Investment attractiveness of a sports organization

Nizyaev D.A.1,2
1 Дирекция по организации и проведению спортивных мероприятий Московской области
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Journal paper

Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 2, Number 3 (July-september 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54898210

Abstract:
The article examines the investment attractiveness of a sports organization. An analysis of the investment activity of sports organizations was carried out. Investments in physical education and sports include expenditures for new capital goods and increase of stocks supported by companies. The article uses the scheme of capital circulation of a sports organization, which allows to reveal investments that form the assets of an organization to ensure the main activity, due to which its revenues are extracted. The structure and dynamics of cash inflows for the development of sports infrastructure are analyzed. It is concluded that at the present stage it is possible to increase the investment attractiveness of a sports organization due to the following main directions of development of the sports industry: integration of sports and trade, integration of sports and media, integration of sports and tourism, and influence of sports on the development of countries as a whole.

Keywords: investment attractiveness, investment process, sports organization, expenses for physical education and sports, sports infrastructure

JEL-classification: E22, R42, L80, L83, M20, Z21, Z29



Введение. В современном мире спорт и физическая культура являются ключевым элементом в поддержании и укреплении здоровья людей, способствуют совершенствованию технического и инновационного подхода к проведению и организации спортивных мероприятий и строительства спортивных сооружений [13]. Рассматриваемые факторы определяют процесс обустройства инфраструктуры спортивных объектов, что благоприятствует развитию предпринимательства в целом ряде отраслей.

В настоящее время наиболее эффективный метод финансирования развития спортивной отрасли основывается на государственно-частном партнерстве [1], что способствует сокращению расходов со стороны государства и поступлению налоговых поступлений в бюджет со стороны предпринимательского сектора. Данное партнерство в социальном аспекте способствует развитию и модернизации отрасли, оздоровлению населения, а также созданию новых рабочих мест.

Однако современные компании работают в сложных условиях. С одной стороны, влияние оказывает политическая обстановка в стране, а с другой, экономическая нестабильность. В итоге развивается жесткая конкуренция, где каждая фирма борется за свое место на рынке, используя самые разнообразные способы и методы, чтобы повысить рейтинг организации в списке надежных и стабильных компаний.

В экономической теории понятие «инвестиционной привлекательности» появилось не так давно, и применяется, в основном, с целью охарактеризовать или оценить объекты инвестирования. Отсутствие единой трактовки исследуемого понятия объясняется существующим многообразием подходов к сущности «инвестиционной привлекательности», как к экономической категории. С одной стороны, она определяется как финансово-экономический показатель, а с другой, совокупность качественных и количественных характеристик, в которых выражаются оценки внешней среды и факторы ее влияния на компанию [2].

В связи с вышеизложенным возникает исследовательский вопрос: каким образом можно повысить инвестиционную привлекательность спортивной организации? Кроме того, вопрос формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности организаций является более, чем актуальным, в связи с необходимостью привлечения денежных средств в предприятие на фоне ограниченности собственных ресурсов. Из чего следует, что практическая значимость данной исследовательской работы определяется необходимостью всестороннего анализа инвестиционной привлекательности в рамках спортивной организации.

Инвестиционная активность спортивных организаций. Для успешного функционирования и развития спортивной организации крайне необходимо организовать соответствующую и целенаправленную инвестиционную деятельность [8], поскольку она, главным образом, способствует реализации её стратегии экономического развития. Инвестиционная деятельность осуществляется посредствам вложений денежных средств (капитальных вложений) и направлена на достижение определенных целей, которые непосредственно зависят от проводимой предприятием политики. Цели могут принимать различную форму: для одной организации это повышение рентабельности производственного процесса, для другой будет первостепенна замена оборудования, у которого выходит срок эксплуатации, что напрямую влияет на повышение эффективности организации, производственное расширение, внедрение инноваций, увеличение доли рынка и многое другое.

Инвестиции в сфере физкультуры и спорта включают в себя расходы на новые капитальные товары (инвестиции в основной капитал) и на увеличение поддерживаемых фирмами товарных запасов (инвестиции в резервы). Ввиду того, что деятельность коммерческих организаций, главным образом, направлена на получение прибыли, инвестиции, которые будут поступать в неё, будут способствовать поддержанию и расширению бизнеса.

Инвестиционный капитал также играет важную роль, которая заключается в обеспечении решения задач осуществления расширенного воспроизводства, повышения технического уровня производства, обеспечения рабочей силы и др. Из чего следует, что значимость инвестиций определяется высокой степенью зависимости экономической деятельности организаций.

Для более детализированного исследования роли инвестиций в рамках спортивной организации, обратимся к схеме, разработанной Губиной Е.М., где подробно рассмотрены значение инвестиций в обеспечении деятельности спортивных организаций (рис. 1).

http://vuzirossii.ru/011/64.png

Рисунок 1. Кругооборот капитала спортивной организации

Источник: [6].

Как видно из рисунка 1, первоначальные инвестиции формируют активы организации, которые используются для полного обеспечения основной деятельности, за счет которой извлекается выручка организации.

Затем выручка и прочие доходы распределяются на закупку средств производства с целью обеспечения у организации нового производственного цикла. Если деятельность организации приносит положительный результат, то после распределение доходов у организации остается излишек средств – чистая прибыль. Кроме того, в балансе останется доля стоимости актива, включаемая в себестоимость товара – амортизационные отчисления. Как правило, часть прибыли и амортизация используются на расширение бизнеса, восстановление выбывающих и закупку новых основных средств, увеличение оборотных активов, превращаясь таким образом в инвестиции. Помимо этого, через выпуск акций, облигаций, а также получения кредитов, организация может обеспечить себе дополнительные внешние инвестиции.

Положительное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему любого государства объясняется развитием данной индустрии как обширной отрасли предпринимательской деятельности. При этом, первоочередная цель инвестиций, направляемых в развитие спортивной инфраструктуры, заключается в обеспечении возможностей и повышении уровня доступности населения к массовому занятию спорту и физической культурой. Помимо этого, популяризация спорта несет в себе важную социальную значимость, которая заключается в пропаганде здорового образа жизни, являясь фактором, позволяющим сократить потребления алкоголя, наркотиков и курения, особенно среди молодежи. Поэтому, если обратиться к официальной статистике, можно отметить факт роста объемов инвестиций в спортивную инфраструктуру (рис. 2).

Рисунок 2. Структура и динамика поступлений денежных средств на развитие

спортивной инфраструктуры, млн. руб.

Источник: [5].

Как видно из рисунка 2, основные показатели поступлений на развитие спортивной инфраструктуры за анализируемый период 2018-2022 гг. продемонстрировали увеличение значений, несмотря на коронокризис 2020-2021 гг. и начавшуюся специальную военную операцию в феврале 2022 г.:

– «внебюджетные источники», максимальное значение наблюдалось в 2022 г. (70,838 млн. руб.), минимальное в 2021 г. (61,678 млн. руб.), увеличение составило 5,455 млн. руб.;

– «всего на развитие физической культуры и спорта», максимальное значение наблюдалось в 2022 г. (391,159 млн. руб.), минимальное в 2020 г. (355,896 млн. руб.), увеличение составило 30,196 млн. руб.

Повышение инвестиционной привлекательности спортивной организации. При формулировании вопроса о повышения инвестиционной привлекательности любой организации, в том числе и спортивной, необходимо отметить, что существуют несколько основных направлений, которые рассматриваются при решении данной проблемы [3]. Прежде всего, это процесс реорганизации структуры управления, в ходе которого разрабатываются меры по оптимизации организационной структуры и методы управления. В рамках данного направления осуществляются такие действия, как определение ключевых направлений деятельности организации, выявление дублирующих функций управления, процессы слияния и разделения структурных единиц и многое другое.

Еще одно важное направление повышения инвестиционной привлекательности – это оптимизация структуры активов. Реструктуризация активов необходима с целью становления активов организации в соответствие с современными требованиями к инновационному развитию, минимизации издержек, повышение производительности труда и дохода.

Помимо этого, важно рассмотреть вариант реорганизации структуры капитала. Рассчитав соотношение собственных и заемных средств посредствам анализа источников формирования пассивов, их стоимости и влияния на инвестиционную привлекательность, можно определить необходимые финансовые показатели, их стабилизации, а также минимизации затрат на обслуживание собственного и заемного капитала.

Важным направлением в изучаемом вопросе является модернизация производства и обновление выпускаемой продукции/предоставления услуг. Эти процессы способствуют росту конкурентоспособной продукции/услуге с высокими потребительскими свойствами и доступной ценой.

Отдельные исследователи приравнивают привлекательность компании с точки зрения вложения инвестиций к оценке инвестиционных проектов, указывая на ряд показателей, которые характеризуют любую компанию [4; 9]:

– стабильность производственной деятельности;

– коммерческая успешность организации;

– финансовая обеспеченность;

– целесообразно организованная управленческая деятельность;

– наличие системы стимулов для кадрового состава;

– внедрение новых технологий;

– максимальное снижение налогового бремени;

– уровень конкурентоспособности;

– наличие материальной и технической базы;

– привлечение партнеров и расширение сферы деятельности.

Перечисленные показатели играют значимую роль в развитии организации, определяя инвестиционную привлекательность в процессе оценки функционирования на рынке.

На основании представленных показателей можно определить способы повышения инвестиционной привлекательности организации: прежде всего, повышение её стабильности в производственной сфере. Использование всех имеющихся ресурсов в организации обеспечивает успешный результат ее деятельности. Для организации важно предотвратить возможность износа незадействованных ресурсов.

Обеспечение коммерческой успешности организации способствует привлечению потенциальных инвесторов, поскольку последние заинтересованы в получении дохода от своих вложений.

Способ поддержания финансовой стабильности организации является одним из самых труднореализуемых, поскольку организациям достаточно тяжело поддерживать финансовые показатели в соответствие с заданными параметрами, и тем самым сохранять баланс между доходами и расходами.

Повысить инвестиционную привлекательность можно путем эффективно организованной управленческой деятельности. Здесь необходимо пересмотреть структуру управления и оптимизировать методы управления.

Для успешного функционирования организации необходимо также разработать эффективную систему стимулирования сотрудников.

Более того, для организации важно обеспечение своевременного внедрения инновационных технологий. Продукция/услуги, поставляемые на рынок, должны соответствовать современным трендам и обладать высоким качеством. Большим плюсом для организации будет выпуск продукции/предоставления услуг, которые носят инновационный характер. Это можно обеспечить через технологичное оборудование и наем квалифицированного персонала [7].

Для привлечения инвесторов, организации необходимо занять высокую позицию в конкурентной среде. Для этого нужно проанализировать рынок конкурентов, и определить их преимущества и недостатки, что позволит скорректировать свою стратегию в данном вопросе.

Еще один способ повышения инвестиционной деятельности спортивной организации является обеспечение материальной базы. Для этого следует содержать все имущество и оборудование в рабочем состоянии, а также иметь собственное помещение с целью избежания расходов на аренду.

Альтернативный способ повышения инвестиционной деятельности спортивной организации представляет собой привлечение партнеров и расширение сферы деятельности.

Основными источниками дохода спортивной индустрии являются продажа билетов и прав на трансляции спортивных матчей; поступление денежных средств от спонсоров; размещение рекламы; продажа спортивной атрибутики; доходы от аренды стадионов и других спортивных площадок; а также продажа товаров во время спортивных мероприятий [12].

Как сфера бизнеса, спортивная индустрия развивается по всем законам предпринимательской деятельности. Соответственно, одним из главных критериев эффективности ее деятельности является прибыль. Помимо того, что данная отрасль является высоко прибыльной, любому государству выгодно развитие в стране физкультуры и спорта, поскольку это способствует оздоровлению общества, а, следовательно, увеличению продолжительности жизни населения, укреплению здоровья граждан, а также вытеснению вредных привычек. Исходя из этого, развитие в стране культуры спорта является одним из приоритетных направлений развития РФ, охватывающая многие другие сферы экономики.

Таким образом, следующие основные направления развития спортивной индустрии могут повысить уровень инвестиционной привлекательности спортивных организаций:

1. Интеграция спорта и торговли. Права на трансляции продаются по очень высоким ценам. С одной стороны, можно сказать, что это уже относится к миру медиа бизнеса, однако, это напрямую связано со спортом, который и прямым, и косвенным образом зарабатывает на этом немалые деньги;

2. Интеграция спорта и средств массовой информации (СМИ). Взаимодействие СМИ и спортивных организаций не ограничивается только лишь крупными турнирами. Многие СМИ даже вне мировых чемпионатов выделяют свои спортивные редакции в отдельные направления бизнеса. К примеру, телекомпании открывают спортивные телеканалы, а печатные издания выпускают обособленные приложения, посвященные только спорту. При этом, бюджеты профессиональных спортивных телевизионных редакций за рубежом очень значительны, и могут превышать показатели аналогичных новостных ресурсов;

3. Интеграция спорта и туризма. Уже очевидно, что за последние десятилетия спортивные события стали движущей силой развития туристической отрасли [10, 11, 14]. Конкуренция за право проведения Олимпийских Игр или Чемпионатов Мира очень высока, но оно всегда того стоит: эти мероприятия способствуют привлечению туристов со всего мира больше, чем что бы то ни было;

4. Влияние спорта на развитие стран в целом. Спорт стал важным элементом, способствующим развитию экономики и улучшению других аспектов жизни.

Заключение

В соответствии с темой исследования, в работе была рассмотрена инвестиционная активность спортивных организаций, в результате чего, было установлено, что роль частных инвестиций в развитие спортивной инфраструктуры, профессионального спорта и физической культуры активно растет на территории России, что позволяет не только вовлечь больше людей в систему массового оздоровления, но и сократить нагрузку на бюджет. В итоге, это привело к организации государственного-частного партнерства, что позволяет увеличить объём налоговых поступлений от активизации бизнес-процессов во многих отраслях экономики, затрагивающих непосредственно спорт.

Было выявлено, что на современном этапе, повышение инвестиционной привлекательности спортивной организации возможно благодаря следующим основным направлениям развития спортивной индустрии:

– интеграции спорта и торговли;

– интеграции спорта и СМИ;

– интеграции спорта и туризма;

– влияние спорта на развитие стран в целом.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенный анализ вносит вклад в изучение спорта в экономических науках, и заполняет пробел в исследовании инвестиционной привлекательности спортивной организации, а также способов ее повышения.


References:

Bogarevich N.O. (2018). Finansirovanie sportivnoy otrasli na osnove privlecheniya venchurnogo kapitala [Financing sports industry by attracting venture capital]. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. (5(130)). 77-82. (in Russian).

Egorov N.A., Averin A.V. (2021). Kadrovyy menedzhment v professionalnom sporte: opyt vzaimodeystviya komand Formuly-1 Red Bull i Toro Rosso [Human resources management in professional sport: interaction experience between Formula 1 teams Red Bull and Toro Rosso]. Creative Economy. 15 (1). 223-244. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.1.111565.

Gorelikov V.A. (2021). Marketingovaya strategiya sportivnoy organizatsii - vozmozhnost povysheniya dokhodov i poisk novyh istochnikov finansirovaniya [Marketing strategy of the sports organization - the possibility of increasing revenues and finding new sources of funding]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 9 (2). 139-145. (in Russian). doi: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-139-145.

Gubina E.M., Zubarev Yu.A., Bondarenko M.P. (2012). Istochniki finansirovaniya sportivnyh organizatsiy [Quellen der finanzierung der sportorganisationen]. Vestnik Evraziyskoy akademii administrativnyh nauk. (4(21)). 75-85. (in Russian).

Kobzev A.A., Chuprinin N.E. (2021). Analiz investitsionnoy privlekatelnosti sportivnyh organizatsiy [Analysis of the investment attractiveness of sports organizations] Modern aspects of training and professional activity of a sports manager. 175-180. (in Russian).

Kovalenko M.G. (2020). Stili upravleniya v sovremennoy sportivnoy organizatsii [Management styles in a modern sports organization]. Creative Economy. 14 (9). 2015-2030. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.9.110808.

Lebedeva S.A. (2020). Otsenka populyarnosti vidov turizma sredi rossiyskikh potrebiteley [Evaluating the popularity of tourism types among Russian consumers]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (7). 2105-2116. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.7.110690.

Lebedeva S.A. (2020). Sportivnyy turizm: vid sporta ili napravlenie turisticheskoy deyatelnosti? [Sports tourism: sport or type of tourism activity?]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya. 5 (3). 20-26. (in Russian). doi: 10.24411/2500-0365-2020-15303.

Lebedeva S.A. (2021). Sports tourism: sport or type of tourism activity? Economics and management in sports. 1 (1). 41-50. doi: 10.18334/sport.1.1.119632.

Matvienko A.I. (2020). Modelirovanie optimizatsionnyh protsessov investitsionnoy deyatelnosti professionalnoy sportivnoy organizatsii [Modeling of optimization processes of investment activity of a professional sports organization]. Bulletin of the Russian University of Peoples\' Friendship. series: economics. 28 (4). 797-806. (in Russian). doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-4-797-806.

Nizyaev D.A., Lebedeva S.A., Belyakova M.Yu. (2022). Klyuchevye barery, prepyatstvuyushchie polucheniyu maksimalnyh sotsialno-ekonomicheskikh effektov ot organizatsii i provedeniya sportivno-massovyh meropriyatiy v Rossiyskoy Federatsii [Key barriers preventing obtaining maximum socio-economic effects from organizing and holding mass sports events in the Russian Federation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (6). 1791-1804. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.6.114837.

Vorobev G.S. (2021). Investitsionnaya privlekatelnost i investitsionnyy potentsial organizatsii: sushchnost i rol [Investment attractiveness and investment potential of the organization: the essence and role]. Vestnik obrazovatelnogo konsortsiuma Srednerusskiy universitet. Seriya: Ekonomika i upravlenie. (18). 86-88. (in Russian).

Vydrin G.O., Volskaya V.V. (2021). Povyshenie investitsionnoy privlekatelnosti sportivnoy industrii [Increasing the investment attractiveness of the sports industry] A man in the world of sports. 120-127. (in Russian).

Страница обновлена: 19.03.2025 в 08:32:05