Approaches to managing the mechanism of ensuring the sustainability of the anti-crisis management model in the transport service organization

Mordovets V.A.1, Kosheleva T.N.2,1, Slesarev V.V.3
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
2 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
3 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=59997319

Abstract:
In the article, the authors proposed the authors' approach to the concepts of service system, management process and system sustainability . As approaches to the management of the mechanism to ensure the service system sustainability, three types of possible models of the operation sustainability, the stages of implementation and the algorithm for selecting mechanisms to ensure the sustainability of possible models of crisis management are proposed. The authors suggested to build an algorithm for selecting mechanisms for ensuring the sustainability of possible models of anti-crisis management in accordance with the stages of mechanisms' implementation for ensuring the sustainability of the service system. Methodological approaches to the management of the sustainability mechanism are formulated. Principles and factors for ensuring the sustainable interaction of the service system are developed. The article may be of interest to businessmen, middle and senior managers, academic staff and researchers in the field of ensuring the sustainability of companies, including service organizations, and factors of crisis phenomena in the transport sector.

Keywords: management, service organization sustainability, service system, transport, sustainability, management process, sustainability models, sustainability mechanism stages, sustainability mechanism selection, sustainability factors, crisis management model principles

JEL-classification: H12, L91, Q01



Введение

Механизм обеспечения устойчивости сервисных организаций сферы транспорта в настоящее время крайне необходим так как в условиях цифровой трансформации всей архитектуры системы сервисного обслуживания в рамках активной модификации транспортных направлений и цифровой качественной перестройки транспортной логистики растёт неопределённость и накапливаются кризисные предпосылки в геометрической прогрессии. Механизм обеспечения устойчивости сервисных организаций сферы транспорта требует целенаправленных управленческих воздействий в направлении накопления кумулятивных компонентов активизации элементов хозяйственного производственного процесса, позволяющих снизить негативное влияние кризисных факторов и способствующих положительной динамике реализации рисковых проявлений переходного периода цифровой трансформации архитектуры системы сервисного обслуживания, что и предопределило актуальность поднятой в статье проблеме. Прогноз экономических явлений, происходящих в ближайшем и далеком будущем необходим в рамках разработки управленческих решений в рамках обеспечения устойчивости системы сервисного обслуживания и в том числе в транспортной сфере [15]. Попытки разработать реалистичный и относительно достоверный прогноз будущих негативных экономических тенденций обычно осуществляются в условиях относительной устойчивости рыночной среды [15], о которых в последнее время говорить не приходится, что также подтверждает необходимость рассмотреть подходы к управлению механизма обеспечения устойчивости модели антикризисного управления организации сервиса в транспортной сфере.

В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к процессу управления обеспечением устойчивости организаций, в том числе и организаций сервиса в транспортной сфере, а именно подходы Алмазова К.В. и Бургонова О.В. [1, с. 340-350], Бургонова О.В. [2, с. 15-20], Ксенофонтовой Т. Ю. [9, с. 85-89], Овчинникова Д.Е., Ксенофонтовой Т. Ю., Тарасевич Е.А., Юз Ван [12, с. 9-11], Дробкина А.С. [4, с. 189-193], Круглова Д.В. [8, с. 1399-1416], а также подходы к обеспечению стратегической устойчивости предпринимательских структур в свете разработки инструментов антикризисного управления при внедрении цифровых технологий, в том числе подходы Бутровой Е.В. [3], Есикова Д. О. [5], Лебеденко Е.А. [10], Рылина С. И. [14, с. 337-341], Поленова Н.А. [13], Шиленкова Е. М. [15] и др. и обоснована возможность формирования моделей обеспечения устойчивости функционирования, разработаны этапы реализации и предложен алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости предложенных моделей антикризисного управления системы сервисного обслуживания. Основной целью данной статьи выступает обоснование возможных подходов к формированию моделей антикризисного управления организации сервиса в транспортной сфере в рамках разработки подходов к управлению механизмом обеспечения устойчивости предлагаемых моделей. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке возможных моделей антикризисного управления, которые также можно использовать в организациях сервиса в транспортной сфере, включающей разработку этапов реализации, предложение алгоритма выбора механизмов обеспечения устойчивости предложенных моделей, а также обоснование типа классификации ряда внутренних факторов проявления кризисных явлений, выступающим одним из инструментов антикризисного управления, в зависимости от предложенных моделей. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование теоретических подходов к понятиям «система сервисного обслуживания», «процесс управления» и «устойчивость функционирования системы» и развитие инструментов антикризисного управления таких как принципы функционирования моделей, выделение общих и специфических факторов обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания, а также предположение о том, что алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления целесообразно выстраивать в соответствии с этапами реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания.

Основная часть

Для начала определимся с подходами к понятиям «система сервисного обслуживания», «процесс управления» и «устойчивость функционирования системы» в целях обеспечения относительно долгосрочной устойчивости организаций в условиях цифровой трансформации системы сервисного обслуживания. Понятие «система сервисного обслуживания» авторы предлагают трактовать как упорядоченную совокупность технологических, организационных и информационных сетей в их инфраструктурном взаимодействии, предназначенную и обеспечивающую предоставление услуг как в реальном выражении, так и в виртуальном пространстве, удовлетворяющую потребности клиентов, в том числе в сфере сервисной инженерии, дизайна и маркетинга транспортных услуг. «Процесс самого управления» в целях обеспечения относительно долгосрочной устойчивости организаций авторы предлагают представить в качестве одного из инструментов механизма выявления и классификации ограничений функционирования сервисных организаций, включающих в себя и методы, формы и направления преобразования стратегических подходов к управлению степени неопределённости рыночной среды в условиях цифровой трансформации сервисного обслуживания транспортной сферы. Под «устойчивостью функционирования системы» авторы предлагают понимать способность системы сервисного обслуживания сферы транспорта выполнять определённые возложенные на неё функции в целях получения на выходе изначально обусловленных показателей качества системы в условиях воздействия дестабилизирующих факторов и условий [5].

Инструменты и механизмы антикризисного управления, которые, например, использовались в 2008–2009 гг., в сегодняшней реальности не могут быть достаточно эффективными, так как изменились внешние условия: макроэкономические и микроэкономические факторы, изменились подходы к организации и ведению хозяйственной деятельности благодаря повсеместной цифровизации бизнес-процессов [3]. появились новые возможности для своевременного оперативного реагирования на слабые сигналы.

Подходы к управлению механизмом обеспечения устойчивости сервисных организаций сферы транспорта в рамках формирования модели антикризисного управления в основном определяется в процессе прогнозирования проявления в реальности кризисных явлений, негативных для сохранения равновесного состояния сервисной организации, не задачами их предотвращения, а нацелены на нивелирование отрицательных последствий [14, с. 337-341; 15] и могут быть реализованы исключительно в рамках имитационного моделирования.

Каждый отдельно взятый элемент в любой системе способен обладать качествами, присущими им только в рамках системного взаимодействия этих элементов, аналогично тому, что сама система обладает такими качествами в результате проявления синергетического эффекта, которыми не способны обладать элементы системы по отдельности, а сами элементы в рамках системного взаимодействия могут в своём развитии привести, при бездействии управленческого персонала на определённом этапе функционирования системы, к достаточно неблагоприятным нарушениям устойчивости как самой системы, так и сервисной организации в качестве элемента транспортной системы [15].

К кризисным целесообразно относить такие обстоятельства в процессе функционирования сервисной компании, когда у самой сервисной компании не хватает ресурсов, в том числе финансовых, временных и управленческих, осуществить мероприятия по нейтрализации негативных кризисных факторов и оперативной реализации антикризисной стратегии [10; 11, с. 92].

Наиболее эффективными, по мнению авторов, для обеспечения устойчивости функционирования системы являются следующие подходы к управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы [5; 7, с. 141-154]:

– совершенствование информационно-вычислительного процесса, в том числе в части взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта;

- обеспечение ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания в процессе функционирования как внутри системы, так и вне её непосредственного влияния, учитывая реальное рыночное и интернет-пространство в целях обеспечения её устойчивости;

– создание высоконадежных технологичных подсистем сбора, хранения, резервирования и использования полученной информации.

Среди подходов к управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания и разработки модели антикризисного управления в процессе организации деятельности сервисной компании в транспортной сфере целесообразно рассмотреть виды возможных моделей обеспечения устойчивости функционирования системы и в рамках управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы авторы предлагают рассмотреть этапы реализации и алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления. Виды возможных моделей обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания можно классифицировать в соответствии с рассмотренными выше подходами к обеспечению устойчивости функционирования системы: модель обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания с технологиями искусственного интеллекта; модель обеспечения ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания с учётом внутренних и внешних факторов и условий нарушения равновесия системы в реальном рыночном и интернет-пространстве; модель технологичных информационных подсистем в условиях активного проникновения элементов системы сервисного обслуживания в пространство нейросетевого обслуживания, как в сфере реального сектора логистических цепочек, так и в сфере виртуального обслуживания.

Авторы предлагают рассмотреть этапы реализации механизмов обеспечения устойчивости общие для вышеобозначенных моделей антикризисного управления, так как сами модели целесообразно выбирать в условиях относительно стабильно функционирующего этапа становления и развития системы сервисного обслуживания в целом, а алгоритм выбора самой модели должен опираться на региональные особенности транспортной сферы, на демографические вызовы, на отраслевые, энергетические и инфраструктурные возможности данной системы сервисного обслуживания. Среди этапов реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания можно назвать следующие: этап прогнозирования и проектирования функционирования системы со всеми внутренними и внешними, влияющими на неё факторами; этап накопления ресурсов и формирования инфраструктурных элементов взаимодействия внутри системы; этап накопления ресурсов для выхода за пределы системного радиуса взаимодействия системы (в целях повышения внутренней устойчивости элементов системы); этап поддержания динамической устойчивости системы (за счёт инновационной составляющей как на уровне развития реального регионального рынка обслуживания в транспортной сфере, так и в виртуальном пространстве логистических взаимоотношений системы).

Алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления можно представить в виде ряда последующих действий в соответствии с этапами реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания: на этапе прогнозирования и проектирования - наиболее приемлемым может выступать рациональное распределение элементов и информационных массивов и ресурсов системы по наиболее уязвимым в отношении сохранения равновесности каждого элемента системы вне зависимости от вида модели антикризисного управления; на этапе накопления ресурсов и формирования инфраструктурных элементов взаимодействия внутри системы, равно как и на этапе выхода за пределы системного радиуса взаимодействия системы более целесообразным представляется авторами перераспределение уже частично накопленных ресурсов и рациональное их использование в процессе формирования механизма функционирования системы сервисного обслуживания. На этапе поддержания динамической устойчивости системы наиболее верным представляется авторам поиск инфраструктурных элементов, позволяющих обеспечить реализацию относительно доступных всем участникам системы антикризисных мероприятий, позволяющих обеспечить долгосрочный относительно устойчиво – положительный синергетический эффект, в том числе в рамках оптимизации затрат, включающий перевод части сервисных элементов обслуживания – в интернет-пространство, преобразование части реальных услуг в частично - удалённое взаимодействие, часть взаимных услуг участниками системы также целесообразно максимально перевести в формат технологического нейросетевого системного взаимодействия и т.д.

Далее рассмотрим внешние и внутренние факторы обеспечения устойчивости моделей, присущих каждой в отдельности и всем одновременно. Общие для всех предлагаемых моделей выступают следующие внешние факторы: уровень экономического развития транспортной отрасли в целом, уровень государственной поддержки развития транспортной отрасли. Среди внутренних, общих для предлагаемых моделей факторов, необходимо выделить следующие: уровень жизни населения региона, демографический состав населения, уровень экономического развития отраслей системы и региона в целом. Основными внутренними факторами, присущими модели обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания с технологиями искусственного интеллекта необходимо выделить – наличие технологической доступности и соответствующего уровня образования и навыков работы с технологиями искусственного интеллекта у сотрудников организаций системы сервисного обслуживания транспортной сферы. Наиболее значимыми внутренними факторами, характеризующими возможность обеспечения устойчивости модели обеспечения ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания выступают: наличие достаточных собственных ресурсов и достаточность активов, способных выступить в качестве залоговых активов в случае необходимости получения кредитных ресурсов, а также наличие положительной кредитной истории у организаций - участников системы сервисного обслуживания транспортной сферы. У модели технологичных информационных подсистем в условиях активного проникновения элементов системы сервисного обслуживания в пространство нейросетевого обслуживания в качестве определяющих возможность обеспечения устойчивости внутренних факторов, кроме наличия технологической доступности и соответствующего уровня образования сотрудников, могут выступать: относительно развитая нейросетевая инфраструктура и наличие нейросетевых элементов сервисного взаимодействия в рыночном интернет-пространстве функционирования системы сервисного обслуживания в транспортной сфере.

Общие принципы функционирования моделей антикризисного управления [6, с. 146-149; 13]; регулярности (регулярность выявления реальных факторов нарушения устойчивости системы); тотальности (полный сплошной охват анализа симптомов нарушения устойчивости в деятельности сервисных организаций в рамках системы сервисного обслуживания); допустимых отклонений (допустимые возможные отклонения показателей, отражающих нарушение устойчивости организаций, участников системы сервисного обслуживания транспортной сферы, таких как обеспеченность собственными оборотными средствами и текущая ликвидность и ряда др.)

Заключение

Таким образом, в качестве подходов к управлению механизма обеспечения устойчивости модели антикризисного управления организации сервиса в транспортной сфере, авторы сформулировали понятия «система сервисного обслуживания», «процесс управления» и «устойчивость функционирования системы» в целях обеспечения относительно долгосрочной устойчивости организаций в условиях цифровой трансформации системы сервисного обслуживания, под которыми они предлагают понимать следующие понятия: понятие «система сервисного обслуживания» - упорядоченная совокупность технологических, организационных и информационных сетей в их инфраструктурном взаимодействии, предназначенную и обеспечивающую предоставление услуг как в реальном выражении, так и в виртуальном пространстве, удовлетворяющую потребности клиентов. Под «процессом управления» в целях обеспечения относительно долгосрочной устойчивости организаций авторы предложили понимать один из инструментов механизма выявления и классификации ограничений функционирования сервисных организаций, включающий в себя и методы, формы и направления преобразования стратегических подходов к управлению степени неопределённости рыночной среды в условиях цифровой трансформации сервисного обслуживания транспортной сферы. Под «устойчивостью функционирования системы» авторы понимают способность системы сервисного обслуживания сферы транспорта выполнять определённые возложенные на неё функции в целях получения на выходе изначально обусловленных показателей качества системы. Подходы к управлению механизмом обеспечения устойчивости сервисных организаций сферы транспорта в рамках формирования модели антикризисного управления определяется, по мнению авторов, в процессе прогнозирования проявления в реальности кризисных явлений, негативных для сохранения равновесного состояния сервисной организации и нацелены на нивелирование отрицательных последствий. Наиболее эффективными, по мнению авторов, для обеспечения устойчивости функционирования системы являются следующие подходы: совершенствование информационно-вычислительного процесса в части взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта; обеспечение ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания в процессе функционирования как внутри системы, так и вне её непосредственного влияния; создание высоконадежных технологичных подсистем сбора, хранения, резервирования и использования полученной информации. Среди подходов к управлению механизма обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания предложено рассмотреть виды возможных моделей обеспечения устойчивости функционирования (модель обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания с технологиями искусственного интеллекта; модель обеспечения ресурсной самодостаточности системы сервисного обслуживания с учётом внутренних и внешних факторов и условий нарушения равновесия системы; модель технологичных информационных подсистем в условиях активного проникновения элементов системы сервисного обслуживания в пространство нейросетевого обслуживания) и этапы реализации и алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления (этап прогнозирования и проектирования функционирования системы; этап накопления ресурсов и формирования инфраструктурных элементов взаимодействия внутри системы; этап накопления ресурсов для выхода за пределы системного радиуса взаимодействия системы; этап поддержания динамической устойчивости системы), а алгоритм выбора самой модели должен опираться на региональные особенности транспортной сферы, на демографические вызовы, на отраслевые, энергетические и инфраструктурные возможности данной системы сервисного обслуживания. Алгоритм выбора механизмов обеспечения устойчивости возможных моделей антикризисного управления авторы предложили выстраивать в соответствии с этапами реализации механизмов обеспечения устойчивости функционирования системы сервисного обслуживания. Авторы выделили общие внешние (уровень экономического развития транспортной отрасли в целом, уровень государственной поддержки развития транспортной отрасли) и внутренние (уровень жизни населения региона, демографический состав населения, уровень экономического развития отраслей системы и региона в целом) факторы обеспечения устойчивого взаимодействия системы сервисного обслуживания и выявили и классифицировали ряд внутренних факторов, присущих отдельным моделям антикризисного управления, в зависимости от ресурсной достаточности, технологической доступности, уровня квалификации сотрудников, уровня развитая нейросетевой инфраструктуры и др. Среди общих принципов функционирования моделей антикризисного управления авторы выделили: принцип регулярности, принцип тотальности и принцип допустимых отклонений.


References:

Burgonov O.V. (2022). Upravlenie predprinimatelskimi strukturami i minimizatsii riskov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Management of business structures and risk minimization in the conditions of digitalization of the economy] Theory and practice of management of business structures in modern conditions. 15-20. (in Russian).

Burgonov O.V., Almazov K.V. (2022). Formirovanie sistemy sbalansirovannyh pokazateley dlya kompleksnoy otsenki effektivnosti sistemy upravleniya organizatsii [Developing a balanced scorecard for the comprehensive assessment of the efficiency of corporate management systems]. Economics and management. 28 (4). 340-350. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2022-4-340-350.

Butrova E.V. (2021). Osobennosti antikrizisnogo upravleniya predpriyatiem v usloviyakh tsifrovizatsii [Features of anti-crisis management of the enterprise in the conditions of digitalization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 579-590. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111775.

Dobkin A.S., Mordovets V.A. (2023). Strategiya razvitiya promyshlennogo predpriyatiya v usloviyakh narastayushchey neopredelennosti i aktivizatsii tsifrovoy transformatsii [Formation of a development strategy for an industrial enterprise in the context of digital transformation] Theory and practice of management of business structures in modern conditions. 189-193. (in Russian).

Esikov D.O. (2015). Zadachi obespecheniya ustoychivosti funktsionirovaniya raspredelennyh informatsionnyh sistem [Tasks of ensuring the stability of the functioning of distributed information systems]. Programmnye produkty i sistemy. (4(112)). 133-141. (in Russian).

Kosheleva T.N. (2023). Upravlenie formirovaniem modeli ustoychivogo tsifrovogo razvitiya transportnyh struktur i predpriyatiy sfery transportnogo obsluzhivaniya s uchetom osobennostey tsifrovoy infrastruktury [Managing the formation of sustainable digital development model of transport structures and transport service companies, taking into account the characteristics of digital infrastructure]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (1). 141-154. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.1.117054.

Kosheleva T.N. (2023). Podkhody k upravleniyu protsessami obespecheniya ustoychivosti v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy platformy v transportnoy sfere servisnogo obsluzhivaniya [Approaches to managing sustainability processes in the context of the formation of a digital platform in the transport and service sector] Institutional transformation of the scientific environment in the context of digitalization. 146-149. (in Russian).

Ksenofontova T.Yu., Kosheleva T.N., Kokleva N.E. (2022). K voprosu o primenenii innovatsionnyh tekhnologiy v sfere okazaniya transportnyh uslug v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [On the application of innovative technologies in the provision of transport services in the Digital economy] Modern economy: global trends and priorities of sustainable development. 85-89. (in Russian).

Ksenofontova T.Yu., Ovchinnikov D.E., Tarasevich E.A., Van Yue. (2022). Regionalnyy investitsionnyy protsess kak klyuchevoy mekhanizm formirovaniya istochnikov ustoychivogo razvitiya territorii [Regional investment process as a key mechanism for the formation of sources of sustainable development of the territory]. Innovation and Investment. (10). 9-11. (in Russian).

Lebedenko E.A., Lopatka O.I., Vasyutinskiy I.O. (2023). Strategiya antikrizisnogo upravleniya: otsenka i sovershenstvovanie [Anti-crisis management strategy: assessment and improvement] Current trends and innovations in science and production. 241-245. (in Russian).

Mordovets V.A., Kruglov D.V., Novoselov A.V. (2023). Tekushchee sostoyanie i perspektivy obespecheniya sovremennogo VUZa chelovecheskimi resursami [Current state and perspectives of human resources in modern universities]. Creative economy. 17 (4). 1399-1413. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.4.117441.

Mordovets V.A., Malyh E.B., Kyarimova A.D., Kruglov D.V., Pastukhov A.L., Mordovets A.I., Samotuga V.N., Kosheleva T.N., Afanaseva T.S., Vasilenko N.V. (2023). Obespechenie strategicheskoy ustoychivosti predprinimatelskikh struktur pri vnedrenii tsifrovyh tekhnologiy s uchetom innovatsionnyh prioritetov [Ensuring strategic sustainability of business structures in the implementation of digital technologies, taking into account innovative priorities] Kursk: Zakrytoe aktsionernoe obshchestvo «Universitetskaya kniga». (in Russian).

Polenov N.A. (2023). Napravleniya, printsipy i funktsii antikrizisnogo upravleniya predpriyatiem [Directions, principles and functions of crisis management of an enterprise]. Finansovye rynki i banki. (3). 90-93. (in Russian).

Rylin S.I., Kosheleva T.N. (2023). Teoreticheskie aspekty formirovaniya strategii ustoychivogo razvitiya predpriyatiya s uchyotom primeneniya elementov marketinga [Approaches to the formation of sustainable development of the production system] Theoretical and applied issues of economics, management and education. 337-341. (in Russian).

Shilenkov E.M. (2023). Osobennosti antikrizisnogo upravleniya v usloviyakh tsiklichnosti ekonomiki [Peculiarities of anti-crisis management in the conditions of cyclical economy]. Vestnik evraziyskoy nauki. 15 (in Russian).

Страница обновлена: 12.04.2025 в 18:20:46