Methodology for assessing the level of economic security of agricultural higher educational institutions

Fazylova S.S.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Russia

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=55929846

Abstract:
This scientific study reveals the importance of higher agricultural education and higher educational institutions of an agricultural profile for the development of the state’s economy. An institutional system for assessing the economic security of an agricultural higher education institution has been described. Based on the institutional system, a methodology for assessing the level of economic security is proposed> The methodology includes indicators, indices and threshold values. Recommendations and measures to increase the level of economic security by improving the indicators of areas of activity of the educational institution that require improvement are presented. The proposed measures are aimed at improving the scientific sphere of the educational institution, increasing the income of the university, strengthening international cooperation. It is recommended to introduce a system for monitoring and assessing the level of economic security of a higher educational institution.

Keywords: higher educational institution, higher agricultural education, economic security, level of economic security of higher educational institutions with an agricultural profile

JEL-classification: I23, I25, Q13



Введение. В настоящее время во всем мире высшее аграрное образование играет важную и стратегическую роль в обеспечении продовольственной безопасности [3], устойчивого развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Аграрные высшие учебные заведения представляют собой ключевой компонент образовательной системы, специализирующийся на подготовке высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, агропромышленности и связанных с ними сфер [19]. Значимость аграрных ВУЗов нельзя недооценивать на современном этапе развития экономики страны. Выделим некоторые аспекты их значимости (рис. 1).

Рисунок 1. Аспекты значимости аграрных ВУЗов

Источник: составлено автором по материалам [19; 20].

Однако, не смотря на многоаспектную значимость, аграрные ВУЗы сталкиваются с рядом сложностей, рисков и угроз, которые влияют на их экономическую безопасность [20]. Эти угрозы могут включать в себя изменения в финансировании образования, несоответствие качества образования потребностям рынка труда, нестабильность кадрового потенциала, а также необходимость адаптации к изменяющемуся экономическому и социокультурному окружению.

Для минимизации рисков и угроз существует необходимость разработки методического инструментария, представленного автором, для оценки уровня экономической безопасности аграрных ВУЗов, который имеет целью выявить проблемные аспекты экономической безопасности аграрных ВУЗов, и предложить рекомендации по их улучшению. Такого рода методический подход является важным шагом для обеспечения эффективности аграрного образования и вклада аграрных ВУЗов в развитие агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности страны.

Учитывая важность темы исследования обеспечения, повышения и устойчивости уровня экономической безопасности, была определена следующая цель – разработка методического инструментария для оценки уровня экономической безопасности ВУЗов аграрного профиля. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– изучение теоретических особенностей выявления ключевых элементов институциональной среды экономической безопасности;

– разработка методического инструментария для оценки уровня экономической безопасности ВУЗов аграрного профиля;

– выявление проблемных областей и разработка рекомендаций по улучшению состояния экономической безопасности учебных заведений высшего аграрного образования;

– разработка набора рекомендаций и стратегий по определенным направлениям для повышения уровня экономической безопасности ВУЗов аграрного профиля.

Предметом данного научного исследования являются организационно-экономические отношения, формирующие экономическую безопасность ВУЗа. Объектом исследования являются учреждения высшего аграрного образования РФ.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методологических аспектов методики, позволяющей оценить уровень экономической безопасности ВУЗов аграрного профиля.

Методы, применяемые при исследовании, включают в себя: экспертно-логический метод, монографический и математический методы.

Информационной базой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, показатели эффективности высших учебных заведений и статистические сборники.

Разработанная автором, и предложенная к практическому применению методика оценки уровня экономической безопасности аграрных ВУЗов может послужить для руководителей и специалистов хорошим инструментом по оценке ряда компонентов, формирующих не только экономическую безопасность, но и многие аспекты, составляющие в целом институциональную среду. Разработанный инструментарий позволяет оперативно выявлять риски и угрозы различного генезиса, а также разрабатывать комплекс мероприятий, способствующих решению вероятных проблем в различных областях и сферах деятельности ВУЗа.

Значимость оценки экономической безопасности аграрных ВУЗов в современном контексте является актуальной проблемой, особенно в условиях изменяющейся политики и экономических условий, что доказательно подтверждает актуальность выбранной темы научного исследования [18].

Следует подчеркнуть, что такого рода оценка является важной для обеспечения эффективности образовательных процессов и выполнения стратегических целей всех ВУЗов.

Основная часть. Для более глубокого понимания и оценки уровня экономической безопасности аграрных ВУЗов необходимо разработать институциональную систему, которая будет учитывать разнообразные институты и субинституты, оказывающие влияние на их деятельность. Построение такой системы позволит проводить более точные и информативные оценки. В этой связи, можно выделить компоненты построения институциональной системы и алгоритм оценки экономической безопасности аграрного ВУЗа (табл. 1).

Таблица 1. Компоненты институциональной системы и алгоритм оценки экономической безопасности аграрного ВУЗа

Компонент построения институциональной системы
Описание
Идентификация институциональных элементов
Первым шагом является идентификация всех институциональных элементов, которые влияют на экономическую безопасность аграрного ВУЗа. Эти элементы могут включать в себя законы, правила, нормы, государственные органы, а также механизмы преодоления угроз и права собственности.
Описание взаимосвязей
После идентификации институциональных элементов необходимо описать их взаимосвязи и влияние друг на друга. Например, как законы о высшем образовании влияют на финансовую деятельность ВУЗа, или как действия государственных органов могут повлиять на уровень финансовой поддержки.
Оценка важности элементов
Каждый институциональный элемент оценивается с точки зрения его важности для экономической безопасности ВУЗа. Например, законодательство о финансировании может быть важнее для финансовой стабильности, чем некоторые неформальные социокультурные нормы.
Разработка индикаторов
Для оценки каждого институционального элемента разрабатываются индикаторы. Например, для оценки действия законодательства о финансировании можно использовать индикаторы, связанные с бюджетным финансированием и доходами ВУЗа.
Сбор данных
Для проведения оценки необходимо собрать соответствующие данные для каждого показателя и индикатора. Это может включать в себя анализ законов, финансовых отчетов ВУЗа, отчетов о научных исследованиях и других источников данных.
Методы оценки экономической безопасности
После сбора данных применяются методы оценки, которые могут варьироваться в зависимости от конкретных показателей. Это могут быть методы статистического анализа, эконометрические модели, экспертные оценки и другие.
Интеграция результатов
После проведения оценок результаты интегрируются для формирования общей картины уровня экономической безопасности аграрного ВУЗа.
Анализ и выводы
Полученные результаты анализируются, и на основе них делаются выводы о текущем уровне экономической безопасности ВУЗа и выявляются проблемные области.
Источник: составлено автором на основе следующих работ [1; 2; 7; 15].

Построение институциональной системы оценки экономической безопасности аграрного ВУЗа позволяет систематизировать и анализировать разнообразные аспекты, влияющие на его экономическую безопасность. Этот подход делает оценку более информативной, и позволяет выявить ключевые факторы, требующие внимания и улучшения.

Важным компонентом институциональной среды по мнению автора является совокупность оценочных индикаторов. Их разработка представляет собой выделение из общего набора индикаторов эффективности работы ВУЗов наиболее важные и значимые по мнению автора. Данными индикаторами будут являться:

– общая площадь учебно-лабораторных помещений на одного студента. Этот индикатор оценивает доступность и комфортность образовательных условий для студентов аграрного ВУЗа. Учебно-лабораторные помещения являются основным местом обучения и практических занятий, поэтому их площадь на одного студента отражает уровень обеспечения студентов необходимыми ресурсами для учебы;

– доля преподавательско-научных работников (ППС), имеющих ученую степень. Этот показатель отражает научный потенциал ВУЗа. Преподаватели с ученой степенью способствуют научным исследованиям, академической активности студентов и созданию инноваций;

– доля преподавательско-научных работников в возрастной категории моложе 40 лет. Этот параметр свидетельствует о наличии молодого научного поколения в ВУЗе, которое может внести свой вклад в инновационную активность и развитие научной сферы ВУЗа;

– отношение средней заработной платы ППС к заработной плате, требуемой в указе президента, относительно заработной платы по региону. Этот индикатор позволяет оценить уровень оплаты труда преподавателей и научных сотрудников ВУЗа. Сравнение с региональными стандартами помогает определить, насколько конкурентоспособны условия труда в ВУЗе;

– средний балл ЕГЭ поступающих. Этот параметр отражает качество подготовки студентов, поступающих в ВУЗ. Высокий средний балл может свидетельствовать о привлекательности ВУЗа и качестве образования, которое он предоставляет;

– удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры. Этот показатель характеризует академическую активность ВУЗа и уровень подготовки студентов на магистерском и аспирантском уровнях. Он также может указывать на интерес студентов к продолжению образования в данном ВУЗе;

– удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов. Этот параметр отражает международную активность ВУЗа и его привлекательность для иностранных студентов. Высокий удельный вес может свидетельствовать о международной репутации ВУЗа и его способности привлекать студентов со всего мира;

– трудоустройство выпускников (% от общего числа). Этот индикатор оценивает успешность трудоустройства выпускников ВУЗа, что является важным показателем его репутации на рынке труда. Высокий процент трудоустройства может свидетельствовать о качестве подготовки выпускников;

– объем научно-исследовательской деятельности (НИОКР) в расчете на одного научно-педагогического работника (НПР). Этот показатель отражает интенсивность научных исследований в ВУЗе. Больший объем НИОКР на одного НПР может свидетельствовать о активности научной деятельности в ВУЗе;

– количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет и индексируемых в РИНЦ. Этот параметр позволяет оценить влияние научных публикаций ВУЗа в научном сообществе. Большее количество цитирований может свидетельствовать о значимости исследований ВУЗа;

– число публикаций организации, индексируемых в РИНЦ, в расчете на 100 НПР. Этот индикатор оценивает научную активность ВУЗа на единицу персонала. Высокое число публикаций на НПР может свидетельствовать о научной продуктивности ВУЗа;

– общее количество публикаций организации в расчете на 100 НПР. Этот параметр характеризует научную продуктивность ВУЗа в целом. Он учитывает общее количество публикаций исследовательской организации и может указывать на ее вклад в научное сообщество;

– число диссертационных советов. Этот индикатор оценивает активность ВУЗа в подготовке кадров в высшей научной категории. Высокое число диссертационных советов может свидетельствовать о его роли в подготовке научных кадров;

– доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР. Этот параметр позволяет оценить финансовую устойчивость ВУЗа и его зависимость от разных источников доходов. Высокий доход на одного НПР может свидетельствовать о финансовой устойчивости;

– доля доходов ВУЗа от образовательной деятельности в общих доходах ВУЗа. Этот индикатор отражает структуру доходов ВУЗа и его зависимость от образовательной деятельности. Это важно для определения основного источника доходов ВУЗа;

– доля доходов ВУЗа от научных исследований и разработок в общих доходах ВУЗа. Этот параметр позволяет оценить вклад научных исследований в финансовую устойчивость ВУЗа. Большая доля доходов от научных исследований может свидетельствовать о их значимости для ВУЗа [5; 8; 9; 12; 13; 16].

Данные индикаторы достаточно показательны, они дают характеристику таким составляющим экономической безопасности, как финансово-экономическая, научно-исследовательская, кадровая и составляющая контингента студентов [10].

Индикаторы оцениваются относительно их нормы в процентном соотношении, за которую берётся медианное значение индикаторов идентичных ВУЗов в едином территориальном субъекте. Подробные объяснения каждого индикатора помогают понять, какие аспекты деятельности аграрного ВУЗа оцениваются в рамках методики оценки уровня его экономической безопасности и какие роли они играют в общей картине оценки. Эта оценка помогает выявить, насколько каждый элемент экономической безопасности является надежным и однородным внутри организации. Для оценки степени устойчивости и однородности элементов экономической безопасности аграрного ВУЗа используется комплексный подход, основанный на вышеупомянутых индикаторах и параметрах.

Комплексная интерпретация предполагаемых к оценке показателей позволяет выявить степень однородности и устойчивости элементов экономической безопасности аграрного ВУЗа. Высокая однородность и стабильность указывают на эффективное управление ресурсами и выполнение стратегических задач, в то время как неравномерность может указывать на потенциальные проблемы, требующие коррекции и улучшения.

В результате выявления индикаторов и их значений, методика оценки предполагает расчет интегрального показателя уровня экономической безопасности ВУЗа аграрного профиля. Данный расчет представляет собой суммарное значение индикаторов, деленое на их количество.

В результате расчетов получаем интегральный показатель, который необходимо соотносить со шкалой пороговых значений, где значение показателя экономической безопасности в промежутке от 0 до 0,25 будем считать критическим, значение показателя экономической безопасности в промежутке от 0,25 до 0,5 будем считать опасным, значение показателя от 0,5 до 0,75 будет говорить о низком уровне экономической безопасности, значение от 0,75 до 1 будем считать средним уровнем экономической безопасности, высоким уровнем экономической безопасности будем считать значение показателя выше 1.

Анализ результатов по каждому из вышеуказанных аспектов позволяет получить глубокое понимание экономической безопасности аграрного ВУЗа и выявить конкретные проблемы и сильные стороны, и данная информация будет полезной для разработки рекомендаций и стратегий улучшения экономической безопасности ВУЗа [4].

Стоит отметить, что данная методика расчета является универсальной, что значит подходящей для высших учебных заведений различного профиля, при необходимости учитывая специфику учреждений и разнородную направленность.

По завершению этапа анализа результатов применения методики оценки уровня экономической безопасности ВУЗов аграрного профиля можно выделить группы мер по повышению уровня экономической безопасности аграрных ВУЗов.

Данные меры достаточно индивидуальны и специфичны для каждого учреждения. К примеру, если недостаточно сильными оказались сферы научной деятельности, а показатели эффективности работы низки, то в этом случае руководству ВУЗа следует сосредоточить усилия на увеличении объема НИОКР, привлекая участников для работы с грантами, организовывая исследовательские центры и стимулируя преподавателей к активной научной деятельности. Также, важное место занимает работа с молодыми преподавателями, для их привлечения необходимо предоставлять различные стимулирующие меры, включающие в себя обучение, менторство и гранты.

Вместе с тем, следует обратить внимание и принять меры, способствующие увеличению доходов ВУЗа. Для уменьшения зависимости от образовательной деятельности, ВУЗы могут разрабатывать бизнес-проекты, взаимодействовать с промышленными партнерами и участвовать в научно-исследовательских программах [18].

Немаловажным шагом совершенствования может стать укрепление международного сотрудничества. Международное сотрудничество в сфере образования и научных исследований может снизить уязвимость ВУЗов, обеспечивая доступ к мировым ресурсам и опыту.

Одним из решающих методов по повышению уровня экономической безопасности будут мониторинг и оценка экономической безопасности ВУЗа. Внедрение системы мониторинга и оценки экономической безопасности поможет следить за динамикой, и своевременно реагировать на изменения её уровня [6]. Развитие методов и стратегий управления рисками позволит ВУЗам более эффективно справляться с внешними и внутренними угрозами [11; 17].

Данные рекомендации направлены на повышение экономической безопасности аграрных ВУЗов, укрепление позиций на рынке высшего образования, их устойчивое развитие и способность справляться с вызовами и угрозами, которые могут возникнуть в будущем. При этом следует еще раз подчеркнуть, что они не могут быть универсальными [14].

Заключение

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим научно обоснованным положениям:

1) определены аспекты значимости аграрных ВУЗов, компоненты которых легли в основу формирования оценочных критериев экономической безопасности;

2) автором разработан методический инструментарий по оценке уровня экономической безопасности, позволяющий оперативно выявить риски и угрозы различного генезиса, и рекомендованный руководителям и специалистам ВУЗа для мониторинга его работы;

3) сформулированы практические рекомендации по повышению уровня экономической безопасности ВУЗа, основанные на результате анализа и оценки уровня экономической безопасности аграрных ВУЗов с использованием разработанной методики. Цель этих рекомендаций – предоставить аграрным ВУЗам конкретные шаги и стратегии для улучшения своей экономической безопасности.

Таким образом, проведенное исследование подчеркивает важность обеспечения экономической безопасности аграрных ВУЗов в современных условиях. Понимание слабых мест и возможностей для улучшения позволит этим учреждениям эффективно справляться с вызовами и обеспечивать высокий уровень образования и научных исследований.


References:

Akperov I.G., Kokhanov V.S., Martynov B.V. (2020). Myagkie modeli formirovaniya kompetentsiy regionalnogo vuza [Soft models for the formation of competencies of a regional university] Innovative technologies in science and education. 215-221. (in Russian).

Barsukova M.V., Nikolaeva A.V., Stolyarova T.V., Fedorova L.P. (2019). Instrumenty monitoringa po vyyavleniyu ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti [Monitoring tools to identify threats to economic security]. The Bulletin of the Russian University of Cooperation. (3 (37)). 16-23. (in Russian).

Botova M. A. (2020). Organizatsionno-metodicheskie sostavlyayushchie ekonomicheskoy bezopasnosti uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya (na primere VIEPP) [Organizational and methodological components of economic security of higher education institutions (on the example of VEPP)]. Vestnik VIEPP. (2). 126-133. (in Russian).

Brakk D. G. (2023). Prodovolstvennaya bezopasnost v usloviyakh klimaticheskikh transformatsiy [Food security amidst climate transformations]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (1). 367-384. (in Russian).

Daneev A. V., Daneev R. A. (2019). Itogi monitoringa irkutskikh vuzov v 2018 godu [Results of monitoring of Irkutsk universities in 2018] Problems of the educational process in innovative schools. 39-51. (in Russian).

Ermoshina E. E. (2020). Aktualnye problemy analiza ekonomicheskoy bezopasnosti vysshego uchebnogo zavedeniya [Actual problems of university economic security analysis]. Aktualnye voprosy ucheta i upravleniya v usloviyakh informatsionnoy ekonomiki. (2). 250-255. (in Russian).

Grineva S. V. (2019). K voprosu o formirovanii bazovyh pokazateley otsenki rezultativnosti korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti vuza [To a question of formation of basic indicators assessment of effectiveness of corporate social responsibility of higher education institution]. Siberian Financial School. (2(133)). 73-89. (in Russian).

Karavaeva I. V., Lev M.Yu. (2020). Itogi provedeniya IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Results of the international scientific-practical conference "senchagov's readings"]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (4). 549-578. (in Russian).

Kulagina N.A., Ryzhinskaya T.A. (2020). Rol monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti v diagnostike problem razvitiya regiona [The role of economic security monitoring in the diagnosis of regional development problems] The impact of the new Geopolitical reality on public administration and development of the Russian Federation. 200-206. (in Russian).

Kuznetsova O. D., Emelyanov D.O., Kosnikov S.N. (2020). Integralnaya otsenka uchrezhdeniy vysshego obrazovaniya Krasnodarskogo kraya [Integral assessment of the Krasnodar region institutions of higher education]. Scientific Journal of KubSAU. (156). 26-45. (in Russian).

Lev M. Yu. (2020). Pravovaya priroda ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva i ee institutsionalnye aspekty [Legal nature of economic security of the state and its institutional aspects]. Journal of International Economic Affairs. (2). 447-466. (in Russian).

Lev M. Yu. (2022). O vozrastanii znachimosti issledovaniy natsionalnoy bezopasnosti v sovremennoy ekonomicheskoy nauke [Concerning the increasing importance of national security research in modern economics]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (1). 303-338. (in Russian).

Plotnikov N. V. (2015). Metodologicheskie osnovy monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti vysshego professionalnogo obrazovaniya [Methodological basis for monitoring the economic security of professional education]. Economics and management. (6(116)). 63-66. (in Russian).

Plotnikov, N. V. (2015). Metody obosnovaniya vybora indikatorov ekonomicheskoy bezopasnosti vysshego obrazovaniya [Methods of substantiation of selecting economic security indicators for higher education]. Nauchnaya mysl Kavkaza. (3(83)). 171-177. (in Russian).

Tkachenko I. A., Knyazkina O. V. (2017). Faktory i pokazateli vnutrenney i vneshney sredy vuza, opredelyayushchie ego reyting [Factors and indicators of the internal and external environment of the university that determine its ranking] Science of the Young - the Future of Russia. 310-312. (in Russian).

Tolstikova E.A. (2022). Formirovanie modeli otsenki stoimosti intellektualnogo kapitala universiteta [Formation of a model for assessing the value of the intellectual capital of the university] (in Russian).

Volkov A. G., Batova V.N. (2015). Konkurentosposobnost vysshikh uchebnyh zavedeniy kak instrument obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti obrazovaniya [Competitiveness of universities as a tool of economic security education]. Modern problems of science and education. (1-1). 646. (in Russian).

Yarkova T. M. (2022). Ekonomicheskaya bezopasnost agrarnogo vuza [Economic security of agrarian university]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). 1061-1072. (in Russian).

Yarkova T. M. (2022). Ekonomicheskaya bezopasnost vysshego obrazovaniya, ee rol i vliyanie na bezopasnost ekonomiki otrasley [Economic security of higher education, its role and impact on the industries' economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (1). 193-208. (in Russian).

Страница обновлена: 05.05.2025 в 06:41:28