Consumer behavior research tools in the sanctioned economy
Zakharenko I.K.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 32
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 10 (October 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54773117
Abstract:
The article discusses marketing tools that make it possible to reduce costs in a crisis by modeling consumer behavior based on clear market segmentation and research of consumers' socio-psychological behavior. The relevance of the application of segmentation based on socio-psychological profiling is substantiated.
The main approaches to socio-psychological profiling are given; the main types of consumer profiles in an unstable economic environment under sanctions are highlighted.
An algorithm of socio-psychological segmentation based on qualitative and quantitative marketing research is proposed. The algorithm will allow applying a set of information collection directions for more accurate and practical socio-psychological segmentation of consumers.
The effectiveness of the developed algorithm for modeling consumer behavior is determined by the identified possibility of applying recommendations in the field of consumer behavior theory under the influence of sanctions pressure.
Acknowledgments:
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds, according to the state task of the Financial University in 2023.
Keywords: consumer behavior, profiling, segmentation, consumer satisfaction, crisis marketing, sanctions, consumer choice, marketing research
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств, по государственному заданию Финансового университета в 2023 году
JEL-classification: D90, D91, F51
Введение.
Актуальность. В последние несколько лет мировая экономика находится в состоянии динамически возрастающей турбулентности, вызванной как объективными, так и субъективными факторами. На фоне углубляющихся противоречий между ключевыми стейкхолдерами мирового экономического и политического пространства, возрастает, с одной стороны, санкционное давление со стороны стран глобального Запада в отношение нашего государства, а с другой стороны, внутри нашей страны нарастают процессы импортозамещения для защиты национальных интересов. Санкционная экономика наложила свой отпечаток не только на поведение производителей, структуру национальной экономики, но и на поведение потребителей. Трансформация поведения потребителей осуществляется под воздействием экономико-технологических и социальных инструментов санкционного давления и направлена на снижение покупательской способности, формирование резервных покупок, зарезервированных финансовых накоплений, позволяющих сохранять экономическую, психологическую безопасность потребителя в условиях кризиса.
Хотя цели санкционного давления и являются политическими, тем не менее, достижение этих целей осуществляется преимущественно экономическими и социальными инструментами воздействия.
Особого внимания заслуживают меры социального характера, поскольку темпы роста расходов на конечное потребление в России выше, чем во многих европейских странах. Это означает, что потребители увеличивают свою склонность к потреблению и для них все большую значимость приобретают такие характеристики товаров, как качество, современность, новизна, доступность и т.д., что требует более глубоких исследований инструментов маркетингового управления поведением потребителей в санкционной экономике. Россия в полной мере стала ключевым игроком, в адрес которой осуществляется беспрецедентное санкционное давление, что требует, во-первых, осознания масштаба мер санкционного давления; во-вторых, разработки мер оперативного реагирования на существующие и вновь вводимые санкции для российского бизнеса.
Такими мерами реагирования в условиях санкций должны стать инструменты маркетинга, которые дают возможность снизить затраты в условиях кризиса за счет моделирования поведения потребителей, основанного на четком сегментировании рынка и исследованиях социально-психологического поведения потребителей.
Литературный обзор. За последние десятилетия накоплен достаточный теоретический и практический научный опыт, направленный на исследования причин, последствий и технологий противодействия секционной политики недружественных стран. Все научные работы, так или иначе связанные с санкциями, можно разделить на правовые и экономические. Экономическая литература затрагивает вопросы безопасности экономики и общества в целом, а также кейсовый (ситуационный подход) в исследованиях санкций.
Наиболее значимые работы в ситуационном подходе в исследованиях санкций принадлежат Г. Хафбауэру [1, стр. 247] (Hufbauer, 2009, р. 247), Ф. Джумелли [2, стр. 49] (Giumelli,2013, р. 49), Дж. Гальтунгу [3, стр. 378-416] (Galtung, 1967, р.р. 378-416), Р. Конноли [4, стр. 55-67] (Connolly,2018, р.р.55-67) , Т. Дорфлера [5, стр. 254] (Dorfler, 2019, р.254), а также российским ученым Араповой Е.Я., Кудиновой А.С. [6, стр. 151-165] (Arapova, Kudinova, р.р. 151-165), Тимофееву И.Н. [7, стр.8-23] (Timofeevy, р.р. 8-23), коллективу ученых Финансового университета под руководством Нуриева Р.М. [8, стр. 110-140] (Nureev, 2017, рр 110-140).
Исследования проблем экономической безопасности нашли отражение в работах Абалкина Л.И. [9, стр.4-11] (Abalkin, 1994, рр.4-11), Глазьева С.Ю. [10, стр. 3-19] (Glazyev, 1997, рр. 3-19), Лосмана Д. [11, стр.1-12] (Losman, 2001, рр. 1-12), Рикардса Дж. Г. [12, с. 4-49] (Rickards, 2023, рр.4-49), Десаи Р. [13, стр. 98-200] (Desai, 2013, рр. 98-2000), Клейнера Г.Б. [14, стр. 40-45] (Kleiner, 2012, РР. 40-45), Орлова Е.Р. [15, стр. 80-88] (Orlova, 2019, рр. 80-88), Райнерта Э.С. [16, стр. 55-115] (Reinert, 2017, рр. 55-155).
Выделим работы российских ученых, занимающихся изучению вопросов маркетингового управления поведения потребителей в условиях кризиса Коваленко К.В., Захарова Ю.Н. [18, стр. 762] (Kovalenko, Zakharova, 2017, р. 762), Саблукова А. В. [19, стр. 142] (Sablukov, 2022, р. 142). Активно вопросами ответственного потребительского поведения и его трансформацией, в том числе в условиях кризиса занимаются ученые исследователи Финансового университета Устинова О.В. [22, стр. 366] (Ustinova, 2022, p. 366), Карпова С.В. [20, стр.51-57] (Karpova, 2022,pp. 51-57), Вяткина Н. Ю. [21, стр.2003] (Vyatkina, 2023, рр. 2003-2020) .
Научный пробел. Работ, посвященных управлению поведением потребителей в условиях кризиса в российской практике немного, анализ показал, что в данных работах нет комплексного подхода, включающего всестороннее исследования потребителей, направленного на выделение запросов, мотивов, потребностей конкретных потребителей, что является основой для выстраивания эффективных стратегий компаний в условиях санкций.
Основной целью работы является изучение направлений исследования поведения потребителей и на их основе построения алгоритма профилизации потребителей.
Данная цель предопределила задачи исследования:
1. Изучить основы профилизации потребителей и выделить их основные группы.
2. Описать аналитический инструментарий выделения профилей потребителей;
3. На базе инструментов маркетинговых исследований построить и описать алгоритм профилизации потребителей в условиях кризиса.
Приращение научного знания в данном исследовании выражается в использовании подхода к сегментированию рынка, на основе профилизации потребителей и маркетинговых исследований поведения потребителей.
Научная новизна исследования состоит в построении алгоритма профилизации населения РФ в условиях кризиса. Алгоритмы моделирования социально-психологического сегментирования отдельных групп населения входит в поле научных исследований санкционной экономики, экономической социологии, социальной этики и защите прав потребителей.
Актуализация научной потребности исследования проблемы «моделирования социально-психологического поведение потребителей» связана с изменениями экономической ситуации, с ведением санкций против РФ.
Методы исследования. При решении поставленных задач в исследовании использовались методы системного анализа, кабинетных исследований, метод изучения документов, метод включенного наблюдения, структурно-функциональный метод и другие методы научного познания.
Основная часть.
Покупательные привычки и предпочтения людей меняются с течением времени и сегодня представляют собой сложную систему, основанную на множестве факторов и требующую поиска инструментов маркетингового управления поведением потребителей.
Эффективное использование инструментов маркетингового управления поведением потребителей по средствам изучения изменений поведения потребителей, проведение маркетинговых исследований с целью выделения более четких сегментов рынка, основанных на социально психологической профилизации легли в основу моделирования алгоритма сегментирования отдельных групп населения в санкционной экономике, разработанного в рамках научно исследовательской работы разработки подходов к нейроприфилированию поведения потребителей в санкционной экономике в Финансовом университете при правительстве РФ.
В исследовании учитывались подходы к социально-психологическому профайлингу в процессе сегментации отдельных групп населения.
Профайлинг – это метод анализа поведения и характеристик потенциальных клиентов, который может помочь компаниям определить их интересы, потребности и предпочтения. Этот метод является важным инструментом в маркетинговых исследованиях, поскольку он может помочь компаниям разработать более эффективные стратегии продаж и привлечения клиентов.
Профайлинг включает в себя анализ данных о клиентах, включая их поведение в интернете, социальных сетях, покупательские привычки, демографические данные и другие параметры. Эти данные собираются с помощью различных инструментов, таких как аналитические программы, опросы, анкеты, анализ контента и другие.
После сбора данных происходит их анализ и сегментация отдельных групп населения, то есть группировка клиентов по различным критериям, таким как возраст, пол, образ жизни, интересы, потребности и другие. Каждый сегмент имеет свои уникальные характеристики и потребности, что помогает компаниям создавать персонализированные предложения и сообщения, которые больше соответствуют потребностям каждого сегмента.
Профайлинг также может помочь компаниям определить тренды и паттерны поведения клиентов. Это может помочь компаниям разработать более эффективные маркетинговые кампании и улучшить взаимодействие с клиентами.
В условиях экономической турбулентности, вызванным санкционным давлением на нашу страну, можно выделить несколько архетипов/психотипов потребителей (рисунок 1).
Рисунок 1 - Психотипы потребителей в условиях экономической турбулентности (составлено по [24, стр.85-94] (Liu,2021, рр. 85-94), [25, стр. 697-709] (Santos, 2021, рр. 697-709) [26, стр. 75-83])
Конечно, не всех потребителей можно отнести к какому-либо одному психологическому типу, и многие могут проявлять черты разных типов в разное время. Однако понимание основных психологических типов потребителей может помочь бизнесам и маркетологам более точно настраивать свои маркетинговые кампании и стратегии продаж в условиях экономической нестабильности.
Инструменты, применяемые в ходе социально-психологического профилирования, могут варьироваться в зависимости от того, какая область применения имеется в виду. Некоторые из распространённых инструментов социально-психологического профилирования включают в себя:
1) опросники и анкеты – используются для сбора данных об отношении людей к определённым темам, продуктам или услугам;
2) фокус-группы – это группы людей, которые собираются вместе, чтобы обсуждать определённую тему или продукт, а их ответы и реакции записываются и анализируются;
3) эксперименты – используются для изучения воздействия определённых факторов на поведение и реакции людей;
4) наблюдение – используется для изучения поведения людей в естественной среде или в определённой ситуации;
5) анализ данных социальных сетей – используется для анализа социальных связей и отношений между людьми;
6) биометрические измерения – используются для измерения физиологических реакций на определённые стимулы, такие как сердцебиение, потоотделение и др.;
7) методы нейромаркетинга – это методы изучения реакций мозга на различные стимулы, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI), электроэнцефалография (EEG), магнитоэнцефалография (MEG) и другие. Нейромаркетинг используется в маркетинге и поведении потребителей для изучения реакций мозга на рекламу, продукты и другие рекламные стимулы.
Через осмысления подходов к социально-психологическому профайлингу, представляется возможным предложить унифицированный алгоритм моделирования социально-психологического сегментирования отдельных групп населения в санкционной экономике (рисунок 2).
В алгоритме выделены пять базовых этапов моделирования поведения потребителей в маркетинге, основанном на поисково-аналитическом инструментарии. В качестве базы для определения этапов алгоритма моделирования взяты работы Р.Рокича [23, стр.438] (Rokeach, 1973, р. 438), Черчилля Г., Брауна Т. [17, стр. 19-78] (Churchill, Brown,2007, рр.19-78), учитывающих специфику и приоритетность аналитической функции в моделировании поведения потребителей, в том числе социально-психологического профиля отдельных групп населения в изменяющихся экономических условиях. Среди основных аналитических инструментов, учитываемых в алгоритме моделирования, выделены два:
1. Качественные исследования поведения потребителей: проведение нейроэкспериментов по выявлению особенностей поведения основных групп потребителей в соответствии с их социально-психологическими профилями в целях обеспечения социальной этики и защиты социально-экономических прав.
2. Количественные исследования поведения потребителей: анкетный опрос для выявления факторов, влияющих на формирование социально-психологических профилей отдельных групп населения в санкционной экономике.
Предложенный инструментарий позволит применить совокупность направлений сбора информации для более точного и практичного социально-психологического сегментирования потребителей.
Необходимо отметить, что представленный алгоритм моделирования социально-психологического сегментирования потребителя может трансформироваться в зависимости от размеров рынка, уровня конкуренции в нем, специфики отрасли.
Рисунок 2 – Алгоритм моделирования социально-психологического профиля потребителя в условиях санкций [1]
Этапы моделирования алгоритма социально-психологического сегментирования отдельных групп населения в санкционной экономике. Основу алгоритма составляют несколько этапов. Первый этап «Поисковый этап» включает:
- исследование изменения экономике РФ в условиях санкционного давления и импортозамещения;
- исследование изменения рыночной среды в условиях санкций;
- анализ нормативно-правовых аспектов регулирования экономики и обеспечения социально-экономических прав.
Второй этап «Методический этап», в который входят процессы:
- выбор метода социально-психологического профилирования отдельных групп населения;
- выбор инструментов профилирования отдельных групп населения.
Третий этап «Программный этап количественного исследования», состоящий из процессов:
- разработка программы количественного исследования;
- разработка и пилотаж инструментария количественного исследования с учетом выбранных критериев профилирования;
- рекрутинг респондентов;
- полевой этап исследования методом анкетирования;
- выделение основных характеристик потребительского поведения и описание социально-психологических особенностей профиля отдельных групп населения в санкционной экономике.
Четвертый этап «Программный этап качественного исследования» включает:
- рекрутинг респондентов и определение их принадлежности к группе потребительских сегментов;
- изучение особенностей системы ценностных ориентаций социально-психологических профилей основных групп потребителей;
- измерение коннотативных признаков эмоционального восприятия элементов социальной этики и защиты социально-экономических прав социально-экономическими профилями основных групп потребителей;
- проведение исследований для изучения неосознанных поведенческих реакций основных групп потребителей в соответствии с их социально-психологическим профилем;
- описание особенностей поведения основных групп потребителей в соответствии с их социально-психологическим профилем.
Пятый этап «Организационный этап» состоит из процессов:
- разработка модели потребительского поведения отдельных групп населения в соответствии с их социально-психологическим профилем;
- разработка методических рекомендаций по обеспечению социальной этики и защиты социально-экономических прав потребителей в соответствии с их социально-психологическим профилем;
- реализация мер нормативно-правового регулирования и государственного обеспечения социальной этики и защиты социально-экономических прав потребителей в соответствии с их социально-психологическим профилем;
- оценка эффективности мер нормативно-правового регулирования и государственного обеспечения социальной этики и защиты социально-экономических прав потребителей в соответствии с их социально-психологическим профилем;
- мониторинг обеспечения социальной этики и защиты социально-экономических прав потребителей условиях санкционной экономики.
Четыре этапа алгоритма являются альтернативными. Так, отсутствие потребности в моделировании поведения отдельных групп населения возвращает исследователя к анализу изменения экономики, рыночной среды и нормативно-правовой базы в санкционных условиях. Отсутствие или нечеткое выделение основных характеристик потребительского поведения и социально-психологического профилирования подразумевает повторное проведение количественных исследований. При недостаточности выявленных связей особенностей поведения основных групп потребителей с их профилем необходимо вернуться к рекрутингу респондентов и определения их принадлежности к группе профиля. При отрицательной оценки эффективности мер нормативно-правового регулирования и государственного обеспечения социальной этики и защиты социально-экономических прав потребителей в соответствии с их социально-психологическим профилем необходимо пересмотреть методические рекомендации по обеспечению социальной этики и защиты социально-экономических прав потребителей в соответствии с их социально-психологическим профилем.
Предложенный алгоритм исследования и управление поведением потребителей через его социально-психологическую профилизацию является наиболее эффективным в условиях санкций, так как технологии массового маркетинга не работают. Компаниям необходимо найти свой целевой сегмент рынка, более точечно и персонифицировано, выявить и удовлетворить его потребность. Таким образом, профайлинг является важным методом анализа поведения и характеристик клиентов, который помогает маркетологам определить их потребности и предпочтения. Этот метод может помочь компаниям создавать более персонализированные предложения и сообщения, улучшать взаимодействие с клиентами и разрабатывать более эффективные маркетинговые кампании.
[1] составлено по материалам отчета Рожков И.В. НИР «Разработка подходов к нейропрофилированию поведения потребителей в санкционной экономике»
References:
Abalkin L. I. (1994). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [Economic security of Russia: threats and their reflection]. Voprosy Ekonomiki. (12). 4-11. (in Russian).
Arapova E.Ya., Kudinov A..S. (2022). Osobennosti sanktsi- onnogo regulirovaniya v SShA, ES i Velikobritanii: sravnitelnyy analiz [International sanctions legislation in the U.S., EU and UK: a comparative study]. Polis. Politicheskie issledovaniya. (6). 151– 165. (in Russian).
Cherchill G., Braun T. (2007). Marketingovye issledovaniya. 5-e izd [Marketing research] (in Russian).
Connolly Richard. (2018). Russia’s Response to Sanctions. How Western Economic Statecraft is Reshaping Political Economy in Russia
Desai R. (2013). Geopolitical economy
Dorfler Thomas. (2019). Security Council Sanctions Governance
Galtung Johan. (1967). “On the Effects of International Economic Sanctions, With Examples from the Case of Rhodesia.” World Politics. (3). 378–416.
Giumelli Francesco. (2013). How EU Sanctions Work: A New Narrative
Glazev S. Yu. (1997). Osnova obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany: alternativnyy reformatsionnyy kurs [The basis for ensuring the economic security of the country: an alternative reformation course]. Russian Economic Journal. (1-2). 3-19. (in Russian).
Hufbauer Gary C., Jeffrey J. Schott, Kimberly A. Elliott, Barbara Oegg. (2009). Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition
Karpova S.V., Cherenkov V.I. (2022). Faktory i metafaktory normirovaniya potrebleniya v realizatsii kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Factors and metafactors of rationing consumption in the implementation of the concept of sustainable development]. Problemy sovremennoy ekonomike. (4(84)). 51-57. (in Russian).
Kleyner G. B. (2019). Ekonomika ekosistem: shag v budushchee [Ecosystem economy: step into the future]. The Economic Revival of Russia. (1). 40-45. (in Russian).
Kovalenko K.V., Zakharova Yu.N. (2017). Vliyanie sanktsiy na potrebitelskoe povedenie [The impact of sanctions on consumer behavior]. Economy and society (Ekonomika i socium). (3(34)). 762–765. (in Russian).
Liu J., Li X., Li X. (2021). Consumer Segmentation Based on Personality Traits: A Review of Empirical Studies Journal of Business Research. (131). 85–94. doi: 10.1016/j.jbusres.2021.03.004.
Losman D. (2001). Economic Security. A National Security Folly? Policy analysis. (409). 1-12.
Nureev R.M. (2017). Ekonomicheskie sanktsii protiv Rossii: ozhidaniya i realnost [Economic sanctions against Russia: expectations and reality] (in Russian).
Orlova A. V. (2012). Evolyutsiya ponyatiya «ekonomicheskaya bezopasnost» [Evolution of the concept "economic security"]. Modern economy: problems and solutions. (8). 80-88. (in Russian).
Raynert E. S. (2011). Kak bogatye strany stali bogatymi, i pochemu bednye strany ostayutsya bednymi [How rich countries became rich, and why poor countries remain poor] (in Russian).
Rickards J. G. (2009). Economic Security and National Security: Interaction and Synthesis Strategic Studies Quarterly. (3). 8-49.
Rokeach M. (1973). The nature of human values
Sablukov A.V. (2022). Sotsialnaya napryazhennost v rossiyskom sotsiume v usloviyakh sanktsionnogo davleniya [Social tension in Russian society under the conditions of sanctions pressure]. MSLU Bulletin. (4(849)). 142–149. (in Russian).
Santos J. C., Duarte P., Raposo M. (2021). Segmenting Consumers Based on Values: A Review of Empirical Studies Journal of Business Research. (133). 697–709. doi: 10.1016/j.jbusres.2021.05.015.
Timofeev I.N. (2021). Protivodeystvie ekonomicheskim sanktsiyam: rossiyskiy zakonodatelnyy i institutsionalnyy opyt [Countering economic sanctions: Russian legislative and institutional experience]. The Journal of Finance. (4). 8–23. (in Russian).
Ustinova O.E., Karpova S.V. (2022). Aktualnye napravleniya izucheniya povedeniya potrebiteley v usloviyakh pandemii COVID -19 [Current trends in the study of consumer behavior in the context of the COVID-19 pandemic]. Marketing: problemy i resheniya. 1 366-376. (in Russian).
Vyatkina N.Yu. (2023). Osobennosti potrebitelskikh predpochteniy rossiyan v usloviyakh sanktsionnoy ekonomike [Peculiarities of russians' consumer preferences amidst the sanctions economy]. Creative economy. (6). 2003-2020. (in Russian).
Страница обновлена: 09.05.2025 в 09:29:48