Reviewing current health and environmental trends and analyzing their impact on the tourism and hospitality industry
Sevryukov I.Yu.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Download PDF | Downloads: 38
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 12 (december 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549076
Abstract:
At present, under the influence of many factors, unresolved problems and protracted crises, numerous trends are being created. In the last decade, scientists and caring people have often raised the acute issue of preserving health and ecology. These discussions originate abroad, but thanks to the available digital and traditional means of communication they quickly reach Russia, whose inhabitants take them up and implement.
These trends are global in nature and largely affect all participants in the tourism and hospitality industry. Sanatoriums and resorts are among the first to adopt fashionable trends, because it is not only an economic advantage, but also a certain philosophy of doing business. In addition to reducing the negative impact of economic activity on the environment, resort tourist complexes, as subjects of the health industry, support the fashion for a healthy and eco-friendly lifestyle, create new in-demand services that can be attributed to the experience economy, thereby optimizing their costs, without forgetting to increase profits.
The article concretizes the role of wellness and eco-trends in the socio-economic life of tourists and modern society. The directions of transformation of the considered trends are determined. The evaluation of the regions of the Russian Federation on the absence of bad habits is made. The monitoring of statistical information on the attitude of citizens of the country to healthy nutrition was carried out; and a pattern was recorded. The world and domestic tourist practice of following the current trends of active entities of the service market is studied. Finally, the reasoned conclusions are formulated.
Keywords: service sector, tourism and hospitality, health, ecology, trends
Введение. Современные люди придерживаются моды на многие вещи: стиль в одежде, питании, хобби, занятиях спортом, путешествиях, отдыхе и других сферах деятельности. Большинство новых тенденций развивается при помощи оздоровительных и экологических трендов, формирующих злободневную повестку, которые создают как сами жители стран, так и предприятия, обладающие желанием продавать свои услуги и товары.
Молодежь если не старается постоянно придерживаться здорового и экологичного образа жизни, то как минимум интересуются данной тематикой. В путешествиях туристы стали больше ходить пешком или передвигаться с помощью электросамокатов и велосипедов, вместо одноразовых бутылок и контейнеров использовать многоразовые из перерабатываемых материалов. Каждый неравнодушный может поддержать производителей продуктов питания, которые не применяют химикаты и регуляторы роста, и производителей одежды, использующих вторсырье для создания новых предметов текстиля.
Целью исследования данной статьи является проведение обзора существующих мировых и отечественных модных тенденций в области здоровья и экологии; уточнение роли и определение объективного влияния трендов на туристский и гостиничный бизнес для выявления закономерностей развития данной сферы деятельности в контексте нынешних реалий. К элементам работы, содержащим признаки новизны, мы относим: установление и обоснование взаимосвязей между актуальными тенденциями и трансформацией хозяйствующей деятельности субъектов рынка туризма и гостеприимства с позиции предупреждающей ответной реакции участников рынка услуг на изменение внешней среды.
Здоровье представляет собой единый целостный механизм, который стабилизирует общее состояние организма человека. Оно олицетворяет баланс между физическим, психическим и социальным. Независимо от того, каково состояние здоровья человека, необходимо постоянно его защищать и следить за равновесием трех компонентов.
Достижению цели исследования поспособствовало релевантное использование методов анализа, синтеза, декомпозиции, изучения практического отраслевого опыта; системного и комплексного подходов.
Основная часть. Сущность тренда и его понимание в современном мире достаточно распространено и имеет большое влияние на массы людей. Тренд – это какое-либо новое явление, появившееся по определенным причинам, и обладающее свойством к быстрой трансляции и привлечению внимания со стороны социума. При чем за последние несколько лет тренды в области оздоровления приобрели колоссальное значение среди людей разного возраста.
Оздоровление – это процесс восстановления, улучшения состояния организма человека и повышения устойчивости к воздействию разнонаправленных внешних факторов, к числу которых относятся: инфекции, заболевания, плохая экология и грязный воздух, тяжелая и опасная работа, банальный холод и сильный ледяной ветер и прочее. Если организм недостаточно укреплен, то, следовательно, в значительной степени подвержен неоднократному или постоянному влиянию указанных факторов.
В индустрии путешествий и гостеприимства выполнение задач по сохранению и улучшению здоровья людей возлагает на себя лечебно-оздоровительный и медицинский виды туризма [5] (Popova, Shchetinina, 2019).
Целесообразным нам представляется рассмотреть ряд принципов поддержки общественного и индивидуального здоровья, которые прочно укрепились в нашей жизни как своего рода свод «обязанностей». Также они известны как принципы здорового образа жизни. Среди них:
- спорт и регулярные умеренные физические нагрузки, которые позволяют держать в тонусе мышцы и придают телу красивый здоровый вид;
- рациональное питание вкупе с употреблением витаминов;
- строгий распорядок и режим дня, в том числе труда и отдыха;
- отказ от всевозможных вредных привычек;
- соблюдение правил личной гигиены;
- умение управлять эмоциями и создавать благоприятный психологический климат и т.д. [8] (Chedov, Gavronina, Chedova, 2020).
Перечисленные принципы прививаются человеку с самого его детства, но давление существующих отрицательных факторов зачастую гораздо сильнее этого. В особенности, первым делом требуется осмыслить влияние вредных привычек, которые во многом портят и губят здоровье населения планеты. К сожалению, в настоящее время с каждым годом растет количество людей, ставших их заложниками. РИА Рейтинг на основе данных официальной статистики подготовили рейтинг регионов России по отсутствию вредных привычек на рисунке 1. Рейтинговый балл – светлый (высокий уровень), темный (низкий уровень).
Рисунок 1. Рейтинг российских регионов по отсутствию вредных привычек
Источник: [14].
Исходя из представленной на рисунке 1 информации, можно заметить, что большая часть регионов страны подвержена серьезному соблазну вредных и пагубных привычек, в основе которых лежат две проблемы, известные ни один век – алкоголь и курение. Из 85 регионов хороший показатель наблюдается лишь у 12, первые из которых: Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Северный Кавказ и т.д. (ТОП-10 регионов по отсутствию вредных привычек регионов РФ с детализацией представлен в таблице 1).
Таблица 1
ТОП-10 регионов РФ по отсутствию вредных привычек [14]
Место в рейтинге
|
Регион страны
|
Баллы
|
1
|
Чеченская Республика
|
100
|
2
|
Республика Дагестан
|
97,8
|
3
|
Республика Ингушетия
|
92,4
|
4
|
Ульяновская область
|
86,9
|
5
|
Рязанская область
|
84,8
|
6
|
Волгоградская область
|
84,4
|
7
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
83,9
|
8
|
Брянская область
|
82,9
|
9
|
Республика Марий Эл
|
81,9
|
10
|
Саратовская область
|
81,5
|
Не лишним будет еще раз подчеркнуть особую важность сохранения здоровья и оздоровления, так как организм и его состояние – это первостепенная ценность любого человека. Иногда к своему здоровью и связанным с этим сложностям относятся слишком легкомысленно, правда именно здоровый организм дает нам силы, желание, способности для физической и умственной работы. С этой целью существуют такие направления, как ЗОЖ, многообразие лечебных и медицинских профилактик, в том числе по подавлению желания к вредным привычкам, специализированные предприятия (санатории, профилактории и др.) и, конечно же, тренды в области оздоровления, набирающие в последнее время широкую поддержку среди слоев населения.
Оздоровительные тренды охватывают обширный спектр человеческой активности: питание, спорт, восстановление после заболеваний, психическое здоровье и т.д. Например, один из самых популярных трендов, который на пике уже порядка нескольких лет – правильное питание [17]. Девизом тренда можно назвать одну известную фразу – «мы то, что мы едим». Несомненно, это так, ведь от еды и рациона питания зависит буквально все: внешний вид человека и состояние кожи, его работоспособность, правильная работа ЖКТ и других органов и многое другое. Сбалансированное питание и уход за здоровьем являются основой лечебно-оздоровительного туризма [7] (Sevryukov, Leushina, Zotova, 2023).
Если говорить об отношении жителей нашей страны к здоровому питанию, то исследовательский интерес могут представлять данные, опубликованные Роспотребнадзором (рис. 2).
Рисунок 2. Отношение к здоровому питанию граждан РФ по состоянию на 2022 г.
Источник: [15].
Исходя из приведенной статистики, отметим, что с 2021 г. около 28% респондентов поменяли свое отношение к правильному и здоровому питанию в лучшую сторону, а 58% уже имели в течение продолжительного периода времени положительное отношение. В общем-то рост положительных настроений жителей РФ в области здорового питания имеет стабильную тенденцию, соответственно, люди начинают осознавать его ценность и жизненную необходимость. Этому, в свой черед, поспособствовали тренды в области здоровой и правильной пищи.
Что важно, в процессе симбиоза туристского и гостиничного бизнеса с ресторанным, очень часто наблюдается стимулирование местного сообщества производителей продуктов питания, за счет чего растет качество и экологическая безопасность [6] (Sevryukov, Shurbe, 2022).
Большую известность приобрели органические и экологически чистые продукты, их полезный состав, еда без содержания сахара, различного рода правильное питание и диеты. Все больше граждан приобретают здоровые привычки, например, сами готовят дома из самостоятельно выращенных продуктов, а отказ от вредной еды и фастфуда первостепенное, что неизбежно при переходе на правильное питание.
Немаловажным является тренд на свежие домашние продукты без ГМО, который становится любимым занятием и хобби у подавляющей части населения, делающий доступным воплощение давней мечты о создании собственного маленького сада в квартире, где будут расти экологически чистые овощи, зелень и фрукты. Отдельно отметим популярность выращивания микрозелени – это проростки разнообразных культур: корнеплодов, злаков. Сегодня есть возможность практически в любом магазине или супермаркете купить семена либо приобрести уже готовые пророщенные ростки.
Кроме этого, в «здоровый» рацион питания включают не только еду, но и правильное питьё. Все чаще люди стали заменять алкогольные напитки безалкогольными, натуральными соками и коктейлями. Высока польза от ежедневного потребления определенного уровня жидкости, в особенности, чистой воды. Врачами-диетологами рекомендуется выпивать порядка 2,5 л жидкости в сутки, что способствует выведению из организма вредных веществ, токсинов и улучшению работы ЖКТ.
Не требует доказательств наличие повышенной заинтересованности в популяризации спорта, что не может не радовать, является продолжением оздоровительного тренда. Несомненно, спорт и физическая культура были известны еще с древнейших времен. Однако в последнее время благодаря личной инициативе президента РФ Владимира Владимировича Путина на федеральном и региональном уровнях спорту воздается заслуженное внимание, зачастую в формате пропаганды. Высоким спросом начинают пользоваться такие направления, как клубный и домашний фитнес, личные тренера и спортивные залы, групповые занятия на свежем воздухе, утренние пробежки и зарядки. Специалисты рекомендуют больше двигаться и, по возможности, заменять поездки на транспорте пешими прогулками и ходьбой. Востребованным является активный отдых и спортивный туризм. Важно уделять спорту время, распределять силы, и, по меньшей мере, несколько раз в неделю заниматься какими-либо физическими упражнениями (физнагрузки). Не чрезмерные, но регулярные занятия позволят быть и оставаться организму человека в тонусе, укреплять мышцы, развивать выносливость и силу.
Вместе с этим, психическое (как и физическое) здоровье требует должного ухода, что находит отражение в модном термине «ментальное здоровье» [16]. Окружающая действительность во многом определяет состояние психики человека. Поэтому имеет смысл научиться абстрагироваться от нервных ситуаций, уметь жить и владеть ими. В этом могут помочь хобби, увлечения, дыхательные практики, саморазвитие, физические упражнения, сон. Последний, в свою очередь, является частью насущного тренда. Гигиена сна – важный аспект здорового организма, представляет собой режим сна и его качество: наработка привычек засыпать и просыпаться в одно время, спать бесперебойно, глубоким сном [13]. С помощью этого организм вырабатывает собственный полезный режим, при соблюдении которого ежедневно будет ощущаться бодрость, хорошее настроение и желание работать.
Не менее действенным способом борьбы с психологической нагрузкой и заболеваниями эксперты называют медитации и прогулки, позволяющие оставаться в гармонии с самим собой, переосмыслить какие-либо действия, отвлечься от повседневной суеты, успокоиться, очистить от лишнего разум.
Что касается роли трендов на оздоровление в контексте развития туристской и гостиничной индустрии, то они участвуют в формировании рынка услуг туризма и гостеприимства посредством совершенствования как отдельных видов медицинского и лечебно-оздоровительного обслуживания и учреждений по их предоставлению, так и целых комплексов, территориальных дестинаций и рекреационных территорий [4] (Nyurenberger, Kurnyavkin, 2020).
Тренды как таковые имеют самое серьезное влияние на социально-экономические аспекты жизни современного общества. И это не всегда плохо. В случае с оздоровительными трендами – это большой и позитивный шаг к воспитанию крепкого и здорового населения. Очевидно, что эти явления можно назвать неким прорывом, который в положительном смысле распространяет и пропагандирует здоровый образ жизни.
Другой немаловажный тренд, напрямую связанный с оздоровлением, называется экологический. Темой экотрендов в большей степени активно интересуется молодежь – поколения Y и Z. Молодые люди быстро «подхватывают» новые социальные движения и «подтягивают» к новым веяниям другие сферы жизни.
В целом под экологическим трендом (экотренд) можно понимать стремление населения найти гармонию между собой, жизнью в городе и природой. Главное отличие экотрендов от других модных веяний состоит в том, что этот тренд формирует моду на стиль жизни, который позволяет в перспективе сохранить и даже стабилизировать состояние экологии и окружающей среды. Со стороны обывателей экотренд может выражаться в следующем: осознанное потребление, использование экоматериалов (например, вместо натуральных, если это касается кожи животных как материала; вместо искусственных, если это касается упаковки и др.), выбор в пользу общественного электротранспорта либо средства передвижения, наносящего минимальный урон экологии.
По данным Ассоциации туроператоров, в 2022 г. сфера экотуризма продемонстрировала серьёзнейший рост на 40%, а среди регионов России с наибольшим количеством туристов, посетивших особо охраняемые природные территории, в ТОП-10 вошли (табл. 2):
Таблица 2
ТОП-10 регионов страны по количеству принятых экотуристов [19]
№ п/п
|
Регион
РФ
|
Посетители
ООПТ, тыс. чел
|
1
|
Ставропольский
край
|
5 370,9
|
2
|
Краснодарский
край
|
2 335,8
|
3
|
Красноярский
край
|
1 095,5
|
4
|
Калининградская
область
|
843,8
|
5
|
Челябинская
область
|
366,0
|
6
|
Крым
|
315,7
|
7
|
Карелия
|
265,5
|
8
|
Дагестан
|
248,0
|
9
|
Московская
область
|
238,8
|
10
|
Кабардино-Балкария
|
220,4
|
Экологические тренды можно закономерно рассматривать со стороны предпринимательства. Экотренд акцентирует внимание на деятельности бизнеса и его влиянии на экологическую обстановку. Как показывает мировая и отечественная практика, зачастую бизнес, в том числе туристский и гостиничный, наносит некоторый вред окружающей среде, поэтому необходимо компенсировать деструктивные явления другими позитивными мероприятиями, например, высаживанием деревьев за счет курортной организации; использованием менее энергозатратного оборудования; организации пунктов приема и сортировки бумаги, пластика, отработанных батареек и аккумуляторов; благотворительности и флешмобов (например, компания Velcom перечисляла объем денежных средств, который равнялся общей сумме километров пробежки всех участников забега) и прочее [11].
Многие из указанных решений, за исключением энергозатратного оборудования (по причине его все еще высокой цены приобретения), достаточно просто реализовать на курорте без крупных вложений денежных средств и времени.
Курортные туристские комплексы делают ставку на здоровый образ жизни. Оздоровительная практика выходит на первый план, в которой комбинируется физический отдых и активность, а также восстановление психологических сил.
Говоря о санаториях, выделим следующие тенденции. Продолжительность полноценного традиционного курса лечения составляет от 21 дня, но около 30% отдыхающих покупают путевки на 7-14 дней, что напрямую связано с их финансовыми возможностями, графиками отпусков и сменой фокуса с лечения на отдых, досуг и развлечения.
Помимо специализированных средств размещения, к которым относятся санатории и базы отдыха, не так давно стали появляться отели, предлагающие услуги СПА (программы антистресс, коррекции фигуры, реабилитации позвоночника, улучшения состояния вен и суставов и др.), оздоровительных и косметических процедур [3] (Makarova, Shcherbakova, 2023). В эту категорию могут входить массажи, обертывания, программы похудения и очищения организма, медитации, фитнес и многое другое. Отечественные курортные туристские комплексы предлагают дополнительные услуги-новинки. В частности, в регионах России стали развиваться и подкрепляться потребительским спросом иппотерапия и дельфинотерапия (заболевания опорно-двигательной системы), а также апитерапия – услугами могут пользоваться как для лечения, так и для оздоровления/развлечения [9] (Shinkarev, 2017).
Интересен тот факт, насколько велико влияние экотрендов на развитие курортов и туристических направлений. Так, например, для сохранения французских Альп от неблагоприятного туристского воздействия от пребывания создали проект «Зеленая зима в горах», благодаря которому в этой местности начали применять гибридное топливо и возобновляемые источники энергии, перерабатывать и повторно использовать воду, уменьшать количество личного транспорта. Участниками проекта являются такие курорты, как: Шамони-Монблан, Ле Же, Мерибель и некоторые другие.
Если курорты достигли успехов в охране экологии своей территории, то они награждаются лейблом Flocon Vert. На сегодняшний день его получили 7 курортов, в частности Шамони и Межев. Также лейблом Safeguard (возможность отдыха на данной территории во время пандемии) обладает единственный горнолыжный курорт Авориаз.
Во Франции осуществляется проект «Be part of the mountain», который предоставляет мастер-классы по наблюдению за природой в «зонах тишины». В это же время в Шамони разработан проект «Adapt Mont Blanc», ориентированный на сохранение сложного долинного ледника Mer de Glace [20].
В России наиболее успешной практикой внедрения экотрендов в свою курортную деятельность обладает Алтайский край. В отелях используются водо- и энергосбережение, многоступенчатая очистка воды и повторное ее использование, раздельный сбор мусора и т.д. Новым и оригинальным для России является строительство глэмпингов и тент-хаусов на береге реки Катунь. На текущий момент этот тренд развивается и пользуется спросом у туристов, которые на отдыхе применяют «цифровой детокс» – временный осознанный отказ от гаджетов, постоянно напоминающих о делах и работе, и уединяются с природой [12].
На курорте Красная Поляна тоже располагаются кемпинги и глэмпинги. Приезжающие туристы, заселяющиеся в отели, часто проводят пару ночей в глэмпинге. Рядом с Красной Поляной на горе Аибга расположен труднодоступный экокемпинг. Добраться туда можно исключительно пешком или на вертолете. Как отмечает Лев Шагаров, директор курорта Красная Поляна, помимо прочего, экотренды создают концепцию устойчивого туризма – постоянное просвещение в сфере экологии, создание востребованных экологических троп, сохранение редкой флоры и фауны, сбережение природных ресурсов и энергии – все это уже включено в программу развития экотуризма «Зеленый путь».
По словам Ларисы Зацепилиной, управляющей ГК «Имеретинский», за 2021-2022 гг. в гостиничном комплексе появились новые кафе и места для занятия спортом, проведена работа по улучшению СПА-услуг. Многие гости данного апарт-отеля живут по долгосрочному контракту, что говорит о комфорте и вовлеченности гостиничного комплекса в тренды [10].
В Крыму развиваются курорты Тарханкут, специализирующийся на рекреации в естественном ингалятории и отдыхе в бунгало, построенный из деревьев и водорослей, и курорт Судак, на котором люди пребывают для оздоровления фитонцидами и отдыха в можжевеловом экопоместье. Упомянутые курорты находятся далеко от городской суеты, поэтому такой отдых у больших шумных компаний может оказаться без внимания.
Под Выборгом в Ленинградской области функционирует экоотель «Лес», состоящий из домиков с крышами, покрытыми мхом. Он является природным «кондиционером» летом и «утеплителем» зимой.
Данные передовые отели-новаторы в настоящее время создают экостандарты. Они используют мягкие биоразлагаемые моющие средства, вместо бутылок с водой устанавливают кулеры и фонтанчики, изготавливают деревянные ватные палочки, тканевые разлагаемые рукавички для ухода за обувью, натуральные мочалки, бумажные пакеты и многие другие вещи, которые не вредят экологии, а индивидуальная упаковка для гигиенических принадлежностей заменена диспенсерами и дозаторами [18].
Таким образом, закономерно утверждать, что экотренды являются довольно обширным явлением современности, которое игнорировать принципиально невозможно, и затрагивают многие сферы человеческой деятельности. Суть у них одна – сохранить экологию, уменьшить на нее негативное влияние человеческой деятельности и найти тонкую грань гармонии между приобщением общества к природе и его невмешательством в нее. Курортные туристские комплексы понимают важность этих трендов, поэтому в том или ином виде в своих продуктах претворяют их в жизнь.
Заключения. Стоит подчеркнуть, что с распространением Интернета, цифрового контента, очных тематических форумов и дискуссий все стали чаще подниматься темы сохранения здоровья населения и экологии. Особую роль катализатора в этом вопросе сыграла пандемия коронавируса [1] (Drobot, 2020).
Исследуемые тренды имеют общее начало – здоровье человека, которое в критической степени зависимо от состояния окружающей среды. В частности, эксплуатация искусственных материалов в текстиле; замещение пластика на перерабатываемый/разлагающийся материал; замена одноразовых пакетов, посуды и прочего на многоразовые, использование продуктов питания без химикатов, переработка – эти действия оказывают влияние на все уровни организации живого и являются действенными способами сохранения окружающей среды.
Многие организации туристского и гостиничного бизнеса осознают и разделяют важность вышерассмотренных явлений, поэтому привносят в свою хозяйственную деятельность инициативы по оздоровлению и экологии: используют натуральные продукты питания и «полезные» технологии приготовления блюд, заменяют индивидуальные упаковки гигиенических принадлежностей на диспенсеры или дозаторы, выбирают местных поставщиков, устанавливают системы автоматического выключения света при закрытии номера и другие умные технологиии. Для курортных туристских комплексов в этих действиях присутствует определенная практическая польза: формирование деловой репутации, привлечение клиентов и уменьшение своих расходов [2] (Leushina, Zotova, 2023).
Экологичность – это не только забота о природе, но и о человеке. Не так давно экотренды стали формировать стиль жизни людей: соблюдение здорового образа жизни и питания; занятия спортом; участие в благотворительных акциях; «цифровой детокс»; выбор в пользу более экологичных способов перемещения, отдыха и жизни в целом.
В свою очередь, как вариант коллективные средства размещения могут использовать тренды для улучшения коммерческих результатов и повышения конкурентоспособности в столь нестабильное время: оказывать дополнительные услуги (спорт, красота, оздоровление); предоставлять экологичные средства передвижения; устанавливать пункты сбора перерабатываемых материалов (пластик, бумага, батарейки и др.). Проведение описанных мероприятий поможет курортам интенсифицировать турпотоки путем акцентирования для гостей внимания на «покупке эмоций» и увеличивать доходность бизнеса от реализации новых полезных обществу услуг.
References:
Chedov K.V., Gavronina G.A. Chedova G.I. (2020). Fizicheskaya kultura. Zdorovyy obraz zhizni [Physical Culture. Healthy lifestyle] (in Russian).
Drobot E.V. (2020). Mirovaya ekonomika v usloviyakh pandemii Covid-19: itogi 2020goda i perspektivy vosstanovleniya [Global economy in the context of the covid-19 pandemic: results of 2020 and prospects for recovery]. Journal of International Economic Affairs. (4). 937-960. (in Russian).
Leushina O.V., Zotova E.G. (2023). Konkurentnye preimushchestva turistskoy kompanii: soderzhanie, vidy, osobennosti [Competitive advantages of a travel company: content, types, features] The economy of sustainable development of the region: innovations, financial aspects, technological drivers of development in the field of tourism and hospitality. 205-207. (in Russian).
Makarova D.D., Scherbakova O.E. (2023). Spa-otel, sanatoriy i onsen-oteli: razlichnye podkhody k diversifikatsii ozdorovitelnogo gostinichnogo produkta [Spa hotel, sanatorium and onsen hotels: different approaches to the diversification of the wellness hotel product]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (7). 48-54. (in Russian).
Nyurenberger L.B., Kurnyavkin A.V. (2020). Osobennosti uslug sovremennogo lechebno-ozdorovitelnogo turizma [Features of modern medical and health tourism services] Improving the competitiveness of socio-economic systems in the context of cross-border cooperation of regions. 122-123. (in Russian).
Popova A.A., Schetinina N.A. (2019). Otsenka prirodno-resursnogo potentsiala regiona kak osnovy dlya razvitiya lechebno-ozdorovitelnogo turizma [Assessment of the natural resource potential of the region as a basis for the development of health tourism] Development of theory and practice of management of social and economic systems. 50-54. (in Russian).
Sevryukov I.Yu., Leushina O.V., Zotova E.G. (2023). Soderzhanie i osobennosti lechebno-ozdorovitelnogo turizma [The content and features of health tourism] Ecotourism as a driver of interregional cooperation. 98-102. (in Russian).
Sevryukov I.Yu., Shurbe V.Z. (2022). Sovremennaya sfera obshchestvennogo pitaniya v strukture industrii turizma i gostepriimstva: sushchnost, tipologiya, aktualnoe sostoyanie [The modern sphere of public catering in the structure of the tourism and hospitality industry: essence, typology, current status]. Financial economics. (1). 70-77. (in Russian).
Shinkarev A.S. (2017). Osnovnye printsipy organizatsii sanatorno-kurortnyh uslug v Rossii i za rubezhom: sravnitelnyy analiz [The basic principles of the organization of spa services in Russia and abroad: comparative analysis]. Kontsept. (5). 3-4. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 06:40:53