Innovation in the fitness industry
Belyakova M.Yu.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 57
Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 2, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54898232
Abstract:
The article presents an analysis of the application of innovation in the fitness industry. The concept and types of fitness clubs are considered. It has been determined that fitness is a way of life that helps maintain and strengthen physical and mental health. The types of fitness clubs depend on various factors. The most commonly used classification of fitness clubs is the size of the gym, and the price of providing services. Innovative technologies in the fitness industry are analyzed.
They are as follows: wearable technology, mobile training applications, interactive and high-tech space, virtual gym, etc.
It is concluded that innovative technology in the fitness industry has a positive impact on the transformation of sports equipment, fitness programs and the relationship between medicine and fitness.
Keywords: innovation, fitness industry, fitness clubs, innovative technology
JEL-classification: L80, L83, M20
Введение. В современном мире слово «инновации» звучит все чаще и чаще. «Инновации – это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей» [10]. Инновации проникли во все сферы профессиональной и бытовой деятельности человека: в педагогику, компьютерные технологии, искусство, но и, конечно же, в физическое воспитание, физическую культуру и оздоровительные технологии. «Инновации в сфере фитнеса обусловлены модернизацией и улучшением фитнесс услуг, а также внедрением инновационных технологий в сферу фитнеса» [10]. Исследованию фитнес-индустрии посвящены работы ряда отечественных ученых, в частности, научные труды Беляковой М.Ю. [20], Ащеулова А.В., Тютюнникова А.С., Черниковой В.Е. [21], Меговоряна Е.А. [22] и др.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования [6]. Отличительная особенность инноваций в исследуемой сфере услуг характеризует ее специфику. В этой области заложены две совершенно разные составляющие:
– услуги спортивного и оздоровительного характера, главной задачей которых является развитие человека духовно и физически;
– инновации и технологии в сфере фитнеса могут влиять на качество услуги и лояльность клиентов, увеличивая эффективность с точки зрения бизнеса для инвесторов и владельцев [1].
Актуальность темы обусловлена тем, что Фитнес – сфера спортивных услуг, активно развивающаяся в России с начала 90-х годов по настоящее время. Это сегмент рынка спортивно-оздоровительных (платных) услуг. В свою очередь платные услуги являются важной частью структуры расходов населения, играя важную роль в экономике страны.
Кризис, связанный с пандемией COVID-19, вызвавший падение реальных доходов населения, оказал серьёзное влияние на сферу фитнес-услуг. Тем не менее, несмотря на негативное влияние, рынок продолжил расти. Рост популярности фитнес-индустрии, здорового образа жизни и спортивного туризма отмечается в множестве научных работ, опубликованных в пандемийный период [18, 19]. При этом темпы роста рынка фитес-услуг оказались весьма значительны для российской экономики. Совокупный объем рынка, включая сопутствующие направления (кроссфит, индивидуальные тренировки и др.), по итогам 2022 года составил около 126,4 млрд. рублей, а число фитнес клубов за аналогичный период увеличилось в 2 раза). В связи с чем, можно предположить, что российский рынок фитнесс услуг имеет большой потенциал роста, и находится в стадии активного развития. Следовательно, появление всё большего количества фитнес клубов приводит к необходимости использовать инновации, для того, чтобы стать более конкурентоспособными.
Понятие и виды фитнес-клубов. Занятия фитнесом состоят из трех основных компонентов: тренировочный процесс (нагрузка); пищевые привычки (культура питания); отдых (восстановление после нагрузки, подготовка к последующим тренировкам) [14].
Фитнес – это образ жизни определенной категории людей, который помогает им поддерживать и укреплять физическое и психическое здоровье, уравновешивать эмоциональное состояние, улучшать физическую форму, вести активный и разумный баланс с окружающим социумом [11].
Фитнес имеет широкий спектр полезных воздействий на различные аспекты организма и личности человека [7]:
1. Поведение проявляется в самодисциплине, напряженности, большой жизненной энергии, оптимистическом настроении, способности восстанавливаться в целостной культуре здоровой жизнедеятельности.
2. В психических проявлениях наблюдаются хорошее здоровье, психическая стабильность, добровольная организация (выраженная в самоконтроле, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности), меньшая подверженность стрессу и депрессии.
3. Функциональные проявления могут включать более высокое качество здоровья, улучшение процессов адаптации, повышение работоспособности и беспокойства; снижение заболеваемости, более быстрое и полное выздоровление после физических и умственных нагрузок, укрепление иммунных механизмов организма.
Фитнес-организация – это предприятие, то есть экономическая, техническая, социальная, ориентированная на формирование здорового образа жизни граждан страны хозяйственная единица, которая выполняет социально значимую задачу – удовлетворения спроса индивидов на фитнес-услуги. Наиболее распространенной формой фитнес-организации является фитнес-клуб [2, с. 42]. Фитнес-клуб как экономический субъект самостоятельно принимает все решения, связанные с его деятельностью; реально использует факторы производства для оказания населению фитнес-услуг; стремится к получению прибыли и реализации других целей. Фитнес-клуб является, как правило, коммерческой организацией, то есть организацией, деятельность которой нацелена на получение прибыли. В современной экономике фитнес-клубы, имеющие различные форматы могут быть описаны как центры активной и творческой деятельности людей, в которых целенаправленно, как правило, в течение длительного срока предлагаются фитнес-услуги для удовлетворения соответствующего спроса в условиях определенного риска.
Наиболее часто используемой является классификация фитнес клубов по размерам, то есть, в ее основе находится размер самого зала; следующей по применению классификацией является типология фитнес-клубов в зависимости от цены (табл. 1).
Таблица 1. Классификация фитнес клубов
Классификация фитнес-клубов
по размерам |
Классификация фитнес-клубов
в зависимости от цены |
студии «Фитнесс Бутики» (до 800 кв. м)
|
премиум сегмент (более 80 тыс. руб. в год)
|
малые клубы (площадь от 800 до 2000 кв. м)
|
бизнес (от 50 до 80 тыс. руб. в год)
|
средние клубы (площадь от 2000 до 5000 кв. м)
|
комфорт (от 30 до 50 тыс. руб. в год)
|
крупные клубы (площадь от 5000 до 7000 кв. м)
|
эконом (от 15 до 30 тыс. руб. в год)
|
клубы-гиганты (площадь свыше 7000 кв. м)
|
low-cost (менее 15 тыс. руб. в год)
|
Рассмотрим подробнее классификацию фитнес-клубов в зависимости от цены.
«Премиум сегмент». Такие фитнес-клубы ориентированы на группу людей, чьи доходы значительно выше среднего. К данному сегменту относятся: крупные фитнесс клубы с премиальным оборудованием, полным набором услуг включая СПА, медицинские услуги и квалифицированный персонал; студии «Фитнес бутики»; фитнесс залы в отелях категории «Пять звезд».
«Бизнес». Стоимость годового абонемента в данных клубах составляет от 60-100 000 руб., так же к этому сегменту можно отнести небольшие студии «Фитнес бутики» без клубного членства с персональными тренировками от 5 000-7 500 руб. К данному сегменту относятся: крупные фитнесс клубы с премиальным, или около премиальным оборудованием, полным набором услуг включая СПА и квалифицированный персонал; студии «Фитнес бутики».
«Комфорт». Цена за год посещения фитнес-клуба данного типа от 30 000 до 60 000 руб. Часто предусматривается рассрочка платежа на 1-2 месяца. К данному сегменту относятся: студии Интервальных Тренировок (Cycle); студии EMS тренировок; крупные фитнесс клубы с качественным оборудованием и набором дополнительных услуг (сауна, фитнесс бар, массажный кабинет); небольшие студии «фитнес бутики» без клубного членства с персональными тренировками от 3 000-5 000 руб.
«Эконом». Такие фитнес-клубы ориентированы на группу людей, чьи доходы средние и ниже среднего со стоимостью годового абонемента от 15 000-30 000 руб. Как правило такие клубы не имеют бассейна и большого наименования дополнительных услуг, а также определенной концепции, больше ориентированы на занятия без тренера, или в формате групповых тренировок. К данному сегменту относятся: студии Интервальных Тренировок(Cycle); фитнесс студии, ориентированные на групповые тренировки; крупные фитнесс клубы без бассейна и СПА, ориентированные на массовый сегмент.
«LOW-COST». Фитнес с клубы с базовым набором услуг и оборудованием класса эконом. Как правило, стоимость абонемента в такие клубы менее 15 000 руб. за год, а также есть возможность купить месячное членство по минимальной стоимости. К данному сегменту относятся: крупные фитнесс клубы без бассейна и СПА, ориентированные на массовый сегмент с частичной или полной автоматизацией процессов (минимум персонала) [16].
Также выделяют типологию фитнес-клубов, исходя из предоставляемых направлений в фитнесе (специализирующиеся на определенном виде клубы). То есть, виды фитнес-клубов зависят от множества определённых факторов; перечислим основные: цель занятия; близость к дому и (или) рабочему месту для клиентов; особенности работы клуба; атмосфера клуба; комплексность в предоставлении наиболее востребованных досуговых, развлекательных, развивающих и оздоровительных услуг; уровень сервиса, подход; стоимость; особенности оборудования.
Сущность инновационных технологий в фитнес-индустрии. В настоящее время, при всем многообразии видов и средств оздоровительной физической культуры и массового спорта значительная часть инновационных технологий находит широкое применение в области фитнеса. Индустрия фитнес-услуг максимально быстро реагирует на постоянно меняющиеся социальные и культурные потребности общества в этом сегменте, и создает оптимальные условия для развития новых направлений и видов двигательной активности. В то же время сам фитнес включает в себя все лучшее, что было разработано ранее в научном, методическом и практическом плане в области оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры; различных видов спорта; оздоровления и реабилитации; спортивной, художественной, восточной и других видов оздоровительной гимнастики [10].
Рассмотрим подобнее современные тренды.
1. «Носимые технологии» (Wearable technology). Одним из трендов, является тренд, появившийся в 2016 году и с тех пор занимающий лидирующие позиции – «носимые технологии» или умные гаджеты. Рынок фитнес-оборудования фитнес-трекерами, умными часами, датчиками сердечного ритма, GPS-навигаторами и смарт-очками. Данные технологии позволяют отслеживать частоту сердечных сокращений во время тренировок, помогают пользователям выбирать интенсивность тренировок в зависимости от их целей [1].
2. Мобильные приложения для тренировок. Приложения для смартфонов и других мобильных устройств доступны для любых платформ, но особым спросом пользуются среди пользователей iPhone®, iPad® и устройств на базе Android. Некоторые приложения, например, Nike Training Club (Бивертон, шт. Орегон), Cyclemeter от Abvio (Сан-Франциско, шт. Калифорния) и MyFitnessPal (Armour, Балтимор, шт. Мэриленд) (бесплатные приложения) умеют воспроизводить звуковые и визуальные оповещения о начале и окончании тренировки, и содержат указания по выполнению упражнений. Многие из этих приложений могут отслеживать прогресс тренирующегося за определенный отрезок времени, предоставлять информацию о нем в реальном времени. Особенную популярность они обрели среди молодых клиентов фитнес-клубов, а также людей, которые часто тренируются на улице или стремятся отслеживать свою физическую активность при выполнении повседневных задач [1].
3. Массажные цилиндры для улучшения гибкости и подвижности мышц. Массажные цилиндры применяются для воздействия на глубоколежащие ткани, миофасциального релиза, воздействия на триггерные точки. Приспособления предназначены для массажа, снижения жесткости мышц, облегчения мышечных спазмов, улучшения кровообращения, снижения дискомфорта и ускорения восстановления. Массажные цилиндры предназначаются для проработки поясницы, бедер и крупных групп мышц, например, мышц задней поверхности бедра и ягодичных мышц [9].
4. Мультифункциональное оборудование. Фитнес-клубы, особенно на Западе, все больше и чаще оборудуются нестандартными типами профессиональных тренажеров. При этом, вектор направлен больше на работу над скоростной выносливостью и координацией движений, чем на рост мышечной массы. Громоздкие силовые тренажеры плавно отходят на второй план. Инновационными являются многофункциональные комплексы для тренировок с собственным весом. Возникнет также потребность в поиске альтернативы стандартным беговым дорожкам [5].
5. Стриминг кардио. Виртуальные тренировки в режиме реального времени – удобная альтернатива занятиям в зале, особенно в тех случаях, когда человек приехать на тренировку не может, но при этом не хочет пропускать занятие. Инновационной технологией является предоставление фитнес клубами возможности подключится к прямой трансляции групповых занятий и начать заниматься из дома [17].
6. Видео-тренировки. В США разрабатываются новые цифровые потоковые платформы, предлагающие живые тренировки каждый день. Ведущими становятся известные персональные тренеры (к которым записаться вживую может быть довольно проблематично). Все желающие заниматься онлайн покупают месячный абонемент и получают доступ к веб-сайту или приложению, где можно выбрать удобное время для занятий, хорошего тренера и программу [15].
7. Интерактивное и высокотехнологичное пространство. Уже сегодня есть фитнес-студии, оснащенные современными аудио- и видеоинсталляциями, а также высокотехнологичными системами. Каждый из этих параметров может быть изменён в соответствии с настроением клиентов и видом физической активности, что делает занятия фитнесом еще более индивидуальными [15].
8. Виртуальная реальность. По всему миру стало появляться все больше видов тренировок, совмещенных с возможностями VR. Сайклинг в очках виртуальной реальности быстрее остальных набирает обороты. Инновационной является беговая дорожка от компании Peloton, которая имеет 32-дюймовый экран, позволяющий выбрать любой режим и видеоряд. Также через этот экран можно подключаться к групповым тренировкам Total Body [13].
9. Виртуальный тренажерный зал. Одной из инновационных технологий стало изобретение виртуального тренажерного зала Black Box – фитнес с одновременной иммерсивной игрой, которая транслируется через очки виртуальной реальности. Представляет собой небольшое темное помещение с одним тренажером, похожим на тренажер Машина Смита. На руки надеваются пульсометры, на глаза – очки VR, и человек оказывается в видеоигре. Дальше все зависит от сценария: зомби апокалипсис, нашествие инопланетян, игра на выживание и т.д. [13].
Анализ использования инновационных технологий в фитнес-индустрии. В этом разделе проведем исследование развития инновационных технологий в фитнес-индустрии в контексте ключевых направлений.
1. Трансформации спортивного оборудования. Первые тренажеры стали появляться в XVI веке. Также в данный период стали использоваться динамометры для контроля мускульной силы тренирующегося. В XVIII веке был изобретен велотренажер, а в XIX – гребной тренажер, для создания которого использовалась обычная лодка. Распространение бодибилдинга и пауэрлифтинга неизбежно подтолкнуло общество к созданию новых, более совершенных устройств для тренировок, и начиная с 50-х годов развитие тренажеров значительно ускорилось:
– в 1952 году в Вашингтоне изобрели беговую дорожку, которая изначально использовалась для диагностики сердечных болезней, а как тренажер окончательно сформировалась в 70-х годах;
– в 70-е годы существенно изменили и усовершенствовали облик велотренажера, превратив его в современное устройство;
– 80-е годы был предложен степпер – устройство для имитации хождения по лестнице;
– в 90-е годы был создан орбитрек – беговой тренажер с эллиптической траекторией движения ног при выполнении упражнений, с уникальной конструкцией, присущей только этому виду спортивного оборудования [3].
На сегодняшний день особую популярность приобретает мультифункциональное оборудование. Фитнес-клубы, особенно на Западе, оборудуются нестандартными типами профессиональных тренажеров.
2. Трансформации фитнес-программ. Фитнес-программы трансформировались в соответствии с развитием фитнес-индустрии, соответственно, в разные периоды выделялись специфические их виды: фитнес-тренировки в тренажерном зале; групповые кардиотренировки; «циклическая» аэробика; силовые виды фитнеса и аэробики; программы с элементами восточных видов единоборства; танцевальные виды аэробики; координационные тренировки; программы на гибкость; программы «разумное тело»; регламентированные программы [4]. Каждая из программ имела особую популярность в свое время.
Необходимо отметить, что выбор между предложением уже поставленных тренировок и разработкой собственных занятий вызывает споры в отрасли фитнеса с XIX века. Одни говорят, что, предлагая свои собственные групповые занятия, они выделяются из общей массы, поскольку это их уникальное предложение для выхода на рынок. Есть и другие, кто говорят, что стабильность и качество поставленных экспертами программ больше значат для них и их клиентов. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует единая позиция относительно тренировок и программ фитнеса – часть клубов предоставляет клиентам специализированные программы, разработанные тренерским составом, вторая часть индустрии – ориентируется на персональный, индивидуальный подход.
3. Взаимосвязь медицины и фитнеса. Изначально, фитнес выделялся как медицинское направление, имеющее профилактическое воздействие на здоровье [12]. Впоследствии фитнес всегда был взаимосвязан с достижениями медицины, в частности, это начало проявляться на современном этапе, когда стал популяризироваться здоровый образ жизни. В качестве специфичного направления можно выделить Exercise is Medicine («Упражнения как лекарство»). Данное направление в международном здравоохранении, предлагает врачам широкого профиля и другим медицинским специалистам включать в программы лечения физическую активность, направлять пациентов к специалистам по физической культуре. Направление базируется на представлении о физической активности как неотъемлемом элементе профилактики и лечения заболеваний, а его методы должны регулярно оцениваться именно с точки зрения медицины. Но программа Exercise is Medicine не ограничивается признанием благотворного влияния физических нагрузок на здоровье пациентов, а рекомендует врачам направлять пациентов к специалистам по физической культуре и совместно с ними разрабатывать программы лечения. Цель Exercise is Medicine – сделать специалистов по физической культуре важными участниками процесса работы с пациентами медицинских учреждений, чтобы врачи могли направлять приходящих к ним людей к опытным тренерам и инструкторам. Таким образом, экспертами обосновывается важность взаимодействия медицины и фитнеса.
Заключение
Все больше людей хотели бы прожить долгую жизнь, продлив ее активную фазу. Наряду с экологией, ключевыми факторами влияния являются образ жизни, медицина, спорт и физическая культура. Изучив концепцию и виды фитнес-клубов, инновационные тенденции и трансформации в фитнес-индустрии (как одном из направлений спорта), можно сделать вывод, что фитнес становится неотъемлемой частью жизни большинства людей, и с каждым годом увеличивается уровень проникновения в эту сферу.
Фитнес, как и любая услуга, имеет свою специфику и сложности в организации процесса и доставке клиенту качественного продукта. Еще вчера средний уровень тренерского состава и инструкторов фитнес-клубов не был таким разнообразным. Сегодня, с появлением готовых программ под ключ, обеспечивающих целый комплекс (отбор, тренировка, репетиция, хореография, сертификация, программа тренировок, лицензионная музыка и регулярные выпуски обновлений), казалось бы, занятия фитнесом близки к совершенству. Однако с развитием технологий, стремлением автоматизировать процессы и снизить затраты, одной из современных тенденций стало появление и распространение инновационных технологий во всех сферах менеджмента и услуг, в том числе в фитнес-индустрии, что позволяет повысить уровень конкурентоспособности.
References:
Abramenko A.V., Lazarenko A.O. (2020). Sportivnye innovatsii [Sporting innovation]. Tsifrovaya nauka. (6). 178-183. (in Russian).
Alkhasov D.S. (2017). Teoriya i istoriya fizicheskoy kultury [Theory and history of physical culture] M.: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Ascheulov A.V., Megovoryan E.A. (2020). Meropriyatiya po upravleniyu predprinimatelskimi riskami v organizatsiyakh fitnes-industrii na sluchay pandemii [Measures to manage entrepreneurial risks in the fitness industry organisations in case of a pandemic]. Creative Economy. 14 (8). 1875-1886. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.8.110754.
Ascheulov A.V., Tyutyunnikov A.S., Chernikova V.E. (2018). Osobennosti upravleniya personalom v fitnes-industrii [Features of personnel management in the fitness industry]. Russian Journal of Labour Economics. 5 (4). 1195-1202. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.4.39688.
Belyaev M.K. (2020). Sovremennye grani industrii sporta [Various facets of the modern sports industry]. Problems of national strategy. (6(63)). 107-121. (in Russian).
Belyakova M.Yu. (2020). K voprosu vozniknoveniya logiki ugroz i vozmozhnostey dlya mirovogo turizma pri transformatsii vremennoy perspektivy s koronavirusnoy situatsii [On the issue of the logic of threats and opportunities for world tourism in the transformation of the time perspective from the coronavirus situation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6(119)). 1305-1309. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2020.119.6.278.
Belyakova M.Yu. (2020). Razvitie innovatsionnyh tekhnologiy i industrii fitnesa na sovremennom etape [The development of innovative technologies and fitness industry at the present time]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. (2(32)). 150-159. (in Russian).
Bosenko A.A., Shatalova I.E. (2019). Fitnes-programmy i ikh vliyanie na fizicheskoe vospitanie studentov [Fitness programs and their impact on physical education of students] Modern science: development trends. 209-212. (in Russian).
Dubskaya L.M., Olshanskaya A.V., Savenkova I.V., Komisova N.A. (2019). Segmentirovanie rynka fitnes-uslug goroda Belgoroda: ot teorii k praktike [Segmentation of the Belgorod fitness services market: from theory to practice] Strategies to counter threats to Russia's economic security. 324-328. (in Russian).
Ershova M.A., Ukhanova T.V. (2020). Sovremennye trendy v fitnes-industrii [Modern trends in the fitness industry] Scientific Forum. 79-81. (in Russian).
Evstafev E.N., Ivanova L.A. (2019). Sovremennye podkhody k otsenke effektivnosti deyatelnosti organizatsiy na rynke fitnes-uslug [Modern approaches to measurement of organizations of efficiency of activity of the fitness market services]. Russian economic online journal. (4). 53. (in Russian).
Gerasimova L.V., Koshkina M.A. (2018). Rol innovatsionnyh tekhnologiy v sfere fitnesa [The role of innovative technologies in the field of fitness]. Studencheskaya nauka i XXI vek. (2-2). 221-223. (in Russian).
Gurvich A.V. (2007). Primenenie innovatsionnyh fitnes-tekhnologiy v voenno-obrazovatelnyh uchrezhdeniyakh i sportivnyh klubakh dlya podderzhaniya zdorovogo obraza zhizni [The use of innovative fitness technologies in military educational institutions and sports clubs to maintain a healthy lifestyle] Sankt-Peterburg. (in Russian).
Kotov E. (2018). Innovatsii v fitnes industrii [Innovations in the fitness industry]. Administration. (4). 19-23. (in Russian).
Lazarev V.S., Kolyasova V.N. (2019). Problemy pravovogo i meditsinskogo obespecheniya fitnesa [Problems of legal and medical support of fitness] Physical education and student sports through the eyes of students. 626-628. (in Russian).
Lebedeva S.A. (2021). Posledstviya pandemii v sfere turizma. Nekotorye puti vosstanovleniya otrasli [Consequences of pandemic in tourism. some ways to recover the industry] Promising areas in the field of physical culture, sports and tourism. 167-171. (in Russian). doi: 10.36906/FKS-2020/32.
Lobanov D.M. (2021). Sovremennye tsifrovye tekhnologii v fitnes-industrii [Modern digital technologies in the fitness industry] Priority areas for the development of sports, tourism, education and science. 139-143. (in Russian).
Melnikova N.Yu., Treskin A.V. (2017). Istoriya fizicheskoy kultury i sporta [History of physical culture and sports] M.: Sport. (in Russian).
Sagieva D.I. (2022). Digital i fitnes. Perspektivy i razvitie industrii sporta [Digital and fitness. Prospects and development of the sports industry]. Voprosy ustoychivogo razvitiya obschestva. (5). 987-991. (in Russian).
Solntsev I.V. (2021). Primenenie innovatsionnyh tsifrovyh produktov v industrii sporta [Application of innovative digital products in sports industry]. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment. 12 (2). 184-189. (in Russian). doi: 10.17747/2618-947X-2021-2-184-189.
Somkin A.A. (2009). Fitnes-turizm kak aktualnyy vid turistskogo servisa [Fitness tourism as a present-day kind of tourism service]. Mir cheloveka. (1). 104-109. (in Russian).
Volkov L.D. (2021). Izmeneniya i tendentsii v fitnes industrii za 2019/2020 god [Changes and trends in the fitness industry for 2019/2020]. Sovremennaya matematika i kontseptsii innovatsionnogo matematicheskogo obrazovaniya. 8 (1). 408-412. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 23:07:42