yufa (2020). Strategiya predpriyatiya initsiativy «Odin poyas i odin put» [The enterprise strategy of the "One Belt and One Road" initiative] Pekin. (in Russian).
Ma Tszyantan (2019). Issledovanie mekhanizma mezhdunarodnogo sotrudnichestva initsiativy «Odin poyas i odin put» [Study of the mechanism of international cooperation of the "One Belt and One Road" initiative] Pekin. (in Russian).
Mantaeva E.I., Bolaev A.V. (2010). Vliyanie pryamyh inostrannyh investitsiy na modernizatsiyu ekonomiki KNR [The influence of fdi on modernization of the economy of the PRC]. Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics (RSUTE). (5(43)). 62-73. (in Russian).
Mikhaylenko A.N. (2018). Sopryazhenie evraziyskoy integratsii i kitayskogo proekta «Odin poyas - odin put» [The integration of Eurasian integration and the Chinese One Belt, One Road project]. Evraziyskiy Soyuz: voprosy mezhdunarodnyh otnosheniy. (1(23)). 35-46. (in Russian).
Nelyubina Yu.A., Mishalchenko Yu.V. (2022). Sopryazhenie Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i kitayskoy initsiativy «Odin poyas, odin put» (mezhdunarodnye pravovye i ekonomicheskie aspekty) [Integration of the Eurasian Economic Union and the Chinese initiative «One belt, One road» (international legal and economic aspects)]. Uchenye zapiski yuridicheskogo fakulteta. (1). 42-48. (in Russian).
Pakulin V.S. (2022). Protsessy sopryazheniya kitayskogo proekta «Odin poyas - odin put» i EAES v ramkakh kontseptsii [The processes of integration of the Eurasian economic union and chinese «Belt and road» initiative within the framework of the «Greater Eurasian partnership» concept]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. (76). 47-55. (in Russian). doi: 10.17223/19988613/76/6.
Pogrebinskaya E.A., Chen S. (2021). Analiz potentsiala ekonomicheskogo vzaimodeystviya mezhdu Kitaem i drugimi stranami v ramkakh initsiativy «Odin poyas – odin put» na osnove stokhasticheskoy modeli pogranichnoy torgovoy gravitatsii [Analysis of the economic relations potential between China and other countries within the One belt, One Road initiative based on the stochastic border trade gravity model]. High-tech Enterprises Economy. 2 (1). 21-28. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.1.111108.
Simon F. Taeuber (2020). Reconstructing the Silk Road: Norm Contestation in Sino-European Relations in Times of the Belt and Road Initiative Journal of Rising Powers and Global Governance. 1 (1). 31-65.
Stepanov N.S. (2020). Kitayskaya initsiativa «Odin poyas - odin put»: shansy i riski sopryazheniya s EAES [China's "One Belt, One Road" initiative: the chances and risks of integration with the EAEU]. Mir peremen. (3). 170-178. (in Russian).
Syao Yuychun (2018). Izuchenie modeli mezhdunarodnyh delovyh operatsiy chzhetszyanskikh predprinimateley v Evrope v kontekste realizatsii initsiativy «Odin poyas i odin put» [Studying the model of international business operations of Zhejiang entrepreneurs in Europe in the context of the implementation of the "One Belt and One Road" initiative] Khanchzhou. (in Russian).
Tszou Ley (2016). «Odin poyas i odin put» – kitayskoe reshenie dlya vzaimovygodnogo sotrudnichestva ["One Belt and One Road" is a Chinese solution for mutually beneficial cooperation] Shankhay. (in Russian).
Tszyan Chzhigan (2014). Vedushchaya rol finansovoy podderzhki v stroitelstve «Poyasa i puti» [The leading role of financial support in the construction of the Belt and Road]. Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo. (9). 59-63. (in Russian).
Van Bini (2019). Izuchenie transformatsii i modernizatsii kitayskikh portov, zadeystvovannyh v realizatsii initsiativy «Odin poyas i odin put» [Studying the transformation and modernization of Chinese ports involved in the implementation of the "One Belt and One Road" initiative] Pekin. (in Russian).
Van Dekhun (2022). «Odin poyas i odin put»: Biznes-model i upravlenie riskami ["One Belt and One Road": Business model and risk management] Pekin. (in Russian).
Van Lu (2019). Issledovanie mezhdunarodnogo sotrudnichestva, gosudarstvennyh kulturnyh osobennostey i zarubezhnyh kreditnyh riskov initsiativy «Odin poyas i odin put» [A study of international cooperation, state cultural characteristics and foreign credit risks of the "One Belt and One Road" initiative] Pekin. (in Russian).
Vinokurov E., Tsukarev T. (2018). The Belt and Road Initiative and the Transit Countries: an Economic Assessment of Land Transport Corridors Area Development and Policy. 3 (1). 93-113.
World Trade Summary 2013Worldbank.org. Retrieved February 01, 2024, from https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/Year/2013/Summarytext
Yu Hong (2016). Motivation behind China’s ‘One Belt, One Road’ initiatives and Establishment of the Asian infrastructure investment Bank Journal of contemporary China. 26 (105). 353-368. doi: 10.1080/10670564.2016.1245894.
Yuy Kh., Shkvarya L.V. (2021). Issledovanie sovmestnogo rossiysko-kitayskogo stroitelstva «Ledyanogo shelkovogo puti» [Research of the joint Russian-Chinese construction of the Ice Silk Road]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 833-848. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112006.
Zoukui Liu (2014). Central and Eastern Europe in Building the Silk Road Economic Belt IES Working Paper Series on European Studies. 1-12.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 00:26:46