Business model transformation in local and regional ecosystems
Filippovskaya T.V.1, Dianova L.S.2,1
1 Уральский государственный экономический университет
2 ООО «Авто-Траст»
Download PDF | Downloads: 27
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 8 (August 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54604789
Abstract:
The authors propose to consider the problem of delayed transformation in ecosystems of vertical and horizontal business models into oblique ones as the reason for the discrepancy between the growth of economic entity digitalization and the economic activity results. The following conclusions of the researchers are confirmed.
The real drivers and the basis of sustainable development in the conditions of VUCA (Volatility, Uncertainty, Complexity, and Ambiguity) are the micro-objects of local markets involved in organizational innovation. The article is of interest to theorists and practitioners of assessing the realities of local markets in achieving positive externalities at the regional and national levels.
Acknowledgments: The authors express their gratitude to N. V. Novikova, Dr. Sc. (Econ.), Associate Prof., Prof. of Regional, Municipal Economics and Governance Dept. Ural State University of Economics for the scientific guidance of the research work of L.S. Dianova.
Keywords: digital ecosystems, inclined, vertical and horizontal business models, VUCA world, regional and local markets
JEL-classification: D81, D92, L2, M21
Введение
Противоречия теоретической оценки параметров достижения устойчивости субъектов экономики в условиях VUCA (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity) актуализировали поиск реальных причин проблематики их функционирования и, прежде всего, проявления несоответствия роста цифровизации субъектов экономики и результатов их экономической деятельности.
Понятие VUCA-мир, введенное Н. Беннеттом и Дж. Лемуаном почти двадцать лет назад [7, 10] (De Schauer, 2022; Drobot, 2021), начинает чаще использоваться в актуальных публикациях, направленных на попытку осмысления изменений, происходящих в социуме. Представляется, что именно этот акроним корректнее отражает современность, нежели в большей мере политологические и футурологические, такие, как сформулированный Ж. Кассио (Jamais Cascio) BANI — Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible [12] (Kirikova , 2023), или SHIVA – Split, Horrible, Inconceivable, Vicious, Arising (Розин М.), а вслед за ним TACI – Turbulent, Accidental, Chaotic, Inimical – вариант, предложенный на замену первичному акрониму С. Дерябиным [8, 25] (Deryabin, Reshetnikova).
Вне зависимости от выбора акронима, в значительной степени рассуждения многих исследователей продолжают оставаться в качестве пояснений к «черным лебедям», о которых писал Н.Н. Талеб [30] (Taleb, 2012). То есть, анализируются события, которые раньше не проявлялись, но дают непредсказуемый эффект в экстерналиях и оказывают мощное воздействие на окружающий мир. Ситуация, действительно, складывается весьма непростая, так как многие канонические установки экономической теории в целом и, в частности, – регионалистики, цифровой и сетевой экономик, оказываются несостоятельными под давлением времени, предопределяющего объективные трансформации, и политики.
Обратим внимание на то, что в некоторых случаях современная теория даже не сразу реагирует на очевидные противоречия в практиках повседневности. Например, не всегда уточняется, что сквозные IT-технологии (ИТ) целесообразнее анализировать через процессы и результаты их внедрения, на что обращает внимание Т. В. Гудкова [5] (Gudkova, 2020). Можно сослаться на последствия ковидных ограничений, однако, имеются и иные параметры, характеризующие ситуацию в целом. Так, Р. Хикс [38] (Heeks, 2016) приводит данные других исследователей, которые оказываются весьма красноречивыми: «увеличение числа пользователей Интернета на 10% увеличивает ВВП на 0,35%, увеличение числа пользователей на 10% оказывает следующее влияние на ВВП: персональные компьютеры (0,15%), мобильные телефоны (0,25%), Интернет (0,8%). ...“каждое 10-процентное увеличение проникновения широкополосной связи приводит к дополнительному росту национального ВВП на 1,3 процента”; “в странах, в которых проникновение 3G в период с 2008 по 2011 г. было на 10 % выше, среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения увеличились на 0,15 процентных пункта”» [38] (Heeks, 2016).
Приведем данные о результатах внедрения экстранета, как способа расширения партнерских связей и своеобразного катализатора готовности организаций к совместной синергетической деятельности в экосистемах. Процент использования персональных компьютеров (КП) в Свердловской области выше, чем в РФ (81,8%), и приближается к 86,6% при незначительном торможении процесса насыщения бизнес-структур КП, но при этом количество организаций, имеющих веб-сайты в сети интернет, большее по количеству в сравнении с РФ (51,3% против 46,2%), но имеет почти вдвое ниже темп их роста (2,6% против 4,3% по РФ). Особо следует отметить, что динамика широкополосного доступа в экстранете по стране 4,6 %, а по области нулевая. Представленные данные позволяют высказать гипотезу о том, что реализуемые в регионе бизнес-модели не приносят ожидаемого экономического эффекта. С целью выяснения достоверности представленной гипотезы целесообразно проведение структурно-функционального анализа национальных и зарубежных публикаций. Более того, стоит указать на некий научный пробел, инициировавший востребованность цели представляемого в настоящей статье исследования. Дело в том, что имеются два фактора, преобразующих оценку происходящих изменений в известных по определению Н.Н. Талиба «черных лебедей». Это противоречивая оценка значимости микросубъектов локальных рынков (МЛокР) в достижении позитивных экстерналий регионального и национального уровня, а также востребованных современной ситуацией видов наклонных бизнес-моделей (oblique business models) в экосистемах. На основании гипотезы ученых уральской школы регионалистики о микросубъектах экономики в роли «локомотивов» регионального развития даны сравнительные характеристики вертикальных, горизонтальных и наклонных бизнес-моделей с указанием на то, что бизнес-структуры, не включающиеся в инновационную синергетику социально-экономических связей, переходят в число аутсайдеров. Указанная авторская гипотеза подтверждает научную новизну предлагаемых в статье рассуждений.
Предметом исследования являются процессы трансформации структур бизнес-моделей в экосистемах локальных и региональных образований. Цель исследования заключается в выявлении причин проявления несоответствия роста цифровизации субъектов экономики и результатов их экономической деятельности. Авторы используют метод системно-функционального анализа позиций национальных и зарубежных ученых по описанию трансформационных процессов в бизнес-моделях экосистем.
Методологические оценки и обсуждение проблем функционирования национального рынка, РегР и их субъектов в VUCA-мире
Рассуждения многих авторов о «зеленой экономике» не стыкуются с актуальными подходами к сущности экономических экосистем. Это прослеживается в работах Е. В. Дробот и И. Н. Макарова [10] (Drobot, Makarov , 2021), И. А. Морозова, А. И. Сметанина и А. С. Сметанин [21] (Morozova, I.A., Smetanina, A.I., Smetanin, 2023 ). Формирующаяся ЦЭС – цифровая экосистема характеризуется структурой из сложных взаимодействующих подсистем, процессами с характерными для них свойствами, имеет границы и специфику процедуры создания стоимости и наличия петель обратной связи, когда негативные внешние воздействия микросубъекты могут корректировать через оперативную смену тактики и стратегии взаимодействия с внешними структурами (базисная система обратной связи) [35] (Bukht, Heeks, 2018). А. В. Зимовец и Т. Д. Климачев [11] (Zimovets, Klimachev, 2023), описывая методологию противостояния санкционному давлению, основываются только на предложениях в адрес изменений налогового законодательства, развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров, обходя стороной основную проблему сущности функционирования малого и среднего предпринимательства (МСП), связанную с проблемами организации информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые начинают все активнее применяться, прежде всего, МЛокР. О поддержке МСП в основном со стороны власти пишут и И. В. Краковецкая, Е. С. Воробьев с соавторами [15] (Krakoveckaja, Vorobeva, Votjakova, Chernjak, Makarov, 2023).
Указанные идеи находят своего рода отклик в работах других исследователей ( [3; 4] (Bochko, 2022; Golova, 2021). Опираясь на анализ источников, коррелирующих с описанием сущности цифровой экономики, принимаем гипотезу Е. Г. Анимицы, Н. В. Новиковой, Я. П. Силина [27, 28] (Silin, Animitsa, Novikova, 2019; Silin, Animitsa, 2020) о том, что в современных условиях «локомотивом» развития становятся бизнес-структуры локального уровня. В контексте цифровой экономики относительно локального рынка (ЛокР) особое значение приобретает направление научных исследований, на которое обращали внимание Е.Б. Дворядкина и Н.В. Новикова – экономика совместного потребления [6] (Dvoryadkina, Novikova, 2021).
В связи с этим основанием идеи Е.В. Дробот [9] (Drobot, 2023) о необходимости учитывать при попытках создания условий устойчивости логистических цепочек три стратегии («гибкость, адаптивность и согласованность») и решоринг, как механизм возврата к бизнес-связям на территориях, с которых выведено основное производство, не скоррелированы с Интернетом вещей (Internet of Things – IoT), который позволяет «контролировать то, что раньше было неконтролируемым», как отмечали С. Халлер, С. Карноускос и К. Шрот [37] (Haller, Karnouskos, Schroth, 2009).
Поиски точек стабильности и снижения рисков VUCA для МЛокР ведутся многими исследователями.
И. Никитис [22] (Nikitins, 2022) предлагает включить в стратегические контексты управления микросубъектами сценарный подход, однако не уточняет методы этой деятельности. В. А. Осипов, Е. В. Красова и Н. А. Вичковский [23] (Osipov, Krasova , Vichkovsky, 2022) рассматривают похожий вариант, описывая «скользящее планирование» в условиях движения к поставленной ранее стратегической цели.
Н. Д. Лопатина, Е. А. Бессонова [19] (Lopatina, Bessonova, 2023) пишут о востребованности гибких рыночных механизмов, плотной интеграции разрабатываемых проектов развития регионов в социально-экономическую систему, но не указывают реальных путей таких действий.
В представленных подходах мы видим направление учеными внимания субъектов экономики на стратегии традиционного и подтвержденного практикой поиска оптимальной отдачи от выбора продукта, для создания которого затраты минимальны, как и технологий стандартных процессов и логистических траекторий. Это становится рисковой тактикой. Не случайно К. К. Сио предлагает отказываться в VUCA-мире от выбора одной, представляющейся наиболее перспективной из набора проверенных практикой тактик, ориентируясь на жесткий анализ обоснованности выбора в конкретных условиях и на краткий промежуток времени, не забывая «о стратегических целях, которые также могут трансформироваться» [29] (Sio, 2000).
Достаточно противоречиво описываются и современные бизнес-модели.
М. Н. Кулапов, Е. И. Переверзева и О. Ю. Кириллова, давая определение понятию бизнес-экосистема, фактически синонимизируют его с сущностью сервисной платформы, не давая пояснения тому, кто исполняет в описываемой архитектуре роль партнеров, как и характеристики взаимозависимости субъектов интеракций [16] (Kulapov, Pereverzeva, Kirillova, 2022).
С. К. Мажитова, Б. К. Джазыкбаева, И. В. Денисов и их соавторы [20] (Mazhitova, Dzhazykbaeva, Denisov, Polozhishnikova, Petrenko, 2020) в своих рассуждениях основываются на вертикальном бизнес-дизайне, который критикуют М. Тихинен, Я. Кяяряйне, Х. Айлисто и П. Парвианен [40] (Tihinen, Kääriäine, Ailisto, Parvianen, 2016). Исследователи отмечают, что вертикальные бизнес-модели, направленные на стратегию «создания ценности» находятся «в ловушке своих жестких вертикалей». Устаревают и стратегии горизонтальных моделей, которые нацелены на «захват стоимости» и «выдаивание кошельков клиентов» в как можно более широких территориальных масштабах [40] (Tihinen, Kääriäine, Ailisto, Parvianen, 2016).
В то же время В. И. Абрамов, В.В. Гордеев и А. Д. Столяров [1] (Abramov, Gordeev, Stolyarov, 2023), казалось бы, аргументированно говорят уже о новых бизнес-моделях экосистемного характера. Однако, исследователи, используя подход по омникативным коммуникациям (omni-channel), с чем сложно согласиться полностью, так как пределы информированности о персональных данных граждан сегодня достаточно жестко контролируются законодателем. Ближе к точке зрения авторов настоящей статьи находится позиция Е. В. Попова, В. Л. Симонова и А. Д. Тихонова [24] (Popov, Simonova, Tikhonova, 2020). В таких условиях облегчаются задачи крауд-технологий [32] (Chulanova, 2017), повышается вероятность формирования реальной «кольчуги» бизнеса [33] (Shchepakin, Ksenzova, 2022), а создание мультидисциплинарных внутрифирменных команд по Е. С. Яхонтовой [34] (Yakhontova, 2023), как представляется, должно быть расширено до межфирменных контактов как раз в ракурсе подхода, который хотелось бы масштабнее институционализировать уже в национальном научном поле. Речь должна вестись о наклонных бизнес-моделях (oblique business models).
Результаты и обсуждение
Анализ представленных подходов к попыткам выявления условий обретения МЛокР даже на краткосрочном отрезке времени стабильности позволил обратить внимание на противоречивость оценки значимости микросубъектов в достижении позитивных экстерналий регионального и национального уровня, а также на востребованность обращения в реально инновационным видам бизнес-моделей в экосистемах. Сегодня, действительно, «локомотивами» роста являются именно МЛокР, так как именно они своей способностью оперативно перестраиваться под востребованные временем траектории развития остаются базисной составляющей регионального и национального процветания.
Задачи, поставленные правительством РФ по развитию МСП, глубоко проанализированы многими авторами, среди которых особый интерес представляют выводы И. В. Краковецкой, Е. С. Воробьевой, И. В. Вотяковой и др. [2; 15] (Barinova, Zemtsov, Tsareva, 2022; Krakoveckaja, Vorobeva, Votjakova, Chernjak, 2023; ). К 2024 г. планируется объем вклада СМП в ВВП страны довести до 24,5% [6; 27] (Dvoryadkina, Novikova, Tonkih, 202; Silin, Animitsa, 2020). Однако, достижение этой цели весьма проблематично без понимания специфики реально инновационных моделей бизнеса в экосистемах.
Л.В. Лапидус перечисляет инновационные бизнес-модели актуальных практик: «Freemium, Free-to-Play, Donation (в основе с краудфандинговой моделью), Full-crowdsourcing, рекламной модели, бизнес-модели, которые трансформировались в процессе диффузии цифровых технологий, т.е. претерпевали изменения под воздействием вызовов турбулентной цифровой среды (маркетплейсов, цифровых платформ и экосистем) “click” business, “сlick and mortar” business, “bricks and mortar” business» [18] (Lapidus , 2018). Однако, у ученого в представляемых разнообразных схемах бизнес-моделей отсутствует основной субъект интеракций – человек. Включение именно этого субъекта ЦЭС в любую ИКТ трансформирует экономическую систему в экономическую экосистему.
Тогда сегодня речь должна вестись, согласно Г. Хуэю (G. Hui), М. Тихинену, Я. Кяяряйне, Х. Айлисто, П. Парвианену (M. Tihinen, J. Kääriäine, H. Ailisto, P. Parvianen), о наклонных бизнес-моделях. «Бизнес-операции в новой модели основаны на фактическом спросе, а не на традиционных прогнозах» [39, 40] (Hui, 2014; Tihinen, Kääriäine, Ailisto et al., 2016).
Таким образом, в ракурсе осмысления наклонных бизнес-моделей как экосистем, логика предпринимательства перестраивается на доминирование задачи создания ценности для всех заинтересованных сторон в условиях парадигмы мышления, основанного на обслуживании, что имеет решающее значение. На ранних стадиях жизненного цикла развития наклонных бизнес-моделей именно вертикальные модели, ориентированные на продукт, встречаются чаще. Однако, с формированием условий для расширения вариантов комплекса услуг вертикальные модели трансформируются в горизонтальные. На этой стадии из активного бизнеса начинают исключаться те структуры, которые оказываются не готовыми к замене отношений «клиент-поставщик» на отношения взаимозависимости субъектов рынка друг от друга и включиться в процессы экономики совместного потребления. Действительно, в современных условиях фирмы, способные только активно использовать ИТ для оцифровки продукта и внутрифирменного контроля, начинают терять доходы и место на рынке, не научившись включаться в «сотрудничество между людьми и машинами, связанного с умением ориентироваться в новых взаимосвязанных экосистемах, “которые объединяются на программных платформах, стирая традиционные промышленные границы”» [40] (Tihinen, Kääriäine, Ailisto et al., 2016). Таким образом, появляется основание сделать вывод о том, что организации, «застрявшие» на уровне расширения функций внутриорганизационных ИТ-систем, оказываются не готовыми рационализировать и реализовывать бизнес и услуги на основе объединения данных с другими локальными структурами, что связано с упрощенным восприятием целей автоматизации и модернизации существующих систем («чем больше, тем лучше»). Бизнес-модели, традиционно активно действующие в условиях вертикальной и горизонтальной стратегии, сегодня устаревают и теряют темпы роста. Это можно объяснить тем, что актуальные практики основываются на моделях экобизнеса, основным условием существование которых как раз и является способность к сочетанию сотрудничества и конкуренции, поддерживающих стабильность синергетических связей в экосистеме.
Заключение
Стоит согласиться с М. Иивари, П. Ахокангасом, М. Коми, М. Тихиненом и К. Валтаненом [36] (Iivari, Ahokangas, Komi, Tihinen, Valtanen, Iivari, 2016) в том, что «бизнес-модели, основанные на ИТ, учитывали только один уровень конфигурации экосистемы: либо через горизонтальные, либо через вертикальные бизнес-модели. Наклонная бизнес-модель Интернета вещей рассматривает экосистему в целом» [36] (Iivari, Ahokangas, Komi, Tihinen, Valtanen, Iivari, 2016). Учет этого обстоятельства позволит обретать МЛокР реальные векторы стабилизации экономического развития и осваивать инновационные методы обретения высокой конкурентоспособности, основанной на экономике совместного потребления.
Этот важный посыл подтверждают проведенное Л.А. Диановой исследование нормативно-правовых актов (НПА) функционирования субъектов экономики в актуальных практиках, что позволило выявить ряд противоречий:
1. между развитием внедрения ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), PLM (Product Lifecycle Management – система управления жизненным циклом продукта), PDM (Product Data Management – управление информацией и облегчение доступа к данным об изделии на протяжении всего его жизненного цикла), CRM — Customer Relationship Management —управление отношениями с клиентами) – как доминантных систем и технологий внутрифирменной стратегии в вертикальных и горизонтальных структурах и замедлением трансформации в наклонные бизнес-экомодели, направленных вовне на условиях экономики совместного потребления;
2. между проявлением трансформации вертикальных и горизонтальных бизнес-моделей в наклонные бизнес-экомодели и отсутствием статистической информации о проявляющихся в этом процессе инноваций. Например, открытие пунктов выдачи товаров субъектов –владельцев платформ, исполняющих роль ИКТ-посредников между производителями и потребителями, статистически не учитывается и не относится к объектам розничной торговли в рамках локального потребительского рынка;
3. между структурой локальных рынков, зачастую включающей отдаленные поселения, и уровнем цифровизации информационного пространства, доступного для широких слоев потребителей.
Обратим внимание на еще одно противоречие – между отсутствием в нормативно-правовых регламентах, НПА, обеспечивающих функционирование и контроль за торговыми и другими предприятиям и организациями, структурирующими локальный потребительский рынок, значительного числа уже действующих в экономическом поле субъектов (пункты и системы выдачи товара, отсутствуют такие понятия, как даркстор, дискаунтер, посылочная/позаказная интернет-торговля (при наличии описаний различных вариантов почтовой торговли) и др. Кроме этого, и в стандарте торговли, и в НПА отсутствуют такие понятия, как стационарные изолированные пункты выдачи товара и автоматизированные (постматы), как и контактные – через контакт посредника между продавцом и потребителем, выдающего заказанный в онлайн-формате товар. Отсутствует открытая и статистически значимая и достоверная информация о динамике таких структур. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, НПА не успевают за изменениями на локальном потребительском рынке, «отставая» от стандартов, а, с другой стороны, и стандарты не все реалии сегодняшнего дня успевают учитывать.
Есть и еще одни важный аспект – недостаток методологии учета всех трансформационных изменений в рамках цифровизации локального рынка, что стало задачей диссертационного исследования Л.С. Диановой.
Следовательно, именно научное осмысление представленных трансформационных явлений, основанное на актуальной эмпирической базе локальных и региональных структур, позволит более качественно подойти к разработке инновационной методологии оценки уровня развития локальных потребительских рынков и региональных структур.
References:
Abramov V. I., Gordeev V. V., Stolyarov A. D. (2023). Sozdanie regionalnyh biznes-ekosistem na osnove tsifrovyh profiley klientov i omnikanalnyh kommunikatsiy [Creating regional business ecosystems based on digital customer profiles and omnichannel communications]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (13(5)). (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.5.117670.
Barinova V. A., Zemtsov S. P., Tsareva Yu. V. (2022). Malyy i sredniy biznes v period koronakrizisa [Small and medium-sized businesses during the coronacrisis] (in Russian).
Bochko V. S. (2022). Konstruirovanie obraza budushchego territoriy: mirovozzrencheskie podkhody [Constructing the image of the future of territories: problems, factors, and recommendations]. AlterEconomics. (19(3)). 407–423. (in Russian). doi: 10.31063/AlterEconomics/2022.193.1.
Bukht R., Heeks R. (2018). Digital Economy Policy in Developing Countries Development Implications of Digital Economies Paper. (6). 31.
Chernysheva O. G., Semina L. A. Rukovich A. V. (2023). Ekonomicheskaya konkurentosposobnost organizatsii [Economic competitiveness of a company]. International Research Journal. (1). (in Russian).
Chulanova O. L. (2017). Sovremennye kraud - tekhnologii: kraudsorsing, kraudfanding, kraudinvesting, kraudlending [Modern crowd technologies: crowdsourcing, crowdfunding, crowdinvesting, and crowdlending]. Materialy Afanasevskikh chteniy. (1(18)). 64-79. (in Russian).
De Shauer O.L. (2022). Tolerantnost k neopredelennosti, kreativnost, tvorchestvo kak svoystva effektivnoy organizatsii v VUCA-mire [Uncertainty tolerance and creativity as properties of an effective organisation in the VUCA world]. Leadership and Management. 9 (4). 985-1002. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.4.116507.
Deryabin S. (2023). Svobodnoe pogruzhenie. O prirode liderstva i obretenii lichnoy sily [Free immersion. About the nature of leadership and gaining personal strength] (in Russian).
Drobot E.V. (2023). Ustoychivost tsepochek postavok v epokhu VUCA: strategii upravleniya riskami [Supply chain resilience in the era of VUCA: risk management strategies]. Economic security. 6 (1). 153-172. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.1.117471.
Drobot E.V., Makarov I.N. (2021). Rossiya v globalnoy tsepochke sozdaniya stoimosti: effektivnost i ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti v kontekste COVID-19 [Russia in the global value chain: efficiency and threats to economic security in the context of COVID-19]. Economic security. 4 (3). 589-606. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.111950.
Dvoryadkina E. B, Novikova N. V., Tonkikh N. V. (2021). Lokalnye rynki tovarov i uslug v ekonomicheskom prostranstve munitsipalnogo obrazovaniya [Local markets of goods and services in the economic space of the municipality] (in Russian).
Golova I. M. (2021). Teoreticheskie osnovy innovatsionnogo razvitiya territorialnyh soobshchestv: sovremennoe sostoyanie i napravleniya formirovaniya [Theoretical framework for the study of regional innovative development: current state and future prospects]. Journal of Economic Theory. (2). 161-184. (in Russian). doi: 10.31063/2073-6517/2021.18-2.1.
Gudkova T. V. (2020). Globalnye tsepochki sozdaniya dobavlennoy stoimosti v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Global chains of added value in terms of digitalization of the economy]. Journal of Economic Theory. (17(1)). 53-64. (in Russian).
Haller S., Karnouskos S., Schroth C. (2009). The Internet of Things in an Enterprise Context First Future Internet Symposium. (14). doi: 10.1007/978-3-642-00985-3_2.
Heeks R. (2016). Examining «Digital Development»: The Shape of Things to Come?
Hui G. (2014) How the Internet of Things Changes Business Models. Retrieved August 02, 2023, from https://hbr.org/2014/07/how-the-internet-of-things-changes-business-models
Iivari M., Ahokangas, P., Komi M., Tihinen, M., Valtanen K. (2016). Toward Ecosystemic Business Models in the Context of Industrial Internet Journal of Business Models. (4). 42-49.
Kleyner G. B. (2023). Rasshiryayushchayasya vselennaya ekonomicheskoy teorii [Expanding universe of economic theory]. Altereconomics. (1). 1-8. (in Russian). doi: 10.31063/AlterEconomics/2023.20-1.1.
Krakovetskaya I.V., Vorobeva E.S., Votyakova I.V., Chernyak M.E., Makarov I.V. (2023). Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo [Journal of Economics, Entrepreneurship and Law] (in Russian).
Krishtanosov V. B., Brovko N. A. (2023). Kontseptualno-analiticheskie podkhody k vozniknoveniyu potentsialnyh ugroz v tsifrovoy ekonomike [Conceptual-analytical approaches to threats in the digital economy]. AlterEconomics. (1). 216-245. (in Russian).
Kulapov M.N., Pereverzeva E.I., Kirillova O.Yu. (2022). Biznes-ekosistemy: opredeleniya, tipologii, praktiki razvitiya [Business ecosystems: definitions, typologies, development practices]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1597-1612. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.115234.
Lapidus L. V. (2018). Tsifrovaya ekonomika: upravlenie elektronnym biznesom i elektronnoy kommertsiey [Digital Economy: E-business and E-commerce Management] (in Russian).
Lavrikova Yu. G., Buchinskaya O. N., Myslyakova Yu. G. (2023). Teoriya khaosa: rasshirenie granits ekonomicheskikh issledovaniy [Chaos theory: expanding the boundaries of economic research]. AlterEconomics. (1). 79-109. (in Russian). doi: 10.31063/AlterEconomics/2023.20-1.5.
Lopatina N. D., Bessonova E.A. (2023). Mekhanizmy formirovaniya ravnovesnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya ekonomiki Kurskoy oblasti na osnove proektnogo upravleniya v usloviyakh vyzovov vremeni [The mechanisms of equal socio-economic development of Kursk oblast economy based on project management in the context of the challenges of the time]. International Research Journal. (4). (in Russian).
Morozova I.A., Smetanina A.I., Smetanin A.S. (2023). Sovershenstvovanie upravleniya ustoychivym razvitiem biznesa v Rossii na osnove printsipov sotsialnoy i ekologicheskoy otvetstvennosti s pomoshchyu ESG-menedzhmenta [Improving the management of sustainable business development in Russia based on the principles of social and environmental responsibility with ESG management]. Leadership and Management. 10 (2). 643-656. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.2.117240.
Nikitins I. (2022). Innovatsionnyy vzglyad na sovremennye sposoby otsenki stepeni neopredelennosti delovoy sredy i instrumenty ee snizheniya [Innovative approaches to measure the business environment uncertainty and tools to combat it]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 223-236. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114193.
Osipov V.A., Krasova E.V., Vichkovskiy N.A. (2022). Sovremennye podkhody k strategicheskomu upravleniyu na predpriyatii v usloviyakh neopredelennosti [Current approaches to strategic management in a company amidst uncertainty]. Leadership and Management. 9 (4). 1015-1032. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.4.116639.
Popov E.V., Simonova V.L., Tikhonova A.D. (2020). Formirovanie effektivnyh mezhfirmennyh vzaimodeystviy v usloviyakh tsifrovizatsii [Development of effective inter-firm cooperation in the conditions of digitalization]. Leadership and Management. 7 (2). 287-300. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.2.106058.
Rodina T. E. (2023). Povyshenie konkurentosposobnosti krupnyh proizvodstvennyh struktur [Increasing the competitiveness of large production structures]. International Research Journal. (1). (in Russian).
Salomatina E.V., Kalashnikov S.V. (2020). Tovarnye zapasy tabachnoy produktsii kak indikator konyunktury rynka [Commodity stocks of tobacco products as an indicator of market conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (3). 861-876. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100596.
Schepakin M.B., Ksenzova G.V. (2022). «Kolchuga» konkurentosposobnosti subekta biznesa kak instrument upravleniya izmeneniyami v mobilizatsionnoy ekonomike [The chain mail of the business entity competitiveness as a tool for managing changes in the mobilization economy]. Leadership and Management. 9 (4). 933-954. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.4.116972.
Silin Ya. P., Animitsa E. G, Novikova N. V. (2019). Uralskiy makroregion: bolshie tsikly industrializatsii [Ural macroregion: large cycles of industrialization] (in Russian).
Silin Ya. P., Animitsa E. G. (2020). Evolyutsiya paradigmy regionalnoy ekonomiki [Evolution of the Regional Economy Paradigm]. Journal of New Economy. (1). 5-28. (in Russian).
Sio K. K. (2000). Upravlencheskaya ekonomika [Managerial economics] (in Russian).
Taleb N. N. (2012). Chernyy lebed. Pod znakom nepredskazuemosti [The black swan. Under the sign of unpredictability] (in Russian).
Tihinen M., Kääriäine J., Ailisto H., Parvianen P. (2016). The Industrial Internet in Finland: on route to success? Espoo. Finland: VTT, VTT Technology. (278). 87.
Yakhontova E.S. (2023). Multidistsiplinarnye komandy kak faktor ustoychivosti kompaniy v sovremennyh usloviyakh [Multidisciplinary teams as a factor of company sustainability in modern conditions]. Leadership and Management. 10 (2). 425-438. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.2.117616.
Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2023). Analiz i otsenka stsenariev sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii v usloviyakh sanktsionnoy blokady i nepredskazuemosti globalnyh trendov mirovoy ekonomiki [Analysis and assessment of scenarios for Russia's socio-economic development under the sanctions embargo and unpredictable global economic trends]. Journal of international economic affairs. 13 (1). 181-202. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.1.117207.
Страница обновлена: 18.05.2025 в 07:30:48